Работа с молодежью стала сквозной темой духовно-исторических чтений
Содержание
- 1 Работа с молодежью стала сквозной темой духовно-исторических чтений
Работа с молодежью стала сквозной темой духовно-исторических чтений
Дни славянской письменности и культуры стартовали в Томской области. Ежегодные духовно-исторические чтения памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия проходят в регионе в 29-й раз. По традиции они объединили представителей духовенства, органов власти, университетов, диаспор, проживающих на территории Томской области, учащихся школ, профессиональных училищ и университетов.
– Томск был одним из первых городов на постсоветском пространстве, где стали широко отмечаться Дни славянской письменности и культуры, – напомнил митрополит Асиновский и Томский Ростислав. – Начиналось все скромно, с компактных мероприятий. Сейчас это масштабное празднование, которое длится больше месяца. Мероприятия проходят на церковных площадках, площадках общественных организаций, образовательных учреждений и учреждений культуры. В этом году они приобретают особый оттенок и смысл благодаря сквозной теме «Молодежь: свобода и ответственность». Для студенческого Томска она особенно актуальна.
История братьев: Кирилл и Мефодий
Солунские братья
Братья Михаил и Константин (такие имена получили в миру святые равноапостольные Мефодий и Кирилл) родились в городе Солунь (ныне греческий город Салоники) в семье византийского военачальника по имени Лев.
Мефодий (805/815 — 885 гг.) — самый старший из семерых детей, продолжил карьеру своего отца, став военнослужащим. В 843 году по поручению самого византийского императора Мефодий отправился воеводой в одну из провинций, где проживали славянские племена. Там он смог ознакомиться с языком, обычаями и культурой местных жителей. Со временем Мефодий решает оставить военную службу и становится настоятелем небольшого монастыря Полихрон. Именно тогда он и принимает свое монашеское имя.
Кирилл (826-869 гг.) — самый младший из братьев, еще в детстве удивлял многих своими способностями, постоянно углубляясь в книги и молитву. В Магнаврской школе Константинополя, где Кирилл получил образование, его наставником был известный богослов и писатель, а позже и патриарх Фотий. В этой школе Кириллу удалось изучить грамматику, риторику, философию и многие другие дисциплины. Особое внимание он уделял творчеству Григория Богослова — одного из наиболее известных церковных мыслителей, считая его своим духовным пастырем.
Кирилл прославился как философ и знаток языков. Помимо греческого, он владел славянским, латинским, а также арамейским языками. Знания и опыт, которые солунские братья получали в течение долгих лет, сыграли важную роль в деле создания старославянской азбуки.
Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Фреска на наружной стене собора Бигорского монастыря (Македония). 2-ая половина XIX в.
Величие Византии
В середине IX века Восточная Римская империя, или Византия, встала на путь восстановления своего былого величия. Если ранее империя, теснимая с Востока арабами, а с Запада — славянскими племенами, долгое время вела тяжелые оборонительные войны, то с середины столетия началась эпоха наступления византийцев.
Могущество империи основывалось на завоеваниях. Однако куда важнее для византийцев в это время было приобщение соседних народов к своей культуре. Большое значение здесь отдавалось христианскому учению. Христианские миссии должны были привлечь на сторону Византии многие народы, а также принести покой и процветание на границы империи.
Во главе миссий важно было поставить самых талантливых богословов. Одним из таких считался Кирилл, принимавший участие в разных дискуссиях на философские и богословские темы. Его ораторские способности, умение правильно выстраивать свою аргументацию позволяли ему одерживать победы во многих словесных поединках.
Успехи Кирилла привлекли внимание императора Михаила III. По решению императора, а также своего учителя Фотия, он отправляется вместе с дипломатической миссией в арабские страны. В Багдаде Кирилл проявил себя глубоким знатоком не только Библии, но и Корана.
В 856 году в Константинополе был убит логофет Феоктист — покровитель Кирилла. Богослов принял решение удалиться в монастырь, где настоятелем был его старший брат Мефодий. Но дела государства вскоре вновь возвратили Кирилла в столицу. Ему было поручена новая миссия на Восток — в Хазарский каганат. В путь вместе с Кириллом отправился и Мефодий. Это было первое совместное путешествие солунских братьев.
Совет византийского императора Михаила III с философами о посылке учителей-просветителей в славянские земли; беседа в Селуни пос ла Михаила со Львом, отцом Кирилла и Мефодия. Радзивилловская летопись, конец XV века.
«Се слышав, царь Михаил созва философы вся и сказа им речь словеньских князь. Слыша царь, посла по ня в Селунь ко Лвови, глаголя: „Поели к нам сына своа Мефодьа и Костянтина“».
Моравская миссия
Христианские миссии византийцев обратили на себя внимание и славянских народов. Правитель Великой Моравии князь Ростислав отправил приглашение христианским богословам. В 863 г. Кирилл и Мефодий отправились в путешествие к славянам. Их миссия не только способствовала укреплению христианской веры среди славянских народов, но и внесла неоценимый вклад в развитие их культуры.
Князь Ростислав стремился объединить разрозненные церковные службы в единый епископат. Для этого было необходимо проводить литургии не на латыни, а на славянском языке. Кирилл и Мефодий, прекрасно знакомые с языком и культурой славянских народов, принялись за создание азбуки — глаголицы.
Появление глаголического алфавита позволило богословам перевести на славянский язык Священное Писание. Кирилл и Мефодий создали в Великой Моравии церковную школу, в которой обучались священники из числа местных жителей. Ученики осваивали славянское письмо, а также обучались ведению проповедей и церковной службы на славянском языке.
Вопрос о первенстве глаголического и кириллического алфавита долго время был предметом многочисленных споров. Принято считать, что во время моравской миссии солунскими братьями была создана именно глаголица. Кириллица появилась несколько позже благодаря труду учеников и последователей Кирилла и Мефодия. Однако именно солунским братьям принадлежит заслуга создания первой старославянской азбуки.
Создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки; перевод на cлавянский язык Апостола и Евангелия. Радзивилловская летопись, конец XV века.
«Сима же пришедшима, начаста составливати писмена азбуковнаа словеньскы, и прело-жиста Апостол и Еуангелие. ».
Наследие Кирилла и Мефодия
Миссия Кирилла и Мефодия сыграла огромную роль в истории славянских народов, которые все больше обращались к христианскому учению. Появление азбуки и перевод Священного Писания дали начало старославянскому литературному языку и книжному делу. Солунские братья выступали в роли просветителей, обучая славян грамоте и знакомя их с основами византийской культуры.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий почитаются как в Восточной, так и в Западной христианской традиции. В 1863 году в России был учрежден праздник в честь солунских братьев. День Кирилла и Мефодия отмечался 11 мая (по юлинаскому календарю). Сейчас этот день — 24 мая, известен как «День славянской письменности и культуры». Помимо России, этот праздник также отмечается в Белоруссии, Украине, Сербии, Болгарии и ряде других славянских государств.
Поиск
15-16 мая 2019 года состоится XI-я Международная научная конференция, посвященная памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «Церковь, государство и общество: образование и культура как основа национальной безопасности России».
Международная конференция проводится во взаимодействии с научным сообществом Белградского университета (Сербия), Института теологии Минского государственного университета (Беларусь) и университета Эрланген-Нюрнберг (Германия).
Открытие конференции состоится 15 мая 2019 года в большом зале Администрации Владимирской области (г.Владимир, Октябрьский проспект, 21).
В ходе конференции предполагается обсуждение следующей тематики:
1. Русская Православная Церковь в истории России и Православной ойкумены;
2. Образование и культура как основа национальной безопасности России;
3. Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви в XX столетии;
4. Святая Земля и Императорское Православное Палестинское Общество в духовном развитии России;
5. Традиция православного паломничества: история и современность;
6. Российское государство и общество;
7. Мировое Православие и Россия, деятельность Поместных Православных Церквей. Духовные и культурные связи православных народов;
8. Актуальные проблемы религиозного, религиоведческого и духовно-нравственного образования;
9. Диалог науки и религии в православном контексте. Православие, философия и религиоведение;
10. Христианская традиция в истории русской и западноевропейской литератур. Концептосфера русского языка.
К участию в конференции приглашаются священнослужители, преподаватели и аспиранты духовных и светских учебных заведений (академий, семинарий, университетов, институтов, колледжей, гимназий и школ) и другие специалисты, исследующие проблемы истории Русской Православной Церкви и Православных Церквей и проблемы духовно-нравственного образования.
Дни почитания Кирилла и Мефодия
Братья почитаются в обеих церквах, Западной и Восточной.
Дни памяти святых:
- у Кирилла – 27 февраля по новому стилю;
- у Мефодия – 19 апреля;
- 24 мая – обоих братьев.
Празднование 24 мая было впервые отмечено в 1858 г. в городе Пловдив. Благодаря этим святым мы имеем азбуку в своем первоначальном виде. Конечно, с тех пор она много преобразовывалась. Но истоки ее произошли от этих двух святых.
О создании славянской письменности
Для выполнения просветительской миссии Константин (Кирилл) и Мефодий составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык основные богослужебные книги (Евангелие, Апостол, Псалтирь). Это произошло в 863 году.
У славян не было письменности и не было даже отвлеченных понятий и богатства терминологии, которое обычно складывается в «книжной культуре».
В те времена при монастырях открывались первые школы, обучали детей грамоте, собирали обширнейшие библиотеки. Именно для просвещения народов, для перевода Евангелия создавались многие письменности. Так произошло и со славянским языком.
Во всех славянских странах 24 мая прославляют создателей славянской письменности святых Кирилла и Мефодия. Именно они создали славянскую азбуку. Кстати, за вклад святых Кирилла и Мефодия в культуру Европы Папа Иоанн Павел II в 1980 году объявил их покровителями Старого континента.
- Главная
- Служение
- Служение Томской епархии (данные за 2017 год)
- Служение приходов в г.Томске
- Реабилитация наркозависимых
- Центр «св. вмч. Пантелеимона»
- Центр «Взыскание погибших»
- Сестричества
- Краткий исторический обзор
- Сестричество в честь иконы Божией Матери «Умиление».
- Православная патронажная служба святителя Луки (Войно-Ясенецкого)
- Сестричество в честь святых Жен-мироносиц.
- Служение в больницах
- Служение в инсультном отделении Областной клинической больницы
- Паллиативное отделение ОГКУЗ «Дом ребенка специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»
- Хоспис МСЧ №1
- Томская психиатрическая больница
- Психиатрическое отделение КБ №81
- Психоневрологический диспансер (г. Северск)
- Медицинский центр №2 (г. Северск)
- Детская областная больница
- Северский перинатальный центр
- Госпитальные клиники СибГМУ им. Савиных
- Городская больница №3
- Городская больница №2
- НИИ кардиологии
- Томская областная клиническая туберкулезная больница
- Дневник епархиального Центра помощи семье «Поможем вместе»
- Служение глухим
- Храмы в лечебных учреждениях
- Храм иконы Божией Матери «Целительница» в ОКБ г.Томска
- Храм прмчц. Елисаветы в НИИ Кардиологии г.Томска
- Храм святителя Николая в городской больнице №2 г.Томска
- Храм свт. Николая в ТО Псих.больнице г.Томска
- Храм иконы Божией Матери «Помощница в родах» в роддоме №4 г.Томска
- Храм в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница» г.Томска
- Часовня в честь иконы Божией Матери «Помощница в родах» г. Северска
- Храм св. Иоанна Кронштадтского в ТО Туберкул. больнице
- Организации
- АНОЗ «Дом сестринского ухода святителя Луки (Войно-Ясенецкого)»
- ТРОО «ЦРСНГ» «Во имя Св. Великомученика Пантелеимона» при Знаменском храме г.Томска
- Томское отделение Всероссийского общества православных врачей им. свт. Луки (Войно-Ясенцкого)
- АНО«Благотворительный центр «Поможем вместе»
- Соцработнику
- Методическая база
- Все о социальной поддержке России
- Все про детские пособия в России
- Социальные учреждения г.Томска
- Документы по оформлению материальной помощи через «Дом сестринского ухода»
- Гуманитарный склад
- Контакты
- КАРТА САЙТА
Начались «Дни славянской письменности и культуры в Томске XXVI Духовно-исторические чтения памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия». В рамках чтений Отделом по социальному служению и благотворительности 20 мая 2016г.(пятница) проводится секция «Человек и семья: понимание, созидание, спасение» и круглый стол «Семья и молодежь». Приглашаем всех!
Дни славянской письменности и культуры в Томске XXVI Духовно-исторические чтения памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Секция: «Человек и семья: понимание, созидание, спасение».
Круглый стол «Семья и молодежь».
Анастасия Николаевна Кошечко, д.фил.н., доцент, профессор кафедры литературы ИФФ ТГПУ, заведующая отделом духовно- нравственного воспитания ТОИПКРО (3822)902034, dnv@edu.tomsk.ru.
Куратор: протоиерей Николай Абрамов, председатель Отдела по социальному служению и благотворительности Томской Епархии РПЦ.
Дата и время проведения секции:
Участники секции, список докладов:
- 1.«Некоторые аспекты учения о браке и человеке в Таинстве Венчания и Священном Писании» — протоиерей Николай Абрамов, председатель Отдела по социальному служению и благотворительности Томской Епархии РПЦ.
- 2.«Современная семья и кризис ответственности (к вопросу о способах восстановления ценностных ориентиров)» — Кошечко А.Н., д.фил.н., доцент, профессор кафедры литературы ИФФ ТГПУ, заведующая отделом духовно- нравственного воспитания ТОИПКРО
- 3.«Феномен семьи в свете тезаурусного подхода» — протоиерей Алексий Шульгин, духовник Сестричества Святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары г. Новокузнецк, руководитель душепопечительского центра при сестричестве, член Координационного совета по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московской Патриархии.
- 4.«Соблюдение заповедей как необходимое условие для преодоления созависимости и созидания здоровой семьи.» — Бушуева И.В., православный семейный психолог, ведущая проекта «Православные семейные встречи»
- 5.«Современное положение мужчины в семье» — Ракин А.А., главный редактор информационных программ радиоканала «Томский Благовест»
- 6.«Образ современной женщины. Её пути к счастью.» — Жижина О.А., социальный работник храма Владимирской иконы Божией Матери г. Северск, руководитель проекта поддержки семьи, материнства и детства «Крылья».
- 7.«Выбирай достойное, а не легкое» — Имамова Л.Б., социальный педагог Знаменского храма.
- 8.Проект «Православные семейные встречи» — Сухомлина Е.С., педагог Воскресной школы Богоявленского собора, руководитель Службы помощи семье «Поможем Вместе».
Биографии Кирилла и Мефодия
Старшим из двух братьев был Мефодий (до пострига Михаил), родившийся в 815 году в византийском городе Фессалоники. Спустя 12 лет, в 827 году на свет появился Кирилл (до пострига Константин). У родителей будущих проповедников родились еще 5 сыновей.
Детство и юность
Кирилл и Мефодий происходили из знатного рода и воспитывались в семье военачальника по имени Лев. Биографы до сих пор спорят об этнической принадлежности данного семейства. Одни относят их к славянам, другие – к болгарам, а третьи – к грекам.
В детстве Кирилл и Мефодий получили прекрасное образование. Стоит заметить, что изначально братья не были объединены общими интересами. Так, Мефодий подался на военную службу, а позже занял должность губернатора византийской провинции, показав себя искусным правителем.
Кирилл с ранних лет отличался чрезмерной любознательностью. Все свободное время он проводил за книгами, которые в те времена представляли собой большую ценность.
Мальчик отличался выдающейся памятью и умственными способностями. Кроме этого, он владел греческим, славянским, ивритом и арамейским языками. Отучившись в Магнаврском университете, 20-летний юноша уже преподавал философию.
Биография просветителей
Биография Кирилла и Мефодия — создателей славянской азбуки, начинается с их рождения в городе Солуни (Византия). Их отец по имени Лев был военным, имел звание офицера, а мать звали Марией. Всего в семье было 7 мальчиков, при этом Мефодий был самым старшим, а Кирилл (первый знаменитый основатель славянской письменности) — самым младшим.
Предположительно, что отец по национальности был греком, а мать — славянкой. Эта информация не является подтвержденной, поэтому ученые до сих пор спорят о том, к какой национальности принадлежали Кирилл и Мефодий.
Родители позаботились о хорошем образовании своих детей. Так, старший сын изначально пошел по стопам отца, выбрав для себя военную карьеру. Но позже постригся в монахи. Младший Кирилл выбрал духовно-ученый путь. Возможно, что на такое решение повлиял один случай: юноша был на охоте и потерял ястреба.
Это произвело на него такое впечатление, что по возвращении он нарисовал на стене в своей комнате крест и с тех пор занялся изучением религий. С раннего детства он отличался прекрасной памятью и хорошими умственными способностями.
Заключение
На сегодняшний день, приблизительно 6% населения мира считают кириллицу своим языком. Дети, идущие в школу, начинают познавать мир, с изучения языка на котором говорили их предки. Это формирует их, как личность и дает чувство причастности к многовековой культуре. Образованность людей – это одна из приоритетных задач государства. Не открою великой тайны, если скажу, что читающий народ в любом случае будет более развитым и благополучным. Недаром в старину книги ценились намного дороже мехов и золота.
Роль Кирилла и его брата Мефодия, несомненно, является основной в развитии языка и письменности. Но огромна их заслуга и в том, что оставили после себя учеников, которые продолжили их дело. И я имею в виду не только их современников, но и последующие поколения великих ученых, писателей и поэтов, всех людей, которые пользуются этим величайшим даром для блага всего человечества.