3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исихазм и исихасты

Исихазм и исихасты

Никто не может приблизиться к Богу, если не удалится от мира.
Исаак Сирин

Сейчас даже бабушки в деревнях слышали, что такое йога, а многие ею даже занимаются. При этом большое количество образованных людей считают духовные практики чисто восточным явлением. Мало кто в курсе, что в православии существует живая, действующая традиция духовного и физического совершенствования через стяжание Благодати Святого Духа.

Исихазм – духовная основа православия. О нем не говорят на каждом углу, потому что мало кто из монахов (не говоря уже о мирянах) имеет веру и силу, позволяющие выполнять практики такого уровня. Я уверен, что 99,99% читателей этой статьи не смогут практиковать исихазм в полной мере, потому что это потребует слишком большого самоотречения. Исихазм – не йога для офиса и не просветление за 15 минут в день, это явление совсем другого порядка, требующее 150 % самоотдачи на протяжении десятилетий. При этом результат совершенно не гарантирован. А упростить его, превратить в социально доступный вариант (как современный буддизм), невозможно. Упрощение уже есть – это обычная жизнь православного мирянина. Соблюдение постов, чтение молитв, исповедь и причастие – но это уже не совсем исихазм.

Исаак Сирин говорил, что молчание — это таинство будущего. Практика исихазма открывает вечность и дает возможность приобщиться к тайнам бытия. Исихазм содержит в себе духовный опыт монашества, цель которого – обожение, то есть соединение человека с Троицей. Чтобы лучше разобраться в исихии, начнем с самого начала.

В мире можно найти несколько современных очагов исихазма и к ним можно отнести следующие примеры:

  1. Автономное монашеское государство на горе Афон, Греция. Молитвенники в ХХ веке возродили исихазм и дали ему новый импульс. На Святой горе есть несколько пустынных келий, где и живут монахи, практикующие богословие исихазма.
  2. Скиты, Молдова. В монастырях, расположенных на территории этой страны, есть люди, практикующие исихазм.
  3. Монастырь Иоанна Предтечи, Великобритания. Исихазм для современников пропагандируют и в Англии. Распространил практики ученик преподобного Силуана.

Что позволяет познать Господа в исихазме?

Способствует постижению такой цели постоянное повторение определенных слов. В исихазме — это Иисусова молитва.

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Достаточно часто паломники и аскеты погружаются в себя с помощью таких манипуляций. Постоянное творение данных слов может привести в благодатное состояние даже начинающего. Но многие церковнослужители не поддерживают такое мнение. Они привыкли утверждать о том, что на то, чтобы созерцать Всевышнего, нужно довести процесс повторения до автоматизма, а на это необходимо некоторое время.

Стоит также помнить о том, что делать это необходимо только с чувством глубокого покаяния и сознанием своего недостоинства. Совершать данное необходимо только с чистым сердцем и открытой душой. Ведь если помысли будут заняты чем-то, то и достижение поставленной задачи будет невыполнимо.

Доклад на Конференции по культурному наследию Святой Горы Афон, г. Ваймар (Германия), 24-26 июня, 2012

Мистическая практика афонских монахов, или так называемый исихазм как искусство стяжания Святого Духа, восходит интеллектуально к раннехристианской аскетической литературе в духе «Лествицы» Иоанна Лествичника и «Ареопагитик» Дионисия Ареопагита, а технически — к древнейшим мистериям эллинистического мира. Изначально эллинистические мистерии происходят из неолитических культов первых европейских земледельцев, перекочевавших из Малой Азии на Балканы около девяти тысяч лет тому назад. Эти культы, в частности, породили дионисийскую мистику и орфическую традицию, повлиявшую, через Сократа, на проблематику платонизма и позже — неоплатонизма и родственного последнему гностицизма.

Как известно, древнейшие земледельческие культуры связаны с мистериями умирающего и воскресающего бога, каковым, в случае орфизма, являлся Дионис. Аналогичные мистерии были распространены носителями неолитической революции (по мере ее экспансии) на огромном пространстве — от дельты Нила до верховий Инда. Фактически, все эти регионы вошли впоследствии в эллинистическую ойкумену, созданную походами Александра Великого, так что появление здесь платонизма с орфической подкладкой было встречено местным населением с пониманием и творческой отдачей.

Дионис, бог смерти, есть вместе и бог возрождения.Такова поздняя диалектика древнего культа: религиозное мышление народа имманентно его культу, его мысль — в действии. Первыми начали мыслить за народ орфики, и народ узнавал в их учении свою веру, хотя и чуждался, уже с Vвека, их мистически-обрядовой практики. [. ]

Вячеслав Иванов. Дионис и прадионисийство

Орфики, а вслед за ними и гностики рассматривали Зевсова сына Диониса как символ божественной частицы в человеке, его духа, забывшего о своем трансцендентном предназначении вследствие индивидуализирующего снисхождения в низшие слои космической материи. Орфей же, под маской культурного героя, символизирует в этом инициатическом нарративе божественного посланца, стремящегося пробудить Диониса (как некий медикамент-антидоп) от иллюзии личного существования в контексте мнимой множественности «ста тысяч вещей».

Орфейпротивопоставляет царю Дионису аполлонийскую монаду, отвращающую его от нисхождения в титаническую множественность и — от ухода с трона, и берегущую егочистым и непорочнымв единстве.

Procl. inAlcib. р. 83 = Orph. teletai, 193, р. 229, Abel: Orpheusephistesitoi

Человечество, согласно орфическим представлениям, 6ыло создано 3евсом из пепла титанов, замешанного на крови растерзанного ими Диониса. Предназначение человека, по вере орфиков, состоит в очищении дионисийской крови от примеси титанического пепла — т. е. греха. Основное средство такого очищения есть орфическая этика, сочетающаяся с самодисциплиной и особыми ритуалами. В орфизме впервые задается тот специфический угол зрения на систему человеческих ценностей, который позднее был определен Сократом как «диалектика Блага», и из которой Платон потом вывел свою этику, где проблема благого деяния трансцендируется, посредством идеалистической диалектики, к уровню онтологической темы спасения: этика есть инструмент к спасению души. У орфиков спасение понималось как освобождение из тленной человеческой плоти (она же — «пепел титанов») нетленного , божественного дионисийского начала («крови Диониса»). Платон представил дионисийскую кровь» в человеке как существо разума, и спасение в этом случае понимается как освобождение разума (т. е. божественного разума как сущности души) от роковых чар внешной очевидности.

Эллинизированный мир являл собой мультикультурную цивилизацию на основе греческой интеллектуальной доминанты. Древнегреческая философия, попадая в различные регионы эллинистической ойкумены, способствовала рационализации автохтонных мистических традиций, как бы оплатонивая (в сторогом смысле — идеализируя, метафизически упорядочивая) религиозное наследие предков в формате неоплатонического идейного синкретизма. Такого рода философско-релизиозный синтез (греческая философия + восточная религия) и привел к зарождению собственно гностицизма как, параллельного с неоплатонизмом, продукта эллинистического мира. Гностицизм — это некий мистический ответ Востока на экспансию греческой интеллектуальной культуры.

Платоническая философия, тесно связанная с орфической мистикой, составила интеллектуальную основу многих гностических и герметических групп, появившихся в результате эллинистического мультикультурного синтеза. Финальной фигурой, лицом этого синтеза стал образ универсального Спасителя-Христа. Неоплатоник Плотин — ученик основателя античной теософии, александрийца Аммония Саккаса — был автором первого сотериологического учения об обожени (теозисе), т. е. о слиянии человеческой и божественной энергий в сверхъестественном, нематериальном синтезе. Александрийский гнозис наполнял в течение столетий своим дискурсом созерцательную жизнь египетских анахоретов и пустынников — таких как Павел Фивейский, Паисий Великий, Антоний и Макарий Египетские и других.

Логос Божий стал человеком, да (станем) и мы, яко (пребывающие) в Нем и через Него, сынами Божиими природно же и по благодати, причем, природно — потому что в Нем и только в Нем, причаственно же и по благодати мы (пребываем) через Него в Духе.

Читать еще:  Путин посетил православный храм в Хабаровске

Св. Кирилл Александрийский.Увещание о правой вере к Феодосию II, 30, 1

В Византиивлияние гностической парадигмы нашло свое практическое продолжение, с одной стороны, в константинопольской учености, сохранявшей живую связь с культурной традицией эллинистической античности, с другой — в теургических практиках восточного монашества, заимствованных из инструментария инициатических мистерий дохристианского периода. С этими мистериями были, в частности, связаны движения богомилов, стригольников и исихастов. При этом если первые два официальная церковь продекларировала ересью, то последнее заняло в ней самой ведущее положение. По крайней мере, паламизм (восточный вариант неоплатонической мысли), как своеобразная исихастская теология, был признан в Константинополе каноническим учением Вселенской церкви.

Исихазм, как искусство обожения через теургическую инвокацию, представляет собой живое наследие античной мистериальной культуры, основанной на опыте сверхъестественных интуиций. Исихастская теология призвана не столько доказывать, сколько показывать: обращать внимание субъекта на эссенциальную «реальность» — в противоположность прото-научному, рационально-теоретическому номинализму варлаамитов. В этом отношении паламизм схож с диалектикой (в понимании Сократа) как «повиальной рубашкой», стимулирующей рождение адекватного знания из души самого философа.

Имяславие возможно лишь как строгий диалектический платонизм типа Плотина или Прокла. Цель имяславия — в диалектически-антиномическом выведении основных категорий: сущности, идеи и т. д. В качестве образца могут служить учение Плотина о трех мировых субстанциях или триадическая диалектика Прокла. Имяславие предстает здесь как строжайше выводимая система категорий, форма соединения которой с непосредственной мистикой молитвы является типичнейшим признаком могучих систем неоплатонизма.

А. Ф. Лосев. Имяславие и платонизм

Практики афонских монахов напоминают в своей технической части дохристианскую магию: роль дыхания, особые позы, специфические автосуггестивные визуализации и глоссолалия — все это демонстрирует прямую причастность адептов исихийи к гностической теургии (т. е. практике единения с божеством) в духе Прокла и Ямвлиха, и косвенную — к пифагорейским и орфическим мистериям, восходящим к неолитическим практикам прото-религии каменного века. В своих Триадах Палама приводит ветхозаветные примеры теозиса — трансовых состояний, в которые впадали древние пророки под влиянием божественных энергий. Обычно переживающий подобные состояния субъект глубоко погружен в себя, не замечает окружающей действительности, нечувствителен к внешним влияниям. Именно такой степени отрешенности пытается достичь практикующий исихаст, используя в качестве инструмента трансцендирования умопостигаемой реальности иисусову молитву.

Исихастская традиция почти полтора тысячелетия сохранялась в среде восточного монашества на Балканах, в Малой Азии, на Ближнем Востоке, в Египте и на Кавказе. В 14 веке имяславие проникает в Россию, а в 19 вызывает здесь т. н. исихастское возрождение, связанное с проникновением идей паламизма в богоискательский дискурс русской интеллигенции. При этом международным центром православной аскетики всегда оставалась Святая Гора Афон, над которой до сих пор веет золотой имперский штандарт Палеологов, с черным двуглавым орлом — одним из символов философского камня, универсального медикамента.

Исихазм начал продумывать и воплощать заложенные в нём универсалистские потенции: исихастская практика выходила за пределы монашеской среды, и в исихазме обнаруживалась природа не частной монашеской методики, но общеантропологической стратегии. Из всего этого, возникали предпосылки к созданию на базе исихазма цельной культурной парадигмы, альтернативной Западному Ренессансу (христоцентризм богочеловека вместо гуманистического антропоцентризма). Но крах Империи не дал им развиться.

В Западной Европе, начиная с эпохи Возрождения, предпринимаются попытки восстановления гностической традиции как философии научного познания, одним из подразделов которого в те времена считалась магия. Первыми гностиками Западного Ренессанса были богословы, ученые и артисты, оперировавшие в сферах философии, науки и культуры. С началом Нового времени гностическая идеология был ассимилирована розенкрейцерами, мартинистами и масонами, а в 20 веке усвоена экзистенциальной философией — от Достоевского, Ницше и Хайдеггера до Сартра, Дерриды и других постструктуралистов. Сегодня к неоплатонизму, в его политологической и антропологической ипостаси прежде всего, апеллируют американские неоконы — идейные наследники Карла Шмитта и Лео Штрауса.

Но существует и восточный, мистический гнозис. Древнейшей из его актуальных разновидностей считается мандейская, восходящая к традициям сиро-вавилонского гнозиса и функционирующая ныне как закрытая родовая община. Аналогичным характером обладают общины язданитов (йезиды, алевиты, али-илахи) и представителей т. н. гиндукушских религий, близких в ряде отношений к гнозису персидского зурванизма (тайное учение магов, оппозиционное официальному культу царской власти). Гностические корни прослеживаются у друзов, бекташей, алавитов, исмаилитов, суфиев, средневековых алхимиков и каббалистов, наследников манихейства и митраизма (богомилы, альбигойцы, вальденсы, гуситы), в религии бон-по и традициях Калачакры.

Таким образом, мы наблюдаем фундаментальное единство человеческих культур на большей части территории Старого Света, восходящее еще к неолитическим временам. Одной из составляющих этого культурного наследия является искусство погружения в мистическое эмансипативное созерцание, практиковавшееся на протяжении тысячелетий способными к нему иерофантами. Нам представляется, что такое искусство как никогда затребовано сегодня — в этот критический период общественной жизни, когда никакая внешняя очевидность не является более бесспорно очевидной, никакое постороннее суждение — однозначно достойным доверия. Может быть, молитвами последних анахоретов, где бы они ни находились, мир выберется-таки на пути альтернативного культурного развития?

История и содержание понятия (концепта) «русской идеи»

Известно, что первым использовал это понятие Ф.М.Достоевский, когда в 1861 году писал:

«Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях».

Таким образом, концепт «русская идея» содержательно вмещает в себя смысловые особенности специфики национального самосознания, а время его «формирования» принято относить к периоду Московского государства, считающегося в духовном плане «золотым веком русской святости». Именно тогда в религиозной и художественной жизни, которые были теснейшим образом переплетены, и возникли, проявились особенности нашей духовной культуры, впоследствии ставшие определяющими в развитии отечественного самосознания и духовной жизни в том числе.

Особенности русского самосознания

К их числу относят:

ставший «глубинно» близким нашей духовной культуре и воспринятый ею из Византии. Учение св.Григория Паламы – исихазм – появившееся в поздневизантийский период, с его идеями мистического единения с внечувственным миром, умной молитвы, возможностями восприятия энергии Бога, молчаничества и т.д. оказалось «родственным» русским исканиям. Позже именно этот мистицизм и мистическая направленность культуры с её органичным соединением «рацио» и «чувства» определили, в том числе, и меньшую расчлененность в нашей духовной жизни — по сравнению с Европой

появившийся уже в отечественных летописаниях и ставший затем в теории «Москва- третий Рим» полноценным религиозно-космическим концептом культуры. С историзмом также связана еще одна идея национального самосознания России, которая впоследствии получила и свое философское обоснование, а именно: идея соборности.

выведший признание красоты как безусловную ценность. Он нашел проявление не в одной лишь художественной жизни страны, но и в отношениях людей к слову, в философии, в морали.

Так, отечественный мыслитель А.Ф.Лосев отмечал специфику русской философии, в том числе и в том, что в ней:
а) преобладает выражение идей не в системно-абстрактных понятиях, а преимущественно – в образах, символах посредством слова художественной литературы;
б) прослеживается теснейшая связь с действительной жизнью;
в) обнаруживается противостояние картезианскому «рацио», как к механическому и бездушному мышлению;
г) проявляется внимание, большей частью, к проблемам духовным.
Среди ученых существует единое мнение, что наиболее полное выражение русской специфики дано в идее всеединства мира (образ Софии) в учении В.С.Соловьева. (подробнее здесь).

Что значит нарушить личные границы?

До тех пор, пока ваши личные границы никто не осмеливается нарушить, в вашей жизни все сбалансировано и гармонично. Но, как только появляются люди, которые пытаются установить свои правила на вашей территории, балансу грозит серьезная опасность. И если срочно не принять никаких мер, то такое нарушение чревато негативными последствиями.

Читать еще:  Игровые автоматы Резидент и другие интересные слоты в казино Вулкан

Таким образом, нарушением в отношении личного пространства любого другого человека является все то, что перечит его устоявшимся правилам, принципам, нормам жизни.

Но, если человек не обозначил их четко для себя и других, то он должен винить, прежде всего, себя в таком нарушении. Хотите, чтобы никто из чужих не посягал на ваше «святое», научитесь четко говорить «нет», «стоп». Этим вы не позволите перейти дозволенную грань, какие бы не были у вас отношения с человеком.

Чтобы четко обозначить грань дозволенного другим, следует познать себя, свои чувства, что вы хотите защитить. Это и будет ваша территория, на которую не имеет право никто.

На самом деле все живые существа в физическом смысле имеют собственное пространство. Если говорить о психологическом аспекте понятия «граница», он заключается в понимании и осознании себя в качестве отдельной от других личности.

Таким образом, границы физические указывают на начало и конец частных владений каждого человека. Если говорить о психологических границах, то они являются определением того, кто такой человек есть на самом деле.

Однако приходится рано или поздно учитывать не только личные потребности, но и требования социума.

Если вы, ища равновесие в своей жизни, переступаете через других людей, нарушаете их границы, вы вступаете с ними в конфликт. И это считается преступлением. Однако каждый из нас сталкивается с посягательствами со стороны общества, перегружаемого нас своими требованиями. И мы склонны уступать, идти на поводу, не видеть наши нужды, не удовлетворять их, ставить общественные интересы выше собственных. Этим мы предаем себя, позволяем нарушать свою территорию.

Каждый из нас должен помнить, что имеет право на собственное мышление и ощущение, понимание и удовлетворение своих нужд, на личную территорию. Люди, которые не способны выстроить четкие границы, не понимают суть своих прав и разрешают нарушать их другим. Они даже могут не видеть в этом ничего плохого.

Для таких людей вполне «нормальным» считается, когда:

  • близкие, друзья наносят неожиданные визиты или даже проживают в их доме намного дольше, чем договаривались;
  • их тревожат ранним утром или поздно вечером, даже не извиняясь за неудобства
  • пытаются хозяйничать в их доме, шкафах, холодильнике, на кухне и т.д.
  • кто-то нарушил их правило, принцип;
  • чересчур любопытствуют по поводу их планов;
  • им подражают другие люди в отношениях, привычках, хобби и т.д.;
  • люди из близкого окружения читают переписку;
  • пользуются их личными вещами без спросу;
  • проверяют содержимое сумки, кошелька;
  • лезут со своими советами, которых не спрашивают, по разным поводам, включая воспитание детей, уход за своим домом;
  • интересуются тем, как они зарабатывают на жизнь и как тратят свои средства;
  • другие люди без их согласия пытаются играть с животным, угощать чем-то;
  • высказывают свою точку зрения в отношении их внешности, одежды, макияжа;
  • проявляют интерес к их личным, интимным моментам, задавая навязчивые вопросы.

Это далеко не все, что нарушает какую-то определенную личную границу.

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)

Ещё одно заболевание, связанное с тревогой. При нём у больного возникают навязчивые пугающие мысли, с которыми он не способен бороться. Чтобы избавиться от тревоги, человек выполняет какой-то ритуал: плюёт через левое плечо, проверяет все замки в доме, моет руки и так далее. Эти действия могут казаться бессмысленными, однако они помогают больному ненадолго облегчить состояние.

Человека с ОКР можно распознать по тем же признакам в речи, что и больных генерализованным тревожным расстройством. Это жалобы, мнительность, повторяющиеся разговоры о страхах. Однако гораздо эффективнее будет понаблюдать за его поведением, отследить ритуал. Типичный больной ОКР — американской изобретатель Говард Хьюз, о жизни которого снят фильм «Авиатор». Он постоянно мыл руки, потому что боялся подхватить заразу.

Больных ОКР очень тяжело выявить по фразам в речи, исключение — если сам человек захочет рассказать вам о том, что его беспокоит. Заметить их несложно, если понаблюдать за людьми в парке, например.

Манипуляции, личные границы и обличение: где здесь Бог?

«Я – не скорая помощь. Не психолог. На меня, наконец, нельзя «выливать» весь негатив!» — на последней фразе Аня не то что зарыдала, но впала в какое- то странное состояние истерики, смешанной с внезапным просветлением и удивлением от собственных мыслей. Мы пили чай, и я внимательно ее слушала.

С Аней (имя, конечно, изменено) мы познакомились на Крещение. Она стояла возле иконы свт. Николая Чудотворца со своими тремя детишками. Длинная темно-синяя юбка, красивый платочек и лицо, выражающее подлинное смирение и благоговение. Когда я ее увидела, то первая мысль была о том, что мои будущие дети на службе уж точно так смиренно стоять не будут. Познакомились мы с Аней уже после Литургии, когда я нашла ее сидящей на ступенях храма, рыдающей и без головного убора в ужасный мороз. Мы разговаривали около получаса, и я узнала, что, по мнению свекрови, бедная девушка не так воспитывает детей, не так их одевает, не в ту бутылку набрала воду, не так кормит мужа и вообще все делает не так. К моменту нашей с Аней встречи я уже избавилась от убеждений о том, что подлинная христианка всегда молчит, опустив глаза в пол, и не говорит лишнего, особенно старшим.

— Ну почему же ты не скажешь, что тебе неприятно подобное обращение?

— Это же мама… Мама моего мужа… Она старше меня, а я – кто.

А я – кто?

Для человека, особенно для православного христианина, очень важны такие понятия, как «честь» и «человеческое достоинство». Господь подарил нам их, и, впрочем, не только их. Еще свободу выбора, разума, самоопределения. Мы сами несем ответственность за свои поступки, и только по ним Бог будет нас судить. На протяжении всей жизни мы встречаемся с разными людьми, и всегда будут те, кто хочет от нас слишком много. К сожалению, с этим мы ничего сделать не можем, но можем четко очертить личные границы.

Представьте семью, в которой муж пьет. Он не может себя ограничить от пьянства, однако, спасти себя могут жена и дети. Если жена скажет «если ты будешь продолжать пить, дети и я переедем в другое место», то она, таким образом, ограничит себя от влияния порока мужа не нее и детей. Я привела этот самый простой, но наиболее яркий пример для того, чтобы вы поняли самое главное: ваша защита – дело ваших собственных рук. Бесполезно ожидать, что обижающий вас переменит свое отношение, и точно также бесполезно пытаться быть хорошими для всех.

Как это работает?

Поскольку мы должны равняться на Христа, давайте подумаем: пытался ли Он быть хорошим для всех?

«Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их» (Лк. 6:22,23).

Если бы Христос пытался осчастливить всех, мы бы так и не поняли смысла христианства. Господь предлагает счастье каждому, но не каждый его принимает. Фарисеи, определенно, были недовольны тем, что Он говорил и что делал, и именно поэтому мы не можем определить, насколько правильно мы живем как христиане, основываясь на том, что кто- то нами недоволен. «Механизм» повреждения личных границ начинается там, где люди начинают чувствовать себя ответственными за недовольство других чем-либо.

Каковы последствия? Неумение говорить «нет», подмена понятий (часто люди, которые не умеют говорить о том, что их обижает, называют это смирением). Христос не говорил, что Он пришел принести мир, Он пришел принести меч – то есть те, кто последуют за Ним, отделены будут даже от своих семей (Мф. 10:34-36). Многие контролирующие люди остановились в своем развитии, решив, что могут управлять другими при помощи своей злости или печали. Эта тактика часто срабатывает в отношениях с теми, у кого нет личных границ, и это еще больше усиливает незрелость контролирующих людей. Когда мы признаем, что сами несем ответственность за свои собственные разочарования, мы устанавливаем четкие границы. Когда мы принимаем на себя ответственность за чьи-либо чувства, мы переходим границы других. Таким образом, мы нарушаем личные границы тогда, когда, казалось бы, нарушают наши. Собственно, этим и занималась Аня: она не могла сказать свекрови о том, что ей неприятно слышать обвинения не только потому, что не была научена защищать себя. Дело ведь еще и в том, что она взяла на себя ответственность за чувства свекрови и, может, за чувства своего мужа.

Читать еще:  Убийство священника Даниила Сысоева раскрыто

Нет смирения в том, чтобы позволять обижать себя или делать то, что тебе вовсе не хочется делать. Я бы даже сказала, что это грех – отказываться от свободы, дарованной тебе Богом.

Чувство вины и манипуляции

Я уверена, что все люди, которым тяжело очерчивать личные границы, часто испытывают чувство вины при попытке сказать «нет». Кто-то не хочет обидеть родителей, которые «рожали и воспитывали», кто- то боится испортить отношения со свекровью. Но самое ужасное во всем этом то, что чувство вины не возникает на пустом месте. Значит, оно взращивалось с самого детства, в те моменты, когда ребенку или уже подростку запрещали делать выбор. Ветхий Завет и история с блудным сыном показывает нам единственно верные отношения с детьми: принять любой выбор сына или дочери, даже если понимаешь, что они ошибаются. Принять и не переставать любить, не переставать молиться за своих детей.

«Если ты любишь меня, то сделаешь для меня что угодно». Это – манипуляция. Потому что в идеальном варианте эта фраза звучит так: «Если ты любишь меня, то примешь решение самостоятельно, потому что тебе не нужно нести ответственности за мои чувства. А я люблю тебя, и потому даю тебе свободу, которую ты заслуживаешь».

А вот что сказано в книге Левит:

«Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев. 19:17).

Это значит, что мы должны говорить о несправедливости к себе. И когда мы выносим этот мусор из сердца, то он не превращается в гнев или ненависть.

Личные границы и Бог

Православные люди нарушают личные границы тогда, когда произносят такие фразы, как «если Бог меня любит, то Он подарит мне мужа» (сына, материальный достаток и т.д.). То есть уже в отношениях с Богом начинается наше непринятие чужой свободы и отрицание Бога как Личности. Но настоящие отношения с Ним возникают в тот момент, когда мы понимаем, что мужа-то Бог может и не дать. Но будем готовы принять это. В отношениях с людьми – все то же самое. Это не означает, что мы не имеет права огорчаться по поводу решений Бога или других людей. Имеем. Но, огорчаясь, мы должны принять тот факт, что наше огорчение – результат нашего неумения любить.

Но что же делать с людьми, пытающимися нами манипулировать? Христос не призывает нас терпеть, Он прямо говорит о том, что нужно пойти и ограничить зло:

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:15-18)

Как действовать?

К моему сожалению, я встречалась с людьми, желающими мной манипулировать и пытающимися нарушить мои личные границы. К еще большему сожалению — я так поступала сама. Именно поэтому я сформулировала свод простых правил, которые, надеюсь, помогут и вам:

  1. Нужно осознать себя личностью. Личность имеет право на то, чтобы к ней относились с уважением. Здесь очень важно здраво мыслить и не перепутать эгоцентризм с адекватным желанием принимать решения самостоятельно.
  2. Если мне что-то не нравится, я просто говорю об этом. Не обвиняю, не кричу, не унижаю – просто говорю. Люди не должны без слов меня понимать, но не потому, что они глупые, а потому что они – другие. Иногда достаточно вежливо, но твердо сказать: «Мне это не нравится. Вот до этой черты можно, дальше — нельзя». Если люди не понимают и такого, желательно сократить общение, при этом не осуждая человека, но осуждая тот грех, который в нем живет и мешает ему поступать правильно.
  3. Если хочешь уважения – учись уважать людей. Нужно быть внимательными к чувствам других людей, однако, как я уже писала выше, нельзя брать на себя ответственность за то, как они чувствуют. Если люди достаточно зрелые, они примут собственное разочарование и признают его. Если нет – обвинят в разочаровании вас. Но это уже будет не на «территории» вашей ответственности.
  4. Иногда правилами стоит пренебречь. Не от собственной немощи, а от силы своей любви. Например, в случае с престарелыми родителями. Не теми, которые прекрасно понимают все слова, но не могут справиться с чувством внутренней пустоты, а с больными и пожилыми. Православный христианин, устанавливая личные границы, не должен превращаться в эгоцентричного монстра, но обязан всеми силами помогать другим бороться с их слабостями. Если эти «другие» согласны, конечно. Очень часто, потакая чужим порокам, не говоря о том, что мы чувствуем и как нам обидно, мы сами помогаем человеку взращивать свой грех. Говорить нужно – всегда, но только с той огромной Любовью, с которой обращался отец к блудному сыну и с которой обращается к нам Христос, пытаясь предостеречь от очередной жизненной ошибки.

Автор: Мария Осипова (@masha_pishi)

Мужское и женское начало в даосизме

В наши дни практически всем известно о женском и мужском начале в китайской философии – Инь и Ян. Еще в четвертом веке до нашей эры даосские монахи сумели изобразить круг, состоящих из двух начал: темного — женского и светлого — мужского.

Монахи считали, что эти два понятия нераздельны и не могут существовать друг без друга, так и жизнь каждого человека не может быть ни только светлой, ни только темной. Для женского начала характерно спокойствие и равновесие, а для мужского — активность, мощь и активный образ жизни.

Монахи считали, что эти два начала полностью дополняют друг друга, а если в человеке преобладает какое-либо одно, то жизнь его не может считаться правильной и он не сможет достичь Дао.

Заключение

Для гражданина право владения земельным наделом ограничивается невозможностью перемещения такого имущества.

Можно возвести забор или построить дом на принадлежащей земле, добыть пресную воду или торф, выращивать сельхозкультуры, сдавать в аренду за деньги. Но все действия владельца надела не должны противоречить действующему природоохранному законодательству, ГК и ЗК.

Подобное имущество, находящееся в собственности, важно использовать в соответствии с целевым назначением.

Неиспользуемый на протяжении трёх лет или используемый не по назначению надел может быть изъят. Принадлежащий земельный участок можно подарить, продать, завещать или использовать как залог.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector