0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тест: Заупокойное богослужение

Содержание

Заупокойная Литургия

Заупокойной называется Литургия, совершаемая специально для поминовения, когда на ней возносятся особые молитвы об усопших. В современной богослужебной практике эта служба по разным причинам почти не совершается. Одна из канонических причин этого – Уставные запрещения совершать заупокойные молитвы на Литургии (в части, конечно, изменяемых песнопений) в значительную часть дней церковного года. Изменяемых же песнопений на Литургии немного:

1. Тропари или ирмосы канона (читавшегося накануне на бдении), которые канонарх произносит на «блаженных»[38].

2. Тропари и кондаки после Малого входа.

3. Прокимны (краткие стихи из Писания) перед чтением Апостола.

4. Апостольские чтения. Все они берутся из книг Нового Завета – из той части, которая идет после четырех Евангелий. В число этих книг не входит Апокалипсис, стихи из которого на православном богослужении не читаются.

5. Евангельские чтения. Евангельских и, соответственно, апостольских чтений не может быть больше чем по два (даже когда их должно читаться три, одно из них читается «под зачало» – то есть слитно с предыдущим).

Устав жестко регулирует, что из изменяемых песнопений может быть допущено на Литургии и всякая самодеятельность здесь излишня. В первую очередь это должно касаться заупокойных песнопений. Лишь в дни, когда на повечерии полагается кондак «Со святыми упокой», поется он и на Литургии. Также обстоит дело и с заупокойными Апостолом и Евангелием, которые присоединяются к рядовым[39] лишь тогда, когда Уставом разрешается присоединение заупокойных песнопений.

Апостол и Евангелие праздника или святых всегда находятся в связи с соответствующими песнопениями, в частности, с тропарями и кондаками. Поэтому Уставом не допускается чтение на Литургии особых Апостола и Евангелия, не имеющих никакого отношения к службе данного дня и к бывшим на вечерне, утрени и Литургии тропарям и кондакам. Ни для каких особых поминовений, ни для каких «заупокойных» и «заказных» Литургий Устав не предусматривает возможности произвольного прибавления заупокойных молитвословий.

Впрочем, прибавление этих молитвословий не является тем решающим фактором, который делает Литургию заупокойной. Вот что говорит об этом епископ Афанасий (Сахаров): «Литургия становится заупокойной не от пения на ней заупокойных тропаря и кондака, не от чтения заупокойных Апостола и Евангелия, не от возглашения заупокойной ектении. Литургия бывает заупокойной тогда, когда она соединяется с молитвенным трудом священнослужителей и мирян, подъятым ради усопших и по любви к ним, когда она сопровождается милостыней, творимой в память поминаемых. Понимаемая так заупокойная Литургия может быть и в великие праздники, и в первый день Пасхи, хотя ничего заупокойного на ней не будет возглашено».

Здесь стоит отметить стремление некоторых верующих к тому, чтобы поминание «их» усопших совершалось отдельно от всех других, либо на особой ектенье на Литургии, либо на отдельной панихиде. Происходит это из-за непонимания цели заупокойного богослужения, которая состоит в облегчении участи умерших посредством живой общей молитвы о нем к Богу. Об этом недвусмысленно свидетельствует Евангелие: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18; 19). Как для живых особенно сильны и действенны общие молитвы, так и для усопших особенно полезно, когда имена их поминают не каждое в отдельности, а вместе с другими братьями во Христе. Таким образом, совместное поминовение усопших только усиливает всякую вообще молитву о них. Кроме того, если среди поминаемых есть уже угодившие Богу, но неведомые миру праведники, то своим предстательством ко Господу они усилят молитвы живых о поминаемых вместе с ними.

Отдельное от других поминовение кого-либо из усопших может иметь место лишь тогда, когда поминаемый является особо значимой для данного прихода или для Церкви вообще личностью. Например – духовный отец большинства присутствующих за богослужением, архипастырь или известный всем подвижник благочестия. В данном случае будет лучше не присоединять других имен к этому имени. Подобным образом может быть выделено одно имя и тогда, когда поминовение совершается около находящегося в храме гроба с телом поминаемого.

Служение панихиды после Литургии. К сожалению, почти всеобщей стала практика совершения панихиды непосредственно по отпусте Литургии. Обычай этот не имеет никаких оснований в Уставе. Типикон не предусматривает возможности совершения тотчас после Литургии ни водосвятных молебнов, ни заупокойных треб, ни каких-либо еще богослужений. Литургия является завершением всего круга суточного богослужения, исполнением всех прошений и поминовений. После того как живые соединились в Таинстве Евхаристии с Самим Господом, а частицы, вынутые о усопших и не присутствующих за богослужением живых, были омыты Христовой Кровью, – всякое иное поминовение и прошение уже бессмысленны. Господь дарует Своим людям Себя – выше этого дара нет ничего ни на земле, ни на Небе.

Устав подразумевает, что все без исключения молитвы суточного круга должны быть окончены до Литургии или отложены до окончания вечерни. В конце Литургии, после заамвонной молитвы, может быть совершен только краткий чин над кутией в честь праздника или в память усопших. Такая практика существовала в Древней Руси, где даже так называемые царские молебны в дни тезоименитств и рождений совершались накануне, после вечерни. В Уставе дается точное и определенное указание относительно того, что по окончании Литургии не может быть никакого другого богослужения: по отпусте Божественный литургии исходит настоятель и братии последующим по нем два (то есть попарно) и глаголют псалом 144… Достигше же в трапезу, и кончену бывшу псалму, глаголем молитву трапезы «Отче наш…». То есть сразу по окончании Литургии должна начинаться трапе за, являющаяся, кстати, продолжением главной христианской службы.

Кроме того, само название «панихида» переводится с греческого как «всенощная». Такая этимология недвусмысленно дает понять, что панихида должна совершаться после вечерни, по примеру того, как всенощное бдение начинается после малой вечерни. Она может быть и во время, близкое тому, когда должна совершаться утреня, так как панихида по своему строю есть сокращенная утреня. В некоторых храмах она совершается до Литургии, что нисколько не противоречит Уставу. Но в обеденное время – в час окончания Литургии она служиться не должна.

Понимание этого дало начало возрождению древней практики служения молебнов и панихид утром перед совершением Таинства Таинств – Евхаристии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Божественная литургия

Божественная литургия Символ веры звучит на божественной литургии – самом главном богослужении в христианской церкви. На ней вспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа и совершается евхаристия (таинство Святого Причащения, установленное Самим Спасителем на тайной

Читать еще:  Последовательность книг Нового Завета

Литургия

Литургия Литургия (от litoV – общий и ergon – дело) – название главнейшего из христианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде и значении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеи христианского миросозерцания и главные цели

Заупокойная лития

Заупокойная лития Чин великой панихиды достаточно продолжителен, поэтому совершать его в дополнение к обязательному кругу суточных служб довольно сложно. Церковный Устав, снисходя к человеческой немощи, назначает совершение панихиды лишь раз в неделю, в пятницу

Заупокойное богослужение

Заупокойное Богослужение

Время и цель совершения заупокойного богослужения

Богослужение, связанное со смертью христианина, начинается не тогда, когда человек подошел к неизбежному концу и останки его лежат в церкви в ожидании последнего обряда, а родные столпились вокруг, печальные и в то же время непричастные свидетели удаления усопшего из мира живых.

Нет, это богослужение начинается каждое воскресенье в восхождении Церкви на небо, когда «всякое житейское попечение» отложено; оно начинается в каждый праздник, но.

Богослужение

Богослужение — это самый совершенный способ выражения того, что

Всемогущий Аллах есть Тот, кому поклоняются и служат, а человек — Его

верный раб. И суть его состоит в том, чтобы вносить и поддерживать между

ними отношения, которые должны быть между Создателем и Его творением.

Дуа-это пища духа, в которой он нуждается постоянно. Дуа-это волшебство.

окрыляющее дух, и понять силу этого волшебства может только тот, кто

постоянен в своих молитвах. В дуа-переступая через причины и.

Богослужение

Ежедневно Православная Церковь совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. Каждое из этих богослужений состоит в свою очередь из трех видов богослужений, в совокупности объединенных в суточный круг богослужений:

вечернее — из 9-го часа, вечерни и повечерия;

утреннее — из полунощницы, утрени и 1-го часа;

дневное — из 3-го часа, 6-го часа и Божественной литургии.

Таким образом, весь суточный круг состоит из девяти служб.

В православном богослужении многое.

Совершители и участники богослужения

Богослужение в Православной Церкви совершается особыми поставленными на то лицами, согласно правилу б Гангрского Собора (IV в.) и правилу 33 VI Вселенского Собора (680-681). Этот порядок установлен Господом Иисусом Христом, когда, совершив дело искупления рода человеческого и даровав благодатные средства для усвоения его в Церкви, Он передал апостолам благодать священства и особые благодатные дары (Мф.

28, 19-20; Ин. 20, 22-23) Устрояя Церковь Божию, апостолы установили в ней три церковно.

Архиерейское Богослужение

АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ[греч. αρχιερατική λειτουργία, лат. liturgia pontificalis], в визант. обряде — богослужение, совершаемое архиереем (лицом в епископском сане).

По апостольскому церковному устройству епископ является главой своей церковной области, символизируя Христа — Главу всей Церкви: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая.

Кадило — один из символом православного богослужения

Кадило — сосуд для каждения на богослужениях и требах, который используют священнослужители. Кадило разжигается с помощью древесного угля, на который кладется ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым — фимиам.

Огонь кадила символизирует Божественную природу Христа, уголь — Его человеческую природу, а ладан — молитвы людей, приносимые Богу. Кадило — это образ Богородицы, которая вместила Самого Христа.

Каждение совершается в наиболее торжественные моменты богослужения. Оно.

Дни особого поминовения усопших

Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ. По словам священника Николая Успенского, «. молясь об усопших родственниках, мы доставляем им единственное благо, которого жаждут их души, – помилование от Господа».

Помимо частных поминовений усопших, Святая Церковь установила общие поминовения. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане.

Православный храм

Вместе с Православием Русь приняла от Византии образцы церковной архитектуры. Такие известные русские храмы, как: киевский Софийский собор, София новгородская, владимирский Успенский собор нарочито строились по подобию константинопольского Софийского собора.

Сохраняя общие и основные архитектурные черты византийских храмов, русские церкви имеют много самобытного, своеобразного.

В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них прежде.

Антипасха

По календарю Русской православной церкви второе воскресение Пасхи имеет название Фомино воскресение, так же и — Антипасха, то есть вместо Пасхи или вторая Пасха. Означает конец пасхальной недели.

В эту неделю Церковь воспоминает явление Воскресшего Господа апостолу Фоме, который отличался в вере особой требовательностью, и отказывался верить в Воскресение Христа.

В этот день Господь явился среди апостолов и разговаривал с Фомой.

Это явление Христа апостолам утверждает веру в истинность.

Католическая Пасха

Как и у православных, у католиков Пасхе предшествует 40-дневный Великий пост и следующая за ним Страстная седмица, начинающаяся Вербным воскресеньем.

В европейских языках слово «Пасха» — один из вариантов латинского Pascha, которое, в свою очередь, восходит к древнееврейскому pesach (переход, исход из Египта).

Немцы называют Пасху Ostern, равно как и англичане — Easter, то есть по имени древнегерманской богини весны Eostro (Ostara). Таким образом, христиане приурочили свой главный праздник.

Литургия и панихида – в чем разница: понятие и порядок проведения основных церковных треб, что общего и чем отличается молебен от сорокоуста, проскомидии, отпевания и записки о упокоении усопших

Церковная молитва, произнесенная в храме, имеет великую силу. Но и родные вносят свою лепту: обращаются к Богу, посещают службы. Существует несколько их типов, отличие заключается в порядке проведения, видах молитвенных текстов. Богослужения должны совершаться в определенной последовательности, причем молитвы могут читать за живых и умерших. Важно узнать особенности всех, включая литургию и панихиду: в чем разница, что нужно делать, как молиться.

Понятие и порядок проведения Литургии

Богослужение считается главным в церковных традициях. Полное название – Божественная литургия. Его важность обусловлена совершением таинства Евхаристии. Впервые такая служба была совершена в стародавние времена – еще на горе Синай, где ее провел Иисус Христос.

Также Иоанн Кронштадтский говорил, что «литургия – источник жизни, т. к. сам Сын Божий предает себя в пищу и питие всем верующим».

Существуют разные виды богослужения, они проводятся по определенным дням:

  • Литургия Иоанна Златоуста: совершается, когда не следует совершать другие литургии;
  • Василия Великого: насчитывается лишь 10 дней в году, когда проводится это богослужение (по воскресеньям, за исключением нескольких, а еще в четверг и субботу на Страстной неделе, а также 14 января);
  • Преждеосвященных даров – литургия проводится в некоторые дни Великого поста.

Богослужение разных видов имеет общую структуру:

  • Проскомидия;
  • часть оглашенных;
  • литургия верных.

Все 3 части служатся особым образом, наиболее продолжительной является литургия верных. Отдельная часть службы (начальная) называется обедней, т. к. совершается в первой половине дня.

Церковные записки о здравии и за упокой

Когда совершается богослужение, верующие могут принять в нем участие. Обычно для этого они посещают храм, находятся среди священнослужителей, их помощников, выполняющих основные ритуалы. Но есть еще одна возможность помолиться за усопших – подать записку с именем покойного. Это делают днем ранее или в тот же день, но утром – до начала службы. Подобные записки, только с пометкой «о здравии», могут содержать имена живых.

Чтение молебна

Как правильно заполнить и подать записку

Во время богослужения священник поминает многих умерших посредством ранее поданных церковных бланков, поэтому важно соблюдать правила, которые облегчат ему эту задачу. Кроме того, оформление записок особым образом дает возможность сохранить глубокий смысл, соблюсти религиозные традиции. Основные правила:

Читать еще:  Тест: Библейская хронология: Новый Завет

  • вверху бланка должно быть указано, для какой цели он подается: «о здравии», «за упокой»;
  • следует вписывать до 10 имен умерших;
  • покойные, о которых идет речь, должны быть верующими, крещеными при жизни, т. к. атеистов, самоубийц и непрошедших таинство крещения не отпевают;
  • часто при подаче бланка необходимо внести пожертвование (обычно это является главным условием не для простых, а для заказанных записок);
  • бланк оставляют в лавке, для чего предусмотрен поднос или корзина.

Чтение заупокойных молитв в монастыре

Желательно также присутствовать на богослужении, а не просто подать требу о упокоении, здравии человека.

Как подать записку об упокоении онлайн

Многие ресурсы предлагают возможность передать имена усопших для поминовения во храме через интернет. Существуют сайты-посредники, а еще у некоторых монастырей, церквей тоже есть свои порталы. Для подачи записки заполняется специальная форма. В ней нужно указать имя покойного, а также данные того, кто просит о поминовении родственника (имя, номер телефона, адрес электронной почты). Дополнительно предлагается внести пожертвование.

Стоимость подачи записки

При подаче бланка лично или через интернет разницы в ценах нет, т. к. отсутствует ставка – обязательная сумма, которую нужно внести. Человек сам решает, сколько он может пожертвовать. Эти деньги пойдут на нужды храма, т. к. при совершении богослужения священнослужители используют вино, просфору и расходные материалы.

Что такое панихида

В день похорон проводится богослужение, призванное помочь душе усопшего преодолеть переход между мирами. Его название – панихида. Введено отдельное определение полной службы – парастас. Она предполагает необходимость ходатайствования за души умерших перед Богом. Время проведения – Всенощное бдение перед Родительской субботой (с вечера пятницы).

Панихида

Суть панихиды та же, что и при совершении отпевания, когда отмаливают грехи усопшего, помогают провести его из мира земного к вечности. Но Чин погребения выполняется однократно – перед погребением, когда нетленная оболочка наиболее растеряна и требует помощи. Для сравнения панихида может совершаться намного чаще.

Структура такого богослужения:

  • начальные молитвы – произносятся, если ранее совершаются другие службы;
  • Псалом 90;
  • заупокойная ектенья;
  • восхваление Господа через произнесение слова «Аллилуйя» с тремя стихами;
  • тропарь 8 гласа;
  • 17 кафизма;
  • тропарь, глас 5;
  • заупокойная ектенья;
  • седален;
  • Псалом 50;
  • канон 6 гласа;
  • Отче наш;
  • Тропарь 4 гласа.

Кратким вариантом богослужения является лития. Она больше напоминает молитву – прошение.

Совершается в притворе храма, обязательным является каждение молящихся. Еще один вид службы (заупокойная лития) проводится не только во храме, но и дома у покойного.

Когда и где проводится панихида

Место совершения может быть любым: церковь, жилье умершего, погост, траурный зал. Но предпочтительным все же считается первый вариант, т. к. это святое место, содержит положительную энергию, а потому слова молитвы быстрее достигнут Господа. Однако если их произносит тот, кто назначен Богом для этого, то и в данном случае помощь будет более эффективной: через священнослужителя, как посредника, божественная благодать достигнет верующих живых, а также мертвых.

Панихиду могут проводить как в день похорон, так и в любое другое время после смерти человека

Проводить панихиду следует, когда наступают частные поминальные дни (9, 40 день 1 годовщина) Родительские субботы:

  • Мясопустная Вселенская;
  • 2, 3 и 4 седмица Великого поста;
  • Радоница;
  • Троицкая;
  • Димитриевская.

Калькулятор подсчёта дней поминок усопшего

Как часто можно заказывать панихиду

Молебен панихиды читается также без привязки к церковным праздникам. Совершают в день рождения усопшего, на именины и любую другую дату, когда родственники ощущают потребность в оказании помощи умершему. Но священнослужители считают, что не следует лишний раз тревожить душу покойного. Достаточно молиться о близком во время общих и частных поминальных дней.

Порядок проведения службы: в храме, на могиле

Порядок чтения молитв сохраняется, т. к. суть богослужения – обращение к Господу о покойных. При этом необязательно совершать службу над открытым гробом умершего (как при отпевании). Целью панихиды является прошение Господа о прощении грехов, а это можно делать в любом месте. Сопровождается действие каждением – символ вознесения духа умершего человека к небесам.

Кладбище

Парастас – великая панихида

Богослужение может быть полным или сокращенным. Лития – краткая версия панихиды. Для сравнения существует Великая служба. Она называется парастас, проводится в общие поминальные дни – Родительские субботы. Отличается схемой, а также характером. Причем богослужение на Троицкую и Мясопустную субботу считается более важным, чем в субботы 2, 3, 4 седмицы Великого поста.

Можно совершать парастас и на частные даты (совершается мирскими у себя дома).

Сегодняшний день в православном календаре

Другие церковные заупокойные требы для поминания

Чтобы помочь душам умерших упокоиться, проводят разные богослужения в определенной последовательности и при условии соблюдения некоторого порядка, частоты. Кроме литургии, панихиды, есть и другие службы. Различия между ними:

  • отпевание: богослужение совершается перед погребением умершего, целью является поддержка духовной оболочки, ее направление, наставление в ином мире, просьба о прощении грехов – все это необходимо для того, чтобы умерший легче перешел в вечность, предстал перед Господом с меньшим багажом греховных деяний, отпевание (Чин погребения) совершается в течение 1-2 часов, чаще в храме, но можно рассмотреть и другие варианты (на кладбище, дома);
  • сорокоуст – проводится ежедневно в течение 40 дней, рекомендуется заказать сразу после смерти близкого, сорокоуст состоит из многочисленных литургий, совершаемых подряд, можно совершать поминовение дома келейно или во храме, но последний вариант предпочтительнее, т. к. священнослужитель берет частицу просфоры, обращается к Господу с просьбой помянуть умершего;
  • лития по усопшему: краткая панихида, содержит совокупность священных текстов, среди которых Псалом 90, тропарь, кондак, икос – их можно читать дома, у могилы, текст несложно найти в Молитвослове;
  • молебен за упокой души: богослужение отличается от остальных тем, что представлено разными видами, каждый имеет определенную цель (поминовение, просьба, благодарность и т. д.), если совершается молебен за упокой, это означает, что главная треба при этом – помощь усопшим.

Свечи за упокой

Значение молитвы родственников для души усопшего

Когда человек умирает, его душа переходит в иной мир, где вынуждена проходить тяжкие испытания, целью которых является великое преображение. Но данный этап сложно пройти самостоятельно, не получив помощи, т. к. нетленная оболочка не имеет возможности покаяться, отмолить свои грехи. Это делают родственники.

Так проявляется главная помощь, которую оказывают близкие душе умершего.

Кроме того, молитва приятна Богу, ибо «Все, чего ни попросите с верою, исполню» (Мф. 21:22). Священные слова, обращенные к Господу искренне, имеют великую силу. По этой причине так важно молиться друг за друга. Тогда тот, о котором совершается молитва, будет спасен (получит исцеление, прощение и т. д.). Такой принцип лежит и при совершении богослужения в честь умерших. Это объясняет, почему произнесение священных слов – лучший способ помочь усопшему, что снижает важность поминок покойных прямо на могилах, совершать обряды, направленные на облегчение участи его телесной оболочки.

Молитва за усопшего

Таблица: стоимость заупокойных служб

После смерти человека проводят многие богослужения: сорокоуст заказывают сразу после же, как и панихиду. Их значение сходное, но есть и различия. Решая, что лучше выбрать: сорокоуст или панихиду, нужно придерживаться золотой середины – совершать сразу обе службы. Кроме того, проводят отпевание перед похоронами, а также литургию. Когда заказываются богослужения, прихожанам следует помнить и о важности благотворительности. Средняя цена/размер взносов служб разных видов:

Вид богослуженияСумма, руб.
Отпеваниеот 800
Панихида300-500
Литургия (подать записку)от 10
Сорокоуст300-1500 (разовое, на 1 год)

Для кого предусмотрены заупокойные службы

Всем умершим (кроме святых) необходима забота в виде молитвенного слова. Этот вид помощи оказывается умершим родственникам, коллегам, знакомым. Причем можно заказывать панихиду или сорокоуст не только за новопреставившихся, но и за тех, кто умер довольно давно.

Священнослужители совершают чин поминовения обо всех покойных, усопших в разные времена, начиная с Адама.

Заупокойные службы необходимы еще и тем душам, которые является родственникам во сне. О них также необходимо дополнительно помолиться, поставить свечу. Требуется участие родных и священника. Просить о упокоении близких можно, находясь дома, в храме. Не просят только за святых. Они уже на небесах, пребывают рядом с Отцом Всевышним. Люди могут молиться не только Богу, но также им. Значит, вписывать святых в записки, подаваемые на панихиду, не нужно.

Богослужение в храме

Присутствие на службе

Действия, совершенные автоматически, не принесут пользы усопшим и живым. Если родственники пришли, чтобы передать записку о здравии или упокоении, то должны думать о тех, за кого собираются просить, пока пишут их имена. Можно просто помнить о них, молиться, но главное – сохранить светлую память, чувство любви. Тогда записка обретет силу, которую увеличит священнослужитель, произнося священный текст во время панихиды.

Точно так же действует присутствие родственников человека, о котором молятся, на службе. Принято держать свечу, мысленно обращаться к Богу своими словами или просто сохранять чувство благодати, которое возникает на панихиде.

Если ранее уже доводилось читать Требник (книга, содержащая правила молитвы и совершения церковных обрядов во время богослужений), можно тихо повторять молитву со священником.

Заупокойная субботняя служба.

Есть два, немного различающихся, типа заупокойных субботних богослужений: 1) богослужение в Родительские субботы – Мясопустную и Троицкую; 2) заупокойное субботнее служение в случае святого без знака.

Службы второго типа в современной практике совершаются в Дмитриевскую Родительскую субботу и в 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Великого поста. Эти службы совершаются будничным порядком, но с некоторыми особенностями заупокойного служения:

До службы в середину храма поставляется каноник.

1. На «Господи, воззвах…» поются 3 стихиры святому Минеи и 3 стихиры Октоиха «мученичны» (по порядку вторые три стихиры в Октоихе). «Слава…» святому, если есть, «И ныне…» Богородичен Догматик настоящего гласа Октоиха (напечатан в 1-ом приложении Минеи и на ряду в Октоихе). В Мясопустную и Троицкую Родительские субботы Минея отменяется.

2. В Мясопустную и Троицкую Родительские субботы вместо прокимна дня поется троекратное «Аллилуия» на глас 8-й с заупокойными стихами.

3. На стиховне поются стихиры Октоиха, напечатанные на стиховне. Первая стихира в честь мучеников, остальные озаглавлены «мертвен» или «покоин» и по содержанию заупокойные. Первая стихира, как обычно, поется без стиха, остальные с особыми заупокойными стихами «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи» и «Души их во благих водворятся». Эти стихи на ряду напечатаны в субботней службе 2-го гласа, во всех гласах на утрени к стихирам на стиховне, а также в последовании панихиды. «Слава…» святому, если есть, «И ныне…» Богородичен (из 2-го приложения Минеи по гласу Славы). Если же Славы святому нет, то после 3-х стихир на стиховне поется «Слава, и ныне…» Богородичен, напечатанный в Октоихе после стихир на стиховне.

4. В конце вечерни по «Отче наш…» поются особые тропари на глас 2-й «Апостоли, мученицы и пророцы…», «Слава… Помяни, Господи…», «И ныне… Мати Святая…». Эти тропари напечатаны в 4-ом приложении Минеи в 2-ом гласе и в Часослове в разделе «Отпустительнии тропари всея седмицы» для пятка вечера.

В Мясопустную и Троицкую Родительские субботы после «Отче наш…» поются тропари 8-го гласа «Глубиною мудрости…», «Слава, и ныне…» Богородичен «Тебе и стену…». Эти тропари напечатаны на ряду в Триодях и в последовании панихиды.

5. На утрени вместо «Бог Господь…»поется на глас 2-й троекратное «Аллилуия» с заупокойными стихами «Блажени, яже избрал…», «Память их в род и род», «Души их во благих…». После «Аллилуия» поются тропари глас 2-й «Апостоли, мученицы и пророцы…»,(дважды)«Слава… Помяни, Господи…», «И ныне… Мати Святая…».

В Мясопустную и Троицкую Родительские субботы троекратное Аллилуия поется на 8-й глас, затем «Глубиною мудрости…» (дважды), «Слава, и ныне…» Богородичен «Тебе и стену…».

6. После рядовой (по Уставу 16-й) кафизмы следует малая ектения, затем вычитываются седальны Октоиха (комбинируются седальны по1-ом и 2-ом стихословии.

7. 17-я кафизма (118 псалом) – «Непорочны» исполняется особым образом. Псалом делится на две статьи (половины) и середина обозначана «Среда». К каждому стиху 1-й статьи припевается припев «Благословен еси, Господи» (по Уставу «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим»), а к стихам 2-й статьи – припев «Спасе, спаси мя». В современной практике хор в начале каждой статьи поет несколько стихов с припевом, а далее по середине храма перед каноником священник читает стихи псалма, объединяя по 2-3 стиха, после чего хор поет припев. Существует и такая традиция, когда священник, не прерываясь, читает стихи псалма, а хор с некоторыми паузами в тон негромко поет соответствующий припев. Последние два стиха каждой статьи – «Яко аще не закон…оживил мя еси» и «Жива будет…не забых» повторяются трижды, причем первые два раза с припевом, а последний раз без припева. Между статьями полагается заупокойная ектения, на которой поминаются имена усопших.

8. Сразу после 17-й кафизмы поются заупокойные тропари по непорочнах, глас 5-й «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Святых лик обреете источник жизни…». Эти тропари напечатаны в последовании панихиды, а также в Часослове. Во время пения этих тропарей священник совершает каждение храма.

9. После тропарей по непорочах следует заупокойная ектения, затем поется заупокойный седален, глас 5-й «Покой, Спасе наш…», «Слава, и ныне…» Богородичен «От Девы возсиявый…».

В храме Христовом или БогородицыВ храме святого
Храма на 6 Святому Минеи на 4 Октоиха (1-й канон) на 4Святому Минеи на 6 Храма на 4 Октоиха (1-й канон) на 4

В Мясопустную и Троицкую Родительские субботы канон читается иначе i 1., с.653.

11. По 3-й песни канона – обычная малая ектения, кондак, икос и седален святому, «Слава, и ныне…» Богородичен.

12. По 6-й песни канона – заупокойная ектения, поется заупокойный кондак, глас 8-й«Со святыми упокой»и икос «Сам един еси…».

13. По 9-й песни канона – обычная малая ектения, светилен Октоиха «Иже и мертвыми…», «Слава, и ныне…» Богородичен Октоиха «Мы о Тебе хвалимся…».

14. На утрени заупокойной субботней службы поются стихиры и на хвалитех и на стиховне. На хвалитех поются «мученичны» стихиры Октоиха на 4 с обычными стихами «Хвалите Его на силах Его…» и т.д. На «Слава…» поется «поко́ин» или «ме́ртвен» — заупокойная стихира, напечатанная в Октоихе после четырех стихир на хвалитех. На «И ныне…» поется Богородичен Октоиха.

15.Славословие будничное читается, начиная со слов «Слава Тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу…».

16. На стиховне поются заупокойные стихиры Октоиха с заупокойными стихами, напечатанными на ряду. «Слава, и ныне…» Богородичен Октоиха.

17. В конце утрени по «Отче наш…» тропари поются как в конце вечерни.

18. На часах тропари читаются в следующем порядке: «Господи, помилуй» (трижды), «Апостоли, мученицы и пророцы…», «Слава… Помяни, Господи…», «И ныне…» Богородичен часов. В Мясопустную и Троицкую Родительские субботы: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава… Глубиною мудрости…», «И ныне…» Богородичен часов. После «Отче наш» в обоих случаях на всех часах читается кондак «Со святыми упокой…».

19. На Литургии: по входе заупокойные тропари и кондак (см. Устав); прокимен и причастен – заупокойные, Апостол и Евангелие – рядовое и заупокойное.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector