0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В Иерусалиме разгорается скандал — армяне снова оскорбили христианскую святыню — ДЕТАЛИ

В Иерусалиме разгорается скандал — армяне снова оскорбили христианскую святыню — ДЕТАЛИ

Скоро православные верующие будут отмечать светлый праздник Пасхи. Люди готовятся, постятся, планируют чем накроют стол. В этот предпраздничный настрой с армянской подачи со вчерашнего дня внесена огромная ложка дегтя.

Армяне снова подрались с греками в храме в Иерусалиме

Как известно, ежегодно в Великую субботу, накануне празднования Пасхи по юлианскому календарю в храме Воскресения Христова в Иерусалиме зажигается Благодатный огонь. Традиция существует веками, и верят православные что огонь зажигается сам по себе или нет, а паломничество в храм продолжается из года в год. Потому что, по большому счету, важно не само чудо, а вера людей в него, задевающая самые тонкие и лучшие струны души. Даже если оно рукотворное. Нет ничего плохого в том, что верующие хотят прикоснуться к этому явлению в канун главного христианского праздника. Ведь Благодатный огонь (повторимся — независимо от того, чудо это или нет) символизирует воскрешение Христа и возрождение жизни.

Армянская церковь является одной из шести конфессий, допущенных к Гробу Господнему. Так уж вышло, что армянским священникам позволено хозяйничать в храме. А зря. И это еще раз доказал накануне представитель армянской патриархии Самуил Агоян, раскрывший в репортаже телеканала «Хадашот 2» тайну Благодатного огня.

Агоян неожиданно для всех решил раскрыть «страшную тайну» и поведал, что огонь-то ненастоящий. Три раза побывав в кувуклии (место, где появляется по легенде Благодатный огонь) при зажигании огня, он выявил таки злостный обман верующих — оказывается, патриархи зажигают связки восковых свечей от масляной лампады, вот откуда все берется. «У них есть связки свечей, мы называем их факелы, и они поджигают их от масляной свечи, и представляют его как благодатный огонь. Мы верим в чудеса, но я был там три раза, и это не чудо», — сделал «сенсационное» разоблачение представитель армянской церкви.

Армения во власти мракобесов: так преступная церковь держит армян в руках

Как пишут СМИ, находившийся при этом представитель коптской церкви не согласился с этим высказыванием и потребовал остановить съемку, обвинив его во лжи. Агоян возразил, что копты не присутствуют при зажигании огня в отличие от армян, но оппонент продолжил утверждать, что благодатный огонь сходит с неба, а Агоян лжет.

Сходит огонь с неба или нет, а это не тот случай, когда нужно выскакивать вперед и вопить «а что я знаю!». На дворе XXI век, и в большинстве верующие прекрасно понимают, что к чему. Но Благодатный огонь — это символ, разоблачение которого совершенно неуместно.

В конце концов, в ассортименте у самой армянской церкви имеется масса «чудес», который являются табу и не подлежат не только разоблачению, но даже простому изучению. Вот, например, смехотворная история о некоем Акопе, который, дескать, нашел доску от Ковчега, и теперь она хранится в Эчмиадзине и представляется наивным верующим как святыня Армянской апостольской церкви. Интересно, посмеет ли какой-то из священников просто намекнуть, что доска-то — простой пиломатериал, никакого отношения к Ною не имеющий. Конечно, нет. За такое он сразу будет подвергнут анафеме, как покусившийся на святыни и тому подобное, изгнан и наказан.

Так по какому праву. как его там. Самуил Агоян взялся разоблачать святыню, принадлежащую миллионам верующих, к которой люди несли и продолжают нести свои надежды на протяжении веков? Кто дал такое право армянскому священнику?

Армянский агитпроп ударился в бред. На этот раз строят ковчег — ПОДРОБНОСТИ

Впрочем, армянские священники в Иерусалиме никогда не отличались трепетным отношением к святыням. Они часто становятся зачинщиками драк и скандалов в главном христианском храме. Несколько лет назад нашумел случай, когда армяне устроили драку, борясь за право первыми войти в двери храма, до этого опять же армянские священники учинили побоище с греческими коллегами за то, что грек остался в храме во время армянского богослужения. Таких историй предостаточно.

Кстати, любопытный факт — в свое время из-за постоянных разборок между христианами, ключи от храма были доверены. мусульманам. Произошло это в XII веке, но по сей день две мусульманские семьи ведают порядком. Одна является хранителем ключей, другая — открывателем дверей.

Но даже это не спасает святыню от беспорядков, провокаторами которых, по вине известного чванства, является армянская сторона. Пожалуй, ведающей этим вопросом структуре следует пересмотреть допуск армянских священников в храм или хотя бы лишить их каких-то привилегий, а то священное место так и будет каждый праздник превращаться в шумный и драчливый ереванский базар.

Покончить с «турецкими гетто», или Путь спасения армян и всех христиан Ближнего Востока

Мусульмане должны понять, что христиане – это не «гяуры» и не «зимми», а полноправные жители Ближнего Востока. А христиане начинают понимать, что ни Европа, ни США не собираются их спасать.

Арам Гарегинян, Sputnik Армения

Кем будут христиане на Ближнем Востоке после войны? Немногие вспоминают, что христиане и езиды – не пришельцы в мире мусульман. Напротив, они были и остаются творцами Ближнего Востока. А значит, они не «зимми», а полноправные граждане своих стран – такие же, как любой мусульманин. В этом – главная идея вышедшей в Париже книги «Меньшинства Востока: забытые историей» («Minorités d’Orient: Les oubliés d’Histoire»).

Автор книги – молодой, но уже хорошо известный французский журналист и востоковед Тигран Екавян. Сын сирийского армянина, до войны он регулярно бывал в Сирии и Ливане.

Им, конечно, «помогут»

Открыто о радикальных исламистах на Западе заговорили только в 2014-2015 годах, после их нападения на равнину Ниневии и в Синджар – земли ассирийцев и езидов.

«Эти события напомнили о том, что происходило здесь сто лет назад, в 1915 году», — рассказывает Екавян.

Тогда греки, армяне и ассирийцы верили, что европейские державы не оставят собратьев-христиан.

Многие в Армении помнят, что большевики вывели войска из Карса и Игдыра (исторические армянские города в Западной Армении, ныне территория Турции. – ред.), отдав их туркам в обмен на «мировую революцию». Но мало кто (и в Армении, и на Западе) помнит и о сдаче Киликии по указу французских властей, и о сдаче ассирийского Хаккяри – по указу британских.

«Франция уходит после того, как здесь пролилась кровь ее бойцов. В этом повинны не французские солдаты и офицеры, которые сражались на этой земле. Не по их вине Франция уходит отсюда, предав свои обещания», — так писал в одном из своих писем Ваан Португалян, воевавший в армянском легионе французской армии (цит. по книге Тиграна Екавяна).

По иронии судьбы, Париж и Лондон не получили от этого никакой выгоды. Проглотив эти земли, Турция сразу начала засылать своих агентов в Сирию и Ирак (тогда подконтрольные англичанам и французам). Но и этот урок не пошел впрок. В 1939 году власти Франции отдали Турции провинцию Александретта (искаженное турецкое название — Искендерун). Именно там находился Антиохийский патриархат – одна из древнейших христианских церквей, которую, по преданию, основали святые апостолы Петр и Павел.

Точно так же повторяется история с курдами. У них политика далеко не такая прямолинейная, как у президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.

Руководители Иракского Курдистана стараются показать миру, что уважают права христиан. Действуют школы, открываются церкви, в парламенте Курдистана есть три депутата-ассирийца и один армянин. Но и здесь христиане стали не согражданами, а вассалами, подчеркивает Екавян.

Политика курдификации проводится на всех уровнях. В курдском регионе Сирии даже в школах история переписывается в желательном для них виде, добавляет он.

«Следя за новостями о христианах и езидах, нужно внимательно следить за происходящим, чтобы не стать жертвой курдской пропаганды», — подчеркивает Екавян.

Людовик Святой и Джордж Буш

«Старшая дочь церкви» — так называли Францию в Европе за то, что король франков Хлодвиг первым принял христианство. В средние века французские короли прибавляли к своему титулу слова «христианнейший монарх».

С одной стороны, Франция гордится защитой христианских ценностей. Здесь вспоминают и послание Людовика Святого христианам-маронитам в Ливане (в XIII веке), и соглашение Франциска I с турецким султаном Сулейманом триста лет спустя. Тем острее было и остается разочарование предводителей восточных церквей.

«Когда началась последняя война, сирийские патриархи приехали в Париж, предупреждая, что в рядах сирийской оппозиции есть экстремистско-мусульманские силы. Но к их предупреждению никто не прислушался. Это в очередной раз показало, что четкой политики в отношении христиан у западных лидеров нет», — подчеркивает Екавян.

Заметим, с такими же призывами о мире обращались и римские папы – и после Войны в Заливе, и во время «Арабской весны» в 2011-м. Но в 1991-м Джордж Буш-старший даже не сообщил в Ватикан об окончании войны (папе римскому позвонил президент Италии).

Но мало кто вспоминает, что и эта, и следующая война в Ираке стала для исламистов удобным поводом снова напасть на христиан. В результате, после 1991-го из Ирака выехали две трети христиан. Грустная перекличка с Оманской империей и ее правопреемницей: в 1890-е годы в Анатолии (территория современной Турции) армяне, ассирийцы и греки составляли около 30% населения, в 1924-м – 2%, теперь – еще меньше.

Судьба христиан в Ираке мало заботила организаторов войны – хотя оба Джорджа Буша были верующими христианами.

«Детьми церкви» остаются не короли и не президенты, а обычные американцы и французы. Один из них, Эммануэль Альбаш, который в 70-е уехал из Франции в Ливан, отправился воевать на стороне христианских отрядов самообороны. Есть несколько правых организаций, которые поддерживают христиан.

И наконец, годы спустя, о христианах и езидах все-таки заговорили политики (правда, уже не во власти). Экс-премьер Франции Франсуа Фийон недавно собрал по этому вопросу крупную конференцию в Париже. Сюда приехали экс-премьер Испании и экс-президент Ирландии. Теперь они хотят создать новый фонд для поддержки религиозных меньшинств Ближнего Востока.

«Посмотрите себе в тарелки»

Те, кто называют христиан «пятой колонной Запада» на Востоке, забывают о примерах, когда христиане защищали арабские идеи не меньше мусульман. Яркий пример из современности – коптский патриарх Шенуда III, который выступал против курса египетского президента Анвара Садата по сближению с Израилем (при том, что Садат объявил ислам государственной религией, «забыв» про миллионы коптов).

Если ислам как таковой существует сам по себе, то исламский фундаментализм – совсем нет. Он как раз и является «пятой колонной» ряда арабских стран на территории соседей. Не все осознают, что радикальный исламизм поддерживается странами Персидского Залива и Саудовской Аравией, подчеркивает Екавян.

«Он исходит не изнутри Египта, а поддерживается саудитами и странами Залива. Поэтому мировые сторонники демократии должны поднять этот вопрос если и не для защиты христиан, то хотя бы для защиты прав человека», — добавил Екавян.

В том же Египте президент ас-Сиси разрешил коптам построить новый собор Рождества Христова и даже приехал туда на литургию, но при нем же в стране свободно действуют издания мусульман-салафитов, которые призывают к борьбе c «неверными». Откуда они финансируются?

«Вы спрашиваете, где империализм? Посмотрите себе в тарелки», — так заявил в одном из выступлений «африканский Че Гевара» – президент Буркина-Фасо Тома Санкара.

Больше не «зимми»

«Война других» – так назвал нескончаемые конфликты в Ливане известный журналист Гасан Тюени. Сам он арабский христианин. И он, и многие другие христианские мыслители на Востоке подчеркивают: решение вопросов не придет извне, найти его можно только самим. До тех пор, пока христиане будут искать защиты у других, на них будут косо смотреть дома.

Читать еще:  Парфюмерия, косметика

Своя доля ответственности есть и на мусульманах. До тех пор, пока они будут смотреть на своих сограждан-христиан как на «зимми» (по шариату это христиане и евреи, не равные в правах с мусульманами), они будут давать повод для вмешательства арабским нефтяным державам (охотно финансирующим борьбу против «неверных»).

Именно поэтому особое внимание приковывают протесты в Ливане. Впервые за очень долгое время они объединили всех – и христиан, и мусульман.

«Впервые эти люди восстали и поняли, что могут жить как один народ, а не порознь. Так они могут показать принципиально новый тип сосуществования – не османские «миллеты», а единое общество», — подчеркнул Екавян.

«Миллет» – это система минимального самоуправления, которую в Османской империи создали для иудеев и христиан. Внутри себя они решали вопросы браков, разводов и церковного имущества. Османской империи давно уже нет, но логика миллетов до сих пор есть: христиан пытаются представить как изолированное меньшинство.

Но чтобы положить конец экстремизму, общества в арабских странах должны стать едиными, без «правоверных» и «зимми». Задача очень сложная (и неизвестно, выполнимая ли). Однако именно о ней все чаще говорит интеллигенция на Ближнем Востоке – причем не только ее христианская часть.

Пакистан — нападение на журналиста, занимающегося защитой христиан в апреле 2015

В Пакистане напали на журналиста, занимающегося вопросами христианского меньшинства.

Эксперта по исламу и блогер Раймонд Ибрагим заявил, что полиция отказалась регистрировать иск против нападавших.

29 марта на журналиста Шамима Масиха напали в Исламабаде двое мотициклистов. Мотоциклисты начали избивать Шамима Масиха. Они сломали ему руку и предупредили, что если он не прекратит писать о христианском вопросе, то пострадает не только он, но и его семья.

Полиция не приняла заявление пострадавшего.

filaretuos

Друзья и враги

Массовые убийства христиан в Иракском городе Мосуле

Под дулами огнестрельного оружия исламистов христианский ребёнок Ирака.

Террористы исламского государства обещали убивать всех христиан в Мосуле, и они начали с детей. Согласно отчету по CNN, убийства начались в Мосуле и детские головы висят на столбах в городском парке.

Американские бизнесмены призвали американских политических лидеров в предоставлении убежища около 300 000 христиан Ирака, спасающихся от исламского ISIS вторжения.

«Мир не видел такой жестокости из поколения в поколение», — сказал один бизнесмен США в CNN. Хотя геноциды случалось неоднократно на протяжении истории, в том числе страшные геноциды в странах в Руанде и бывшей Югославии, а также в Камбодже, геноцид в отношении христиан наиболее страшен и имеет всемирную огласку.

Террористы, которые вторглись в Мосуле и другие древние христианские общины в Сирии и Ираке, сделали музыкальное видео и возложили на себя ответственность в убийстве мирных жителей и пленных солдат. Они буквально наслаждаются актами убийства и страха, и тех страданий, которые переживают другие.

Уже несколько детей в Мосуле обезглавлены, только потому, что они христиане.

Детей обезглавливают, женщин насилуют, а затем убивают, мужчин вешают. Убивают тех людей, которых заранее предупредили «Кто не примет ислам, будет предан мечу!»

Даже те семьи, которые платят налоги, предусмотренные ISIS для христиан, остаются в настоящее время жертвами. Женщин исламисты берут в плен и делают их жёнами, принадлежащих ISIS бойцов. Это означает, что они могут изнасиловать и даже убить их, если они не согласны принять ислам.

Не все христиане могли бежать, возможно, потому, что одним требовался уход за пожилыми родственниками или маленькими детьми, или имели другие причины и они не могли выйти из города . Возможно другие думали, что налог должен был спасти их и их дома и предприятия.

В другой части Ирака, христианские беженцы отступили в горы, где они были окружены ISIS повстанцами, которые сейчас заставляют их голодать и умирать от солнца.

То, что происходит в Ираке и Сирии, особенно для христиан, это не гипербола. Обещания исламистов ISIS должны быть приняты всерьез. Они выполнили все те обещания, которые они сделали. Они не проявляли милосердие к детям или их мамам. Они упиваются убийствами и являются не более, чем армией религиозных фанатиков и психопатов. Их число растет, потому что никто в мире не делает ничего, чтобы остановить их.

Это не является больше проблемой для одного Ирака в одиночку разбираться с исламскими фанатиками. На всей планете есть священная обязанность-разобраться быстро с ISIS и нейтрализовать их угрозу для всех цивилизованных людей.

То что мир сидит и смотрит, является воплощением позора и несмываемое пятно на всём цивилизованном человечестве.

В Европейских газетах есть несколько страшных фотографий, показывающих зверства исламистов Ирака. По понятным причинам я не выставлю эти фотографии на эту страницу, но поделюсь с подписями под страшными фотографиями .

На фото: исламисты убивают женщину путем перерезания ей горло и сливания ее кровь в чашу, Такие фото предназначены для того, чтобы запугать остальных христиан.

На фото: В отчаянии отец девочки в Сирии держит безжизненное тело его обезглавленной дочери, маленькая девочка казнена боевиками, потому что она была из христианской семьи. Дети христиан в Мосуле так же систематически обезглавливаются, а их маленькие головки размещены на столбах в парке, как предупреждение остальным христианским родителям, которые любят своих детей.

Сайт Catholic Online публикует внушительную подборку фотографий убитых детей, женщин и мужчин, кадров с отрезанием голов и обезглавленными детскими трупами.

Чтобы понять всю драму Иракской трагедии, надо перенестись в 2003 год. Именно тогда был свергнут американцами законный президент Ирака, Саддам Хуссейн.

Саддама называли диктатором, но при нём в Ираке в безопасности жило 1.400.000 христиан, сегодня после его свержения и при дарованной Америкой деммократии в Ираке остаются жить только 150.000 христиан из которых по данным Ватикана только за 2-3 недели Ирак покинули около 100.000 христиан.

Дома христиан Ирака помечают символами, эти символы позволяют исламистам убивать жителей этого дома и занимать их дома.

Страшно подумать, но всё это происходит сегодня и ни где-то далеко, а за границей соседней благополучной Турции , в стране в которой так любят отдыхать наши же русские туристы. А буквально в нескольких км. за чертой Турецко-Иракской границы творится весь этот страшный и ужасный произвол.

10 августа Папа Римский Франциск в своем еженедельном обращении говорил о том, что насилие в Ираке оскорбляет Бога и все человечество. Он призвал молиться за всех пострадавших в результате конфликта.

Президент США Барак Обама продолжает настаивать на том, что проблемы Ирака должны решать сами иракцы. Обращение лидеров Иракского Курдистана к мировому сообществу с просьбой предоставить им оружие для борьбы с исламистами будет удовлетворено, сообщили в Госдепе США.

После захвата Мосула 95% христиан вынуждены были бежать, а около 5% остались и были вынуждены принять ислам. Христиане, которые думали, что могут избежать преследования, заплатив штрафы, столкнулись с вероломством боевиков. После уплаты штрафа исламисты отбирают у христиан жен и детей, превращая их в свою собственность. Многие из них погибают. Те, кто бежал в соседние районы, не питают надежды на возвращение.

«Исламский халифат» на территории Ирака, который был недавно провозглашен группировкой «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), — серьезный вызов для безопасности не только Ближнего Востока, но и России. Такое мнение высказал глава Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований российского Института стратегических исследований Раис Сулейманов. В планах исламистов Ирака полностью овладеть Кавказом.

За последние 10 лет 118 христианских церквей в Ираке, список которых опубликовало ассирийское информагентство AINA, были повреждены или разрушены: 45 — в Багдаде, 64 — в Мосуле, 8 – в Киркуке и 1 – в Рамади, сообщает Радио Ватикана.

Волна насилия значительно усилилась в начале июня, когда боевики-исламисты из группировки «Исламское государство» начали захватывать Северный Ирак. До 29 июля, по данным AINA, 45 церквей и других христианских зданий в Мосуле была разрушены, заняты боевиками, превращены в мечети или в опорные пункты исламистов.

Во втором по величине иракском городе Мосуле в 2003 году проживали около 200 тыс. христиан — в течение последних 1800 лет он был крупнейшим христианским поселением в стране. После захвата города боевиками «Исламского государства» его покинули оставшиеся 25 тыс. христиан, так как исламисты объявили, что христиане должны или принять ислам, или платить специальный налог, иначе они будут убиты, впрочем и налог не защищает от смерти.

Мосул — город на севере Ирака. Расположен на реке Тигр в 396 км северо-западнее Багдада.

В городе расположен Мосульский университет — один из крупнейших в Ираке.

Раскопки показали, что эта местность была обитаема ещё 8000 лет назад. Собственно город Мосул был основан около 700 года до н. э. на другом берегу реки Тигр напротив Ниневии — столицы Ассирии. Город имеет большое историческое значение.

С XVI века и по 1918 год город входил в состав Османской империи. Далее, до получения Ираком независимости город находился в подмандатной Великобритании территории.

В начале июня 2014 года город, как и некоторые другие города северного Ирака, был захвачен боевиками из группировки «Исламское государство Ирака и Леванта». Это, а также сопутствующее разрушение инфраструктуры и вывод из строя главной водонапорной башни, привели к исходу из Мосула полумиллиона беженцев.

Главой непризнанного Исламского государства Ирака и Леванта является Халиф Исламского государства Ибрагим Аввад Ибрагим Али аль-Бадри.

Возглавляемая аль-Багдади организация первоначально ( 2004 — 2014 ) являлась частью международной террористической организации Аль-Каида, но была исключена из неё по причине конфликта с другим «отделением» Аль-Каиды на территории Сирии .

В июне 2014 года группировка получила мировую известность, в течение месяца взяв под контроль значительную часть северного Ирака (при поддержке других суннитских антиправительственных групп), включая второй по величине город Ирака Мосул. 29 июня было провозглашено создание «халифата» во главе с аль-Багдади на подконтрольных ИГИЛ территориях Сирии и Ирака. Сам аль-Багдади провозгласил себя «халифом» под именем Ибрагим, а столицей «Исламского государства» объявлен Мосул.

5 июля 2014 года аль-Багдади произнес свою первую публичную речь во время пятничной молитвы в мечети Мосула, записанную на видео и размещенную в интернете, в которой призвал всех мусульман мира подчиниться ему и присоединиться к джихаду под руководством группировки . Непризнанное государство претендует на религиозную и политическую власть над всеми территориями, где проживают мусульмане , включая территории Иордании, Израиля, Палестины, Кувейта, Ливана и Турции .

По мнению президента Института Ближнего Востока Евгения Сатановского, организация аль-Багдади представляет собой «клон Аль-Каиды» и возникла при финансовой поддержке страны Катар .

Христианство на территории нынешнего Ирака появилось еще в апостольские времена и христианские общины халдейского Вавилона приветствовал еще апостол Петр. Согласно христианскому преданию здесь проповедовал апостол Фома . Огромная роль в становлении Церкви Востока отводится и апостолу Аддаю из числа 70 апостолов.

Ученики Мар Аддая — Мар Аггай (65-87 гг.) и Мар Мари (88-121 гг.) — продолжили его миссионерскую деятельность на территории Месопотамии, и именно при Мар Мари произошло укоренение Церкви Востока в столице парфянского Ирана Селевкии-Ктесифоне. Ко II-III векам предки современных ассирийцев — «арамеи» в своем подавляющем большинстве приняли христианство. Однако с приходом Сасанидов для христиан наступили сложные времена. В 341/342 гг. ктесифонская христианская община подверглась преследованиям со стороны персидских властей: 128 христиан нашли мученическую кончину. Их память отмечается 5 марта. В четвёртом веке в Месопотамии состоялся первый поместный Собор.

В 410 году Йездигерд I разрешил иракским христианам провести свой поместный собор, который собрался в Селевкии. На этом соборе была организована христианская церковь в государстве Сасанидов. Епископ Селевкии и Ктесифона Мар Исхак был избран главой церкви. Он получил титул «католикоса» и стал иметь свою резиденцию в Ктесифоне. В 424 году собор в этом городе запретил всякие апелляции к антиохийскому архиепископу , учредив, тем самым, автокефальную Ассирийскую церковь. В пятом столетии, Ктесифон стал очень важным центром Несторианизма . Миссионеры из Ктесифона обращали в христианство многих людей вдоль Шелкового Пути, например, в Раги и Мараканда, и в Маргиане и Арии. В 635 году, первые христиане достигли Китая .

В VI веке на севере Ирака активизировались яковиты . Они обосновались в предместьях Мосула.

С 766 года резиденция патриарха перенесена из Ктесифона в Багдад. К началу XII в. Церковь насчитывает 25 митрополий, не менее 146 епископов и управляется Патриархом—Католикосом, собирающим ежегодно Собор иерархов в Багдаде . Значимым для всей христианской церкви местным святым был Исаак Сирин

Читать еще:  В Петербурге представили книгу Бенедикта XVI в русском переводе

Захват монголами Багдада в 1258 году не принес облегчения христианам. Потомки хана Хулагу вскоре приняли ислам — религию большинства населения завоеванной ими страны, после чего мусульмане стали вновь преследовать христиан. В конце XIV века страшный удар по уже ослабевшей церкви нанес Тамерлан. Считается, что он стал причиной почти полного исчезновения христианства в Иране и в Средней Азии.

В 1552 году от Церкви Востока отделилась Халдейская католическая церковь. Первоначально халдейские христиане держались севера страны, но в середине ХХ века их патриарх перебрался в Багдад.

Христиане в Месопотамии в основном селились и жили в Багдаде, Киркуке, Мосуле и Басре.

Сегодняшний Мосул и ситуации с христианами Ирака, это дело не одного Ирака и Азии или США, это беда которая может придти в дом каждого из нас в попытке лишить и отобрать нас нашей веры, веры наших отцов и дедов. Вот почему нельзя смотреть равнодушно на чужую боль детей Ирака и весь христианский мир сегодня должен соединиться в общей молитве о мире на земле не так и далёкого от нас Ирака.

Что нужно знать о геноциде армян

24 апреля отмечается 100-летняя годовщина геноцида армян. Под этот термин подпадают осуществленные в 1915–1923 годах депортации и физическое уничтожение более миллиона армян — поданных Османской империи. Погромы и ущемление прав армянского населения, на протяжении 3 тысяч лет населявшего территории Армянского нагорья, начались еще в конце XIX века. Разваливающаяся многонациональная империя теряла свои европейские владения в результате греческих и славянских восстаний, и христианские меньшинства стали рассматриваться правительством в качестве пятой колонны. В 1894–1896 годах на востоке империи было убито, по разным оценкам, от 50 до 300 тысяч армян. В 1907 году в Адане за два дня было убито около 2 тысяч армян. В Первой мировой войне Турция выступила на стороне Германии и Австро-Венгрии и начала наступление на российский Кавказ, но ее отряды были разгромлены 4-м Кавказским армейским корпусом генерала Огановского. Хотя все мужское население империи, не исключая и армян, было мобилизовано в ряды турецкой армии, часть националистов выступила на стороне Российской империи. Это дало повод османскому правительству обвинить весь армянский народ в государственной измене и начать насильственную депортацию и истребление мирных жителей исторической Армении. За исполнением этого плана следила «Тешкилят-и Махсуса» — османская контрразведка, набиравшаяся в значительной массе из бывших уголовников и также боровшаяся с арабским национализмом. Прямые исполнители были в основном курдами. Десятки тысяч армян умерли от жажды и голода во время депортаций. Женщин насиловали и угоняли в рабство, детей отбирали у родителей и обращали в ислам.

Армянские беженцы ждут депортации на улицах Малатайи. Почти все они были убиты в 1918-м году

Фотография: Wikimedia Commons

Генри Моргентау, посол США в Стамбуле, в телеграмме в Вашингтон называл эти события «кампанией расового уничтожения» («campaign of race extermination»). В мае 1915-го Франция, Великобритания и Россия выступили с совместной декларацией, в которой говорилось: «На протяжении месяца курдское и турецкое население Армении уничтожает армян при попустительстве и часто содействии османских властей. Резня началась в середине апреля (по новому стилю) . Все жители около тысячи деревень возле Вана были убиты. Армянский квартал этого города был осажден курдами. В то же время в Константинополе османское правительство жестоко обращается с мирным армянским населением. Ввиду новых преступлений Турции против гуманности и цивилизации, союзные державы публично уведомляют Высокую Порту о ее личной ответственности за все преступления всех членов оттоманского правительства и его агентов, причастных к этой резне». Хотя Германия и Австро-Венгрия, будучи союзниками Турции, не осудили геноцид, немецкие дипломаты и офицеры, находившиеся в Турции, оставили свидетельства о намеренном характере уничтожения армянского населения. Прикрепленный к 6-й Оттоманской армии германский офицер Армин Вегнер, кавалер Железного креста, фотографировал узников лагеря Дейр-эз-Зор в сирийской пустыне, через который прошли сотни тысяч армян. Вегнер был выслан из Османской империи, но провез негативы под одеждой. Наконец, не все османские чиновники были согласны с происходящим: показательна история вице-губернатора округа Харпут, араба Файез эль-Гуссейна, которого Лоуренс Аравийский назвал летописцем армянской резни. Эль-Гуссейн бежал из Османской империи и опубликовал свои воспоминания об этих событиях, передававшие ужасы депортации армян, а также свидетельства о спланированном характере геноцида.

Геноцидом события 1915 года признают 22 страны мира, в том числе Россия и Франция. Рональд Рейган использовал этот термин и ставил геноцид армян в один ряд с холокостом, однако после него ни один президент США не решился на это, дорожа отношениями с Турцией как ключевым членом НАТО на Ближнем Востоке. Президент Обама использует термин «Мец Егерн», что переводится с армянского как «Великое злодеяние» и близко по значению к Шоа — так на иврите называется холокост. Турецкие власти последовательно отрицают обвинение в сознательном геноциде, объясняя событиях тех лет трудностями военного времени, а употребление этого термина карается 301-й статьей Уголовного кодекса (оскорбление Турции и турецкой идентичности). В частности, именно по этой статье в 2005–2006 годах обвинялся писатель Орхан Памук за интервью швейцарскому Das Magazin, в котором он говорил об убийстве османскими властями более миллиона армян.

Армянка стоит на коленях перед убитым ребенком. Фотография сделана поблизости от сирийского Алеппо, точная дата неизвестна

Фотография: American Committee for Relief in the Near East

Le Point: султан Эрдоган бросает вызов царю Путину

Дорогой народ, в течение 18 дней войны наши героические войска определенно отступили на некоторых участках в северном и южном направлении. В последние дни противник изменил свою тактику, пытаясь с помощью диверсионных групп создать панику в тылу. Тем не менее, армия обороны Арцаха сохраняет контроль над общей ситуацией, неся в тяжелых боях человеческие потери и в военной технике, одновременно нанося колоссальный урон Азербайджану. Все должны знать, что сложилась достаточно тяжелая ситуация. Я говорю об этом не от отчаяния и безысходности. Я сообщаю эти сведения, потому что обязан говорить с нашим народом на языке истины, в отличие от Азербайджана, который скрывает данные о тысячах погибших и потерях военной техники, по нашим расчетам, на сумму свыше 1 миллиарда долларов.

Но основная цель моего сегодняшнего обращения — разговор о наших планах, стратегии и поощрение нашего вненационального единения вокруг этого. Надо зафиксировать, что турецко-азербайджанский союз просто так не прекратит свое нападение на Арцах и Армению.

В эти дни страны-сопредседатели — РФ, США, Франция — прилагают все усилия по установлению режима прекращения огня. Было принято заявление президентов и министров иностранных дел трех стран и заявление, сделанное в Москве 10 октября. Хочу поблагодарить эти страны за все усилия.

Особо благодарю США за приложенные усилия. Благодарю президента Франции Макрона за его решимость называть вещи своими именами и за его усилия с самых первых дней войны. Особая благодарность президенту Российской Федерации Владимиру Путину, с которым все это время сохранялась интенсивная связь. В эти дни Россия смогла на высоком уровне выполнить роль сопредседателя МГ ОБСЕ и стратегического союзника Армении. Уверен, что эта роль будет выполняться однозначно в лучших традициях дружбы армянского и российского народов.

Придерживаясь логики мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, хочу подчеркнуть, что мы будем очень конструктивными, чтобы наши дипломатические усилия были эффективными. Однако, на сегодняшний день, этих усилий оказалось недостаточно для достижения окончательной победы и окончательного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, а также признания права народа Нагорного Карабаха на самоопределение.

Души и дух наших могущественных предков — царя Арташеса, Тиграна Великого, Ашота Ерката, Арама Манукяна, Оганеса Баграмяна, Монте Мелконяна, Вазгена Саркисяна и других героев — сегодня с нами. Сегодня армяне едины как никогда. 100 тысяч армян в эти дни оказывают Армении и Арцаху финансовую, экономическую, медийную и политическую поддержку. Наши соотечественники в диаспоре в разных городах мира проводят многотысячные митинги и протесты в знак поддержки, имея при этом на повестке дня два конкретных вопроса: международное признание независимости Арцаха и осуждение турецко-азербайджанской террористической агрессии.

Это кульминация нашего общенационального объединения, и эта кульминация должна увенчаться реализацией наших конкретных национальных целей. Армянский народ сломить невозможно, невозможно запугать, невозможно победить. Мы будем стоять до конца, и имя этого конца — свободный и счастливый Арцах, свободная и счастливая Армения.

Сегодня каждый из нас один за другим должен сосредоточиться на реализации этой задачи. Арцах, армия, солдат, линия фронта. Это то, что должно быть в центре наших усилий как в диаспоре, так и в Армении. Мы должны превратить наш траур в гнев, наши страхи — в решимость, наши сомнения — в действие.

Мы должны побеждать, мы должны жить, мы должны строить нашу историю, и мы строим нашу новую историю, наш новый эпос, новую героическую битву, новый Сардарапат (сражение во время Первой мировой войны между армянскими регулярными воинскими частями и ополченцами, с одной стороны, и турецкими войсками, — прим. ред.).

Да здравствует свобода, да здравствует Республика Армения

Да здравствует Республика Арцах!

Да здравствует армянская армия, да здравствует армянский доброволец, да здравствует армянская диаспора, да здравствует армянский народ и да здравствуют наши дети, которые будут жить в свободной и счастливой Армении, в свободном и счастливом Арцахе. Слава героям!»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Джосек

В марте началась очередная фаза по освобождению Западного Мосула. Непрекращающийся гул авиации в небе, за каменным забором на проспекте разворачивается танк «Абрамс», возле него маневрируют броневики «Хамви», черный дым поднимается из квартала, где засели боевики ИГ**. Таков фон Джосека.

Один из домов заняла иракская федеральная полиция. На крыше полицейские стреляют в сторону, где предположительно засел снайпер противника. На втором этаже в коридоре разлеглись прямо на полу и отдыхают полицейские из группы быстрого реагирования: одни спят, другие отправляют сообщения друзьям и родным (интернет и телефонная связь в Мосуле работают превосходно). В гостиной на первом этаже офицеры курят и обсуждают продвижение вперед.

В подвале дома — его хозяева, семья из пяти человек. Отец семейства, жена, их сын и скованные тяжелыми болезнями бабушка и дедушка на металлических койках. Они сунниты. Не покидали город, когда он был под властью ИГ**. Не отзываются об ИГ** ни плохо, ни хорошо. Говорят: «Мы рады, что пришла иракская армия». Отец семейства Абдулла говорит, что он художник (и правда, он похож на художника) и при ИГ** работал по специальности.

Джосек — район суннитский. Здесь нет следов мародерства. Один из местных жителей, Хамад, бежавший в Багдад на время ИГ**, рассказывает, что за два года ничего в его доме не тронули.

— Даже машина так же стояла во дворе дома, как мы ее оставили, — говорит Хамад.

В суннитских районах Мосула и в суннитских пригородах уже через несколько дней после освобождения открываются магазинчики, через неделю базары функционируют так, будто и не было войны. Базар — центр жизни любого ближневосточного города. Если он снова работает, оживают и окрестности.

Даже в городе Хамам-Али южнее Мосула, который правительство считает самым ненадежным из отбитых у ИГ (там террористы пользовались особой любовью местных жителей, поэтому сейчас улицы полны вооруженных патрулей и укрепленных постов), с утра и почти до сумерек бурно живет базар. Но в освобожденные христианские города базары не возвращаются. Связано это с тем, что подрыв смертника вероятнее в местах массового скопления людей: на базаре, во время молитвы в церкви, на свадьбе или в школе во время занятий.

История армян в Ираке документируется с конца вавилонских времен. Тем не менее, общие корни современной армянской общины в Ираке во многом можно проследить до насильственного переселения шахом Аббасом армян в Иран в 1604 году, некоторые из которых впоследствии переехали в Ирак. Еще 25 000 армян прибыли в Ирак в начале двадцатого века, спасаясь от преследований Геноцида армян . Они основали школы, спортивные и культурные клубы, а также политические и религиозные учреждения в городских центрах по всему Ираку.

В течение 1980-х годов армянская община процветала в результате усилий президента Саддама Хусейна по модернизации, поскольку она продолжала восстанавливать свои культурные учреждения и даже освящала внушительный собор в Багдаде . Саддам сохранил много армян среди своего личного окружения: его няня была иракской армянкой, вместе с одним из его телохранителей, его ювелиром, портным и домашними работниками. Одной из его любовниц была Джульетта Н. Гурджян. Армяне извлекли выгоду из светского правления партии Баас, которая жестко подавляла исламистские силы, особенно шиитские иракские элементы, которые позже восстали против Саддама. Армяне также никого не поддерживали в оппозиции, поэтому режим Хусейна рассчитывает на их лояльность и, следовательно, предоставляет им множество прав. На Рождество Саддам Хусейн приказал отнести большое количество цветов в армянскую церковь Багдада.

Читать еще:  Лондонский священник благословил ноутбуки и смартфоны

Азербайджан взял под контроль еще 13 населенных пунктов Нагорного Карабаха – боевые действия продолжатся

Украинцам война за Карабах до боли напоминает войну на Донбассе. Там тоже оккупированная территория, превращенная в непризнанную марионеточную республику. И свой Минский процесс, который длится 26 лет и ничего не решает. Но Карабах — это не Донбасс, здесь все гораздо сложнее.

Армяне считают территорию Нагорного Карабаха своей, потому что живут здесь тысячелетиями. И это не преувеличение. Армянская цивилизация – одна из древнейших в мире.

«Этот спор имеет давние исторические корни, поскольку эта территория принадлежала разным государствам, разным империям в разный период. Преимущественно на этой территории жили армяне», – пояснил директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос.

«Они являются автохтонами этого региона, более глубоких свидетельств у нас нет. И их государство первое, точнее то, из которого они выводят свои корни, оно известно. Это государство Урарту. И, между прочим, оно странным образом связано с Украиной. Потому что народы, которые заселяли Украину, одни из них, киммерийцы, они напали на это государство и уничтожили его», – отметил историк Александр Галенко.

Армяне пережили нашествие соседей и возродили свое государство, уже с современным названием. Набрались сил и сами начали захватывать соседние земли. Например, территорию нынешнего Карабаха. Ее армяне отбили у Азербайджана. Только тогда это была еще не страна, а человек.

«Само название происходит от конкретного лица, которое было сатрапом царя Дария III, которого разбил еще Александр Македонский. Его звали Атропат. И вся эта провинция стала называться Атропатена. Азербайджан — это перемененное имя этого Атропата», — пояснил Галенко.

В целом армянская империя времен расцвета достигала от Черного моря до Каспия и от Кавказа до Иордана.

«Армяне свою государственность имеют с IV или со II века до нашей эры. И армяне имеют память о своем величайшем царе Тигране Великом. Это он был тем царем Великой Армении, как они ее называют», – отметил Галенко.

Великая Армения просуществовала более 600 лет. Она создала самобытную культуру и первой в мире приняла христианство на государственном уровне. Противостояла мощнейшим супердержавам древнего мира — Риму и Персии, но проиграла.

«Это государство не выстояло в борьбе двух больших государств-империй, которыми были Римская и Сасанидская империя в Иране. В 387 году нашей эры армян поделили эти две акулы тогдашнего мира. Это был конец Великой Армении», – уточнил Галенко.

Нагорный Карабах 5 канал / Машина часу

Армения еще несколько раз восстанавливала свой суверенитет, но лишь на отдельных обломках собственной империи.

«Армяне смогли восстановить свое государство южнее, в юго-восточной Турции. И это была так называемая Киликийская Армения, просуществовавшая 200 лет. Пережила и крестовые походы, и монгольское нашествие», – добавил Галенко.

Первоначальная территория Армении — Армянское нагорье — тем временем переходила от одного захватчика к другому. Там в разное время господствовали арабы, монголы, курды, кавказские албанцы и даже единоверцы – грузины. Больше всего же регион изменили предки нынешних азербайджанцев.

«Сами азербайджанцы, их родовое или племенное имя, как хотите, так и называйте, это огузы. Они появились на этой территории лишь в XI веке, с экспансией Сельджукской державы. И это привело к тюркизации целого этого края», – подчеркнул Галенко.

Предки азербайджанцев появились на Кавказе 1000 лет назад, в XI веке. То есть именно тогда, когда на другом конце континента сын киевского князя Владимира Мономаха Юрий Долгорукий убил боярина Кучку из финского племени меря, захватил его земли и построил на них небольшую крепость под названием «Москва-град».

С приходом мусульман войны на Кавказе приобрели еще и черты религиозного противостояния. Часть местных христиан не выдерживала притеснений и оккупации и убегала куда глаза глядят.

«Огузы – тюрки, они пришли из средней Азии. Они уже были исламизированы, но они были такими кочевниками, такими беспокойными, как и наши соседи — тогдашние половцы, и они, конечно, грабили тех самых армян. И это, между прочим, повлекло миграцию армян», – отметил Галенко.

Пока существовала Византийская империя, армяне расселялись прежде всего по ее территории. Грамотные и деловитые, они становились элитой – деловой и политической. Даже несколько императоров «Второго Рима» имели армянское происхождение. Однако с упадком Константинополя они двинулись дальше на Запад. И на север, к нынешней Украине.

» После того, как итальянцы открыли свои колонии в Крыму, армяне туда просто двинули в XIV веке массово. Потому что итальянцы торговали с Западной Европой, Средиземноморьем и, конечно, армянам было что делать. Оживление международной торговли при монголах, на которой поднялся Львов, привело армян аж далеко в Украину – Каменец-Подольский, Львов», – пояснил Галенко.

По всей Украине появились армянские церкви и знаменитый Армянский дворик во Львове. В Крыму они составили вторую по численности этническую группу после татар. На Кавказе же было все наоборот: количество армян уменьшалось, а тюрков – росло. И им как-то нужно было уживаться.

«Азербайджан оставался после Огузского переселения уже турецким. Армяне имели, конечно, своих местных династов, которые назывались меликами. Они были, грубо говоря, коллаборантами, которые правили своими местными жителями. Но остальная территория была заселена также азербайджанцами. То есть турками-огузами, с которыми они жили бок о бок веками», – уточнил Галенко.

Армяне, в силу своей древней культуры и религиозной традиции, остаются своеобразной элитой региона. Они сохраняют собственную идентичность и не растворяются в новом большинстве.

«Азербайджанцы были преимущественно сельским населением. Они жили в селах и оставили после себя значительно меньше памятников. Это дает основания одной стороне утверждать свое присутствие, а другая не может доказать это материально», – отметил Семиволос.

На Кавказе формируется новая этническая реальность. Карта расселения народов региона превратилась в красочное лоскутное одеяло.

«Не было такого однозначного понятного компактного места проживания азербайджанцев, армян и грузин. На самом деле население было разбросано, лоскутная такая территория», — добавил Семиволос.

Возникают также районы смешанного проживания разных народов, особенно в городах — Ереване, Тбилиси, Баку, Шуши. Появляются новые топонимы, в частности в бывшей армянской провинции Арцах.

«В это время возникает название Карабах. Хотя ее название россияне испортили, как все на свете. Карабах означает «земной сад», «сад на земле». Но тюрки, можем сами судить по названию, как они относились к этой земле», – пояснил Галенко.

В XIX веке, на момент захвата региона Россией, армяне жили здесь отдельными анклавами, а основная масса населения – азербайджанцы и курды. Россия решила все изменить и начала закладывать свою геополитическую бомбу.

Сначала хрупкий баланс на захваченных армянских землях начали нарушать турки. Они массово переселяли на христианские земли мусульман-курдов. Это обострило ситуацию, но пока не критично. Парадоксально, но толчком к национальному самоосознанию и национальным конфликтам стала Российская Империя. Она воевала с Ираном и ослабленной внутренними проблемами Турцией. А опираться в регионе решила на единоверцев армян. Христиан в Закавказье было недостаточно для доминирования над мусульманами. Поэтому Россия добилась переселения армян из Персии. И сделала это максимально брутальным способом.

Тюрки 5 канал / Машина часу

«Они заселяли тех же армян, которых переселяли из Персии, в районы, где присутствует мусульманское население, увеличивая христианское присутствие и обеззараживая эти территории от возможных восстаний», уточнил Семиволос.

Чтобы подавить сопротивление местных тюрков, которых Москва тогда называла азербайджанскими татарами, из вновь прибывших христиан начали формировать вооруженное ополчение. Также мусульман начали вытеснять с властных должностей и заменять армянами. Армянин Михаил Лорис-Меликов даже стал министром внутренних дел империи.

«Конечно, в составе Российской Империи армяне нашли себе очень хорошие условия . Между прочим, это была очень интеллигентная публика, которая жила в городах, и они очень хорошо знали местные языки. Армяне были культурными посредниками с русскими», – объяснил Галенко.

Теперь уже курды и азербайджанцы подвергались притеснениям и бежали с родных земель, преимущественно в Турцию. А чтобы еще больше усложнить ситуацию, политика Империи радикально менялась, причем к худшему.

В итоге, когда по всей России вспыхнула революция 1905 года, народы Закавказья начали сражаться не с оккупантами, а между собой. Эти события вошли в историю под названием «армяно-татарская резня». В ее огне сгорело 158 мусульманских и 128 христианских деревень, погибли тысячи людей. Власть, которая в это время жестоко подавляла революцию, в резню демонстративно не вмешивалась. Во время новой революции и развала империи в 1917 году ситуация повторяется, только в большем масштабе, хотя сначала стороны пытаются договориться по-хорошему и создают общее государство.

«На начальном этапе вообще было сложно определиться, в каких границах должны быть эти независимые республики. И какое-то время после октябрьского переворота существовала эта Закавказская Конфедерация. Но она оказалась недееспособной и в конце концов развалилась», — подчеркнул Семиволос.

Народы конфедерации выбирают себе разных союзников. Грузия ориентируется на Германию, Азербайджан – на Турцию, а Армения – на Англию и русских белогвардейцев Деникина. Начинается настоящая межэтническая война за спорные территории, прежде всего за Карабах. Но не только.

«Параллельно с этим армяне начинают войну с Грузией. Тоже за территории. Населенные армянами, которые переселялись, вот как раз мы вспоминали эти переселения, поскольку с точки зрения армян и их представлений о границах, то границы должны ложиться там, где живут этнические армяне. Зато есть другое мнение о границах у тех же азербайджанцев и грузин. Которые считают, что границы должны пролегать на карте бывших губерний», – напомнил Семиволос.

Проигрывают все. После поражения Германии и Турции в Первой мировой большевики захватывают Грузию и Азербайджан. С последним сложилось совсем показательно. Все боеспособные войска страны воевали с армянами, поэтому красные взяли Баку наскоком с тыла без всякого сопротивления.

Нагорный Карабах 5 канал / Машина часу

«На тот момент, когда азербайджанцы и армяне столкнулись в поединке за тот же Карабах и другие территории, которые имели смешанное население, советская власть входит туда и берет под контроль эти территории. И Армянская Республика вынуждена признать наличие советских войск на этой территории», – добавил Семиволос.

Карабах отдали уже советскому Азербайджану, но вовсе не ради мира в регионе.

«Азербайджан — это выход на восток. И захват Азербайджана означал захват плацдарма наступления советской России, советской власти на восток. Там не было соображений, что это было отдать азербайджанцам, а это – армянам. Там были соображения экспорта революции», — пояснил Семиволос.

Армения успевает расширить собственную территорию за счет разбитой в войне Турции.

«Немцы и османы проигрывают в Первой мировой войне. И соответственно, у армян появился шанс освободить значительную часть территорий Западной Армении, которую они считали своей. И армянские войска входят на эти территории», – отметил Семиволос.

Но и здесь все идет по худшему сценарию. После капитуляции Стамбула популярный в народе генерал, герой войны Мустафа Кемаль поднимает восстание. Воюет против собственного вероломного султана, оккупационных войск Антанты, а также отбрасывает армян до самого Еревана. Кремль налаживает контакты с повстанцами и тайно надеется превратить Кемаля в локомотив мировой революции в исламском мире, поэтому наносит удар в спину Армении.

«Под натиском турецких войск, наступающих с запада, Армения советизируется, и уже на этом, собственно, заканчивается, самостоятельное существование трех республик. И после прихода советской власти этот конфликт замораживается», – добавил Семиволос.

Ситуация на Закавказье 100 лет назад до боли напоминает нынешнюю. Армения и Азербайджан обрели желанную независимость и потратили все силы на войну за Карабах. Из-за нее и погибли, разодранные могучими соседями. Армяне пережили геноцид – первый в ХХ веке. А еще – жестоко за него отомстили. Об этом и других этапах создания кавказской геополитической бомбы – в следующем выпуске «Машины времени».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector