0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Культура Древней Месопотамии

Культура Древней Месопотамии

Религиозные воззрения месопотамцев берут свое начало на рубеже $IV-III$ тысячелетий до н. э. В это время в Шумере возникла теологическая система, которую позднее переняли и дополнили вавилоняне: у каждого шумерского города был свой бог-покровитель, были также и общешумерские культы.

Как и во всех ранних религиозных представлениях, божества воплощали силы природы и ассоциировались с космическими телами, им приписывались особые функции. Так, Энлиль был богом земли, судьбы, создателем городов, а также по преданию, изобретателем мотыги и плуга. Шумеры почитали бога солнца Уту (в аккадской традиции Шамаш), бога луны Наннара (Син у аккадцев), богиню любви и плодородия Инанну (в аккадской и вавилонской мифологии Иштар), бога живой природы Думузи (Таммуз у вавилонян). С Марсом ассоциировался бог войны, смерти и болезней Нергал, вавилонский аерховный бог Мардук с Юпитером, бог мудрости, счета и письма, сын Мардука Набу – с Меркурием. Племенной бог Ассирии Ашшур со временем стал верховным богом страны. Так и роль бога Мардука, считавшегося покровителем Вавилона, стала расти с политическим возвышением города.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Культура Древней Месопотамии 440 руб.
  • Реферат Культура Древней Месопотамии 240 руб.
  • Контрольная работа Культура Древней Месопотамии 250 руб.

Жители Месопотамии верили также в добрых и злых демонов, и спасались от последних с помощью заклинаний и амулетов. Демонов изображали в зооморфной традиции в виде полулюдей и полуживотных. Особой популярностью пользовались ламассу – крылатые быки с человеческими головами; их статуи огромных размеров охраняли вход во дворцы ассирийских правителей.

Загробный мир в представлении шумер и аккадцев – мир теней, где покойники вечно страдали от голода и жажды, и поэтому их потомки обязаны были приносить им жертвы.

Развитие древнемесопотамской религии

Құрметті қолданушы, Назар аударыңыз:

Сізге «Зияткерлік олимпиадаға» доступ берілді. Қазір тапсырыс беріп үлгеріңіз. Себебі, небәрі 10 күннен соң олимпиада аяқталады.

Религии в Древнем Египте, Греции, Риме. Индуизм. Конфуцианство. Даосизм. Синтоизм. Иудаизм. Танах и Талмуд

Материал туралы қысқаша түсінік

Создание условий для усвоения сведений об отличии религий государств – центров древней культуры: Месопотамии, Египта, Греции, Рима, Ирана.

Ахметов Самат Бактагалиевич

13 Қараша 2018

Материалдың толық нұсқасы

Класс: 9 «Б» дата: 08.11.17 г.

Тема урока: Религии в Древнем Египте, Греции, Риме. Индуизм. Конфуцианство. Даосизм. Синтоизм. Иудаизм. Танах и Талмуд

1. Обучающая: Создание условий для усвоения сведений об отличии религий государств – центров древней культуры: Месопотамии, Египта, Греции, Рима, Ирана.

2. Развивающая : определение влияния этих цивилизаций на мировые религии (христианство, буддизм, ислам).

3. Воспитательная: осознание разнообразия религиозных конфессий и деноминаций воспитание толерантности.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

1) организационный момент урока;

2) проверка домашнего задания;

3)актуализация ранее усвоенных знаний, умений учащихся, необходимых для изучения новой темы;

4) ознакомление учащихся с новым учебным материалом;

5) закрепление новых знаний и новых практических умений учащихся;

6) привитие навыков к применению полученных новых знаний и практических умений на творческом уровне (в нестандартных условиях, в случае отсутствия образца);

7) систематизация знаний и практических умений учащихся;

8) контроль качества знаний учащихся;

9) рекомендации учащимся по выполнению домашнего задания;

10) подведение итогов урока.

Методы и приемы урока : наглядное и проблемное изложение, дискуссия, систематизация, закрепление знаний

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная

Межпредметная связь : история, география, искусство, мировая художественная культура.

Оснащенность урока : учебники, карта, видеоматериалы, интерактивная доска.

Организационный этап урока: проверяется посещаемость учащихся и их готовность к уроку. Проверка качества выполнения домашнего задания . В ходе опроса домашнего задания внимание акцентируется на то, что по общей идее тюркского религиозного познания каждая вещь является святой и благодатной.

Делается заключение о том, что животные обладают святостью, Земля – благодатна. Им не покланяются как святыням, к ним относятся с почтением, проводят обряды, молятся о воздаянии милости свыше и т.п.

На сегодняшнем уроке мы будем рассматривать особенности религии Древнего мира.

3) Актуализация ранее усвоенных знаний, умений учащихся, необходимых для изучения новой темы.

4) Ознакомление учащихся с новым учебным материалом . Учитель объявляет цель урока – узнать отличия религий государств, которые были центром древней культуры Месопотамии, Египта, Греции, Рима, Ирана.

Ведется работа по карте. В краях Древней Месопотамии, Рима, Греции, Египта, Ирана были разные вероисповедания. Учитель рассказывает о религиозных особенностях каждого народа, об особенностях и общих чертах представлений о Боге этих народов со ссылкой на то, что в результате археологических раскопок было установлено существование в этих краях политеистических и монотеистических религий. Можно попросить учащихся выразительно прочитать тексты о богах из рубрики «Легенды-летописи». Как дополнительный материал, предложить прочитать книгу Н.А.Куна «Мифы Древней Греции и Древнего Рима». Обратить внимание учащихся на сходство и различие в мифологии древних греков и римлян.

Учитель по новой теме:

1.«Религия древних египтян в фантастической форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли солнце, луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Объектом почитания стал царствующий фараон, организатор ирригационной системы земледелия, повелитель людей и стихийных сил. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем. Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране. Общеегипетскими богами становились божества какого-либо номового центра, правители которого захватывали трон фараонов, основывали общеегипетскую династию, превращали свой номовый город в столицу всего государства. Наиболее чтимыми верховными божествами были: бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону, с центром в городе Гелиополе; бог-творец Птах, по слову которого были созданы боги и весь мир, центром его культа был город Мемфис. С выдвижением Фив бог Амон включает ряд функций бога Ра и становится одним из самых главных богов Египта. Амон-Ра считался создателем мира, покровителем царской власти, военного могущества Египта.

2.Прочитав предложенный материал, попробовать рассказать о богах Древней Греции и Древнего Рима самостоятельно.

3.« Древний Китай был разделен на несколько мелких ханств как Лу, Инь, Сун, Чжоу. Этот период в истории Китая (V–VІ вв. д.н.э.) назывался периодом «воюющих ханств». Китайские мыслители того времени Кун Цзы, Лао Цзы, Цзы Чжан, Мэн Цзы и др. стремились объединить мелкие ханства в один центр, в одно ханство».

Необходимо, чтобы учитель обратил особое внимание учащихся на то, что целью данных мыслителей было объединение различных народов вокруг одного познания и учения, одной идеологии. Учение Конфуция стремилось, в основном, к формированию светского учения, то есть китайской элиты. А Лао-Цзы предпочитал организовать такое познание, учение, как дао (путь) и дэ (благодать). Особенностью синтоизма в Японии является религиозное познание, состоявшее из народных легенд. У него не было ни одного основателя, основоположника. Религиозное познание народа сформировалось на основе народной легенды.

Ученики записывают понятия, относящиеся к каждому учению из «азбуки религиоведения» в тетради.

5) Вопросы для закрепления новых знаний и новых практических умений учащихся: Чему научил Конфуций народ? (Конфуций учил быть полезным обществу, народу, добродушным к людям, быть стойким давним обычаям, обрядам).

Чему учил даосизм? (учил тому, что если каждая вещь стоит на своем месте, и нет изменений, то тогда будет достояние) Лао-Цзы сказал: « Делаю добро и хорошим, и плохим людям. Поэтому все будет хорошо ». Конечно, ответ может быть не таким, потому что мнения учащихся могут быть другими.

Читать еще:  Мусульмане помолились за убитых христиан

Оценивается вместе с учащимися привязанность Дао к старому. Учение, написанное Конфуцием, было предназначено только для элиты глав государства.

6) Привитие навыков к применению полученных новых знаний и практических умений на творческом уровне (в нестандартных условиях, в случае отсутствия образца). Выполняются следующие задания.

Вавилония и Ассирия

Вавилонское царство возникло в начале второго тысячелетия до нашей эры, причем сам город возник на месте более раннего шумерского города Кадингир. Это был семитский народ амореев, который перенял раннюю культуру шумеров, но сохранил свой язык.

Знаковой фигурой в истории Вавилона является царь Хаммурапи. Он не только смог подчинить себе многие соседние города, но и знаменит своим огромным трудом – свод «Законов Хаммурапи». Это были первые законы, высеченные на глиняной табличке, регулирующие взаимоотношения в обществе. По мнению историков, понятие «презумпция невиновности» также было введено этим царем.

Первые упоминания об Ассирии датируются 24 веком до н.э. и просуществовало 2 тысячи лет. Ассирийцы были достаточно воинственным народом. Они подчинили себе Израильское царство и Кипр. Их попытка подчинить египтян не увенчалась успехом, так как через 15 лет после покорения Египет все-таки обрел независимость.

Культура Ассирии как и вавилонская в своем фундаменте имела шумерскую.

Культура Древней Месопотамии (кратко)

Месопотамия – Двуречье или Междуречье — это историко-географический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух великих рек — Тигра и Евфрата. Эта равнина по среднему и нижнему течению Тигра и Евфрата почти целиком расположена в пределах Ирака, на юго-востоке заходит в Иран, на северо-западе — в Сирию и Турцию. Древняя Месопотамия — одна из великих цивилизаций Древнего мира. Условные хронологические рамки — c середины IV тыс до н. э. (эпоха Урук) по 12 октября 539 г. до н. э. (падение Вавилона). В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии.

Одним из важнейших достижений шумерского периода было изобретение письменности. Клинописью писали на глине, имевшейся в изобилии в Междуречья. Обожженные таблички из глины лучше сохраняются, чем папирус или другой писчий материал растительного или животного происхождения. Благодаря этому из Месопотамии дошло множество письменных памятников. Обнаружены целые библиотеки клинописных табличек. Мировую известность получило собрание ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии VII века до н.э. В 19 веке была найдена часть этой библиотеки — более 25 тысяч табличек. Тексты были классифицированы по отраслям знаний. Сложно переоценить значение этой находки для мировой истории.

Выдающимся памятником правовой мысли были законы царя Хаммурапи, запись которых сохранилась на двухметровом каменном столбе. Законы насчитывали 282 статьи, которые отражали все стороны жизни общества. Правовые нормы защищали интересы господствующего класса рабовладельцев.

Потребности жизни и хозяйства способствовали развитию науки и научных знаний. Нужды земледельческого хозяйства заставили жителей Двуречья обратиться к изучению небесных светил. Они вели наблюдение за движением Солнца, Луны и звезд. Была создана звездная карта и на ней отмечены все небесные тела, видимые простым глазом. Вавилонские астрономы. из числа неподвижных звезд, или, как их называли, «спокойно пасущихся небесных овец», выделили пять ярких звезд, имеющих самостоятельное движение (планет), и довольно точно определили их сложный путь. В VII в. до н. э. они научились предсказывать лунные затмения.

Развитие астрономических знаний позволило создать календарь. Год делился на двенадцать лунных месяцев, каждый из которых состоял или из 29, или из 30 дней, так что в году было 354 дня. Ошибка по сравнению с солнечным годом исправлялась введением високосного года, состоявшего из 13 месяцев.

Значительного развития достигла в Месопотамии медицина. Хирурги умели делать сложные операции. Болезни лечились при помощи лекарств. Лекарства изготовлялись главным образом из растений. Непонимание причин болезней вызвало применение врачами всевозможного рода заговоров и заклинаний для изгнания «злого духа», будто бы вселившегося в человека.

Математика в Месопотамии

Развиваются знания в области математики. Для практических нужд были составлены многочисленные таблицы на четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Система чисел у вавилонян основывалась на числах 12 и 60. Остатки этой системы в нашем делении дня и ночи на 12 часов, часа на 60 минут, года на 12 месяцев. В Месопотамии были выработаны единицы мер веса, длины, площади, объема, денежного счета, заимствованные впоследствии другими народами.

Уже в третьем тысячелетии до н. э. в Двуречье умели изготовлять стекло. Сохранились клинописные таблички, описывающие устройство стеклоплавильной печи, а также украшения из стекла. Были созданы прочные краски (эмали) для покрытия кирпичей. Изразцы, изготовленные при их помощи, пролежав тысячелетия в земле, выглядят так, словно сделаны совсем недавно.

Архитектура в Междуречье

Большого мастерства достигли жители Месопотамии в строительном деле. Они впервые научились складывать своды, широко применяемые в архитектуре более позднего времени. Из сырцового, реже обожженного, кирпича сооружались величественные царские дворцы с множеством залов, внутренних дворов, коридоров. Особым великолепием отличались царские дворцы ассирийцев, в VII в. до н. э. Стены дворцов художники часто покрывали изображениями придворной жизни, битв и охоты. Они искусно передавали напряжение боя, ярость хищников, преследуемых охотниками и раненных стрелами, а нередко и вереницы пленных, безжалостно подгоняемых воинами.

Классической формой храмов была высокая ступенчатая башня – зиккурат, опоясанная выступающими террасами. Самым известным в истории зиккуратом можно считать храм бога Мардука в Вавилоне – знаменитую Вавилонскую башню, о строительстве которой как о Вавилонском столпотворении говорится в Библии (высота 90 метров). Озелененные террасы Вавилонской башни известны как седьмое чудо света — «висячие сады Семирамиды».

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. И именно боги определяли судьбы людей. Волю богов могли знать только жрецы: они одни умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами.

Миф о всемирном потопе

В некоторых легендах отразились стихийные бедствия, с которыми сталкивались люди в древности. На глиняных табличках записано сказание о потопе. Оно рассказывает, что боги, разгневавшись на людей, послали на землю потоп, чтобы истребить человечество. Лишь один человек был предупрежден о предстоящем бедствии. Он построил большой корабль с мачтой и парусом, забрал свою семью, домашних и диких животных, семена растений. Шесть дней продолжался потоп. Вода залила всю землю. Погибло все живое. Только один корабль носился по безбрежному морю. На седьмой день море утихло, и над водной пустыней человек увидел остров, оказавшийся вершиной высокой горы. К ней пристал корабль. Спасшиеся люди и животные выбрались на сушу.

Наука и образование в Древнем Двуречье

За III тысячи лет до н.э. в результате развития хозяйства и культуры возникла потребность в грамотных людях — писцах, тогда же в Двуречье появились первые школы. В социальной лестнице писцы стояли довольно высоко. Первые школы для их образования в Междуречье называли «домами табличек» (по-шумерски «эдубба»), ее имели право посещать только мальчики. Первые таблички явно школьного характера относятся к III тыс. до н.э. Письмена вырезали деревянным рубцом на сырой глиняной табличке, которую впоследствии обжигали. Если допускали ошибку, то табличку размачивали, выравнивали и снова наносили письмена. Учиться было очень сложно, для этого нужно было запоминать и изображать до 400 клинописных знаков. Каждый символ обозначал целое слово, поэтому требовалось правильно его писать, дабы не допускать ошибок. В начале I тысячелетия до н.э письмена стали вырезать на деревянных табличках: их покрывали воском, на котором выцарапывали письменные знаки. Обучение в школах было платным. Плата могла быть высокой и зависела от авторитета преподавателя. Чтобы учитель уделял больше внимания ребенку, родители делали ему подношения.

Поначалу образование в школах выглядело как узкоутилитарное: подготовка необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали превращаться в центры культуры и просвещения. При них стали появляться большие книгохранилища, например, Ниппурская библиотека во II-м тысячелетии до н.э или Ниневийская библиотека в I-м тысячелетии до н.э. Школу, как образовательное учреждение, питали традиции патриархально-семейного воспитания и в то же время ремесленного ученичества. Семья играла главную роль в воспитании детей. Как следует из «Кодекса Хаммурапи», отец отвечал за подготовку сына к жизни и был обязан передать ему свое ремесло. Учеба и быт в школах организовывались на манер большесемейной общины. Во главе эдуббы стоял «отец», учителей именовали «братьями отца». Ученики делились на старших и младших «сыновей» эдуббы.

Читать еще:  Муфтии России довольны итогами конференции, прошедшей в Вашингтоне

Школа в городах Междуречья

Обучение в эдуббе рассматривалось прежде всего, как подготовка писца к ремеслу. Ученикам нужно было научиться правильно изготавливать глиняные таблички и освоить систему клинописи. К концу учебы в школе воспитанник должен был изготовить необходимый комплект табличек с предусмотренными текстами. Образование в «домах табличек» было сложным и трудоемким. Вначале ученику приходилось учиться читать, писать и считать. При овладении грамотой необходимо было запомнить большое количество клинописных знаков. После он приступал к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, получал известный запас практических знаний и умений, связанных с расчетами строительства разных сооружений, составление торговой, правовой и другой деловой документации. Мальчик, который прошел обучение в «доме табличек», получал своеобразную интегрированную профессию, приобретая различные знания и умения. Программа обучения была преимущественно светской. В школах изучали два языка: аккадский и шумерский. Основным предметом изучения являлся шумерский язык. В зависимости от дальнейшей специализации, будущим писцам давались знания в области грамматики, математики и астрономии. Как следует из документов того времени, ученик эддубы, который прошел все обучение, должен был безупречно владеть письмом, четырьмя арифметическими действиями, искусством певца и музыканта, уметь выносить разумные, основанные на законах, решения и разбираться в ритуале жертвоприношения. Он должен был также хорошо разбираться в измерении полей, уметь делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать профессиональный язык жрецов, ремесленников, пастухов. Появившиеся в Шумере и Аккадии школы в виде «домов табличек» после претерпели определенную эволюцию. Постепенно они становились самостоятельными культурными центрами. Также школа создала и учебную литературу, обслуживающую учебно-воспитательный процесс. Впервые методические пособия-словари и хрестоматии появились в Шумере за III тысячи лет до н.э. В них входили фольклорные поучения, назидания, облегчающие процесс изучения клинописной грамоты.

Похожие работы:

Введение Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что история древней Месопотамии, а особенно жизнь и правовое положение женщины представляют огромный интерес для изучения. Жизнь женщины .

Также З. Фрейд, сводя индивидуальную религиозность к неврозу, считал религию общечеловеческим навязчивым универсальным неврозом, который коренится в комплексе Эдипа, в амбивалентном отношении к отцу и .

Санитарная техника (сантехника) — обобщенное название ряда отраслей техники, обеспечивающих создание в жилых, общественных и промышленных зданиях на территории городов, поселков, и промышленных предприятий .

4. Рок и Судьба в мировоззрении древнего эллина

В развитии мировой цивилизации важнейшую роль сыграла культура ан¬тичного мира, уходящая своими корнями в религиозные представления древних греков .

1.4. Жилищный кризис
Серьезные проблемы в ходе реформы возникли в связи с жилищным кризисом. Масса городского люмпенизированного и бедного населения скучивается сейчас в уродливых новостройках, многие .

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

Т. С. СОРОКИНА, доктор медицинских наук

ДРЕВНЕЙШИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ТЕКСТЫ

Плодородная долина Евфрата в Передней Азии (так же как и долина реки Нил в Северо- Западной Африке) — один из древнейших очагов человеческой цивилизации.

Здесь, в Междуречье Тигра и Евфрата (Месопотамии, как назвал эти земли греческий историк Геродот, посетивший их в середине V века до нашей эры), на рубеже IV и III тысячелетий до н. э. сформировались первые рабовладельческие города-государства шумеров, а во II и I тысячелетиях до н. э. процветали Вавилонское и Ассирийское царства.


Глиняная табличка с текстом о лечении
расстройства желудка. VII век до н. э.
Найдена в Ниневии. Лондон.
Британский музей.

Медицинские тексты древней Месопотамии записывались концом остро заточенной палочки на влажных глиняных табличках, которые потом обжигались и таким образом сохранялись в течение тысячелетий.

Самый древний из дошедших до нас медицинских текстов — клинописная табличка, найденная в 1889 году археологической экспедицией Пенсильванского университета на территории Ирака при раскопках одного из древнейших шумерских городов — Ниппура (в 160 километрах от современного Багдада).

Табличка датируется концом III тысячелетия до н. э. и является древнейшей «фармакопеей» в истории человечества. В 145 строках на шумерском языке даны прописи 15 рецептов.

Врачеватели древнего Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору («манна») и другие.

В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (то есть средства минерального происхождения), а также части животных шерсть, панцирь черепахи, органы водяных змей, молоко и другие.

Текст таблички предельно лаконичен. В нем нет ни единого слова о богах или демонах (о которых повествуют более поздние тексты), он не содержит заклинаний и заговоров (которые встречаются в медицинских текстах древней Месопотамии более позднего периода).

Большинство клинописных медицинских текстов составлено во II—I тысячелетиях до н. э. Значительная их часть обнаружена при раскопках столицы Ассирийского царства Ниневии во дворце правителя Ашшурбанапала (VII век до н. э.), по велению которого из всех подвластных ему территорий собирались тексты в царское хранилище рукописей. Некоторые из них посвящены описанию болезней и методам их лечения.

Сборники табличек подбирались по признакам болезней или по названиям пораженных частей тела и таким образом составляли своего рода «учебник», весьма ценный для врачевателей.

Месопотамские медицинские тексты широко распространились во всей Передней Азии и переписывались почти без изменений до начала нашей эры.

МИФОЛОГИЯ И ВРАЧЕВАНИЕ

По представлениям древних вавилонян, которые восприняли пантеон шумерских богов (так же как полтора тысячелетия спустя древние римляне заимствовали пантеон древнегреческих богов) во главе мира стояла верховная триада: бог неба Ану, владыка земли и воздуха Энлиль и бог водной стихии Эа.


Амулет с изображением демона лихорадки
Ламашту. В центре амулета больной,
которого врачует «асу» в одеждах бога Эа.
Над ними семь добрых демонов, которые
призваны способствовать
выздоровлению больного.

По преданию, Эа ведал глубинами вод, где, как верили еще шумеры, обитала мудрость. Поэтому он почитался также как бог мудрости и покровитель врачебного искусства.

Тайну знания воды он передал врачевателям «асу» («знающим воду»), которых изображали в одежде, напоминающей рыбью чешую.

Помимо верховной триады богов, существовала вторая триада: бог Солнца Шамаш, бог Луны Син и богиня Утренней звезды Иштар.

В народе верили, что изображение Иштар приносит исцеление от болезней. Так, известно, что правитель Митанни — Душратта (XIV век до н. э.) отправил статую Иштар Ниневийской в Египет заболевшему фараону Аменхетепу IV (Эхнатону), выражая таким образом свою веру в целительные силы Иштар.

Покровительницей врачевания считалась богиня Гула («Великая»). Ее называли также «Великая врачевательница», или «Оживляющая мертвых Гула».

Считалось, что прикосновением своей чистой руки она возвращает мертвых к жизни. Культовым животным Гулы была собака, которую часто изображали рядом с ней.

Покровителями врачевания считались также Ниназу — «владыка знания воды» и Нингишзида — «владыка благого дерева» (дерева жизни). Эмблемой Нингишзиды был посох, обвитый двумя змеями, впоследствии ставший одной из эмблем медицины.

Древнейшее изображение такого посоха выполнено на кубке шумерского правителя Гудеа из города Лагаш, который жил в XXII веке до н. э.

Помимо богов, фантастический мир жителей Древнего Двуречья наполняли полубоги, герои, семь мудрецов и семь злых демонов, другие демоны и духи.

Считалось, что демон бури Пазузу насылает головную боль и тошноту, а страшная старуха Ламашту распространяет детскую лихорадку.

Ламашту изображали в виде неряшливой старухи с лапами хищной птицы и головой гримасничающего льва; она стояла на коленях или во весь рост и кормила грудью свиней.

Когда же ребенок заболевал лихорадкой, полагали, что Ламашту напоила его своим «нечистым» молоком.

«Защита» от такого «колдовства» была вполне адекватной: женщины носили на шее маленькие фигурки демонов или клали их под порог своего дома, для того чтобы отпугивать демонов их же изображением.

Однако не следует думать, что у народов древней Месопотамии болезни связывались только со злыми духами. Они объяснялись также нарушением принятых в общине обрядовых, правовых и моральных предписаний, нездоровой пищей, купанием в грязной реке, соприкосновением с грязью и нечистотами.


Рельеф из царского дворца в Калахе (Ассирия). Позади царя изображен
крылатый гений, который защищает его от болезней. Лондон. Британский музей.

Читать еще:  Главные праздники древнекитайской религии
БОЛЬНОЙ, ВРАЧЕВАТЕЛЬ, ЗАКОН

В 1901 году французская археологическая экспедиция под руководством Ж. де-Моргана обнаружила при раскопках древнего города Сузы (на территории современного Ирана) большой базальтовый столб высотой 2,25 метра, на котором высечены Законы шестого вавилонского царя первой династии Хаммурапи (XVIII век до н. э.).

В верхней части стелы изображены две фигуры: сидящий бог Солнца, справедливости и оракулов Шамаш и стоящий перед ним в почтительной позе царь Хаммурапи, которому бог вручает атрибуты царской власти.

Вся остальная поверхность столба покрыта тщательно выполненным убористым текстом, который включает пролог, 282 параграфа Законов и эпилог.

Некоторые их положения отражают правовые аспекты деятельности врачевателей в тот период истории Месопотамии. В случае успешного лечения они получали весьма высокое вознаграждение.

«212. Если врачеватель срастил сломанную кость (у человека) или же вылечил больной сустав, (то) больной должен заплатить врачевателю пять сиклей серебра.

212. Если (это) сын мушкенума (человека, состоящего на царской службе), (то) он должен заплатить три сикля серебра.

223. Если (это) раб человека, (то) хозяин раба должен заплатить врачевателю два сикля серебра».

Во времена Хаммурапи на один сикль серебра (около 8,4 грамма) можно было купить 300 литров зерна.

По нормам потребления того периода мужчине требовалось в год: около 550 литров зерна (ячменя) из расчета 1,5 литра в день (мясо ели только во время обрядов жертвоприношения); 2,5-3 литра растительного масла в месяц на умащения и 1,5 килограмма шерсти в год на платье.

Для женщин и детей нормы зерна были в два раза меньше. Таким образом, пять сиклей серебра составляли большую сумму: на них можно было целый год кормить несколько человек.


Рельеф на стене ритуального бассейна с изображением «асу» — жрецов Эа — бога мудрости, водной стихии и покровителя врачевания Ашшур. VIII—VII века до н. э. Берлин. Государственные музеи (Переднеазиатский музей).

При общей суровости Законов Хаммурапи столь высокая плата за лечение связана с большим риском врачебной профессии из-за обычая «талиона» (воздаяние равным за равное: «око за око», «зуб за зуб»).

В случае неблагоприятного исхода лечения врачеватель подвергался суровому наказанию:

«218. Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и (тем) умертвил этого человека, либо сделал надрез в области брови или виска этому человеку бронзовым ножом и (тем) погубил глаз этого человека, ему надлежит отрезать руку» (перевод В. А. Якобсона).

При благоприятном исходе того же вмешательства врачеватель получал самое высокое вознаграждение — десять сиклей серебра.

Таким образом, Законы Хаммурапи свидетельствуют, с одной стороны, о серьезной подготовке и высокой ответственности врачевателя перед больным, а с другой — отражают закономерности развития раннеклассового общества и свидетельствуют о формировании классового подхода к оценке деятельности врачевателя.

ПИСЬМА ВРАЧЕВАТЕЛЯ МУКАЛЛИМА

Письма в древней Месопотамии составлялись на глиняных табличках и запечатывались в глиняные конверты. Многие из них сохранились до наших дней. Среди них письма Мукаллима, жившего в XIV веке до н. э. и врачевавшего при храме близ Ниппура.

Периодически он сообщал правителю города об успешном лечении больных, которых оставляли на время болезни при храме. Это наводит на мысль о существовании в древней Месопотамии храмовых «больниц», где лечили знатных особ (Мукаллим сообщает о лечении царевны), служителей храмов и даже рабов.

«Два твоих взрослых раба, — пишет Мукаллим главному администратору храма, — которые свалились в колодец: у одного сломана ключица, второй разбил голову; пусть господин мой напишет, чтобы выдали масла (для втирания), дабы дать им поправиться».

Обращает внимание тот важный факт, что во всех письмах Мукаллима и его аптекаря нет ни единого слова о молитвах или заклинаниях (И. М. Дьяконов).

Клинописные тексты древней Месопотамии рассказывают также о врачебной специализации, об искусстве врачевателей и искусстве заклинаний, о положении врачевателя при дворе, о гигиенических традициях и врачебной этике народов древней Передней Азии, создавших первые цивилизации на планете.


Колоссальная статуя человекоголового крылатого быка, охранявшего от врагов, злых духов и болезней вход во дворец ассирийского царя Саргона II. VIII век до н. э.

По материалам журнала «Здоровье» 02.1989 г.

ЭХО ИСТОРИИ

  • Популярная медицинская энциклопедия
  • Энциклопедия домашнего хозяйства
  • Полная энциклопедия женских рукоделий
  • Кройка и пошив дома
  • Устранение дефектов одежды
  • Архив журнала «Здоровье»
  • Архив журнала «Твоё здоровье»
  • Целебные свойства пищевых растений
  • Цветущая косметика
  • Косметика, возраст и время года
  • Уход за кожей лица
  • Справочник по лечебному питанию
  • Фитоэргономика
  • Зеленая аптека Кузбасса
  • Лекарственные растения
  • Приятного аппетита
  • Блюда из крупы бобовых и макарон
  • Блюда из овощей и фруктов
  • Паштеты и бутерброды
  • Кулинария
  • Приложение к журналу «Крестьянка»
  • Приложение к журналу «Работница»
  • Домоводство
  • Сад, цветы
  • Библия Новый завет Псалтирь
  • Орфографический словарь русского языка
  • Короткие советы о здоровье:
  • Если вы начали полнеть
  • Курение неблаготворно влияет на зрение
  • Можно ли заставить себя спать
  • Обязательно мойте фрукты
  • Почему опасна неподвижность
  • Продолжительность сна
  • Чем болеют курильщики
  • Что такое клептомания?
  • О другом:
  • Юбки — основные чертежи: Представлены юбки разных фасонов
    Прямая юбка с шестью вытачками
    Юбка двухшовная
  • Технология пошива
  • Отделки к одежде и белью
  • Как погладить брюки:Брюки из шерстяной ткани
    Брюки из хлопчатобумажной ткани
  • Как отбелить белье:При помощи химических средств
  • Фраза дня
  • Маленькие
    секреты
  • Детское питание
  • О продуктах и культуре потребления Задавались ли вы когда-нибудь вопросом: из чего состоят ткани тела человека?
    Ткани тела человека, скажем массой 70 кг состоят из.

  1. Устранение дефектов одежды:
  2. Конструктивные дефекты одежды
  3. Технологические дефекты
  4. Примерка образцов одежды
  5. Уточнение конструкций одежды для фигур разного телосложения

По вопросам сотрудничества обращайтесь по электронной почте, указанной в разделе «Контактная информация». Спасибо.

только с разрешения владельца сайта

Copyscape Plagiarism Checker — Duplicate Content Detection Software

Природные условия

Как и Древний Египет, долину Месопотамии историки называют речной цивилизацией [1] , потому что жизнь ее жителей напрямую зависела от состояния рек — Тигра и Евфрата. С окончанием зимы в долине происходили разливы рек, которые были настолько бурными, что часто сносили местные жилища, загоны для скота. Чтобы защитить себя от наводнений, жители Междуречья научились рыть каналы. Через них утекали излишки воды, которую сохраняли для дальнейшего орошения полей.

Несмотря на то, что природные условия Месопотамии были благоприятны для развития земледелия, местным жителям приходилось прилагать огромные усилия, чтобы получить богатый урожай. Только общими силами они могли вырыть оросительные каналы, возвести специальные заграждения от бурных разливов рек. Совместная организация труда объединяла людей, способствовала преобразованию первых поселений в города-государства.


Источник

Помимо земледелия, в Древнем Междуречье были развиты ремесла: кожевенное, ткацкое, гончарное и ювелирное дело. Так как большинство торговых связей в Месопотамии проходило по рекам, здесь было развито кораблестроение.

Климатические особенности Южного и Северного Междуречья

Климат Междуречья был сухим и жарким. В южной части долины летом температура в тени достигала 50 градусов. Зима была мягкой, относительно теплой. В северной области Междуречья нередко выпадали дожди, а зимой даже шел снег. После бурных разливов рек в низинах образовывались болота, на горах и возвышенностях, наоборот, почва полностью высыхала, покрываясь крупными трещинами.

В южном районе Междуречья выращивали ячмень, кунжут, пшеницу, разводили свиней. Здесь хорошо росли финиковые пальмы, которые имели большое значение в хозяйственной жизни страны. В северных районах разводили коз и овец, различные виды домашней птицы.

Как на юге, так и на севере, природа не радовала жителей залежами металлов, камня. Поэтому главным строительным материалом в долине Месопотамии была глина, из которой сооружали дворцы, храмы, жилые дома. По сравнению с камнем, большие глиняные кирпичи были непрочными, поэтому оборонительные стены городов Междуречья строили максимально широкими.


Источник

Открытия шумеров

Разумеется, стоит отметить, что одним из самых серьёзных открытий шумеров стала словесно-слоговая клинопись. В ней использовался так называемый «ребусный» принцип. Он заключается в том, что знак, который изначально обозначал односложное слово, представлял собой соответствующий слог в любом слове. В Двуречье грамотность была распространена достаточно широко, она высоко ценилась.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector