0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тест: Таинство Священства

Тест по ОПК на тему «Церковные Таинства»

Тест «Церковные таинства»

1. Какое Церковное Таинство может совершить мирянин?

Правильный ответ: Крещение

В случае смертной опасности и невозможности доставить к человеку православного священнослужителя Таинство Крещения может совершить и мирянин. В таком случае любой православный христианин должен взять воду (желательно святую) и трижды возлить на крещаемого со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Если человек останется в живых, то Крещение должен довершить священнослужитель.

2. Какое Таинство совершается над человеком только один раз в жизни?

Правильный ответ: Крещение

Материалы для изучения: О повторном крещении, иерей Дионисий Свечников

Крещение, как и физическое рождение, возможно лишь раз. «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Ефес.4:5); «верую… во едино Крещение во оставление грехов» (никео-константинопольский Символ веры – 381 год). «Одно рождение с небес. Одно есть от плоти, а другое от Духа, одно есть от смертности, а другое от вечности, одно есть от мужа и жены, а другое от Бога и Церкви. Но и то, и другое есть единожды» (бл. Августин).

3. В Православной Церкви существует 7 Таинств. Но один из пунктов приведенного ниже списка включён сюда ошибочно. Какой?

7 Елеосвящение (соборование)

Правильный ответ: Отпевание

Материалы для изучения: Отпевание

Комментарий: Чин погребения – не Таинство, но священная молитвенная традиция.

4. Когда в Православии закрепилось учение о 7 Таинствах Церкви?

1. в первые века христианства

2. в золотой век святоотеческой культуры (5-й – 8-й века)

3. в позднее Средневековье (15-й – 17-й века)

4. в последние два столетия

Правильный ответ: в последние два столетия

Материалы для изучения: Введение в православное догматическое богословие

Комментарий: В Православной Церкви точным числом Таинств в древности никто не интересовался. Что является Таинством, а что нет, можно ли провести границу по территории духовной жизни?

В 15-м веке святитель Симеон Солунский уже говорит о семи Таинствах, однако он настаивает и на Та́инственном характере монашеского пострига. Его современник, митрополит Эфесский Иоасаф, настаивает на другом: «Я считаю, что церковных таинств не семь, но больше», и дает список из десяти таинств, куда наряду с семью известными включает монашеский постриг, Чин погребения и Чин освящения храма.

Начиная с 15-го века и до 17-го в Православной Церкви шла выработка учения о числе Таинств.

5. Учение, что Таинств ровно 7, было создано:

1. св. Иоанном Златоустом

2. отцами ранней Церкви

3. католическими богословами

4. св. Феофаном Затворником

Правильный ответ: католическими богословами

Материалы для изучения: Христианские конфессии

Комментарий: Идея о седмиричном числе Таинств принадлежит католическому богословию. В начале XII века указание на семь Таинств мы встречаем в обращенном к жителям Померании завещании Оттона Бамбергского (ум. В 1139). Затем у Гуго Сен-Викторского (ум. Ок. 1140) и у Петра Ломбардского (ум. 1164).

Впервые канонически учение о семи Таинствах было выражено на Лионском Соборе Католической Церкви в 1274 году. И только через несколько столетий это учение закрепилось и в Православной Церкви.

6. В современном православном богословии священнодействия, не вошедшие в число семи Таинств, называются:

Правильный ответ: тайнодействиями

Комментарий: У православного богослова протопресвитера Николая Афанасьева есть даже работа, посвященная Таинствам, которая так и называется: «Таинства и тайнодействия ( Sacramenta et sacramentalia )». Впервые опубликована в журнале «Православная мысль» (Труды Православного богословского института в Париже), выпуск VIII , YM С A — PRESS , Париж, 1951. С. 17-34.

7. Чаще всего святые отцы в числе Таинств Церковных наравне с семью принятыми называли:

3. Освящение нательного креста

4. Монашеский постриг

Правильный ответ: Монашеский постриг

Материалы для изучения: Монашество

Комментарий:Конечно, монашеский постриг. Всякий раз, когда святые отцы говорили о важнейших священнодействиях, способствующих духовному перерождению человека, они в ряду принятых Таинств упоминали и монашеский постриг.

8. Позже всех в число семи Таинств Церкви было включено:

1. Таинство Брака

2. Таинство Елеосвящения (Соборование)

3. Таинство Евхаристии

4. Таинство Миропомазания

Правильный ответ: Таинство Елеосвящения (Соборование)

Материалы для изучения: Таинство Елеосвящения (соборование)

Комментарий: Конечно, Таинство Елеосвящения (Соборование). Большинство святых отцов не считали Соборование Таинством.

9. Число 7 для обозначения количества Таинств было избрано:

2. потому что в Библии это символическое число

3. на это число указал в Откровении Ангел

4. эта гениальная идея принадлежала св. Антонию Великому

Правильный ответ: потому что в Библии это символическое число

Материалы для изучения: Новозаветные корни православного учения о Таинствах

10. Св. Дионисий Ареопагит, по преданию, ученик ап. Павла, среди трех Таинств называет: Крещение, Евхаристию и:

Правильный ответ: Миропомазание

Материал для изучения: Таинство Миропомазания

Комментарий: Миропомазание. Именно эти три церковных священнодействия называет Таинствами св. Дионисий Ареопагит в своём труде «О церковной иерархии». К этим трем величайшим Таинствам он добавляет и иные, меньшие таинства: Чин пострижения в монашество и Чин погребения.

11. Представьте, что перед вами — фотография, на которой видно, как священнослужитель держит над головой человека, стоящего перед ним, раскрытое Евангелие. Что за Таинство совершается?

4. Елеосвящение (Соборование)

Правильный ответ: Елеосвящение (Соборование)

Материалы для изучения: Фотоальбом о Таинстве Елеосвящения

Комментарий: Елеосвящение. Читая в конце службы молитву о прощении забытых грехов, священник держит над головой соборовавшегося раскрытое Евангелие.

12. В начале Божественной Литургии звучит возглас священника «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа всегда, ныне и присно и во веки веков». А чинопоследование каких Церковных Таинств также начинается этим самым величественным из всех богослужебных возгласов?

1 Таинства Миропомазания

2 Таинства Крещения

3 Таинства Елеоосвящения

4 Таинства Брака

5 Таинства Священства

Правильные ответы: Таинства Крещения, Таинства Брака

Материалы для изучения: Литургика — наука о богослужении

Комментарий: Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков! Аминь. Миром Господу помолимся.

Кто внимательно относится к богослужению, тот заметит: с этого возгласа начинается Божественная Литургия. А помимо нее – только две особые службы: Таинство Крещения и Таинство Брака, что и напоминает нам об исторической связи между этими Таинствами и Божественной Литургией.

Тесты по православной культуре 9 класс
тест (9 класс) на тему

Тесты по православной культуре 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
testy_9_kl.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по теме «Храмовое зодчество Руси»

1. Какой храм Московского Кремля на протяжении четырех веков являлся Первопрестольным храмом Руси?

  • Благовещенский собор
  • Успенский собор
  • Архангельский собор
  • церковь Иоанна Лествичника

2. Кто являлся архитектором Успенского собора Московского Кремля ?

  • Алевиз Новый
  • Бон Фрязин
  • Рудольфо Фиораванти
  • К.А. Тон

3. В день какого православного праздника состоялось освящение Первопрестольного храма Руси?

  • Вознесения Христова
  • Успения Божией Матери
  • Благовещения
  • Рождества Богородицы

4. Какой статус имеет Успенский собор в настоящее время?

  • собор возвращен Русской Православной Церкви, там проходят богослужения
  • собор имеет статус музея, но в нем проходят праздничные богослужения
  • собор имеет статус закрытого музея
  • собор сильно пострадал от времени и уже долгое время находится на реставрации

5. В каком храме Московского Кремля настенная роспись изображает античных философов и поэтов?

  • в церкви Иоанна Лествичника
  • в Архангельском соборе
  • в Благовещенском соборе
  • в Успенском соборе

6. Кому, по мнению специалистов, принадлежат двухметровые иконы Деисуса иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля ?

  • Дионисию
  • Феодосию
  • Андрею Рублеву
  • Феофану Греку

7. Под руководством, какого иконописца выполнялась настенная живопись Архангельского собора Московского Кремля , являющаяся особой достопримечательностью храма?

  • Феодосия
  • Дионисия
  • Симона Ушакова
  • Андрея Рублева

8. Кто являлся архитектором церкви Иоанна Лествичника в Московском Кремле?

  • Алевиз Новый
  • Бон Фрязин
  • К.А. Тон
  • Рудольфо Фиораванти

9. Колокольня какого храма Московского Кремля была самой высокой в Москве?

  • Благовещенского собора
  • церкви Иоанна Лествичника
  • Архангельского собора
  • Успенского собора

10. К акие функции выполнял Успенский собор Московского Кремля ?

  • здесь венчали на царство престолонаследников
  • служил усыпальницей московских митрополитов
  • в соборе хранилась городская казна
  • здесь избирались митрополиты и патриархи
  • здесь находился архив города

11. Указать две архитектурные традиции , соединившиеся в облике Благовещенского собора Московского Кремля

  • суздальская
  • владимирская
  • новгородская
  • псковская
  • московская

12. Указать архитектурные особенности Архангельского собора

  • отделка носит черты стиля итальянского Возрождения
  • длинные узкие щелевидные окна
  • барабаны глав разного диаметра и расставлены асимметрично четырехскатная крыша
  • золоченый центральный и посеребренные боковые купола

13. По указанию какого императора был заложен первый Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге?

  • Александра I
  • Павла I
  • Петра I
  • Николая I

14. Кто был архитектором второго Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге?

  • Ю.М. Фельтен
  • О. Монферран
  • К.А. Тон
  • И.Е. Старов
  • Д. Трезини

15. В каком стиле построен Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге?

  • готика
  • ампир
  • барокко
  • классицизм

16. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге возводился как

  • усыпальница русских царей
  • главный кафедральный собор
  • усыпальница русских митрополитов

17. По чьему указу был построен Казанский собор в Санкт-Петербурге?

  • императрицы Екатерины II
  • императора Петра I
  • императрицы Анны Иоановны
  • императрицы Елизаветы

18. Кто был архитектором Казанского собора в Санкт-Петербурге?

  • Ю.М. Фельтен
  • И.Е. Старов
  • К.А. Тон
  • Д. Трезини
  • А.Н. Воронихин

19. Чем поддерживается купол Казанского собора в Санкт-Петербурге?

  • апсидами
  • консолями
  • пилонами

20. Что представляет собой основание Казанского собора в Санкт-Петербурге?

  • круг
  • шестиконечную звезду
  • восьмиугольник
  • латинский крест

21. Из какого материала сооружен иконостас Казанского собора в Санкт-Петербурге?

  • из золота
  • из серебра
  • из керамики
  • из дерева

22 Сколько лет строился Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге?

  • 10 лет
  • 20 лет
  • 40 лет

23. Кто из перечисленных художников участвовал в росписи Исаакиевского собора?

  • В.К. Шебуев
  • К.П. Брюллов
  • В.М. Васнецов
  • М.В. Нестеров

24. Сколько куполов на Исаакиевском соборе?

  • Пять
  • Десять
  • Три

25. Сколько куполов у Казанского собора в Санкт-Петербурге?

  • Один
  • Три
  • Десять

Тест по теме «История православного храма»

1. Какой иудейский царь перенес скинию в Иерусалим?

  • Соломон
  • Давид
  • Ирод
  • Навуходоносор

2. По приказу какого царя был разрушен первый Иерусалимский храм?

  • Давида
  • Тита
  • Ирода
  • Навуходоносора

3. В какой день, по странному стечению обстоятельств, были разрушены и первый, и второй Иерусалимские храмы?

  • 10 сентября
  • 10 августа
  • 10 июля
  • 10 июня

4. В каких из подземных христианских церквей не было отдельных алтарей?

  • в капеллах
  • в криптах

5. В каких из подземных христианских церквей женщины молились отдельно от мужчин?

  • в капеллах
  • в криптах

6. Катакомбами называются __ _ , в которых __ _ во времена гонений __ _ своих умерших, __ _ от преследований и __ _ богослужение. Термин « _ __ » применялся в древности к находившейся менее чем в __ _ км к югу от Рима низине вдоль __ _ дороги. Протяженность галерей в римских катакомбах, возможно, превышает _ __ км

7. Установить соответствие

Подземная церковь из одной комнаты

Подземная церковь из нескольких помещений

8. Установить соответствие между названиями частей катакомб и значениями этих слов в переводе с греческого

7 церковных таинств: основания в Библии

Общие сведения о сути и истории возникновения таинств

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Таинства Православной Церкви — это не человеческие изобретения, все они были установлены Самим Господом, все они имеют основания в Священном Писании. Но история происхождения каждого из таинств — огромная и сложная тема. Для тех, кто хотел бы погрузиться в нее, мы подготовили список книг, написанных живым и понятным языком.

А здесь с достаточной степенью упрощения мы приводим лишь общие сведения о сути и истории возникновения таинств.

Таинство Крещения

Суть: Человек вступает в Церковь, получает новое, духовное рождение. Пока человек не крестился, он полностью остается под властью первородного греха, но в крещении меняется способ бытия человека. Он соединяется со Христом и преодолевает зависимость от первородного греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств. Совершаться оно может лишь один раз, в Символе веры об этом сказано: «Верую во едино крещение во оставление грехов».

Библейские основания: Таинство установлено Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна сказано: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3:5). Он Сам крестился от Иоанна Крестителя (Мф 3:15-16) и после Своего воскресения послал учеников проповедовать и крестить: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф 28:19).

История: В апостольские времена людей крестили сразу, практически без подготовки. Затем, со II века, установилась практика катехизации, подготовки взрослых людей к крещению (которое совершалось дважды в год, на Рождество и на Пасху). Как отдельное богослужение обряд Крещения сложился позднее.

Таинство Миропомазания

Суть: Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям.

Библейские основания: Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7:37-39), а также в апостольских посланиях: Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин 2:20), Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор 1:21).

История: Совершать это таинство сразу после Креще-ния постановил Лаодикийский Собор в 343 году по Р. Х.

Таинство Евхаристии

Суть: Приготовленные дары, хлеб и вино, по молитве Церкви становятся Телом и Кровью Иисуса Христа, и христиане, причащаясь этих Святых Даров, приобщаются ко Христу, причем не символически, не умозрительно, а реально.

Библейские основания: Таинство установлено самим Христом. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь, имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:54). Накануне Своей смерти на кресте Он совершил на Тайной вечере первую евхаристию и причастил Своих ближайших учеников (Мф 26:26).

История: После воскресения Христа эти ближайшие ученики — апостолы — пошли по всему миру проповедовать Благую Весть, основывали церковные общины, совершали сами таинство Евхаристии и заповедали совершать его поставленным ими епископам и священникам.

Таинство Исповеди

Суть: Христианин устно или письменно в присутствии священника (который в данном случае является свидетелем приносимого Богу покаяния) кается в своих грехах и получает прощение от Господа.

Библейские основания: Практика исповеди имеет ветхозаветные истоки (Суд 10:10; Пс 50; 1 Езд 9; Неем 1:6, 7; Дан 9: 4-19,
1 Цар 15:24-25 и др.). Иоанн Креститель исповедовал в грехах людей, приходивших к нему креститься
(Мф 3:6). Но главное, об этом в Евангелии прямо говорит Господь: Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:21-23).

История: Регулярная исповедь возникла в ранней христианской Церкви. Изначально считалось, что исповедоваться следует только один раз в жизни, но впоследствии возобладало мнение, что это нужно делать регулярно.

Таинство Елеосвящения

Суть: При помазании тела больного человека специально освященным елеем на него призывается Благодать Божия, исцеляющая от телесных и душевных болезней и тех грехов, в которых человек не может покаяться по своей немощи.

Библейские основания: Таинство имеет основания в Новом Завете. Во-первых, это слова в Евангелии от Марка о том, что ученики Христа многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк 6:13). Во-вторых, это слова из Послания апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 5:14-15).

Важно знать: Таинство Елеосвящения, называемое в просторечии соборованием, по-разному стало пониматься у православных и у католиков. У католиков Елеосвящение называют «последним помазанием» и совершают только над смертельно больными людьми. В Православии же Соборование совершается не только в случае смертельной болезни. По традиции, собороваться полагается не чаще, чем раз в год.

Таинство Священства

Суть: Посвящение христианина в священный сан, наделяющее его властью совершать церковные таинства и обряды. Совершать это таинство могут только епископы как преемники апостолов. Посвящаемый во пресвитера (т. е. священника) человек получает благодать самому совершать таинства, но только по благословению правящего епископа. А при посвящении в епископа ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств — то есть получает всю полноту апостольской власти.

Библейские основания: Священство было установлено еще в Ветхом Завете (после Исхода из Египта). В Новом Завете, с одной стороны, утверждается, что все христиане в какой-то степени являются священниками (1 Пет 2:9), с другой, говорится о священниках как особом служении, как помощниках епископов (1 Тим 3:2, Тит 1:7; 1 Пет 2:25), говорится о возведении в священный сан посредством возложения рук.

История: Проповедуя Евангелие, апостолы создавали церковные общины, главой которых ставили епископов, а те рукополагали пресвитеров себе в помощь. Отсюда и понятие апостольского преемства: каждый священник получил рукоположение от епископа, тот в свою очередь от другого епископа — и так можно проследить всю цепочку рукоположений вплоть до I века, до апостолов.

Таинство Брака

Суть: Супруги, принявшие решение вступить в брак, чтобы связать воедино свои жизни в общем стремлении к Богу, получают на это благодатную помощь Божию, делающую их брак не временным, но вечным, переходящим в жизнь Царства Божьего.

Библейские основания: Брак — установление Божие: Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт 2:24). В Новом Завете Христос, повторяяя эти слова, добавляет: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:5-6).

История: Брак понимался как таинство еще апостолом Павлом (Еф 5:22-25, 31-32), но чинопоследование бракосочетания (венчание) сложилось уже в поздневизантийские времена (XI век). Император Алексий I Комнин в 1092 году издал закон об обязательности церковного венчания для желающих вступить в брак.

Ставленнические документы

Экзаменационные вопросы для ставленников во диакона и во пресвитера

1. Знание книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета, их деление по содержанию. Информация о пророках, учителях, царях и апостолах.

2. Суточный круг богослужений в Православной Церкви.

3. Вседневная вечерня, ее чинопоследование и особенности.

4. Малая вечерня, ее чинопоследование и особенности.

5. Великая вечерня, ее чинопоследование и особенности.

6. Великое повечерие, его чинопоследование и особенности.

7. Малое повечерие, его чинопоследование и особенности.

8. Вседневная полунощница, ее чинопоследование.

9. Субботняя полунощница, ее чинопоследование.

10. Праздничные особенности вседневной и субботней полунощниц.

11. Воскресная полунощница, ее чинопоследование и особенности.

12. Вседневная утреня в случае «Бог Господь», ее чинопоследование и особенности.

13. Вседневная субботняя утреня в случае «Бог Господь», ее чинопоследование и особенности.

14. Утреня с великим славословием, ее чинопоследование и особенности.

15. Воскресная утреня, ее чинопоследование и особенности.

16. Полиелейная утреня в праздники двунадесятые (Господские и Богородичные), ее чинопоследование и особенности.

17. Полиелейная утреня в великие праздники (Господские и Богородичные), ее чинопоследование и особенности.

18. Полиелейная утреня в праздники великих святых (бденных и полиелейных), ее чинопоследование и особенности.

19. Заупокойная служба в Родительские субботы.

20. Вседневная великопостная служба.

21. Служба полиелейному святому в период Великого Поста.

22. Часы в Православной Церкви, их виды.

23. Обычные часы, их чинопоследование.

24. Великопостные часы, чинопоследование и особенности.

25. Великие часы, их чинопоследование и особенности.

26. Часы Пасхи. Последование пасхального часа.

27. Божественная литургия. Виды литургии в Православной Церкви.

28. Литургия святителя Иоанна Златоуста (общая характеристика).

29. Литургия святителя Василия Великого (общая характеристика).

30. Литургия Преждеосвященых Даров (общая характеристика).

31. Входные молитвы и облачение священнослужителей.

32. Проскомидия, ее чинопоследование.

33. Литургия оглашенных, ее чинопоследование.

34. Антифоны на литургии. Виды антифонов. Входные стихи.

35. Малый вход на литургии.

36. Трисвятое на литургии. Когда и чем заменяется трисвятое на литургии.

37. Чтение Священного Писания на литургии: Апостол, Евангелие, гомилия.

38. Порядок разворачивания и сворачивания антиминса на литургии.

39. Возможные дополнительные прошения на сугубой ектении на литургии.

40. Ектения и молитва о усопших на литургии.

41. Литургия верных, ее чинопоследование.

42. Херувимские песни на литургии.

43. Великий вход на литургии.

44. Евхаристический канон литургии святителя Иоанна Златоуста, его составные части.

45. Евхаристический канон литургии святителя Василия Великого, его составные части.

46. Задостойники на литургии.

47. Действия иерея и диакона после возгласа «Святая святым». Причащение духовенства и мирян на литургии.

48. Окончание литургии: заамвонная молитва, отпуст, потребление Святых Даров, благодарственные молитвы по Причащении, извлачение священных одежд.

49. Подготовка к служению Божественной литургии (нравственная и молитвенная).

50. Годовой круг богослужений в Православной Церкви.

51. Двунадесятые праздники (общие сведения).

52. Неподвижные двунадесятые праздники, их общая характеристика.

53. Подвижные двунадесятые праздники, их общая характеристика.

54. Период Постной Триоди: Подготовительные Недели; Четыредесятница; Страстная Седмица; Праздники этого периода.

55. Период Цветной Триоди: Неделя Пасхи и Светлая Седмица; Недели после Пасхи; праздники этого периода.

56. Устав произнесения отпустов на общественных и частных богослужениях в течение всего года.

57. Церковные Таинства (общие сведения).

58. Таинства Крещения и Миропомазания, их общая характеристика.

59. Обручение и Таинство Брака (общая характеристика).

60. Последование Таинства Покаяния, его общая характеристика.

61. Таинство Священства. Последование хиротоний во диакона и во пресвитера (знать подробно).

62. Таинство Святого Елея, его общая характеристика.

63. Чин хиротесий во чтеца и во иподиакона.

64. Чинопоследование причащения больных на дому.

65. Молебные пения. Виды молебнов в Православной Церкви. Крестные ходы.

66. Последование молебна (Спасителю, Божией Матери, святому угоднику).

67. Чины отпевания в Православной Церкви.

68. Последование панихиды. Заупокойная лития.

69. Чины освящения предметов: крестов; икон; церковных сосудов; церковных одежд; всякой вещи; жилища; колесницы. Знать, где находятся, и уметь найти.

70. Молитвы на разные случаи (общие и частные). Знать, где находятся, и уметь найти.

71. Порядок каждения на вечерне: в начале Всенощного бдения, на «Господи воззвах» и вечернем входе, на литии; на утрени: на полиелее, на 9 песни канона. На Литургии по проскомидии, Малом входе (при служении вторым диаконом), Апостоле, Херувимской и Великом входе, Евхаристическом каноне; на Литургии Преждеосвященных даров.

72. Умение осенения орарем, навыки каждения.

73. Известие учительное. (Знать ответы, касающиеся приготовления священнослужителя к совершению Литургии. Требования к веществам, на которых совершается Литургия и решений нестандартных ситуаций, могущих случиться при совершении Литургии).

74. Отличия в действиях священника при служении с диаконом и без диакона.

75. Действия священника на Литургии Преждеосвященных Даров.

Тексты, которые необходимо знать наизусть:

1. Возгласы, начальные слова ектений, отпусты (праздничный, дневной, малый) всех служб суточного круга и литургии.

2. Молитва на благословение кадила.

3. Молитва входа на вечерне и формула благословения входа.

4. Молитва благословения хлебов на бдении.

5. «Бог Господь» со стихами на утрени.

6. Величания двунадесятым праздникам, великим праздникам, и общие святым.

7. Воскресные прокимны на утрене восьми гласов.

8. Запевы 9-й песни канона в двунадесятые праздники.

9. «Свят Господь Бог наш» со стихами.

10. «Христе, Свете Истинный. » на 1-м часе.

11. Великопостные тропари часов со стихами.

12. Входные молитвы перед литургией.

13. Молитвы на облачение.

14. Молитва на умовение рук.

15. Молитвословия проскомидии.

16. Диалоги священника и диакона на литургии (в начале литургии; на трисвятом; Малом входе; пред чтением Апостола и Евангелия; на великом входе; на Евхаристическом каноне; во время Причащения духовенства).

17. Входные стихи на литургии.

18. Херувимские песни (все).

19. Тропари по поставлении Святых Даров на Великом Входе.

20. Установительные слова и совершительные формулы Литургии свтт. Иоанна Златоуста и Василия Великого.

21. Формулы Причащения духовенства и мирян.

22. Молитвословия на погружение частиц.

23. Формулы и отпусты таинств.

24. Многолетие на благодарственном молебне.

25. Молитва: «Боже духов. », отпуст панихиды и «Во блаженнем успении вечный покой. ».

Примечание: ставленику во пресвитера, диакону, на экзамен приходить в рясе, а ставленику во диакона – в подряснике.

Примечание: ставленникам необходимо на экзамен приносить богослужебные книги: полный служебник, богослужебный Апостол, богослужебное Евангелие, полный Требник, книгу молебных пений, Типикон.

Таинство Священства. Как и зачем становятся пастырями народа Божия?

Церковь жива до тех пор, пока на Земле есть хоть один православный священник, принявший законное рукоположение от епископа по цепочке апостольского преемства, восходящего к самим апостолам Христовым. Помолимся же сегодня о наших пастырях! О совершителях Таинств, духовниках и проповедниках, руководимых Духом Святым сегодня, а также о том, чтобы достойные служители Божии наполняли Церковь и во все последующие времена!

Молитвенные прошения ко Господу нашему Иисусу Христу:

Установление Таинства и степени священства

Сегодняшним письмом мы продолжаем цикл рассказов о Таинствах Церкви, который открывали повествованием о Святом Крещении. Каждый из христиан принадлежит к «царственному священству и святому народу», о котором писал апостол. И доказательством тому – возможность христианина совершить над оглашенным Таинство Крещения. Однако благодать совершения всех остальных Таинств Церкви принадлежит лишь выдающимся из людей. Духовенству.

Православие понимает путь священства как путь служения Богу и остальным членам христианской общины. Ещё сам Спаситель выбрал из среды своих последователей тех людей, которым поручил апостольское служение. Апостолы через рукоположение усвоили эту честь своим преемникам – епископам, а также священникам и диаконам. Цепь благодатных рукоположений восходит от современных епископов к самим апостолам, чем и обеспечивается благодатность Таинств Святой Церкви.

В Церкви существует три степени священства. Диаконы участвуют в совершении Таинств, но сами (помимо Таинства Крещения) не могут совершать их. Священники служат Божественную Литургию и совершают все Таинства Церкви за исключением рукоположения. Епископы могут совершать все Таинства. В том числе рукополагать диаконов и священников. При этом, для рукоположения нового епископа, согласно церковным правилам, нужно созвать собор минимум из двух архиереев.

История священства и церковной иерархии

Священство появилось ещё во времена Ветхого Завета. Когда Господь заключил завет с Авраамом и произвёл от него народ, которому оказал особую заботу, Он выделил из него колено Левия для служения в скинии и храме. Левиты стали прообразом современных диаконов. Позже брат пророка Моисея Аарон и все его потомки были избраны Богом священниками, которые могли входить в храмовое святилище и приносить жертвы. Наконец, из их среды избирали и первосвященников, входивших раз в году во святая святых.

Однако народ Израильский предал и распял своего Владыку. Вследствие этого греха божественное избрание перешло к Новому Израилю – христианам. И из их среды Господь восставил себе новое священство. Уже не родовое, а избираемое из самых достойных христиан и наделяемое благодатными дарами Самим Богом Духом Святым. Со дня Пятидесятницы святилище стало доступно всем верным, а священники стали возносить хвалу Богу во святая святых – алтаре православного храма.

Первыми в иерархии священнослужителей были избраны и рукоположены диаконы. Сначала они исполняли в Церкви административно-хозяйственные функции, чтобы освободить апостолов для проповеди. Позже – стали участвовать в богослужении и наставлять в вере оглашенных. По мере расширения Церкви апостолы уже не успевали везде и стали рукополагать для городских общин своих наместников – епископов. Когда же общины столь расширились, что и епископы не успевали служить и проповедовать повсюду, появился чин священников.

Чинопоследование и условия рукоположения

В поставлении кандидата в священный сан должны участвовать не одни только епископы, но и миряне. Вся Церковь. Именно поэтому любое рукоположение совершается только во время Божественной Литургии, как высшей формы соборного служения Церкви. Ставленник не получает «епископство вообще» или «священство вообще», а рукополагается обязательно для какой-то конкретной общины верующих. Совершающий Таинство епископ должен законно занимать свою кафедру и строго придерживаться православной веры.

Посвящение во диакона совершается после освящения Святых Даров. Этим знаменуется, что посвящаемый получает благодать служить при совершении Таинств, но не совершать их. Священника рукополагают сразу после Херувимской песни, чтобы они уже могли участвовать в освящении Святых Даров, что символически указывает и на возможность совершения ими других Таинств. Епископская хиротония совершается в ещё более ранний момент богослужения – перед чтением апостола. И так указывается, что архиереи имеют в Церкви полноту апостольской власти.

В ходе священнического рукоположения ставленника в белом подризнике трижды обводят вокруг Святого Престола, а он целует его углы. Затем он становится перед престолом на колено, а епископ кладёт на голову ставленника омофор и читает молитву: «Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая проручествует (имя) благоговейнейшего диакона во пресвитеры: помолимся убо о нём, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа».

На ухо поставляемому епископ говорит особое напутствие: «возведи очи твои на небо и проси Бога о прощении твоих грехов и о даровании тебе непорочного священства». Далее епископ вручает новопоставленному детали священнического облачения и служебник, каждый раз возглашая: «аксиос!» — с греч. «достоин». Затем новопоставленный священник в белом облачении присоединяется к богослужению. Диаконская и архиерейская хиротонии происходят похоже, но с некоторыми отличиями.

Требования к ставленнику

В священнослужители рукополагаются только лица мужского пола, так как и Сам Спаситель по воплощении был мужчиной. Каноны требуют от ставленника отсутствия физических и духовных увечий которые могли бы помешать ему в совершении богослужений, например: слепоты, глухоты, недостатка рук, ног, пальцев на руках, эпилепсии, психических болезней, беснования и подобных изъянов. Кандидат в священники не должен быть добровольно оскоплён.

Кроме того, каноны предписывают принятие сана не ранее 25-ти, 30-ти и 35-ти лет для диакона, священника и епископа, соответственно. Также в священнослужители не рукополагают верующих, недавно принявших крещение и не имеющих достаточного церковного опыта. Современные правила предписывают ставленнику до рукоположения некоторое время побыть пономарём или чтецом, а также получить богословское образование в семинарии или университете.

Препятствия к рукоположению

Кандидат в священники не должен страдать тяжкими страстями, такими как пьянство, наркомания, игромания. Не должен иметь крупных долгов и «недоброго свидетельства от внешних», то есть проступков в прошлом, за которые его могли бы обвинить, как недостойного пастыря. Исключение может быть сделано только в отношении человека, совершившего тяжкие проступки до крещения.

Священником не может стать второбрачный или человек, женатый на блуднице, актрисе, иноверной, разведённой, вдове или близкой родственнице. В священники не рукополагают тех, кто сидел в тюрьме за какие-либо преступления. За исключением случаев ложного осуждения или осуждения за веру. Для принятия епископского сана существует ещё одно ограничение. Епископом может стать только представитель монашествующего духовенства.

Православный катехизис говорит нам, что «Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово». Без пастырей стадо может уйти совершенно не в ту сторону и растерзано волками. Помолимся же о том, чтобы наша Святая Церковь всегда имела достойных пастырей, и они вели нас к жизни вечной во Царствии Небесном!

Читать еще:  Тест: Церковные праздники
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector