0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Православная Жизнь

Содержание

Православная Жизнь

Ректор Киевской духовной академии и бывший студент Московских духовных школ митрополит Антоний (Паканич) – о студенческих годах в «перестроечное» время.

— С 1988 по 1992 год Вы учились в Московской духовной семинарии. После её окончания поступили в Московскую духовную академию, которую закончили в 1995 году. Непростое время развала Союза, когда старые «идеалы» рушились, а новые ещё не сформировались. Сказывалось ли перестроечное время на атмосфере в духовных школах? Насколько общественно-политическая жизнь в то время влияла на процессы в Академии?

— Поступление в Духовную семинарию в советское время было связано с определенными сложностями и требовало самоотверженности и мужества от всех, кто стремился посвятить свою жизнь служению Церкви. Молодые люди преодолевали множество препятствий, чтобы подать документы для поступления и быть допущенными к вступительным экзаменам. Ведь тогда определенные службы жестко контролировали этот процесс, используя мощный государственный аппарат для давления и на администрацию Духовных школ, и на абитуриентов, и даже на их семьи. Я застал эти времена, и мне пришлось на себе испытать сложности исповедания веры в тоталитарном атеистическом государстве.

Мое обучение в Московских духовных школах проходило на рубеже эпох, в конце 80-х – начале 90-х, когда менялась политическая обстановка в стране, на наших глазах происходили великие исторические события, мы стали свидетелями развала Советского Союза.

Ректоры

  • Свенцицкий, Василий Яковлевич (без долж­ности) (1723­-1732)
  • Герман (Барутович) (в должности управляю­щего «семинарской конторой») (1732­-1736)
  • Сильвестр (Гловацкий) (в звании префекта) (1736­-1838)
  • Димитрий (Сеченов) (1738­-1740)
  • Сильвестр (Гловацкий) (1740-­1744)
  • Вениамин (Пуцек-Григорович) (6 декабря 1744—1748)
  • Феофил (Игнатович) (1748 — сентябрь 1765, до 1751 года — в звании префекта
  • Иероним (Фармаковский) (1765-­1767)
  • Константин (Борковский) (1767-­5.08.1772)
  • Платон (Любарский) (5 августа 1772—1787)
  • Гедеон (Замыцкий) (1787­-1792)
  • Амвросий (Яковлев-Орлин) (1792—1794)
  • Сильвестр (Лебединский) (27.5.1794 — ­1799, с 25.07.1797 — ректор академии)
  • Антоний (Соколов) (1800­-1805 (1808?))
  • Епифаний (Канивецкий) (6.02.1808 ­— 18.03.1816)
  • Афанасий (Протопопов) (18.03.1816­ — 28.07.1817)
  • Феофан (Александров) (1817­-1832)
  • Стефан (Зилятров) (11.01.1833-­21.01.1842)
  • Платон (Фивейский) (21 января 1842 — 3 мая 1843)
  • Климент (Можаров) (9.05.1843­-25.09.1850)
  • Варсонофий (Охотин) (31 марта 1864—1876)
  • Никанор (Каменский) (1879—1891)
  • Филарет (Никольский) (1892—1895)
  • Алексий (Молчанов) (7 сентября 1899—1900)
  • Зеленецкий, Александр Федорович (26.07.1900-­7.07.1905)
  • Михаил (Богданов) (1905—1907)
  • Беликов, Василий Иванович (30.08.1907 -­ 1918)
  • Анастасий (Меткин) (с 17 июля 1998)

В современной РПЦ [ править ]

Согласно данным, приведённым патриархом Алексием II на Епархиальном собрании города Москвы 24 декабря 2007 [3] , в Русской православной церкви (без учёта РПЦЗ) было 38 духовных семинарий. В современной РПЦ действует 51 духовная семинария.

В основу деятельности семинарий РПЦ положены «Концепция высшего Духовного образования Русской Православной Церкви» и «Церковный образовательный стандарт высшего образования специалиста в области православного богословия (Семинария)», принятые Священным Синодом РПЦ 21 августа 2007 года [4] по докладам Председателя комиссии по подготовке концепции Духовного образования Русской православной церкви и анализу проводимых реформ духовных школ, архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) и Председателя Учебного комитета Московского патриархата архиепископа Верейского Евгения (Решетникова). Благодаря этим документам семинария стала высшим учебным заведением РПЦ.

Болонский процесс в РПЦ [ править ]

По инициативе Святейшего Патриарха Кирилла в РПЦ начинается реформирование духовного образования. Преобразования нацелены на интеграцию российского духовного образования в европейское и отечественное образовательное и научное пространство. Главная цель реформы — это повышение уровня качества духовного образования России [5] .

В соответствии с Болонским процессом духовное образование в РПЦ будет трёхуровневым [6] :

  • Первый уровень — Бакалавриат, итогом которого становится написание дипломной работы на соискание степени « Бакалавр богословия » . Как и любой другой бакалавриат в России, это завершённое высшее образование. Термин «семинария» является вторым равнозначным наименованием бакалавриата как духовного учебного заведения в РПЦ. В некоторых богословских учебных заведениях бакалавриат включает 4 обязательных года и 1 пастырский и практический год обучения в Семинарии, итогом которого становится написание Дипломной работы на соискание степени «Бакалавр богословия». В других бакалавриатом называется пятилетнее образование: подготовительный («нулевой») курс + 4 года основного образования. В последнем случае зачисление на 1 курс бакалавриата производится не столько по результатам успеваемости на подготовительном курсе, сколько по результатам дисциплинарных наблюдений. В основу деятельности бакалавриата (семинарий) РПЦ положены «Концепция высшего Духовного образования Русской Православной Церкви» и «Церковный образовательный стандарт высшего образования специалиста в области православного богословия (Семинария)», принятые Священным Синодом РПЦ 21 августа2007 года[4] по докладам Председателя комиссии по подготовке концепции Духовного образования Русской православной церкви и анализу проводимых реформ духовных школ, архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) и Председателя Учебного комитета Московского патриархата архиепископа Верейского Евгения (Решетникова). Благодаря этим документам семинария и превратилась в высшее учебное заведение РПЦ.
  • Второй уровень — Магистратура: 2-х годичная программа при Духовных Академиях и других богословских учебных заведениях РПЦ, итогом которой становится написание Магистерской диссертации на соискание степени «Магистр богословия». С недавнего времени в некоторых Духовных академиях РПЦ написание Магистерской диссертации является условием обучения в Магистратуре. С началом Болонского процесса в РПЦ термин «Академия» стал иметь двоякое значение: с одной стороны им как официально, так и неофициально называют Магистратуру, с другой — учебное заведение, объединяющее в себе несколько звеньев богословского образования РПЦ, например, бакалавриат (семинарию), Магистратуру, Аспирантуру и Докторантуру.
  • Третий уровень — Аспирантура: 3-х годичная программа в Духовных Академиях, итогом которой становится написание Кандидатской диссертации на соискание степени «Кандидат богословских наук» (в европейской классификации — «Доктор теологии I степени»). Особо отличившиеся Кандидаты богословия могут продолжить заниматься богословскими науками в Докторантуре при Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. свв. Кирилла и Мефодия, и защитить Докторскую диссертацию на соискание степени «Доктор богословия» (в европейской классификации — «Доктор теологии II степени» или «Doctor of Divinity»).
Читать еще:  В Москве открывается научная конференция, посвященная эволюции ислама в России

Все действующие Семинарии РПЦ в течение ближайших лет (начиная с 2010 года) должны будут представлять Бакалавриат — программу обучения в соответствии с государственным стандартом по специальности «Теология» (031900), и получить государственную лицензию на осуществление образовательной деятельности по специальности «Теология» (031900) высшего профессионального образования. И по окончании семинарий выпускники должны будут получать диплом государственного образца со степенью «Бакалавр богословия».

Некоторые семинарии РПЦ уже к 2010 году получили государственную лицензию на осуществление образовательной деятельности по специальности «Теология» (031900) и сформировали программу соответствующую государственным стандартам, как например: Смоленская православная духовная семинария [7] , получившая лицензию в 2009 году [8] .

Сколько длится обучение?

Время учебы в православной духовной семинарии составляет от 4 до 5 лет. В разных учебных заведениях устанавливаются свои сроки. Учебная программа включает в основном гуманитарные дисциплины. Обучение направлено на развитие духовных качеств учащихся, на формирование личностей, способных нести истину Закона Божьего и вдохновлять своих соотечественников на подвиги. В некоторых семинариях преподают высшую математику.

Можно поступить на заочное отделение. Тогда срок обучения будет составлять пять лет. Каждый год вносится пожертвование в сумме четырех тысяч рублей. Проживание во время сессии студенты оплачивают самостоятельно.

Духовная семинария дает своему выпускнику право претендовать на обучение в духовной Академии. Все выпускники получают направления в приходы Русской православной церкви.

В городе Нахичевани-на-Дону существовала армянская духовная семинария. Здание семинарии сохранилось до наших дней, является объектом культурного наследия регионального значения (площадь Базарная ½, ул. 26-я линия, литер А). Изначально на этом месте находился деревянный дом («хонах» или «гонах»), который специально построили для Екатерины Великой. Нахичеванцы надеялись, что императрица, осуществляя свою поездку в Крым, посетит и их город. Но планы у российской императрицы изменились и в Нахичевань она не приехала.

11 марта 1836 года было Высочайше утверждено «Положение о управлении делами армяно-григорианской церкви в России». В статье 112 главы 8 «Положения» сказано: для образования армяно-григорианского монашества в богословских науках учреждаются в монастыре Эчмиадзинском и в каждой из российских армяно-григорианских епархий духовные семинарии.

В 1871 году армяне Новой Нахичевани обратились к Католикосу Геворгу IV с просьбой перевести епархиальную школу из Феодосии в Новую Нахичевань. [1] . Кондаком Каталикоса 13 сентября 1973 года было разрешено Нахичеванскому армянскому обществу перевести Халибовское училище в Новую Нахичевань и переименовать его в епархиальную школу.

В сентябре 1875 года по разрешению высших духовных властей была открыта в Новой Нахичевани епархиальная школа. Она располагалась между 1-ой Соборной и 1-ой Георгиевской улицами (17 линия, №5) и просуществовала там 5 лет. В 1876 году в духовной школе обучался 161 ученик, и было 10 учителей. В последующие годы благодаря усилиям Католикоса всех армян, со стороны императора Александра II были утверждены решения о переименовании духовной школы в епархиальную. По уставу школа должна была содержаться за счет доходов армянских церквей Ново-нахичеванской и Бессарабской епархий. Управление епархиальной школы возлагалось на попечительский совет, избираемый Нахичеванским армянским обществом и утверждаемый Католикосом всех армян.

1 ноября 1881 года состоялось открытие Ново-Нахичеванской и Бессарабской школы (26 линия/Базарная площадь).

Шестилетняя семинария, готовила священников и учителей для армянских церковно-приходских школ. Согласно Адресно-справочной книге «Весь Ростов и Нахичеван-н/Д», 1914г. «Принимают воспитанников в I кл. до 14, по II — 15, III — 16, IV — 17, в V — 18 лет в VI по экзамену. При Семинарии имеется интернат с оплатою по 350 руб в год». В 1881 году в епархиальной школе обучалось 152 ученика; в 1891 году 230 учеников, а в 1903 году 283 ученика, в 1915 – 301 человек. В семинарии обучались не только городские школьники, но и иногородние. Для иногородних в правой части третьего этажа имелись спальни на 100 человек. Там же располагались кабинеты надзирателя и врача. Левую часть этого же этажа занимал большой актовый зал площадью 320 квадратных метров. На втором этаже находились учебные классы и кабинеты наглядных пособий (физический, географический, исторический и др.) находились на втором этаже. На втором этаже также располагались административные и подсобные помещения. Школа имела музей, библиотеку. На первом этаже двухэтажного здания, принадлежащего епархиальной школе, в 1880-ых гг. размещались торговые лавки Кеворкова. При школе имелся пансион.

Читать еще:  Во всех храмах Грузии совершили молебен во имя мира и спокойствия в стране

27 октября 1889 года попечительское собрание приняло решение по расширению школьного здания. В 1904 году (по другим источникам в 1913 году) над зданием был пристроен 3 этаж. План постройки подготовлен архитектором города Н. Дурбахом. На месте магазинов был открыт вход с площади, дополнительно к существовавшему со стороны двора.

20 ноября 1919 года советскими властями здание школы было конфисковано, и, таким образом, епархиальная школа (семинария) прекратила свою деятельность.

Иркутская духовная семинария: энциклопедическая справка

Открыта 23 марта 1780 иркутским епископом Михаилом (Миткевичем) на основании указа Екатерины II, подписанного 22 сентября 1779, и указа Священного Синода. На содержание ее было ассигновано 2 тыс. р. До 1802 находилась в непосредственном подчинении епархиального архиерея, в 1802–1806 ректором семинарии был настоятель Иркутского Вознесенского монастыря (первым – Иакинф Бичурин), после 1862 эти должности не совмещались. Вторым начальствующим лицом с 1818 был инспектор.

До 1814 имела 7 классов, куда принимались дети священнослужителей с 8 лет, обученные грамоте. После разделения на духовное училище и собственно семинарию (6-классную) в 1-й класс принимали детей 14–18 лет, православных, без ограничения сословий. Дети духовенства обучались бесплатно, с иносословных плата за обучение в 1914 составляла 40 р. в год. Успешно закончившие духовное училище и получившие права поступления в Д. с. принимались без экзаменов, остальные сдавали экзамены по программе духовного училища. Число учащихся в разные годы составляло от 100 до 170 чел. Первоначально правильных выпусков, с выдачей аттестатов, не было.

Выпускники духовной семинарии

Еще во время обучения учащиеся занимали должности дьячков и дьяконов, даже уволенных посвящали в священники, поскольку их в Восточной Сибири не хватало. В XIX – начале ХХ выпуск составлял от 10 до 40 человек в год, в среднем – 20. Среди выпускников – Иннокентий (Вениаминов), будущий митрополит Московский, писатели и общественные деятели А. П. Щапов, М. В. Загоскин. Многие преподаватели духовной семинарии были ее выпускниками, остальные приезжали из духовных академий и семинарий Европейской России.

Учебная программа

В программу входило более 40 предметов: общеобразовательные – математика, физика, русская словесность, русская и всеобщая история, логика, психология, латинский, греческий, немецкий, французский языки, философия; специально – церковная история, церковная археология, богословие (догматическое, нравственное, пастырское), литургия, гомилетика и т. п. Часть учащихся изучала бурятский язык, готовясь к миссионерской деятельности. Учащиеся изучали медицину, осваивали приемы медицинской помощи, ухаживая за заболевшими товарищами в лазарете семинарии. Учащиеся старших классов приобретали педагогические навыки, преподавая в образцовой школе при семинарии, куда принимали детей 7–10 лет без ограничения сословий и без оплаты, и в воскресных школах, которые время от времени возникали при семинарии (1866, 1871).

Библиотека духовной семинарии

Духовная семинария имела большую фундаментальную библиотеку, пополнявшуюся за счет пожертвований архиепископов Вениамина, Михаила, Мелетия, Нила, Парфения, протоиерея А. Орлова, купца В. Н. Баснина, содержавшую, среди прочих, книги на латинском, греческом, монгольском, тибетском языках. Ученическая библиотека пополнялась за счет покупки и выписки книг. После 1917 часть книг поступила в фундаментальную библиотеку ИГУ. При духовной семинарии было образовано церковно-иркутское и археологическое общество Иркутской епархии. Имелся хор певчих, струнный оркестр, принимавший участие и в благотворительных мероприятиях. Жизнь воспитанников ничем не отличалась от той, что описана Н. Г. Помяловским в знаменитых «Очерках бурсы».

Интересные факты

В 1901 в духовной семинарии произошла забастовка против произвола начальства, и с 1 марта 1901 она была закрыта на 8 месяцев. Ректор, архимандрит Алипий, был сменен. Учащиеся выпускали рукописный журнал «Забастовка», отпечатанный на гектографе бюллетень тиражом 300 экз., была создана касса взаимопомощи, среди населения собирали средства в пользу неимущих учащихся.

17 ноября 1902 при духовной семинарии было открыто братство вспомоществования недостаточным воспитанникам.

Духовная семинария была закрыта в 1918.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — Иркутск : Сиб. книга, 2011.

Православные духовные семинарии есть в Москве, по всей России и за границей

Существует множество семинарий по всей России, немало их и в Москве. Самая известная Московская семинария располагалась на улице Делегатской, дом 3. Но ныне этого заведения в старом виде и не прежнем месте нет. Его заменила Московская духовная академия в Сергиевом Посаде.

Читать еще:  Совет муфтиев России договорился с движением "Хамас" о сотрудничестве

Что же касается именно семинарий, то примером действующего до сегодняшнего дня учебного заведения — Московская Сретенская духовная семинария. Она обучает молодых людей с 1999 года.

Здание Московской Сретенской духовной семинарии

Отличительная особенность данного заведения — участие воспитанников в деятельности обители.

Это позволяет студентам уже в году учёбы почувствовать себя полноценным членом церковной жизни, привыкнуть к тому, что ждёт их в будущем.

Многие культурные и просветительские проекты создаются с участием студентов духовной семинарии.

Ещё одно известное подобное заведение — Санкт-Петербургская духовная семинария (и академия):

Санкт-Петербургская духовная семинария

Православные семинарии есть за границей, например, в США и Японии

Также православные духовные семинарии есть и за границей: в Украине, США, Японии и т.д.

Данная статья о том, где можно выучиться на священника и что для этого нужно. Выделим основные аспекты:

Для того, чтобы поступить в духовную семинарию г. Пенза, необходимо сдать определенные экзамены.

Будущим священникам придется выдержать испытания по письменному изложению, а также на знание церковно-славянского языка, Закона Божьего и молитв.

Регенты должны доказать, что они отлично владеют сольфеджио, прекрасно поют и мастерски играют на фортепиано.

А иконописцы будут показывать себя в живописи.

В Алматы создали первую духовную семинарию

15 октября прошла итоговая аттестация клириков Саратовской митрополии, завершивших обучение на курсах повышения квалификации священнослужителей в Саратовской православной духовной семинарии.

ФОТО

Семинария создает условия, чтобы человек воспитывал себя сам

Саратовской православной духовной семинарии исполнилось в этом году 190 лет. О ее сегодняшнем дне, о проблемах духовного образования, о том, чем должны стать для молодого или не очень молодого, но избравшего духовную стезю человека годы обучения в семинарии, мы беседуем с первым проректором СПДС игуменом Варфоломеем (Денисовым).

Семинарскому храму — 135 лет

9 октября исполнилось 135 лет храму святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Саратовской православной духовной семинарии. В этот день в храме состоялось архиерейское богослужение — Божественную литургию совершил митрополит Саратовский и Вольский Игнатий в сослужении духовенства епархии, преподавателей семинарии в священном сане.

Божественная литургия на Архиерейском подворье — в храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при СПДС

9 октября, в день празднования Преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Божественную литургию на Архиерейском подворье — в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Саратовской православной духовной семинарии.

ФОТО

В Саратовской семинарии прошел круглый стол, посвященный 625-летию сретения Владимирской иконы Божией Матери

5 октября в Саратовской православной духовной семинарии состоялся круглый стол, посвященный 625-летию сретения Владимирской иконы Божией Матери.

ФОТО

В Саратовской семинарии прошло собрание индивидуальных наставников

24 сентября в Саратовской православной духовной семинарии состоялось собрание индивидуальных наставников, которые помогают студентам первых курсов усвоить специфику высшего духовного образования и приобрести навыки правильной организации своего времени, стараются выявить способности обучающихся, помогают разрешить затруднения в освоении предметов.

Состоялось воспитательское совещание семинарии

24 сентября в Саратовской православной духовной семинарии прошло воспитательское совещание. На совещании присутствовали проректор по воспитательной работе иеромонах Герман (Лытус), курсовые и индивидуальные наставники, дежурные помощники проректора по воспитательной работе.

В Саратовской семинарии состоялся круглый стол, посвященный 95-летию со дня преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России

23 сентября в Саратовской православной духовной семинарии состоялся круглый стол, посвященный 95-летию со дня преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. В научном мероприятии приняли участие проректор по научно-богословской работе семинарии протоиерей Димитрий Полохов, заведующий кафедрой Церковной истории протоиерей Кирилл Краснощеков, студенты третьего и четвертого курсов бакалавриата. Во время круглого стола прозвучали доклады о жизненном пути святителя, его деятельность как Патриарха, почитание и канонизация святителя Тихона.

ФОТО

Саратовская православная духовная семинария объявляет дополнительный набор абитуриентов

В связи с наличием свободных внебюджетных мест Саратовская православная духовная семинария объявляет дополнительный набор абитуриентов в 2020 г. на очную и заочную формы обучения по направлению «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций».

В Саратовской семинарии подвели итоги шахматного турнира

9 сентября в Саратовской православной духовной семинарии состоялось награждение победителей шахматного турнира, проходившего в стенах учебного заведения с 9 февраля по 15 марта. Турнир был организован учителем физкультуры Геннадием Николаевичем Мацкевичем. Весной этого года в связи с переходом на дистанционный режим было принято решение отложить награждение до возобновления очного обучения.

ФОТО

Студенты и сотрудники Саратовской православной духовной семинарии приняли участие в пешей экскурсии по городу

Студенты и сотрудники Саратовской православной духовной семинарии приняли участие в пешей экскурсии по городу, которою провел настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска, протоиерей Михаил Воробьев.

ФОТО

В саратовских духовных школах начался учебный год

1 сентября, в день памяти мученика Андрея Стратилата и с ним 2593 мучеников, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Божественную литургию на Архиерейском подворье — в храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Саратовской православной духовной семинарии.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector