0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тест: Таинство Евхаристии

Тест по ОПК на тему «Церковные Таинства»

Тест «Церковные таинства»

1. Какое Церковное Таинство может совершить мирянин?

Правильный ответ: Крещение

В случае смертной опасности и невозможности доставить к человеку православного священнослужителя Таинство Крещения может совершить и мирянин. В таком случае любой православный христианин должен взять воду (желательно святую) и трижды возлить на крещаемого со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Если человек останется в живых, то Крещение должен довершить священнослужитель.

2. Какое Таинство совершается над человеком только один раз в жизни?

Правильный ответ: Крещение

Материалы для изучения: О повторном крещении, иерей Дионисий Свечников

Крещение, как и физическое рождение, возможно лишь раз. «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Ефес.4:5); «верую… во едино Крещение во оставление грехов» (никео-константинопольский Символ веры – 381 год). «Одно рождение с небес. Одно есть от плоти, а другое от Духа, одно есть от смертности, а другое от вечности, одно есть от мужа и жены, а другое от Бога и Церкви. Но и то, и другое есть единожды» (бл. Августин).

3. В Православной Церкви существует 7 Таинств. Но один из пунктов приведенного ниже списка включён сюда ошибочно. Какой?

7 Елеосвящение (соборование)

Правильный ответ: Отпевание

Материалы для изучения: Отпевание

Комментарий: Чин погребения – не Таинство, но священная молитвенная традиция.

4. Когда в Православии закрепилось учение о 7 Таинствах Церкви?

1. в первые века христианства

2. в золотой век святоотеческой культуры (5-й – 8-й века)

3. в позднее Средневековье (15-й – 17-й века)

4. в последние два столетия

Правильный ответ: в последние два столетия

Материалы для изучения: Введение в православное догматическое богословие

Комментарий: В Православной Церкви точным числом Таинств в древности никто не интересовался. Что является Таинством, а что нет, можно ли провести границу по территории духовной жизни?

В 15-м веке святитель Симеон Солунский уже говорит о семи Таинствах, однако он настаивает и на Та́инственном характере монашеского пострига. Его современник, митрополит Эфесский Иоасаф, настаивает на другом: «Я считаю, что церковных таинств не семь, но больше», и дает список из десяти таинств, куда наряду с семью известными включает монашеский постриг, Чин погребения и Чин освящения храма.

Начиная с 15-го века и до 17-го в Православной Церкви шла выработка учения о числе Таинств.

5. Учение, что Таинств ровно 7, было создано:

1. св. Иоанном Златоустом

2. отцами ранней Церкви

3. католическими богословами

4. св. Феофаном Затворником

Правильный ответ: католическими богословами

Материалы для изучения: Христианские конфессии

Комментарий: Идея о седмиричном числе Таинств принадлежит католическому богословию. В начале XII века указание на семь Таинств мы встречаем в обращенном к жителям Померании завещании Оттона Бамбергского (ум. В 1139). Затем у Гуго Сен-Викторского (ум. Ок. 1140) и у Петра Ломбардского (ум. 1164).

Впервые канонически учение о семи Таинствах было выражено на Лионском Соборе Католической Церкви в 1274 году. И только через несколько столетий это учение закрепилось и в Православной Церкви.

6. В современном православном богословии священнодействия, не вошедшие в число семи Таинств, называются:

Правильный ответ: тайнодействиями

Комментарий: У православного богослова протопресвитера Николая Афанасьева есть даже работа, посвященная Таинствам, которая так и называется: «Таинства и тайнодействия ( Sacramenta et sacramentalia )». Впервые опубликована в журнале «Православная мысль» (Труды Православного богословского института в Париже), выпуск VIII , YM С A — PRESS , Париж, 1951. С. 17-34.

7. Чаще всего святые отцы в числе Таинств Церковных наравне с семью принятыми называли:

3. Освящение нательного креста

4. Монашеский постриг

Правильный ответ: Монашеский постриг

Материалы для изучения: Монашество

Комментарий:Конечно, монашеский постриг. Всякий раз, когда святые отцы говорили о важнейших священнодействиях, способствующих духовному перерождению человека, они в ряду принятых Таинств упоминали и монашеский постриг.

8. Позже всех в число семи Таинств Церкви было включено:

1. Таинство Брака

2. Таинство Елеосвящения (Соборование)

3. Таинство Евхаристии

4. Таинство Миропомазания

Правильный ответ: Таинство Елеосвящения (Соборование)

Материалы для изучения: Таинство Елеосвящения (соборование)

Комментарий: Конечно, Таинство Елеосвящения (Соборование). Большинство святых отцов не считали Соборование Таинством.

9. Число 7 для обозначения количества Таинств было избрано:

2. потому что в Библии это символическое число

3. на это число указал в Откровении Ангел

4. эта гениальная идея принадлежала св. Антонию Великому

Правильный ответ: потому что в Библии это символическое число

Материалы для изучения: Новозаветные корни православного учения о Таинствах

10. Св. Дионисий Ареопагит, по преданию, ученик ап. Павла, среди трех Таинств называет: Крещение, Евхаристию и:

Правильный ответ: Миропомазание

Материал для изучения: Таинство Миропомазания

Комментарий: Миропомазание. Именно эти три церковных священнодействия называет Таинствами св. Дионисий Ареопагит в своём труде «О церковной иерархии». К этим трем величайшим Таинствам он добавляет и иные, меньшие таинства: Чин пострижения в монашество и Чин погребения.

Читать еще:  Тест: Иконопочитание

11. Представьте, что перед вами — фотография, на которой видно, как священнослужитель держит над головой человека, стоящего перед ним, раскрытое Евангелие. Что за Таинство совершается?

4. Елеосвящение (Соборование)

Правильный ответ: Елеосвящение (Соборование)

Материалы для изучения: Фотоальбом о Таинстве Елеосвящения

Комментарий: Елеосвящение. Читая в конце службы молитву о прощении забытых грехов, священник держит над головой соборовавшегося раскрытое Евангелие.

12. В начале Божественной Литургии звучит возглас священника «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа всегда, ныне и присно и во веки веков». А чинопоследование каких Церковных Таинств также начинается этим самым величественным из всех богослужебных возгласов?

1 Таинства Миропомазания

2 Таинства Крещения

3 Таинства Елеоосвящения

4 Таинства Брака

5 Таинства Священства

Правильные ответы: Таинства Крещения, Таинства Брака

Материалы для изучения: Литургика — наука о богослужении

Комментарий: Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков! Аминь. Миром Господу помолимся.

Кто внимательно относится к богослужению, тот заметит: с этого возгласа начинается Божественная Литургия. А помимо нее – только две особые службы: Таинство Крещения и Таинство Брака, что и напоминает нам об исторической связи между этими Таинствами и Божественной Литургией.

Тест. Таинство причастия

Список вопросов теста

Вопрос 1

Мы помним, что в жизни христиан есть очень важное для них слово. Это добрый дар от Бога к людям, а точнее — действие Бога в человеке.

Варианты ответов
  • жизнь
  • добро
  • благодать
  • душа
  • вечность
Вопрос 2

Это слово в древней Греции означало «общее дело», а также то, что совершается не ради денег, а просто ради пользы людей.

Вопрос 3

Какое из утверждений является верным?
1. Жизнь Церкви нельзя описать только теми словами и законами, которыми описывают жизнь любого человеческого общества.
2. Любовь Христа, описанная в Евангелиях, безгранична, и простирается даже на тех, кто сам себя считает Его врагом.

Варианты ответов
  • верно 1
  • верно 2
  • верно 1 и 2
  • неверно 1 и 2
Вопрос 4

Это таинство занимает центральное место в Православной церкви.

Вопрос 5

Эти предметы используют во время проведения таинства причастия.

Варианты ответов
  • копие
  • потир
  • лжица
  • нож
  • подсвечник
Вопрос 6

Так называют хлеб для причащения.

Вопрос 7

В дореволюционной России считалось нормой причащаться каждый пост:

Варианты ответов
  • Великий пост
  • Покровский пост
  • Успенский пост
  • Рождественский пост
  • Новогодний пост
  • Утренний пост
  • Смиренный пост
Вопрос 8

Каждая литургия — это повторение Тайной Вечери, на которой Спаситель, оделяя учеников ______ и ______ назвал их Своим Телом и Кровью.

Варианты ответов
  • хлеб
  • вино
  • мясо
  • вода
  • овощи
  • фрукты
  • грибы
  • орехи
  • крупы
  • молоко
Вопрос 9

Это была прощальная трапеза перед уходом на Крест, на которой Христос собрал апостолов.

Варианты ответов
  • Нагорная проповедь
  • собрание апостолов
  • последний ужин
  • Тайная вечеря
  • время крещения
Вопрос 10

Её задача разнести по всем странам и по всем эпохам те дары, которые Христос две тысячи лет назад дал двенадцати апостолам.

Таинство Причастия (Евхаристии)

Причастие, причащение или евхаристия – главное из семи церковных таинств (священнодействий). Во время них на человека нисходит благодать Святого Духа. Таинство причастия заключается в освящении хлеба и вина и их последующем употреблении верующими. Тем самым они приобщаются к телу и крови Иисуса, пожертвованным Им для спасения человечества.

Что такое евхаристия

В переводе с греческого «евхаристия» означает «благодарение». Оно воздается Богу во время главного церковного богослужения – божественной литургии. В ее середине происходит пресуществление (преложение) хлеба и вина в таинстве евхаристии. Святой Дух преобразовывает просфору (пресный хлебец в форме Агнца) и вино (Святые Дары) в тело и кровь Христа. Верующие, с помощью священнослужителя вкусив хлеб и вино, тем самым вкушают Его тело и кровь.

История установления таинства евхаристии

Основоположник этого таинства – сам Иисус Христос. Он установил его во время тайной вечери – Своей последней трапезы с учениками. Они собрались на ежегодный традиционный для евреев ужин, чтобы отметить ветхозаветную Пасху – исход иудеев во главе с Моисеем из египетского рабства.

Но Иисус придал еврейскому пасхальному ужину новое толкование. В преддверии своей великой жертвы он взял на столе хлеб, благословил его и раздал ученикам, произнеся при этом непонятные слова [1] о своем теле. Затем Учитель передал апостолам чашу с вином, объявив ее Своей кровью [2]. Глубокий смысл сказанных Христом слов открылся апостолам только после Его крестной смерти.

Таким образом, Спаситель собственноручно установил это главное христианское таинство. Слова Иисуса относительно важности причащения и его обязательности для каждого христианина очень определенны [3] и не оставляют места разночтениям. Далее в одном из евангелий приведено продолжение речи Христа [4], ясно показывающее Его желание постоянного продолжения таинства.

Ветхозаветные традиции

Иудейская пасхальная трапеза в первую очередь была религиозной и ритуальной церемонией. Вкушение пищи и вина чередовалось с чтением молитв, повествованиями из жизни предков и с пением псалмов в строго установленном порядке.

Тема вкушения пищи, совместных и культовых трапез – одна из центральных в ветхозаветной религиозной практике. Через пищу (т. е. насыщение или, напротив, голод) определяется отношение Бога к человеку, Его благосклонность или наказание.

В ветхозаветных источниках прослеживается множество ссылок на будущее главное таинство церкви. Самое известное – иудейский пасхальный Агнец. Им стал сам Христос. К тому же ряду относится манна небесная, обещание Бога на Синайской горе благословить хлеб и воду, заключение завета с Израилем и другие ветхозаветные события.

Читать еще:  Тест: 3. Разделения митрополий

Евхаристия в раннехристианские времена

У христиан первых веков, которые были иудеями, Причащение совершалось не так, как сейчас. В нем поначалу сохранялись многие ветхозаветные ритуалы. Во время службы, называемой агапой (вечерей любви), читалась Библия и исполнялись гимны Ветхого Завета. Молитвы были обращены к Богу Отцу. Ранние христиане выделяли особый хлеб – панагию – для Богородицы. Службы проводились священнослужителями по памяти, причем некоторые из них при этом импровизировали, иногда даже доходя до ересей. Позже греческие учителя церкви Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов создали и внедрили в церковный быт православной церкви канонические процедуры (чины) служб.

Уже в Византии агапа превратилась в благотворительную трапезу для бедных и была отделена от евхаристии. Некоторое время агапы совершались по вечерам, а затем и вовсе были запрещены во избежание замеченных злоупотреблений.

В период гонений на христиан в Римской империи причащение было перенесено на ночь. После легализации христианства евхаристия стала совершаться утром или днем. С ростом количества священнослужителей литургия стала ежедневным богослужением. Евхаристические молитвы стали тайными, произносимыми священниками вполголоса с целью пресечения их повторения всуе детьми и проповедниками на улицах. В то же время любой интересующийся верующий мог прочитать тексты таких молитв в церковных книгах.

Затем в христианских церквях появились иконостасы, отгородившие священнослужителей от мирян. В византийском обряде появились специальные литургические входы и Царские врата. Причащению стал предшествовать специальный пост. Крещение и причастие было распространено на младенцев. Из христианских храмов перестали выводить оглашенных (готовящихся к крещению), кающихся и бесноватых. Позже появились другие службы суточного круга: вечерня, утреня и т. д.

Место евхаристии в иерархии таинств

Причащение считается центральным христианским таинством, превосходя по своему значению даже таинство крещения. Последнее означает рождение во Христе, а евхаристия – постоянную жизнь во Христе.

Это таинство – невидимое, но реальное действие: Христос, как говорил Он сам, входит в хлеб и вино в церковной святой чаше. Последняя, в свою очередь, символизирует другую чашу, относящуюся к Его страстям, – святой грааль, в которую была собрана бесценная кровь Спасителя.

Таинство евхаристии не воспоминание, а реальное повторение тайной вечери, совершенной два тысячелетия назад. В причастии, которое оживотворяет, одухотворяет наши душу и тело, мы, как ни в каком другом таинстве, соединяемся с Самим Христом и принимаем его в свое сердце. При причащении священник от имени Иисуса прощает христианину его грехи согласно словам Христа о вечной жизни (см. выше). Евхаристия напоминает верующим о великой жертве Христа.

Господь говорит о своем вневременном присутствии среди людей [5]. Ныне вся полнота Божества сосредоточена в святых дарах, причащаясь которых человек обретает благодать.

В духовной литературе описаны случаи схождения Святого Духа или Божественного огня на святые дары во время евхаристии.

Ланчанское чудо

В небольшом итальянском городе Ланчано есть церковь Св. Франциска, больше известная как La chiesa del miracolo eucaristico – церковь Евхаристического чуда. Таковое произошло в VIII в. во время литургии. Одного из проводящих ее священников – иеромонаха Василиана – одолевали сомнения насчет истинности тела и крови в форме хлеба и вина. Он склонялся к мнению, что таковые – всего лишь символы, напоминающие о тайной вечере.

В этот момент хлеб, преломляемый пальцами иеромонаха, превратился в срез человеческой плоти, а вино в чаше стало густой алой жидкостью. Василиана окружили другие священники, также пораженные чудом. Тот поведал им о своих рассеявшихся сомнениях и погрузился в долгую молитву.

Тело и кровь до сих пор хранятся в этой церкви. Материализовавшаяся кровь позже свернулась в пять затвердевших шариков. С XVI в. эти святые дары изучали священники, а с 70-х годов прошлого столетия – и ученые. Исследовавший их профессор Одоардо Линолди подтвердил их принадлежность человеку. Выяснилось, что плоть и кровь принадлежат единой группе крови. А самое поразительное в том, что эта группа совпала с идентифицированной на Туринской плащанице. Но это еще не все. Вновь растворенная из шариков кровь обладала всеми свойствами крови живого человека, живущего сейчас!

Несколько последующих научных исследований подтвердили выводы профессора Линолди. Ланчанское чудо официально признано католической церковью.

Место и время совершения литургии

Местом совершения божественной литургии может быть только храм, освященный архиереем или имеющий освященный архиереем антиминс (четырехугольный шелковый или льняной плат с частицей мощей). Именно на него во время литургии ставятся сосуды для причастия.

Литургия может совершаться ежедневно, кроме некоторых особо оговоренных церковным уставом дней. Стандартное время совершения литургии – девятый час. Допустимые колебания должны укладываться во время суток от рассвета до полудня. Исключения допустимы для главных церковных праздников, когда литургия соединяется с вечерней службой.

Священник обязан совершать божественную литургию во все воскресные и праздничные дни и литургию преждеосвященных даров по средам и пятницам в дни Великого поста.

Подготовка и евхаристический пост

Подготовиться к причастию прежде всего означает установить мир в своем сердце. Главное условие – прощение нанесенных готовящемуся обид и примирение с ним. Если оно невозможно в физическом плане (обидчик находится далеко или его нет в живых), то простить нужно мысленно.

Читать еще:  Тест: Латинские изречения

Причастию должен предшествовать телесный и душевный пост, состоящий в воздержании от скоромной пищи (мяса, молока и яиц) и злых слов, намерений и мыслей. Пост перед причастием должен продолжаться неделю или хотя бы три дня. В требнике говорится, что больные могут ограничиться единственным днем.

Порядок совершения

Как указывалось выше, таинство причастия совершается во время божественной литургии. Евхаристический канон начинается словами главного архангела – Михаила, произнесенными при сотворении мира для остановки отпадения от Бога части ангелов. За ними следует благословение священника и благодарение Бога. После древнехристианского гимна «Свят, свят, свят» и слов Иисуса на тайной вечере во время исполнения «Тебе поем» хлеб и вино претворяются в тело и кровь Христа. Канон завершается прославлением Божией Матери.

Причащение сначала проходят священники, затем – собравшиеся в церкви. Прихожане, предварительно исповедовавшиеся, должны без суеты и толкотни подойти к святой чаше, сложив на груди руки. Крестное знамение перед ней не делают (чтобы случайно не опрокинуть). По достижении своей очереди нужно назвать свое имя и открыть рот для вложения священником лжицы (ритуальной ложки) с частицей тела и крови Христовых. После этого нижний край чаши, символизирующий ребро Христа, нужно поцеловать.

После причастия надо молча отойти к столику с запивкой, взять просфору и запить. Потом отойти, чтобы не мешать другим. По окончании причастия рекомендуется выслушать литургию до конца. Сохранению полученной благодати способствует немногословие и воздержание в этот день.

Стандартных для всех правил частоты причащения нет. Считается, что православные должны причащаться по окончании каждого поста. Для каждого христианина периодичность евхаристии устанавливает его духовник.

Отличия евхаристии в разных конфессиях

Православие

Сейчас в практике православной церкви совершаются три чина литургий. Это литургии святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова. Первые две считаются полными. Во время литургии Григория Двоеслова (называемой литургией преждеосвященных даров) пресуществление святых даров не производится: используются святые дары, освященные во время полных литургий.

В православной церкви причащению взрослых предшествует особое молитвенное правило, пост и исповедь.

Младенцы православных семей допускаются к причастию по полному чину после крещения, совмещенного с миропомазанием, на восьмой или 40-й день жизни. При причащении младенцев используется только разбавленное вино, ребенок может выплюнуть освященный хлеб.

Святые дары подготавливаются священником на первой части литургии – проскомидии. Просфора (хлеб) выпекается из пшеничной муки с солью (квасное тесто). Вино большей частью красное (в греческих церквях допускается розовое, а в румынских – белое). В Русской православной церкви преобладает кагор. Вино смешивается с водой, ведь из ребра Иисуса, пронзенного копьем Лонгина, истекли кровь и вода.

Святые дары хранятся в дарохранительнице на престоле алтаря.

Католицизм

В католической церкви евхаристический хлеб в форме круглых пластинок называется гостией. Его выпекают из пшеницы. Вино белое, но грекокатолики используют красное вино.

Во время католического Праздника Тела и Крови Христовых эти святые дары в монстранции (католической дароносице) проносятся вокруг храмов и по улицам города.

Древневосточные православные церкви

К причащению в Армянской апостольской церкви (ААЦ) допускаются не только ее приверженцы, но и прихожане других церквей с апостольским преемством (иными словами, берущие начало от апостолов). При евхаристии освященный хлеб погружается священником в чашу с освященным вином, преломляется пальцами на части и подается участвующим в таинстве.

Святые дары Армянской апостольской церкви – пресный хлеб и красное неразбавленное вино. В коптской церкви используются квасной хлеб и красное разбавленное вино. В сирийской церкви выпекается особый хлеб с добавлением масла и соли.

Другие конфессии

Протестантство, существенно отличаясь от католицизма и православия, тем не менее признает таинство евхаристии (как и крещение). Но большинство его течений отрицает пресуществление, т. е. чудесное превращение хлеба и вина в тело и кровь Христову. Действие считается символическим.

У протестантов к причастию допускаются лица, прошедшие конфирмацию (как правило, в 13–14 лет). Для таинства используется только пресный хлеб (опреснок).

Подобно протестантам, приверженцы англиканской церкви отрицают пресуществление, в то же время признавая, что хлеб и вино – символы тела и крови Христа. Истинность же причащения ими принимается на веру, без попыток мистического обоснования.

Литургия назначается, если о своем намерении причащаться заявят не менее трех прихожан. Священник может не допустить мирянина к церемонии, если знает о его недостойном поведении.

Литургия англиканской церкви открыта для всех христиан.

[1] «Приимите, ядите: сие есть тело Мое»

[2] «Пейте из нее все, ибо сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–28).

[3] «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53–56).

[4] «Сие творите в Мое воспоминание».

[5] «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector