0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Один день в мастерской «Палехский иконостас»

Один день в мастерской «Палехский иконостас». Фоторепортаж

В 1924 году в городе Палех Ивановской области основали Палехская артель древней живописи. О том, как делают иконостасы, читайте и смотрите в материале Владимира Ештокина и Константина Мацана.

Что такое «хаканье»? Кто такие «личники» и чем они отличаются от «доличников»? Как на самом деле выглядит сусальное золото и что делает иконостас настоящим? Об этом и многом другом корреспондент «Фомы» узнал, когда провел один день в городе Палех с сотрудниками мастерской «Палехский иконостас» .

Собор спасения нации (Бухарест) — 135 метров

В 1920 году король Фердинанд I выдвинул идею выстроить в центре Бухареста большой храм в честь победы над Османской империей в войне 1877–1978 годов. Но идея в ХХ веке так и осталась на бумаге.

В 2007 году в фундамент новой церкви заложили первый камень, а освятили её в 2018 в честь Андрея Первозванного и Вознесения Господня.

Строили величественное сооружение за счёт пожертвований и средств бюджета. Выстроенный храм получился самым высоким, а также вторым по площади православным храмом в мире.

Исаакиевский собор

Среди самых больших храмов в России также нужно упомянуть Исаакиевский собор, который находится в Санкт-Петербурге. Как и большинство других значимых православных сооружений, его строили по проекту знаменитого на весь мир архитектора. В данном случае речь идет о французе Огюсте Монферране.

Здание он построил в стиле позднего классицизма высотой в 101 с половиной метр. Это один из самых больших православных храмов России. Находится он на Исаакиевской площади. Его строительство велось ровно 40 лет и было завершено только в 1858 году. Исаакиевский собор оставался кафедральным для Санкт-Петербургской епархии с момента основания до 1929 года. Сейчас он имеет статус музея.

Собор возведен на месте храма, который строили по проекту другого знаменитого архитектора Антонио Ринальди. Ход работ лично курировал император Николай I. Были использованы самые передовые для своего времени технологии, что оказало непосредственное влияние на развитие всей архитектуры XIX и XX веков. Считается, что это самая поздняя значимая постройка в стиле классицизма на территории России.

Один из самых больших храмов в России был освящен в честь Исаакия Далматского, этого святого почитал еще Петр I. В последние годы обсуждается вопрос о передаче собора Русской Православной церкви.

8. Троице-Измайловский собор, 80 м. Санкт-Петербург


Этот собор расположился там, где когда-то стояла часовня из дерева. В 1733 здесь был установлен походный храм-шатер на летний период для Измайловского полка. Когда полк переместился, храм перенесли в казарму.

В 1754 году начали строить деревянный храм, богослужения в котором проводились только летом, т.к. он был холодным. Но в 1824 году было сильнейшее наводнение, от которого церковь почти разрушилась. В 1828 году начали строить новый храм, на который деньги выделил сам Николай I, на этот раз из камня.

Освещение Троице-Измайловского собора состоялось в 1835 году. Когда-то при храме работало благотворительное общество, опекавшее приют, богадельню. Собор закрыли в 1938 году. В 1990 году вернули церкви.

Смольный собор


Смольный собор отличает от других красивых церквей в Санкт-Петербурге величественное местоположение на берегу реки Невы.
Он был спроектирован итальянским архитектором Бартоломео Растрелли, который прибыл в Россию маленьким мальчиком, которого привёз отец, приглашённый в страну Петром Великим.

Собор был частью комплекса, запланированного императрицей Елизаветой, который должен был в себя включить женский монастырь и новую, впоследствии наиболее известную, государственную школу для девочек. Строительство началось 30 октября 1748 года, в декабре того же года Елизавета умерла, и работа над монастырём была остановлена. Растрелли был освобожден от своих обязанностей в Смольном Екатериной Великой, и покинул Россию в октябре 1763.

Благочиние

  • Cтатьи о христианстве и не только
  • Иконы
  • История

Одним из самых святых мест для верующих является храм, собор, церковь, куда они приходят на службы и литургии. В храме самым святым местом является алтарная комната, символизирующая Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.

Читать еще:  На Рождество в храме устроили лазерное шоу

Возвышенность и величие алтаря подчеркивается его приподнятостью над базовым уровнем, на котором находится основное помещение храма, где и собираются прихожане. Основное помещение храма включает обязательно алтарную комнату,
ограждаемую от основного помещения для прихожан, иконостасом.

История происхождения иконостаса

Происхождение иконостаса было вызвано необходимостью оградить алтарную часть от основного помещения, где находятся молящиеся и все прихожане особой специальной алтарной преградой. Отделение алтарной части от общего помещения храма символизирует отделение Божественного и земного начал. Они суть едины, но земная часть — проявленная, Божественная же не
может быть показана никакими земными формами, поэтому происходит символичное отделение алтарной комнаты иконостасом.

Необходимо сказать, что иконостас — особенность православных церквей. Само же использование иконостаса является чисто русской идеей. В греческих церквах также имеется иконостас, но туда он пришёл из России через Афонский монастырь. Обычай помещать на алтарную завесу иконы с ликами Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя появился после проникновения христианства в Греции.

Возникновение иконостаса на Руси путём заполнения алтарной преграды иконами объясняется тем, что в деревянных храмах не было настенной росписи, в то время как в Византии искусство фрески достигло вершин. Сегодня иконостас является очень важной частью любого православного храма.

Строение иконостаса

Строение иконостаса подразумевает конструкцию из нескольких рядов икон (четыре — пять), внизу трое врат, завершается иконостас вверху крестом. Иконы обращены к молящимся и символизируют соединение Божественного начала с Земным. Таким образом, за богослужением собрание верующих, как бы, поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.

Традиционно устройство иконостаса предполагает в центре расположение Царских Врат, напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит святая сила, которой был наделен Христос. Слева от Царских Врат, напротив жертвенника — северные двери для выхода священнослужителей и их помощников во время богослужения; справа иконостас имеет южные двери для входа священнослужителей.

Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны Спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.

Сам иконостас обыкновенно украшается иконами в несколько рядов. По сути своей иконостас — попытка представить человеку историю сотворения мира.

Строение иконостаса: нижний ряд

Крайний образ справа — это «храмовая икона». Она символизирует праздник или святого в честь которого освящена церковь. Там же, слева — «икона местного ряда». Она указывает какого святого наиболее почитают в этих краях. На Царских вратах размещены небольшие иконы Благовещения и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над Царскими вратами находится икона «Тайная вечеря» — символ таинства Евхаристии. Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах — архангелы Гавриил и Михаил (иногда — святые диаконы).

Строение иконостаса: второй ряд

Если нижний ряд знакомит нас с основополагающими моментами православного вероучения и с особенностями местного почитания святых, то второй ряд (он еще называется Деисусным) более сложен: здесь больше икон, и они меньше по размеру. Весь этот ряд символизирует моление Церкви ко Христу, моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде.
В центре ряда (непосредственно над Царскими вратами и иконой «Тайной вечери») находится изображение «Спас в силах». Христос, сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами (земля), синего овала (мир духовный) и красного ромба (мир невидимый). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания.

Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева — икона Божией Матери. Не случайно это — «Заступница» (Богородица изображена в полный рост, смотрящей влево и со свитком в руке). Справа и слева от этих икон — изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников, являющих собой святую Церковь Христову.

Строение иконостаса: третий ряд

Это так называемый «праздничный» ряд. Его еще можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории (первая икона здесь — Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. (Количество праздничных икон может быть разным).

Читать еще:  Безалкогольные напитки, соки, вода

Строение иконостаса: четвертый ряд

Четвертый ряд — пророческий. Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви, Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и о Деве, от которой родится Христос. Не случайно в центре ряда находится икона Божией Матери «Оранта», или «Молящаяся», изображающая пречистую Деву с молитвенно поднятыми к небу руками и Младенцем на лоне.

Строение иконостаса: пятый ряд

Этот ряд называется «праотеческим». Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь изображены праотцы — от Адама до Моисея. В центре ряда помещается «Ветхозаветная Троица» — символ предвечного совета Святой
Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление человеческого грехопадения.

Выбор изображаемых праотцев произволен, как правило, смысл выбора известен тем, кто заказывал иконостас. Верх иконостаса увенчивается изображением распятия. Здесь нужно оговориться, что подобное устройство иконостаса имеется не во всех храмах.

В церквах древней Руси этот тип пятиярусного иконостаса был господствующим, но иногда число рядов могло быть уменьшено и до одного с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами.

Подготовил Александр А. Соколовский

Коелгинский мраморный карьер

Известность и стимул для развития селу принесло Коелгинское месторождение белого мрамора. Его разрабатывает компания «Коелгамрамор» — крупнейшее в России предприятие по добыче белого мрамора и одно из крупнейших в мире.

Разработка месторождения была начата в 1924 году местной артелью. В настоящее время тут добывается 45% мрамора всего Урала. Местный мрамор имеет белый или светло-серый цвет с голубоватым и желтоватым оттенками, с мелкозернистой структурой.

Запасы мрамора оцениваются в 19 млн м³. Глубина залегания – до 130 м. Разработка ведется открытым способом с использованием камнерезальных машин, поэтому у краев карьера образовались красивые ступени. В год добывается порядка 45-50 тысяч м³ мраморных блоков. Запасов хватит еще надолго. Коелгинский мрамор славится своим качеством, конкурируя с европейским мрамором. По свойствам он лучше знаменитого белого каррарского мрамора из Италии.

Коелгинский мрамор использовался в облицовке зданий Большого Кремлевского дворца, Дома правительства, Российской академии наук, Генштаба, станций Московского и Екатеринбургского метрополитенов. Местный мрамор применялся при строительстве самой крупной в Европе мусульманской мечети Кул-Шариф в Казани, мечети Ляля-Тюльпан в Уфе, мраморного иконостаса в екатеринбургском Храме-на-Крови, театра драмы в Уфе и Челябинске, мемориального комплекса на Поклонной горе и многих других объектов. Но главным триумфом коелгинцы считают победу в борьбе за получение заказа на изготовление мраморного наряда для храма Христа Спасителя в Москве. Для него было изготовлено около 37 тысяч деталей из мрамора. Выполнение этого заказа принесло известность уральскому предприятию.

Коелгинский мрамор охотно покупают не только в России, его поставляют и в другие страны. А вот в Челябинской области его мало где увидишь – у местного бюджета нет средств на дорогой поделочный камень.

Фото Надежды Шималиной

В Коелге есть несколько мраморных карьеров, главный из которых носит название Центрального. Площадь карьерного поля достигает 53 га, карьера — 21 га, глубина — 75 м. Он разрабатывается с 1926 года. По данным на 2015 год, здесь добыли 4,9 млн м 3 породы, получено 1,8 млн м 3 белых мраморных блоков.

На Центральном карьере имеется смотровая площадка. Именно сюда едут туристы. К смотровой площадке приведёт центральная улица Мира. Перед поворотом дороги направо видны отвалы карьера и поднимающаяся по склону дорога (проезд по ней закрыт). Оставив машину на обочине слева от дороги и поднявшись наверх, вы увидите мраморный карьер во всём его великолепии.

Смотровая площадка тоже украшена мрамором. Тут же установлена табличка, сообщающая основные сведения о карьере, а также о том, что в 2000 году карьер был освящён главой РПЦ.

Присмотревшись, можно увидеть, как выпиливаются мраморные блоки и складываются погрузчиком в самосвалы, еле поднимающиеся в гору под внушительной тяжестью. Чтобы карьер не затопило грунтовыми водами, ведется круглосуточная откачка воды.

Фото Надежды Шималиной

Вернувшись к дороге, стоит пройти по ней дальше пару сотен метров. Здесь сооружен пруд на реке Коелге, а на другой берег ведет пешеходный мост. Интересно, что подпорки моста сложены из мраморных блоков. Река делит село на две части. Как говорят коелгинцы, на одном берегу «царствует» директор карьера, а на другом — директор совхоза. Местное крупное сельскохозяйственное предприятие — единственное в округе, не развалившееся после установления рыночной экономики.

Читать еще:  Предсказания будущего друидами

Главная архитектурная достопримечательность Коелги – храм Михаила Архангела, стоящий на въезде в село. Его строительство было начато в 1996 году, а в 1997-м здесь уже состоялась первая служба. Основные работы закончили в 2000 году. Он построен на средства акционеров предприятия «Коелгамрамор», по инициативе директора И.А. Чеботарёва. Если снаружи храм кирпичный (мрамором отделано лишь крыльцо и некоторые элементы), то внутри он облицован мрамором. Выполнен из мрамора и иконостас. Рассказывают, что в храме великолепная акустика. А вот на внешнюю облицовку мрамором, видимо, не хватило денег, поэтому при взгляде на церковь возникает впечатление какой-то незавершённости. Высота церкви – 42 м (до верхушки креста). Для небольшого села выглядит масштабно.

Кстати, строительство первой каменной церкви в Коелге начали ещё в 1912 году, но достроить до войны и революции не успели. Недостроенное здание простояло до 1960-х годов, а затем было разобрано на кирпичи.

Рядом с церковью на пригорке стоят шикарные коттеджи разбогатевших на мраморе людей. Местные жители называют это место Полем чудес.

Вознесенский собор, Елец

Высота: 74 м

Вознесенский собор, построенный по проекту архитектора Тона, находится в городе Елице. Его возведение началось в 1845 году и продолжалось 44 года. В 1934 году собор был закрыт, и в его здании устроено зернохранилище. Уже в 1947 году по настоянию жителей его открыли, и он является действующим храмом и в настоящее время.

Структура и схема классического иконостаса

Классический вариант храмового иконостаса является пятирядным. Рассмотрим, какие характерные особенности и значение имеет каждый из ярусов этого сооружения.

Нижний ряд

В самом низу размещается ряд, который называют «местный». Его основным символом являются Царские Врата, створки которых украшены изображениями Благовещения, а также четырех евангелистов. Существуют также варианты, на которых присутствует только Благовещение с изображениями Богоматери и Архангела Гавриила в полный рост. С правой стороны устанавливается храмовая икона, которая олицетворяет святого или религиозный праздник, в честь которого был освящен храм. А с левой — изображение в честь наиболее почитаемого местного святого. По левую сторону от двустворчатых врат — большая икона Божией Матери с младенцем на руках, а по правую — икона Христа Спасителя. Над Царскими Вратами часто размещается символ Святого Духа — белый голубь в сияющих лучах.

Второй ряд

Следующий ряд известен как деисусный. Другое название — чин. По сравнению с первым его структура более сложная, подразумевающая большее количество икон небольшого формата. Все его сюжеты посвящаются церковному молению Иисусу Христу. Центральное изображение — Спас в силах. С левой стороны располагается икона Заступница. Мария, изображенная в полный рост, держит в одной руке свиток, а взор ее направлен в левую сторону. С правой стороны — икона Иоанна Предтечи, крестившего Христа.

По левую и правую сторону от обеих икон многочисленные изображения пророков, главных Божьих угодников и архангелов.

Третий ряд

Ряд, третий по счету, принято называть праздничным или историческим. В нем представлены все самые главные и знаменательные события Евангельской истории. В разных храмах устройство третьего ряда может содержать различное количество иконописных произведений. Ведущей иконой здесь всегда является Рождество Пресвятой Богородицы. За ней, как правило, следуют:

  • Введение во Храм;
  • Рождество Христово;
  • Сретение;
  • Богоявление;
  • Преображение;
  • Вход в Иерусалим;
  • Распятие;
  • Воскресение;
  • Вознесение;
  • Сошествие Святого Духа;
  • Успение.

Четвертый ряд

Следующий ярус православного иконостаса именуется пророческим. Строение посвящается Ветхому Завету. В центре знаменитая икона Оранта, которая изображает молящуюся Божию Матерь. Пречистая Дева с младенцем Христом на своем лоне в молитве поднимает руки к небесам.

Пятый ряд

Завершающим в классическом иконостасе, характерном для большинства православных храмов, является пятый ярус. Его называют праотеческим, поскольку он посвящается самым знаковым фигурам более давней эпохи — Адама, Евы, Авеля, Моисея и других. В каждом храме выбор праотцов произвольный. Центральный сюжет пятого ряда — Ветхозаветная Троица, которая олицетворяет совет Святой Троицы о самопожертвовании Бога ради искупления грехопадения человечества. В самом верху иконостаса размещается распятие.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector