3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крестный путь

Евангельская история повествует о том, что Христа после взятия под стражу мучили и били. Потом он предстал перед церковным судом, где Ему представили ложные обвинения. Первосвященники осудили Его на смертную казнь, якобы за богохульство, что Он посмел назвать Себя Сыном Божиим.

Затем Его заковали в темницу на всю ночь. На рассвете Христа повели на суд к Пилату. В те времена Иерусалим был под властью Рима. Жители его не имели права никого отдавать на смертную казнь без разрешения римского правителя.

В те года судьей был Пилат. К нему и привели Христа, чтобы он подтвердил приговор. Но Пилат долго сопротивлялся, не мог понять, за что Ему присуждено такое суровое наказание. Кроме того, жена Пилата просила его ничего не делать Христу, потому что ей приснился про Него чудесный сон.

Пилат решил предать Христа бичеванию, думая, что иудеи увидят Его израненным и раздумают убивать Его, пожалев. Но даже после такого сурового наказания, увидев окровавленного и еле живого Христа, не изменили своего намерения. Они кричали и требовали привести смертный приговор в действие.

Распятие считалось самой суровой казнью в то время. Так убивали серьезных преступников, убийц и т.д. Бичевание тоже было нелегким испытанием. Били железными прутьями, а затем бичами (палками с веревками, имеющими на конце железные когти). Они впивались в тело человека, а когда их отрывали, плоть отрывалась кусками. Христу дали число ударов бичами намного выше положенного. Он был почти без сознания, лежал в луже крови. Но и тогда воины не поразились кровавым зрелищем, не пожалели израненного, еле живого Христа, а издевались над Ним, надевая на Него багряницу и терновый венец на голову. Это были прутья терновника с множеством колючек, сплетенные в виде шапочки. Ее надевали Ему на голову с помощью палок, чтоб не уколоться.

Затем Его подняли и потащили обратно к Пилату. Судья испугался вида Христа и сказал Ему: «скажи мне что-нибудь, я имею власть отпустить Тебя или распять». Но Христос ответил: «если б свыше не было дано тебе такой власти, ты бы не смог ничего сделать, но тот, кто предал Меня, больше согрешил». Пилат с тех пор стал уговаривать иудеев отпустить Христа любыми способами.

«Царя ли вашего распну?!» — это было последний шанс уговорить их. Но они кричали, наученные фарисеями, ненавидевшими Христа: «нет у нас царя, кроме Кесаря». Пилат испугался, услышав это. Он знал, что за это он может сам быть наказан Кесарем. Он проявил малодушие, издав смертный приговор. Тем более он видел, что в народе возникла уже давка. «Крики их превозмогли», — написано в Евангелии.

Пилат, умыв при всех свои руки, сказал, что он не виновен в крови Сего Праведника. Это был такой обычай. Пилат, таким образом, хотел снять с себя вину. Народ же был настолько озлоблен, что отвечал: «кровь Его на нас и на детях наших», — подписав себе этим проклятье.

Пилат отдал Христа под стражу, чтобы вести Его на место казни – гору Голгофа. С этого момента начинается крестный путь Спасителя.

Действительно ли Святые последних дней верят, что получат свою собственную планету?

Нет. Эта идея не имеет отношения к учениям Церкви. Данное недопонимание возникло в результате провокационных комментариев к религиозной доктрине. Мормоны верят в то, что все мы сыны и дочери Бога, и что у всех есть возможность стать похожими на Него (см. к Римлянам 8:16-17). Церковь никогда не заявляла, что обладает полным пониманием изречения Христа гласящим, что «в доме Отца моего обителей много» (от Иоанна 14:2).

Мормоны-фундаменталисты

Представители этого течения имеют минимум 3 жен, не признают современных бытовых удобств. Если лидер церкви посчитает, что мужчина недостоин иметь супругу, ее могу у него отобрать и передать другому. Мнение женщины никто не спрашивает.

Одежда фундаменталистов сохраняет обычаи 19 века, модные веяния неприемлемы. Стрижка волос и макияж для женщин под запретом. Отлучить от церкви могут за поход в кино, на футбол, слушание рок-музыки и другие обычные развлечения молодежи.

Дома, земельные участки, предприятия, где работают люди, принадлежат дочерней компании церкви.

Для детей самым приемлемым считается домашнее обучение.

Государственное устройство США адепты считают бесовским, а потому нет греха в его обмане. Поскольку официально регистрируют только 1 брак, остальные жены в общественном устройстве страны числятся матерями-одиночками. Проповедники пропагандируют среди паствы получение государственной социальной помощи и пособий.

Апокалипсис и Страшный Суд

Апокалипсис состоит из трёх частей.

Часть первая: явление божества на небе. Сын Божий изображен в виде Агнца. Он будет открывать закрытую на 7 печатей книгу. После снятия каждой печати поскачут всадники Апокалипсиса.

Часть вторая: на землю обрушиваются страшные беды – болезни, войны, землетрясения, цунами и т.д.

Часть третья: Страшный суд.

Подробно все сцены Апокалипсиса мы описали в статье “Ковёр Апокалипсиса”. Восхищались гобеленом со сценами из Откровения Иоанна Богослова во французском городе Анже (Angers).

Страшный Суд. Центральная часть композиции

В самом верхнем регистре слева и справа от окна изображена Троица новозаветная. Этот сюжет помещается в круг, символизирующий вечность. Фигура в белом олицетворяет Бога Отца, фигура в золотом одеянии – Бог Сын, а над ними в виде голубя распростёр крылья Бог Святой Дух.

В композиции Страшный суд Христа изображают сидящем в голубом кругу – символе неба, на радуге, в золотистых одеждах. Под окном изображён голубой круг и в нём на радуге восседает Христос. Под ореолом Христа Судии изображена “Рука Божия”, держащая души праведные и весы. Слева Христу предстоит Божья Матерь, справа – Иоанн Предтеча.

Слева и справа от предстоящих написаны апостолы и святые. Апостолы сидят, по шесть с каждой стороны. Их головы венчают нимбы.

В день Страшного Суда Господь призовет души всех когда-либо живших на Земле людей для того, чтобы судить об их деяниях. Весы помещены в центр сцены. Здесь же видим “Престол уготованный”. На него возложены орудия страстей Христовых – крест, копьё, губка с уксусом и багряница – одежда поругания Христа.

По числу добрых дел судят о дальнейшей судьбе человека. Если добрые дела перевешивают, человек отправляется в рай. Какого христианина считают праведником? Даже монаха нельзя назвать безгрешным, потому что безгрешным был только один человек – Иисус Христос, Сын Божий. Все люди совершают грехи – вольно или невольно. Главная задача верующего – задуматься о своих грехах, пережить их в душе. Тогда весы добрых дел перевесят, и душа праведника попадает в рай.

Левая часть композиции Страшный суд. Рай

Рай в композиции “Страшный суд” всегда изображают слева от зрителя и по правую руку от Иисуса Христа.

Читать еще:  Мормонская Церковь обновляет "униформу" своих миссионеров

Левая часть композиции “Страшный суд”

В центре левой части видим разноцветные домики с шатровыми крышами. Они символизируют рай. Внутри шатров помещены праведники с золотыми нимбами над головами.

Внизу находятся врата рая. Они зеленоватого цвета с золотой дверью. Справа от врат стоит человек в желтом плаще. Это апостол Пётр.

В правой руке у него ключи от врат рая. Изображение ключей сохранилось плохо. Ключом апостол Пётр отпирает дверь рая.

Слева от врат изображён Авраам. Эта композиция называется «Авраамово лоно». Авраам – праотец. Его изображают в красных одеждах с нимбом на голове. В руках у Авраама маленькие человечки.

Это души тех, кто ещё не попал в рай. Апостол Пётр сейчас откроет для них врата рая и они присоединятся к праведникам.

Адам, Ева, змей на фреске “Страшный суд”

Возвращаемся в центр композиции. Слева и справа от весов помещены коленопреклонённые фигуры Адама и Евы.

Под весами значительную часть стены занимает фреска с изображением змея. Тварь олицетворяет грех.


Змей тянется к ноге Адама, искушая лижет его пятку.

Первыми на Суд Божий призываются прародители Адам и Ева, потому что они совершили первородный грех. Кольца на змее означают грехи человеческие. Самым главным и самым тяжелым грехом считается гордыня. Первое кольцо от головы змея обозначает грех гордыни. Адам и Ева повинны в этом грехе.

Грех Адама и Евы заключался в том, что они нарушили Закон Божий. Бог запретил вкушать плоды с Древа Познания добра и зла. Прародители возомнили себя равными Богу и позволили себе то, что позволяет Господь. Нарушив запрет и вкусив плоды, совершив грех гордыни, они были изгнаны из рая. Жили Адам и Ева как простые люди в трудах, горестях, бедах и болезнях.

Похоронили Адама под горой Голгофой. Когда же Иисуса Христа распяли на Голгофе, в момент его гибели случилось землетрясение. Гора Голгофа раскололась и началась сильная гроза. Вода, смешавшись с кровью Христа, по кресту стекла в трещину, попала на кости и череп Адама. Таким образом кровью Христа был смыт первородный грех. На иконах “Распятие Христа” часто помещают череп и перекрещенные кости. Это изображение Адамовой головы под горой Голгофой.

Колец на змее гораздо больше, чем 7 смертных грехов, их 10. К ним относятся зависть, гордыня, гнев, уныние, пьянство, чревоугодие, сребролюбие, блуд, тщеславие, и другие их порождающие.

Внизу центральной части композиции сразу над входом увидим ангелов, низвергающих копьями грешников в ад, где их ждут вечные муки.

Правая часть фрески Страшный суд. Ад

Если человек в своей жизни не задумывался о своих грехах, то душа грешника попадает в ад. Ад всегда помещают по левую руку от Христа, по правую от зрителя.

В правой части среднего регистра фрески стоит группа людей.

У них нет нимбов над головами. Судя по одеяниям в них угадываются иноверцы: с воротниками жабо. Есть люди в чалмах на голове.

По мнению художника XVII века иноверцев минет Благодать Божия, в рай они не попадут.

Фреска “Земля и Вода отдают своих мертвецов”

В нижнем регистре справа помещена композиция «Земля и Вода отдают своих мертвецов». Она представляет собой круг, в круге зелёный квадрат, а в нём женщина с крыльями в развивающихся зелёных одеяниях.

В день Страшного Суда ангелы будут трубить в трубы с четырёх сторон света. По четырём углам квадрата изображены ангелы с трубами. Они будут призывать на Страшный суд.

Женщина в зелёных одеяниях символизирует Землю. Над ней летят белые птицы. Это души тех, кого похоронили в земле.

Круг, тёмно-синий контур вокруг зелёной земли означает воду. Тех, кто утонул в воде, тоже призовут на Суд Божий.

В церкви свечи за усопших ставятся на канун. Канун всегда бывает квадратной или прямоугольной формы. Углы символизируют четыре стороны света.

Изображение ада на фреске Страшный Суд

Внизу под сценой “Земля и Вода отдают своих мертвецов” изображены разноцветные круги.

Таким образом изображают круги мучений, которые ждут человека за разные виды грехов. В некоторых храмах эти круги подписаны. Даже есть изображения тех мучений, которые ждут грешников за конкретные грехи. Например, за прелюбодеяние – поджаривают пятки огнём, за лжесвидетельство подвешивают за язык и т.д.

В центр нижнего регистра правой части фрески помещают изображение зверей в голубом кругу. Это символы падших царств. В некоторых храмах они подписаны. Это Римское, Вавилонское, Македонское и Персидское царства.

Слева от изображения символов падших царств видим двух ангелов в красном кругу. Справа – Архангел Михаил. Слева – не ангел, а пророк Даниил. Его изображают в короне, она похожа на шапочку.

Именно пророчества Даниила навеяли образ падших царств.

Огонь ада

Красное поле внизу правой части западной стены обозначает огонь ада.

В центре ада сидит Сатана с душой Иуды. Душа предателя показана в виде человечка, сидящего на коленях у Сатаны.

Иуда предал Христа в Гефсиманском саду за 30 серебряных монет. Его подкупили стражники Понтия Пилата. Воины не знали в лицо Иисуса Христа. Иуда подошёл к Спасителю и поцеловал его, указав таким образом на Сына Божия.

У столба в белой набедренной повязке показан ещё один персонаж.

Кто этот человек – неизвестно. Но его судьба уже предрешена, он попадает в ад. Какие его ждут мучения – неизвестно и он стоит в ожидании приговора.

Выражение «стоять, как неприкаянный» происходит из представлений о Страшном суде.

Апокалипсис заканчивается победой добра над злом и установлением царства добра и справедливости.

Два слова о методике показа сцены Страшного суда. Богословская последовательность предписывает сначала обратить внимание на центр композиции, затем – на левую часть, рай, и в заключении описывать ужасы ада. Я бы предпочла нарушить последовательность и завершить историю рассказом о рае. В таком ключе композиция “Страшный суд” приобретает мажорные ноты.

Статья написана по материалам лекции сотрудника музея-заповедника Московский Кремль Ольги Труфановой. Использовалась книга Т.В.Толстая “Успенский собор”, М., 2009.

Иисус перед Понтием Пилатом

Утром Страстной пятницы Иисуса отвели в преторию, которая помещалась в бывшем дворце Ирода у башни Антония. Необходимо было получить от Понтия Пилата утверждение смертного приговора.

Пилат был недоволен тем, что его вмешивают в это дело, но допрашивает Спасителя, не находит в нем никакой вины и отсылает к Ироду Антипе.

Ирод радуется встрече с Иисусом Христом, потому что давно надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, но Спаситель не отвечает. Первосвященники и книжники стоят рядом и продолжают обвинения. Насмеявшись над Христом, Ирод одевает Его в светлую одежду и отсылает обратно к Пилату.

Между Пилатом и Иродом устанавливается дружба.

Пилат созывает первосвященников и народ. Он предлагает, по обычаю праздника отпустить одного из узников: разбойника Варавву или Иисуса. Однако толпа, подстрекаемая первосвященииками, требует отпустить не Иисуса Христа, а Варавву.

Пилат колеблется, но в итоге приговаривает Христа, однако, при этом использует не формулировку первосвященников. Умывание рук Пилатом — знак того, что он не хочет вмешиваться в происходящее.

Самсон как прообраз Христа

Кто из нас не знаком с героем Библии Самсоном? Бог наделил этого человека великой силой, которая скрыва­лась в его семи косах и при необходимости проявлялась для освобождения Израильтян. О Самсоне можно говорить очень много. И хотя в его жизни были ошибки и падения, но он все-таки остался на страницах Библии как положи­тельный герой. Сам Апостол Павел, вспоминая о героях веры, среди прочих имен, таких как Давид, Гедеон, Иеффай, Барак, Самуил, называет имя Самсон.

Читать еще:  Движение Свидетелей Иеговы

Чем же привлекателен этот Библейский персонаж? Одной из сторон его судь­бы является то, что он напоминает нам об Иисусе Христе. И более того, можно уверенно сказать, что он, в отдельных случаях, прообраз Иисуса Христа. И действительно, между Самсоном и Господом так много общего: зачатие Госпо­да было чудесным, а разве не чудо то, что неплодная зачала по слову Божию? Да, и в том, и в другом случае было явление Ангелов, несущих весть о зачатии и рождении:

«И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплод­на и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына» (Суд. 13:3). «И родила жена сына, и нарекла имя ему: Самсон. И рос младенец, и благословлял его Господь. И начал Дух Господень действовать в нем в стане Дановом, между Цорою и Естаолом» (Суд. 13:24-25).

«И сказал Ей Ангел: не бой­ся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зач­нешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1:30-31). «Иисус же преуспевал в премудро­сти и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2:52).

Далее, Иисус Христос сказал о Себе, что Он Назорей: «Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь» (Деян. 22:8), и Самсон говорит о себе то же: «И он открыл ей все сердце свое, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди» (Суд 16:17). Искусные богословы могли бы отыскать еще что-то общее между Сыном Божиим и судьей Изра­иля Самсоном, но мы рассмотрим только кончину жизни обоих.

Во все дни обета назорейства его брит­ва не должна касаться головы его. До ис­полнения дней, на которые он посвятил себя в назорей Господу, свят он; должен растить волосы на голове своей. Числ. 6:5

Как известно, Самсон вел освободительную войну с захватчиками Филистимлянами и при жизни своей пере­бил их немало. Однако при смерти свой Самсон ценою своей жизни погубил большее число Филистимлян, чем при жизни, да и пять владетелей Филистимских погибли также.

Во дни жизни Своей Иисус Христос совершал великие чудеса и знамения: Он прощал грехи и исцелял больных, изгонял бесов и воскрешал мертвых. Но Господь был распят, и люди думали, что с Его смертью все и закончится. Но это было далеко не так. Во-первых, смерть Спасителя лишила силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавила тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству. Во-вторых, Своей смертью Господь открыл верующим во имя Его свободный вход в вечную славу Своего Отца, к престолу благодати. Завеса в храме раздралась надвое посередине (Мф. 27:51), тем самым обнажив сокровищницу Божиих даров, даров Святого Духа. В-третьих, благодаря смерти и воскресению Господа Иисуса Христа, рожденная Церковь продолжила труд и служение Иисуса Христа, неся благую весть даже до края земли, исцеляя больных и изгоняя бесов. Как при смерти Самсона было больше погибших Филистимлян, чем при его жизни, так и через смерть Иисуса Христа совершается большее избавление рода человеческого. Иисус Христос сказал: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Иоан. 14:12).

Смерть Самсона была добровольной в пользу народа Божиего. Иисус Христос отдал жизнь добровольно, ска­зав: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Иоан. 18:10). Самсон не стал спасать себя, он не стал разрывать медные цепи, которыми был скован, и не стал поражать Филистимлян, хотя, безусловно, он мог это сделать. Иисус Христос, конечно, мог сойти со креста, но если бы Он сошел с него, то, возможно, кто-то и уверовал бы в Него, но тогда последующие роды лишены были бы спасительной благодати. Самсон искупил себя своею смертию. Иисус Хрис­тос Своею смертию искупил весь род человеческий.

Издали явился мне Господь и сказал: любо­вью вечною Я возлюбил тебя и потому про­стер к тебе благоволение. Иер. 31:3

Но главное сходство обоих спасителей мы видим в том, что они умерли с распростертыми руками. Распростер­тые руки говорят об открытом сердце, о желании обнять, о любви. Возможно, эта деталь ускользала от нашего взора, но давайте прочитаем: «И когда развеселилось сердце их, сказали: позовите Самсона, пусть он позабавит нас. И призвали Самсона из дома узников, и он забавлял их, и поставили его между столбами. И сказал Самсон отроку, который водил его за руку: подведи меня, чтобы ощупать мне столбы, на которых утвержден дом, и прислониться к ним. Дом же был полон мужчин и женщин; там были все владельцы Филистимские, и на кровле было до трех тысяч мужчин и женщин, смотревших на забавляющего их Самсона. И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отмстить Филистимлянам за два глаза мои. И сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них, в один правою рукою своею, а в другой левою. И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (Суд. 16:25-30). Таким образом или действием Самсон пророчествовал о спасении рода человеческого, которое совершится через распятие Господа Иисуса Хрис­та. И последнее: в обоих случаях спасение было достелено ценою собственной жизни.

Крайняя плоть Иисуса Христа

Если Святой Грааль – самая желанная реликвия, то крайняя плоть Иисуса, – точно, самая необычная. Крайняя плоть (или препуций) – продукт Обрезания Господне, или говоря простыми словами, часть кожи полового члена Христа. Многочисленные монастыри и церкви заявляли и заявляют о том, что у них находится священный препуций, а самой реликвии приписываются многочисленные чудодейственные свойства. По некоторым данным, в мире насчитывается аж 18 препуциев, но официально, церковь не признает ни один из них.[10][11]

Девушка нашла на картине с младенцем Иисусом спойлер из будущего. Страшно не будет, но люди в недоумении

Девушка заметила на картине Рогира ван дер Вейдена «Алтарь Святого Колумба», которая рассказывает о рождении Иисуса Христа, распятие и встревожила людей. Пока любопытные пользователи твиттера ломали себе головы и искали скрытый смысл в пасхалке из будущего, в комментарии пришла искусствовед и объяснила наличие спойлеров в религиозной живописи.

Пользовательница русскоязычного твиттера под ником Милена Митина 5 октября задалась вопросом, касающимся скрытого смысла картины нидерландского живописца Рогира ван дер Вейдена «Алтарь Святого Колумба». На левой части триптиха, написанного в 1455 году, изображена сцена принесения благой вести, на правой – появления младенца Иисуса в храме. В центральной части художник отразил момент поклонения новорождённому волхвов, что в данном случае синонимично сцене Рождества Иисуса Христа.

На заднем плане в центральной части произведения Милена Митина разглядела распятие (ранее искусствоведы нашли полотно Рембрандта среди хлама в музее и скрытую картину Пабло Пикассо под натюрмортом 1922 года), что, по мнению девушки, не соответствовало реалиям. Согласно библейскому сюжету, Иисус поплатился за грехи человечества и был распят на кресте в 33 года, о чём при рождении младенца известно ещё не было.

Читать еще:  Как мормонская Церковь относится к разводам

Милена Митина

Пост за несколько дней стал виральным и набрал более 16 тысяч лайков и почти полторы тысячи ретвитов. В комментариях люди поделились своими предположениями, которые могли бы пролить свет на задумку Рогира ван дер Вейдена и раскрыть смысл отсылки к распятию.

Люди решили, что подобная деталь объясняет реакцию окружающих на рождение младенца и говорит о связи настоящего и будущего Иисуса Христа.

суперструктуред

Блондинка в законе

Некоторые пользователи настояли: распятие отражает сакральный смысл, который, возможно, понятен православным христианам, и имеет более глубокое значение, чем кажется непосвящённым людям на первый взгляд.

Светлана

В комментариях своё мнение высказали не только обыватели, но и искусствовед Зарина Асхари. Автор книги о художниках «Быть гением» пояснила: триптих можно назвать классикой религиозной живописи, в которой авторы часто соединяют разные временные промежутки жизни спасителя и тем самым дают отсылку к смыслу жизни и смерти Иисуса.

Zarina Asfari

В октябре 2019 года людей ждало другое потрясение: мужчина обнаружил на картине Эдварда Мунка «Крик» собаку (которой на самом деле нет). Увидев её один раз, комментаторы навсегда изменили своё представление о культовом произведении.

А для ценителей современного искусства удивительным стал лайфхак блогера, который засунул фонарик в копировальный автомат. Повторить подобный эксперимент сможет каждый, а результат будет достоин галереи Moma в Нью-Йорке.

Мормоны и генеалогия: Зачем мормонская церковь собирает факты об умерших людях

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Если вы когда-нибудь захотите написать историю своей семьи и своих предков, то вам придётся столкнуться со многими трудностями, понятными лишь специалистам-генеалогам. Генеалогия – это и есть дисциплина, которая занимается изучением родословных. Пожалуй, сильнее всего непосвящённый человек удивится тому факту, что самыми серьёзными генеалогами в мире являются американские мормоны. У них собрана наиболее многочисленная на планете база данных об умерших людях.

Кто такие мормоны

Движение мормонов основал американец Джозеф Смит-младший два столетия назад. Он называл Мормоном некоего пророка, жившего на американском континенте в IV веке, ещё до колонизации Америки европейцами. По его утверждениям, пророк написал свои религиозные откровения на золотых пластинах, а Смит, в свою очередь, благодаря подсказке ангела обнаружил эти пластины и перевёл священный текст на английский язык.

Так появилась Книга Мормона – основа учения мормонов. В основном учение напоминает протестантские направления в христианстве – мормоны признают основы христианской веры и чтут Библию. Однако серьёзные добавления, привнесённые Смитом, не позволяют считать мормонов христианами.

Семья превыше всего

Именно благодаря идеям Смита крупнейшая группа мормонов, объединённая в Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, много десятилетий практиковала многожёнство. В итоге это вызвало серию конфликтов с властями Соединённых Штатов, и в конце XIX века церковь мормонов пошла на попятную, запретив своим мужчинам иметь несколько жён.

Но и без многожёнства культ семейных ценностей у мормонов весьма силён. Они считают, что создание семьи – самая сложная, но вместе с тем самая существенная работа, которую человек должен делать на Земле. Традиции семейных и молодёжных вечеров, поддержка связей с близкими и дальними родственниками, желание иметь много детей – всё это способствовало тому, чтобы мормоны стали обращать внимание на историю своих предков.

Крещение мёртвых

Ещё одной причиной, усилившей интерес к генеалогии, была идея крещения предков. В мормонской церкви живой человек может выступить посредником при крещении мёртвого. Посредника, как и полагается, крестят водой, но во время обряда он должен произносить имя умершего человека.

Естественно, в первую очередь мормоны задумывались о своих близких родственниках и друзьях, но не только. Они успели «крестить» президентов и отцов-основателей США, Христофора Колумба и даже Адольфа Гитлера. С их точки зрения, они таким образом дают скончавшимся людям возможность спасения.

Самые кропотливые генеалоги в мире

Далеко не каждый человек знает в деталях историю своей семьи на много поколений назад. Но архивы стараются хранить информацию о том, когда тот или иной гражданин родился, когда умер, а когда заключил брак. Чаще всего подобные записи делают государственные органы, а в прошлом этим нередко занимались церковные приходы. Властям было важно знать, кто населяет подконтрольные им территории, и потому эти данные бережно собирались, а затем оседали на архивных полках.

Чтобы найти сведения о своих предках, мормоны отправились в американские архивы, а позже и в другие страны. Ведь США были основаны потомками иммигрантов из Европы и других континентов. Мормоны делают общее дело, не задумываясь о том, ищут ли они предков для членов их церкви или же для тех, кто впоследствии придёт к ним и захочет крестить всю свою родословную.

Мормонская церковь не жалела средств для копирования метрических книг, записей актов гражданского состояния, данных различных переписей. Миллионы томов документов стекались в Библиотеку семейной истории в городе Солт-Лейк-Сити – в этом городе, столице американского штата Юта, расположена штаб-квартира мормонов.

Оцифрованная база данных

Современные технологии позволили упростить сбор генеалогической информации. Мормоны копировали архивные документы на микрофильмы, а с конца XX века эти микрофильмы стали сканировать, а данные из них – оцифровывать. Работа по оцифровке ведётся в архиве мормонов в Гранитной горе, расположенной недалеко от Солт-Лейк-Сити. По некоторым подсчётам, на миллионах рулонов микрофильмов содержится до трёх миллиардов генеалогических записей.

Мормоны не стремятся запереть на ключ накопленные данные, поэтому ознакомиться с их базой данных можно в специально созданных «центрах семейной истории» по всему миру. Туда ходят исследователи-генеалоги, а также люди, ищущие информацию о своих предках. Какую-то часть огромной базы данных можно увидеть и в Интернете – постепенно мормоны выкладывают её в свободный доступ. Зачем ездить в труднодоступные архивы, если вся работа по сбору информации уже проведена.

Мормоны-генеалоги в России

Далеко не везде мормоны получили возможность проводить свои исследования. Нередко общественность в той или иной стране была возмущена их идеей крестить мёртвых, хотя Церковь Святых последний дней не разглашает информацию о том, кого именно из миллионов найденных ею людей она проводит через обряд крещения.

После развала Советского Союза и падения железного занавеса российские архивы стали весьма доступными для зарубежных граждан. Этим воспользовались мормоны, скопировав множество данных из различных регионов России. Но впоследствии архивное законодательство ужесточилось, и, чтобы не нарушить законы нашей страны, собранные микрофильмы мормоны не выкладывают в Интернет – посмотреть их можно только в их центрах семейной истории (один такой центр есть и в Москве).

Ужесточение затронуло и практику массового копирования документов, содержащих личные данные людей, и потому далеко не все архивы успели оказаться под пристальным вниманием мормонского движения. Уже много лет архивным поиском в России они не заняты.

Впрочем, если вы беспокоитесь, что вашего предка мормоны могут крестить без вашего, да и без его желания, то стоит знать подробнее об обряде крещения мёртвых. Согласно мормонскому учению, умерший человек волен как принять, так и отклонить навязанное ему крещение. Можно сказать, даже после смерти у человека всегда остаётся выбор.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector