3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тест: Церковный этикет

Содержание

Узнал у батюшки, как по православному здороваются и прощаются

Вежливость должна занимать в жизни православного христианина особое место по утверждению священников. Верующий человек всегда должен быть приветливым с окружающими: при встрече — здороваться, при расставании — прощаться. Вот только как это делать правильно? Это я и решил выяснить у знакомого батюшки.

Почему важно знать православный этикет?

Мой знакомый священник, отец Роман, сказал, что незнание нами элементарных вещей — как правильно подойти к священнослужителю, как поздороваться или попрощаться верующему человеку — сегодня является большой проблемой. Каждый человек, пришедший к вере, по своему личному опыту может сказать, что незнание норм христианского религиозного этикета не только осложняет жизнь, но и лишает ее духовных радостей.

Со слов отца Романа, некоторые прихожане, которые только начали ходить в церковь, сами лишают себя благословения батюшки только потому, что не знают, как правильно подойти к нему.

Да и между собой прихожане общаться должны так, как подобает православному христианину.

Как поздороваться со священнослужителем?

Как выяснилось, церковный этикет гласит, что священнослужителю не принято:

  • говорить «здравствуйте»;
  • желать доброго дня.

Священнику (в рясе или в мирском одеянии) при встрече стоит сказать: «Благословите, батюшка».

На Пасху священников приветствуют фразой «Христос Воскресе!».

Как здороваться и прощаться мирянам?

Мирянам также следует знать нормы церковного этикета по отношению друг к другу и выполнять их.

Так как мы все являемся едиными во Христе, то обращаемся:

  • к мужчинам — брат;
  • к женщинам — сестра;
  • к пожилым женщинам — матушка.

Даже к пожилым людям в церковной среде не обращаются по имени и отчеству, а только по имени. При этом имя верующего нельзя искажать. Его стоит произносить в полном виде.

Те, кто мало знаком или и вовсе не знаком друг с другом, используют приветствие в виде кивка головы и простой фразы, желающей:

  • доброго дня (вечера);
  • здравствия;
  • хорошего праздничного дня (если день праздничный).

Знакомые мужчины могут подать друг другу руки.

Допустимо и троекратное целование в щеку, начиная с правой щеки.

Женщины могут обняться и троекратно поцеловать друг друга в щеку, начиная с правой щеки.

Прощаются миряне напутственными словами:

  • Ангела Хранителя тебе;
  • Господь в помощь;
  • Храни тебя Бог.

Верующие верят, что такие слова уберегут человека от невзгод.

Спасибо за внимание. Отблагодарите меня лайком, репостом, подпиской на мой канал, если статья была вам полезной. Пусть хранит вас Господь!

Тест: Книга Деяния святых Апостолов

ОСНОВЫ ХРИСТИАНСТВА

БЕСПЛОТНЫЕ ДУХИ

ЦЕРКОВЬ – ПРАКТИКА ВЕРЫ

ЦЕРКОВНАЯ ИЕРАРХИЯ

ТАИНСТВА ЦЕРКВИ

БОГОСЛУЖЕНИЯ

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ — БИБЛИЯ

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

СУЕВЕРИЯ И ЕРЕСИ

РАЗНЫЕ ТЕСТЫ

ПРОЧЕЕ

1. Кем был по специальности автор библейской книги Деяния Святых Апостолов?

Святой Апостол и евангелист Лука, написавший и эту книгу, был врачом.

2. Какова основная цель книги Деяний как исторической книги?

«План Деяний уже дает ответ на самый трудный вопрос: Почему Деяния заканчиваются именно повествованием о пребывании Павла в тюрьме в ожидании суда. Нам бы так хотелось узнать, что же произошло с ним потом; но конец окутан тайной. Лука кончает свое повествование здесь, потому что он выполнил поставленную задачу: он показал, как христианство зародилось в Иерусалиме и как оно распространялось по всему миру и, наконец, достигло Рима» (У. Баркли).

3. Вместо предавшего Христа Иуды Искариотского по жребию не был избран?

Жребий выпал на Матфия и не выпал на Иосифа называемого Варсавою, который про­зван Иустом.

4. Первых диаконов было избрано:

Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведан­ных, исполнен­ных Святаго Духа и мудрости; их по­ставим на эту службу а мы по­стоян­но пре­будем в молитве и служе­нии слова.
И угодно было это пред­ложе­ние всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполнен­ного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращен­ного из язычников. ( Деян.6:3-5 ).

5. Кто воскресил праведную Тавифу?

6. Как называлась улица в Дамаске, где в Иудином доме находился Савл после встречи со Христом, изменившей всю его жизнь?

7. Какие требования к новообращённым из язычников христианам определил Апостольский Собор в Иерусалиме?

Деяния апостолов, 15:19–20: Посему я по­лагаю не затруднять обраща­ю­щихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воз­держивались от осквернен­ного идолами, от блуда, удавле­нины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

8. Кто сформулировал требования к обращающимся из язычников на Апостольском Соборе?

9. Книга Деяний – вторая книга апостола и Евангелиста Луки, потому что:

«Как некогда проконсул Кипрский принял проповедь от Павла, так и Феофил, быв правителем, в это самое время принял проповедь от Луки. Он просил блаженного Луку описать ему и деяния Апостолов. Ты изложил мне, говорил он, дело Спасителя; изложи же мне и дело учеников Его. Посему Лука посвящает ему и второе слово» (Златоуст). «Книга Деяний есть только продолжение Евангелия от Луки, и написана, конечно, с тою же целью – утвердить Феофила в том учении, в котором он был наставлен от Евангелиста» (А.В. Иванов. Руководство… С.367). «Первой книгой, о которой упоминает дееписатель в предисловии к своему труду ( Деян.1:1 ), является, несомненно, Евангелие от Луки (Каравидопулос И. Введение в Новый Завет. М., 2009. С.171).

10. Святой Дух сошел на главу апостолов, а не на язык:

«Почему же они приняли языки не на уста, а на голову? Не на язык, то есть, не на физический орган дан Дух, чтобы не подумали, что они из своего чрева и из своих уст произносят то, чего не имели. Но как поднимающиеся на небо воды занимают вершины гор и уже с высот спускаются в долины: так благодать Духа, заняв верхнюю часть головы, как бы гору, распространилась потом на мозг, потом на уста и на сердце и с головы наполнила собою совершенно всего человека. Почему же, еще повторяю, на голову? Потому, что апостолы рукополагались в это время в учители вселенной; а рукоположение совершается не иначе, как на голову. Итак тем, что языки были над головами, показывается образ рукоположения; потому что рукоположение совершается чрез возложение рук на голову; каковой образ рукоположения в силе и доныне» (Феофилакт).

11. В случае с Ананией блаженный Феофилакт Болгарский видит три чуда:

«Три чуда в одном и том же случае: одно состояло в том, что он (Петр) узнал то, что совершено было тайно, другое – в том, что он определил мысленное настроение (Анании), и третье – в том, что Анания лишился жизни по одному лишь повелению» (блаж. Феофилакт Болгарский).

12. О чем говорят имена первых диаконов:

«Имена избранных диаконов эллинские. Это показывает, что Апостолы предоставили роптавшим все средства удалить всякий повод к ропоту с их стороны, и, очевидно, избрали диаконов из среды эллинистов» (А.В. Иванов. Руководство … С.384).

13. Кого из лиц ветхозаветной истории называет архидиакон Стефан в своей речи?

Тест: Книга Деяния святых Апостолов

ОСНОВЫ ХРИСТИАНСТВА

БЕСПЛОТНЫЕ ДУХИ

ЦЕРКОВЬ – ПРАКТИКА ВЕРЫ

ЦЕРКОВНАЯ ИЕРАРХИЯ

ТАИНСТВА ЦЕРКВИ

БОГОСЛУЖЕНИЯ

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ — БИБЛИЯ

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

СУЕВЕРИЯ И ЕРЕСИ

РАЗНЫЕ ТЕСТЫ

ПРОЧЕЕ

1. Кем был по специальности автор библейской книги Деяния Святых Апостолов?

Читать еще:  Тест: Богослужебные книги

Святой Апостол и евангелист Лука, написавший и эту книгу, был врачом.

2. Какова основная цель книги Деяний как исторической книги?

«План Деяний уже дает ответ на самый трудный вопрос: Почему Деяния заканчиваются именно повествованием о пребывании Павла в тюрьме в ожидании суда. Нам бы так хотелось узнать, что же произошло с ним потом; но конец окутан тайной. Лука кончает свое повествование здесь, потому что он выполнил поставленную задачу: он показал, как христианство зародилось в Иерусалиме и как оно распространялось по всему миру и, наконец, достигло Рима» (У. Баркли).

3. Вместо предавшего Христа Иуды Искариотского по жребию не был избран?

Жребий выпал на Матфия и не выпал на Иосифа называемого Варсавою, который про­зван Иустом.

4. Первых диаконов было избрано:

Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведан­ных, исполнен­ных Святаго Духа и мудрости; их по­ставим на эту службу а мы по­стоян­но пре­будем в молитве и служе­нии слова.
И угодно было это пред­ложе­ние всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполнен­ного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращен­ного из язычников. ( Деян.6:3-5 ).

5. Кто воскресил праведную Тавифу?

6. Как называлась улица в Дамаске, где в Иудином доме находился Савл после встречи со Христом, изменившей всю его жизнь?

7. Какие требования к новообращённым из язычников христианам определил Апостольский Собор в Иерусалиме?

Деяния апостолов, 15:19–20: Посему я по­лагаю не затруднять обраща­ю­щихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воз­держивались от осквернен­ного идолами, от блуда, удавле­нины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

8. Кто сформулировал требования к обращающимся из язычников на Апостольском Соборе?

9. Книга Деяний – вторая книга апостола и Евангелиста Луки, потому что:

«Как некогда проконсул Кипрский принял проповедь от Павла, так и Феофил, быв правителем, в это самое время принял проповедь от Луки. Он просил блаженного Луку описать ему и деяния Апостолов. Ты изложил мне, говорил он, дело Спасителя; изложи же мне и дело учеников Его. Посему Лука посвящает ему и второе слово» (Златоуст). «Книга Деяний есть только продолжение Евангелия от Луки, и написана, конечно, с тою же целью – утвердить Феофила в том учении, в котором он был наставлен от Евангелиста» (А.В. Иванов. Руководство… С.367). «Первой книгой, о которой упоминает дееписатель в предисловии к своему труду ( Деян.1:1 ), является, несомненно, Евангелие от Луки (Каравидопулос И. Введение в Новый Завет. М., 2009. С.171).

10. Святой Дух сошел на главу апостолов, а не на язык:

«Почему же они приняли языки не на уста, а на голову? Не на язык, то есть, не на физический орган дан Дух, чтобы не подумали, что они из своего чрева и из своих уст произносят то, чего не имели. Но как поднимающиеся на небо воды занимают вершины гор и уже с высот спускаются в долины: так благодать Духа, заняв верхнюю часть головы, как бы гору, распространилась потом на мозг, потом на уста и на сердце и с головы наполнила собою совершенно всего человека. Почему же, еще повторяю, на голову? Потому, что апостолы рукополагались в это время в учители вселенной; а рукоположение совершается не иначе, как на голову. Итак тем, что языки были над головами, показывается образ рукоположения; потому что рукоположение совершается чрез возложение рук на голову; каковой образ рукоположения в силе и доныне» (Феофилакт).

11. В случае с Ананией блаженный Феофилакт Болгарский видит три чуда:

«Три чуда в одном и том же случае: одно состояло в том, что он (Петр) узнал то, что совершено было тайно, другое – в том, что он определил мысленное настроение (Анании), и третье – в том, что Анания лишился жизни по одному лишь повелению» (блаж. Феофилакт Болгарский).

12. О чем говорят имена первых диаконов:

«Имена избранных диаконов эллинские. Это показывает, что Апостолы предоставили роптавшим все средства удалить всякий повод к ропоту с их стороны, и, очевидно, избрали диаконов из среды эллинистов» (А.В. Иванов. Руководство … С.384).

13. Кого из лиц ветхозаветной истории называет архидиакон Стефан в своей речи?

Православный этикет

В одной из своих знаменитых пьес А. Чехов утверждал, что в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. С ним трудно не согласиться, поскольку истинное уважение вызывает человек, поступки, слова и поведение которого соответствуют этому требованию. Соблюдать правила хорошего тона обязан каждый, независимо от возраста, цвета кожи, пола, вероисповедания. На последнем пункте стоит заострить особое внимание, поскольку есть определенные правила и для верующих, являющих собой христианский этикет .

Бог всегда был центральной фигурой в жизни христианина. Утро, вечер, даже прием пищи еще в недавнем прошлом люди обязательно начинали с молитвы. Сегодня многие правила, которых требует придерживаться церковь , обществом игнорируются. Но христианином продолжает себя считать даже человек, который не молится и не посещает церковь . По мнению священнослужителей, большого греха в этом нет, главное, чтобы были чисты помыслы и поступки человека и он жил по законам Божьим.

Православный этикет – одежда верующих

Этикет требует соблюдения не только норм приличия, но и правил ношения одежды. По правилам христианского этикета, в храм запрещено являться в пестрых, вызывающих нарядах. Предпочтительнее надевать одежду однотонного цвета. Не следует также выбирать спортивную одежду. Наряд должен быть скромным, не обнажающим человеческое тело. Образ не должен быть ярким – от украшений лучше отказаться. Церковь – не место, где можно демонстрировать свое одеяние. Нарушение данного запрета говорит о том, что пришедший в храм человек думает не о Боге, а о том, чтобы привлечь к себе внимание. Представителям сильного пола перед входом в храм следует снимать головные уборы. Дамам запрещено пользоваться косметикой и входить в священное место с непокрытой головой. Дамам также возбраняется облачаться в мужские костюмы: недопустимо приходить в церковь в брюках, джинсах, шортах.

По словам священнослужителей, придерживаться этих правил следует не только в церкви. Настоящий христианин везде должен оставаться христианином. Это не значит, что женщинам нужно всегда носить платья и платки. Речь идет о соблюдении определенного минимума правил, переступать который нельзя. Для этого следует прислушиваться к внутреннему голосу.

Правила поведения в храме

Церковь является особенным местом. Человек, пожелавший прийти в Божий дом, должен знать, как вести себя в церкви . Ни слово, ни действие, ни мысль – ничто не должно оскорбить святыню. Если речь идет о службе, приходить рекомендуется заранее, за несколько минут до ее начала. Перед входом обязательно следует перекреститься правой рукой от правого плеча к левому и поклониться. Запрещено громко говорить, входить с едой или держать руки в карманах. Действия, даже совершаемые с благой целью (зажжение свечей, приложение к иконам), не должны мешать другим прихожанам. Встреча в этом месте знакомых не должна сопровождаться громкими возгласами и праздными беседами. Обсуждать насущные вопросы следует исключительно за пределами церкви. При желании привести в церковь детей, следует позаботиться о том, чтобы они не шалили и не кричали. Плачущих малышей нужно стараться быстро успокоить. В случае невозможности соблюдения этих условий рекомендуется выйти из стен храма, чтобы не нарушить процесс единения других людей со святынями.

Во время службы не рекомендуется подпевать хору. Делать это можно только в том случае, если петь совсем тихо, не мешая окружающим. Также запрещено курение внутри храма или нахождение с животными. Еще один нюанс, о котором многие не знают, касается положения тела. В храме можно только стоять. Присесть могут исключительно те прихожане, которые больны либо слишком утомлены (например, старики). Закидывать при этом ногу на ногу возбраняется. Следует проявить наблюдательность и стараться повторять действия остальных людей, пришедших на службу. Например, вставать на колени в случае совершения этих действий молящимися. Разговоры, перешептывания при чтении Евангелия и совершения Божественной литургии следует отложить до их завершения. Также в этот момент нежелательно прикладываться к святыням, иконам, зажигать свечи. Быть в церкви следует до полного завершения службы. Ранний уход допустим в том случае, если человек испытывает в этом острую необходимость или вынужден сделать это по причине ухудшения самочувствия.

Как обращаться к христианам

Люди, исповедующие христианство , должны знать, что соблюдение православного этикета предполагает не только способность вести себя должным образом в храме, но и умение обращаться к находящимся там людям. Если к прохожему на улице можно обратиться, указав на его принадлежность к полу (женщина/мужчина, парень/девушка), то по отношению к прихожанину это будет являться демонстрацией своего бескультурья. Церковь призывает пользоваться более сердечными обращениями: сестра (при желании окликнуть девушку), матушка (при обращении к женщине). Юношей называют братьями, более зрелых мужчин – отцами.

Читать еще:  Тест: 2. Монгольский период

Священников в православной среде называют батюшками и отцами. К последнему нередко добавляют имя священнослужителя. Правда, употреблять нужно церковнославянские имена, а не те, которые указаны в официальных документах: «отец» или «батюшка Иоанн» (но не Иван).

Важным отличием христианского этикета от делового является возможность обращения священнослужителей друг к другу на «ты». Прихожанам же предпочтительнее использовать вы-форму. Несмотря на то, что к Господу как к самому близкому христиане обращаются на «ты» (Господи, спаси; Боже, помилуй нас; царствие Твое), вы-форма по отношению к служителям храма считается более деликатной и не режет слух.

Нормы морали и этикетные правила действуют всюду – в светском обществе, в деловой среде, в спорте. Существует в мире особый этикет , который именуются религиозным. Православные церкви, соборы, храмы, прочие священные сооружения являются особыми местами, на территории которых действуют свои правила. Нарушить запреты церкви – оскорбить ее святость. Человек, который считает себя православным, обязан чтить христианские законы и предписания. Это особый мир, оказавшись в котором каждый может стать чуточку добрее и человечнее.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • морепродукты (3)
  • (0)
  • hand made (429)
  • блины (203)
  • блюда из мяса (599)
  • блюда из мяса птицы (559)
  • блюда из овощей (186)
  • булочки (357)
  • варенье,джемы,желе (137)
  • веганское молоко (2)
  • видео (198)
  • виды теста (95)
  • выпечка Пасха,Рождество (130)
  • вышивка (6)
  • вязание (110)
  • готовим в микроволновке (22)
  • десерт (611)
  • детское (8)
  • дом,дача (110)
  • домашний сыр (40)
  • закуски (907)
  • здоровье (50)
  • интерьер (755)
  • история (14)
  • кексы (455)
  • компьютер (8)
  • консервация (114)
  • красивое (10)
  • кулинария (1)
  • лепешки (108)
  • макароны (20)
  • мода (94)
  • напитки (23)
  • несладкая выпечка (1012)
  • овощи (351)
  • оформление блюд (40)
  • оформление дневника (169)
  • пельмени,вареники,клецки (80)
  • первые блюда (72)
  • печенье (955)
  • пирожное (393)
  • пицца (110)
  • постное (246)
  • православие (11)
  • простые советы (90)
  • психология (36)
  • рукодельное (8)
  • рыба (232)
  • салаты (798)
  • сладкая выпечка (2225)
  • соусы (43)
  • творожная выпечка (262)
  • торты (1191)
  • фотопутешествия (36)
  • хлеб (167)
  • чизкейк (110)
  • шебби-шик (13)
  • штрудели (39)
  • шьем (44)
  • это интересно (115)
  • юмор (53)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Религиозный этикет. Как вести себя в церкви.

Правила этикета существуют не только в светском обществе. Нормы поведения в церкви – тоже можно отнести к особому этикету, называемому религиозным. Посещая церковь, вы должны придерживаться ее канонов и соблюдать религиозные нормы и правила. Ведь даже те люди, которые не соблюдают в повседневной жизни все предписания вероисповедания, хотя бы иногда посещают церковь. Поэтому каждому надо знать, как вести себя в церкви, о чем мы расскажем вам в нашей статье.

Основные правила посещения церкви.

Охватить тему «Как вести себя в церкви» полностью в рамках одной статьи невозможно, но, хотя бы основные требования церковных служителей к прихожанам можно обозначить.

Как вести себя перед посещением церкви.

    1. Вы не должны приходить в храм после того, как приняли алкоголь.
    2. Запрещается, посещая церковь, брать с собой животных.
    3. Когда вы собрались в церковь, вы должны быть одеты скромно и аккуратно. Для женщин непристойной считается одежда: короткие юбки и платья выше колена, шорты, майки, рукава должны быть обязательно, длиной не выше локтя. Тем более, нарушением религиозного этикета считается пляжные костюмы. Не рекомендуется перед посещением церкви украшать себя всякого рода драгоценностями.
    4. Женщинам следует быть в женской одежде. Им не следует приходить в храм с накрашенными губами и яркой косметикой на лице. И уж тем более, никаких духов и другой парфюмерии, даже со слабо выраженным запахом.
    5. Категорически запрещается женщинам посещение церкви в критические дни до полного их завершения.
    6. Следуя в храм, постарайтесь отвлечься от мирских проблем. Если вы выведены чем-то из равновесия, попробуйте успокоиться, прежде чем переступите порог церкви.
    7. Если вы хотите попасть на Богослужение, вам следует придти до начала его минут за двадцать. За это время вы сможете купить свечи, постоять у икон, приложиться к мощам.
    8. Прежде чем войти на территорию храма положено три раза перекреститься. Мужчинам необходимо при этом снять головной убор. После этого, по желанию, мужчина может снова надеть его, а при входе в храм – снять. К женщинам это правило не относится. Наоборот, они должны входить на территорию храма и в сам храм только в головном уборе. И надеть платок или что-то еще следует перед тем, как перекреститься.
    9. Помните, что креститься (совершать Крестные знамения) нужно без перчаток. Если в момент посещения вами храма нет поста, то с поклонами в пояс, если есть, то по религиозному этикету крестятся с земными поклонами.

Как себя вести на территории церкви.

    1. Категорически запрещается на территории храма курить, оставлять мусор, громко смеяться и шуметь, а также плевать и сморкаться на землю.
    2. Не разрешается на территории церкви выгуливать домашних животных.
    3. Если вы хотите сделать фото или видео обряда или записать что-то на диктофон, вы должны попросить на эти действия разрешения настоятеля храма.

Как вести себя в церкви.

    1. Как и на территории, в самой церкви правилами религиозного этикета запрещается громко разговаривать, смеяться, что-то жевать. Руки нельзя держать в карманах или за спиной.
    2. Не поворачивайтесь спиной к алтарю и не ходите по храму без надобности, как в музее.
    3. Если вы хотите поставить свечу или приложиться к мощам или святым образам, сделайте это так, чтобы не побеспокоить других молящихся людей.
    4. Разговаривать в храме следует только по необходимости. Увидев знакомых, поздоровайтесь с ними кивком головы, все разговоры оставьте до окончания посещения церкви. И еще: в храме не приняты рукопожатия при встрече.
    5. Посещая храм с детьми, вы должны объяснить им, как себя следует вести в церкви, что там нельзя бегать, шуметь, громко смеяться и баловаться. Если ваш ребенок заплакал, постарайтесь его успокоить или выйдите с ним из церкви.
    6. Если у вас появилась потребность подпеть церковному хору, вы должны это делать тихо, чтобы не отвлекать окружающих от молитвы. И ни в коем случае не пытаться перекричать других людей при общенародном пении.
    7. Во время Богослужения в церкви дозволяется сидеть только тем, кто не может стоять из-за болезни или сильной усталости. Но даже сидя, вы должны помнить, что религиозным этикетом не допускается поза «нога на ногу».
    8. Когда священник читает Евангелие, во время «Херувимской» и на Литургии нельзя перемещаться по храму и разговаривать.
    9. Правила религиозного этикета не рекомендуют делать замечания людям, которые ведут себя неправильно, лучше следить за своим поведением. Если уж возникла крайняя необходимость, то сделать это нужно тактично и деликатно, не привлекая всеобщего внимания.
    10. Не следует покидать церковь до окончания Богослужения без серьезной на то причины.
    11. Когда вы уходите из храма, на выходе повернитесь к нему лицом и совершите Крестные знамения. Выходя за калитку с территории, сделайте то же самое.

Как вести себя со священнослужителями.

Согласно правилам религиозного этикета, в беседах со священнослужителями, к ним следует обращаться по имени так, как оно звучит в церковнославянском языке. Например: Иван – Иоанн, Алексей – Алексий и так далее. Запомните, что, обращаясь к священнослужителю, нельзя допускать фамильярностей, только на «Вы», несмотря на то, что, в молитвах к Богу, мы говорим «ты»: «благослови», «помилуй». Не следует обращаться к духовенству, не называя имени. Например, слово «отец» само по себе, без имени, несет другую смысловую нагрузку. В данном случае звучит фамильярно.

Среди духовенства существуют свои ранги и обязанности. У диакона, к примеру, нет благодатной силы, которая присуща священнику, даваемая ему во время рукоположения. Поэтому диакон не может совершать таинства, совершать требы без священника. Религиозный этикет не рекомендует обращаться к нему с просьбами об этом. Однако, обратиться за помощью или советом вполне допустимо. К диакону обращаются без упоминания имени: «отец диакон».

Переступая порог церкви, забудьте на время светские приветствия: «Здравствуйте или добрый день». Приветствуют священнослужителей словами: «Благословите!». При этом ладони надо сложить правую над левой, чтобы получить благословение священника, который налагает на вас Крестное знамение и произносит одну из двух фраз: «Бог благословит» или «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа», накрывая ладони прихожанина своей правой рукой, которую последний целует. Существуют и другие виды благословения. Прихожанин должен поцеловать руку священника, щеку его и опять руку, но это приемлемо только для мужчин. Или священнослужитель накладывает Крестное знамение на склоненную голову прихожанина и совершает возложение ладони. Благословение возможно и на расстоянии.

Люди, не часто посещающие церковь, совершают такую ошибку: они накладывают на себя Крестное знамение, прося благословения у священника. Получается, что они на него крестятся. Если вы хотите знать как правильно вести себя в церкви, вам следует помнить, что это неправильно, что у испрашивания благословения и его преподания разные значения. Умение просить благословения и ответная положительная реакция служителя — есть основа религиозного этикета.

Читать еще:  Тест: Святитель Алексий, митрополит Московский

Религиозные нормы.

Основное значение большинства религиозных норм – это их моральное содержание, вспомним заповеди. История помнит времена, когда религиозные нормы были равноправны с юридическими. Они были в основе государственного и политического регулирования и служили весомым аргументом в правовых, процессуальных и семейных отношениях.

Каждая религия имеет свой свод правил – религиозных норм, которые лежат в основе религиозного этикета. Религиозные нормы описаны в священных книгах: Ветхий и Новый Завет, Коран и так далее в зависимости от вероисповедания. Кроме того, они содержатся в различной духовной литературе. Эти нормы регламентируют всю деятельность религиозных сообществ, в них описано как должно происходить отправление обрядов, и каков порядок проведения церковных служб.

В некоторых мусульманских странах и в наше время Коран и Сунна регулируют не только религиозные нормы, но и остальные стороны жизни: правовые и моральные. Православная церковь сейчас не имеет такого большого влияния в христианских странах. Каждый человек вправе решить для себя верить или нет в Бога, соблюдать или нет церковные каноны.

По правилам религиозного этикета, каждый верующий человек должен соблюдать определенные нормы, а именно: не нарушать заповедей, постоянно посещать храм, молиться каждый день, соблюдать церковные праздники и посты. А еще все важные события в жизни: крещение, венчание, похороны, должны быть проведены строго по церковным правилам.

Религиозный этикет и религиозные нормы – строгий регламент. Но бывают случаи, когда они противоречат нормам государства и общества. Возьмем к примеру такую ситуацию, когда большой церковный праздник совпадает с будним календарным днем. Или нужно зайти в церковь, а одежда не соответствует церковному этикету. При желании всегда можно найти компромиссное решение этих нестыковок.

Икона в вашем доме.

В каждом доме, где живут верующие люди, должна быть икона. Какая это будет икона, одна или несколько, каждый решает сам. Для веры не существует разницы между иконами, будь то изображение на бумаге или ценная икона в роскошном окладе.

А вот место, где находится икона – важно. Это место должно быть почетным в доме. Правило, которое пришло к нам из стародавних времен, предписывало отвести место для иконы в красном углу. Что такое красный угол? Это правый угол комнаты напротив входа. Если нет возможности расположить икону на в этом месте, например, мешают какие-то коммуникации, то можно сделать специальные полочки и поставить на них иконы.

Не следует размещать иконы вблизи телевизора или ставить их на холодильник. Последнее возможно только при отсутствии других вариантов и только если обустроить для них место. Если красный угол комнаты занят, то допускается поместить икону на стене. Иконы должны присутствовать во всех комнатах жилища.

Автор: Татьяна Алёшина

Рубрики:православие

Метки: религиозный этикет

Процитировано 3 раз
Понравилось: 1 пользователю

Храм в честь Преображения Господня

В МУЗЕЕ-УСАДЬБЕ ГОНЧАРОВЫХ ПОС. ПОЛОТНЯНЫЙ ЗАВОД

Христианский этикет

Любовью служите друг другу.

Эти слова, сказанные почти 2 тысячи лет назад апостолом Павлом галатам (Галл. 5, 13), определяют основы поведения христиан в храме и дома, взаимоотношений между собой и языческим миром. Божественная любовь была основой и сутью, мерилом и образцом жизни христианина.

Будучи основаны на христианской любви, на Законе Божием, основы православного этикета, в отличие от светского, являются не только суммой правил поведения в той или иной ситуации, но путями утверждения души в Боге.

Как вести себя с ближними

В жизни человека-христианина все начинается – каждое утро, и любое дело – с молитвы, и все завершается молитвой. Молитва определяет наши отношения с ближними, в семье, с родными. Привычка перед всяким делом или словом от всего сердца просить: «Господи, благослови!» — убережет от многих недобрых дел и размолвок.

Если вас кто-то огорчил или обидел, пусть и несправедливо, по-вашему, не спешите выяснять отношения, не возмущайтесь и не раздражайтесь, а помолитесь об этом человеке – ведь ему еще тяжелее, чем вам – на его душе грех обиды, может быть, клеветы – и ему нужно помочь вашей молитвой, как человеку тяжело больному. От всего сердца помолитесь: «Господи, спаси раба Твоего (рабу Твою)…/ имя / и его (ее) молитвами прости моя прегрешения. Как правило, после такой молитвы, если она была искренней, гораздо легче придти к примирению, а бывает, что человек, обидевший вас, сам первый придет просить прощения.

При беседе умейте внимательно и спокойно слушать другого, не горячась, если даже он высказывает мнение, противоположное вашему, не перебивайте, не спорьте, стараясь непременно доказать свою правоту.

…Входя в дом, надо сказать: «Мир вашему дому!», на что хозяева отвечают: «С миром принимаем!» Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!»

За все принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси, Господи!», «Спаси, Христос!» или «Спаси тебя Бог!», на что положено ответить: «Во славу Божию». Нецерковных людей, если вы считаете, что они вас не поймут, таким образом благодарить не обязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!» или «Я от всей души вам благодарен!».

Как приветствовать друг друга. За века христиане выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Так приветствуют друг друга священники.

Преподобный Серафим Саровский обращался ко всем приходящим со словами: «Христос воскресе, радость моя!»

В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!», на кануне праздника — «Со святым вечером», в праздники — «С Рождеством Христовым», «С вознесением Господним» и т.д.

Монастырские корни имеет форма приветствия «Благословите!» — причем не только священника.

Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами «Ангела-хранителя тебе!», перекрестив их. Можно пожелать ангела-хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!». Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией!», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.

Обращение к священнику. Как взять благословение. К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем – так, как оно звучит по-церковнославянски с прибавлением слова «отец»: «отец Алексий», либо (как это принято у большинства церковного народа) – «батюшка». К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец»…Но у диакона, поскольку он не имеет благодатной силы рукоположения во священство, благословение брать не положено.

Обращение «благословите» — это не только просьба преподать благословение, но и форма приветствия священника, с которым не приято здороваться словом «здравствуйте». Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо, поклонившись, встать перед священником, сложив руки ладонями вверх – правую поверх левой. Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит», либо «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» — и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует – мы не священнику руку лобызаем, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас…И прикасаемся мы устами к месту, где на руках Христовых были раны от гвоздей…

Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы. Не следует лишь перед тем, как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением – то есть «креститься на священника».

Бестактно и неблагоговейно выглядит ситуация во время богослужения, когда кто-то из священников направляется из алтаря к месту исповеди или для совершения крещения, а множество прихожан в этот момент бросаются к нему за благословением, тесня друг друга.

В Православной Церкви в официальных случаях (во время доклада, выступления, в письме) принято к священнику-благочинному обращаться «Ваше Преподобие», а к настоятелю, наместнику монастыря (если он игумен или архимандрид) обращаются – «Ваше Высокопреподобие» или «Ваше Преподобие», если наместник иеромонах. К епископу обращаются – «Ваше Преосвященство», к архиепископам и митрополитам — «Ваше Высокопреосвященство». В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально – «владыко», а к наместнику монастыря – «отец наместник» или «отец игумен». К Святейшему Патриарху принято обращаться «Ваше Святейшество». Эти наименования, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека – священника или Патриарха, они выражают уважение к священному сану духовников и святителей.

(Из книги протоиерея Андрея Устюжанина «Как вести себя верующему».)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector