3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тест: Усекновение главы Иоанна Предтечи

Содержание

Где находится подлинная глава Иоанна Предтечи

11 сентября — усекновение главы Иоанна Предтечи

Приблизительное время чтения: 3 мин.

История честной главы Иоанна Предтечи — на ее счету было три обретения — очень не простая и, более того, до сих пор до конца не выясненная. Италия, Франция, Сирия, Греция, Армения: каждая из этих стран заявляет, что именно у них хранится подлинная глава Иоанна Предтечи. Рассказать, какие аргументы ученый мир приводит пользу той или иной святыни, мы попросили Тимофея Китниса, историка и руководителя Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Значение Иоанна Крестителя для верующих всегда было очень важно. После Богоматери, этот святой, которому отведено самое большое количество церковных праздников, это один из очень малого числа святых, чье рождество отмечается Церковью. Особое внимание уделено Крестителю в Евангелии, а также многими современниками было отмечено, что и в 30-е годы I века Иоанн Предтеча был очень известным святым, вызвавшим широкий резонанс.

Поэтому мощи святого Иоанна Предтечи всегда имели большую важность, а его глава рассматривалась как особая, очень значимая святыня, оттого в Церкви и празднуются все три обретения главы. И действительно, существует много подтверждений тому, что истинная глава, или часть главы, находится, к примеру, в монастыре святого Сильвестра в Риме, в мечети Омейядов в Дамаске (кстати говоря, Креститель почитается не только христианами, но и мусульманами — как великий праведник), в Нагорном Карабахе в Армении, на Афоне.

Но если мы говорим о наиболее вероятном месте нахождения святыни, то это, конечно, собор Амьенской Богоматери во Франции. По той простой причине, что из всех вышеперечисленных мест только здесь проводилось большое и качественное исследование святыни, а также известно, что именно эта часть главы (а в Амьенском соборе хранится только лицевая часть главы) имеет четкий исторический путь.

Не буду утомлять большим количеством фактов, относящихся к первому и второму обретению, и сразу перейду к моменту третьего обретения главы Крестителя. В период иконоборческих гонений главу Иоанна Предтечи было решено скрыть — и в начале IX века она была перевезена в Команы (город, находившийся недалеко от современного Сухуми).

Есть несколько источников, свидетельствующих о том, что в 842 году глава Крестителя была перенесена из Коман в Константинополь. Также сохранилось свидетельство паломника Антония о том, что в 1200 году глава Крестителя уже была разделена — он видел только лицевую часть.

Затем наступает Четвёртый крестовый поход, во время которого был взят Константинополь. В одном из разрушенных дворцов католический священнослужитель Валлон де Сартон находит лицевую часть святыни на серебряном блюде, покрытую выпуклым хрустальным стеклом. Блюдо ему приходится продать, чтобы добраться в Пикардию, куда в 1204 году он перевозит главу Крестителя.

С тех пор святыня постоянно находится в главном городе Пикардии Амьене — и великолепный собор Амьенской Богоматери строят здесь как некий драгоценный ковчег для хранения главы, которая сразу становится известной и почитаемой святыней Франции. К ней паломничают короли — Людовик Святой, его сын Филипп Отважный — и другие. От нее исходят чудеса: известен случай исцеления города Амьена от чумы в XVII веке по молитвам пред главой Иоанна Крестителя. Также у французов даже возникла традиция мириться около святыни.

В 1958 году было проведено большое патологоанатомическое исследование реликвии, которое проводили известные профессора анатомии, фармацевтики, хирургии, стоматологии. Эксперты выяснили, что эта часть главы гораздо более древняя, чем кость средневекового человека. Сам тип лица был определен как средиземноморский. А также было установлено, что возраст человека, которому принадлежала эта часть головы — между 25 и 40 годами. Кроме того, на голове оказался хорошо виден след от удара кинжалом. А как известно, когда глава Крестителя досталась Иродиаде, та, находясь в состоянии одержимой ярости, пронзила главу кинжалом.

Мы не можем с точностью заявить о подлинности той или иной части главы святого Иоанна Крестителя, однако пока при лицевой части святыни, находящейся в Амьене, не было найдено ни единого факта, который бы противоречил тому, что она могла принадлежать Иоанну Крестителю.

Кстати о пребывании главы Иоанна Предтечи в Амьене упоминает и Святитель Димитрий Ростовский в житиях, а это значит что уже в XVII веке к Амьенской главе совершались, в том числе, и православные паломничества.

Читайте также другие материалы об Иоанне Предтечи

Что за праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи и разве можно отмечать казнь

Редакция, Общество, 6:46, 11.09.2020

Церковь чтит Иоанна Предтечу выше всех святых после Богородицы. В день его мученической смерти верующие соблюдают строгий пост

11 сентября в православном календаре – день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Рассказываем о сути, традициях и главных запретах важного церковного праздника.

Кто такой Иоанн Предтеча?

Святого Иоанна в Православной церкви называют Крестителем, великим пророком, Предтечей. По уровню почитания в Православной церкви святой Иоанн Предтеча находится на втором месте после Богородицы, уточняет «Православный календарь».

Что такое Сретение Владимирской иконы и какую загадку хранит этот праздник

В 2020 году Православная церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери 8 сентября. По преданию, этот праздник связан с историей спасения Москвы от разгрома армией Тимура Тамерлана

«Предтеча» дословно означает «тот, кто течет перед», «первопроходец», объясняет ТАСС. Святой Иоанн Предтеча считается великим пророком, который говорил людям о скором пришествии в мир Мессии — Иисуса Христа. Именно он крестил Сына Божьего Иисуса Христа в водах реки Иордан.

Что такое Усекновение главы Иоанна Предтечи?

11 сентября 2020-го православные отмечают большой праздник – Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

В этот день казнили пророка, который сообщил миру о пришествии Сына Божьего. Иоанну Предтече отсекли голову, пишет «Российская газета».

История праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи

Перед смертью Иоанн Предтеча находился в темнице по приказу царя Ирода. Его заключили туда за то, что он обличал грехи правителя и его окружения.

Любовница царя подговорила свою дочь Саломею убить пророка. Девушка станцевала на пиру для царя. Ироду так понравился танец, что он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея попросила голову Иоанна на блюде. Ирод исполнил просьбу.

Почему же тогда это праздник?

Во-первых, в Православной церкви день памяти святых – это всегда день их смерти. Это момент их перехода в вечность и встречи с Богом.

Во-вторых, слово «праздник» в этом случае означает не торжество, а «праздное» состояние, когда нет дела до обычных житейских забот. Это может быть и в случае радости, и в случае горя.

Что нельзя делать в церковный праздник 11 сентября 2020-го?

В праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи в Православной церкви установлен строгий пост. Так христиане выражают скорбь о насильственной смерти великого пророка. Верующим нельзя есть мясные и молочные продукты, яйца и рыбу.

Кроме того, 11 сентября христиане отказываются от вина. А в храмах в этот день служат молебны, в которых просят Бога даровать трезвость – физическую и духовную.

Нельзя увлекаться приметами, проводить оккультные и магические ритуалы. Церковь относится к ним негативно всегда – и во время важных праздников, и в обычные дни.

В праздник Иоанна Крестителя верующие посещают богослужение.

Какого числа День учителя в 2020 году и почему его так любят в России

В День учителя принято дарить преподавателям цветы, рисовать стенгазеты, устраивать праздничные концерты, навещать и поздравлять учителей на пенсии

Беседа на трезвенный праздник – Усекновение главы Иоанна Предтечи

Пир, данный галилейским властелином Иродом Антипой в день своего рождения, подходил к концу. Во влажном, насыщенном ароматными испарениями изысканных блюд, драгоценных вин и увядающих уже цветов воздухе тускло мерцали светильники. Роскошный зал тонул в полном неги и чарующих грез полумраке, лишь изредка при колеблющимся свете вспыхивала позолота и поблескивал мрамор. Пресыщенные гости лениво перекидывались короткими фразами, в их взглядах, которые они часто бросали в сторону хозяина, читалось некое ожидание. Задумчив и безмолвен был властелин. Он знал, чего ожидают гости.

Давно уже она выжидала удобного случая, чтобы отомстить за свои погибшие мечты и рухнувшие честолюбивые планы, ради которых она оставила своего мужа Ирода Филиппа, родного брата Ирода Антипы. Виновником всех своих злоключений она считала Иоанна Крестителя. В ее ушах запечатлелся его обличающий голос, обращенный к Ироду Антипе: «Не достоит ти имети ее (Иродиаду)» (Мф. 14: 4).

После этого обличения Ирод не посмел исполнить тех заманчивых обещаний, коими в Риме прельстил Иродиаду. Он совершенно оставил мысль жениться на ней и украсить ее главу царским венцом. И гордая честолюбивая женщина оказалась в незавидном положении наложницы Ирода. Тяжело ей было переносить такое унизительное положение, и она жаждала крови Иоанна Крестителя, требовала смерти его. Но преданный всевозможным страстям и порокам, потерявший всякое самоуважение Ирод, топивший остатки своей совести во все в новых и новых пороках, не мог решиться предать смерти Крестителя. Кроме страха перед этим величайшим пророком, Ирод чувствовал благодарность за те беседы с ним, которые давали мир и отраду его мятежному сердцу и воскрешали его убитую грехом душу. Под влиянием этих бесед Ирод как-то обновлялся и порой становился даже добродетельным. «Ирод бо бояшися Иоанна, ведый его мужа праведна и свята, и соблюдаше его; и послушав его, много творяше, и всласть его послушаше» (Мк. 6: 20), – так говорит Евангелие об отношении Ирода к Иоанну Крестителю.

Читать еще:  Тест: Покров Пресвятой Богородицы

Но бесхарактерный и страстный по натуре Ирод скоро опять подпадал под тлетворное влияние хитрой и лукавой женщины. Такая двойственная жизнь, конечно, в минуты трезвых размышлений приводила его к отчаянию, и он все чаще и чаще устраивал пиры, на которых, по примеру Рима, допускались уже прямо оргии. Вероятно, ни на одном из предшествующих пиршеств Ирод так не злоупотреблял вином, как на этом, окончившимся кровавой драмой. Иначе Иродиада не нашла бы его состояние подходящим к исполнению ее замысла и на этом пиру. Она была уверена, что план мщения на этот раз удастся, когда посылала дочь Соломию в пиршественный зал.

Тихо и неожиданно появилась в зале красавица Соломия и начала пляску, в которой игрою глаз, губ, движением ноги, руки, изгибами всего тела старалась наглядно выразить то, что для человека представляет приятный яд. Апатия гостей быстро сменилась живым интересом. Ирод забыл свои думы и благодарным взором глядел на плясунью. И это позорное зрелище вознаграждено было священнейшей главой Крестителя, которая тут же, в этом пропитанном пьянством и развратом зале была передана плясунье на окровавленном блюде.

Ведь почти 2000 лет прошло со времени усекновения главы Иоанна Крестителя. А кажется, будто не было этих двадцати веков, и в наше время весьма часто совершаются кровавые преступления, условия возникновения которых напоминают ту великую драму, которой закончился пир Ирода.

И в наши дни весьма часто кутежи в блестящих ресторанах, трактирах и других притонах, где льется рекою вино, где в лице женщин известного сорта присутствует разврат, оканчиваются кровопролитием и убийством. И все же люди, зная, каким опасностям подвергают свою жизнь в этих местах разгула, неудержимо стремятся туда.

Сами собою напрашиваются вопросы: для чего же всеблагой Бог попустил совершиться великому злодеянию 2000 лет тому назад и весьма часто попускает подобному совершаться и в наши дни? Частое повторение одного и того явления при одних и тех же обстоятельствах исключает всякую мысль о случайности и говорит о персте внушающем и указующем. Не должно ли все это понимать так: Господь попустил завершиться Иродову пиру великим злодеянием и при этом не пожалел величайшего из пророков, строго постника и воздержника, чтобы ясно показать нам, как много зла, несправедливости, жестокости и лжи в пьянстве и разврате?

Мы и сами видим, что пьянство и его непременный спутник – разврат разрушают жизнь человека во всех отношениях. Не говорим уже о многочисленных болезнях телесных. Жутко и больно вспоминать о детях-калеках, обреченных целый свой век страдать и, может быть, проклинать своих пьяных и развратных родителей. Какой ужас охватывает нас при виде дикой схватки озверевших пьяниц, с пеною у рта, с непримиримой злобой в налитых кровью глазах набрасывающихся друг на друга: их озлобленные сердца распалены несвойственным нормальному человеку желанием уничтожить друг друга. Без содрогания сердца нельзя представить то море слез, проливаемых малыми, голодными детьми и несчастными матерями вследствие пьянства отцов, мужей и взрослых сыновей… А сколько людей сделалось ворами, исключительно благодаря пьянству и разврату!

Мир и любовь в жизни семейной и общественной стали весьма редкими явлениями. Места, где все дышит любовью, где незримо, чудесно, снисходит в сердца людей утешение, покой и ободрение, где льются радостные, благодарные, очищающие душу слезы, – я говорю о храмах Божиих – находятся в пренебрежении. Перед ними как бы гордятся своим ярким светом, блеском своей декоративной роскоши и многолюдством разного рода трактиры. И вообще жизнь людей представляется такой, как будто люди задались желанием до крайних пределов испытать долготерпение Божие, как и было это перед потопом и сожжением Содома.

Но Господь как добрый, терпеливый, любящий Наставник не хочет подвергать нас заслуженному наказанию, а с терпеливой настойчивостью требует, чтобы мы сознали, что, если не оставим пьянство и разврат, подойдем к какой-то неведомой для нас страшной беде. Отдавая в жертву пьяному Ироду и развратной Иродиаде Иоанна Крестителя, о котором сказано было, что он не пил ни вина, ни сикера, Господь желает не только внушить отвращение к вину пьющим его, но и показать, что при имеющей разразиться беде пострадают и непьющие. Последние виноваты уже тем, что, проводя жизнь трезвую, не старались воздействовать на пьяниц.

Но мы к внушению Господа относимся как ленивые и шаловливые школьники, для которых одно и то же нужно повторять несколько раз. И Господь, желающий нам всякого блага, весьма часто напоминает нам о кровавом пире Ирода. Ведь мы часто видим и слышим, что пирушки в местах пьянства и разврата оканчиваются кровопролитием и убийством без всякой сколько-нибудь основательной причины, а единственно вследствие злоупотребления вином и страстным, греховным желанием, как было и тогда, на пиру Ирода.

Впрочем, Господь и прямо предупреждает о той опасности, к которой приведет беспечная жизнь пьяниц и развратников, с одной стороны, и людей трезвых, если они не стараются воздействовать на первых, с другой. «Бдите и молитесь, да не внидите в напасть» (Мф. 26: 41), – предупреждает Он нас.

Московские церковные ведомости. 1914. № 43. С. 647–650.

Классный час 11.09 Усекновение главы Иоанна Предтечи

Классный час 11.09

Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн.

Усекновение главы Иоанна Предтечи великий праздник в Православной церкви, совершаемый 29 августа ( 11 сентября ) и посвященный памяти мученической смерти Иоанна Крестителя , которому по приказу тетрарха Галилеи Ирода отрубили голову. История праздника связана с Евангельским повествованием. Три из четырех Евангелий сообщают о данном событии: Евангелие от Матфея в 14 главе, Евангелие от Марка в 6 главе, Евангелие от Луки в 9 главе; однако Лука не сообщает подробностей, как это делают Матфей и Марк, а только упоминает о самом факте: «И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил» (Лк. 9, 9). После Крещения Иисуса Иоанн продолжает своё пророческое служение, обличая пороки и грехи, призывая народ к покаянию и указывая путь ко спасению через веру в истинного мессию — Христа-Спасителя. Под грозное обличение Иоанна попадает царь Ирод, который при живом брате Филиппе , отобрал у последнего жену — Иродиаду и взял её в супружество. Согласно закону Моисея это нарушение седьмой заповеди : не прелюбодействуй. Об этом и говорит открыто Иоанн царю Ироду. Ирод не терпит обличения и сажает Иоанна в темницу (тюрьму), оставляя на время Иоанна в живых, поскольку простой иудеиский народ почитал Иоанна и считал его величайшим пророком. Во время дня рождения Ирода дочь Иродиады исполняет пляску, которая очень понравилась пирующему Ироду. В награду за танец Ирод даёт клятву: дать своей падчерице всё, что она пожелает (даже до полцарства). Падчерица Ирода обращается с советом к своей родной матери Иродиаде. Иродиада научает дочь в награду за пляску попросить отрубленную голову Иоанна Предтечи на блюде. Узнав о просимом, Ирод опечалился; но ради клятвы, которую он дал перед своими вельможами, с которыми он пировал, Ирод выполняет пожелание. В тюрьму отправляется палач, отрубает голову Иоанну, а затем отрубленную голову на блюде приносят на пир и вручают дочери Иродиады. Ученики Иоанна погребают тело Предтечи. Данное событие и послужило причиной для установления этого христианского праздника.

В дальнейшем отцы Церкви в проповедях, а также в богослужебных текстах, посвященных смерти Иоанна, достаточно часто используют приём антитезы . С одной стороны у Иоанна Предтечи целая палитра добродетелей: смирение, любовь к Богу и людям, молитва, пост, нищета, строгий образ жизни, чистота помыслов, твердое стояние в истине, дар пророчества, девство; а с другой стороны у семьи Ирода набор греховных поступков и порочный образ жизни: гордость, злоба, любовь к временной жизни, пьянство, танцы, невоздержание, безумные клятвы, роскошь и богатство, ложь, блуд. Величайший пророк Иоанн умирает ради истины, а беззаконник Ирод убивает ради лжи праведника.

Православная церковь

В Русской православной церкви Усекновение главы Иоанна Предтечи относится к числу Великих праздников (не будучи двунадесятым праздником ) и празднуется 29 августа ( 11 сентября ). В какой бы день недели этот праздник ни попадал, включая воскресенье, этот день всегда в Православной церкви в память о великом постнике Иоанне (который питался в пустыне только акридами и диким мёдом и вёл суровый образ жизни) является днём строгого поста , запрещено есть не только мясную и молочную пищу, но даже рыбу.

Полное название праздника в богослужебных книгах Православной церкви: Усекновение честныя главы, честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя. Накануне праздника вечером служится Всенощное бдение . Стихиры праздника были написаны гимнографами: Иоанном монахом , Германом . На Великой вечерне читаются три паремии , в которых, по мнению Церкви, содержатся пророчества о Иоанне Крестителе. На утрене служится полиелей и читается праздничное 57-е зачало Евангелия от Матфея ( Мф. 14:1-13 ). В VIII веке Иоанн Дамаскин написал канон этого праздника, второй канон написан Андреем Критским . На литургии читается апостольское и евангельское чтение, посвящённые Усекновению главы Иоанна Предтечи: 33-е зачало Деяний святых апостолов ( Деян. 13:25-32 ) и 24-е зачало Евангелия от Марка ( Мр. 6:14-30 ).

1. Ио­анн Пред­те­ча — са­мый чти­мый хри­сти­ан­ский свя­той по­сле Бо­го­ро­ди­цы. Сам Спа­си­тель так го­во­рил о про­ро­ке Ио­ан­не Кре­сти­те­ле: Из рож­ден­ных же­на­ми не вос­ста­вал (про­рок) боль­ший Ио­ан­на Кре­сти­те­ля ( Мф.11:11 ).

2. Рож­де­ство Ио­ан­на Кре­сти­те­ля — уни­каль­ный празд­ник для пра­во­сла­вия. Есть лишь три празд­ни­ка, ко­г­да хри­сти­а­не вс­по­ми­на­ют не день смер­ти, а день рож­де­ния ли­ца, ко­то­рое про­слав­ля­ют: Рож­де­ство Хри­сто­во, Рож­де­ство Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и Рож­де­ство Ио­ан­на Пред­те­чи. Этот факт — еще од­но сви­де­тельство то­го, что про­рок Ио­анн Пред­те­ча осо­бо по­чи­та­ет­ся в Церк­ви.

Читать еще:  Тест: Свидетели Иеговы

3. Ио­ан­на на­зы­ва­ют Пред­те­чей и Кре­сти­те­лем. Пред­те­чей — по­то­му что он при­шел преж­де Хри­ста и про­по­ве­до­вал на­ро­ду Его при­ше­ствие. Кре­сти­те­лем — по­то­му что он кре­стил Спа­си­те­ля в Иор­да­не.

4. Мы на­хо­дим упо­ми­на­ния о про­ро­ке Ио­ан­не Пред­те­че у всех че­тырех еван­ге­ли­стов. А еще о нем в сво­их исто­ри­че­ских тру­дах пи­шет Ио­сиф Фла­вий.

5. Па­мять Ио­ан­на Кре­сти­те­ля Цер­ковь празд­ну­ет це­лых шесть раз в го­ду: 6 ок­тяб­ря – за­ча­тие, 7 июля – рож­де­ство, 11 сен­тяб­ря – усек­но­ве­ние гла­вы, 20 ян­ва­ря – Со­бор Ио­ан­на Кре­сти­те­ля в свя­зи с празд­ни­ком Кре­ще­ния, 9 мар­та – пер­вое и вто­рое об­ре­те­ние его гла­вы, 7 июня – тре­тье об­ре­те­ние его гла­вы, 25 ок­тяб­ря – празд­ник пе­ре­не­се­ния его дес­ни­цы (пра­вой ру­ки) с Мальты в Гат­чи­ну.

6. Ио­анн Пред­те­ча — род­ствен­ник Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста по ма­те­рин­ской ли­нии.

7. Еван­ге­лии от Мар­ка мы чи­та­ем о про­ро­ке Ио­ан­не Пред­те­че, что он до трид­ца­ти лет ас­ке­тич­но жил в пу­сты­не и но­сил одеж­ду из вер­блю­жье­го во­ло­са и по­яс ко­жа­ный на чре­с­лах сво­их, и ел ак­ри­ды и ди­кий мед. Ак­ри­ды — это съе­доб­ная са­ран­ча, ко­то­рая во­дит­ся в Па­ле­сти­не и Ара­вии. Са­ран­ча, со­глас­но за­ко­ну Мо­и­се­е­ву, счи­та­лась чи­стым на­се­ко­мым и при­над­ле­жа­ла к раз­ря­ду пре­смы­ка­ю­щих­ся крыла­тых, хо­дя­щих на че­тырех но­гах ( Лев.11:21 ). Хо­тя су­ще­ству­ет и дру­гая вер­сия зна­че­ния сло­ва «ак­ри­ды»: рас­ти­тель­ная пи­ща, струч­ки, ко­то­рые мож­но бы­ло пе­ре­ти­рать и печь из них ле­пеш­ки.

8. Ио­анн был по­след­ним про­ро­ком сре­ди мно­же­ства пра­вед­ни­ков, пред­ска­зы­вав­ших при­ше­ствие Мес­сии, ко­то­рый осво­бо­дит на­род Из­ра­и­ля.

9. Лейт­мо­ти­вом про­по­ве­ди Ио­ан­на Пред­те­чи бы­ло по­ка­я­ние. По­сле дол­гих лет ас­ке­ти­че­ской жиз­ни в пу­сты­не про­рок при­шел на ре­ку Иор­дан, в ко­то­рой иу­деи тра­ди­ци­он­но со­вер­ша­ли ре­ли­ги­оз­ные омо­ве­ния. Здесь он стал го­во­рить на­ро­ду о по­ка­я­нии и кре­ще­нии во остав­ле­ние гре­хов и кре­стить лю­дей в во­дах. Это не бы­ло Та­ин­ством Кре­ще­ния, ка­ким мы его зна­ем сей­час, но бы­ло его про­об­ра­зом.

10. Ио­анн Кре­сти­тель был же­сто­ко каз­нен — ему от­ру­би­ли го­ло­ву. Про­изо­шло это так. Царь Ирод Ан­ти­па, сын ца­ря Иро­да Ве­ли­ко­го (ко­то­рый по­сле Рож­де­ства Хри­сто­ва при­ка­зал убить всех виф­ле­ем­ских мла­ден­цев) за­клю­чил про­ро­ка в тем­ни­цу за то, что тот об­ли­чал его пре­ступ­ном бра­ке с Иро­ди­а­дой. На пи­ру в честь дня рож­де­ния дочь Иро­ди­а­ды Са­ло­мея тан­це­ва­ла для Иро­да, и в на­гра­ду за та­нец мать под­го­во­ри­ла ее по­про­сить у ца­ря смер­ти про­ро­ка. Ио­ан­ну Кре­сти­те­лю от­ру­би­ли го­ло­ву, и Са­ло­мея при­нес­ла ее на блю­де Иро­ди­а­де. В па­мять об этом уста­нов­лен цер­ков­ный празд­ник — Усек­но­ве­ние гла­вы Ио­ан­на Пред­те­чи.

Иконография самого чтимого после Девы Марии святого – Иоанна Предтечи – обширна и сложна. Наиболее распространенные иконы – усекновение и обретение его честной главы. События, с которыми связаны эти иконы, складываются во вполне детективные сюжеты.

Святой Иоанн, почитаемый Церковью как Предтеча Христа, был великим аскетом и последним пророком, предрекшим явление Спасителя в мир людей. Мало святых имеют так много дней памяти в православном календаре. В январе, на следующий день после Богоявления, празднуется Собор Иоанна Предтечи, затем 9 марта вспоминаются Первое и Второе обретения его главы, летом – праздник Третьего, последнего ее обретения и Рождество Иоанна. Осенью следуют Усекновение главы, сопровождаемое строгим постом, память праведных родителей Предтечи, а также праздники Зачатия Иоанна Крестителя и перенесения его мощей (правой руки).

Как мы видим, сразу несколько событий, отмеченных в годовом круге богослужений, связаны с почитанием драгоценной святыни, которой стала глава принявшего мученическую кончину святого. Рассказ об этом событии содержится в Евангелии. Усекновение главы Иоанна Предтечи мечом, страшное завершение пира Ирода – распространенный сюжет в византийском и древнерусском искусстве.

«Усекну его в темнице»

Как же изображается кончина святого? Одним из примечательных образов является шитая пелена конца XV века из собрания Государственного исторического музея. Действие происходит на фоне горок, что, заметим, не соответствует евангельскому тексту. Там как место казни указывается темница: «Он же (воин) шед усекну его в темнице» (Мк.6:28, см. также Мф.14:10). На пелене темницей, по всей видимости, является высокая палата, изображенная справа. На иконах Усекновения художники традиционно отдавали предпочтение показу скалистого пейзажа, а не обстановке заточения пророка. По всей видимости, так осуществлялась изобразительная связь с образами Иоанна Предтечи в пустыне. Ядром композиции пелены являются фигуры воина, заносящего обнаженный меч, и покорно склонившегося Иоанна с вытянутыми вперед связанными руками. Ниже у его ног в золотой чаше лежит отрубленная глава с закрытыми глазами и нимбом. Она представлена вне временного контекста – ведь сам Предтеча показан в момент, предшествующий смерти, необезглавленным.

В иконографии Усекновения встречаются примеры, где соблюдается последовательность в развитии сюжета. Чашу с главой могли изобразить рядом с уже обезглавленным Предтечей, из шеи которого иногда текут струи крови. Но и в таких вариантах, как правило, большое внимание уделяется изображению главы в сосуде, стоящем на темном фоне пещеры. На иконе XVI века из Русского музея такая пещера представлена прямо в центре, к ней склоняется безжизненное тело Иоанна. Поскольку в иконописи не используются традиционные для живописи приемы передачи пространства и перспективы, само размещение сосуда на фоне расщелины указывает на то, что он находится скрытым внутри ее. И в связи с этим возникает тема обретений главы Предтечи и ее почитания. Отделенная от тела голова и на иконе, и на рассмотренной пелене представлена, прежде всего, не исторически (как только что положенная на блюдо, чтобы быть отнесенной на пир Ирода), а символически – как почитаемая реликвия, которая была скрыта и несколько раз найдена.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Усекновение главы Иоанна Предтечи 2021: какого числа по церковному календарю

Митрополит Сурожский Антоний в одной из проповедей говорил, что убийство, то есть Усекновение главы святого – это на самом деле праздник. Предтеча Господень своим примером показал нам, как праведно необходимо жить настоящему христианину. Он, невзирая на страх смерти, говорил только правду, обличал грех не только словами, но и даже своей смертью. Поэтому в день Усекновения предусмотрен строгий пост, во время которого не употребляется в пищу мясо, молочные продукты, рыба. Когда отмечается усекновение главы Иоанна Предтечи в 2021 году должен знать каждый, как и историю этого события.

Когда отмечается усекновение главы Иоанна Предтечи в 2021 году?

День усекновения главы Иоанна Предтечи в 2021 году отмечается 11 сентября.

Также празднуется первое, второе и третье обретение главы Иоанна Предтечи.

  • 9 марта — первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи.
  • 7 июня — третье обретение главы Иоанна Предтечи.

Даты не являются переходящими, отмечаются православной церковью в один и тот же день каждый год.

Пророку Иоанну Крестителю выпала огромная честь крестить самого Иисуса Христа. Его также называют Предтечей потому, что он стал предшественником и рождению Господа и смертью Его. Иоанна Предтечу вспоминают в каждом богослужении. По своей святости он уступает только Пречистой Святой Деве.

Усекновение главы Иоанна Предтечи — история праздника

Иоанн Креститель жил и проповедовал о Господе в Галилее, где царствовал Ирод Антипа, отец которого, Ирод Великий, когда-то устроил резню и массовое убийство младенцев в Вифлиеме в погоне за жизнью новорожденного Иисуса Христа.

Пророк Иоанн не боялся критиковать даже правителя Ирода Антипу, который бросил свою официальную жену и открыто, в грехе жил с супругой своего родного брата Иродиадой. Она была злым человеком и правда, которую она слышал из уст Иоанна о себе, безумно бесила ее. Царствующие Ирод с Иродиадой пытались уговорить пророка замолчать и перестать упоминать их имена, они угрожали, пытались подкупить Иоанна, но Предтеча был непреклонен. На святого это все не имело никакого действия. Ирод уважал и побаивался силу Иоанна Крестителя, но поддавшись на уговоры Иродиады, он все же приказал схватить Иоанна и поместить его под стражу.

Однажды, когда во дворце праздновали день рождения Ирода, царь попросил Саломею, дочь Иродиады станцевать перед многочисленными приглашенными гостями. Девушка исполнила эту просьбу настолько хорошо, что потрясенный царь, находясь под впечатлением танца, прилюдно пообещал ей исполнить любое ее желание.

Саломея решила посовещаться со своей матерью, которая напомнила ей, что ее дочка живет в роскоши и не нуждается в деньгах или драгоценностях, а после ее смерти она и так будет править царством. А сейчас ей нужно избавиться от ненавистного Иоанна Пророка, после чего Саломея подошла к Ироду и, в награду за наслаждение танцем, попросила того дать голову Иоанна на блюде.

Услышав о такой страшной просьбе, царь Ирод был сильно смущен, он ведь прекрасно осознавал, что за убийством пророка последует гнев Божий. Кроме этого он опасался народного возмущения, люди почитали пророка Иоанна за святого и любили его. Да и сам Ирод, согласно Евангелию неоднократно приходил в темницу к Иоанну, разговаривал с ним и даже прислушивался к его советам. Но при этом царь боялся потерять свою любовницу Иродиаду, и не посмел отказаться от своего царского слова, которое было при высоких гостях. Он отдает палачам приказ отрубить голову Иоанну Крестителю.

Приказ был выполнен, голова Иоанна Предтечи была вручена в руки Саломии, которая торжественно пронесла страшное блюдо по залу, показав его гостям. Согласно преданиям, еще какое-то время голова святого пророка продолжала обличать грешного царя и его любовницу. В бешенстве Иродиада стала колоть язык Иоанна булавкой, а потом отнесла голову к нечистому месту и лично ее закопала.

Конечно, кара Божия настигла Ирода и Иродиаду. Когда до них дошла весть о проповедях Иисуса Христа, царь был в испуге, сказав, сказав: «это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им».

Однажды зимой Саломия переходила речку по льду, но провалилась и острая кромка вонзилась ей прямо в шею. На месте ее гибели осталась только голова, тело ее унесло сильным течением, его так и не нашли. Также, как голову Иоанна Предтечи, ее голову принесли и показали Ироду и Иродиаде. Кроме этого, тесть Ирода, аравийский император Арефа, стремясь отомстить Ироду за то, что он опозорил его дочь, пошел войной на своего бывшего зятя и сокрушил его войска. А великий император Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 гг.) прогневавшись на Ирода, отправил его с Иродиадой в ссылку в Галлию, а затем в Испанию. Там, во время начавшегося землетрясения, они погибли, упав в разверзшуюся землю.

Читать еще:  Тест 2 на знание Великого канона

Первое обретение главы Иоанна Предтечи

После того, как был казнен Иоанн Креститель, ученики похоронили его тело в Самарии, в городе Севастии, а его голову нашли, поместили в кувшин и погребли в землю на Елеонской горе в одном из поместий Ирода. Через какое-то время, когда нечестивый Ирод был уничтожен, хозяином этой земли стал благочестивый Инокентий, вельможа при царском дворе. Он решил построить церковь и, когда копали землю, строители нашли сосуд с главой святого Иоанна Крестителя. В том, что это это святыня, Иннокентий не сомневался, от нее произошло не одно благодатное знамение. Произошло это в IV веке.

Вельможа с почтением относился к находке, но умирая, снова закопал святыню в то же место, где она была найдена. В те времена начинались гонения на христиан, и он побоялся, что святой сосуд будет уничтожен неверными. Построенный храм, после смерти Иннокентия, остался без надлежащего ухода и постепенно разрушился.

Второе обретение главы Иоанна Предтечи

Прошло почти триста лет, когда, при равноапостольном Константине, гонения на христиан стали ослабевать. В Святой Иерусалим начали приходить паломники для поклонения святым Честному Кресту и Гробу Господню, найденным и восстановленным при помощи святой царицы Елены.

Двум инокам, проделавшим долгий путь с Востока на Святую Землю, во сне явился сам Иоанн Предтеча и объяснил, где они могут обрести его честную главу. Они выполнили его повеление, но по непонятным для нас причинам, решили взять святыню и вернуться к себе домой. На обратном пути они встретили бедного гончара, который оставил свой город Емесы в Сирии, и отправился на поиски заработка в другую страну. Иноки дали бедняку нести мешок с сосудом и он нес этот груз до тех пор, пока ему не явился Иоанн Креститель и указал ему на то, что он должен сбежать от них вместе с данной ему по Божиему промыслу святыней.

Горшечник исполнил волю святого пророка, оставил иноков и отнес честную главу домой, где и хранил ее с почестями. За эту старательность Господь благословил бедняка и тот до конца своей жизни жил безбедно, святил Того, Кому был обязан своим благополучием, был щедр и раздавал милостыни страждущим.

Почувствовав приближение смерти, благочестивый гончар передал святую главу, запечатанную в водоносном сосуде, своей сестре. С того времени святыня переходила из рук в руки богобоязненным христианам до тех пор, пока не попала к иеромонаху Евстафию, который был почитателем арианской ереси. К этому священнику приходили люди и он исцелял их, пользуясь помощью спрятанной им святой главы Иоанна Предтечи. При этом он приписывал благодать себе и таким образом пытался распространять лжеучение Ария. Но скоро правда вышла наружу, еретик сбежал, закопав святыню в пещере возле Емессы, рассчитывая позже вернуться, достать ее и снова продолжить распространение своего лжеучения.

Но случилось не так, как рассчитывал Евстафий – именно эту пещеру для своих молитв выбрали благочестивые монахи, а позже тут образовался монастырь.

Прошло много лет. Однажды Иоанн Креститель явился в видении архимандриту Емесской обители Маркеллу и указал тому место, где находится его глава. По указаниям пророка ее нашли (согласно летописям Маркелла) 18 февраля 452 года.

24 февраля было открыто ее почитание, а через два дня сосуд с Честной Главой пророка перевезли в Емесу в новую церковь во имя Иоанна Предтечи. При этих событиях происходили многие чудесные исцеления больных и немощных.

В этот день христиане празднуют второе обретение честной главы Иоанна Крестителя.

Праздник первого и второго чудесного обретения главы Церковь отмечает в один день- 8 марта (24 февраля по старому стилю).

Третье обретение главы Иоанна Предтечи

Позже честную главу святого Иоанна перевезли в Константинополь, где святыня находилась до расцвета иконоборческих гонений. Когда в столице начались волнения, святой сосуд с главой увезли и спрятали в Емесе. Около 810-820 гг.

Емеса подвергалась набегам сарацин и поэтому главу Иоанна Предтечи переправили в Команы ( Абхазия), место, куда был сослан и скончался Иоанн Златоуст. Главу сокрыли в земле, где она находилась до окончания иконоборческих гонений. Примерно в 850 году смутные времена окончились.

Патриарху Игнатию однажды во время ночных молитв было видение, в котором ему открылось место нахождения честной главы Иоанна. Святитель сообщил об этом царю, который через посольство в Команах помог в третий раз найти потерянную святыню.

Третье обретение главы св. Иоанна Предтечи празднуется 7 июня (25 мая по старому стилю), в день, когда святыня была доставлена в Константинополь и установлена в церкви при дворе.

Православный календарь 11 сентября. Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Ч.1

Пророк и Предтеча Господень Иоанн – один из самых чтимых Церковью святых. Он был сыном священника Захарии и праведной Елисаветы. Жили его родители около Хеврона, на юг от Иерусалима. Они долго молили о рождении ребёнка, но детей у благочестивых супругов всё не было. Однажды архангел Гавриил возвестил Захарии о чуде, и у него родился сын. Иоанн рано ушёл в дикую пустыню, где вёл строгую жизнь, много постился и молился. Там Господь призвал Иоанна к проповеди. Он крестил приходящих к реке Иордан для ритуального очищения. Иоанн говорил, что перед внешним омовением человеку нужно нравственно очиститься. Крещение Иоанна ещё не было в полной мере христианским таинством. Однажды на берег Иордана пришёл сам Спаситель. Во время Крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Это событие получило название Богоявление. Иоанн Креститель был казнён царём Иродом Антипой в тридцать втором году. Царя попросила об этом его падчерица Саломея. Девушку надоумила мать Иродиада. Она разозлилась на Иоанна Крестителя за то, что пророк обличил её связь с Иродом, который был братом первого мужа Иродиады. Иоанну Крестителю отсекли голову. Тело Иоанна его ученики похоронили в городе Севастии.

Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Ч.2

Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн был величайшим из пророков. Он завершил историю Церкви Ветхозаветной и открыл эпоху Нового Завета. Родственник Христа по матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы, Иоанн Предтеча родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Архангел Гавриил был вестником его рождения. По выражению церковных песнопений, Иоанн Предтеча был “светлою утреннею звездою”, которая предвещала появление духовного Солнца – Христа. В возрасте тридцати лет он вышел на проповедь. На берегу Иордана Иоанн призывал всех покаяться и готовиться к принятию Спасителя мира. Он крестил Единородного Сына Божия в водах Иордана и стал свидетелем таинственного Явления Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Вскоре святой Иоанн принял мученическую кончину – его казнили по приказу царя Ирода. В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Ч.3

Святой Иоанн Креститель принял смерть в тридцать втором году от Рождества Христова. Этот пророк и праведник крестил в реке Иордан Христа и стал свидетелем чуда Богоявления. В Евангелиях от Матфея и Марка сохранился рассказ о последних днях Иоанна Предтечи. Его заключил в темницу правитель Галилеи Ирод Антипа. Иоанн обличил его за то, что Ирод оставил свою законную жену и открыто жил с Иродиадой, супругой своего брата. Однажды во время пира дочь Иродиады Саломея танцевала и так угодила царю, что он пообещал исполнить любое её желание. Мать надоумила Саломею попросить у Ирода голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, так как раньше слушался пророка и боялся гнева Божия за его убийство. Но ещё больше он побоялся нарушить клятву, произнесённую перед гостями. Ирод приказал казнить Иоанна Предтечу. Его голову принесли Иродиаде, та надругалась над ней и приказала закопать без всякого почтения. Но благочестивая жена домоправителя нашла святыню и погребла на горе Елеонской. Позднее святыня была обретена ещё раз. Все эти события вспоминаются Церковью со скорбью и торжественной радостью.

Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Ч.4

Пророк и Предтеча Господень Иоанн понял мученическую кончину в тридцать втором году от Рождества Христова. Сам Спаситель говорил о нём: “среди рождённых женщинами нет равного Иоанну”. В святом Иоанне Крестителе сочетались: монашеский аскетизм, апостольская сила, любовь к Богу, стойкость мученика и талант проповедника. Кажется, что причина его мученической кончины не соответствовала его личности и значению. Иоанн Креститель как будто бы стал случайной жертвой. Он обличал царя Ирода Антипу за то, что тот открыто жил с женой своего брата, Иродиадой. Но царь с уважением относился к пророку, слушал его и даже боялся, так как видел каким авторитетом Иоанн пользуется в народе. Но однажды во время пира дочь Иродиады Саломея танцевала так хорошо, что Ирод пообещал исполнить любое её желание. Мать попросила девушку потребовать голову Иоанна Крестителя. Ирод не захотел терять лицо перед гостями и вынужден был исполнить своё обещание. А Предтеча Господень обличил мир не только словами или жизнью, а ещё и самой своей смертью. Его мученичество – это торжество правды Божией. Правды, которая не пресмыкается перед сильными мира сего, которая кажется такой неудобной, но которой остался верен Иоанн Креститель.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector