1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

7 древнейших храмов России

Каменный храм недалеко от Нижнего Архыза в Карачаево-Черкесии возник в X веке, возможно еще до Крещения Руси. В этих местах находилась столица древнего государства Алания — жители этого города приняли христианство в 916 году.

Стены храма построены из песчаника, а крыша выстлана тонкими каменными плитами. Под ними находилась прослойка из бересты — такой прием не встречался ни в одном храме на территории Северного Кавказа. Внутри зодчие устроили единственную в Алании в те времена купель для крещения, а за храмом появилось кладбище. Церковь посвятили святому Николаю — небесному покровителю Николая Мистика, который тогда был константинопольским патриархом.

За всю историю здание ни разу не перестраивали, сейчас оно выглядит так же, как и 10 веков назад. На скалах недалеко от храма можно увидеть лик Иисуса Христа, написанный прямо на камнях.

В наше время храм пустует. Богослужения здесь проходят только раз в году — 6 мая, в день памяти Георгия Победоносца, самого почитаемого святого на Кавказе.

Происходит ли передел реставрационного рынка?

О переделе реставрационной отрасли оказалось так трудно договориться, что спор профессионалов со стройкомплексом дошел до Кремля.

Константин Михайлов, главный редактор сайта «Хранители наследия»

С тех пор как в последний день августа «Огонек» в публикации «Третий звонок передела» (№ 34 за 2020 год) рассказал об опасностях передачи под контроль строительного ведомства реставрации памятников архитектуры, а то и всей системы охраны культурного наследия, на этом участке культурного фронта произошло немало важных событий. Вплоть до того, что вопрос о судьбе национальной системы охраны памятников предложили решать президенту России.

Вместо того — не могу не заметить — чтобы попробовать самостоятельно сделать так, чтобы и вопроса не возникало.

Краткое содержание предыдущих и будущих серий

Августовское распоряжение премьер-министра Михаила Мишустина о передаче в ведение Минстроя РФ с 1 октября 2020 года двух дирекций Минкультры, занимающихся реставрацией, о котором мы упоминали в прошлый раз, выполнено беспрекословно. Дирекции рассылают теперь официальные письма на бланках Минстроя, а десятки их бывших сотрудников заняты личным трудоустройством.

Как мы и предвидели, этим дело не ограничилось, и за «третьим звонком передела» вскоре прозвучал и четвертый.

Вернее, началось само представление — занавес поднялся, а главные действующие лица практически вышли на сцену.

Минстрой РФ официально обнародовал разработанный им законопроект о создании не позднее 1 января 2021 года госкомпании «Единый государственный заказчик в сфере строительства», которой планируется доверить в том числе и организацию работ по реставрации объектов культурного наследия в федеральном масштабе. Это уже и юридически, и организационно подводит российскую реставрацию под единый знаменатель со строительством.

В ответ более 350 российских реставраторов, экспертов и специалистов в области сохранения культурных ценностей опубликовали 5 октября 2020 года открытое письмо к Владимиру Путину с просьбой не передавать реставрационную отрасль в ведение строительного комплекса. Похоже, обращение к президенту РФ представляется профессиональному сообществу едва ли не последним способом предотвратить непоправимое.

«Передача реставрации строительному комплексу постепенно приведет к подмене специалистов-реставраторов представителями строительных профессий и завершится гибелью реставрационной школы, а вслед за ней и памятников. Подобные примеры уже множатся благодаря передаче ценных объектов в руки крупных строительных корпораций. Попытки подменить реставрацию строительством приводят к созданию муляжей, из-за которых полностью утрачивается историческая ценность древних зданий»,— пишут специалисты.

Константин Михайлов о мемориальном вандализме

Теперь вопрос о судьбах российской реставрации, а заодно и всей системы охраны памятников вынуждены будут решать в Кремле. По неофициальным сведениям, ожидается, что некое решение или по крайней мере точка зрения должна оформиться за зубчатыми стенами объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО к концу октября.

В Минкультуры России, десятилетиями ведающем реставрацией и охраной памятников, конечно, не выброшен белый флаг, но имеют место, скажем так, фаталистические настроения. Во всяком случае, на недавно прошедшем под эгидой министерства ежегодном XIX Всероссийском съезде госорганов охраны памятников истории и культуры в Казани ответственный представитель культурного ведомства, приветствуя делегатов, сообщил им: не исключено, что следующий съезд будет проходить уже под эгидой Минстроя. И добавил: скорее всего, «за скобками» стоит и передача в Минстрой всей системы госохраны, а не только реставрации. Примечательно, что по итогам съезда не было принято ни резолюции, ни хотя бы заявления по столь актуальному для профессиональных охранителей памятников вопросу. Почему-то хранят молчание и Национальный комитет ICOMOS (Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест.— «О» ), и Союз реставраторов России, и другие общественные организации реставраторов.

Зато подали голос общественники и градозащитники: 8 октября 2020 года президиум Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ЦС ВООПИК) опубликовал резолюцию, которую на самом деле обязан был принять съезд официальной госохраны. Законопроект Минстроя РФ (его официальное название — «О повышении эффективности использования капитальных вложений в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») расценивается в ней «как большая угроза, способная нанести огромный вред как реставрационной отрасли, так и всей сфере государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия».

Общественные деятели сферы сохранения наследия, кстати, совершенно справедливо пишут, что «дорожная карта планируемых радикальных изменений абсолютна непрозрачна, непонятна их цель. Отсутствие всякого обсуждения данных инициатив со специалистами, экспертами и общественностью порождает напряженность и в конечном итоге не облегчает состояние реставрационной отрасли, а лишь усугубляет ее положение. Бессмысленно начинать изменения в данной сфере без четкого представления о конечных результатах реформирования».

Более того, в ВООПИК напомнили, что в середине ХХ века в нашей стране уже была предпринята попытка подчинения реставрации и охраны памятников строительному ведомству, что немедленно привело к плачевным результатам: «В августе 1955 года Управление по делам архитектуры при Совете министров РСФСР было реорганизовано в Государственный комитет Совета министров РСФСР по делам строительства и архитектуры (Госстрой РСФСР). В структуре комитета был создан отдел охраны и реставрации памятников архитектуры.

В связи с ликвидацией Госстроя РСФСР в 1957 году руководство охраной памятников архитектуры было вновь возложено на Министерство культуры РСФСР, поскольку прежнее кратковременное подчинение дела реставрации Госстрою себя не оправдало и привело к бесконтрольному сносу ценных объектов».

Жертвы реформы и контрреформы

И в самом деле, в середине 1950-х годов историки российской охраны памятников архитектуры фиксируют целую череду печальных фактов. После Великой Отечественной войны, как известно, в десятках наиболее пострадавших от нее советских городов — от Новгорода до Киева, от Петергофа до Чернигова, от Москвы до Смоленска и Пскова, от подмосковной Истры до Севастополя — начались масштабные работы по восстановлению стоявших в руинах памятников истории и архитектуры.

Для полуразрушенной страны, в которой еще жили в землянках и покупали продукты по карточкам, это был весьма значимый жест и сигнал: государство после трех десятилетий погромов культурного наследия приступило к его возрождению и, стало быть, считает его одной из основ национального бытия и сознания.

И вот через десять лет было решено передать реставрацию и охрану памятников в руки строителей. И в Москве, например, тут же начинают доламывать храмы XVII–XIX веков, уцелевшие не только при военных бомбардировках, но и в мясорубке предвоенной «социалистической реконструкции» советской столицы.

Церковь Николы в Пупышах (Москва, XVII век). Снесена ради жилого дома Минречфлота

Фото: Из книги: Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. III, М., 1883

Одной из жертв — и это, к слову, доселе малоизвестная страница столичной истории — стала церковь Николы в Пупышах XVII века постройки на Космодамианской набережной. Ее с предвоенных времен норовило снести Министерство речного флота, получившее церковный участок под строительство ведомственного жилого дома. Не успев это сделать до войны, в 1946 году министерство возобновило разборку церкви, но было остановлено Главным управлением по охране памятников.

Тогда министерство стало требовать от Научно-методического совета по охране памятников культуры при президиуме Академии наук СССР «дать указание о снятии памятника с учета государственной охраны и закончить его снос». Знатоки архитектуры от Минречфлота в официальных письмах поучали академиков, что «считают восстановление памятника нецелесообразным по намеченному эскизу и что это не воссоздаст стиля и характера здания как исторического памятника». Пока охрана памятников не подчинялась еще строителям, угрозу сноса одного из красивейших храмов Москвы XVII века отразить удавалось. В 1949 году Научно-методический совет по охране памятников при Академии наук СССР отказался снимать церковь Николы в Пупышах с госохраны и заявил, что «памятник подлежит восстановлению в необходимых частях с использованием его внутреннего объема для культурных нужд владельца». Однако с переменой декораций «необходимое» домостроителям решение было продавлено — храм во второй половине 1950-х годов снесли, а на его месте выстроили-таки жилой дом.

Та же участь постигла в это же время еще несколько московских храмов. В 1955 году снесли церковку Тихвинской иконы Богоматери в Малых Лужниках — она якобы мешала построить Центральный стадион имени Ленина. Этот небольшой храм 1757–1762 годов был известен в столичной истории тем, что именно в нем в 1817 году в присутствии императора Александра I служили торжественную литургию в честь закладки на Воробьевых горах храма Христа Спасителя. А в 1955-м, согласно легенде великой спортивной стройки, рабочие, разбиравшие храм, нашли замурованный в стене клад из екатерининских 50-рублевых ассигнаций, напоминавших купюры 1950-х годов. И, пользуясь вечерним полумраком в сельском магазинчике Лужников, скупили чуть ли не месячный запас водки.

Некоторые утраты середины 1950-х, когда памятники охраняли строители. Тихвинская церковь (XVIII век) в Лужниках

Фото: Из книги: Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. IV, М., 1883

Тогда же, в 1956–1957 годах, снесли старинную (1697 года), хотя и перестроенную в XIX столетии церковь Николы на Ямах, давшую название столичной Николоямской улице (стояла на участке № 39). На месте этого храма теперь жилой дом; его остатки, потревоженные московскими благоустроителями, несколько лет назад показались из-под земли, но вскоре были вновь зарыты.

Читать еще:  Духовный лидер мусульман Нигерии предостерег от вмешательства в дела страны

Церковь Николы на Ямах (XVII век). На ее месте теперь жилой дом

Фото: Из книги: Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. IV, М., 1883

Но самой тяжкой утратой церковной Москвы в то время, безусловно, был снос величественного некогда 21-главого собора Александра Невского на Миусской площади. Этот храм, заложенный в 1913 году, строился по эскизам художника В.М. Васнецова и по проекту академика архитектуры А.Н. Померанцева, автора Верхних торговых рядов (ГУМа) на Красной площади. Собор в неорусском стиле, второй по величине в исторической Москве после храма Христа Спасителя, к 1917 году успели вчерне построить, но не освятить. После революции об этом, конечно, не могло быть и речи, но храм тем не менее несколько десятилетий украшал (служа складским помещением) панорамы советской Москвы и даже был запечатлен в нескольких популярных фильмах 1920–1930-х годов. Неоднократно высказанные призывы его снести тем не менее не воплощались в жизнь. Однако в середине 1950-х этому полулегальному существованию пришел конец — здание собора разобрали и к 1960 году его место посреди Миусской площади занял (и занимает до сих пор) Дом пионеров.

Собор Александра Невского на Миусской площади (1913–1917). Снесен под Дом пионеров

Благовещенская церковь в Юрьевце — один из лучших памятников XVII века в русской провинции. Снесена ради дамбы

Малое освящение храма проводят, если не осквернён престол

Малое освящение храма может проводить любой священник. Оно проводится, если алтарь ремонтировали, но престол не затронули. Также если престола коснулись неосвящённые руки, либо в храме пролилась кровь, либо кто-то умер, будет уместна такая служба.

Обновлению храма поспособствует простое окропление его святой водой, а также чин «На отверзение Церкви от еретик оскверншагося», его текст есть в требнике.

Об особенностях малого освящения храма рассказывает заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ священник Николай (Емельянов):

«Малое освящение совершает священник, а не епископ. При этом по-другому одевается на престол облачение (оно обвязывается по периметру веревкой особым образом), не вкладываются под Престол святые мощи, он не помазывается миром.

Именно поэтому мы в России всегда служим на Антиминсе, на котором стоит подпись епископа и в котором вшиты мощи. Само слово Антиминс означает — вместо престола».

Освящённый антиминс — это плат, в который вшивают мощи. Его кладут на престол. В некоторых службах он незаменим.

Антиминс — плат с мощами, нужный для освящения храма

Как произошёл раскол христианской церкви

Главным событием церковной жизни Европы стал окончательный раскол церквей, восточной и западной, на восточно-православную и западно-католическую в 1054 году. Этот раскол завершил почти два столетия церковно-политических споров. Великий раскол стал главной причиной многих войн и других конфликтов.

Почему произошёл Великий раскол

Ещё до 1054 года между двумя столицами христианского мира, Римом и Константинополем, неоднократно происходили споры. И не все они были вызваны действиями римских пап, которые в первом тысячелетии новой эры считались законными наследниками Древнего Рима, первоверховного апостола Петра. Константинопольские церковные иерархи не раз впадали в ересь (отклонение от норм, правил господствующей религии). В частности, в монофизитство — признание Иисуса Христа только Богом и непризнание в нём человеческого начала. Автором считается константинопольский архимандрит Евтихий (около 378—454). Или иконоборчество — религиозное движение в Византии в VIII — начале IX века, направленное против почитания икон и других церковных изображений (мозаик, фресок, статуй святых и пр.). Еретики-иконоборцы считали церковные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством, ссылаясь на Ветхий Завет. Иконоборцы активно громили религиозные изображения. Император Лев III Исавр в 726 и 730 годах запретил почитание религиозных изображений. Иконоборчество было запрещено Вторым Никейским собором 787 года, возобновилось в начале IX века и окончательно запрещено в 843 году.

Тем временем и в Риме вызревали причины для будущего раскола. В их основе был «папский примат», который ставил римских пап практически на божественный уровень. Римские папы считались прямыми наследниками апостола Петра и не были «первыми среди равных». Они являлись «наместниками Христа» и считали себя главой всей церкви. Римский престол стремился к безраздельной не только церковно-идеологической, но и политической власти. В частности, в Риме опирались на подложный дарственный акт – Константинов Дар, изготовленный в VIII или в IX веке. Дар Константина говорил о передаче римским императором Константином Великим (IV в.) верховной власти над Римской империей главе римской церкви Сильвестру. Этот акт служил одним из главных оснований для притязаний римских пап на верховную власть как в церкви, так и высшую власть в Европе.

Кроме папизма, непомерной жажды власти, были и религиозные причины. Так, в Риме изменили Символ веры (т. н. вопрос о филиокве). Ещё на IV Вселенском соборе в 451 году в учении о Духе Святом, говорилось, что он исходит только от Бога Отца. Римляне же своевольно добавили «и от Сына». Окончательно в Риме приняли эту формулу в 1014 году. На Востоке это не приняли и обвинили Рим в ереси. Позднее Рим добавит и другие новшества, которые не примет Константинополь: догмат о «Непорочном Зачатии Девы Марии», догмат о «чистилище», о непогрешимости (безошибочности) римского папы в вопросах веры (продолжение идеи «папского примата») и т. д. Всё это усилит распрю.

Фотиева распря

Первый раскол между Западной и Восточной церквями произошёл ещё в 863—867 гг. Это т. н. Фотиева схизма. Конфликт произошёл между римским папой Николаем и константинопольским патриархом Фотием. Формально оба иерарха были равны – возглавляли две Поместные церкви. Однако римский папа пытался распространить свою власть на епархии Балканского полуострова, которые традиционно подчинялись Константинопольской церкви. В итоге обе стороны отлучили друг друга от церкви.

Началось всё как внутренний конфликт в константинопольской правящей верхушки и церкви. Шла борьба консерваторов и либералов. В борьбе за власть между императором Михаилом III и его матерью Феодорой патриарх Игнатий, представлявший консерваторов, встал на сторону императрицы и был низложен. На его место избрали учёного Фотия. Его поддерживали либеральные круги. Сторонники Игнатия объявили Фотия незаконным патриархом и обратились за помощью к римскому папе. Рим использовал ситуацию для укрепления догмата о «папском примате», пытаясь стать верхом арбитром в споре. Папа Николай отказался признавать Фотия патриархом. Фотий же поднял вопрос о ереси римлян (вопрос о филиокве). Обе стороны обменялись проклятиями.

В 867 году византийского басилевса Михаила, который поддерживал Фотия, убили. Трон захватил Василий Македонянин (соправитель Михаила), основатель Македонской династии. Василий низложил Фотия и восстановил на патриаршем престоле Игнатия. Тем самым Василий хотел укрепиться на захваченном престоле: получить поддержку папы и народа, в которой был популярен Игнатий. Император Василий и патриарх Игнатий в своих письмах к папе признали силу и влияния последнего на дела Восточной церкви. Патриарх даже призвал римских викариев (помощник епископа), чтобы «с ними добре и по надлежащему устроить церковь». Казалось, что это была полная победа Рима над Константинополем. На соборах в Риме и затем, в присутствии папских посланцев, в Константинополе (869 год) Фотий был низложен и вместе со своими сторонниками предан проклятию.

Однако если в делах византийской церковной жизни Константинополь уступил Риму, то в делах контроля над епархиями дело обстояло иначе. При Михаиле в Болгарии стало доминировать латинское духовенство. При Василии, несмотря на протесты римлян, латинских священников удалили из Болгарии. Болгарский царь Борис снова примкнул к Восточной церкви. Кроме того, вскоре царь Василий изменил своё отношение к преданному опале Фотию. Он вернул его из заточения, поселил во дворце и поручил ему образование своих детей. А когда Игнатий скончался, то Фотий снова занял патриарший престол (877— 886). В 879 году в Константинополе был созван собор, который по числу собравшихся иерархов и великолепию обстановки превосходил некоторые Вселенские соборы. Римским легатам пришлось не только согласиться на снятия с Фотия осуждения, выслушать Никео-Константинопольский Символ веры (без прибавленного на Западе филиокве), но и прославить его.

Папа Иоанн VIII, будучи разозлённым постановлениями Константинопольского собора, направил на Восток своего легата, который должен был настоять на уничтожении неугодных Риму постановлений собора и добиться уступок по Болгарии. Император Василий и патриарх Фотий не уступили Риму. В результате взаимоотношения Византийской империи и Рима стали холодными. Затем обе стороны постарались примириться и совершили ряд обоюдных уступок.

Раскол христианской церкви

В X столетии сохранялось статус-кво, но в целом разрыв становился неизбежным. Византийские императоры добились полного контроля над Восточной церковью. Тем временем снова встал вопрос о контроле над епархиями (то есть вопрос собственности и доходов). Император Никифор II Фока (963—969) укрепил византийские церковные организации в Южной Италии (Апулия и Калабрия), куда стало сильно проникать папское и вообще западное влияние, — германский государь Оттон получил императорскую римскую корону, плюс давление норманнов. Никифор Фока запретил в Южной Италии латинский обряд и приказал придерживаться греческого. Это стало новым поводом для охлаждения отношений Рима и Константинополя. Кроме того, папа стал называть Никифора императором греков, а титул императора ромеев (римлян), как официально именовались византийские василевсы, перенёс на германского императора Оттона.

Постепенно противоречия нарастали, как идеологические, так и политические. Так, после Никифора Фоки римляне возобновили экспансию в Южной Италии. В середине XI на папском престоле сидел Лев IX, который был не только религиозным иерархом, но и политиком. Он поддерживал клюнийское движение – его сторонники выступила за реформу монашеской жизни в Западной церкви. Центром движения было Клюнийское аббатство в Бургундии. Реформаторы требовали восстановить павшие нравы и дисциплину, уничтожить укоренившиеся в церкви светские обычаи, запретить продажу церковных должностей, браки священников и пр. Это движение было весьма популярно в Южной Италии, что вызывало недовольство Восточной церкви. Папа Лев планировал утвердиться на юге Италии.

Константинопольский патриарх Михаил Керуларий, раздражённый усилением влияния римлян в западных владениях Восточной церкви, закрыл все латинские монастыри и церкви в Византии. В частности, церкви спорили о причащении: латиняне использовали для евхаристии пресный хлеб (опресноки), а греки — квасной. Между папой Львом и патриархом Михаилом произошел обмен посланиями. Михаил критиковал притязания римских первосвященников на полную власть в христианском мире. Римский папа в своём послании ссылался на Дар Константина. В столицу византийской империи прибыли римские посланники, среди которых был кардинал Гумберт, известный надменным нравом. Римские легаты держали себя гордо и заносчиво, на компромисс не шли. Патриарх Михаил также занял жесткую позицию. Тогда летом 1054 года римляне положили на алтарь храма св. Софии отлучительную грамоту. Михаила и его сторонников предали анафеме. За такое оскорбление народ хотел разорвать римлян, но за них заступился император Константин Мономах. В ответ Михаил Керуларий собрал собор и предал проклятию римских легатов и близких им лиц.

Читать еще:  Итальянская полиция усиливает меры безопасности у собора Святого Петра

Таким образом, произошёл окончательный раскол Западной и Восточной церкви. Три других восточных патриарха (антиохийский, иерусалимский и александрийский) поддержали Константинополь. Константинопольский патриархат стал независим от Рима. Византия подтвердила положение самостоятельной от Запада цивилизации. С другой стороны, Константинополь лишился политической поддержки Рима (в целом Запада). Во время крестовых походов западные рыцари взяли и разграбили столицу Византии. В дальнейшем Запад не поддержал Константинополь, когда он повергся нападениям тюрков, а затем и пал под давлением турок-османов.

Православные храмы и монастыри Иерусалима

Все большее количество людей стремятся посетить христианские святыни. Наибольший интерес у них вызывает Иерусалим, поскольку для всех верующих он является Святой землей. Внимание туристов приковано не только к основным христианским храмам, построенным в честь Иисуса Христа, но и к монастырям. В них все желающие могут приобщиться к молебнам и поучаствовать в богослужениях. Получить возможность посетить святые места может любой желающий с помощью туров в Иерусалим, в том числе и тематических.

Православные храмы в Иерусалиме:

  • Свято-Троицкий собор
  • Пещерная церковь успения Богородицы
  • Храм Воскресения Христова

Последний — самый известный храм Иерусалима, также имеющий название «Церковь Гроба Господня». Среди всех остальных святых мест он выделяется своим местоположением. Считается, что он расположен на месте погребения Христа. Данный храм разделен между шестью конфессиями, среди которых и греко-православная. Каждая из конфессий имеет свои приделы и время, отведенное для совершения молитв. В то же время, чтобы избежать конфликтов между членами всех шести конфессий, ключи от храма находятся на хранении у арабско-мусульманской семьи.

Свято-Троицкий собор

Наиболее важный для русской православной культуры храм, отстроенный и освященный в Иерусалиме в XIX веке. Собор построен из белого камня. В его архитектуре использовались неовизантийские элементы и классическая планировка с использованием 5 куполов.

Самая важная реликвия этого храма — икона Благовещения Пресвятой Богородицы. После завершения празднований Благовещения образ Богоматери переносится в Горненский монастырь, что символизирует евангельскую встречу праведной Елизаветы — матери Иоана Предтечии — и Божьей Матери. Также в нем находится икона святителя Николая Чудотворца, почитающаяся святыней этого места.

Ограничения для посещения в зимнее время:

  • понедельник — выходной;
  • вторник, среда и четверг — с 9:00 до 13:00 и с 15:00 до 17:00;
  • пятница — с 9:00 до 13:00;
  • суббота — с 7:30 до 12:00 и с 16:30 до 19:30;
  • воскресение и праздники — с 8:30 до 13:00.

Ограничения посещения в летнее время:

  • понедельник — выходной;
  • вторник, среда, четверг и пятница — с 9:00 до 13:00;
  • суббота — с 10:00 до 13:00;
  • воскресение — выходной.

Храм находится по адресу: Иерусалим, улица Мунбаз, угол Хешин.

Пещерная церковь успения Богородицы

Эта пещерная церковь находится в Гефсимании у подножия Елеонской горы. Согласно поверьям именно там была погребена Богородица. Как гласят восточнохристианские предания, незадолго до смерти Девы Марии к ней явился архангел Гавриил, известивший ее об этом. Апостолы были собраны все вместе перед кончиной Богородицы и похоронили ее в гробнице, где уже находились ее родители и муж. И только один из апостолов не смог находиться там. Апостол Фома пришел позже и просил открыть гробницу, где не оказалось тела Девы Марии.

Церковь над местом погребения перестраивали несколько раз. Первое сооружение было воздвигнуто по приказу Елены Равноапостольной, являющейся матерью римского императора Константина. Далее было разрушение храма в 1161 году, после чего сооружение восстановила королева иерусалимская Мелисенда.

По лестнице посетители попадают в храм, который частично является высеченным в скале. Внутри небольшое помещение, в которое можно входить. Вместо гроба там располагается неровный камень, поскольку по преданию именно на него положили тело Богоматери.

Церковь святой Марии Магдалины

Эта церковь располагается в Гефсимании неподалеку от гробницы Девы Марии. Он выполнен из белого камня и представляет собой сооружение в московском стиле русской архитектуры. Храм строился в честь императрицы Марии Александровны и был освящен в 1888 в честь Святой Марии Магдалины. Главные святыни, хранящиеся в церкви — мощи инокини Варвары и великой княгини Елизаветы Федоровны. Также в ней находятся икона Святой равноапостольной Марии Мандалины с частицей ее мощей и чудотворная икона Смоленской Божьей Матери.

Церковь находится на территории Гефсиманского монастыря. Для посетителей вход свободный по вторникам и четвергам с 10:00 до 12:00. Добраться до нее можно на автобусе №99 или пешком от Львиных ворот. Потребуется миновать церковь Святого Стефана, затем Гробницу Богородицы и церковь Всех наций, после чего пройти в первый поворот направо.

Горненский женский монастырь

Монастырь поначалу был лишь монашеской общиной, заложенной вскоре после покупки архимандритом Антонином в 1871 году участка в селении Эйн-Карем. Нынешний статус был получен в 1886 году. Первая церковь на территории монастыря была построена в честь Казанской иконы божьей Матери.

Ключевая достопримечательность монастыря — камень, расположенный рядом с церковью. По преданиям, на нем совершал свои проповеди Иоанн Креститель. Не менее известен собор, строительство которого под влиянием различных факторов протекало практически на протяжении столетия. Процесс завершился в 2007 году, и теперь в храме всех святых проводятся только богослужения по случаю особых торжеств и праздников. А в 2012 году прошло освящение пещерного храма Святого Иоанна Крестителя.

В соответствии со старым уставом, принятым еще при первом архимандрите, паломницы должны были за свои деньги построить себе небольшие дома на территории общины и разбить рядом с ними садики. С тех пор установленный порядок не менялся, и монашки продолжают жить в домиках, а не в кельях.

Все желающие могут посетить Горненский монастырь в любой день совершенно бесплатно.

Поскольку монастырь живет строго по зимнему времени, не переводя часы, богослужения начинаются в разное время в зависимости от сезона:

  • летом богослужения проходят с 7:00 до 16:00;
  • зимой — с 6:00 до 15:00.

Добраться до монастыря можно следующим образом:

  • на автобусах №19 и №27 до остановки «Больница Хадасса» Эйн-Карем;
  • от Центрального автовокзала на трамвае №1 проехать 5 остановок, затем на автобусе №28 4 остановки.

Преподобный Симеон, столпник с Дивной горы (521-596 гг.)

Житие прп. Симеона Дивногорца из русской минеи

Преподобный Симеон Столпник родился в 521 году в Антиохии Сирийской от благочестивых родителей Иоанна и Марфы. Святая Марфа (память 4 июля) с юных лет предназначала себя к безбрачной жизни и стремилась к иночеству, но родители настаивали на вступлении в брак с юношей Иоанном. После усердной молитвы в церкви во имя святого Иоанна Предтечи преподобной в видении было указано подчиниться воле родителей и вступить в брак. В супружеской жизни святая Марфа стремилась во всем угождать Богу и своему мужу. Часто она молилась о даровании ей ребенка и обещала отдать его на служение Господу. В своем явлении святой Иоанн Предтеча открыл благочестивой Марфе, что у нее родится сын, который будет служить Богу. Родившийся младенец был назван Симеоном и крещен в возрасте двух лет.

Когда Симеону шел шестой год, в городе Антиохии произошло землетрясение, во время которого погиб его отец. Симеон во время землетрясения был в церкви. Выйдя из нее, заблудился и семь дней провел у приютившей его благочестивой женщины. Вновь явившийся блаженной Марфе Иоанн Предтеча указал, где находится потерявшийся мальчик. Мать святого, найдя своего ребенка, поселилась после землетрясения в предместье Антиохии. Уже в детстве святому Симеону несколько раз являлся Господь Иисус Христос, предсказывая ему будущие подвиги и награду за них.

Шести лет отрок Симеон ушел в пустыню, где некоторое время находился в совершенном одиночестве. В это время его охранял и питал светоносный Ангел и, наконец, привел в уединенный монастырь, настоятель которого игумен Авва Иоанн, подвизавшийся на столпе, с любовью принял отрока.

Спустя некоторое время святой Симеон обратился с просьбой к старцу Иоанну разрешить ему тоже подвизаться на столпе. По благословению игумена неподалеку от его столпа братией монастыря был сооружен новый столп. Совершив постриг семилетнего мальчика в иночество, авва Иоанн сам возвел его на этот столп. Юный подвижник, укрепляемый Господом, быстро возрастал духовно, превосходя в подвигах своего опытного наставника. За строгие подвиги святой Симеон получил от Бога благодатный дар исцелений. Слава о подвигах юного инока начала распространяться за пределы обители, и к нему стали приходить из разных мест иноки и миряне, желавшие услышать его советы и получить исцеления от болезней. Смиренный подвижник продолжал пользоваться наставлениями своего духовного руководителя аввы Иоанна.

На 11-м году жизни отрок решил подвизаться на более высоком столпе, к вершине которого вели 40 ступеней. К месту подвигов преподобного пришли епископы Антиохийский и Селевкийский, которые рукоположили святого подвижника в сан диакона, а потом разрешили ему взойти на новый столп, на котором преподобный Симеон подвизался в течение 8 лет.

Преподобный Симеон пламенно молился о ниспослании ему Святого Духа, и святая молитва подвижника была услышана. Дух Святой сошел на него в виде горящей свечи, исполнив подвижника Божественной Премудрости. Наряду с устными наставлениями святой Симеон посылал письменные поучения о покаянии, иночестве, о воплощении Христа и о будущем Суде.

После смерти старца святой Симеон так устроил свою жизнь: с восхода солнца до 9 часа пополудни он молился, потом до захода солнца читал книги и переписывал Священное Писание, после чего опять вставал на молитву и молился всю ночь. Когда начинался новый день, он, немного отдохнув, с восходом солнца начинал обычное молитвенное правило.

Преподобный Симеон завершил подвиги на втором столпе и по указанию Божию переселился на Дивную Гору, оставив в своем монастыре опытного старца для руководства иноками. Восхождение на Дивную Гору ознаменовалось видением Господа, стоявшего на вершине холма. Святой Симеон продолжил подвиги на том месте, где видел Господа, сначала на камне, а потом на возведенном вновь столпе. Преподобному Симеону были открыты будущие события, так, он предсказал смерть архиепископа Антиохийского Ефрема и болезнь епископа Домна, постигшую его в наказание за немилосердие. Наконец, преподобный Симеон предсказал городу Антиохии землетрясение и убеждал всех жителей покаяться в грехах. На Дивной Горе святой Симеон устроил монастырь, храм которого строили исцеленные им от болезней люди, в благодарность за оказанную им милость. Для нужд монастыря преподобный испросил молитвой источник воды, и однажды, во время недостатка зерна, по его молитве к Господу, в житницах обители умножилась пшеница. В 560 году по повелению Господа святой подвижник на 39-м году жизни принял от епископа Селевкийского Дионисия священный сан. 75-ти лет преподобный Симеон был предуведомлен от Господа о скорой своей кончине. Он призвал братию монастыря, преподал им в прощальной беседе благословение и мирно отошел к Богу в 596 году, потрудившись в подвиге столпничества 68 лет.

Как при жизни, так и после кончины преподобный совершал чудеса, исцеляя слепых, хромых и прокаженных, многих спасал от зверей, изгонял бесов и воскрешал мертвых.

Тропарь
Симеону Столпнику Дивногорцу, глас 1:

Пустынный житель, и в телеси Ангел, / и чудотворец явился еси, Богоносе, отче наш Симеоне, / постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, / исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти. / Слава Давшему тебе крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Запретные храмы. Где молиться прихожанам РПЦ после разрыва с Константинополем

Анатолий Минкин

Святыни на отдыхе

Секретарь отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук в беседе с «Интерфаксом» отметил, что среди популярных туристических направлений самое большое скопление храмов Константинопольского патриархата находится в Турции. В частности, это все церкви Стамбула и единственный православных храм в Анталии.

Чуть лучше ситуация обстоит в Греции. Здесь власть Константинополя распространяется на Крит и острова Додеканеса, самым крупным из которых является Родос.

Кризис «православного туризма»

Кроме того, Игорь Якимчук подчеркнул, что запрет на посещение распространится и на монастыри горы Афон.

В остальной стране располагаются храмы Элладской церкви. Кроме того, митрополии и епархии, которые подчиняются Константинополю, располагаются в странах Европы, Южной и Центральной Америках, США, Австралии, Южной Корее, Гонконге, Новой Зеландии, Сингапуре.

Представитель РПЦ отметил, что, если верующие нарушат решение Синода, то им придется покаяться в этом во время исповеди. Для духовенства за такие нарушения наказания еще строже: освобождение от должности временное или пожизненное, извержение из сана и отлучение.

Как заявил «360» настоятель храма преподобного Феодора Студита у Никитских ворот протоиерей Всеволод Чаплин, молитвы и богослужение с раскольниками — это серьезное каноническое преступление. Он пояснил, что после того, как Константинопольский патриархат признал украинских раскольников (речь идет об Украинской православной церкви Киевского патриархата — прим. ред.), он перестал быть православной церковью в полном смысле этого слова.

«Надо сказать, что верующие нашей церкви и до сегодняшнего дня достаточно редко молились в храмах Константинопольского патриархата», — сообщил он.

Одной из причин, по его словам, является то, что в основном такие церкви представляют собой греческий этнический клуб, где верующие других наций чувствуют дискомфорт.

Молитвы за границей

Проблемы решение Синода может вызвать у тех, кто причисляет себя к пастве РПЦ, но постоянно проживает за границей. В частности, в Турции и Финляндии нет русских православных храмов, но есть церкви Константинопольского патриархата. Об этом заявил РБК настоятель храма Святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде протоиерей Андрей Кордочкин. Он пояснил, что в этих странах крупные греческие диаспоры и прихожане РПЦ ходили в их храмы. Как им теперь поступать, понять очень сложно.

«Будет построен частокол запретов». Главное о разрыве отношений РПЦ с Константинополем

Настоятель Московского Троицкого храма на Воробьевых горах протоиерей Андрей Новиков заявил, что в этом случае им лучше молиться дома, но не принимать участия в службах, которые ведут представители любых поместных церквей с константинопольскими клириками.

Протоиерей Всеволод Чаплин пояснил, что в Западной Европе существуют храмы русского православного экзархата, но подчиняются они также Константинополю. Их основали уехавшие из России после революции эмигранты. В основном они расположены во Франции. В частности, речь идет о соборе Александра Невского на улице Дарю в Париже. По его словам, раньше, консервативные прихожане РПЦ иногда заходили в эти церкви, но теперь это точно прекратится.

Чтобы в случае нахождения за границей не ошибиться с принадлежностью храма, нужно послушать, какого патриарха поминают во время богослужения. Такой совет дал «360» настоятель храма Новомучеников и исповедников Домодедовских протоиерей Максим Колесник. Он пояснил, что внешне храмы Константинополя и Русской православной церкви никак не отличить, особенно если они древние, так как оба вида строились в византийском стиле.

«Нужно узнать, какого поминают патриарха. Это является точным признаком каноничной принадлежностью церкви», — отметил он.

Афон преткновения

Еще один важный вопрос, который возникает после разрыва РПЦ с Константинополем, что станет с Пантелеимоновым монастырем, который расположен на горе Афон. Там служат монахи Русской православной церкви, но при этом вся юрисдикция на этой территории принадлежит патриарху Варфоломею.

Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Александр Волков в беседе с «360» в ответе на этот вопрос был краток и оптимистичен. «С ними все будет хорошо», — заявил он.

Более пессимистичной позиции придерживается протоиерей Всеволод Чаплин, который не исключил гонений, притеснений или выживания монахов с Афона. При этом он отметил, что до этого вряд ли дойдет.

РПЦ прояснила судьбу Благодатного огня после церковного раскола

«Большая часть этих монахов — греческие граждане, но с ними сложно будет поступать беззаконно на основании тех или иных политических решений, связанных с политикой Константинополя или греческих властей», — подчеркнул он свою позицию.

Также он заявил, что не видит ничего страшного в том, что многим придется отказаться от поездок на священную гору и предложил больше уделять внимания молитвам и таинствам в русских церковных общинах.

«Лучше всего быть прихожанином нашей, русской православной церкви, где нет возможности лукавить, где нет возможности представить себя лучше, чем ты есть. Где все знают все твои добродетели и грехи», — подчеркнул он.

Также Всеволод Чаплин заявил, что монастыри Афона очень серьезно отнесутся к сложившейся ситуации, когда будут делать выбор между двумя патриархатами. «Выбор между чистым православием, которое исповедует наша церковь, и той обновленческой тенденцией, тем нарушением канонов, которые сегодня присутствуют в деятельности патриархата Константинополя», — пояснил он.

Перед выбором встанут и другие поместные церкви: чью сторону они хотят занять — Москвы или Константинополя. Но пока этот вопрос находится в процессе обсуждения, заявил руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Александр Волков. Он отметил, что не стоит ждать скорых ответов и требований даже после высказываний руководителей других поместных церквей.

Протоиерей Максим Колесник, в свою очередь, предложил молиться, чтобы восстановить мир.

Хозяйственный вопрос

Со стороны государства передачей занимается Росимущество. За последнюю пятилетку Церковь получила порядка 300 объектов в половине регионов страны.

При этом из двух возможных форм — собственность и безвозмездное пользование, выбор РПЦ всегда в пользу последнего — в этом случае государство еще и выделяет деньги на содержание храмов.

В каждом регионе средней полосы до полутысячи погибающих храмов. Светлана Мельникова, которая занимается спасением сельских памятников архитектуры уже 27 лет, считает, что в этой трагической ситуации виновато современное лицемерие:

«Когда кивают на годы коммунизма — это понятно, был объявлен атеизм и поэтому одни храмы взрывали за ненадобностью, в других размещали нецерковные учреждения, — говорит общественница. — Сегодня же с экранов многое говорится о наследии, о необходимости его сохранения, а на практике практически ничего не делается для сохранения, может быть, самого важного класса памятников истории и культуры — сельских храмов».

Конечно, делать повсеместную реставрацию, которая стоит от ста миллионов рублей за объект ни бюджету РПЦ, ни даже бюджету страны не по силам. Для неискушенного такие суммы кажется невероятными:

«Правильная реставрация дорогая потому, что проводится с максимальным использованием материалов, из которых было построено здание — говорит архитектор Елена Тальская, возвращавшая к жизни одну из церквей в Калужской области. — Иначе это уже не реставрация, а скорее реконструкция».

Проблема же, по ее словам, в том, что «аутентичные» материалы всегда обходятся дороже, чем «стоковые», обычные из магазина — взять хотя бы кирпич, который столетия назад использовался других размеров, и который необходимо формовать на заказ.

«То же самое можно сказать о лепных элементах, и многом другом. Помимо этого, и сами работы по укреплению фундамента и стен, и необходимые для их проведения предварительные исследования обходятся недешево. Особенно в случаях, когда уже обрушилась крыша и несущие конструкции стали разрушаться, а таких объектов сегодня очень много», — комментирует Тальская.

Именно поэтому важно хотя бы спасти то, что осталось, законсервировать на будущее, до времени, когда «руки дойдут».

Низовое звено — сельские священники — своими силами пытаются находить деньги на спасение храмов. Зачастую к работам привлекается паства, и они проводятся без каких-либо консультаций. Порой это лишь вредит зданию, так как священник считает, что его знаний достаточно, и нанимает любых рабочих, лишь бы дешевле.

«Очень часто решения по реставрации принимаются без совета с профессионалами, и, к сожалению, это часто отражается на имидже Церкви», — говорит председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, член Патриаршего совета по культуре Московской городской епархии протоиерей Леонид Калинин.

Положение самого батюшки при этом незавидное. Ему дается одна работающая церковь, и к ней приписывается пара-тройка не действующих, где он появляется в определенные дни, и должен о них заботиться.

Но где взять сельскому священнику пусть даже пару миллионов рублей, необходимых только на консервационные работы для одного храма?

В преддверии Апокалипсиса

В конце хотелось бы вспомнить о том, как в 2016 году на Гугл картах вместо мечети Аль-Акса оказался Третий храм, в котором, как многие утверждали, должен короноваться антихрист. Этот храм был «поостроен» лишь в виртуальности, но как многие утверждают со временем готовится его реальное воплощение.

На сегодняшний день вы не увидите этих проекций на гугл картах т.к. После того, как люди подняли шум относительно этого храма, Google удалил эти проекции. Но кому и зачем это нужно остается открытым вопросом. Возможно лишь шутка человека, который подменил gps координаты в телефоне и смог разместить картинку в этом месте? Или же действительно подготовка к неизбежности конца света?

Давайте обсудим этот вопрос в комментариях? Расскажите, что вы думаете по этому поводу?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector