0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Патриарх Московский Никон

Содержание

2. Поставление Никона на патриаршество

Родился в мордовской крестьянской семье в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода (в настоящее время — Перевозский район Нижегородской области). Мать умерла вскоре после его рождения, отец женился во второй раз. Отношения с мачехой у Никиты не сложились, она часто била его и морила голодом. [1] Обучался грамоте у приходского священника. В 12 лет ушёл в Макарьев Желтоводский монастырь, был в нём послушником до 1624 года. По настоянию родителей вернулся домой, женился и принял сан священника. Служил сначала в соседнем селе Лыскове, а около 1626 года был назначен священником одной из московских церквей.

После смерти детей в 1635 году Никита заставил жену принять монашеский постриг в одном из московских монастырей, а сам в возрасте 30 лет, тоже принял постриг с именем Никон в Анзерском скиту Соловецкого монастыря. [2] Вступив в конфликт с начальным старцем скита Елеазаром Анзерским, бежал из скита [3] и был принят в Кожеозерский монастырь. В 1643 году был избран игуменом монастыря.

В 1646 году отправился в Москву, где явился, по тогдашнему обычаю новопоставленных игуменов, с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу; произвёл на него хорошее впечатление. Царь велел Никону остаться в Москве, а Патриарху Иосифу — посвятить его в архимандриты Новоспасского монастыря.

Став во главе братии Новоспасской обители, Никон вошёл в состав неформального кружка духовных и светских лиц, который профессор Н. Ф. Каптерев называет кружком «ревнителей благочестия». Главные идеологи этой группы — духовник Алексея Михайловича протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьевич, боярин Ф. М. Ртищев и протопоп Казанского собора Иоанн Неронов — ставили перед собою и своими сподвижниками задачу оживления религиозно-церковной жизни в Московском государстве, улучшения нравственности как населения, так и духовенства, насаждения просвещения. Вводилась забытая в Москве практика церковной проповеди с амвона, «единогласие» в богослужении, большое внимание уделялось исправлению переводов богослужебных книг.

Начал ездить к царю во дворец каждую пятницу для бесед и совета не только по духовным делам, но и государственным.

11 марта 1649 был возведён в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого Патриархом Иерусалимским Паисием, бывшим тогда в Москве.

Предпосылки реформы

По заверениям многих историков, которые занимаются изучением 17 века, в России в это время сложилась уникальная ситуация, когда религиозные обряды в стране очень сильно отличались от общемировых , в том числе и от греческих обрядов, откуда и пришло христианство на Русь. Кроме того, часто говорится, что религиозные тексты, а также иконы, имели искажение. Поэтому в качестве основных причин церковного раскола в России можно выделить следующие явления:

  • Книги, которые вручную переписывались веками, имели опечатки и искажения.
  • Отличие от мировых религиозных обрядов. В частности, в России до 17 века все крестились двумя перстами, а в других странах — тремя.
  • Ведение церковных обрядов. Обряды велись по принципу «многоголосья», который выражался в том, что одновременно службу вели и священник, и дьяк, и певчие, и прихожане. В результате образовалась многоголосие, в котором тяжело было что-то разобрать.

Русский царь одним из первых указал на эти проблемы, предлагая принять меры для наведения порядка в религии.

Патриарх Никон

Царь Алексей Романов, который хотел реформировать российскую церковь, решил назначить на пост Патриарха страны Никона. Именно этому человеку было поручено провести реформу в России. Выбор был, мягко говоря, довольно странным, поскольку новый патриарх не имел опыта в проведение таких мероприятий, а также не пользовался уважением среди других священников.

Патриарх Никон в миру был известен под именем Никита Минов. Он родился и вырос в простой семье крестьянина. С самых ранних лет он уделял большое внимание своему религиозному образованию, изучаем молитвы, рассказы и обряды. В 19 лет Никита стал священником в своем родном селе. В тридцатилетнем возрасте будущий патриарх перешел в Новоспасский монастырь в Москве. Именно здесь он и познакомился с молодым российским царем Алексеем Романовым. Взгляды двух людей были достаточно схожими, что и определило дальнейшую судьбу Никиты Минова.

Патриарх Никон, как отмечают очень многие историки, отличался не столько своими познаниями, сколько жестокостью и властностью. Он буквально бредил идеей получение безграничной власти, которая была, например, патриарха Филарета. Пытаясь доказать свою значимость для государства и для русского царя, Никон всячески себя проявляет, в том числе и не только на религиозном поприще. Например, в 1650 году он активно участвует в подавлении восстания, являясь главным инициатором жестокой расправы над всеми восставшими.

Властолюбивость, жестокость, грамотность — все это сочеталось в патриархию. Это были именно те качества, которые были нужны для проведения реформы российской церкви.

Патриаршество Никона

Благодаря поддержке царя, положение Никона было необычно прочным. Царь почитал его как духовного отца-наставника. Патриарх Никон был сильной, обаятельной личностью.

Патриарх Никон обратил внимание на то, как идет исправление книг на печатном дворе. Эта сложная работа и особенно необходимость знания греческого языка потребовали специалистов, которых в Москве не было.

Тогда царь в 1649 году попросил Киевского митрополита Сильвестра прислать ученых монахов для редакционных работ и перевода с греческого. Ими стали Епифаний Словинецкий, Дамаскин Птицкий и Арсений Сатановский. Это были монахи латинской выучки.

Раскол церкви: последствия

Изменения были восприняты многими верующими и некоторыми представителями духовенства как посягательство на чистоту русской церкви. По их мнению, реформа уничтожила истинное православие и концепцию «Москва – третий Рим». В обществе установились апокалиптические настроения.

Однако патриарх не сдавался и прибегал к жестким методам: иконы и книги, не соответствующие новому канону, изымались и уничтожались. Приверженцев старых обрядов стали называть «старообрядцами» и «раскольниками», подвергать преследованиям вплоть до отлучения от церкви.

Так, один из видных деятелей старообрядчества протопоп Аввакум за религиозную деятельность был отправлен в ссылку, посажен в тюрьму и в итоге заживо сожжен.

«Сожжение протопопа Аввакума», Петр Мясоедов, 1897 г. Википедия

В знак протеста некоторые старообрядцы и последователи Аввакума в ответ на гонения властей совершали самосожжение. Другие же, спасаясь от преследования, были вынуждены бежать на окраины государства и жить в изоляции.

Читать еще:  Леонид Кучма передал в дар храму Брестской крепости колокола

Еще одним деятелем старообрядчества стала боярыня Феодосия Морозова – сподвижница Аввакума, арестованная и уморенная голодом за свою приверженность «старой вере».

«Боярыня Морозова», Василий Суриков, 1884–1887 гг. Википедия

Значение реформ

Проведенными преобразованиями патриарх добился уничтожения древней религии Руси и привел все церковные порядки в соответствие с международными. В результате российское христианство стало походить на греческое и римское.

Одни историки считают, что Никон, уничтожив все древние книги, тем самым искоренил дух первоначального христианства на Руси. Другие же придерживаются мнения, что патриарх, наоборот, осуществил возвращение к изначальному греческому варианту вероисповедания. В любом случае нельзя игнорировать того факта, что после истребления множества религиозных книг Русь лишилась огромного пласта своего культурного наследия.

Патриарх Никон

РубрикаРелигия и мифология
Видбиография
Языкрусский
Дата добавления21.11.2011
Размер файла11,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Патриарх Никон (в миру Никита Минич Минин) родился В мае 1605 года в крестьянской семье села Вельдеманова Нижегородской губернии и был наречен во святом крещении Никитой, по имени преподобного Никиты, Переяславского чудотворца. Он пережил очень трудное детство со злой мачехой, постоянно тиранившей его и даже пытавшейся убить. С малых лет Никита учился «святых книг чтению» и старался не пропускать ни одного богослужения. В возрасте 12 лет склонный к уединению, любознательный и любящий учение мальчик тайно покинул отчий дом и поступил в Макариев Желтоводский монастырь, в котором научился монашескому послушанию, нестяжанию, основам беззаветного служения.

По настоянию умирающего отца Никита возвратился домой, женился, принял на себя заботы о ведении хозяйства, но его по-прежнему неудержимо влекли к себе церковь и богослужение. Будучи человеком грамотным и начитанным, он вскоре был посвящен в приходские священники. Ему было тогда только 20 лет. Ревность его в служении Церкви и народу, любовь, искренность, простота, смирение и миролюбие стали известны многим в столице, куда вскоре и переехал священник Никита с семьей по ходатайству московских купцов. Жизнь в Первопрестольной Москве оказалась еще более суетной и так же отягощала склонного к аскетизму молодого священника — душа его стремилась к монашескому служению. 10 лет продолжалась его супружеская жизнь, но все трое его детей умирали один за другим еще во младенчестве, и он, потрясенный горем, увидел в этом знак Божий.

Священник Никита уговорил жену принять иноческий постриг, и сам в 30 лет на Соловках, в Анзерском скиту принял монашество с именем Никон. В 1643 году он стал игуменом в Кожеезерском монастыре. В 1646 году за сбором милостыни приехал в Москву и так полюбился 16-летнему царю Алексею Михайловичу своей духовностью, глубокой аскетичностью, обширными познаниями, живым, благородным нравом, что царь уже не отпустил его обратно, назначив архимандритом Ново-Спасского монастыря в Москве, где была родовая усыпальница Романовых. Царь часто ездил туда молиться за упокой своих предков и еще более сблизился с архимандритом Никоном, которому приказал ездить к нему во дворец на беседы каждую пятницу. Пользуясь расположением царя, архимандрит Никон стал просить его за утесненных и обиженных. Это было по нраву царю, который вскоре поручил Никону принимать просьбы от всех искавших царского милосердия и управы на неправду судей. Никон занял исключительное положение в Москве и приобрел всеобщую любовь. Избранный в 1649 году митрополитом Новгородским, Никон во время страшного голода и последовавшего затем бунта в Новгороде в 1650 году проявил изумительную твердость духа и достоинство архипастыря. Как справедливо отмечает современный церковный исследователь, митрополит Никон «своими осторожными и мудрыми действиями не только способствовал благополучному исходу всего дела, но и избавил от суровых кар множество людей. «.

В 1651 году митрополит Никон, будучи в Москве, убедил царя и Патриарха Иосифа перенести мощи святителей Филиппа, Иова и Гермогена в Московский Успенский Собор.

В 1652 году после смерти Патриарха Иосифа из числа 12 кандидатов митрополит Никон, согласно царскому желанию, был избран для поставления в Патриархи. Поначалу он решительно отказывался. Тогда царь, при большом стечении народа, в Успенском соборе, перед мощами святителя Филиппа, упал Никону в ноги и, «простершись на земле и проливая слезы», умолял его принять Патриарший сан. За ним поверглись наземь все остальные. Потрясенный Никон согласился принять нелегкий жребий Патриаршего служения, но счел нужным получить от всех клятвенное обещание быть ему, Патриарху, послушными во всех делах веры и духовной жизни. Царь, бояре, народ дали такую клятву.

Объяснение столь необычной «присяги» заключается в том, что Никон очень глубоко видел и чувствовал серьезное внутреннее разделение в недрах русского общества, грозившее расколом. Это проявлялось в отступлении от веры и Церкви, наметившемся в самых разных слоях общества и в разных направлениях. Задача, которую сознательно он ставил для себя, состояла, таким образом, в том, чтобы удержать все русское общество в целом в послушании Православной Церкви. Отсюда и необходимость клятвенного обещания всех безоговорочно слушаться Церкви в лице ее Патриарха во всех делах чисто духовной и церковной жизни.

Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел.

Влияние Патриарха Никона на гражданские дела было весьма велико, он являлся по существу первым советником царя. Это влияние имело для Церкви много благоприятных аспектов. В частности, при активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению — исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Матери — Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. К титулу Патриарха Московского «Великий Государь» присоединилось наименование «Патриарх всея Великия и Малыя и Белыя России».

С самого начала своего Патриаршества светлейший Никон установил строгую чинность в богослужении. Единогласие и «наречное» пение при нем стали практической нормой. Он сам служил неспешно, благоговейно, стремясь к тому, чтобы церковные службы были как можно более нравоучительными. Патриарх Никон был талантливым проповедником, говорившим свои поучения и проповеди так, что люди забывали обо всем и в храме стояла полная тишина. В те времена в Русской Церкви ему не было равных в слове. Но особенно ревностно проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор. Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам, в чем заключается его бессмертная, великая заслуга перед Русской Церковью. Однако церковные реформы Патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской Церкви в продолжение нескольких столетий, хотя сам Патриарх ни в коем случае не был его причиной.

Читать еще:  Берл Лазар зажжет ханукальные свечи в Перми

Патриарх Никон много заботился о церковном благолепии. В вещественных образах Церковь должна являть людям не вещественную красоту горнего мира Царства Небесного, таково было его глубокое убеждение. Строгий постник и подвижник в личной жизни, носивший в быту самые простые одежды, а под ними — железные вериги, Патриарх Никон употреблял за богослужением такие богатые облачения, каких не имел никто из русских Патриархов.

Первосвятитель всячески поощрял церковное строительство, сам он был одним из лучших зодчих своего времени. При Патриархе Никоне были сооружены богатейшие монастыри Православной Руси: Воскресенский под Москвой, именуемый «Новым Иерусалимом», Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный Кийостровский в Онежской губе.

Но главным основанием земной Церкви Патриарх Никон считал высоту личной жизни духовенства и монашества. Очень щедро поощряя достойных и сурово наказывая распущенных и нерадивых, он добился весьма значительного повышения нравственного уровня священнослужителей и монахов и в связи с этим — повышения их авторитета и значения в обществе. «Церковь — не стены каменные, но каноны и пастыри духовные», — говорил Патриарх Никон. Иными словами, по его мнению, пока нерушимо стоит каноническая ограда Церкви и пастыри ее бодрствуют на страже «словесных овец» стада Христова, враждебные силы не могут проникнуть в нее.

Всю жизнь Патриарх Никон не переставал тянуться к знаниям и чему-то учиться. Он собрал богатейшую библиотеку, где были книги Священного Писания, богослужебная литература, святоотеческие сочинения, книги по истории, философии на греческом и на латыни, в том числе сочинения Аристотеля, Плутарха, Геродота, Страбона, Демосфена. Патриарх Никон занимался греческим, изучал медицину, писал иконы, освоил мастерство изготовления изразцов. При нем создавались школы как начального, так и высшего уровня. патриарх никон русский церковь

Патриарх Никон являл собой при мер милосердия к бедным, несправедливо притесняемым, и нелицеприятия в обличении пороков сильных мира сего, чем нажил немало врагов в числе боярства. Под влиянием Патриарха Никона в России упорядочивалась система попечения о нищих, убогих, нуждающихся людях, велась активная борьба против несправедливости и коррупции в судебных органах. По настоянию Патриарха царь принимал действенные меры к пресечению пьянства и нравственной распущенности.

Патриарх Никон стремился созидать Святую Русь — новый Израиль. Coxpaняя живое, творческое Православие, он желал создать просвещенную православную культуру и учился ей у православного Востока. Но некоторые мероприятия, осуществленные Патриархом Никоном, ущемляли интересы бояр. Они не позволили ему вывести Русь на путь дальнейшего воцерковления, углубить Православие в русской жизни настолько, чтобы оно было воспринято не только как учение веры, но и как путь, истина и жизнь. Они оклеветали Патриарха перед царем.

Патриарх Никон вынужден был оставить Первосвятительскую кафедру и уединиться в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, основанном им под Москвой. В 1666 году царь вызвал в Москву Патриарха Александрийского Паисия и Патриарха Антиохийского Макария для участия в Соборном разбирательстве по делу Патриарха Никона. Решением Собора он был лишен Патриаршества и отправлен в заточение: сначала в Ферапонтов, а затем, в 1676 году — в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом, однако, проведенные им церковные реформы не только не были отменены, но получили одобрение Собора.

Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. На пути в эту обитель Патриарх Никон, изнуренный тяготами, скорбями и бременем перенесенных трудов, 17 (30) августа 1681 года мирно отошел ко Господу, окруженный проявлениями великой любви народа и своих учеников. Патриарх Никон был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря. У гробницы его стали совершаться многие исцеления и знамения благодатной помощи (особенно — матерям и несправедливо гонимым), что свидетельствовало о том, что душа его сподобилась пребывать в Небесном Иерусалиме. В сентябре 1682 года в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, разрешавшие Никона от всех прещений и восстанавливавшие его в сане Патриарха всея Руси.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Церковно-правовая ситуация на Руси в XVII веке. Издание Кормчей книги Патриарха Иосифа. Обстоятельства выбора и поставление митрополита Никона на патриарший престол. Участие Патриарха Никона в деле воссоединения Западно-русской Церкви с Восточно-русской.

курсовая работа [94,3 K], добавлен 27.07.2014

Церковный раскол — один из самых существенных явлений в истории российской духовной культуры XVII века. Деятельность патриарха Никона, его разногласия с ревнителями благочестия. Главные фигуры раскола. Особенности анафемы. Восприятие раскола на Руси.

реферат [42,8 K], добавлен 28.12.2011

Московский кружок ревнителей благочестия. Личность патриарха Никона. Гонение на иконы франкского письма, т.е. писанные по западным, латинским образцам. Обрядовые отличия старообрядческой церкви от преобразованной согласно постановлениям Собора 1667 г.

реферат [34,9 K], добавлен 10.02.2011

История учреждения патриаршества в Российской Православной Церкви и его возобновления после 1917 г. Основной вклад патриархов с возникновения патриаршества и до наших дней. Отношения церкви и государства. Деятельность патриархов Московских и всея Руси.

реферат [38,7 K], добавлен 13.02.2015

Предпосылки упразднения патриаршества. Причины учреждения «Духовного Коллегиума». Религиозные реформы Петра I. Преобразования в монастырской жизни. Церковно-историческое значение «Духовного Регламента» и его роль в истории России и Русской Церкви.

курсовая работа [56,0 K], добавлен 13.08.2012

Кризис феодальной церкви и московская централизация. Официальная реформа и разгром церковной оппозиции. Патриарх Никон — инициатор реформы. Борьба духовенства за духовную реформу. Протопоп Аввакум. Раскол — течения, толки, согласия.

курсовая работа [52,2 K], добавлен 06.10.2007

Причины и обстоятельства, ставшие поводом к религиозной реформе. Путь становления и основные идеи патриарха Никона. Черты личности патриарха, их роль в реформе и карьерном росте патриарха. Падение патриарха Никона, его предпосылки и последствия.

курсовая работа [577,4 K], добавлен 02.05.2012

Изучение основания русской духовной миссии и ее существование до Крымской войны. Возрождение миссии под управлением епископа Кирилла Наумова. Краткая сводка об истории и патриархах Иерусалимской Церкви в 1863 году. Имущество, находившееся при миссии.

курсовая работа [50,9 K], добавлен 19.09.2019

Изучение биографии патриарха Никона. Характеристика его реформаторской деятельности в церковной и религиозной сфере. Анализ причин возникновения раскола. Суждение собора русских архиереев 1666 года о книжных и обрядовых исправлениях, соловецкий бунт.

реферат [63,7 K], добавлен 15.05.2010

Російська церква: від хрещення Русі до середини XVII ст. Розкол російської православної церкви. Помилкові реформи патріарха Никона. Протопоп Авакум, позбавлення старообрядної церкви єпископів. Введення троєперстія на вічні часи як великого догмату.

Читать еще:  Шотландские священники прибегает к помощи Симпсонов

реферат [29,2 K], добавлен 20.06.2009

В современном православии

Общепризнанные

Титул имеют предстоятели церквей:

Непризнанные (или частично признанные) титулы патриарха

  • Турецкая православная церковь
  • Украинская автокефальная православная церковь в 1990—2000 гг.
  • Украинская автокефальная православная церковь каноническая
  • Украинская православная церковь Киевского Патриархата

Древлеправославие

  • Русская древлеправославная церковь (c 2002 года)

10 неожиданных причин реформы Никона и раскола РПЦ

иерей Владимир Панарин

Вы удивитесь, узнав какие ещё причины заставили патриарха Никона затеять реформу и привели к расколу Русской Церкви. Тема — детектив!

1. Личность патриарха Никона

В 1612 году мальчику Никите Минину было 7 лет. И конечно, он был в восторге, когда узнал, что его однофамилиц (да и скорей всего далёкий родственник) купец Кузьма Минин — как герой спасает Русскую землю от смуты. Наверняка, юный парнишка мечтал сделать что-нибудь не менее великое и полезное для своего Отечества.

Характер будущего патриарха формировался также злой мачехой, которая его тиранила и даже пыталась убить. Возможно, он перенял некую грубость и резкость мачехи. Затем много учился, преуспел в духовных знаниях, женился, стал священником, но за 9 лет трое родившихся детей его умерли, и они с женой решили уйти в монастырь.

2. Смута позади, воодушевление

Смута позади, Государством управлял мудрый Патриарх Филарет и его сын, Михаил Романов. Восстановлены хозяйство и торговля. Все пребывают в воодушевлении. Кажется, любая инициатива «по плечу» Теперь на престол взошёл сын Михаила — Алексей. Как и его отец, в 16 лет.

3. Дружба царя и Патриарха

Вот представьте картину, молодой царь, ему 16 лет. К нему приходит монах 40 лет, просит милостыни на монастырь. Монах начитанный, много повидал в жизни. Говорит хорошо, рассуждает мудро. В голову молодого царя вкрадывается мысль: «А что, если я его сделаю Патриархом и он будет мне советником, как дедушка Филарет — моему отцу?» Молодой царь так и поступил.

4. Как новый Моисей, как второй Константин

Царь Алексей был любителем всего греческого, у удовольствием переписывался с восточными патриархами. Он ощущает себя наследником Византийской империи, наместником Господа, защитником Истинной веры Христовой на всей земле. У него закрадывается мысль привести греческую и русскую Церкви в единение. Ведь теперь Российское Государство имеет великую мощь.

Масло в огонь подлил в 1649 году патриарх Паисий. На приёме у 20-летнего царя он заявил:

«Да будеши Новый Моисей, да освободиши нас от пленения!»

Спустя 4 года похожие мысли внушал царю Вселенский Патриарх Афанасий III. И вот царь уже думает освободить греков от турецкого ига и воссесть на Византийский престол «яко вторый Константин».

5. Наши книги жгли на Афоне

Патриарх Паисий не просто так приехал в Москву. Как раз в это время на Афоне сожгли богослужебные книги, изданные в Москве. Монахи признали их еретическими и не пригодными для употребления.

Патриарх Паисий этот поступок не одобрил, однако указал, что именно московские книги погрешают в своих чинах и обрядах.

6. Присоединение Украины

Малороссия — так эти земли тогда называли греки. Она отделилась от Польши и присоединилась к России, признав своим царём Алексея Романова. Но греческие православные церковные обряды Малой Руси вызывали недоумение и сомнения в их правильности. И только потому, что отличались от Московских.

7. Обрядоверие

Патриарх Никон как и будущие старообрядцы был настоящим русским верующим человеком. А как заметил историк 19 в. Николай Костомаров :

Благочестие русского человека состояло в возможно точном исполнении внешних приёмов , которым приписывалась символическая сила, дарующая Божью благодать; Буква богослужения приводит к спасению; следовательно, необходимо, чтобы эта буква была выражена как можно правильнее.

Это явление сейчас именуется обрядоверием и почитается за грех, хотя и до сих пор широко распространено среди прихожан старшего возраста.

8. Русский книжник и греческий богослов

Патриарх Никон отправил патриарху Паисию 27 вопросов, посвящённых обрядовой стороне. Паисий не знал насколько остро стоит вопрос обряда, однако указал, что Греческая Церковь смотрит на обряд как на несущественную часть религии, которая может иметь разные формы . Никону не нужно было это богословие. Царь ставил задачу: единение с Грецией в обрядах. Потому был рад, что патриарх Константинополя разъяснил, какой смысл греки вкладывают в троеперстие.

9. Религия, как готовый продукт

Мы не должны осуждать Никона, потому что он был чадом своего времени, и чадом Русской Церкви. Ещё одна причина реформы в том, что мы не знали времени, когда крестились одним пальцем, не знали времени, когда причащались на Агапах, сидя за обеденным столом. К нам Христианство пришло уже оформленное, красивое, мощное, целостное, омытое от язычества кровью мучеников и очищенное от ересей трудами святителей через Вселенские соборы. Потому, мы не могли понять, как обряд может отличаться и быть таким же спасительным.

10. Не было Синода

Ещё одна возможная причина — когда у нас в России появилось Патриаршество, в других православных Церквях уже был синод. То есть такое собрание епископов, которое вместе с патриархом обсуждало и решало важные вопросы Церкви. У нас же патриарх принимал решения более самостоятельно.

Выводы

И вот какая картина рисуется у меня в голове. Русь уверовала во Христа вместе с уже готовыми обрядами. Патриарх Никон был человеком несколько грубым и резким, возможно, годился своей фамилией Минин. Он уделял большое значение обряду, как и многие другие русские верующие. Молодой царь Алексей Михайлович мечтал стать «Вторым Константином», освободителем Константинополя. Считая себя хранителем вселенского православия взял курс на единение с греческой Церковью.

Никон был ставленником царя и не мог не учитывать задачи государя. Возможно, Романов внушал своему «наставнику и духовнику», что быть Вселенским Патриархом — его будущая судьба. А ещё не было Синода, с которым можно было бы это хорошенько обсудить и аккуратно начать исправлять ошибки в книгах и обрядах. Всё было сделано резко, грубо, быстро. И как мы видим, принесло горькие плоды церковного раскола.

Благодарю за 👍 и подписку! Поддержите проект репостом, донатом и комментарием. Мой ТикТок и мой Инстаграм (Пн и Пт — стримы!)

Интересные факты:

1. В результате тайного голосования было выбрано три кандидата на Патри­арший престол. Из них мит­рополит Тихон набрал наименьшее количество голосов.

2. В истории Русской Православной Церкви было только два случая выбора Патриарха по жребию: кроме Патриарха Тихона так в 1642 году выбрали Патриарха Иосифа — из шести кандидатов.

3. Старец Алексий, вынувший жребий с именем Патриарха Тихона, был канонизирован в 2000 году в лике преподобных.

Старец Алексий Соловьев

4. 5 ноября, во время выборов Патриарха, ни одного из кандидатов в Храме Христа Спасителя не было — все трое служили в разных храмах Москвы. Митрополит Тихон узнал о своем избрании только от посольства, которое приехало к нему на Троицкое подворье после службы.

Фотографии предоставлены архимандритом Тихоном (Затёкиным)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector