0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

К последователям протопопа Аввакума

Маргарита Алмазова живет в Семенове и собирает по небольшим деревушкам, затерянным в лесах, материал для будущей диссертации. О своей работе иногда рассказывает в соцсетях, выкладывает видео, фотографии. Как это часто бывает, от горящей души одного человека зажигаются многие, кто с ним соприкасается. Так с Маргаритой в деревни попросились первые любознательные люди, затем еще, еще. Сейчас раз в неделю с ней ездят небольшие экскурсионные группы, появилось целых восемь маршрутов, рассчитанных на разную степень посвященности человека в суть вопроса: кто такие старообрядцы и почему так важно узнать о них как можно больше?

— С большой вероятностью ваши предки были старообрядцами, — так начала Маргарита наш первый разговор, когда я поинтересовалась, можно ли присоединиться к ее путешествию. — Я не профессиональный экскурсовод, я занимаюсь научной работой. Часто бывает так, что люди едут со мной из простого любопытства, а потом просятся еще, погружаются в вопрос глубже и глубже. Их почему-то начинает тянуть сюда, тем более что места здесь необыкновенные.

Кому пригодятся курсы

Обучение полезно не только людям воцерковленным, но и светским. Прохождение певческих курсов поможет:

  • Людям, желающим связать жизнь с пением, улучшить голосовые данные. Русская вокальная академическая школа становилась под заметным влиянием профессионального церковного хора.
  • Дирижерам и руководителям вокальных коллективов. Практика церковного песнопения, опыт регентства пригодятся в построении музыкальной карьеры.
  • Прихожанам, желающим нести повиновение через песнопения в хоре.

Песнопения действуют умиротворяюще и приравниваются к медитации и как нельзя лучше подойдут жителям больших городов.

Отличие византийского церковного пения от католического. Духовная польза монофонического пения и вред партесного

При византийском монофоническом пении хор звучит единым голосом, исходящим из единых уст. Это образ единства Церкви во Христе. Такой вид исполнения песнопений не возбуждает чувственность, настраивает на молитву и не отвлекает внимания от смысла богослужения.

Западноевропейская многоголосная музыка, практикуемая католицизмом, возбуждает чувственность, вселяет рассеянность в молитве как певчих, так и молящихся прихожан. Чувственное начало католических песнопений обнажает прелесть и безблагодатность папизма. Католики сладкозвучным, многоголосым пением пытаются возбудить человеческие чувства путем искусственного эмоционального возбуждения, компенсируя отсутствие Благодати. Густые басы, женские и детские голоса, применение музыкальных инструментов, — все создано для чувственного очарования.

Католический хор церковного партесного пения:

Недостатки партесного пения:

  1. Возбуждение чувственности, вызывающее ощущение внутреннего комфорта и эстетического наслаждения, — как на мирских концертах. Возникающее чувство мирской радости и удовольствия отвлекает от молитвы.
  2. Рассеяние внимания, вызванное различными партиями мужских и женских голосов, не позволяющих сосредоточиться на словах Священного Писания.
  3. Парение ума, или течение мыслей от одной к другой, вызываемых мелодиями и тональностями различных голосов и инструментов.

Песнопения на западный манер вошли в русское церковное искусство повелениями Петра I.

Мелодическое одноголосье византийского пения, простота, целостность и ровность мелодической линии, называется «исоном». Такое пение сосредотачивает ум на молитве, собирает чувства, и не допускает парения ума, обращая его к Богу.

Православный хор византийского церковного пения:

Преподобный Паисий Святогорец говорил:

«Чистое византийское пение — насколько же оно сладостно! Оно умиротворяет, умягчает душу»

Исторический экскурс: Православные основы богослужебного пения

ДадлиФеникс. «Белая краса»

САРА ОКС: «Все, что не монетизируется, меня не интересует»

13.01.2019. IX Московский Рождественский фестиваль духовной музыки. ММДМ.

Музыка является неотъемлемой частью богослужения в православной церкви. Ни один христианин не может себе представить службу без «ангелоподобного пения». Но богослужебно-певческая система складывалась веками. Где зародились каноны церковного пения? Как они развивались?

Истоки возникновения церковного пения на Руси

Принятие христианства в 988 году определило судьбу не только музыки на Руси, но и судьбу всего народа.

Христианство пришло на Русь с Византии (Византия – восточная часть Римской империи; богослужебный язык – греческий), где к концу X века окончательно сложилось богослужебное пение.

В византийской культуре зародилось учение об ангелоподобной музыке, согласно которому земные гимны – это отзвуки небесной музыки ангелов, а удел песнетворцев – угадывать божественные мелодии, подражать небесным образцам.

Основные музыкально-поэтические формы византийского пения (сложились в V – IX веках):

  1. Стихира – краткие молитвенные песнопения, которые пелись после каждого стиха при чтении псалма;
  2. Кондак (контакион) – многострофное произведение нравоучительного характера, которое строилось по единому образцу.
  3. Ирмос — первая строфа в каждой из девяти песен канона, в которой прославляются священные события или лица.
  4. Тропарь – хвалебное песнопение в честь праздника, исполнявшееся в ходе богослужения.

Все музыкальные песнопения были объединены в специальные сборники и в соответствии с жанром.

Читать еще:  Добровольца звонаря отстранили от церкви

Изначально весь круг канонических песнопений и теоретические основы храмовой музыки были заимствованы без изменений. Но со временем произошла адаптация византийской гимнографии на русскую почву.

Первоначально пелись, в основном, только ветхозаветные псалмы на еврейские, ветхозаветные напевы, но постепенно стали вливаться сирийские и греческие напевы. Но, в отличие от строгого метрического греческого пения, христианское приобрело мелодический характер с подчинением мелодии смыслу и тексту слов.

При соблюдении принципа совпадения слова и звука неизбежно изменялись и сами византийские песнопения, так как переводной текст (с греческого на церковнославянский) требовал поправок в мелодическом движении.

Таким образом, постепенно византийский распев перерабатывался в духе русских национальных особенностей, в результате чего появилось русское церковное пение – так называемый знаменный распев (знаменное пение). Для его записи употреблялись не ноты, а специальные знаки – «знамёна», или иначе «крюки».

Каждый знак писали над текстом, он обозначал звук или несколько звуков и их направление вверх или вниз.

Нотные знаки имели свои словесные характеристики. Часть из них сохранила греческое название (параклит, кулизма), но большинство получило русские обозначения (палка, стрела простая, стрела громная, голубчик, борзый, и др.).

Такие нотные знаки играли вспомогательную роль. Они лишь напоминали певцам мелодии, воспринятые на слух.

Основные качества древнерусского церковного пения:

  1. Одноголосие.
  2. Исполнение только мужчинами: одним хором или двумя хорами (антифонное пение).
  3. Без сопровождения инструментов.
  4. Пение в примарной (удобной) зоне.
  5. Спокойный, сдержанный тон, мерный ритм.
  6. Отсутствие сложных гармоний.

Знаменный распев строился на основе определенных попевок (т.е. характерных мелодических оборотов), из которых складывался законченный напев. Весь запас употребительных попевок распределялся по восьми гласам, составляющим систему осмогласия. Эта система была также заимствована из Византии. По каноническим правилам песнопения были строго привязаны к службам, которые в свою очередь подчинялись установленному кругу годовых церковных праздников.

От переходящей даты Пасхи начинался отсчет недель, регламентирующих чередование песнопений. Основой отсчета было число восемь.

Восемь недель певческого года составляли столп. Каждой неделе столпа были предписаны свои песнопения, относящиеся к порядковому гласу. Глас – это совокупность мелодических формул-попевок, которые составляли единый распев. По истечении восьми недель (т.е. одного столпа) начинался новый цикл – следующий столп. Таким образом, восьми неделям соответствовали восемь гласов и восемь основных вариантов песнопений.

Знаменный распев – это один из самых оригинальных вкладов русского народа в мировое искусство. Но, к сожалению, по преемству от греков и в русское церковное пение начали включаться дополнительные слоги и слова. Например, «хубово», «ненена», «хавуа», твердый знак стал произноситься как открытое «о», а мягкий знак как «е». Получилось вместо «воньми» — «вонеми», а вместо «согрешихом» — «согрешихомо». Это окончание «хомо» стало так заметно, что само пение получило название «хомового», «или «хомонии». Для устранения хомонии царь Алексей Михайлович (Тишайший, второй русский царь из династии Романовых) созвал в Москву учителей и знатоков пения. Вопросом об улучшении церковного пения занимался и Русский Церковный Собор в 1666-1667 годах.

Расцвет древнерусского церковного пения

Современные исследователи выделяют в эволюции древнерусского церковного искусства три периода:

  1. Начальный (XI – с.XV) – освоение и интерпретация византийской школы.
  2. Расцвет (с.XV – н.XVII) – рождение в древнерусской музыке национального начала.
  3. Завершающий (XVII) – одноголосие сменяется многоголосием.

В XVI веке утверждается понятие «распевание» богослужебных текстов – сочинение для них новых мелодий на основе принятых попевок и типов мелодического движения. Появляются распевщики – своего рода, композиторы, слагатели духовных песнопений. Некоторые мастера распевали одни и те же песнопения во множестве вариантов. Распевщики были ограничены не только общими стилистическими нормами знаменного пения, но и сложившимися ранее запасом мелодических формул, из которых складывались песнопения согласно установленным правилам.

Наиболее знаменитые распевщики эпохи расцвета древнерусского храмового пения: Савва и Василий Роговы, Стефан Голыш, Маркел Безбородый, Иван Нос, Иван Лукошко, Федор Христианин.

Таким образом, к XVI веку в богослужебном искусстве сложилось несколько распевов :

  1. Малый знаменный – обычный, речитативный, без фит (украшений).
  2. Большой знаменный – более сложные песнопения с широкой распевностью слога.
  3. Столповый – сложный, с внутрислоговыми распевами, мелизмами, фитами, разнообразие мелодии и ритма.
  4. Демественный – торжественный, в основе – не гласовые интонации, а оригинальные.
  5. Путевой – более торжественный, отличающийся синкопами, ритмическими оттяжками и, в то же время, мерностью ритма.

В летописях того времени упоминается троестрочное пение. Оно, безусловно, явилось новым событием в истории богослужебного пения. Свое название оно получило от системы записи, так как голоса фиксировались по строкам разными цветами и сводились в разноцветную партитуру. Главным голосом был «путь», который располагался в середине и пел каноническую мелодию, а его обрамляли два других голоса – «верх» и «низ».

Церковное пение стало более профессиональное, была выработана методика обучения певческому искусству, в основе которого – работа над дыханием и работа над медиумом (средний регистр). Затем прибавляли нижний регистр, а потом занимались укреплением верхнего — и все соединяли.

Со временем появились методические пособия, отражающие годовой круг церковных песнопений – Азбуки. Азбука состояла из фитников – упражнений для решения вокальных задач. Фитники, в свою очередь, состояли из фит (украшений). В азбуках был дан перечень знаков и их начертание, а также пояснения к ним. Например: «Крюк большой возгласить мало выше строки. Мрачный – мало просто выше возгласить. Стрелу светлую – подержав, подернути вверх дважды. Громосветлую – из низу подернути кверху. Голубчик малой – гаркнуть из гортани. Запятую из низка взять».

Читать еще:  В новом учебном году в школах Чечни планируют начать изучение основ ислама

В XVII певческое искусство обозначило две тенденции :

  1. Перестройка знаменного пения и его модернизация – появление киноварных помет (дополнительные уточняющие знаки).
  2. Рождение храмового партесного многоголосия – четырехголосие гармонического склада, пение по партиям. Партесные песнопения записывались при помощи киевского письма (квадратные ноты). Фактура: Тенор – основной голос, бас – гармонический фундамент, альт – удваивал тенор в терцию, сопрано – украшение напева.

Официальное признание многоголосного пения в Русской Православной Церкви состоялось в 1668 году.

С этого времени не утихают споры о необходимости использования этого пения в храмах, где музыка должна взывать не к психическому миру слушателя и воздействовать услаждающе не слух, а способствовать внутренней настроенности на молитву.

Первая попытка заняться оздоровлением церковного пения через очищение его от западного (прежде всего, итальянского) воздействия принадлежала Д.С. Бортнянскому, занимавшему должность Директора Придворной Капеллы. Самым ярким представителем подлинного возвращения к древним церковным напевам стал протоиерей Турчанинов[1]. Над восстановлением древне церковных напевов также трудился духовный композитор А.Д. Кастальский и преосвященный Арсений (Стадницкий)[2], архиепископ Новгородский.

Основное свойство, которым должно отличаться настоящее церковное пение – это полная безстрастность. И именно тогда оно будет абсолютно соответствовать духу и смыслу богослужения.

Любовь Черенкова

Использованная литература:

1) Архиепископ Аверкий (Таушев). Лекции о литургике [Текст].

2) История русской музыки. В 10 т. Т. 1. Древняя Русь. XI – XVII вв. / Авт. тома Ю.В. Келдыш [Текст]. – М., 1983.

3) Мень, А. Православное богослужение. Таинство, Слово и Образ [Текст]. – М., 1991.

4) Рапацкая, Л.А. История Русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века» [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений [Текст]. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 384 с.: ноты.

[1] Пётр Иванович Турчанинов (1 (12) декабря 1779 — 4 (16) марта 1856) — протоиерей, русский духовный композитор, гармонизатор древнерусских церковных напевов.

[2] Митрополи́т Арсе́ний (в миру Авксентий Георгиевич Стадни́цкий; 22 января [3 февраля] 1862, село Комарово, Бессарабская губерния — 10 февраля 1936, Ташкент) — епископ Русской Православной Церкви, митрополит Ташкентский и Туркестанский (1933—1936), ранее в течение долгого времени был правящим епископом Новгородской епархии. С 14 января 1906 года присутствующий в Святейшем Синоде (до 15 апреля 1917 года). В 1907 году избран членом Государственного Совета Российской империи от монашествующего духовенства.

Добро пожаловать в Школу Церковного Пения и Чтения «Глаголь».

Наша школа обучает традиционным, уставным церковно-певческим и чтецким навыкам онлайн и очно:
Вы можете удобно и без лишних перемещений приобрести уникальные навыки по следующим дисциплинам:

1. Богослужебное Пение Обиходной традиции:
— Песнопения Литургии;
— Песнопения Всенощного Бдения;
— Осмогласие (любых традиций по необходимости);
— Песнопения прочих чинопоследований.
2. Знаменное Пение:
— Столповая нотация;
— Демественная нотация;
— Квадратнолинейные сборники (киевское знамя) Синодального периода.
3. Церковнославянский язык:
— грамматика;
— богослужебное чтение (погласицы для различных литургических текстов).
4. Богослужебный Устав.
5. Сольфеджио.
6. Византийское богослужебное пение (невменная нотация).
7. Грегорианское богослужебное пение (хоральная нотация).
8. Основы постановки голоса.
9. Основы игры на фортепиано.

Приглашаем всех желающих.

Азбука Знаменного Пения

Азбука Знаменного Пения онлайн версия для мобильных устройств (со звуковым сопровождением)

Учебник церковнославянского языка «Грамотей» онлайн

Учебник церковнославянского языка «Грамотей» онлайн версия (со звуковым сопровождением).

Самоучитель Церковного Осмогласия

Подписаться на нас

  • Instagram
  • Facebook
  • Twitter
  • VK
  • YouTube

Обиходное Осмогласие онлайн

Обиходное Осмогласие онлайн версия для мобильных устройств (со звуковым сопровождением)

Наши новинки:

Ирмосы 1-го канона Введению Богородицы.

Самоучитель. Тропарный распев 4-го гласа

Малый знаменный распев, 3 глас, Господи воззвах

103 (предначинательный) псалом. Троестрочие.

Несколько полезных советов

В основе обучения данному искусству лежит так называемая школа церковного пения под названием осмогласие. Суть заключается в том, что одновременно в молитве звучат восемь ладов, у каждого из которых своя партия. Общее звучание получается особым и ассоциируется у людей исключительно с Богословными мотивами.

Это интересно! Сильная молитва от беспокойства, страха и тревоги

Дабы в совершенстве освоить осмогласие, необходимо:

  • Грамотно определить свой тембр и высоту голоса. Большая часть людей обладает вторым сопрано (средний тембр), мужчинам более свойственны альты, редкие женщины поют на высоте первого сопрано.
  • На начальных этапах прислушиваться к «лидерам» церковного хора.
  • Стараться удержать свою партию во время исполнения произведений, а не «плавать» между голосами.
  • Всегда выделять свою партию в общей партитуре и четко ее знать.

Интересно знать! Во многих музыкальных школах для детей, которые посещают не только индивидуальные занятия игры на инструменте, но и хоровой кружок, предусмотрена программа по изучения церковных песнопений. Именно такие произведения являются лучшим упражнением для голоса.

Талантливейшие ученики школ церковного пения могут пройти обучение пению на клиросе. Клирос – это возвышенность в любом храме, которая имеет зеркальную структуру – находится справа и слева от алтаря. В правой части клироса стоят профессиональные хористы, а в левой – любители.

Читать еще:  Исаакиевский собор внесли в городскую летопись славы

Для того чтобы выступать на служениях, следует регулярно тренироваться и уметь не только удержать свою партию в хоре, но и исполнить ее с чувством, качественно и выразительно.

Перспективы трудоустройства по профессии

На сегодняшний день профессии направления весьма востребованы на рынке труда. Выпускники факультета могут работать в общеобразовательных школах, церковных хорах, участвовать в ансамблях, оркестрах, руководить певческими коллективами.

Бакалавры направления могут занимать должности:

  • артиста народного ансамбля и хора,
  • музыканта,
  • концертмейстера,
  • музыковеда,
  • хормейстера,
  • этномузыковеда,
  • преподавателя.

Начинающие специалисты, как правило, устраиваются артистами ансамбля, ассистентами хормейстера, в таком случае заработная плата может составлять 7 000 руб. Те исполнители, которые добиваются признания публики в составе ансамбля или сольной карьере могут рассчитывать на большие гонорары. Принимая во внимание, что в начале третьего тысячелетия интерес к народному музыкальному творчеству возрастает как в нашей стране, так и за ее пределами, суммы гонораров именитых солистов или народных ансамблей могут измеряться шестизначными числами.

Школа церковного пения осмогласие

«Осмогласия» или «восьмигласия» является основным фондом церковной музыки, в котором каждый глас соответствует определённому дню недели.

Начинается каждый глас в воскресный день, прододжается до субботы и сообщает седмице благодатное настроение воскресного дня. Этот глас имеет господствующее положение в богослужении во время всей седмицы.

  • Первый – Пасхальный, звучит светозарно, величественно, взмывает в Небо стремительно и легко, настраивая душу на возвышенную волну духовной радости и Божественного величия. Воскресный праздник Святой Пасхи составлен в первом и пятом гласе.
  • Второй – Великой Субботы. В нём отражается переходное состояние от временной жизни к вечной. Он нежный, располагающий к любви, состраданию, отражает тонкие переживания души.
  • Третий – является размышлением о тайне Горнего мира. Он отличается плавностью и степенностью, но все же является твёрдым и мужественным. Песнопения третьего гласа содержат небесную радость, хвалу и свет. В воскресном тропаре третьего гласа изображается Воскресение Христово в виде источника всеобщей радости.
  • Четвёртый – быстрый и торжественный, возбуждающий радость. Глас светлого торжества. Он отличается торжественностью, но не триумфом первого гласа. Четвёртый глас имеет оттенок покаянности и напоминает о греховности человеческого существа.
  • Пятый – служит завершением и углублённым распевом первого гласа. В его песнопениях слышен призыв поклонения и приветствие: «Радуйся!». Для него характерна радостная печаль.
  • Шестой – служит продолжением второго гласа. Мелодия его печальная, передаёт скорбь, и небесное утешение. Если второй глас является гласом исхода, то шестой – глас погребения. На него положены каноны утреней службы в Великий Четверг, Великую Пятницу и Великую Субботу. Большинство песнопений преподобным отцам и святителям поются на шестой глас.
  • Седьмой – плагальный третьему гласу. Количество музыкальных строк и песнопений в нём отличается скудностью. У греков он именовался «тяжёлым». Характер его – мужественный. Тексты и мелодия просты и величественны, но за простотой спрятана глубокая, великая и непостижимая суть. Песнопения седьмого гласа говорят о веке наступающем, ещё неведомом и об Иерусалиме Небесном.
  • Восьмой глас – плагальный к четвёртому. Он отражает полноту совершенства высоты Небесного над земным. Мелодия Восьмого гласа печальная и умилительная.

Основные песнопения осьмигласия можно найти в нотном двухтомнике «Октоих», старинной церковной книге. В ней находятся нотные обозначения основных песнопений восьми гласов, которые используются в обиходе.

Польза пения для детей:

В утробе:

Обучение детей пению можно начинать с зачатия. Ученые установили, что пение чудесным образом влияет на еще не родившихся малышей. В ходе эксперимента беременным женщинам включали разные мелодии по 15 секунд и фиксировали активность мозга малышей. Выяснилось, что малыши не только реагируют на пение, но и проявляют эмоции: грусть и радость.

Младенчество

Младенцы учатся воспроизводить звуки с помощью голоса, повторяя голос мамы. Если в детстве ребенку петь песни, включать музыку, музыкальные мультфильмы и сказки, ребенок вырастет очень музыкальным. Он сможет повторить мелодию чисто, без фальши, так как у него будет хорошо развита координация слухового и голосового аппаратов. А еще пение развивает музыкальный слух и вкус. Такие детки легко запоминают любые мелодии, начиная от классических и заканчивая популярными песнями.

Детство

У многих детей есть проблемы с произношением. И совсем необязательно записываться к логопеду, чтобы это исправить. Занятия с логопедом часто бывают не эффективны из-за того, что ребенку скучно и не интересно. Пение для детей — это интересно и полезно одновременно. В процессе занятий вокалом ребенок освоит и с удовольствием отработает упражнения, которые улучшат его произношение.

Занятия с логопедом часто бывают не эффективны из-за того, что ребенку скучно

Ни для кого не секрет, что для большинства детей школа или садик — это ежедневный стресс. Пение после занятий способно нивелировать стрессовые ситуации и улучшить успеваемость.

Занятия вокалом подходят всем деткам, в независимости от характера, темперамента и физических данных. Ведь для того, чтобы петь, не нужно иметь длинные пальцы или тонкую талию, не нужно быть сильным или гибким, даже уметь попадать в ноты не обязательно. Поэтому каждый ребенок может найти и проявить себя через пение.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector