1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самые загадочные иконы

Самые загадочные иконы

Мы с почтением относимся к иконам. Многие из них являются чудотворными, немало есть историй о «плачущих» и «кровоточащих» образах, а также о появлениях ликов святых на различных предметах и поверхностях. Но некоторые удивительные феномены, связанные с иконами, наверняка не известны широкой публике.

Иконы, изображающие ад

В различных исторических источниках упоминаются так называемые «адописные» иконы. Они стали появляться на Руси в эпоху Средневековья. От обычных эти иконы отличались тем, что имели два слоя. Под каноническими образами Иисуса, ангелов и святых угодников скрывались изображения дьявола, чертей и сценок ада.

Как правило, иконописцы (тогда их называли богомазами) сначала наносили на основу грунт, рисовали картины ада, ждали, когда краска как следует высохнет, и вновь производили грунтовку. Поверх нее наносились традиционные христианские сюжеты. В некоторых случаях художник просто пририсовывал кому-нибудь из христианских персонажей рога или хвост, и клал сверху на эту деталь слой краски, делая ее незаметной для глаз.

Впервые о такой иконе упоминается в житии Василия Блаженного, являющемся литературным памятником XVI в. Там описана следующая ситуация. Однажды у городских ворот выставили на всеобщее обозрение образ Богоматери. К нему выстроились толпы богомольцев. Однако Василий Блаженный, подойдя к иконе, не стал возносить ей молитвы, а бросил в образ камнем. Когда его спросили, почему он так поступил, юродивый ответил, что под верхним слоем краски скрыто изображение черта. Действительно, когда сняли краску, под ней оказался образ черта…

Если кто-то молился на такую икону, получалось, что он молится не только Христу, но и дьяволу. Считалось, что такие иконы активно используются в черной магии.

Откуда взялись адописные иконы?

По одной из версий, писать и распространять такие иконы могли старообрядцы, которые отказались принять петровскую реформу и стремились подорвать «новую» веру, связанную с греческими канонами. По другой версии, это могли делать поклонники ереси жидовствующих. Последние выступали против официальной религии, считая, что иконописные изображения являются по сути идолами, следовательно, поклонение им – не что иное, как идолопоклонничество. А это противоречит библейской заповеди: «Не сотвори себе кумира». Адописные иконы, по замыслу еретиков, должны были искоренить поклонение идолам.

Существовала и третья версия, согласно которой маги, староверы и еретики тут были ни при чем. Все дело было в мошеннических схемах, которые придумывали бродячие торговцы-коробейники, которых в ту пору называли «офенями». Они торговали в том числе и иконами. Если кто-то совершал покупку, вскоре после ухода продавца к нему подходил другой коробейник и предлагал проверить икону. После того как обнаруживался скрытый слой с «адскими» рисунками, покупатель, понятное дело, старался избавиться от «дьявольского» образа, и тот вновь оказывался в руках торговцев, а денег «лоху» никто, конечно, не возвращал… Кстати, история с «адописной» иконой описана Николаем Лесковым в повести «Запечатленный ангел».

НЛО на иконах

Энтузиасты обращают внимание на то, что на некоторых старинных иконах и полотнах на религиозную тематику запечатлены образы, напоминающие современные описания неопознанных летающих объектов.

Так, в монастыре Высокие Дечаны в Косове можно увидеть фреску «Распятие» от 1350 г. В верхних правом и левом углах фрески находятся странные объекты сферической формы. Никаких летательных воздушных шаров тогда еще не существовало.

Во флорентийском Палаццо Веккьо находится картина известного художника XV столетия Кватроченто Доменико Гирландайо «Мадонна со святым Джованнино». Над плечом Богоматери виден объект, напоминающий индийскую виману или летающую тарелку. На нее внимательно смотрят находящийся поодаль мужчина и пес, сидящий у его ног.

В базилике Нотр-Дам французского города Бон (Бургундия) висит гобелен, который называют «Магнификат» (от «Magnificat anima mea Dominum» — фразы на латинском, открывающей евангельское славословие Девы Марии). Сюжет изображает жизнь Богородицы, а на заднем плане виден предмет, похожий опять же на «классическую» летающую тарелку…

В лондонской Национальной галерее находится картина «Благовещение со Святым Эмидием», написанная в 1486 г. венецианским живописцем Карло Кривелли. Полотно предназначалось для алтаря францисканской церкви Благовещения в городе Асколи-Пичено, покровителем которого считался святой Эмидий. От Святого Духа на картине отходит луч в сторону головы Девы Марии.

Читать еще:  Саудовская Аравия предлагает паломникам новую обрядовую одежду

В церкви Сан-Лоренцо в Сан Пьетро (Италия) имеется картина «Прославление евхаристии» работы художника Бонавентура Салимбени, написанная им в 1600 г. На ней присутствует объект, от которого отходят антенны, как от спутника.

В Кембриджском музее «Fitzwilliam» выставлено полотно голландского живописца Арента де Гелдера «Крещение Христа», написанное им в 1710 г. На картине в небе завис загадочный дискообразный объект, испускающий лучи в сторону Иоанна Крестителя и коленопреклоненного Христа.

Возможно, НЛО в далеком прошлом, когда люди верили в различные чудеса, не рассматривали как нечто из ряда вон выходящее, а пришельцев могли принимать за ангелов и святых… Все это прекрасно вписывалось в религиозные сюжеты.

Для чего нужен святой покровитель?

С момента крещения человек приобретает неразрывную связь со своим святым покровителем. Святой покровитель становится для верующего духовным наставником, помощником и защитником на протяжении всей жизни, вестником Воли Божией, тем, кто помогает доносить к Богу его молитвы и прошения.

Святой покровитель, как учитель и старший брат («сестра»), постоянно радеет за вас перед Отцом нашим, возносит к Нему молитвы о вас и ваших прошениях. Поэтому, считается, что обращая молитвы к своему святому покровителю, есть больше шансов быть быстрее услышанным.

Наш небесный заступник охраняет нас от бед, проказ и искушений лукавого, уберегает от плохих поступков, помогает в болезни и сложных жизненных обстоятельствах. К Нему часто обращаются за благословением перед началом долгих и сложных дел и приятием важных решений.

9. Казанская икона Божьей Матери | Автор: неизвестен

Русские князья желали установить господство над Казанью с 1160-х гг. Военный поход Иоанна IV закончился успехом в 1552 году.

Но отношения между жителями этого города и русским народом были натянутые, так как вероисповедание было различным. Государь стал думать как объединить людей. В 1579 году в городе случился пожар, он сгорел полностью.

В это же время девочке девяти лет во сне пришла Богородица и велела найти на пепелище ее икону. Ребенку никто не поверил, поэтому девочка отыскала священный образ самостоятельно. Найденную реликвию было принято перенести в первый казанский православный храм.

Интересный факт: при перенесении в храм образа прозрели два слепца. Это чудо стало предвестником распространению христианства на землях ранее принадлежащих татарам.

Казанская икона Божьей Матери известна тем, что благодаря молитвам перед ней произошло множество чудес, люди исцелялись, страна избегала войн. До 1904 года она находилась в России, но потом исчезла.

Можно ли исправить чудотворную икону?

«Державная» икона Богородицы. Современная икона из св. Елисаветинского монастыря. г. Минск

— Но продолжим тему чудотворных икон. У нас есть чудотворная икона Богородицы «Державная». В оригинальном образе сверху изображен «Бог-Отец». Когда сейчас делают списки с «Державной», часто либо вообще не пишут «Отца» вверху или вместо него пишут ветхозаветную Троицу. Обратим внимание на момент: исправляют чудотворную икону.
— Но это же список. А список уже допускает исправления.
— Те, кто делают такие списки, предполагают, что данная икона, чудотворный оригинал, — несовершенен?
— Да.
— И как к этому относиться?
— Мы должны сразу понять, что чудотворение происходит через икону. Любая икона сама по себе, согласно решению Собора, чудотворна. Вообще любая икона – святая. Просто по определению. И если мы при этом предполагаем, что через нее еще и происходят явные чудотворения, то это говорит лишь о том, что Бог свят, силен и милостив. Икона, в данной ситуации, есть только памятник благости Божией, которая явлена нам. Это не значит, что она представляет из себя что-то такое невероятное.
— Можно ли это сравнить, например, со святыми отцами? Положим, можно найти у одного из святых отцов достаточно сомнительные выражения, или соблазнительные. Церковь принимает его писания и его святость, но это не значит, что все его слова дословно являются истиной в последней инстанции.
— Святой отец ведь не постоянно ходит под Духом. Какой-то момент он может и поболеть, покашлять, повести себя, так скажем, некультурно, потому что он остался один. Это естественно.
— Мы знаем много историй, когда один святой проклинал другого святого.
— Да, мы встречаем такие случаи, и это тоже вполне естественно. Очень хорошо сказано, что образ является индульгенцией, если через него произошло чудотворение. Потому что мы все чудеса подряд не должны воспринимать как нечто совершенно сверхъестественное.
В Церкви любое чудо – это бытовой момент. Это естественно, потому что Господь об этом говорит. О том, что если веруете, то и горы сможете двигать и т.п. И мы знаем историю преподобного Потапия, который рассказывал о вере, и гора двинулась. Тогда преподобный произнес: «Я не тебе сказал, вернись на место». И гора вернулась на место. Это был показатель его веры. Но значит ли это, что гора будет объектом лобзания? Чудо Божие проявилось через нее. Эта гора известна, но никто ее не лобзает, не устраивает вокруг нее служений, лампады не возжигает.
Мы знаем массу мест на Святой земле, связанных со Спасителем. Там воздвигаются храмы-воспоминания. Это тоже памятники, это тоже святыни, в них совершается главное — Божественная Литургия. Вот Божественная Литургия, Тело и Кровь Господни – это сердце христианское. Там — биение жизни Церкви. Образы – застывшие памятники. Через них мы молимся, обращаемся к Богу, потому они и должны быть вдохновляющими, а не приземляющими.
— Но ведь так хочется, чисто по-человечески, чтоб было все четко и однозначно. Чтобы был конкретный критерий: вот это икона, а это – не икона. Ведь многие так и считают: вот это написано в рублевском стиле, значит икона. Вот написано живоподобие – стало быть, это не икона. Но христианство, наверное, сложнее…
— Христианство гораздо проще. Вот, допустим, спрашивают у меня: полезно ли селфи? Что Церковь может сказать о селфи? Вы знаете, в Церкви очень простые критерии: это полезно для души или неполезно. Это спасает душу, или не спасает.
Селфи может быть фотоотчетом, тогда может быть полезно. Важно то, как оно используется. Компьютер — сам по себе — полезен, или нет? Может быть полезен, а может быть и вреден. Библия — полезна, или нет? Читаю я в книге сельского пастыря за 1800-й год, что какой-то крестьянин ударил жену Библией по голове и убил ее. Так что, Библию теперь считать вредным и опасным предметом?

Читать еще:  Лебедка нужна и для квадроцикла

Выбор иконы по имени человека

Имя святого можно найти в церковном календаре. Чтобы его найти, нужно обратить внимание на имена тезоименных святых, дни празднования которых находятся самыми близкими к дате рождения. После того, как имя было выбрано и крещение свершилось, следует приобрести икону по дню рождения и имени тезоименного святого-покровителя, которую нужно всегда иметь при себе, хранить в доме.

Не составит труда выбрать икону Богородицы по месяцам рождения, а также понять какая икона покровительница подходит по имени на основе дней почитания святых в различные периоды года.

Предлагаем универсальный календарь, который позволит сделать весьма точный выбор, хотя, конечно, если хочется разобраться детально в этом деле, то вполне актуально обратиться за консультацией к духовнику.

Итак, перед вами периоды, в которые укладываются дни рождения и соответствующие иконы.

  • 12-20.01 К этому периоду относится почитание Блаженного Сильвестра и Серафима Саровского, оптимальной иконой будет икона Богоматери «Державная»;
  • 01-20.02 Святыми для этих людей являются Афанасий и Кирилл. Также используется «Неопалимая купина»;
  • 02-20.03 Период рождения соответствует Преподобному Милентиею Антиохскому, Святому Алексею, а оптимальной иконой Божией матери по дню рождения в этот период является Иверская;
  • 03-20.04 К этому времени относятся Святой Софроний и Иннокентий Иркутский, а также Казанская икона Богоматери;
  • 04-20.05 Почитаются святые Степан и Тамара, Иоанн Богослов и икона под названием «Споручница грешных»;
  • 05-21.06 Следует выбирать именные иконы для человека из образов святых Константина и Алексея Московского, а также Владимирской Богоматери и образов «Неопалимая купина» и «Взыскание погибших»;
  • 06-22.07 Святой Кирилл и «Всех скорбящих радость».
  • 07-23.08 Илья пророк, Николай Чудотворец, а также следует предпочитать икону «Покров Пресвятой Матери Божьей», которая особенно ценится в России;
  • 08-23.09 Рожденным в этом периоде следует делать своими образами изображения святых Павла, Иоанна, святой Александры, изображения Богоматери «Страстная» и «Неопалимая купина»;
  • 09-23.10 Следует выбрать Сергия Радонежского и Почаевскую Богородицу;
  • 10-22.11 Святой Павел, «Скоропослушница» и «Иерусалимская» икона;
  • 11-21.12 Святая Варвара и Николай Угодник, «Знамение» и «Тихвинская» иконы Богоматери для оберегания.

Теперь каждому читателю не составит труда понять какая икона подходит не только по имени, но и по дню рождения.

Мерные иконки

Для крещеных младенцев иногда заказывают мерные иконки. Покровителя рисуют в полный рост, а размер иконы соответствует росту малыша. Это тоже именные иконы по дате рождения и имени. Образ размещают над люлькой малыша, чтобы он пребывал под постоянной охраной небесного покровителя.

Читать еще:  Главные праздники древнекитайской религии

Когда ребенок подрастет, родители должны рассказать о его покровителе. Ведь необходимо, чтобы ребенок с детских лет наладил духовную связь со своим святым и установил доверительные отношения. Чтение повествований о житии святого имеет целью направить стопы ребенка по стезе праведности и святости.

В чем помогает?

Молитва перед именной иконой помогает наладить духовную жизнь. Если ознакомиться подробно с житием святого покровителя, несмотря, на то, что время жизни, обстоятельства в которых он или она жили, сильно отличаются от современных, видно что, суть наших молитвенных просьб мало отличается от наших верующих прародителей. Потому что потребности людей остаются практически неизменными во все времена. Святого покровителя просят:

  • о духовной поддержке, развитии;
  • помочь при бытовых нуждах и проблемах житейского характера;
  • об исцелении;
  • даже в кажущихся мелочах, например, что-то потеряли или забыли;
  • о спасении для вечной жизни.

Важно, молиться со вниманием, смирением и любовью. Господь знает потребности каждого человека, нужно не забывать благодарить Бога за всё, что нам даётся в жизни. И за радости и за грусть, всё это уроки жизни, которые учат нас быть и оставаться людьми.

Икона Николая Чудотворца

Николай Чудотворец — не менее почитаемый святой в христианском мире. Обращаются к нему по разным вопросам – от телесных заболеваний до прекращения ссор и военных действий. Он жил в III-IV веках и уже при жизни прославился великими делами. Существуют многочисленные его иконы, фото которых иллюстрируют его духовность.

Самый древний образ святого датируется XI веком и находится на горе Синай, в монастыре святой Екатерины.

На сегодняшний день во многих монастырях и храмах находятся его образы, которые обладают чудесными свойствами.

История икон

К истории иконописи христианская церковь относится очень трепетно. Существует несколько красивых преданий относительно происхождения первых икон.

Одна из легенд гласит, что первым иконописцем был апостол Христа — Святой Лука. Именно он впервые нарисовал изображение Богоматери с младенцем на руках. Этой тематике посвящено множество произведений искусства в европейской культуре.

Существует также предание о восточном царе, который страстно возжелал иметь в своей коллекции изображение Христа. Но придворный живописец не смог воплотить на холсте лик Спасителя. Тогда Христос сжалился над мастером, вытер мокрое лицо куском полотна и отдал его рисовальщику. Так возник известный всему миру Спас Нерукотворный.

Первые исторически подтвержденные образцы христианской иконографии датируются IV веком. Это — росписи стен в римских катакомбах на библейскую тематику. Наиболее ранние сохранившиеся иконы в привычном виде небольших живописных изображений на деревянных досках созданы в VI веке.

В VII веке на Трулльском Соборе было принято важнейшее решение для иконописи. Высочайшим повелением запрещалось изображать Христа в символическом виде агнца (ягненка), дозволялось только рисовать его лик в подобии человеческом.

В VIII веке в христианском мире произошел серьезный раскол. В Византийской Империи возникло мощное движение — иконоборчество. Его сторонники называли почитание икон идолопоклонством и массово уничтожали религиозные изображения (росписи алтарей, фрески, мозаики, статуи и иконы).

Только в 843 году на Вселенском Соборе был принят догмат о почитании икон. В память об этом событии Восточная Церковь ежегодно отмечает Праздник Торжества Православия.

В Средневековье собственные школы иконописи были созданы практически во всех странах Европы. В России расцвет творчества иконописцев приходится на XIV-XV век. В этот период творили выдающие мастера:

  • Феофан Грек (1340 — 1410);
  • Андрей Рублев (1360 — 1428);
  • Дионисий (1440 — 1502);
  • Федор Зубов (1615 — 1689);
  • Гурий Никитин (1620 — 1691);
  • Симон Ушаков (1626 — 1686).

Упадок иконописи в Европе начинается с эпохой Возрождения, а в России значительно позже — в XVII веке. Живопись постепенно вытесняет иконы на задворки истории.

Интерес к иконописи возвращается только в начале ХХ века, но он носит выраженный научный и культурный характер. Иконы все чаще становятся предметами торгов на аукционах, они продаются на Западе за большие деньги. В России после 1917 года Советская власть ведет беспощадную борьбу с религией, произведения церковного искусства безжалостно уничтожают во время антирелигиозных компаний.

Сегодня искусство иконописи медленно возрождается, а шедевры старых мастеров украшают частные и музейные коллекции.

На платформе Very Important Lot посетители всегда могут принять участи в аукционах по продаже шедевров искусства и предметов антиквариата. Ценители прекрасного также имеют возможность купить на нашей площадке напрямую иконы у современных художников.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector