1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Освященный Собор РПСЦ избрал нового старообрядческого митрополита Московского и всея Руси

Содержание

o_apankratov

И Свет во тьме светится, и тьма Его не объят (Ин., зач. 1).

Синод РПЦ МП о чиноприёме старообрядцев

Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного разделения XVII века.

Справка:

Руководствуясь стремлением к преодолению пагубных последствий церковного разделения XVII века и учитывая итоги изучения обстоятельств его возникновения, Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года принял деяние «Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их». Собор постановил признать «яко не бывшими» клятвенные запреты, ранее наложенные Соборами 1656 и 1666-1667 годов, утвердил равночестность старых и новых церковных обрядов и засвидетельствовал, что «спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения».

Закономерным продолжением этого соборного деяния явилось исполненное христианской любви и желания способствовать развитию процесса воссоединения «Обращение ко всем держащимся старых обрядов православноверующим христианам, не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом», принятое Поместным Собором Русской Православной Церкви 1988 года, а также постановление Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2004 года «О взаимоотношениях со старообрядчеством и о старообрядных приходах Русской Православной Церкви».

В целях достижения единообразия церковной практики возникает необходимость уточнения норм, действующих в случаях присоединения старообрядцев к Русской Православной Церкви.

Проект соответствующего документа был подготовлен комиссией Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, а затем доработан редакционной комиссией Межсоборного Присутствия.

Для общецерковного обсуждения проект документа был опубликован 11 сентября 2013 года. Текст был также направлен во все епархии Русской Православной Церкви на отзыв. Замечания по содержанию документа, в том числе и представленные Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, были рассмотрены на заседании редакционной комиссии Межсоборного Присутствия под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

По благословению Его Святейшества содержащиеся в проекте документа предложения с учетом поступивших отзывов переданы на рассмотрение Священного Синода.

1. Учитывая встречающиеся расхождения в современной пастырской практике, подтвердить определение Святейшего Синода за № 1116 от 25 мая 1888 года, согласно которому крещенные в старообрядческих согласиях вступают в единство с Русской Православной Церковью посредством совершения над ними Таинства Миропомазания.

2. Поручить Синодальной богослужебной комиссии совместно с Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством отредактировать чины воссоединения с Церковью последователей старообрядческих согласий с учетом постановления Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года и последующих соборных актов, после чего представить тексты чинопоследований на утверждение Священному Синоду.

3. Напомнить, что, согласно суждению святителя Филарета, митрополита Московского, подкрепленному многолетней практикой единоверческих приходов, старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею.

4. В случае присоединения к Русской Православной Церкви старообрядца, принесшего ранее монашеские обеты, он, по его желанию, признается состоящим в монашестве.

5. Рекомендовать при изучении истории старообрядчества и единоверия в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви руководствоваться духом христианской любви и стремлением к преодолению существующих разделений.

Часть серии о
Восточная Православная Церковь
  • Структура
  • Богословие ( История теологии )
  • Литургия
  • История церкви
  • Святые Тайны
  • Взгляд на спасение
  • Вид Марии
  • Просмотр иконок
  • христианство
  • христианская церковь
  • Апостольское преемство
  • Четыре знака церкви
  • Православие
  • Автокефалия
  • Патриархат
  • Вселенский Патриарх
  • Епископское государство
  • Духовенство
  • Епископы
  • Священники
  • Диаконы
  • Монашество
  • Степени монашества
  • Константинополь
  • Александрия
  • Антиохия
  • Иерусалим
  • Россия
  • Сербия
  • Румыния
  • Болгария
  • Грузия
  • Кипр
  • Греция
  • Польша
  • Албания
  • Чешские земли и Словакия

Автокефалия признана повсеместно де-факто некоторыми автокефальными церквями де-юре.

  • Америка

Частично признанная автокефалия Константинополем, Греческой церковью и Александрией.

  • Украина
  • Старообрядцы
  • Духовное христианство
  • Истинное Православие
    • Катакомбная Церковь
    • Старостильники
  • Американская Православная Католическая Церковь
  • Патриархи американского мира
  • Национальный :
    • Абхазина
    • Беларусь
    • Италия
    • Черногория
    • Северная Македония
    • Турция
    • Русская Православная Церковь в Америке
  • Синкретические восточные православные церкви :
  • Евангельские православные
  • Западное православие
    • Кельты
    • Франция
    • Галлия
  • Первые семь Вселенских соборов :
  • Первый
  • Второй
  • Третий
  • Четвертый
  • Пятый
  • Шестой
  • Седьмой
  • Другие вселенские соборы:
  • Восьмой
  • Девятый
  • Другие важные советы:
  • Quinisext Совет
  • Яссы
  • Москва
  • Иерусалим
  • Отцы Церкви
  • Пентархия
  • Византийская империя
  • Христианизация Болгарии
  • Христианизация Киевской Руси
  • Великий раскол
  • Россия
  • Османская империя
  • Северная Америка
  • Московско-константинопольский раскол
    • 15–16 вв.
    • 1996 г.
    • 2018 г.
  • История восточного православного богословия
    • ( 20 век (неопаламизм) )
  • Апофатизм
  • Миропомазание
  • Созерцательная молитва
  • Сущность против энергии
  • Исихазм
  • Святая Троица
  • Ипостатический союз
  • Иконки
  • Метоузиоз
  • Мистическое богословие
  • Никейский символ веры
  • Непсис
  • Ойкономия против Акрибеи
  • Ousia
  • Паламизм
  • Филокалия
  • Phronema
  • Грех
  • Теозис
  • Богородица
  • Отличия от католической церкви
  • Оппозиция Filioque
  • Оппозиция папского превосходства
  • Божественная литургия
  • Богослужения
  • Акафист
  • Аполитикион
  • Артос
  • Ectenia
  • Евхологион
  • Святая вода
  • Иконостас
  • Иисусова молитва
  • Кондак
  • Литургические входы
  • Литургические поклонники
  • Lity
  • поминальная служба
  • Вечная память
  • Омофор
  • Православный поклон
  • Православный брак
  • Праксис
  • Параклезис
  • Пасхальное приветствие
  • Пасхальная проповедь
  • Пасхальный тропарь
  • Веревка для молитвы
  • Просфоры
  • Русский колокол
  • Семантрон
  • Знак креста
  • Стихерон
  • Тропарь
  • Облачения
  • Использование ладана
  • Пасхальный цикл
  • 12 великих праздников
  • Другие застолья:
  • Праздник Православия
  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Четыре периода голодания:
  • Рождественский пост
  • Великий пост
  • Апостольский пост
  • Успенский пост
  • Афанасий Александрийский
  • Ефрем Сириец
  • Василий Кесарийский
  • Кирилл Иерусалимский
  • Григорий Назианзин
  • Григорий Нисский
  • Иоанн Златоуст
  • Кирилл Александрийский
  • Иоанн Лествичник
  • Максим Исповедник
  • Иоанн Дамаскин
  • Феодор Студит
  • Кассиани
  • Кирилл и Мефодий
  • Фотий I Константинопольский
  • Григорий Палама
  • Архитектура
  • Энциклика восточных патриархов
  • Православный крест
  • Святые титулы
  • Статистика по странам
  • v
  • т
  • е

Преобразование Мет. Амвросий вызвал резкую реакцию властей Российской Империи, и вскоре он был вынужден покинуть свою кафедру, но не раньше, чем он посвятил в свою новую Церковь другого епископа — архиепископа Кирилла (Тимофеева). Активность иерархии Белокриницкой на территории Российской империи встретилась с многочисленными препятствиями со стороны российских имперских властей, а также с внутренним расколом (см Okruzhniki , Neokruzhniki ). Ситуация радикально изменилась с изданием в 1905 году Императорского Указа «О веротерпимости», за которым вскоре последовало «вскрытие» алтарей в важном религиозном и культурном центре старообрядцев — Рогожском кладбище .

После прихода к власти большевиков в 1917 году и Гражданской войны старообрядческая церковь подверглась бесчисленным страданиям и гонениям, как и ее бывший соперник — Русская православная церковь «Никониан» . В 1940 году единственным епископом, который не был заключен в тюрьму советскими атеистическими властями, был епископ Калужский Сава, который в том же году единолично возвысил другого епископа — Иринарха — на кафедру архиепископа Московского. За периодом преследований последовал период относительной стабильности под жестким контролем советских спецслужб. Однако время перестройки и последовавшие за ней изменения в политической, культурной и экономической жизни страны мало повлияли на положение старообрядческой церкви в российском обществе — 17-летнее пребывание митрополита Алимпия (Гусева) некоторыми считается временем «воспоминаний».

Его последователь, митрополит Андриан (Четвергов) в феврале 2004 года проявил себя как харизматичный и талантливый лидер, озабоченный формулированием и распространением культурного и религиозного «послания» старообрядцев для современного российского общества. Объявив себя традиционалистом и консерватором в своих публичных заявлениях, Андриан сделал значительный шаг вперед, начав в той или иной форме диалог с Русской православной церковью и российским политическим истеблишментом. К сожалению, многие такие планы были сорваны с неожиданной смертью митрополита Андриана 10 августа 2005 года во время паломничества в один из отдаленных регионов России (у него было хроническое заболевание сердца). Многие ставили под сомнение готовность церковного руководства продолжать «новый курс», выбранный Андрианом. Однако новый митрополит Корнилий, избранный 18 октября 2005 г., подтвердил, что продолжит политику открытости для российского общества, начатую его предшественником.

marafonec

Бег на месте к горизонту

Впервые за 350 лет. о примирении Русской Православной Старообрядческой Церкви и РПЦ

даже не вериться что вспомнили о корнях православия , о Старообрядцах.

Раскол в Русской православной церкви произошел еще в 17-ом веке. С тех пор старообрядцы – ни при царской власти, ни в советское время, ни при ельцинской «демократии» – не имели возможности встретиться с главой государства, чтобы обсудить свои нужды и проблемы.

«Это историческая встреча», – подчеркнул глава Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий. Как рассказал владыка, основой для встречи с главой государства послужила резолюция Путина на обращение старообрядческого сообщества. Речь в обращении шла о праздновании 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума (почитаемого в старообрядчестве как священномученика и исповедника), которое будет отмечаться в 2020 году.

Путин вспомнил об Ордене.

Вспомнил о корнях. Это не Илларион-Цветомузыка-в-пост ( приобретайте билеты в кассах ) и не солист хора мальчиков. Это — само милосердие: не дышать одним воздухом с конфессиями. Старый обряд — это Сергий и Александр, Донской и Евфросинья, Даниил и Аввакум. Фундамент, на котором стоит новострой. Милосердие последней инстанции. Дальше — только Бог.

Пепел Аввакума — не прошлогодний снег.

«У старообрядцев еще никогда не было такой возможности»

«Это историческая встреча», – подчеркнул в беседе с газетой ВЗГЛЯД глава Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий, комментируя свое общение с Владимиром Путиным. Как отмечают сами старообрядцы, общение такого формата с главой российского государства последний раз имело место собственно до Раскола.

«Это историческая встреча. Старообрядцы никогда не имели возможности, ни при царской власти, ни в советское время, чтобы предстоятель встретился с главой государства, и не просто встретился, но и обсудил какие-то нужды, проблемы, вопросы взаимодействия с государством», – подчеркнул в беседе с газетой ВЗГЛЯД предстоятель Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), митрополит Московский и всея Руси Корнилий.
«Старообрядцы никогда не имели возможности, ни при царской власти, ни в советское время, чтобы предстоятель встретился с главой государства и обсудил какие-то нужды»
Так глава старообрядческой церкви прокомментировал состоявшуюся накануне встречу с президентом России Владимиром Путиным. Как рассказал владыка Корнилий, основой для встречи с главой государства послужила резолюция Путина на обращение старообрядческого сообщества. Речь в обращении шла о праздновании 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума (почитаемого в старообрядчестве как священномученика и исповедника), которое будет отмечаться в 2020 году.

На вопрос, удивило ли его, что президент проявляет интерес к фигуре протопопа Аввакума, собеседник отметил, что «протопоп Аввакум – это знаковая фигура». Аввакум Петров проявил себя как человек культурный, многие знали его как писателя, выступающего за чистоту веры, семейных отношений. «Так и мы хотим позиционировать этот юбилей. С точки зрения, чтобы не раскалывать общество, а находить что-то общее и важное», – подчеркнул митрополит.

Впервые со времен Алексея Михайловича

На встрече с президентом глава старообрядческой церкви обсудил реконструкцию памятников архитектуры в основных центрах празднования 400-летия протопопа Аввакума – на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы.

Ранее в комментариях митрополит Корнилий подчеркнул: «Глава государства впервые за последние 350 лет официально принимает предстоятеля Православной старообрядческой церкви». Поясним: именно 350 лет назад, в середине XVII века, в русской Церкви произошел раскол, следствием которого и стало разделение верующих на приверженцев старого обряда и тех, кто принял реформы патриарха Никона. Таким образом, предыдущим главой российского государства, официально принимавшим главу дораскольной церкви, был царь Алексей Михайлович.

«Старообрядчество было в гонениях – то сильнее, то слабее. В советское время очень сильно пострадало, тысячи храмов были разрушены, репрессировано все священство. Поэтому доброе отношение президента и вообще власти к нашей церкви очень радует», – подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД секретарь предстоятеля РПСЦ протодиакон Виктор Савельев. Ранее, в том числе в 2013 году, глава государства уже принимал митрополита Корнилия, но, как пояснил о. Виктор, на сей раз речь идет об официальной встрече – и в этом значительная разница.

«Митрополит Корнилий уже много лет официально присутствует на государственных торжествах, на оглашении посланий президента, и уже не раз встречался с президентом в составе различных делегаций, и даже имел короткий разговор с главой государства. Но такая полноценная, полноформатная встреча по сути является первой не только в новейшей истории, но и вообще за весь период существования старообрядчества в качестве конфессии», – подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД член комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, прихожанин московского Никольского храма РПСЦ Валерий Коровин.

За прошедшее время удается наладить взаимодействие государства со старообрядческими общинами и организациями. Так, в октябре прошлого года президентские гранты, среди прочих НКО, получили: московский духовно-просветительский центр «Криница» (работающий в храме Николы Чудотворца у Белорусского вокзала) и волонтеры, работающие в московской Рогожской слободе и сохраняющие Громовское старообрядческое кладбище в Санкт-Петербурге.

«В алтаре тренажеры стоят. »

В январе предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий обратился к депутатам Госдумы за содействием в возвращении храмов, проданных в начале 90-х годов сторонним организациям.

«Судьба храма Покрова Пресвятой Богородицы в Гавриковом переулке в центре Москвы – это вопиющий случай, – подчеркнул протодиакон Виктор Савельев. – До сих пор там располагается спортивный зал, в алтаре тренажеры стоят, боксом занимаются. Мы не можем это воспринимать иначе как кощунство».

Вопрос о возвращении храма верующим обсуждался, но он достаточно сложный, потому что храм был приватизирован в 90-х годах. Идет спор о том, насколько приватизация была законной. Судебная сторона на сегодня поддерживает владельцев, но возможны пути какого-то мирного решения.

Другой важный для старообрядцев вопрос – реконструкция Рогожского комплекса. «У нас есть здания, которые до сих пор, с советских времен, не было возможности восстановить, – рассказал о. Виктор. – В них должны размещаться образовательные центры, выставочные экспозиции, ремесленные мастерские. Поэтому для нас эта встреча с президентом была очень важна, и мы надеемся к 400-летию на положительные изменения на Рогожском комплексе».

«Православная традиция принимается во всей полноте»

«Встреча президента со старообрядческим митрополитом означает полную легитимацию старообрядчества со стороны власти. Она означает возвращение старообрядцев в качестве полноценного элемента российского общества – безо всяких оговорок, недомолвок и всякого рода негативных коннотаций и подразумеваний», – отмечает член Общественной палаты Валерий Коровин.

По мнению собеседника, «теперь старообрядцы не являются какими-то «недогражданами», какой-то неполноценной частью общества, как считалось ранее – особенно со стороны некоторых, наиболее ретивых представителей господствующей церкви». «Речь идет о тех, кто по инерции продолжали бороться со старообрядцами, называя их «раскольниками» и чуть ли не «врагами государства» (несмотря на то, что клятвы со старообрядчества были сняты еще в 1971 году)», – добавил Коровин. Собеседник имеет в виду «клятвы» – т. е. анафемы, которые были наложены на сторонников старого обряда на соборах в 1666–1667 годах. В XX веке позиция Московского патриархата по отношению к староверию смягчилась. На Поместном соборе РПЦ 1971 года клятвы по отношению к старым обрядам и их сторонникам были упразднены.

«Весь этот негатив давно уже не существует в российском обществе, и для него нет никаких оснований, – подчеркивает Коровин. – Но в государстве всегда принято смотреть на первое лицо, на некую официальную отмашку». Эта встреча также «является знаком, свидетельствующим о том, что православная традиция принимается государством во всей полноте», – добавил Коровин.

«Раскол русской церкви был драмой, которая подкосила российскую государственность на несколько столетий, создала атмосферу напряженности и взаимных упреков. Если в атеистический период для государства это не имело значения, то сегодня, когда православная традиция становится основой существования общества, то нерешенные, полуразрешенные и тянущиеся с давних времен недопонимания должны быть окончательно сняты, – отмечает Коровин.
– И, собственно, этой встречей они были дезавуированы – никаких противоречий в нашем русском православном большинстве не существует».

«Хотя Русская православная церковь не находится с РПСЦ в литургическом общении, только в нашем содержательном диалоге вижу главную основу возрождения русского национального единства, разрушение которого было заложено даже не трагедией 1917 года, но Расколом XVII века», – в свою очередь заметил заместитель главного редактора телеканала «Царьград-ТВ» Михаил Тюренков, прихожанин единоверческого (ведущего службу по старому обряду) храма Московского патриархата.

«Старообрядцы – уж точно традиционная конфессия»

Встреча Путина и митрополита Корнилия имеет огромное символическое значение.
Это говорит о том, что президент считает, что традиционные российские религии, а старообрядцы – уж точно традиционная конфессия в рамках православия, являются значимыми, уважаемыми. Президент обращается ко всем патриотически настроенным силам гражданского общества, которые несут высокие нравственные ценности. Мы хорошо знаем, как из рядов русских старообрядцев выходили виднейшие российские предприниматели.

Серьезных проблем в отношении к старообрядцам в обществе нет, подчеркнул собеседник, добавив, что к нему, как к представителю профильной комиссии, обращались с жалобами представители других христианских конфессий, но старообрядцы – никогда.

Дискин напомнил, что митрополит Корнилий и патриарх Кирилл регулярно встречаются, как, например, в пятницу – в рамках Совета при президенте по взаимодействию с религиозными организациями. Если у них появится такое желание (сближение РПЦ и старообрядцев), не думаю, что им нужен светский посредник в лице президента. Насколько я знаю, пока задача такая не стоит.

Русская Православная Старообрядческая Церковь единственная кто сохранил моральную и духовную чистоту русского православия

Старообрядцы Казани: «В РПЦ еще не до конца сформулировали, как они считают нас»

Как в столице Татарстана митрополит Феофан и муфтий Камиль Самигуллин открывали монумент митрополиту Русской православной старообрядческой церкви Андриану

В столице Татарстана во вторник открылся памятник митрополиту Русской православной старообрядческой церкви Андриану. Событие заслуживает особого внимания хотя бы потому, что с момента церковного раскола XVII века в нашей стране впервые увековечили в бронзе предстоятеля староверов. На торжественной церемонии присутствовали президент РТ Рустам Минниханов, муфтий Камиль Самигуллин, митрополит Феофан и митрополит Московский и всея Руси Корнилий. О чем переговаривались представители РПЦ со старообрядцами, что там делал мусульманский сановник, чем был уникален митрополит Андриан, читайте в репортаже корреспондента «Реального времени».

Старообрядцы и никониане РПЦ: «мы и они»

В Казани открылся памятник митрополиту Московскому и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Андриану (Четвергову). Изваяние установили в сквере перед кафедральным собором Казанско-Вятской епархии РПСЦ на улице Старообрядческая. В торжественной церемонии приняли участие президент Татарстана Рустам Минниханов, митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов), представители основных конфессий региона.

Пока собравшиеся ждали почетных гостей, корреспондент «Реального времени» пообщался с родным братом почившего митрополита протоиереем Геннадием (Четверговым), который служит настоятелем местного старообрядческого собора. По его словам, памятник планировали открыть еще до зимы. При этом верующие хотели, чтобы на мероприятии присутствовал Минниханов, поэтому церемонию пришлось провести в начале декабря.

— Почему именно здесь открыли памятник? — спросил корреспондент.

— Здесь издавна был старообрядческий район, и на этом месте было два староверческих храма. Поэтому вполне правильно, что памятник поставили здесь. Хотя народ поменялся, такого скопления старообрядцев уже нет. Тем не менее это такая старообрядческая слобода.

Протоиерей Геннадий (Четвергов): «К сожалению, и у нас разные мнения относительно них: у нас тоже не сформулировано, как мы их считаем. Время покажет, кто мы есть и насколько мы близки»

— Сколько ваша церковь насчитывает прихожан?

— Трудно сказать. Но по воскресеньям храм полный, человек 150 собирается.

— Сегодня присутствует митрополит Феофан. Существует ли конкуренция между представителями РПЦ и старообрядцами в регионе?

— Как таковой конкуренции нет. В обществе уже все установилось, и каждый понимает, кто он. Хотя еще совсем недавно было время, когда нам «разрешили» ходить в церковь, веровать в Бога. Кто-то этих разрешений не ждал, он был и оставался верующим. Это все было в 90-е годы, когда начало все открываться, развиваться. Произошла и некоторая путаница: старообрядцы, просыпаясь от атеистического сна, советских гонений, рванули в ближайшую церковь, кто-то попал в новообрядческую. Кто-то потом приходит к нам, возвращается к своим корням. Такая у нас печальная история России.

— К какому согласию старообрядчества вы относитесь?

— Раньше, до 1988 года, наша церковь называлась Белокриницкого согласия. С 1988 года называется просто Русская православная старообрядческая церковь. Белая Криница — это место, где вновь возродилось древнее православие.

— Как к вам относятся иерархи-никониане РПЦ — как к равноверующим, как к младшим братьям или как к заблудшим?

— Это к ним вопрос. Они еще не до конца сформулировали, как они нас считают. К сожалению, и у нас разные мнения относительно них: у нас тоже не сформулировано, как мы их считаем. Время покажет, кто мы есть и насколько мы близки. Время меняется быстро, взаимоотношения тоже меняются.

По словам епископа Евфимия (слева), на сегодняшний день староверы Татарстана располагают тремя действующими храмами

Как позже сообщил нашему корреспонденту епископ Казанский и Вятский Евфимий (Дубинов), на сегодняшний день староверы Татарстана располагают тремя действующими храмами: в Казани, в Верхнеуслонском районе и Набережных Челнах. Еще один храм в автограде готовится к открытию. Есть также общины в Зеленодольске, где решается вопрос выделения земли, и в Чистополе. В Нижнем Услоне должны передать Никольский храм дореволюционной постройки, однако пока из-за бюрократических проволочек процесс затягивается. Общее количество прихожан он затруднился назвать, подчеркнув, что они подсчет не ведут.

Истинный казанец, выпускник КАИ

Стоит отметить, что человек, в честь которого открылся памятник, поистине уникальный. Андриан (в миру Александр) родился в 1951 году в старообрядческой семье, принадлежащей к известному роду казанских купцов Четверговых. Закончил КАИ, освоил несколько профессий. В жены взял женщину тоже из старообрядческого рода.

В 1986 году оставил светскую работу и начал трудиться при старообрядческом храме во имя Казанской иконы Божией Матери, вел восстановительные работы. Затем его избрали председателем церковной общины. Тогда началось его восхождение по духовной иерархии. И к 2001 году был рукоположен в сан епископа Казанского и Вятского, став на тот момент самым молодым старообрядческим архиереем. На Освященном соборе 2004 года его избрали митрополитом Московским и всея Руси РПСЦ. Как настоятель староверов выступал за диалог с Московским патриархатом РПЦ при сохранении своей полной независимости.

В 2005 году он скончался в Кировской области, во время возглавляемого им традиционного старообрядческого Великорецкого крестного хода. Похоронен на Рогожском кладбище Москвы.

В 2014 году староверы Казани вышли с инициативой установки памятника своему земляку. Руководство Татарстана эту идею поддержало. В апреле-июне 2016 года министерство культуры РТ провело конкурс проектов, в котором победила группа «Ирэк» (скульптор — М.В. Баскаков, архитекторы — К.В. Ашихмин и А.В. Шипунов). Меценаты дали средства — и процесс пошел.

Двухметровая фигура предстоятеля РПСЦ, стоящая на постаменте, выполнена в бронзе в классической манере

Статуя, по заверениям верующих, знавших владыку Андриана, изготовлена в размере один к одному. Двухметровая фигура предстоятеля РПСЦ, стоящая на постаменте, выполнена в бронзе в классической манере. Митрополит представлен в движении, в традиционном облачении. Он благословляет верующих, идущих в храм, правая рука крестит их двуперстием.

Как отметил митрополит Корнилий в ходе торжественной церемонии, впервые в истории после церковного раскола, который произошел более 350 лет назад, открывается памятник предстоятелю старообрядческой церкви. В царское и советское время люди даже об этом и помыслить не могли.

Между тем, по нашим сведениям, подобные памятники старообрядцам в России имеются. Например, в селе Григорово Нижегородской области стоит статуя протопопа Аввакума. Однако главой всех староверов, вероятно, он не был.

— Я рад, что этот памятник будет украшать град Казань, который преобразуется в лучшую сторону. Это становится доброй традицией — уважение ко всем традиционным религиям, в том числе к нам, старообрядцам, которые тесно связаны с историей Татарстана, — выступил владыка Корнилий.

Президент обратил внимание, что сегодня на открытии монумента присутствуют муфтий, митрополит от РПЦ, католики. По его словам, только такое согласие помогает достичь динамичного развития. Также он отметил и заслуги митрополита Андриана.

— Он истинный казанец, выпускник КАИ, инженер-конструктор. Он прошел огромный путь и оставил большой след, а теперь мы имеем возможность увековечить память этого великого человек, — подчеркнул руководитель региона.

Почетные гости осмотрели выставку «Казань старообрядческая»

«Камиль, что стоишь там? Кил монда»

Далее процессия двинулась к возрождаемому кафедральному собору. Внутри их встречал церковный хор религиозным песнопением (стихиры). Почетные гости осмотрели выставку «Казань старообрядческая», в которой были представлены старинные иконы, древние книги, церковные одеяния, предметы культа, хранящиеся в храме.

Рустам Минниханов, стоящий в окружении христианских священнослужителей, заметив муфтия Камиля Самигуллина в толпе, подозвал его к себе: «Камиль, что стоишь там? Кил монда (Иди к нам)». Председатель ДУМ РТ послушно присоединился к vip-группе с главой республики.

Митрополит рассказал, что в этом здании собраны предметы, которые сохранили старообрядцы. В будущем в соборе планируется открыть музей старообрядчества. С экспонатами смогут ознакомиться как верующие паломники, так и многочисленные туристы, посещающие Казань. Кроме того, он сообщил, что старообрядцы обратились к Владимиру Путину с предложением широко отметить 400-летие протопопа Аввакума, которое состоится в 2020 году. И российский президент их поддержал.

Епископ Казанский и Вятский Евфимий (Дубинов) добавил, что сегодня старообрядцы могут не прятаться и помогать республике в возрождении духовности.

Затем оба иерарха вручили Минниханову медаль в честь открытия памятника и большую книгу «История старообрядчества», которая весит 5 кг.

— Все, что мы делаем, — во благо людей, — ответил президент РТ. — Пусть наши гости видят, как мы живем в мире и согласии. Мы поможем вам завершить эту работу — фасады сделаем. Минкульт, давайте, помогите. Здесь прекрасный сквер, храм. И мусульманам будет интересно сюда прийти.

На прощание Корнилий вручил президенту и представителям религиозных конфессий старообрядческие календари. Митрополит Феофан, воспользовавшись случаем, перекинулся несколькими фразами с московским иерархом-старовером, пригласив его в свой московский дом.

После реформы

Всех, кто не следовал новым инструкциям и продолжал креститься двумя перстами (этот момент стал ключевым в споре), предали анафеме и назвали раскольниками и еретиками на созванном Никоном Соборе в 1656 году. Собор признал необходимость корректирования богослужебных книг и в 1666 году аложил анафему на старые книги и обряды.

Клятва — обязательство старообрядца об отречении от старообрядчества 1828 года Новгородская губерния. «Я нижеподписавшийся даю сие обязательство приходскому священнику Иоанну Пит-Горскому в том, что отныне оставляю все заблуждения старообрядческой секты, в которой по сие время находился. И клятвенно обязуюсь не нарушать. Хранить все догматы истинной христианской веры и в оной воспитывать детей своих. Если только Бог благословит меня. Января 28 дня 1828 года. К сему обязательству 2-ой поселенной роты хозяин Федор Дорофеев руку приложил». Взято из ГАНО

Однако, появилось целое движение недовольных новыми правилами священнослужителей: протопоп Аввакум Петров, Логгин Муромский и ряд других. Целыми монастырями уходили в отказ от новых традиций: Соловецкий монастырь в полном составе в 1667 году отказался признавать принятые правила, было множество других монастырей и монахов. Подобные отказы жестко подавлялись армией, монахов под пытками заставляли отказаться от староверия, их казнили или отправляли в заключение или в ссылки.

Новые иконы писались по новым правилам – святые изображались с троеперстным знамением, что возмущало приверженцев дореформенной традиции, они не признавали этих святых.

Тех, кто отрицал новую церковную традицию официально начали преследовать. Сами себя раскольники называли «древнеправославные христиане», а затем «истинная православная церковь» или «староверы». Лишь к концу 19 века среди них прижилось название «старообрядцы» и термин «старообрядчество».

Как началась история православной церкви

Само название Церкви – Православная – имеет глубокий смысл. В нем выражено такое понятие, как «правая вера», основой которой стали два столпа: Священное Писание и Священное Предание.

Существует еще несколько вариантов расшифровки данного слова, таких как «правильное прославление», «верное слово» и другие.

Кроме такого названия, существует и другое, греческое. Ортодоксия. При переводе слово звучит как единомыслие. То есть совокупность людей, которые мыслят и действуют одинаково.

Отцы православия – это Василий Великий, покинувший бренный мир примерно в 379 году, Григорий Богослов, умерший в 390 году, а также Иоанн Златоуст, которого смерть настигла в 407 году. Даты деятельности этих наставников в вере практически сходятся со временем, когда учение Христа-Спасителя начало распространяться. Это случилось после принятия христианства императором Константином Великим.

Начало Русской Православной Церкви пришлось на 988 год, когда великим князем Киевским Владимиром было принято решение крестить Русь. Это представляет собой только официальный переход страны к Вере Христовой. В действительности по всей стране уже жили христиане, хотя неизвестно, в каких они были условиях.

При крещении Руси было произведено и формирование первых епархий. Это растянулось на несколько лет. Так сформировались в:

  • 988 году Киевская епархия, которая и стала главной над всеми остальными;
  • 990 году Ростовская епархия;
  • 992 году Новгородская епархия.

В стране стали случаться бунты. Князья ссорились и, постепенно меняя карту мира, создавали собственные епархии, чтобы не зависеть от соседей.

К началу реформы Никона на Руси существовало 13 епархий. В те времена, православная церковь Руси полностью зависела от Константинополя. Там совещались самые важные чины, оттуда присылали новых митрополитов, которые, будучи греками в большинстве своем, не очень заботились о развитии веры на русских землях.

Велись войны. Русь, а после и Московское Царство, конечно же, пытались подчинить себе как восточные соседи-язычники, так и западные соседи-католики. Появлялись новые епархии, которые исчезали в облаке нового воинского противостояния.

В РПЦ происходили изменения, которые не всем кинулись в глаза. И первое – это формирование Патриархии. Возглавляющий данную организацию патриарх имел огромный вес в стране. В 1652 году на патриарший престол взошел Никон.

Он решил провести реформу для укрепления православия русского и поднятия престижа веры. Сюда вошли:

  • исправление текста в богослужебных книгах;
  • написание икон, похожих на византийские;
  • вместо Исус появилось написание Иисус;
  • ввел трехперстное вместо использования двуперстного крестного знамени;
  • земные поклоны были заменены поясными;
  • движение во время служения стало посолонь;
  • стал применяться не только восьмиконечный крест, но и шестиконечный;
  • была введена проповедь, которую священник проводит в конце каждой службы.

Хранитель традиций: К 85-летию митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия

21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, президент России Владимир Путин подписал указ о награждении митрополита Ювеналия (Пояркова) орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени. В канун своего 85-го дня рождения владыка стал первым полным кавалером этой высокой государственной награды из числа священнослужителей Русской Православной Церкви.

«Не честь или слава, но бремя трудов и ответственности»

25 декабря 1965 года в академическом храме Ленинградских духовных школ собралось сразу несколько архиереев: митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов), архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий (Ларин), епископ Волоколамский Питирим (Нечаев), епископ Рязанский и Касимовский Борис (Скворцов), епископ Тихвинский Филарет (Вахромеев) и епископ Тегельский Ионафан (Каполович). Случай нечастый да ещё и неожиданный для этих стен: наречение во епископа ещё совсем молодого, но хорошо известного в этих стенах батюшки: 30-летнего архимандрита Ювеналия (Пояркова).

В свои годы отец Ювеналий уже успел побывать начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, а буквально год назад был назначен на очень ответственную и непростую должность: заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, говоря светским языком, церковного МИД. Правой рукой своего давнего старшего друга и наставника – митрополита Никодима (Ротова).

День наречения архимандрита Ювеналия (Пояркова) во епископа. 25 декабря 1965 года. Фото: mepar.ru

А в тот декабрьский день на этого ещё совсем молодого человека (окладистая чёрная борода делала его старше, но многие собравшиеся прекрасно помнили недавнего семинариста Владимира Пояркова, а митрополит Никодим – и простого ярославского парнишку Володю) было возложено высочайшее церковное послушание – архиерейство. Что в условиях ещё до конца не завершившихся хрущёвских гонений на Церковь было вдвойне непросто и ответственно. И отец Ювеналий это прекрасно понимал:

Не честь или славу разумею и предвижу я в своём предстоящем епископском служении, но большее бремя трудов и ответственности, которое приходит вместе с этим священным саном. Ещё больше Церковь призывает человека, которому сообщается сугубая благодать, жить для народа Божия и своё попечение и заботы полагать о стаде Христовом и о пастырях, этих неусыпных и верных стражах дома Божия.

Именно эти слова произнёс тогда будущий архипастырь. А уже на следующий день был рукоположен в епископский сан. Мог ли предполагать молодой владыка, какой долгий путь у него впереди? Что не пройдёт и семи лет, как он станет постоянным членом Священного Синода Русской Церкви, и в этой высокой должности ещё долгие десятилетия будет определять важнейшие направления церковной жизни, во многих делах будучи правой рукой трёх Святейших Патриархов: Пимена, Алексия II и Кирилла? Причём для Патриарха Кирилла – ещё и старшим наставником, участвовавшим в его архиерейской хиротонии 1976 года.

Митрополит Ювеналий и архиепископ Выборгский Кирилл (сегодняшний Святейший Патриарх) у гроба их учителя и наставника – митрополита Никодима (Ротова). 1978 год. Фото: mepar.ru

Единство веры и Церкви

С 1972 по 1981 год владыка Ювеналий возглавлял Отдел внешних церковных сношений, с 1977 года став митрополитом Крутицким и Коломенским, бессменным главой всего православного Подмосковья, рукоположившим многие сотни клириков, сегодня, в день 85-летия владыки, с особой любовью отзывающихся о нём и возносящих за каждым богослужением имя митрополита Ювеналия. В их числе – игумен Пётр (Васильев), настоятель московского единоверческого храма Святителя Николы в Студенцах:

В 1996 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, владыка Ювеналий освятил наш храм, за что все эти годы мы ему очень благодарны и всегда о нём молимся. Обычно московские церкви освящает сам Предстоятель, но в нашем случае было сделано исключение. Дело в том, что митрополит Ювеналий, по отцовской линии происходящий из старообрядцев, прекрасно знает дораскольный богослужебный чин и регулярно совершает единоверческие богослужения по-старому, чинно и благоговейно, являя прекрасный пример всем православным священнослужителям.

А в январе 2013 года именно владыка Ювеналий впервые за 350 лет совершил старообрядческое богослужение в стенах Патриаршего Успенского собора Московского Кремля. В тот день в этом величественном храме в самом сердце Государства Российского собрались сотни людей, причём не только чад Русской Православной Церкви, но и представителей старообрядческих согласий, многие из которых, несмотря на наше разделение, искренне уважают владыку.

Митрополит Ювеналий и единоверческое духовенство совершают Божественную Литургию по дораскольному чину в Успенском соборе Московского Кремля. Январь 2013 года. Фото: mepar.ru

Митрополит Ювеналий в очередной раз наглядно продемонстрировал, что своим служением олицетворяет церковную преемственность, как богослужебную, так и управленческую. Причём не только нескольких поколений ныне здравствующих священнослужителей и мирян, но и живую связь с дораскольной Церковью Третьего Рима. И вдвойне промыслительно и символично, что резиденция владыки с 1977 года находится в Новодевичьем монастыре, одном из главных духовных символов Московского Царства.

Многая лета «вечному» архипастырю!

За годы своего архипастырского служения митрополит Ювеналий получил едва ли не все церковные и множество государственных наград, буквально вчера став первым среди священнослужителей полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством». Казалось бы, это давно уже позволяет почивать на лаврах, но, несмотря на свой почтенный, поистине ветхозаветный возраст, владыка не собирается этого делать. И только последние дни – тому наглядный показатель:

– 20 сентября, накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы, митрополит Ювеналий возглавил всенощное бдение, а 21 сентября – Божественную литургию в Успенском храме Новодевичьего монастыря. За Божественной литургией владыка рукоположил диакона Андрея Гаврилова во пресвитера.

– 17 сентября в Новодевичьем монастыре состоялось четвёртое заседание организационного комитета по подготовке и проведению празднования 500-летия основания Новодевичьего монастыря, которое возглавили сопредседатели оргкомитета заместитель председателя правительства Российской Федерации Д. Н. Чернышенко и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

– 13 сентября митрополит Ювеналий совершил великое освящение Казанского храма села Дединово Луховицкого района и возглавил Божественную литургию в новоосвящённом храме.

– 10 сентября, накануне праздника в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, митрополит Ювеналий совершил всенощное бдение в Иоанно-Предтеченском храме у стен Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря. 11 сентября, в день праздника, владыка митрополит возглавил Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском храме.

За этими сухими строками официальной хроники – и многочисленные рабочие встречи, и огромный молитвенный труд. Но для владыки Ювеналия богослужения никогда не были рутинной «работой». Это именно служение. Служение Богу, святое и страшное. Страшное и радостное. И этой радостью и подлинно христианской, без елейного сюсюканья, любовью митрополит Ювеналий буквально лучится за каждым совершаемым им богослужением.

Митрополит Ювеналий. Фото: mepar.ru

К слову, большинство архиереев Церкви Русской ещё не родились, когда владыка стал владыкой (да и когда стал митрополитом, а это было в 1972 году, тоже). Убелённые сединами маститые протоиереи вспоминают, как ещё ребятами-дошколятами бывали на богослужениях, которые совершал владыка Ювеналий. А некоторые по-доброму иронизируют, что этот архипастырь поистине «вечен». При этом нет никакой иронии в том, что именно митрополит Ювеналий уже не первое десятилетие олицетворяет церковную преемственность, являясь подлинным хранителем многовековых церковных традиций. Дай Бог, чтобы этих лет ещё было много!

Много лет ти, святыи владыко! Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα!

ВЕЧЕРНЯ 15.00 – 19.30

ЛИТУРГИЯ 07.30 – 11.00

Обращение к прихожанам

Дорогие братия и сестры, а также гости нового сайта Новосибирской старообрядческой общины! Обращаюсь к вам словами пасхального приветствия — Христос Воскресе! В эти праздничные дни мы рады сообщить вам, что появилась возможность реализовать наше общение в интернет-пространстве. Я очень надеюсь, что за виртуальным общением последуют встречи лицом к лицу; что за первой ознакомительной информацией последует продуманное осмысление; что наше желание рассказать о Древлеправославии широкой аудитории будет отмечено вниманием и взаимностью.

Этот сайт появился как часть социально-значимой программы «Старообрядчество — пространство культуры», благодаря поддержке Министерства региональной политики Новосибирской области. И мы рады, что посредством современных технологий мы сможем рассказать не только о наших культурных проектах, но и о жизни сибирского старообрядчества в целом. Этим мы также показываем и нашу открытость для диалога на духовные, исторические, научные и житейские темы. В Послании к Евреям, глава 13, стих 16 сказано: «Не забывайте так же благотворения и общительности, ибо таковы жертвы благоугодны Богу.». Посему и мы, следуя этим словам, приглашаем вас быть нашими частыми гостями не только в виртуальном пространстве, но и воочию. Милости просим!

Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири.

110 лет Новосибирской общине Русской Православной
Старообрядческой Церкви

В 2017 году Новосибирская община Русской Православной Старообрядческой Церкви отметила 110-летие. 17 апреля 1905 года был обнародован Указ «О началах веротерпимости», 17 октября 1906 года — Указ «О порядке устройства общин». Новониколаевские староверы одними из первых воспользовались предоставленными свободами. В 1906 году они обратились с ходатайством о регистрации общины. Ходатаями выступили 54 человека. 21 февраля 1907 года Томское губернское управление приняло решение зарегистрировать общину, именуемую «Новониколаевская старообрядческая община Рожества Пресвятой Богородицы».

С 1981 года настоятелем общины служит протоиерей Михаил Задворнов, коренной новосибирец. Он был рукоположен во иереи 4 июня 1981 года архиепископом Московским и всея Руси Никодимом, и вот уже около 40 лет окормляет новосибирский приход. Здесь служит также о. Сергий Рожков.

Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире

Белокаменный Успенский собор возвел в 1160 году великий князь Андрей Боголюбский. Купола покрыли позолоченными медными листами с молитвенными надписями, а само здание украсили фресками.

В 1185 году после пожара храм перестроил князь Всеволод Большое Гнездо. Он добавил боковые галереи, и старое сооружение оказалось внутри нового. Стены первоначального собора частично разобрали, оставили только опоры сводов.

В XIII веке собор пережил еще один пожар — его сожгли монголо-татары. Храм вновь восстановили, но расписывали значительно позже, в начале XV века. Для этого сюда приезжали Андрей Рублев и Даниил Черный.

На протяжении всей истории храм несколько раз обновляли и достраивали. Барочный иконостас, который в соборе можно увидеть сегодня, установили при реставрации в XVIII веке, тогда же появилась и четырехярусная колокольня. Большую часть рублевских фресок закрыли штукатуркой. До наших дней сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» на западной стене и часть фресок в алтарной.

В наши дни собор входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Читать еще:  Пассажирские перевозки
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector