0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Загадки Сикстинской капеллы

Загадки Сикстинской капеллы. Ко дню рождения Микеланджело Буонарроти

Эту церковь построили в Ватикане между 1477 и 1480 годами, с 1492 года именно там выбирают нового Папу Римского. Для ее оформления привлекли лучших мастеров эпохи Возрождения. Кроме Микеланджело над капеллой работали Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Козимо Росселли и другие.

Сначала потолок был расписан под звездное небо — так было модно в те времена. Но в начале XVI века в своде появилась трещина, и капеллу закрыли на ремонт. А после реконструкции тогдашний папа решил оформить потолок по-новому.

У Микеланджело в тот момент вообще был скандал с папой после того, как понтифик заказал ему скульптуры для его будущей гробницы и отказался платить за мрамор, который уже приобрел художник. В итоге мастер был так сильно обозлен, что даже покинул Рим, но в конце концов отношения между ними наладились. И вот в возрасте Христа (это 33 года) Микеланджело приступает к росписи Сикстинской капеллы.

Кстати, художник к тому моменту, можно сказать, вообще не имел опыта работы с фреской. Он был с ней немного знаком, когда совсем юнцом проходил обучение в мастерской Доменико Гирландайо, одного из ведущих венецианских художников середины и конца XV века. Но большего у него не было — Микеланджело работал как скульптор, а не как живописец.

Описание

Пьета Микеланджело – скульптурная композиция пирамидальной формы, высеченная из цельной глыбы светлого мрамора. Рука мастера отсекла все лишнее, и миру явился потрясающий образ скорбящей матери, утратившей сына. Скульптура находится за бронированным стеклом, ее нельзя рассмотреть со всех сторон. Но есть в ней нечто, влекущее любопытные взгляды туристов и порождающее особые чувства у тех, кто уверовал в искупительную жертву Иисуса Христа.

Рекомендую: полюбоваться Пьетой без очередей и толп туристов во время индивидуальной экскурсии в Ватикан на рассвете.

В XIV веке в христианстве зародилось почитание скорбей Девы Марии, что находило отражение в европейском искусстве того времени. На ребрах и кистях рук безжизненного Иисуса – следы от ран после Голгофы. Поразительно, как молодому Микеланджело удалось в фигуре Святой Марии, держащей на руках умершего Сына, выразить весь трагизм произошедшего.

Цельный образ скульптурной композиции Микеланджело Буонарроти передает всю глубину трагедии скорбящей над телом Христа Богоматери.

Правая рука удерживает тело в привычной для женщин позе – так кормят грудью младенцев. Но это зрелый мужчина, и его голова ниспадает с плеча матери. Левая рука как бы вопрошает – это немой вопрос, выраженное пальцами скорбящей матери недоумение о бесцельной смерти безгрешного Христа. Накидка на голове как бы небрежно заломлена, небольшие складки ткани максимально открывают чело и последний взор Богоматери.

Мария изумленно смотрит не на лицо Иисуса, а на пронзенные рёбра и кисть руки, пытаясь запечатлеть малейшие детали перед тем, как отдать Его тело на погребение. Изломы грубой ткани искусствоведы ассоциируют с изломами души – от невосполнимой утраты. Ее лицо не искажено гримасой скорби, такое ощущение, что это все уже позади, остался последний взгляд на фигуру Сына и осмысление происходящего. Возможно, скульптор хотел передать ее воспоминание о пророчестве Христа, который обещал воскреснуть на 3-й день. А, может, так выглядит смирение – немое безучастие оттого, что ничего не исправить?

На материнских коленях – безжизненное тело 33-летнего Христа. Лицо не выражает перенесенных Им страданий, голова откинута назад, вся фигура расслаблена, но удерживается Марией. Кисти рук и стопы ног – со следами от гвоздей после распятья. Рёбра Иисуса были проколоты на кресте уже после его смерти, перед тем, как Его сняли римские воины (так повествует Святое Писание).

Фигуры персонажей библейского сюжета выполнены в полный рост. Реалистичность также выражена в очевидных признаках распятия и скорбном и смиренном лике Марии.

Мать Христа изображена молодой, без глубоких возрастных морщин, хотя ей во время распятия Первенца было около 50 лет. Теологические каноны были нарушены, но искусствоведы настаивают на идее, что так во времена Ренессанса было принято изображать чистоту души и одухотворенность Непорочной Девы. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Но в христианстве принято говорить о ней как Пречистой и Святой Деве Марии, Богородице и Матери Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей.

Работа была затяжной и кропотливой, мало кто верил, что никому неизвестный 24-летний художник и начинающий скульптор справится с такой задачей. Но результат превзошел все ожидания – никто не смог превзойти этот шедевр Микеланджело, как по эстетике, так и силе эмоционального воплощения.

Микеланджело Буонарроти был задан вопрос: «Как Вам это удается – не совершить ни единой ошибки, ведь это камень, а не глина?» Мастер ответил: «Ничего сложного, я держу в уме совершенный образ и отсекаю от глыбы мрамора всё лишнее!»

Описание

Пьета Микеланджело отличается тем, что имеет не крестообразную, а коническую композицию. Автор предполагал, что только такой вариант приведет к обретению внутренней динамики и объединит обе фигуры воедино.

Несмотря на слияние фигур, просматривается противопоставление живого и мертвого, мужского и женского, нагого и прикрытого. Это ощущается в застывшем напряжении, но не мешает любоваться статуей, испытывая блаженное благоговение.

Искусствоведы относят произведение к кватроченто и Высокому Возрождению, только в особом, уникальном смысле. Итальянский мастер решил иначе взглянуть на сцену, изобразив Мадонну не старой, а молодой, прекрасной и скорбящей.

Некоторые исследователи считают, что Микеланджело хотел таким образом подчеркнуть, что святость и целомудрие сохраняют молодость. Другие уверены, что он передал через лицо Мадонны тоску по собственной матери, умершей слишком рано.

Однако наиболее достоверной является версия, что скульптор руководствовался соображениями из анатомии. Он думал, что скорбь на юном лице будет выглядеть выразительнее. Впрочем, автор не изобразил Марию тонущей в горе. Её лицо остаётся удивительно красивым, живым и свежим. Горе читается в глубине её жестов, позе, инстинктивном стремлении защитить сына.

Читать еще:  2. Поставление Никона на патриаршество

Правдоподобно изображен и сам Христос. Его тело кажется тяжелым, а вид и положение конечностей указывает на трупное окоченение. Его безжизненное лицо передаёт пережитые страдания и невероятную муку, которую Иисус испытывал перед смертью, осознавая жуткую суть этого мира.

Отдельное внимание стоит уделить контрасту, который создан между лицом и одеянием Мадонны. Её голова кажется легкой и юной, но крупные, ломающиеся складки платья отчетливо передают духовную и физическую мощь девушки. Также они служат своеобразным пьедесталом для пирамидальной композиции, подчеркивают излом тела Христа, драматически лежащего на коленях матери.

Церковь святой Екатерины

Православный Рим получил эту церковь в 2009 году. Возведен он на территории посольства России. Православная церковь названа в честь смелой девушки Екатерины, которая защищала христианство. Пропаганда Екатерины и сила её слова были столь велики, что ей удалось обратить в православие жену императора и часть его войска. Казнена была Екатерина за то, что сумела в философском споре опередить великих мудрецов.

Екатерина жила в IV веке. А спустя три столетия её нетленные мощи были найдены на горе Синай. Церковь, возведенная в честь Екатерины, хранит часть мощей святой. Эта православная церковь была возведена за 4 года, сегодня в ней есть действующая детская приходская школа.

Собор Святого Петра, скульптурная группа «Пьета»

В период между 1498 и 1499 гг. по заказу кардинала Жана Билэра де Лягрола Микеланджело изваял великолепную скульптурную группу «Пьета» (оплакивание Христа Марией) . Более других его предыдущих произведений «Пьета» способствовала славе Микеланджело как выдающегося скульптора. Практически сразу же «Пьета» была признана шедевром, вызывающим безмерное восхищение всех, кто когда-либо ее видел.

Когда Микеланджело ее изваял, ему не было и 25 лет, и, конечно, нашлись те, кто усомнился в его авторстве. Как писал биограф Микеланджело Джорджо Вазари, некие миланцы даже утверждали, что это работа их земляка. Тогда Микеланджело, вооружившись светильником и резцом, пробрался ночью в собор и вырезал свое имя на ленте, опоясывающей грудь Мадонны: «Michael Angelus Bonarotus Fiorent(inus) Faciebat» («Сделано Микеланджело Буонаротти, флорентийцем»). Это единственная работа Микеланджело, которую он подписал.

Описание внешнего вида

Часовня-ротонда (rotonda – «круглый») в классическом понимании является миниатюрной цилиндрической постройкой под куполом в окружении колонн.

Храм возвышается на невысоком круглом подиуме. Ещё с античности эта геометрическая фигура считалась идеальной формой для выражения божественного совершенства и космической гармонии. Примером для подражания могли быть храм Весты (Tempio di Vesta) в Тиволи (Tivoli) и храм Весты в Риме. Значение богини, как покровительницы семьи, перекликалось с ролью святого Петра — защитника Церкви.

В проекте использовался приём возведения архитектурных форм, начиная от основания здания до его вершины с крестом путём симметричного построения композиции относительно вертикальной оси. Именно этот классический приём придаёт монументальный вид маленькой часовне, он использовался и в античный период, и даже при возведении египетских пирамид.

Темпьетто имеет три символических части конструкции:

  1. Крипту, где был врыт в землю крест распятия Петра, – зарождение новой религии;
  2. Тело храма – повествование о наступлении Царства Божия и спасении рода человеческого (поэтому четыре статуи Евангелистов расположены в нишах интерьера);
  3. Купол – торжество Церкви.

Высота часовни составляет 11 метров. Основой конструктивной частью Темпьетто является вытянутый цилиндр, окружённый 16 колоннами и увенчанный изящным куполом. Диаметр внутреннего помещения часовни составляет всего 4,5 м.

Число колонн по периметру храма по мнению римского архитектора и математика Витрувио (Vitruvio) считается совершенным числом, поскольку слагаемые 6 и 10 являются идеальными числами согласно религиозно-философскому учению пифагорейцев (последователей Пифагора). Если рассматривать другие цифры, 8 и 8, составляющие сумму, то количество колонн приобретает символическое значение этих чисел, обозначающее бесконечность, смерть и воскресенье.

Темпьетто буквально пронизан правильными числами. Именно удачное соотношение основных архитектурных конструкций и элементов создают идеальные пропорции и эффект монументальности.

Сферический купол имеет простую форму и укреплён широкими рёбрами; такая конструкция впоследствии была применена и при строительстве собора Святого Петра в Ватикане. В основании купола – барабан, который значительно поднимает сферу. Роль «посредника» между двумя уровнями постройки выполняет лёгкая нефункциональная балюстрада. Венчает купол фонарь, который является декоративным элементом и необычным образом зрительно устремляет пропорции строения ввысь.

Гранитные серые колонны относятся к античным формам и придают часовне величественную строгость. Над ними находится фриз (обрамляющий декоративный элемент в виде горизонтальной полосы или ленты), на рельефах которого изображены атрибутика святого Петра и литургические символы. В кессонах потолка расположены многочисленные цветочные розетки.

Наружные стены храма имеют ниши с декоративным орнаментом в виде морских раковин – напоминание о паломничестве. Ниши разделены прямоугольными пилястрами (вертикальный выступ, условно изображающий колонну), которые являются проекцией внешних колонн. На фасаде почти не осталось места для окон, но мастер, сохраняя простоту форм, виртуозно размещает их по бокам, не нарушая общего ритма композиции.

Главный вход в храм имеет всего лишь 90 см в ширину, при этом архитектор решил смело обрезать линию пилястры и перекрыть вертикаль карнизом дверного портала.

Кроме мрамора при постройке использовался и более дешёвый материал: пьедестал колонн выполнен из травертина, пилястры – из простого камня.

Укрощая камень: от Капрезе до Рима с Микеланджело

Капрезе, Кьюзи и Сеттиньяно

Дом Подеста́ (слева), где родился Микеланджело, Капрезе Микеланджело

Капрезе – небольшой городок в окрестностях Ареццо, где Микеланджело появился на свет и прожил несколько месяцев – в его доме сейчас находится музей. Семья Буонаротти входила в состав флорентийской знати, но обедневший отец Микеланджело, Лудовико, согласился занять должность подеста́ (мэра) городков Кьюзи и Капрезе.

Недавно было обнаружено, что горный пейзаж фона «тондо Дони» (хранится в Уффици) изображает скалу Монте-делла-Верна, возвышающуюся над Кьюзи. Сам тондо представляет собой великолепное изображение Святого семейства и типичный образец скульптурного видения форм в живописи Микеланджело.
Этот же пейзаж можно наблюдать на заднем плане «Создания Адама» на своде Сикстинской капеллы. Все дело в том, что прадедушка Микеланджело, Симоне, имел отношения к францисканскому монастырю, стоящему на этой горе. В то время он был одним из самых крупных монастырей во всей Тоскане.

Ещё одно место, весьма символичное для Микеланджело, – это Сеттиньяно, край пещер и каменоломен, расположенный недалеко от Флоренции, где художник провёл детство. Кормилица Микеланджело была из рода каменотёсов. Сам художник так отзывался о своём детстве: «Моя будущность была определена молоком кормилицы с примесью мраморной пыли».

Читать еще:  Виктор Казанцев встречается с религиозными деятелями Кавказа

Флоренция

В городе Медичи Микеланджело состоялся как художник, и именно к Флоренции он испытывал противоречивые чувства любви и ненависти. Здесь Микеланджело сполна испытал капризы судьбы и последствия своего беспокойного характера.

После ученичества у Гирландайо молодой Микеланджело примыкает к сообществу художников и интеллектуалов «Академии Марчано» при библиотеке монастыря Сан-Марко. При дворе Лоренцо Великолепного он знакомится с античной скульптурой и самыми известными деятелями культуры своего времени: поэтом Анджело Полициано, философами Марсилио Фичино и Пико делла Мирандолой.

Однажды «Голова фавна», сделанная Микеланджело ради удовольствия, попалась на глаза синьору Флоренции. Лоренцо Великолепный, улыбнувшись, заметил, что для старика у этого фавна слишком много зубов. Ничтоже сумняшеся, Микеланджело тут же выбил фавну «лишние» зубы, что стало началом его официальной карьеры: уже через несколько дней он был тепло принят Лоренцо в его резиденции на Виа Ларга.

Церковь Сан-Лоренцо, где находится «Новая Сакрестия» работы Микеланджело

Впоследствии Микеланджело бежит из Флоренции, чтобы не раз в неё затем вернуться: после смерти Лоренцо Великолепного город погрузился в череду переворотов и борьбы за власть. Отношения Микеланджело с кланом Медичи отличались двойственностью, тем не менее, после смерти художника герцог Козимо I предпринял все меры, чтобы завладеть его телом, вывезти из Рима и устроить торжественные похороны человеку, ставшему легендой уже при жизни.

Работы Микеланджело находятся в галереях Академии и Уффици, музее Барджелло, палаццо Веккьо и доме-музее Буонаротти.

Любителям фирменной микеланджеловской недосказанности придутся ко вкусу его «Рабы», словно пытающиеся вырваться из породившего их камня. «Маданна у лестницы» и «Битва кентавров» — одни из самых ранних его работ, где, тем не менее, уже безошибочно узнаваем стиль великого скульптора. А ценители красоты человеческого тела не смогут равнодушно пройти мимо его «Вакха» в музее Барджелло.

Капелла Медичи, церковь Сан-Лоренцо

Главное же наследие Микеланджело во Флоренции – это капелла Медичи (Новая Сакристия) при церкви Сан-Лоренцо, его мемориальная пластика по заказу могущественных Медичи и, конечно, «Давид» — созданный для украшения собора Санта Мария дель Фьоре, но затем размещённый на Пьяцца делла Синьория (в настоящее время статуя находится в галерее Академии). Библейский гигант быстро завоевал народную любовь и стал символом города.

В каменоломнях Каррары

Апуанские Альпы стали для Микеланджело практически вторым домом, где он самостоятельно выбирал лучший мрамор. Его любовь к каррарскому мрамору начинается с создания знаменитой ватиканской «Пиеты». В 1505 году, работая над мавзолеем Юлия II, он потратил на выбор и транспортировку материала около 8 месяцев. Для этого ему даже пришлось спроектировать и построить дорогу, проходившую через Версилию, небольшой городок на северо-западе Тосканы. Дорога, кстати, сохранилась до сих пор.

Микеланджело настолько ценил мрамор как материал, что ему приписывают изречение, что статуи изначально существуют внутри него. Задача художника – лишь извлечь их наружу.

Именно этим и занимался Микеланджело с полной отдачей. По воспоминаниям дипломата, переводчика и алхимика Блеза де Виженера, он однажды наблюдал как Микеланджело уже в возрасте за 60 с остервенением сбрасывал с помоста тяжёлые осколки мрамора. Казалось, что хрупкая конструкция вот-вот развалится на части.

Микеланджело никогда не окрашивал и не золотил свои статуи, в отличие от многих современников. Тем не менее, в своих работах он добивался почти живописной выразительности, учитывая условия освещения, в которых они будут находиться. Это было установлено недавно во время реставрации надгробия папы Юлия II в Риме. Ещё больше интересных фактов о Микеланджело и мраморе можно узнать в музее CARMI, открывшемся в Карраре чуть более года назад.

Без Микеланджело Рим не был бы Римом: именно он спроектировал купол собора святого Петра, Капитолийскую площадь, Порта Пиа и работал над фасадом палаццо Фарнезе.

Впервые Микеланджело оказывается в Риме в 21 год в результате курьёзного случая: его несохранившуюся статую «Спящий купидон» продали кардиналу Раффаэле Риарио под видом античной за большие деньги. Обнаружив подлог, коллекционер возжелал посмотреть лично на молодого скульптора, столь талантливо сымитировавшего античных мастеров. Первой римской работой Микеланджело стал «Вакх», имевший большой успех.

Интерьер собора Святого Петра © Alessandro Colle

В Риме Микеланджело обзавёлся друзьями, такими как его коллега по ремеслу Себастьяно дель Пьомбо, а также влиятельными соперниками, такими так Донато Браманте и Рафаэль. Но главным двигателем его карьеры были отношения со столь непохожими друг на друга папами римскими – Юлием II, Климентом VII и Павлом III. Без их заказов мы бы не увидели многих великих памятников эпохи Возрождения.

В Риме же Микеланджело и скончался в возрасте 88 лет в доме на виа Мачель де Корви, снесённом в конце XIX века при реконструкции площади Венеции. Теперь на его месте находится монумент «Алтарь Отечества». Менее чем за месяц до его смерти на Тридентском соборе было принято решение прикрыть скандальную наготу персонажей «Страшного суда». Некоторые историки считают этот момент концом Возрождения.

От мрамора к фрескам

Если ватиканская «Пьета» стала первым успешным проектом 22-летнего Микеланджело в Риме, то работа над надгробием Юлия II стала одним из самых сложных и тяжёлых заказов. Здесь было всё: сложные отношения между скульптором и папой, интриги Браманте, и, наконец, смерть папы. И хотя финальное надгробие получилось меньше изначального проекта, результат всё равно впечатляет. Недавно отреставрированные скульптуры можно увидеть в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи.

«Страшный суд», Сикстинская капелла, 1537—1541, Музеи Ватикана, Ватикан

Настоящим вызовом для Микеланджело стал заказ на роспись свода Сикстинской капеллы, доверенный ему тем же Юлием II. Ему не смогли помешать ни отсутствие опыта во фресковой живописи, ни происки конкурентов. «Не увидев Сикстинскую капеллу, нельзя составить себе представления о том, чего может достигнуть человек», напишет Гёте спустя два века. Этот проект дался Микеланджело невероятно тяжело, но он всё-таки смог завершить работу уже в преклонном возрасте.

«Оплакивание Христа», или «Пьета»

Прибыв в Рим в 1496 году, спустя два года Микеланджело получил заказ на статую Девы Марии и Христа.

Он изваял бесподобную скульптурную группу, включающую фигуру Богоматери, скорбящей над телом Спасителя, снятого с креста. Группа «Пьета», предназначенная для украшения капеллы Девы Марии в соборе Святого Петра, стала вершиной мастерства молодого скульптора.

Читать еще:  В школах запретили уроки религии

Микеланджело. «Оплакивание Христа». Источник: pinterest.com

Заказ на скульптурную группу был получен благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобретал микеланджеловские статуи и всячески помогал ему. Договор был заключен 26 августа 1498 года, заказчиком выступал французский кардинал Жан де Вилье Фезанзак. Согласно контракту, мастер обязывался выполнить работу за год и получал за нее 450 дукатов. Работа была закончена около 1500 года, уже после смерти кардинала, умершего в 1498 году. Возможно, эта мраморная группа изначально предназначалась для будущей усыпальницы заказчика. Ко времени окончания «Оплакивания Христа» Микеланджело исполнилось всего 25 лет, и многие не верили в его авторство. Тогда уязвленный юноша на перевязи, идущей через левое плечо Мадонны, в первый и последний раз вырезал подпись: «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил».

marinagra

НАЙДИ ВРЕМЯ ПОГОВОРИТЬ О ВЕЧНОМ

Микеланджело Буонарроти. Сикстинская капелла. Сотврение мира.

«Сотворение мира» — часть грандиозной фрески, написанной Микеланджело Буонарроти на потолке Сикстинской капеллы. Сикстинская капелла (домовая церковь римских пап в Ватикане) построена в 1475-81 гг., во времена папы Сикста IV, и стены ее по сей день украшают фрески замечательных мастеров того времени. На своде же изначально было изображено усыпанное звездами небо, и в 1508 году папа Юлий II поручил тридцатитрехлетнему Микеланджело расписать его. Художник совершил поистине невозможное: за четыре года он написал на потолке площадью 600 кв. м более 300 фигур в сложнейших ракурсах! Причем техника так называемой «чистой фрески», росписи по сырой штукатурке, очень сложна, поскольку требует от мастера быстроты и точности. Добавим, что Микеланджело работал в крайне неудобной позе — лежа на специально сконструированном помосте, поминутно отирая капавшую на лицо краску. Он расписал свод практически в одиночку: подмастерьям поручались лишь незначительные детали обрамлений. Для каждой фигуры художник делал множество набросков и эскиз в натуральную величину (картон), но все же оценить единство композиции было невозможно, пока работу закрывали леса. Тем поразительнее совершенство фрески!

Интерьер Сикстинской капеллы

Микеланджело — не только скульптор, живописец, архитектор, но и прекрасный поэт — был чутким читателем Библии, и найденная им композиционная форма удивительно точно отражает саму мозаичную структуру Ветхого Завета, возникавшего на протяжении веков, состоящего из множества книг, которые, сильно отличаясь друг от друга стилистически, складываются, тем не менее, в одно монументальное целое. Все части фрески, будь то сюжетная сцена или отдельная фигура, закончены и самодостаточны, однако они естественно вливаются в общую композицию, подчинены единому ритму, а повторяющиеся элементы обрамления – фигуры обнаженных юношей, медальоны и архитектурные детали – уподобляют роспись сложному орнаменту, словно сплетенному из человеческих тел.

Потолок Сикстинской капеллы

Человек – не просто основная, но единственная тема и скульптурных, и живописных работ Микеланджело. В отличие от других мастеров эпохи Возрождения, для которых пристальный интерес к человеку не исключал внимания к тому, что его окружает, — природе, архитектуре, миру вещей, Микеланджело знал только одно средство выразительности: пластику человеческого тела. В росписях Сикстинской капеллы ландшафт, интерьеры, одежда, предметы присутствуют минимально, лишь там, где без них нельзя обойтись; они обобщены, не детализированы и не отвлекают от повествования о человеческих деяниях, характерах, страстях. Такая сосредоточенность художника на главном как нельзя более под стать стилю библейских сказаний, в которых исполненные драматизма сюжеты изложены сжато, в нескольких скупых, эпически емких фразах, и эта концентрация чувств впечатляет гораздо больше, чем иной цветистый рассказ. Язык пластики — язык линии, формы, цвета — звучит у Микеланджело так же мощно, лаконично и возвышенно, как стихи Библии; пафос Книги книг воплощается столь естественно, убедительно и свободно, что какая-либо иная трактовка знакомых сюжетов кажется уже невозможной.

День первый. Отделение света от тьмы

«…и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью»

Книге Бытия соответствуют девять композиций, занимающих все центральное поле свода (от входа в капеллу до алтаря). Чтобы ознакомиться с ними в той последовательности, в какой сюжеты изложены в Библии, надо пройти к алтарю и начать осмотр, двигаясь от него к входу. Сотворению мира посвящены пять сцен: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растений», «Отделение тверди от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы». ( Из деяний Микеланджело выбрал не все эпизоды шести дней Творения и изменил последовательность выбранных).

День четвертый. Сотворение светил

«да будут светила на тверди небесной…»

Думается, что именно в эти композиции Микеланджело вложил более всего личного – кому, как не ему, одержимому ваятелю, был близок пафос творения! Единоборствовать с косной материей, создавать новые прекрасные тела из бесформенной неодухотворенной массы, лепить их из глины, высекать из камня – эта вдохновенная работа более всего увлекала мастера: недаром он сравнивал скульптуру с солнцем, а живопись – с луной. Автор прославленной фрески всегда ощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись – не мое ремесло». И микеланджеловский Бог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной.

Д ень третий. Отделение тверди от воды

«… соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша… И назвал Бог сушу землею»

Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»). Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию. Богу нет нужды прикасаться к своим творениям – они повинуются его уверенным свободным жестам. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана, и мы будто слышим шум великого миросозидания. Волевыми взмахами рук посылает он на небо светила, дает жизнь растениям, усмиряет водную стихию, величественным движением выводит из Адамова ребра женственную покорную Еву.

День шестой. Сотворение Адама
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его»

В «Сотворении Адама» — по общему признанию, прекраснейшей композиции всей росписи – от властной длани Саваофа к еще безвольной, трепещущей кисти первого человека почти зримо исходит поток живительной силы; и вряд ли в мировом искусстве можно найти более точную формулу «творчества и чудотворства», более емкую метафору единства материального и духового, земного и небесного, чем эти две стремящиеся друг к другу, уже почти соприкоснувшиеся руки.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector