1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как на вас влияют стереотипы в обществе

Как на вас влияют стереотипы в обществе?

Мы живем в обществе. И нам никуда не скрыться от мнения родственников, коллег, знакомых. Мнение абсолютного большинства сильно давит на человека, который имеет хоть какую-то индивидуальность и выделяется из толпы. Веками складывались определенные стереотипы поведения и жизни в целом, которым старается следовать большинство из нас. Если вдруг в каком-то направлении, человек выходит из рамок мнения большинства, общество старается загнать его обратно осуждением и порицанием.

Стереотипы имеют огромное значение в жизни каждого из нас.

В этой статье мы расскажем о влиянии стереотипов на человека и определим их роль в жизни общества и каждого человека отдельно.

Стереотипы: что это

В переводе с древнегреческого языка, слово стереотип – это «объемный отпечаток», и такое определение о многом говорит. Некогда так называлось печатное клише, применяемое в типографских машинах.

Упомянутый феномен начинает формирование еще в детском возрасте индивида, прививаясь окружающими – сверстниками, воспитателями, учителями, семьей и так далее.

Думая определенным образом в ряде различных ситуаций, попадая в них, человек не тратит лишнюю энергию на анализ. Реакция возникает мгновенно, не нуждаясь в регуляции. Если говорить об экономии психических ресурсов, то это даже удобно. Стереотипы делают мир более последовательным и предсказуемым, и это уменьшает уровень врожденной тревожности. Это одна из редких позитивных сторон явления.

В мире регулярно происходят изменения, и временами привычное мышление ставит нас в неловкую или неоднозначную ситуацию. Пример: древние люди жили с убеждением, что человек, имеющий иной цвет кожи – чужак, представляющий опасность. С потенциальным недоброжелателем расправлялись варварским способом или брали в плен. Отголоски стереотипа существуют поныне, ведя к расизму и прочим неприятным явлениям.

Это процесс возникновения устойчивого убеждения или образа, когда исходя из собственной или общественной практики человек закрепляет в сознании какую-либо картинку мира.

Встречаясь с неизвестным ранее явлением, мозг начинает анализировать ситуацию и искать в ней что-то знакомое. Полученные установки сопоставляют новый объект с похожей группой, что позволяет быстрее классифицировать данные и при надобности доставать их из памяти.

Почему социальные стереотипы так удобны?

Порой дело не только в том, что у человека мало информации для глубокого анализа личности и соцявления, а в том, что он и не хочет ее получать . Мы бы объяснили этот процесс таким образом. Как известно, мозг потребляет очень много энергии, а кроме того анализирует великое множество поступающей информации – и он должен делать это быстро. Также мозг должен нас защищать, как можно оперативнее сигнализируя об опасности. Данные факторы привели к тому, что природой в него заложено стремление минимизировать усилия там, где он может это сделать. И любые шаблоны, в том числе социальные стереотипы, – прекрасный инструмент для такой минимизации. Нам не нужно думать и что-то дополнительно анализировать, когда у нас есть готовое лекало, под которое можно подогнать всех вокруг.

Как мы уже отмечали, стереотипы далеко не всегда отражают реальность, и, когда мы придаем им слишком большой вес, то фактически сами загоняем себя в ловушку. Особенно часто это касается стереотипов, максимально сближающихся с предрассудками. Соответственно, проблемы возникают не тогда, когда человек использует стереотипы, а когда он начинает придавать предрассудкам слишком большое значение и формирует свое мнение только исходя из них.

В чем заключается роль религии в жизни?

Роль религии в жизни человека и общества многообразна, ее функции относимы буквально ко всем сферам. Религия оказывает влияние на то, как действуют каждый человек в отдельности и общество в целом в определенных обстоятельствах.

К примеру, столкнувшись с воровством или насилием, христианин поступит иначе, чем мусульманин. При этом ни тот, ни другой не станут раздумывать над своими действиями, поступят интуитивно. Таким образом, одна из ролей религии в жизни людей — формирование менталитета, характерных черт, стереотипов восприятия и поведения.

Другим примером того, как влияют религиозные представления на людей и общественное сознание, являются традиционные нормы, касающиеся внешнего вида, поведения и образа жизни, устройства семьи и быта. Причем зачастую они существуют параллельно с совершенно другим восприятием реальности. Например, развод до сих пор является страшной бедой для католиков и не одобряется церковью. Так же к этому явлению относятся и в православии. Наряду с этим, в светских взаимоотношениях людей это абсолютно нормальное событие, не становящееся позором или клеймом. Развивая тему брака, нужно отметить, что в различных вероисповеданиях взаимоотношения людей не одинаковы. Мормоны верят в Христа, но в их социуме практикуется многоженство. Католичество же требует от людей выбора единственного партнера и верности ему.

Таким образом, религия диктует то, что считается нормальным в социуме. В этом и заключается ее роль. Современные реалии же не меняют основополагающий фундамент общественного сознания, этики, норм, принятых в социуме, а только дополняют и корректируют его.

На примере организации семьи это отчетливо видно. Христианство считает нормой построение отношений с одним партнером. И светская регистрация брака в странах с христианскими культурами проводится тоже с одним человеком. Ведь нельзя же, допустим, в Москве или в Лондоне зарегистрировать официальный семейный союз сразу с несколькими партнерами. Однако современные реалии, в которых у личности намного больше возможностей, прав и свобод, чем в древние времена, допускают возможность официальной смены партнера, то есть развод.

Но основной тезис нормы построения семьи, заложенный в менталитет человека религией, от этого не меняется. Одновременно семейные отношения с несколькими партнерами официально не строятся. Поскольку семья является ячейкой общества и миниатюрным отражением всего, что в нем принято, то, исходя из данного примера можно сделать выводы и в отношении других процессов, свойственных социуму.

Читать еще:  Позиция пермского епископа в отношение толерантности многих повергла в недоумение

Таким образом, роль религии в жизни общества и отдельных людей можно определить как основополагающую, формирующую нормы, традиции, правила и менталитет, оказывающую влияние на поведение, мышление, культуру и взаимоотношения.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Антуан де Сент Экзюпери говорил, что на земле существует самая большая роскошь – роскошь общения с людьми. Совершенно очевидно, что эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнёров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностью поведения. Психологи говорят, что происходит восприятие одним человеком другого.

Нередко общение строится на основе стереотипов и порождает «эффекты восприятия».

Познакомимся поближе с этими понятиями.

Обратимся к материалам художественной культуры. Перед вами хорошо известная картина. (рис.1) Приложение.

Напомните ее название. (Ученики отвечают: «Иван Грозный убивает своего сына».) Но подлинное название картины абсолютно другое: «Иван Грозный и его сын Иван». Вот вам один из примеров стереотипа восприятия.

Итак, что же такое «стереотип»?

«Стереотип» – (греч.) «твёрдый отпечаток». В социологию и психологию термин пришёл в начале XX века.

«Стереотип» – это устойчивый образ какого – либо явления или человека, складывающийся в условиях нехватки информации. Отношение к человеку, основанное на стереотипе продолжается до тех пор, пока не будет получено достаточно информации, чтобы воспринять его как индивидуальность. Очень часто стереотип складывается относительно групповой принадлежности, например, принадлежности его к какой – то профессии.

Именно на стереотипности восприятия людей построена наука физиогномика (от греч. physis – природа, gnomon – знающий) – учение о связи между внешним обликом и его принадлежностью к определённому типу людей.

Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким – нибудь животным, а затем отождествляя его характер с характером этого животного.

Наиболее известной стала физиогномическая система Иоганна Каспера Лафатера, считавшего основным путём познания человека изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики.

II. Психологический блок.

Обратимся к жизненным примерам, посмотрим на людей, которые нас окружают.

Итак, какое впечатление они производят на вас, что вы о них думаете? (рис. 2-5)

Так мы воспринимаем людей с позиции внешности. А если это человек строгий, в очках? Какой профессией он может обладать? А что вы думаете об этнических характеристиках людей? Прокомментируйте возрастные стереотипы. Как воспринимает старшее поколение сегодняшнюю молодёжь? А что говорит молодёжь о пожилых людях?

Таким образом, мы с вами увидели следующие стереотипы:

  • когда анализировали людей в очках, в спортивных костюмах, с бородой – это стереотип во внешности
  • когда подбирали под описание профессию- это был стереотип профессиональный
  • когда говорили об особенностях разных народов – это этнический стереотип
  • когда обсуждали различные поколения людей – это имелся ввиду возрастной стереотип

Подобные стереотипы имеют место быть в нашей жизни, но очень часто стереотипы мы сами

создаем. И сейчас мы попробуем это сделать.

Работа в группах.

Послушайте историю с описанием жизни жителей двух фантастических стран, а затем нарисуйте типичного цеймана(1 группа) и типичного фоймана (2 группа).

Упражнение «Фойманы и цейманы»

Фойманы живут в стране, которая называется Фойманией. Эта страна расположена на острове. Жители Фоймании – замечательные люди. Дети там редко ссорятся и дерутся, а взрослые спокойно работают. Питаются в основном рисом, и тарелки фойманов никогда не бывают пустыми. Погода в Фоймании не меняется круглый год – там тепло и солнечно, дует лёгкий ветер.

Цейманы живут в другой стране, которая называется Цейманией. Это тоже островное государство. Жители Цеймании – очень плохие люди. Дети там ссорятся и дерутся, а взрослые кричат друг на друга. На работе взрослые только делают вид, что работают, а сами сплетничают друг о друге. Погода в Цеймании всегда ветренная, дождливая, холодная.

Задание. Нарисовать типичного цеймана и типичного фоймана.

Затем группы представляют свои работы. В обсуждении оказывается, что рисунки у всех примерно одинаковы: фойманы – приятные и симпатичные, улыбаются, а цейманы – злобные и некрасивые. Кроме того, фойманы выглядят, как правило, «цивилизованнее». Почему? Ведь в тексте об этом не говорилось!

Выясняется, что при работе над рисунками ученики ориентировались на те сведения, которые были в тексте, а уж внешность выдумали сами, на основе полученной информации.

Задание. «Жизнь, не совпадающая со стереотипом»

Необходимо вспомнить такой случай, когда друзья заочно представляли человека стереотипно, а при встрече он оказался совсем другим.

– Итак, в нашем сознании живут стереотипы – устойчивые представления о разных людях, о разных профессиях.

Учитель. Но мы сегодня говорим еще и о других особенностях в общении, эффектах.

Посмотрим, как работают эффекты в реальной жизни. Обратившись к материалам, попробуйте дополнить каждый эффект примером из окружающей вас жизни.

Работа в группах. Задание. Рассмотрите один из видов эффектов восприятия, дайте ему объяснение, приведите примеры.

I группа – эффект ореола

II группа – эффект первичности

III группа – эффект образа

IV группа – эффект последней информации

Для работы в группах ученики получают дополнительный материал: карточки- характеристики того или иного эффекта, фотоматериалы, демонстрируются слайды презентации. Затем, каждая группа представляет результаты своей работы.

Материал для I группы.

Эффект ореола заключается в том, что любая информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. При формировании первого впечатления ореол может выступать в форме как положительной, так и отрицательной предварительной установки. Поэтому говорят о «положительном» или об «отрицательном» ореоле.

Эффект ореола может принести большую пользу, если применять его умело. Эти эффекты создавают хорошую репутацию людям, которые тесно между собой связаны: коллегам по работе, друзьям в своей компании. Таким образом, мы через некоторое время с удивлением обнаружим, что нас окружают только хорошие люди, которые прекрасно ладят между собой и великолепно относятся к нам.

Читать еще:  Клиффорд Мишаэль о том, как стоит развивать общество

Материал для II группы.

Эффект первичности проявляется в том, что любая первая услышанная или увиденная информация о человеке затмевает всю последующую. Даже если потом вы получите опровергающую информацию, всё равно будете больше помнить и учитывать первичное восприятие. Мнение, сложившееся вначале, очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию. Это явление психологи назвали эффектом первичности.

Материал для III группы.

Очень часто мы воспринимаем другого человека в виде образа, который мы придумали для него, а если какое-то качество или поступок «не вписываются» в образ, то мы на них закрываем глаза, считая, что так не может быть. Это эффект образа.

Материал для IV группы.

Эффект последней информации. Так происходит, если последние положительные или отрицательные сведения очень сильно на вас повлияли. Заключительная неприятная сцена может перечеркнуть всё доброе и светлое, что было у вас с этим человеком.

В ходе обсуждения выстраивается на доске схема Процесс общения

Психологический практикум.

– Попробуем на практике отработать приёмы восприятия партнёров.

– Выполним упражнение «Понял – не понял»

Упражнение выполняется двумя участниками. Первый действует с воображаемыми предметами, не рассказывая, что он делает. Партнёр должен определить, чем занят его товарищ, и, сказав «Понял!», должен подойти и продолжить действие с того же движения. Если он правильно разгадал действие первого участника, то они оба продолжают единое действие. В данное упражнение попарно включаются все члены группы, затем организуется анализ работ.

Заключение. Учитель: Какова роль стереотипов в процессе восприятия?

Стереотипы – помогают или мешают в процессе восприятия?

Задание. Напишите «+» и «-» стереотипов.

/В законченном виде запись выглядит следующим образом:

Стереотипы и их роль в процессе восприятия

«+»«-»
Упрощают процесс восприятияНе всегда дают точную информацию
Ускоряют процесс познанияСпособствуют возникновению предубеждений
Помогают ориентироваться в социальной средеЖивучесть стереотипов

Таким образом, можно сделать вывод, что стереотипы – это часть прошлого опыта, сформированного бытовой и профессиональной деятельностью, закрепившегося в мышлении и постоянно используемого при решении типичных задач, которые ставит жизнь. Однако при восприятии людей необходимо помнить об эффектах, которые могут вызвать ошибки процесса восприятия.

Стереотипы в психологии влияния

Главная цель – это стремление к осознанию, что выражается в регистрации и последующем выслеживании всех известных Нам стереотипов. В связи с этим хочется вспомнить максиму дона Хуана, которая рассказывает о том, что – «настоящий воин должен осознавать всё и всегда», как бы помогает задать ясные и при этом недвусмысленные ориентиры, которые направлены на путь движения для усиления осознания.

А есть ли возможность избавления от стереотипов? Вопрос конечно спорный, но определённо то, что можно осознавать наибольшую часть стереотипности поведения и в большой мере его хоть как – то скорректировать. Стоит допустить, что переломный момент полнейшего избавления от части стереотипов может произойти с помощью потери человеческой формы.

Но будем более конкретными, далее рассмотрим всё многообразие стереотипов разделённое на три крупные категории:

  • Стереотипы восприятия и последующей оценки.
  • Стереотипы из категории реагирования.
  • Стереотипы из категории мышления.

Естественно надо понимать, что все они заметно, взаимосвязаны. Ведь очевидно то, что восприятия и последующая оценка связаны с общим процессом мышления. Понятно и весьма очевидно, что реагирование неразрывно связанно с общим восприятием и общей оценкой. Отметим, что общая классификация стереотипов на основе трёх вышеназванных групп – это всего-то лишь не простой способ систематизации на много более крупного объёма информации. Далее можно сказать, что будет уместно разделить стереотипы на три вот эти категории:

Стереотипы восприятия и их последующая оценка

Эффект ссылки на самого себя. Эффект момента ложного согласия. Оценка общей ситуации как успеха или победы, как произошедшей неудачи или наоборот поражения. Существование зависимости от оценки текущего состояния психики и эмоций. Зависимость от самооценки. Фундаментальная версия ошибки атрибуции. Постоянные попытки сравнения своего собственного социального статуса со статусами ближних. Оценка себя, которая зависит от текущего социального статуса. Симпатия, авторитет, дефицит. Общие принципы контраста. Эффекты Барнума. Приверженности к важности первого впечатления. Перенос образа отношений увиденного у родителей на последующие отношения со своим партнёром. Общее мотивированное восприятие человека. Оценивание всего на основе типа плохой и хороший. Самоутверждение за счёт противопоставление себя как части какой – либо группы против более достойной, на Ваш взгляд группы. Попытки самоутверждения за счёт унижения кого-либо. Родитель и ребёнок.

Стереотипами из категории реагирования

Ими следует считать: уязвлённое самолюбие, прочие споры и последующие оправдания. Чувство вины и опять оправдания. Обида и последующая мстительность. Реакция, которая образуется на «плохой или хороший». Победа и последующая радостная возбуждённость. Поражение и как соответственно полнейшее уныние. Начальство – авторитет и последующее заискивание и раболепство перед ним. «Мы очень верим в тебя, мы невероятно надеемся на тебя» и последующее – «я обязательно должен оправдать проявленное доверие и надежды моего руководства». Принуждение с ограничением свободы как следствие злости раздражительности и последующего противостояния. Неизвестность как последующие опасения в виде страха, беспокойства, появления озабоченности и нервозности. Правило взаимных обменов. Социальные доказательства. Обязательство и последующая последовательность. Эффекты Рингельма. Вопросы и последующие ответы.

Стереотипы из области мышления

Сюда отнесём эвристику, установки. Проверку, которая должна подтверждать гипотезы. Общая статистическая информация и общая – «история случая». Недостаточная возможность выборки. Ошибки связанные с планированием. Эффект Зейгарника. Почему же – это таки произошло?

Надо отметить, что глупо просто сидеть и ожидать, что опыт и общие результаты исследований смогут кристаллизоваться, в что – то типа идеальной и завершённой формы. Из-за этого подобные существующие результаты можно опубликовать в более систематизированной форме, так как – это можно считать неизбежным результатом эволюции знаний. Мы ведь растём и развиваемся, а значит растёт, Наш опыт и знания. На данный момент взгляд на этот вопрос вот такой, а каким он будет позже, кто знает?

Читать еще:  Почему Бог посылает стихийные бедствия?

Что это такое?

Стереотипное мышление формируется в результате чрезмерной восприимчивости понятий и представлений, навязываемых средствами массовой информации и окружающим миром. Ребёнка с самого рождения приучают к стандартным действиям. Каждая личность со своими нетривиальными взглядами индивидуальна и уникальна. Но людей с детства ограничивают надуманными нормами, загоняют в определённые рамки. Закладывание шаблонов, готовых клише лишает их возможности принимать неординарные решения.

У большинства людей стереотипы становятся основой мыслительной деятельности. Они начинают постоянно пользоваться устоявшимися клише и штампами, применяют их во всех ситуациях, обобщая окружающий мир.

Такой вид мышления относят к расстройству мыслительного процесса, потому что думать стереотипно значит однообразно.

Стереотипность мышления заключается в том, что индивид разделяет всё происходящее в мире на верные и неверные сведения. Шаблонное восприятие окружающего вызывает враждебное отношение к другим мнениям. Мыслящие стереотипами люди усматривают ценность и правоту своих размышлений и установок. Отличающиеся от их убеждений суждения они не воспринимают. Стереотип становится образцом, которому надо соответствовать.

Устоявшееся общественное мнение действует на разум индивида. Стереотипы препятствуют объективному восприятию мира. Человек любое событие оценивает через призму предрассудков, предубеждений, стандартов. Фиксированные представления оказывают большое влияние на людей. Они в сходных ситуациях проявляют одинаковую реакцию. Стереотип не несёт в себе никакой полезной силы. Нередко он носит негативный характер и нацелен на осмеивание привычек, особенностей людей, их мнений.

Восприятие человека происходит по одному из признаков, в расчёт не принимаются его индивидуальные особенности. За основу берут профессию, внешность, национальность, возраст, половую принадлежность. Например, все медицинские работники – чёрствые личности, все цыгане – воры и обманщики, красивые мужчины всегда изменяют своим жёнам. Стереотипность мышления не позволяет даже помыслить о том, что в реальности встречается много людей, не соответствующих наклеенным ярлыкам.

Штампованные образы встречаются в различных областях жизни: трудный подросток, слабая женщина, строгий начальник, зажравшийся депутат, неухоженный холостяк, нечестный продавец. Шаблонное мышление порождает эталонные модели поступков.

Людьми, мыслящими определёнными штампами, легко управлять. Им легко внушить и навязать какую-нибудь идею. Они не обладают исключительностью.

Шаблонная личность

Сначала хотел обозвать ее – социальной. Но социум – не единственный коллектив, навязывающий своим адептам шаблонное восприятие. Таких коллективов может быть сколько угодно, они могут быть любых размеров – от целой страны, до маленькой семьи, исповедующей собственные правила жизни.

Человеку на этапе шаблонного мышления характерна вера, что мир – это «обычное» и в целом более-менее понятное явление. Новой информации, противоречащей этой «вере», шаблонная личность не доверяет, только потому что полагает, будто ее мировоззрение – это и есть окончательная реальность. Об этой иллюзии уже говорилось в статье «Развитие восприятия».

Шаблонная личность толком не замечает реальности, потому что полностью погружена в мир собственных грез о жизни. Это явление еще называют «отождествлением с умом». Шаблонная личность максимально отождествлена с умом, и почти не различает, где фантазии, а где реальность. Шаблонная личность не знает, чего хочет на самом деле, и путает свои устремления с коллективными ожиданиями.

И тем не менее, шаблонная личность может неплохо ориентироваться в социальном мире, потому что его «правила» базируются как раз на условных шаблонах, которым шаблонная личность склонна следовать без «лишних» вопросов. Тема подобных иллюзий на progressman.ru – одна из главных.

Чаще всего шаблонная личность пребывает в непрерывном напряжении, потому что живет в разрез со своим нутром. Вместо того, чтобы соответствовать своему естеству, шаблонная личность всеми силами старается соответствовать коллективным шаблонам. Причем не важно, будь это социальный коллектив, или какая-нибудь секта, шаблонная личность не слышит себя ни тут, ни там, не видит своего пути, а все время пытается подогнать себя под искусственные мерки коллективного мировоззрения, чтобы соответствовать чужим идеалам.

Так происходит, потому что шаблонная личность удовлетворяется своей жизнью, когда ощущает одобрение от коллектива, которому принадлежит. Шаблонная личность верит в шаблоны, потому что без них жизнь кажется пугающе неизвестной.

7 эффективных способов избавиться от стереотипов

Нередко люди придают большое значение популярным стереотипам, что сильно ограничивает мышление, препятствует личностному росту и развитию.

В психологии есть несколько эффективных приёмов, которые помогут избавиться от чрезмерного стереотипного мышления.

Методы разрушения стереотипов:

  1. Не торопитесь с выводами. Всегда давайте себе возможность немного подумать, поразмышлять. Анализируйте ситуацию, сравнивайте каждое событие с уже известными фактами, находите противоречия и разногласия. В мире о русских сложилось мнение, что это люди, которые постоянно употребляют алкоголь, носят шапку ушанку, выгуливают медведя и круглосуточно играют на балалайке. Но это не так – не создавайте усреднённые образы.
  2. Найдите источник. В формировании стереотипного мышления весомую роль играют кумиры, лидеры общества. Чтобы ослабить влияние установки, разберитесь, откуда произрастают ваши убеждения, и действительно ли они ваши.
  3. Ставьте выполнимые задачи. Чтобы избежать излишнего влияния общественного мнения, сформулируйте собственные позитивные жизненные стереотипы, поставьте чёткие цели.
  4. Формируйте открытость восприятия. Научитесь воспринимать любое явление целиком, смотреть на него по-новому, открывать неизведанные стороны.
  5. Развивайте критическое мышление. Не стесняйтесь спрашивать у себя, действительно ли информация правдива, не противоречит ли она здравому смыслу, согласен ли я с общепринятыми истинами. Эти вопросы помогают здраво оценить всё происходящее вокруг.
  6. Расширяйте кругозор. Если вы хотите избавиться от стереотипов, выходите из зоны комфорта, развивайтесь, учитесь. Начните с малого, проложите новый маршрут к месту работы или учёбы.
  7. Медитация. Практики развития осознанности – это способ созерцания действительности, не имеющий шаблонных схем мышления.

Эти методы не только позволят сломать конкретные стереотипы, навязанные обществом, но и отойти от привычки мыслить предвзято, шаблонно и узко.

Стереотип – определённая призма, через которую человек смотрит на окружающее, и ведёт себя соответствующим образом. Полностью уйти от стереотипного мышления не получится, поскольку это часть общественного сознания. Но если навязанные паттерны мешают нормальной жизни, нужно от них избавляться.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector