0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Орден Святого апостола Андрея Первозванного

Орден Святого апостола Андрея Первозванного

История ордена св. Андрея Первозванного разделена на два периода – имперский и постсоветский. И в том, и в другом он остаётся высшей наградой государства, которая вручается за выдающиеся заслуги в области промышленности, политики, культуры и науки. Орден был восстановлен в 1998 году, через 300 лет после его основания Петром I. К числу современных кавалеров награды относятся: Дмитрий Лихачёв, Сергей Михалков, Михаил Калашников, Людмила Зыкина, Михаил Горбачёв и Расул Гамзатов.

Житие Андрея Первозванного

Андрей Первозванный жил на севере Святой Земли в местности под названием Галилея. Так как область граничила с Грецией, было много общения между двумя народами. Поэтому Андрей и получил себе греческое имя, в переводе которое означает «Мужественный». Будущий апостол с юности сохранил целомудрие и свое горячее стремление служить Богу, он откликнулся сначала на проповедь Иоанна Крестителя и был одним из его учеников. После крещения Христа и указания Предтечи о Нем, что «вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира», апостол Андрей, не раздумывая, последовал за Ним. С ним был Иоанн, будущий любимый ученик Христа. Так появились первые четыре апостола: Андрей позвал своего брата, будущего апостола Петра, а сейчас просто Симона, а Иоанн – Иакова: «Мы нашли Мессию!».

Святой Андрей Первозванный был с Христом с самого начала его выхода на проповедь, и до последнего: он был с ним во время откровения Господом о судьбах мира, рассказал у кого были пять хлебов и две рыбы перед чудом умножения. Он был с Ним и на Елеонской горе, где Христос вознесся на небо после Своего Воскресения.

По обещанию Спасителя, на 50 день после Его Вознесения произошло сошествие Святого Духа на апостолов и Божию Матерь. Апостолы после просвещения благодатью и наполненные множеством Святых даров вышли на проповедь. В Сионской горнице они кинули жребий – кому, в какую страну идти проповедовать. Апостолу Андрею достались наши земли – север черного моря. В своих странствиях он дошел до будущего Киева, где водрузил крест и предрек, что Господь просветит эту землю Святым Крещением и воздвигнет на ней множество церквей.

После возвращения в Грецию, за множество исцелений и обращений в христианство, апостол Андрей разделил судьбу большинства других апостолов: нечестивым языческим правителем он был распят. Но распят таким образом, чтобы мучения его длились дольше. Для этого его привязали к кресту, напоминающую букву Х, не приколачивая гвоздями, чтобы святой не умер быстро. После двух дней страданий, в молитве апостол отошел ко Господу и присутствующие видели, как яркий свет озарил крест с мучеником и в этом сиянии он предал свою душу.

filaretuos

Друзья и враги

ИСТОРИЯ МОЩЕЙ СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

Андрей Первозванный -один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа; первым, согласно Евангелию от Иоанна, был призван Иисусом Христом , поэтому назван Первозванным. В списках апостолов, приводимых в Евангелиях от Матфея и Луки, занимает второе место после своего брата, апостола Петра , но в Евангелии от Марка — четвёртое место .

По преданию, был распят в Патрах около 67 года. Считается, что X-образный или косой, так называемый «андреевский» крест

При императоре Констанции II мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены из Патр в Константинополь и положены 3 марта 357 года в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла — Тимофея, апостола от семидесяти.

Апостол Андрей почитается основателем и небесным покровителем Константинопольской православной церкви. Существует версия, что этим Константинополь желал оградить свою независимость от притязаний Рима и доказать свою равнозначность Риму (Андрей был старшим братом апостола Петра). А так же подчинить себе все другие Восточные Церкви.

По легенде, в VIII веке мощи апостола Андрея были перевезены в Шотландию монахом Регулусом и помещены в кафедральный собор Сент-Эндрюса, города, который получил своё имя в честь апостола и стал церковной столицей Шотландского королевства. По другой версии, они (возможно, частично) были перевезены крестоносцами в 1208 году в Италию, в Амальфи.

Сказание о путешествии Андрея Первозванного через Крым еще в Византийскую эпоху привело к почитанию его материальных следов. Углубление, почитаемое как след Андрея Первозванного на каменной плите находится в Храме Святого Иоанна Предтечи в Керчи. Храм, самая древняя часть которого датируется VI веком, как полагают, построен на месте еще более ранней базилики.

После падения в 1453 году Константинополя Фома Палеолог (младший брата Константина XI Палеолога) бежал вместе с женой и детьми на Корфу, взяв с собой забальзамированную голову святого апостола Андрея. В конце 1460 года он уехал, взяв её с собой, в Италию и 7 марта 1461 года был с почестями принят в Риме. Через неделю папа, которому Фома преподнёс голову апостола Андрея, наградил его орденом Золотой розы.

В Трирском соборе хранятся сандалия и гвоздь апостола Андрея.

Часть мощей Святого Андрея хранятся в кафедральном соборе в городе Мантуе.

В Православной церкви память апостола 30 ноября (13 декабря) по юлианскому календарю и в Собор двенадцати апостолов 30 июня (13 июля); в Католической церкви и Православных церквах, придерживающихся григорианского календаря: 30 июня и 30 ноября.

На Руси особый культ апостола Андрея Первозванного получил распространение с 1080-х годов. Первая церковь в честь апостола Андрея была построена в Киеве в 1086 году трудами великого князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Картины с изображением святого Андрея создавались многими великими живописцами, в том числе Мурильо, Эль Греко, Сурбараном.

В 1698 году российским царём Петром I учреждена первая (и затем остававшаяся высшей) награда России — Орден Святого Андрея Первозванного, позднее он учредил флаг русского флота — Андреевский, поместив на морской флаг изображение креста св. Андрея (две голубые полосы, пересекающихся по диагонали, на белом фоне) . В 1998 году орден был возрождён в России.

26 декабря 1906 года в английском Бирмингеме открыт футбольный стадион «Сент-Эндрюс», названный в честь святого Андрея.

Апостол Андрей — святой покровитель Украины, России, Шотландии, Румынии, Греции, Сицилии, Амальфи; а также моряков и рыбаков.

В июле 2013 года в Харькове открыт памятник Андрею Первозванному.

В городе Амасеев апостол Андрей воскресил мальчика по имени Египтий, умершего от лихорадки, по просьбе отца мальчика Деметрия.

В Никомидии во время погребального шествия апостол воскресил мальчика, погибшего от того, что его тело было разорвано собаками.

В Фессалониках по просьбе одного из жителей города апостол публично воскресил мальчика, который умер от удушения.

Разгневанный проповедями апостола Андрея проконсул Вирин послал воинов, чтобы они силой привели апостола к нему. Один из воинов упал замертво, как только выхватил меч, после чего апостол молитвой воскресил его.

Также в Фессалониках апостол воскресил маленького мальчика, умершего от укуса змеи.

Жена проконсула отправилась в баню со своим любовником, где они оба скончались. По просьбе кормилицы Калисты апостол Андрей воскресил умершую, после чего Лисбий и его жена уверовали во Христа.

В городе Патры во время проповеди апостола Андрея волной на берег выбросило утопленника, которого апостол воскресил своей молитвой. Это был Филопатр, сын Сострата, жителя Македонии.

В городе Синоп апостол Андрей по просьбе женщины воскресил её мужа, найденного в яме убитым.

В городе Ацкури (современная Грузия) по молитве апостола воскрес умерший, и это чудо подвигло жителей города принять Святое крещение

После мученической смерти святого Андрея, по преданию, его останки были перенесены из Патры в Константинополь . Легенды говорят , что мощи грекам были проданы римлянами.

Иероним писал , что мощи Андрея были взяты из Патры в Константинополь по приказу римского императора Констанция II в 357 . И там они оставались до 1208 года , когда они были доставлены в итальянский город Амальфи , кардиналом Пьетро Капуано , родом из Амальфи.

В пятнадцатом веке , голова (череп) Андрея был доставлен в Рим , где он был помещен в витрине в одном из четырех главных столпов собора Святого Петра (Ватикане). В сентябре 1964 года , как жест открытости по отношению к греческой православной церкви, папа Павел VI дал палец и часть главы Церкви греческого города Патр.

В шестом веке, две реликвии (рука и плечевая кость Святого Андрея) были предложены Венансио епископу Луни его большим другом Папой Григорием Двоесловом . В связи с таким подарком, в то же время был построен собор Св. Андрея в Сарзане , который стал домом реликвии. С того дня, апостол стал покровителем города. Эти реликвии в настоящее время хранится в соборе Сарзане ; они были привезены из Константинополя в Рим на неким Эндрю Батлер из «дворца императора Маврикия .

Читать еще:  Традиционные религии Африки

В Читта — ди — Кастелло , в церкви Сан — Франческо, так же сохронились частицы мощей апостола подаренным Папой Целестином II , родом из города каноннику собора, где при монастыре монахиней жила его сестра; В пятнадцатом веке город сделал серебряный ковчежец, в настоящее время мощи в Пинакотеке Комунале.

Глава святого была передана вместе с другими реликвиями (мизинцем и некоторыми небольшими косточками), по Томасу Палеологу , деспотом Мореи Папе Пию Второму в 1461 году , в обмен на крестовый поход , который должен был бы взять Константинополь. Папа принял подарок и пообещал вернуть мощь , когда Греция будет освобождена, и он послал челюсть апостола в Пиенцы . По решению Папы Павла VI в 1964 году мощи в виде главы и мизенца апостола хранящиеся в Риме базилике Св.Петра были отправлены обратно в Патры в древнем византийском реликварии, который хранился в соборе Пиенце; в свою очередь, Папа дал собору Пиенцы бюст главы сделанный по заказу папы Пия II для Симоне ди Джованни Джини для собора Святого Петра в Ватикане .

Большая часть мощей, а так же глава апостола Андрея до сих пор хранятся в церкви Святого Андрея в Патрах в специальной урне и показаны бывают верующим раз в год по случаю праздника 30 ноября.

Церковь в Джезуальдо сохраняет предполагаемую кость руки святого. Реликвия, хранится в драгоценной серебряной скульптуре, которая была подарена Церкви Элеоноры, настоятельнице знаменитого монастыря Goleto в Ирпинии, когда, в конце шестнадцатого века, она переехала в Джезуальдо с принцем Карло Джезуальдо .

В 2007 году реликвия (мощи) святого были доставлены епископом итальянского города Амальфи Вселенскому патриарху Варфоломею , который их хранит в своём кафедральном патриаршьем соборе Святого Георгия в Константинополе.

Часть мощей Св. Андрея уже в 21 веке, Патриарх Варфоломей привёз в Грузию и подарил Грузинскому Патриарху Ильи , так как грузины считают апостола Андрея первым проповедником христианства в Грузии.и теперь эти мощи хранятся в древнем грузинском соборе города Мцхета. Там находится в частности стопа св. апостола Андрея Первозванного, которую мне так же довелось видеть и молиться пред ней в 2014 году.

А 15 августа 2002 года, ещё до подаренной стопы Патриархом Варфоломеем, в Грузию частицу мощей в подарок Патриарху Илье привез из Венеции Папский нунций в Грузии кардинал Марко Клаудио Гуджеротти. Действительно, с 1208 года часть мощей находится в Венеции, куда их принесли крестоносцы похитив в Константинополе.

С этой историей святых мощей согласна как Римско-Католическая Церковь, так и Константинопольский Патриархат. В Константинополе добавляют, что возвращение мощей Папой Римским произощло в город Патры 26 сентября 1964 года, когда честный череп Апостола вернулся в Патры благодаря Папе Римскому Павлу и находится у алтаря в мраморной гробнице апостола. Два Храма покровителя Патры, Св. Андрея находится в городе. Старая церковь была построена в период 1836-1843 в том месте, где был распят апостол Андрей. А новая церковь Святого Андрея был открыта в сентябре 1974 года тогдашним архиепископом Афинским Серафимом. Около старой церкви находится колодец Святого Андрея.

Есть и другие предания с мощами, в частности считается, что с 10 века две ноги и рука апостола находятся в монастырях Афона, а другая рука в Благовещенском соборе Московского Кремля, но сейчас она перенесена на хранение в Богоявленский Елоховский собор Москвы..

Частица мощей апостола находится в Шотландском городе Эдинбурге. В Шотландии так же апостол Андрей является чуть ли не главным святым той земли.

А также в Польше имеется три места с частицами мощей Св. ап. Андрея.
В старом районе города Варшава находится Экуменистический санктуарий Св. ап. Андрея Первозванного где святому Андрею служат богослужения поочерёдно все христианские конфессии у частицы его мощей, а также в базилике в городе Олькуш ,и в местечке Новожицы.

В Польше с XI до XVI века, было построено 123 костёла Св. апостола Андрея, особенно в Южных и Западных областях Польши . В настоящее время в Польше 132 католических храма Св. апостола Андрея и ешё 296 мест поклонения где имеются памятники Андрею в виде чудотворных изображений (икон) или памятники в виде фигур апостола. Так же в географии Польше 115 местностей названо от имени святого апостола Андрея. Это только говорит о любви и почитании поляками сятого апостола Андрея.

НА ФОТО скульптура Св. апостола Андрея в базилике святого Петра в Ватикане.

День памяти

День памяти апостола по церковному календарю 13 декабря, 30 ноября по-старому стилю.

Вера и верность

В ысшей государственной наградой Российской Федерации является Орден Святого апостола Андрея Первозванного , этим Орденом награждаются за выдающиеся заслуги, способствующие процветанию, величию и славе России. Девиз, помещенный на оборотной стороне Ордена: «За веру и верность». Великую веру и верность Богу имел сам апостол, и уж если не сподобимся дослужиться до Ордена, то всегда сможем умолить святого Андрея помочь нам в укреплении нашей веры и верности Господу Иисусу Христу. Может и нам молитвами святого апостола посчастливится узнать Христа в этой жизни, что больше всяческих наград .

aldanov

Слова, слова, слова.

Гармония христианства и фаллической символики в средневековой Западной Европе. 2

Рис. 6. Две картины-загадки: что скрывает ткань на земном теле Спасителя?

Ответ вполне очевиден — Иисус на картинах Андреа Мантеньи — «Мертвый Христос», около 1480, и Мартина Ван Хеемскерка — Esse Homo , 1524 (ее вариант) изображен мужчиной с мощным фаллосом (на картине Мантеньи даже видна его головка) и никакими ссылками на складки материала тут не оправдаться. Впрочем, на складки ткани не ссылается и автор книги о наготе Христа в Искусстве Лев Штейнберг [i] , который зафиксировал начало обращения художников к этой теме. Не пропустим также необычный рисунок мышц живота Христа на картине Хеемскерка, который тоже имеет значение.

От фаллического христианства к ведьмам и их осуждению.

В прошлый раз мы остановились на распространенности фаллической символики в ранней западной церкви. Ее, конечно, было намного больше, слишком многое до нас просто не дошло. Почему? В истории церкви настал момент, когда церковь решила от фаллосов в храмах избавиться. Но он настал достаточно поздно, надо заметить, а предшествующая история оставила такие следы, что полностью их уничтожить оказалось невозможно (рис 7).

Рис. 7. Так называемый «масонский молоток» 15 века из Ирландии — Smithstown Castle ( Clare ). Но, однако, на самом деле и зображен инструмент, которым если и строят, то совсем не здания.

Теперь надо бы понять, где пролегает граница между двумя фазами развития христианской церкви? Когда был совершен переход?

Он, конечно, происходил в течение определенного промежутка времени. Начало перемен можно обозначить не откладывая. В книге Майкла Харрисона «Корни колдовства» [ii] рассказывается, между прочим, как он пришел к ее основной идее своей книги в разговоре с профессором Джофри Уэббом, известным историком искусства ( Geoffrey Webb ).

Тот рассказал ему, как он исследовал алтари старых церквей в Англии. Началось с того, что во время Второй мировой войны бомба повредила большую каменную плиту, покрывающую пол алтаря старой церкви, и, исследуя его, профессор Уэбб нашел внутри алтаря каменный лингам или фаллос (что-то вроде того, что на рис. 8?) . Уэбб установил, что «90 процентов всех церквей построенных примерно до «Черной смерти» в 1348 содержали «Бога» или ритуальный фаллос, скрытый в алтаре».

Поскольку еще в 1921 году Маргарет Мюррей в «Культе ведьм в Западной Европе» обосновывала, что преследуемые «ведьмы» на самом деле были сторонниками дохристианской религии плодовитости, Харрисону осталось только сделать вывод, что раннее христианство содержало в себе и фаллический культ, и «ведьмы» были сторонницами этой формы христианства. По Уэббу и Харрисону, следовательно, отступление фаллоса из церкви относится ко второй половине 14-ого века – началу 15-ого.

Рис. 8. В Ирландии сохранилось немало таких каменных лингамов . Вероятно, в Англии ранние христианские церкви строили на местах аналогичных фаллических святынь, так они и попали в алтари

Фаллические святые и их поклонники.

Теперь зададимся вопросом, а как рано возникло «фаллическое христианство», и кто именно его персонифицировал?

Существует в христианстве целый ряд фаллических святых, то есть таких, фаллос которых имел особое значение для верующих. Вот по их именам мы и приблизимся к ответу (см список)

  • — Святой Фотин, чье имя на самом деле было Потин (Фотин — по сближению с вульгарным глаголом foutre , что аналогичен русскому еб…), первый епископ лионский, умер мученической смертью в 177 г. Его культ был связан исключительно с пенисом святого. Статуи св. Фотина изображали его с большим фаллосом. На расстоянии нескольких лье от Клермона находилась одиночная скала, напоминавшая по виду фаллос и она носила имя святого Фотина. Мест его поклонения было л Франции очень много: Embrun , Porigny , Cives , Vendre ( Bourbonnais ), Auxerre , Puy — en — Velay , Girouet ( Sampigny ), и др. Когда войска протестантов в 1585 году захватили Эмбрун, то обнаружили, что фаллос (вероятно, деревянный, как и в ряде других случаев) находится в церкви среди главных святынь. Поклонение фаллосу протекало так: бесплодные женщины обливали головку фаллоса вином и вино собирали в чашу, давая ему потом закиснуть. Полученный «святой уксус» пили для лечения. Еще римские обряды выглядели аналогично, так что связь с дохристианским периодом тут явная. Святому также посвящались восковые изображения половых органов от тех, кто хотел получить помощь от святого. Аналогичный культ деревянного фаллоса существовал в храме св . Евтпропия в Оранже ( Прованс ). Он был захвачен простантами и публично сожжен в 1562 году
  • Святой Герлихон SaintGuerlichon был фаллическим святым из Бург-Дью возле Бурже, Франция. История возникновения святого феерична. Еще в римские времена в Бург-Дью стояла римская фаллическая статуя, которой поклонялись, как помогающей от бесплодия. В христианские времена статуя была объявлена посвященной некоему святому. Он получил свое имя и культ. Фаллос «святого» терли, полученный порошок пили, как средство от женского бесплодия. Когда фаллос стирался, его заменяли новым. Потом, утомившись постоянно обновлять статую, причинное место закрыли фартуком и сообщили, что лечит взгляд на фаллос, который периодически открывали.
  • Святой Терс Антверпенский или Приап Антверпена (илиSemini or GodJumenas) , местный святой. О нем сообщал Йоханнес Горопиус Беканус ( Johannes Goropius Becanus , 1519–1572), который даже назвал Антверпен Лампсаком Бельгии (оттуда был родом Приап). Имя Терс было связано с половыми функциями. В Антверпене существовал приапический храм Терса. Во времена Бекануса он уже был посвящен иному святому, хотя и сохранял изображение Терса над входом (рис. 9). Была в городе также невысокая статуя Терса стоящая у городских ворот, с широко раздвинутыми ногами и торчащим фаллосом. Женщины и тут совершенно истерли его, потому что соскребали с него порошок и пили ее с вином для лечения от бесплодия. По праздникам оба места украшались гирляндами.
Читать еще:  Религиозные общины помогают пострадавшим в бедствии

Рис. 9 Барельеф с фигурой Терса, фаллос стерт до дыры.

  • Святые 3 века Козьма и Дамиан, врачи-близнецы. Центром их культа была Исерния в Иаталии, Сэр Уильям Гамильтон ( William Hamilton , 1730–1803) сообщал, что среди восковых изображений частей тел, посвящаемых святым, преобладали изображения фаллосов, поскольку святые считались покровительницами девушек, стремящихся выйти замуж, и бездетных женщин, мечтающих о потомстве.
  • Святой Гиньоль ( Saint Guignol é ) первый аббат монастыря Land é vennec , живший в 6 веке, получил свой приапический статус, потому что его имя было похоже на слово породить. Его святилище сохранялось до 1793 года Св. Гиньоль изображался с огромным фаллосом и стал прообразом комической фигурки французского театра марионеток, нечто вроде Петрушки.

Можно назвать еще несколько святых ( St . Gilles , St . Rene , St . Regnaud , St . Arnaud ), но и так ясно, что культы эти появились в самый ранний период существования церкви. В те времена, от которых сохранились свидетельства, главными приверженцами фаллических святых были женщины. Вот с ними, как с колдуньями, и боролась церковь, когда стала постепенно ликвидировать церкви.

Борьба с ведьмами начала обретать свои определенные черты в 15 вв, а в начале 16 уже было создано «резюме» по этой теме.

Был такой интереснейший художник, Ханс Балдунг Гриен (ок. 1484–1545) , протестант и сторонник Лютера, который много рисовал вельм, и у него есть иллюстрации того, а что собственно ставилось этим женщинам в вину. Одна любопытна в связи с темой фаллоса (рис. 10)

Рис.10 . Юная ведьма и дракон. Если дракону помогает купидон, то, возможно, что речь идет о критике устремлений женщин к сексу, к фаллосу. В роли фаллос тут – язык дракона. Не говорится ли здесь о том, что поклонение фаллосу есть дьявольский культ?

А вот ведьмы собрались на шабаше (рис.11) Что тут самое важное? Фаллос. То есть ведьмы не только похотливы, но еще и поклояются фаллосу. Хотя недавно это было вполне обычно и внутри церкви. Разница только в размерах поклонения?

Рис. 11. Ведьмы на шабаше, гравюра Пармижианино 1530 Катания на огромном фаллосе.

Так что вполне правдоподобно, что борьба с ведьмами означало свержение фаллических культов. Еще раз отметим, что идеология этой борьбы складывалась в 15-ом -первой половине 16 века.

Но с этим временем связано еще одно явление, а именно интерес к сексуальной силе Спасителя и его фаллосу.

[i] Leo Steinberg The Sexuality of Christ in Renaissance Art and in Modern Oblivion The University of Chicago Press 2d edition, revised and expanded, 1996

[ii] Harrison , Michael . The Roots of Witchcraft . London : Frederick Muller, 1963.

Деяния Андрея

Апокрифические Деяния Андрея , упоминает Евсевий , Епифаний и другие, среди разрозненной группы Деяний Апостолов, традиционно приписываемой Леусиус Чаринус . «Эти Деяния (. ) относятся к третьему веку: примерно 260 г. н.э.», по мнению М. Р. Джеймса , редактировавшего их в 1924 году. Деяния, а также Евангелие от Андрея встречаются среди отвергнутых книг в Decretum Gelasianum связано с именем папы Геласий I . Деяния Андрея были отредактированы и опубликованы Константином фон Тишендорфом в « Acta Apostolorum apocrypha» ( Лейпциг , 1821 г.), что впервые попало в руки критически настроенной профессиональной читательской аудитории. Другая версия легенды об Эндрю находится в Passio Andreae , опубликованном Максом Боннетом ( Supplementum II Codicis apocryphi , Париж , 1895).

Служение святого Андрея

Когда на учеников сошел Святой Дух, то последователи Иисуса кидают жребий и определяются, куда каждый из них отправится нести благую весть. Андрей Первозванный должен отправиться на берега, расположенные вдоль моря, и территории, принадлежащие скифам. По существующей легенде он смог дойти до территории, где много веков спустя будет основан Киев. Именно он предрек основание одного из величественных поселений, освященных Божьей Благостью.

До смерти, произошедшей после прилюдного распятья, Андрей долго и усердно молился, непрестанно обращаясь к ушедшему Христу. Также он творил различные чудеса, в частности исцелял больных в Греции.

Именно там правитель одного из городов, где проживал апостол и приговорил того к распятию и приказал не пронзать, а только привязать конечности, дабы усилить муки. Апостол Андрей не только не противился, но и сам пришел туда, где хотели установить распятие, прочел проповедь, а потом молился на своем диагональном кресте. В итоге правитель приказал его снять, так как понял величие этого человека, но святой Андрей просил Господа даровать ему честь мученической гибели, и никто не смог отвязать веревок, а апостол, воздав хвалу, испустил дух.

Сейчас нередко удается увидеть образ Андрея Первозванного из золота, переданный на иконе, ведь он считается чудотворным и высоко почитается.

До сих пор икона святого апостола Андрея Первозванного приносит людям благо, точнее несет благо сам апостол, которому молятся люди во всем мире.

В городах России, даже небольших, с легкостью можно найти храм в честь святого.

День Святого Андрея Первозванного в Грузии: проповеди и молитвы

В Грузии 12 мая празднуют День памяти Святого апостола Андрея Первозванного – основателя Грузинской православной церкви

Андрей Первозванный, согласно древнейшим источникам, в I веке нашей эры первым в Грузии проповедовал христианство.

В Грузии Святого Андрея почитают наравне со Святым Георгием Победоносцем — небесным покровителем страны, и Святой равноапостольной Ниной — просветительницей Грузии.

Первозванный

Родился один из 12 апостолов Христа в семье рыбака в городе Вифсаиди в Галилее. Мальчика назвали Андрей, что в переводе с греческого означает «мужественный».

Повзрослев, он вместе со своим братом Симоном (Петром) жил в Капернауме, на берегу Генисаретского озера (Тивериадское озеро), где братья средства к существованию добывали себе ловлей рыбы.

С юных лет Андрей был очень набожен и много молился, а став взрослым в брак не вступил и стал учеником пророка Иоанна Крестителя.

Позднее апостол Андрей привел к Иисусу своего родного брата — Симона (Петра). Андрей стал ближайшим учеником Спасителя и первым свидетельствовал о Христе как о Мессии, потому его называют Первозванным.

Святой Андрей был свидетелем земной жизни Иисуса, а также смерти Спасителя и воскрешения.

Апостольский путь

Андрей Первозванный после сошествия Святого Духа проповедовать христианство направился в восточные страны – он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, черноморское побережье.

Ученик Христа во время своего путешествия нес людям проповедь о Спасителе. Благодаря усилиям Святого Андрея в языческих странах возникали христианские церкви, которым он ставил епископов и священство. Последний город, куда пришел Первозванный и где суждено ему было принять мученическую кончину, стал город Патры.

Господь в Патрах через своего ученика явил много чудес. По молитве Андрея Первозванного тяжело больные исцелялись, слепые прозревали. Чудеса, совершенные Святым, побудили многих граждан города принять христианство.

Проповеди апостола не верил правитель города язычник Эгеат и называл учение Святого безумием. Он велел распять апостола так, чтобы апостол долго мучился — Андрея Первозванного привязали к кресту, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти.

Крест, на котором был распят Святой Андрей, по преданию, имел особую форму — в виде римской цифры X. Такой крест по сей день носит название Андреевского.

Читать еще:  Главные праздники древнекитайской религии

Андрей Первозванный в течение двух дней учил с креста собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие Святого, всей душой сострадали ему и требовали снять его с креста.

Эгеат, испугавшись народного возмущения, приказал снять Андрея Первозванного с креста, но Святой молился, чтобы Господь удостоил его крестной смерти.

Воины тщетно пытались снять апостола Андрея с креста, руки им не повиновались. И когда Андрей Первозванный, воздав хвалу Богу, произнес: «Господи, Иисусе Христе, прими дух мой», яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, Андрей Первозванный был мертв. Кончина Святого датируется 62 годом новой эры.

Святые мощи Андрея Первозванного через несколько столетий доставили с почестями в Собор Святых апостолов в Константинополе. Это произошло при правлении Константина Великого. А в 1208-м мощи Святого перевезли в Италию и поместили в кафедральном соборе в Амальфи. Честная глава Святого апостола была перенесена в Рим в 1458-м и положена в соборе Святого Петра.

Проповедь в Грузии

Начало христианской проповеди в Грузии связано с именем Андрея Первозванного. По преданию, в Грузии Андрей Первозванный проповедовал на территориях современных Аджарии, Самцхе-Джавахети, Имерети, Самегрело, Абхазии.

Население, поклонявшееся идолам, оказало апостолу большое сопротивление – Андрей Первозванный преодолел все преграды и обратил многих жителей Грузии в Христову веру.

По преданию, Грузия по жребию, который должен был определить, где и в какой стране апостолы должны проповедовать Христову веру, досталась в удел Божьей Матери. С тех незапамятных времен Пресвятая Богородица является ее покровительницей.

Божия Матерь по воле Иисуса Христа осталась в Иерусалиме — в Грузию вместо Богородицы отправился Андрей Первозванный. Святой принес с собой в Грузию нерукотворный образ Пресвятой Богородицы, с которым связаны многочисленные чудеса, описанные в грузинской летописи — «Картлис Цховреба».

Например, в Аджарии сохранился целебный источник, который забил в тот момент, когда Андрей Первозванный во время проповеди приложил образ к земле. Святой усмирил также гнев жрецов храма Аполлона и Артемиды, оставив на ночь икону в языческом храме, где наутро статуи богов оказались разбитыми.

Апостол Андрей по просьбе уверовавших самцхийцев (жители Самцхе-Джавахетии) создал нерукотворную копию иконы, приложив к образу Пресвятой Богородицы обычную доску. Новый образ самцхийцы поставили в небольшой часовне в Ацкури (на юге Грузии), откуда и произошло название иконы.

Нерукотворная копия Ацкурской иконы с 1952 года хранится в Государственном музее истории искусств Грузии, куда она была передана из Гелатского монастыря. Первые крещения, совершенные на грузинской земле апостолом Андреем Первозванным и его спутниками – апостолами Симоном Кананитом и Матфеем, связаны именно с этим образом.

Деяния апостолов

Апостол Симон Кананит проповедовал учение Христа вместе с апостолом Андреем в Западной Грузии. Он похоронен в одном из сел в Абхазии.

В грузинской земле покоится еще один апостол — Святой Матфей, который проповедовал на юго-западе Грузии. Апостол похоронен в поселении Гонио (Аджария), недалеко от Батуми. Древнейшие грузинские источники также указывают на пребывание апостолов Варфоломея и Фадея в Восточной Грузии.

Апостолы создали первые христианские общины, построили первые храмы, поставили на служение Богу и его людям первых дьяконов, священников и даже епископа.

Несмотря на то, что в Грузии в I веке христианство не нашло широкого распространения, автокефалию Грузинской церкви связывают с именами апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита.

По древнегрузинским календарям день поминовения Святого Андрея до середины второго тысячелетия нашей эры отмечался в Грузии двенадцать раз в году. Со временем эту традицию забыли. День памяти Андрея Первозванного Грузинская православная церковь стала ежегодно отмечать 12 мая с 2003 года. Этот день по просьбе Церкви объявлен выходным.

В Грузии Святого Андрея Первозванного поминают дважды в год: 12 мая — в день его прибытия в Грузию, и 13 декабря, в день его кончины.

Праздничные богослужения в эти дни проходят во всех православных храмах Грузии. По традиции, больше всего верующих собирается в церкви, названной в честь Святого Андрея Первозванного. Храм, расположенный в центре Тбилиси, известен также под названием «Лурджи монастери» (Синий монастырь).

О чем просят

Молиться перед иконой Святого Андрея можно о многом. Апостол Андрей Первозванный является покровителем моряков и рыбаков, поэтому перед иконой Святого просят защиты в семьях, где живут люди морских профессий.

Святой Андрей также считается покровителем брака — великий учитель евангельских истин, сам не бывший в браке, проповедовал семейные ценности. Молитва апостолу помогает удачно выйти замуж, благословляет уже существующий брак и способствует длительным гармоничным отношениям.

Молитва

Первозванне Апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю, всехвальный Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше, еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша.

Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают: верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно Ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Смерть

Апостол принял мученическую кончину в греческом городе Патры примерно в 67 году первого века. В этом городе святой Андрей прожил несколько лет, проповедуя и руководя христианской общиной. Градоправитель Эгеат посчитал, что деятельность христиан подрывает его власть, и приказал казнить навязчивого проповедника на кресте. С учетом пожеланий святого, считавшего себя недостойным подражать смерти Иисуса, орудием выбрали косой крест, впоследствии названный андреевским.

Мученичество святого Андрея Первозванного

Андрея Первозванного не прибили к кресту, а привязали руки и ноги к перекладинам. Два дня апостол проповедовал своим ученикам с креста. Слушатели потребовали прекратить пытку, угрожая бунтом, и Эгеат приказал страже отвязать мученика. Однако святой уже настроился умереть и узлы не поддались усилиям солдат. Когда душа святого апостола покинула тело, крест ярко засиял, а потом на этом месте забил источник.

Мощи святого Андрея и крест, на котором он умер, сначала хранились в Патрах, но в 357 году по приказу Римского императора Констанция II их перевезли в Константинополь и положили в церкви Святых Апостолов. В IX веке голову и остатки креста отделили от мощей и вернули в Патры. После захвата Патры османами в 1460 году Фома Палеолог спас голову святого и частицы креста от осквернения и передал святыню римскому папе Пию II.

Андреевский флаг

В 1964 году святыня вернулась в Патры благодаря договоренности между папой Павлом VI и представителями Элладской православной церкви. Голова святого хранится в Соборе Андрея Первозванного, построенном в 1974 году недалеко от источника. В самом большом православном храме Греции установлен также косой крест-реликварий, в который вложены частички того самого креста, который послужил орудием смерти святого.

В старом храме апостола Андрея, расположенном рядом с собором, хранится часть перста апостола. Святыню подарил Патрам в 1847 году российский дворянин Андрей Муравьев, получивший ее у монахов на горе Афон. Остальные мощи разрознены и хранятся с почетом в разных европейских городах.

Мощи Андрея Первозванного

По легенде греческий монах Регул по указанию ангела увез мощи святого Андрея в Шотландию. Деревня, где причалил корабль монаха, превратилась в город Сент-Андрус, ставший церковной столицей королевства. Мощи хранятся в кафедральном соборе города, а апостол Андрей почитается как покровитель Шотландии.

Другая легенда рассказывает, что в 1208 году крестоносцы вывезли мощи в итальянский город Амальфи, где они хранятся в местном соборе Святого Андрея, построенном в редчайшем нормано-византийском стиле. В Германии в Трирском соборе хранятся сандалия и гвоздь от креста святого. Часть мощей Святого Андрея оказалась в кафедральном соборе итальянского города Мантуя.

Картина «Святой апостол Андрей», Артус Уолффорт

В России существует Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного — общественная организация, которая занимается доставкой прихожанам Русской православной церкви главных христианских реликвий. Фонд ежегодно доставляет из Иерусалима Благодатный огонь, сходящий с неба во время пасхальной службы. В 2011 году организация привозила в Россию Пояс Пресвятой Богородицы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector