0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как и когда проводят водосвятный молебен в православной церкви

Как и когда проводят водосвятный молебен в православной церкви

Чтобы понимать, в чем состоит смысл этой службы, необходимо обратиться к основам. Зачастую люди привыкли молиться дома, келейно, прося Господа Бога и святых о защите, спасении или помощи. Однако иногда происходит так, что жизненные невзгоды не спешат отступать. Тогда верующие христиане обращаются к священнослужителю, чтобы тот провел священнодействие и помолился о страждущих от имени всей Церкви.

Водосвятный молебен часто заказывается прихожанами, чтобы освятить воду

Сила церковного богослужения заключается в том, что все присутствующие на требе объединяются, вознося одну общую мольбу к Всевышнему. При этом молебен может быть:

  • простым (самый короткий по времени, проводится во имя святого);
  • благодарственным (о получении прошения и Божьей благодати, свершаются по великим церковным празднествам);
  • акафистным (читается перед чудотворными образами, длится дольше обычного молебна).

Еще один вид подобной требы – водосвятие. Это особое богослужение, которое предполагает освящение воды. Святую водицу прихожане забирают домой, употребляя ее с такими целями:

  • исцелиться от болезней;
  • успокоить растревоженную душу;
  • справиться с искушением;
  • укрепить веру;
  • разрешить трудные жизненные ситуации.

Какие бывают водосвятные молебны

Во время водосвятного молебна освещается вода. Водосвятные молебны тоже отличаются друг от друга. Так, например агиасма – это чин великого освящения воды, который совершается на праздник Крещения Господня. Вода с этой службы хранится весь год, до следующего праздника.

Но бывает и малое освещение воды, которое совершается в любой день по согласованию с настоятелем храма. Некоторые храмы имеют традицию служить регулярные службы с водосвятием – для этого назначается определенный день и время, когда любой человек может прийти и поучаствовать в богослужении.

Покров Пресвятой Богородицы. Богослужение

Древнейшие русские стихирари (сборники стихер, праздничных песнопений) включают в себя и песнопения Покрову. На сегодняшний день известна самая ранняя служба Покрову Богородицы из минеи XIV века. А первые упоминания об этом празднике имеются в Прологах, сборниках поучительных текстов, которые датируются концом XII — началом XIII века. Уже к XV веку праздник Покрова получил общерусское распространение. В Великих четьих-минеях, составленных святителем Макарием, имеется уже не одно, а несколько похвальных слов на праздник Покрова, написанных в разное время. В XVI веке, при святителе Макарии, митрополите Московском и всея Руси (ок. 1482–1563), и первом русском царе Иване Грозном (1530–1584) праздник становится одним из самых почитаемых в русской Церкви.

Чувством радости и благодарности проникнуты церковные песнопения этого праздника. Пресвятая Богородица — наша заступница перед Богом, благодатный покров ее молитвы защищает нас от зла и напастей. Вот как говорится об этом в праздничном тропаре :

Дне́сь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем, осеня́еми Богома́ти твои́м прише́ствием, и к твоему́ взира́юще пречи́стому О́бразу уми́льно глаго́лем, покры́и на́с честны́м Си амфо́ром, и изба́ви нас от вся́кого зла, моля́щи Сы́на своего́, Христа́ Бо́га на́шего, да спасе́т душа́ на́ша

Русский текст:

Сегодня мы, православные люди, радостно празднуем, осеняемые, Мати Божия, твоим пришествием, и взирая на твой пречистый Образ с умилением просим, укрой нас честным твоим покровом, и избавь нас от всякого зла, молясь к Сыну своему, Христу Богу нашему о спасении душ наших.

Читать онлайн

Кондак празднику:

Де́вая дне́сь предстои́т в це́ркви, и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу. А́нгели со святи́тели покланя́ются, апо́столи же с проро́ки ликовству́ют. На́с бо ра́ди Богоро́дица мо́лит Христа́ Преве́чнаго Бо́га.

Русский текст:

Сегодня Девая предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, апостолы же со пророками ликуют. Потому что за нас молит Богородица Христа Превечного Бога.

Храм Покрова Богородицы Одигитриевского монастыря

Первый монастырский храм Одигитриевского женского монастыря на Вяземском ратном поле.

Покровский храм Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря расположен в районе деревни Всеволодкино Смоленской области. 12 км к северо-западу от города Вязьмы и автотрассы «М1 — Беларусь», 250 км к западу от Москвы, на перекрестке двух дорог — на Хмелиту и на Всеволодкино.

В октябре 1941 года в Вяземском районе произошли страшные события. Вяземская оборонительная операция была организована, чтобы выиграть время для сосредоточения резервов и не допустить прорыва главных сил немецкой группы армий «Центр» к Москве. Эта операция получила название «Вяземский котел».

Две недели войска Красной Армии держали оборону, пытаясь прорвать окружение, потеряв в общей численности около миллиона человек убитыми и пленными. Прорыв окружения группой наших войск был осуществлен 11-12 октября в районе деревни Всеволодкино, тем самым был сорван план гитлеровских войск по молниеносному захвату Москвы. Теперь на этом месте возводится монастырь, который станет местом молитвенного поминовения всех погибших в эти страшные военные годы.

По рассказам очевидцев из окрестных деревень, «. немцы стали гонять нас в окрестности деревни Мартюхи. Здесь по долине небольшой речушки, окружавшей деревню, лежали наши солдатики. Было их очень много. Лежали несколькими слоями друг на друге. Мы снимем верхний слой, похороним, а следующий, еще замерзший, оставим до следующего дня, чтобы оттаял. Так работали около месяца, похоронили около семи слоев. Немцы очень боялись эпидемий».

Монастырь строится в продолжение древней православной традиции: ставить новые храмы и открывать монастыри как свидетельство памяти потомков о подвиге предков. За последние годы при участии монастыря в его окрестностях установлены поклонные кресты на местах боев, на окопах, дотах, оборонительных линиях, братских могилах; о бнаружены сотни останков воинов, из них несколько десятков опознаны. Со всей России, а так же из зарубежных стран, приходят в монастырь письма с рассказами о воинах Великой Отечественной Войны, защитниках Родины. В синодик монастыря записаны свыше 10 тысяч имен, павших за Отечество.

Церковь и монастырь.

Инициатором идеи создания под г. Вязьмой нового монастыря явился в 90-х годах митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне – Святейший Патриарх Московский и всея Руси).

Созданием Одигитриевского монастыря занимается Фонд Феодора Стратилата. http://www.f-f-s.ru/

  • Южная часть монастырского комплекса включает в себя одноэтажные административные и жилые корпуса, мастерские. Доминантой южной части является надвратный храм в честь Спаса Нерукотворного Образа со Святыми вратами. Настоятельский корпус, хозяйственный корпус и башни входа для паломников двухэтажные.
  • Настоятельская и сестринская башни решены в традиционных формах крепостного строительства.
  • Доминантой восточной части монастырского комплекса выступает сестринский храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
  • Фасады монастыря решены в лаконичных формах русского зодчества с использованием традиционных декоративных элементов кирпичной кладки.

Хронология событий:

  • 10 апреля 2007 года И.А Сазонов, руководитель благотворительного Фонда Феодора Стратилата, выкупил 1,7 га земли на «монастырском поле» и пожертвовл эту землю монастырю.
  • 4 декабря 2009 года епископ Феофилакт освятил поклонный крест и благословил начало подготовительных работ для возведения храма в честь Покрова Божией Матери с приделом во имя святого мученика Иоанна Воина.
  • 29 декабря 2009 года, получено «Постановление» главы администрации области о переводе земель монастырского поля в черту поселений и разрешение строить на нем православный монастырь.
  • 22 июня 2010 года: выполнены геологические изыскания, геодезическая съемка местности, разработан архитектурный проект Покровского храма. Архитекторы: В.Ф. Орловский, Н.В. Скиба. Начато строительство.
  • 11 октября 2010 года на Вяземском ратном поле Владыка Феофилакт служил молебен на основание Одигитриевского монастыря и закладки камня Покровского храма.
  • 14 декабря 2011 года иеромонахом Даниилом (Сычевым) освящен крест и главный купол Покровского храма. Крест и колокола выполнили мастера города Переславль-Залесский.
  • 15 июня 2012 года. по благословению епископа Пантелеимона совершили подъем главного купола на Покровский храм.
  • 12 октября 2013 года преосвященный Исидор, Епископ Смоленский и Вяземский совершил освящение основания надвратной церкви в честь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа в строящемся Спасо-Богородицком Одигитриевском монастыре
  • 1 декабря 2013 года, построенный Храм Покрова Богородицы торжественно освятили. В подклети Храма устроена трапезная, конференц-зал и временные сестринские кельи.
  • Предполагается строительство обширного архитектурного комплекса, включающего в себя несколько храмов, сестринские корпуса и хозяйственные постройки, обнесенного каменной стеной с угловыми башнями и надвратным храмом.
  • Дальнейшие работы по строительству монастыря ведутся по мере финансирования.

Придел Иоанна Воина выполнен из фарфора воронежскими мастерами:

История Иоанна Воина:

Иоанн Воин жил в IV веке, во времена гонений на христиан, служил в войске римского императора и участвовал в гонениях. Но вместо того, чтобы преследовать, он всячески содействовал христианам: предупреждал об облаве, организовывал побеги, посещал заточенных в тюрьмах христиан. И не только христиан. Иоанн был милосерден ко всем бедствующим и нуждающимся в участии: посещал больных, утешал скорбящих, помогал всем, чем мог.

Однажды об этом стало известно императору. Он разгневался и приказал заключить Иоанна Воина в темницу, а затем казнить. Но казни не случилось, т.к. в битве с персами император погиб. Иоанн Воин был освобожден и прожил до глубокой старости, утешая обиженных и скорбящих.

Расписание богослужений желательно предварительно уточнить на сайте: http://stroimmonastir.ru/o-monastyre/bogosluzheniya/

В субботу и воскресенье храм открыт во время службы:

  • 8-00 Акафист,
  • 8-30 Исповедь. Часы.
  • 9-00 Божественная Литургия. По окончании молебен.

Настоятельница, игумения монастыря — матушка Ангелина (Нестерова)

Старший священник монастыря — иеромонах Даниил (Сычёв) , художник, историк-краевед. Статьи иеромонаха Даниила напечатаны в нескольких светских и церковных энциклопедических изданиях.

В год 1423 явления Креста была построена на нерукотворном холме первая деревянная церковь, простоявшая примерно до 1503 года, затем и вторая, простоявшая до 1776 года. Место явления Креста со временем стало называться Никольским погостом, поскольку первая церковь, установленная там, была посвящена святителю Николаю Чудотворцу. В 1776 году возведена каменная церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня с приделами во имя св. Николая Чудотворца и Покрова Божией Матери.

Читать еще:  Ритуальные услуги, оборудование, материалы

Неизвестно, по каким причинам на Никольском погосте менялось название церкви и когда произошло это изменение. Первоначально церковь была освящена в честь св. Николая с приделом Происхождения Животворящего Креста Господня, а уже каменная церковь строилась в 1776 году с тремя престолами: главным — Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста и приделами святителю Николаю и Покрова Богородицы.

Никольский погост, место явления Животворящего Креста, после того, как была отстроена новая церковь, на месте сгоревшей, мало освещался как в рукописях, так и в других публикациях и статьях. Архивных документов очень немного. Можно предположить, что несколько столетий место явления Креста было в полном забвении. И вот в 1776 году по благословению владыки Ростовского и Ярославского Арсения был выстроен большой пятиглавый Крестовоздвиженский храм с колокольней. По данным А.А.Титова (1885), в начале XIX века приход церкви Никольского погоста был значительным, включал 13 деревень и составлял около 1500 человек. Для такого прихода существовал и немалый штат белого духовенства. Вокруг храма располагались девять домов церковников. Во время правления императора Александра Первого владыка Антоний в 1824 году приступил к строительству монастыря около Крестовоздвиженского храма, но по неизвестным причинам монастырь так и не был построен. В 1974 году, спустя почти 200 лет после постройки каменной церкви, ее разобрали, но храм закрыли гораздо раньше, примерно, в 1933-1937 годах.

В советское время Никольский погост стоял безлюдным и заброшенным, — пишет в своей книге о Кресте Бессмертная Е.К. (2005). «Вокруг много мелких деревень исчезли с лица земли — одни пострадали от пожара, другие как неперспективные вымерли: деревне Заречье, Мерековицы, Обухове, Зады, Лапнево и другие. На Никольском погосте церковь продержалась еще несколько лет; шли службы, крестили детей и отпевали ушедших, но тучи сгущались. В 1930 году начался настоящий разгром деревни под названием «коллективизация» и «раскулачивание». Идет образование Ивановской промышленной зоны. На Никольском погосте образуется «Красная коммуна», в келейном корпусе поселяются первые ивановские рабочие, открывается профшкола, организовывается военкомат. Никольский погост со всеми своими домами церковников и множеством подсобных помещений и амбаров становится очень удобным местом для сосредоточия новых властных структур и всяких полномочий, своего рода центром по «ковке» молодых кадров: комм­наров, пролетариев и красноармейцев.

Над Крестом глумятся. Его хотят уничтожить, сжечь в огне, обливают соляной кислотой, рубят топором Честное Тело Христово, Его Честные Чресла, Длани и Ноги, но святыня не дается. Бог поругаем не бывает! Бессильные что-либо сделать, нечестивцы уносят Крест подальше от глаз, бросают в болоте, считая, что таким образом избавились от Него. Но возмездие грядет и приходит очень скоро. Никольский погост, святое место, где явился Животворящий Крест, становится новой Голгофой. Известно имя того, кто глумился над Животворящим Крестом: красноармеец Александр Сорокин родом из деревни Лапнево (ближайшая Никольскому погосту с юго-западной стороны); именно он бахвалился, что топором отсек Честный мизинец Христа, за что был наказан тем же. В тот же вечер, когда он рубил дрова, он поранил себе мизинец на ноге и через три дня умер от гангрены.

Богоборческое лихолетье XX века переполнило чашу терпения Господня. Крест «ушел» со святого места, чудотворные иконы исчезли, и вслед за этим началось запустение и разорение Никольского погоста.

К 1997 году от древнего храма сохранились лишь два яруса колокольни и двухэтажный разрушенный кирпичный корпус, возвышающиеся на этом необыкновенном холме посреди Сахотского болота. И только нерукотворный холм, возникший чудным образом за одну ночь в те далёкие времена, напоминал былое величие этого святого места. Было полное запущение и разруха.

Восстановление храма началось после образования здесь в 1998 году монашеской общины, которую возглавил игумен Борис Храмцов (1955-2001). Воссоздание каменного Воздвиженского храма началось в 2000 году. Как и в прошлом, главный престол посвящен празднику Воздвижения Креста, а приделы – свт. Николаю Чудотворцу и празднику Покрова Богородицы. Дополнительный придел в трапезной устроен в честь свв. блгвв. кнн. Бориса и Глеба. Главный престол и придел свт. Николая Чудотворца освящены в 2004 году . В 2011 году указом епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа был учрежден мужской монастырь Животворящего Креста Господня. В 2012 году освящен Покровский придел храма. Здание, выстроенное в середине XIX века для предполагаемого здесь монастыря, отремонтировано и приспособлено для проживания братии. Вокруг обители возведена монастырская стена с башнями и святыми вратами. Богослужения в монастыре совершаются ежедневно. По средам и пятницам после Божественной Литургии служится молебен с акафистом Животворящему Кресту Господню. Каждый четверг – молебен свт. Николаю Чудотворцу.

Брянский край

  • Главная / /
  • Населенные пункты / /
  • Выгоничский район

НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ — ВЫГОНИЧСКИЙ РАЙОН

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки: 1812–1815 годы.
Адрес: Брянская область, Выгоничский район, село Красное.

Приход села Красного древний, и возникновение его, как видно из хранящейся в церковном архиве храмозданной грамоты, относился ко временам патриарха Адриана. 21 ноября 1696 года священник Никифор Минин получил антиминс — священный плат — для Покровского храма в селе Красное. До этого же времени село Красное было деревней, входила в состав прихода села Козловки и была вотчиной Московского Вознесенского девичьего монастыря. По просьбе крестьян деревни Красной, патриарх Адриан позволил построить в этой деревне храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и дал туда самостоятельный причт, которому назначена была в пользование церковная земля и другие угодья. В приходно-расходной книге Вознесенского монастыря записано, что церковь строили не новую, а с разрешения наместника Свенского монастыря разобрали Георгиевскую церковь в селе Супонево, перевезли и снова собрали ее в Красном. Этот храм вместе с селом был истреблен пожаром, после чего крестьяне переселились в другое место, недалеко от прежнего, и построили второй деревянный храм, который и существовал до 1819 года. По ветхости или по другой причине — точно неизвестно, в этом году деревянный храм был сломан, а вместо него на средства прихожан был выстроен каменный во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя Архистратига Михаила. До Отечественной войны 1812 года был возведен наполовину. Война остановила строительство до лета 1813 года. Прихожане проводили свои религиозные обряды в старом деревянном храме, построенном ранее. В 1813 году постройка храма была возобновлена и в 1815 году завершена. Восьмого ноября (26 октября) 1815 года храм был освящен. В 1875 году построена деревянная двухъярусная колокольня. В 1892 году был сделан правый придел во имя архистратига Михаила. Придел был построен на средства Ильюшина Лаврентия Семеновича. В 1898 году был пристроен левый придел во имя Святой Троицы на средства Сенина Михаила Емельяновича, и погост церковный был обнесен оградой из красного кирпича. В 1895 году на средства прихожан было приобретено для храма три новых иконостаса, а в 1900 году устроено было отопление храма. Из храмовых икон особенно почиталась прихожанами икона Смоленской Божией Матери. Икона эта древняя и, как говорят старожилы, уцелела еще от пожара, истребившего некогда храм и село.
Сохранилось предание, что однажды купцы заспорили, кто из них богаче, и от старой деревянной церкви до новой каменной выкладывали дорогу золотыми монетами.
В 1934 году храм был закрыт, колокола сняты. В народе говорили, что когда снимали большой колокол (а его просто-напросто сбросили на землю), то он пробил крышу и ушел в землю на 2 метра вглубь. Набат колокола в хорошую погоду был слышен на 10-15 км окрест. В храме разместили зерносклад.
В 1943 году в храме возобновлено богослужение. 1945 году — на фундаменте прежней колокольни сделана пристройка, погост обнесен штакетником, установлены дубовые кресты на куполах храма.
В 1968 году заново восстановлен центральный иконостас в трех ярусах. Иконы были написаны художником Коваленко Григорием Петровичем (1968-1972 годы) из Чернигова, а праздничный ряд — художником Павлом Ильичом Костенец из Брянска (1970 год). В 1970 году был восстановлен иконостас правого придела и освящен престол во имя архистратига Божья Михаила (по благословлению митрополита Орловского и Брянского Палладия священником Иваном Васильевичем Нагорным). В 1971 году сделан иконостас левого придела и четыре киота.
В послевоенные годы храм не закрывался и до начала 90-х годов XX века был единственным действующим храмом современного Выгоничского района.

7203 года по указу святейшего патриарха и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина обложена вновь церковь данью во имя Покрова Пресвятой Богородицы в вотчине Вознесенского девичья монастыря в деревне Красной дани положено тое церкви на попа с причетники с попова, с дьячкова, с просвирницына, с 56 дворов крестьянских, да с церковныя земли по памяти, какова вынесена из Поместного приказа с 15 чети с сенных покосов с 15 копен по указной статье 32 алтына с деньгою, заезда гривна, выписка у меня Дмитрийка Авраамова в очисном столпу. И апреля в 15 день те деньги на нынешней 203 год взяты, принял Дмитрийко Авраамов, платил тое церкви ставленник Никифор.
1746 года Покрова Пресвятой Богородицы в вотчине Вознесенского девича монастыря в селе Красной рубль 36,5 копеек.
204 года ноября 21 по благословенной грамоте дан антиминс к освящению церкви Покрова Пресвятой Богородицы в село Красное, а взял антиминс Вознесенского девича монастыря поп Никифор Минин и росписался.
205 года ноября 20 взята благословенная грамота чтоб у Свинского Наместника взять старая церковь из села Супони на в монастырскую вотчину в село Красное, от той грамоты пошлин и подъячим за работу дано, всего стало 41 алтына 1 деньга, сторожу за печать дано алтын (из приходо-расходной книги Вознесенского девича монастыря по Монастырскому Приказу).

«Брянской десятины жилые данные церкви 7136 (1628) – 1746 годы». Сборник Орловского Церковно-Археологического Комитета. 1905 год.

Читать еще:  После реставрации освящен старейший православный храм США

Умер священно-церковно-служитель трубчевского уезда села Красного пономарь Андрей Панков.

«Орловские епархиальные ведомости», № 7, 1865 год.

Награжден набедренником священник Трубчевского уезда села Красное Григорий Гонорский.

«Орловские епархиальные ведомости», № 5, 1872 год.

Умер исполняющий должность штатного псаломщика села Красного Трубчевского уезда Василий Светлогорский, на место которого определен исполнять дела штатного псаломщика сверхштатный причетник того села Василий Гапонов.

«Орловские епархиальные ведомости», № 8, 1878 год.

Список священнослужителей, удостоенных в 1-й день апреля 1879 года Высочайших наград за отлично-усердную службу по епархиальному ведомству, по Орловской епархии: скуфьями, от Святейшего Синода выдаваемыми: Трубчевского уезда села Красного священник Григорий Гонорский…

«Орловские епархиальные ведомости», № 11, 1879 год.

Рукоположен во священника окончивший курс Орловской Семинарии воспитанник Василий Смирнов в село Красное Трубчевского уезда.

«Орловские епархиальные ведомости», № 23, 1882 год.

Умер сверхштатный псаломщик, запрещенный диакон, села Красного Трубчевского уезда Иоанн Михайловский.

«Орловские епархиальные ведомости», № 15, 1883 год.

Церковь Покрова, середина — вторая половина 19 века.
Расположена в центре села. Сооружена в середине 19 века вместо прежней, деревянной. По сведениям местных жителей, в 1875 году к ней пристроена двухъярусная колокольня, а в 1894 году на средства крестьянина Е.С. Сенина — северный и южный приделы. Вместо разобранной в 1941 году колокольни в 1950 году возведена новая, деревянная и оштукатуренная (сохранился лишь нижний четверик). Кирпичный, частично оштукатуренный храм, выполненный в стиле позднего классицизма, отличается скромным и несколько суховатым обликом. Основой объемной композиции крестообразного в плане здания является возвышающийся в центре грузный четверик с граненым куполом, завершенным глухим барабаном главы. Пониженный прямоугольный алтарь имеет двускатную кровлю. Два придела по сторонам четверика с массивными полукружиями апсид значительно утяжеляют композицию. Сильно вытянутая трапезная заканчивалась на западе невысокой двухъярусной колокольней. Архитектурная обработка фасадов, включающая тяги, карнизы, ниши под окнами, размещенными в филенках, и треугольные сандрики над боковыми входами, очень проста. Своеобразны два крупных арочных окна с архивольтами и замками в верхней части боковых сторон четверика, завершенных фронтонами. Интерьер храма имеет сомкнутый восьмилотковый свод над центральной частью со срезанными углами и узкими диагональными гранями. Над остальными помещениями — алтарем и приделами — пологие коробовые своды, перекрытие трапезной плоское, балочное. В интерьере сохранилась поздняя настенная роспись масляной краской.

«Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область», 1998 год.

Село Красное расположено в 14 км к западу от райцентра Выгоничи в верхнем течении реки Рожок, близ железной дороги Брянск-Гомель. К началу XX века оно являлось центром Красносельской волости; ныне это центр Красносельского сельского поселения. По переписи 1926 года, Красное было крупнейшим населенным пунктом на территории нынешнего Выгоничского района: его население превышало 2000 человек. В настоящее время здесь проживает немногим более 500 жителей.
Деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы была построена в Красном в 1695 году по просьбе местных крестьян. До этого Красное было деревней, которая входила в состав прихода селе Козловки и была вотчиной Московского Вознесенского женского монастыря, поэтому благословение на постройку храма было получено от самого патриарха Московского и Всея Руси Адриана. Церкви был дан самостоятельный причт, которому была назначена в пользование церковная земля и другие угодья. 21 ноября 1696 года священник Никифор Минин получил для освящения Покровской церкви антиминс. Здание было выстроено из бревен старой разобранной Георгиевской церкви села Супонева под Брянском. Впоследствии Покровский храм вместе с селом был истреблен пожаром, после чего Красное было перенесено в другое место, недалеко от прежнего, где была построена новая деревянная церковь. Она существовала до 1819 года, когда в центре Красного на средства прихожан был выстроен каменный холодный храм, имевший небольшое основное помещение, которое компенсировалось вместительной протяженной трапезной. Посвящение главного престола осталось прежним, а придел был освящен во имя Михаила Архангела. В 1875 году к храму была пристроена невысокая колокольня. Она имела два квадратных в плане яруса и была завершена граненым куполом с высоким шпилем. Переход от нижнего яруса к более узкому ярусу звона был выполнен с помощью трех ступенчатых поясков. В 1891-1892 годы на средства разбогатевшего лесоторговца крестьянина Емельяна Сенина с севера и юга были пристроены обширные придельные помещения. Храм стал трехпрестольным: второй (левый) придел был освящен во имя Троицы Живоначальной. В 1895 году на средства прихожан были приобретены для храма три новых иконостаса, а в 1900 году устроено отопление. В 1910 году церковное здание характеризовалось как «крепкое». На церковном участке, окруженном каменной, крытой железом оградой с двумя воротами и тремя калитками, стояла деревянная сторожка. Из храмовых икон особенно почитался прихожанами образ Смоленской Божией Матери. Эта древняя икона, по преданию, уцелела еще от пожара, истребившего некогда храм и село. До 1863 года (т.е. до постройки собственного храма) в приход Красного входила деревня Малфа. В начале ХХ века в приходе Покровской церкви, кроме самого села, состояла только деревня Хмелево. Прихожан насчитывалось около 3000 душ. Причт храма по штату состоял из трех человек. Церковь владела 100 десятинами земли. В 1930-х годах начались репрессии священнослужителей. Служивший в Покровском храме священник Алексей Всеволодович Васильев, 1897 года рождения, был 4 января 1931 года арестован и затем приговорен к 3 годам лагерей. 23 сентября 1936 года был арестован и приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан иерей Михаил Иванович Архангельский, служивший в Красном с 1921 по 1928 год. В конце 1930-х годов Покровская церковь была на некоторое время закрыта. Ее здание переоборудовали под школу. В 1941 году разобрали колокольню. Но в годы оккупации богослужения возобновились, и в течение последующих 50 лет храм в Красном был единственным действующим храмом района. В 1950 году была возведена и оштукатурена новая деревянная колокольня. Неудивительно, что церковь, единственная в районе, считалась «сильнодействующей» и находилась под пристальным вниманием государства. Особое беспокойство советской власти вызывала взаимопомощь между храмом и местным колхозом имени Тельмана: церковь при необходимости одалживала колхозу деньги, а колхоз помогал ей дровами. Такое сотрудничество считалось в 1950-е годы недопустимым. Сохранилось описание храма, сделанное в 1953 году: «Церковь как внутри, так и снаружи благоустроена. В 1951-1952 годы проведен ремонт, крыша покрыта новым железом, покрашена зеленой краской, стены выбелены. Внутри церкви потолок и стены покрашены масляной краской, художественно отделаны. Художники города Бежицы сделали хорошую живопись внутри церкви. Куплены 3 люстры (2 на 4 лампочки и одна на 9), но так как в селе Красном электроосвещения нет, то священник со старостой решили вместо лампочек в электрические патроны поставить большие свечи . «. На очередной волне борьбы с религией, в 1961-1962 годы, местная власть вновь пыталась закрыть храм, однако прихожанам удалось его отстоять. Храм села Красного выстроен в стиле позднего классицизма. В своей основе он имеет крестообразный план с тремя протяженными и одной короткой ветвями. Основной четверик украшен по боковым сторонам треугольными аттиками и перекрыт граненым куполом, увенчанным луковичной главой на небольшом глухом барабане. Появившиеся в 1890-х годах придельные боковые объемы имеют встроенные между ветвями креста массивные полукруглые апсиды, в то время как выступу главного престола придана прямоугольная форма. К длинной, имеющей с каждой стороны по пять окон трапезной примыкает деревянная колокольня постройки 1950 года. От нее сохранился только квадратный в плане нижний ярус, в котором устроено помещение основного входа в храм. Остаток колокольни ныне увенчан главкой на прямоугольном пьедестале. Предельно лаконичный декор фасадов состоит из аттиков, плоских угловых пилястр, ступенчатых горизонтальных поясков, треугольных сандриков над боковыми входами, оконных обрамлении и ниш на барабане. В интерьере сохранилась настенная роспись начала ХХ века, выполненная масляной краской. Покровская церковь стоит на небольшой возвышенности, на улице с необычным названием Сторона (дом №49). Церковный участок окружен незатейливой металлической оградой с кирпичными столбами и воротами, фланкированными двумя калитками. Храм ремонтируется: его здание частично обнесено лесами. Ремонт предстоит основательный: со временем церковь порядком обветшала. Штукатурка со стен колокольни осыпалась. обнажив тесовую обшивку. У южной стены церкви — два креста: один — безымянный надмогильный, на втором — табличка с надписью: «Помяни, Господи, души приснопамятных вождей и воинов, за Веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада почивших, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенны, в блокаду скончавшихся и всех для победы Православия потрудившихся, их же имена ты, Господи, веси, и прости им всякое прегрешение, вольное и невольное. Аминь». Такой же текст сопровождает кресты возле многих действующих храмов Брянской области. Обязанности настоятеля храма исполняет иерей Игорь Воликов.

«Храмы Трубчевского уезда», О.Р. Вязьмитин, А.В. Шатохин, 2013 год.

Со6ременный вид храма и прилегающей территории. Фото 2012 года.

Как молиться на Покров Пресвятой Богородицы

Главное в молитве — обращение к Богу от всего сердца, как к своему Небесному Отцу, обращение к Богородице как к Матери и Заступнице рода человеческого. Господь и Божия Матерь управят все к лучшему, важно обратиться к ним.
Есть древняя сильная молитва ко Пресвятой Богородице, читаемая в любых обстоятельствах, можно ее и напевать:

Царице моя Преблагая, Надеждо моя Богородице! Принимающая сирот и странников Заступница, скорбящих Радость, обидимых Покровительница! Ты видишь мою беду, видишь мою скорбь: помоги мне как немощному, управи меня, как странника. Знаешь мою обиду, мои трудности — помоги мне по Твоей воле. Не имею я иной помощи, ни иного заступничества, ни утешения, кроме Тебя, о Пресвятая Мать всех нуждающихся и обремененных! Посмотри на меня, грешного и озлобленного, покрой меня святым Твоим Покровом, чтобы мне избавиться от зла и злых обстояний, окружающих меня, и восхвалить всегда имя Твое и Господа нашего! Аминь.

Искренняя молитва — залог того, что Господь вложит в ваше сердце правильные мысли, направит на верный путь, отгонит воздействие диавола на вас. В праздник Покрова и во все остальные дни Божией Матери обращаются с любыми просьбами, например

    • О спасении при бедах, опасностях, катастрофах;
    • Об исцелении и лечении от недугов и болезней;
    • О помощи в поиске своего жилья, квартиры;
    • О поддержке в бедности, улучшении материального положения;
    • О муже или жене, об удачном замужестве
Читать еще:  В Царском Селе освящен храм Святой Екатерины и открыт Дом молодежи

Важно искренне молиться, посещать храм и богослужения в храме. Вы можете заказать молебен с акафистом Покрову Пресвятой Богородицы. Его читают ежегодно в каждом храме. Это краткое богослужение в благодарность Божией Матери за заступничество, помощь и покровительство.

Да хранит Вас Господь молитвами Пречистой Матери Его и под Ее Покровом!

История церкви в XV-XVII веках

Несколько столетий назад возле юго-западного угла Окольного города находилась Покровская мужская обитель. В конце XIV века в ней построили соборный Покровский храм, с которого и началась история двойной церкви у Пролома.

В начале XVI веке рядом с монастырем, на городских укреплениях появилась новая башня, и по названию обители ее стали именовать Покровской. Монастырские постройки и небольшой Покровский храм оказались стоящими неподалеку от крепостной стены между Покровской и Свинузкой (или Свиной) башнями. До начала Ливонской войны никто не подозревал, что именно здесь огромная армия Стефана Батория предпримет штурм города, и участок стены возле монастыря сыграет решающую роль в обороне Пскова.

В 1581 году предводитель ливонской армии честолюбивый Стефан Баторий пошел походом на Псков. Он рассчитывал, что взятие русского приграничного города откроет его войскам дорогу на Новгород, а после него — и на Москву. Русский государь Иоанн IV Грозный подозревал о коварном замысле ливонцев и заранее сосредоточил в Пскове большие военные силы.

К концу августа 1581 году стотысячная ливонская армии подошла к южным границам города. О размерах войск Батория говорит тот факт, что приходящие отряды сумели заполнить подготовленное для лагеря место только спустя 14 часов. Ливонцам противостояли 20 тысяч псковичей. Чтобы лишить противника строительных материалов и улучшить обзор местности, жители Пскова пошли на крайний шаг и полностью выжгли посад за пределами городских стен.

Вид церкви с севера-запада

Поляки решили штурмовать крепость возле Покровской башни и начали подготовительные работы — рытье траншей и строительство укреплений. За оборону на этом участке Окольного города отвечал воевода Андрей Иванович Хворостинин. Он приказал построить возле каменной стены еще одну — из дерева.

Через несколько дней, обстреляв стену, ливонцы начали штурм. В проделанный пролом они вошли внутрь русских укреплений и захватили Свинузскую башню. Однако, защитники города не уступали. Псковичи сумели обстрелять башню и взорвать ее вместе с засевшими там врагами. Штурм ливонцев провалился, и их основные силы отступили.

До начала ноября армия Батория предприняла несколько попыток взять городские стены, но всякий раз терпела неудачу. Потом войска решили осадить город и образовали вокруг него блокадное кольцо. Но невзгоды не сломили псковичей. За пять с половиной месяцев ливонцы предприняли 31 попытку штурмовать Псков, но ничего не добились и в итоге вынуждены были отступить.

Когда в городе восстановилась мирная жизнь, благодарные жители пристроили к Покровской церкви второй храм – Рождественский. Две церкви образовали единый храмовый комплекс, и вход в него украшала звонница, выполненная в лучших традициях псковского зодчества. Долгое время внутри церкви хранили синодик с именами всех погибших во время обороны Пскова 1581-1582 годов.

Вид церкви с севера-востока

Святыней древней церкви являлась также Псково-Печорская икона, которую почитали, как чудотворную. Автор этого образа остался неизвестным, потому что у средневековых изографов еще не существовало традиции подписывать свои работы. А сюжет иконы был навеян старинным преданием. Перед решающим штурмом ливонских войск старец Покровского монастыря Дорофей увидел сон, в котором ему явилась Богородица. Она указала Дорофею, что основной удар армия Стефана Батория нанесет возле Покровской башни. Рассказ старца о чудесном видении записали прямо на иконе, а сама она была помещена в красивый серебряный оклад.

Часовня в честь Покрова пресвятой богородицы на Валааме

Торжественная пихтовая аллея ведет к игуменскому кладбищу. На протяжении 300 метров через полтора-два метра стоят деревья-великаны, высотой до 25 метров. Аллея кончается, и дорога сворачивает вправо. Отсюда, между стволов деревьев, хорошо виден монастырский ансамбль. Можно рассмотреть колокольню (на территории монастыря это не удается — ее объем воспринимается с сильным ракурсным искажением), мощные купола Преображенского собора, надвратную Петропавловскую церковь,

Еще несколько шагов вперед — и монастырь исчезает пз поля зрения. Попадаешь в замкнутое пространство, ограниченное величественными лиственницами. Они образуют полукилометровую аллею из 245 деревьев, подготавливающую зрителя к встрече с печальным.

Архитектурно-ландшафтный ансамбль игуменского кладбища создает настроение отрешенности. Такой психологический настрой достигнут целенаправленным созданием искусственного рельефа (насыпной холм), посадкой редких деревьев, организацией зрительных связей.

Клен, дуб, вяз, кедровая сосна, туя, липа — вот далеко не полный перечень пород деревьев на территории кладбища. Их массивы плотной кулисой закрывают кладбищенскую церковь, сливаются с ней и с отдельно стоящей надвратной колокольней, создавая замкнутое интимное пространство и атмосферу безмолвия и скорби. «Венцом валаамских красот» называли окрестность кладбищенской церкви.

Неподалеку от кладбищенских ворот, у тропинки, ведущей к церкви, стоит большой гранитный крест. На территории кладбища была каменная келья, в которой жил игумен Назарий (Назариевская пустынь). Здесь же находилась небольшая деревянная часовня Сергия Радонежского.

На верху холма — однокупольная кладбищенская церковь с большими венецианскими окнами, построенная в 1876 году из кирпича валаамского производства. На кирпичах штамп: В. М. (Валаамский монастырь) и год изготовления. У входа в церковь вытесанные из гранита колонки с пластичными, необычной формы капителями. Цоколь тоже гранитный.

Радует глаз живописное кирпичное узорочье стен, фриза, обрамления окон. Все свежо и задумано с большой фантазией. Пол из черной валаамской плитки и серого гранита. Нет в кладбищенской церкви привычной сумрачности. Скорее ей свойственна светлая радость. Иконостас и живопись полностью утрачены.

В нескольких шагах от церкви воздвигнута арка, над которой возвышается колокольня, выложенная из кирпича.

Справа от церкви — роскошные мраморные памятники. Здесь похоронены игумен Дамаскии и другие настоятели монастыря, вплоть до Павлина, умершего в 1933 году.

Под холмом у подпорной стенки мраморный колодец с надписью, из которой явствует, что он высечен при игумене Дамаскине. Таких колодцев на Валааме немало, и почти на всех из них сделаны аналогичные надписи.

Напротив кладбища был устроен питомник хвойных и лиственных деревьев. Выращенные здесь из семян саженцы кедров, пихт, лиственниц, тополей, каштанов рассаживали в разных местах острова или высылались по заказу в Петербург, Финляндию.

Если пройти по аллее за кладбище, можно увидеть ветхую деревянную келью схимонаха Николая под деревянным навесом. Больше деревянных пустыиек на Валааме не сохранилось.

Прежде чем начать осматривать удаленные от центрального монастырского ядра памятники Валаама, стоит задержаться у Покровской часовни, что расположена неподалеку от монастыря (она видна при входе в Монастырскую бухту).

Через западные ворота монастыря, увенчанные маленькой главкой, и распахнутые двери фигурной металлической ограды попадаешь на деревянную лестницу. Она сбегает вниз, огибая монастырскую скалу. Но вот лестница кончилась и уже крутая тропинка увлекает нас вниз. Справа на скале выбит знак с надписью: «Сей памятник сделан при игумене Ионафане 1829 год». (Не один Дамаскин увековечивал свои деяния!) Этот памятник — источник «святой воды» — включался в маршрут крестного хода.

Тропинка проходит по живописному месту: справа — гора, поросшая вековыми кленами, слева — крутой обрыв и тоже клены, клены. Постепенно тропинка заворачивает влево и выходит на берег Монастырской бухты. Здесь на каменной скале, вдающейся в бухту, и стоит деревянная часовня в честь Покрова пресвятой богородицы.

На охранной доске надпись: «Часовня построена по указу Петра I в 1710—1715 гг. в честь погибших воинов, охранявших Валаам и Приладожье». Однако к этому времени строительство часовни не может быть отнесено. По описи капитана Кексгольмского батальона Василия До-можирова, в 1715 году на Валааме была лишь одна деревянная церковь, над мощами Сергия и Германа, то есть на месте последующего Преображенского собора. При опросе строителя Валаамского монастыря Иосифа Шарова в синоде в 1736 году он сообщил, что в период с 1719 по 1736 год на острове никакой часовни не имелось. Не указана Покровская часовня ни на плане 1751 года Ивана Лехава, ни в монастырских описях 1764 и 1825 годов. Первое известное иконографическое изображение Покровской часовни выполнено в 1827 году Флегонтом Звонаревым в рукописной книге. Это позволяет сделать заключение, что Покровская часовня построена в 1825—1827 го-дах2.

Архитектура часовни лаконична: квадратная в плане настройка опоясана фронтонами и крыта четырехгранным шатром, переходящим в небольшой барабан с крестом. На столбах крыльца — накладные декоративные детали.

Отсюда со скалы хорошо видны Никольская церковь, колокольня Преображенского собора и Скитский остров. Рядом с часовней с северной и восточной сторон — мио-горядные пихтовые посадки. Они служат фоном, на котором воспринимается часовня при въезде в Монастырскую бухту. С южной и западной сторон посадок нет. Они здесь и не нужны, так как закрыли бы небольшую часовню. За часовней — ограда монастырского сада, о котором мы уже рассказали.

Стоит посмотреть следующий материал:

Требы

Крещение

Крещение – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви и может принимать участие в Церковных Таинствах, прежде всего, в Таинствах Исповеди и святого Причастия.

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни и воспитания детей.

Подать записку

ДОРОГИЕ ПРИХОЖАНЕ И ГОСТИ НАШЕГО САЙТА, В храме Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Лесное Вы можете заказать следующие требы:

Молебен о семейном благополучии

ДОРОГИЕ ПРИХОЖАНЕ И ГОСТИ НАШЕГО САЙТА, Каждую субботу после Божественной литургии в храме Покрова Пресвятой Богородицы служится молебен о семейном благополучии Пресвятой Богородице и святым благоверным Петру и Февронии Муромским.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector