1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Теории происхождения религии

Содержание

Теории происхождения религии

Теории происхождения религии — раздел Религия, Этимология термина религия. Определение термина религия Вопросом Возникновения Религии Прежде Всего Занимается Религиоведение.

Вопросом возникновения религии прежде всего занимается религиоведение, начавшее формироваться в самостоятельную область знаний начиная с XIX века на стыке социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук.

На проблему возникновения религии существуют несколько точек зрения:

· религиозная: человек был создан Богом, и до грехопадения общался с ним напрямую. После грехопадения общение с Богом было нарушено, но Бог открывался людям в священных текстах, через ангелов, пророков и в богоявлениях. Человек, в свою очередь, имеет возможность обращаться к невидимому Богу (в молитвах) как непосредственно, так и через посредников.

· промежуточная (опирается на современные научные знания и общественные настроения и основанна на главном постулате религии о сотворении мира и человека Богом). Суть: в результате грехопадения человек абсолютно забыл об общении с Богом и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Нему, а поэтому каждая религия — это путь поиска возвращения к Богу (этому взгляду соответствовала и концепция прамонотеизма, согласно которой религия в человеческом обществе существовала всегда, и к тому же изначально имела форму монотеизма, который у многих народов был впоследствии утрачен, выродившись в тотемизм, язычество и прочие немонотеистические формы религии).

· эволюционная: религия возникает при определённом уровне развития сознания в силу невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный человек определял все явления как некие разумные действия, объясняя проявления природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могущественного, чем он сам. Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоотношений между этими силами копировалась с соответствующей организации человеческого общества. Согласно этому подходу, религия прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был преанимизм, затем анимизм, тотемизм, политеизм и наконец монотеизм.

4. Структурные элементы религии:

1) Религиозное сознание;

2) Религиозная деятельность;

3) Религиозные отношения;

4) Религиозные институты и организации.

Религиозное сознание – отражение действительности в фантастических образах; причастность определённым религиозным идеям и ценностям, а также принадлежность к определённой религии и религиозной группе.

Основными чертами религиозного сознания являются чувственная наглядность, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, эмоциональная насыщенность.

Центральным, объединяющим элементом религиозного сознания является религиозная вера.

Религиозная вера – это вера в:

• объективное существование существ, связей, свойств, превращений, которые в реальном мире не существуют;

• в возможность общения с указанными существами, воздействуя на них, и получения от них помощи;

• в действительное совершение каких-то мифологических событий, их повторяемость, в причастность к ним;

• в истинность соответствующих представлений, взглядов, текстов и т.д.;

• в религиозные авторитеты

Виды религиозной деятельности (см. схему 1).

Религио́зный культ (лат. cultusпочитание, поклонение, от coloвозделываю, почитаю) -религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами, в том числе божеств; а также совокупность обрядов, связанных с таким почитанием.

Составными элементами культа являются религиозно-магические действия (обряды) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища и пр.). С этими внешними действиями и материальными принадлежностями культа неразрывно связаны более или менее расчленённые системы религиозных верований, чувств, а также соответствующих социальных ролей и отношений (жречество, церковная организация). В более узком смысле под культом понимают только те религиозные отношения, которые связаны с верой в высшие, сверхъестественные существа и направлены на их умилостивление; в таком случае в понятие культа не включаются магические (колдование) обряды и обряды заклинания духов.

Религиозные отношения– это отношения между индивидами и социальными группами как носителями различных видов религиозной деятельности, различающимися социальными позициями и ролями в религиозной жизни. Это определенная система устойчивых связей индивидов, складывающаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества, данного типа веры.

Типы религиозных объединений:

Ø Церковь – сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому, как правило, определяется не свободным выбором индивида, а традицией, с делением на духовенство и мирян, церковной иерархией;

Ø Секта – оппозиционное течение с претензией на исключительность, настроениями избранничества и изоляционизма, без института священства;

Ø Деноминация – развивается из других типов объединений и в оппозиции к ним, с принципами постоянного и активного членства, чёткой организацией по горизонтали и вертикали.

Функции религии:

· Мировоззренческая — формирование мировоззрения (т.е. совокупности взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненных позиций, программ поведения, действий людей).

· Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

· Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая (связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью): возможность религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

· Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

· Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

· Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

· Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.).

· Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

5. Классификации религий:

А) Критерий – географический:

· религии Ближнего Востока (иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, древнеегипетская религия и др.);

· религии Дальнего Востока (религиозные общины Китая; конфунцианство, даосизм, буддизм махаяна, синтоизм);

· религии Индии (ранний буддизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, возникшие на основе буддизма религии Южной и Юго-Восточной Азии)

· религии Африки или племенные культы Черной Африки;

· религии Америки (верования индейцев);

· океанические религии (религиозные системы народов островов Тихого океана, Австралии и Новой Зеландии);

· классические религии Древней Греции и Древнего Рима и их эллинистические варианты.

Б) Критерий – Наличие/отсутствие Бога/богов:

· Монотеизм = единобожие (иудаизм, христианство, ислам, сикхизм).

· Политеизм = многобожие (религии Древнего Египта, Индии, Греции, Рима, ацтеков, майя, древних германцев, Древней Руси).

· Пантеизм – учение, согласно которому Бог и природа – тождественны (античные религиозно-философские школы, учение Б. Спинозы, теософия и др.).

· Религии без Бога (конфуцианство, буддизм, джайнизм).

В) Критерий – распространённость:

· Племенные = первобытные (анимизм, магия, тотемизм, фетишизм).

· Национальные (конфуцианство и даосизм (Китай), индуизм (Индия), синтоизм (Япония) и др.).

· Мировые (буддизм, христианство, ислам).

Схема 1. Виды религиозной деятельности.

Эта тема принадлежит разделу:

Этимология термина религия. Определение термина религия

Введение.. вопросы.. этимология термина религия определение термина религия теологические философские биологические и психологические интерпретации термина религия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теории происхождения религии

Начало неизвестно?

Религиозные системы, которые были сформированы в дописьменный период человечества, уходят в непроглядную древность. Когда и кто положил начало какой из этих религий, мы не знаем. Мы знаем то, что эти системы могут иметь отношение к пещерным святилищам палеолита, мегалитам (менгиры, кромлехи, дольмены и др.), палеолитическим венерам и другим широко распространенным артефактам неписьменных культур.

Общее, что можно выделить у всех этих систем, — явные признаки стереотеизма (акцент на соединение мужского и женского первоначал для творения мира).

  • Индуизм — Дьяус ( день, небо )Пита (отец) и Притхиви ( земля )
  • Синтоизм — божественная пара
  • Месопотамская рел. — Ану и Инанна ( мама, мать )
  • Финикийская рел. — Баал ( белый (день) ) и Астарта
  • Древнегреческая (римская) рел. — Зевс ( Дьяус ) и Гера ( земля ), (Юпитер ( Дьюспита ) и Юнона ( Дьюснанна )
  • Древнеегипетская рел. — Пта ( пита, отец ) и Маат (мать), позднее Озирис и Изида.
  • Хараппская рел. — Пашупати ( папа, отец ) и Каликамата (чёрная землямать)
  • Тянь-ди/тенгрианство — Тьянь-ди ( Небо -Первопредок, «тьянь» — день , Тенгри) и Умай (мать)

Таком образом, по всей видимости, мужское первоначало символизировали фаллические мегалиты кромлехов и менгиров, а женское первоначало — вульварные дольмены и палеолитические венеры.

Можно также предположить, что поклонение мужскому началу, которое ассоциировалось с нематериальным духом, светом, небом, огнём и т.п. отправлялись на высоких вершинах гор, а женскому, которое ассоциировалось с материальной и тёмной землей, тьмой и влагой — в сырых горных пещерах. Люди рисовали животных в пещерах, которые (пещеры) символизировали утробу Матери-Земли, — Мать-Земля рожает из себя всё живое многообразие. Мать даёт материальное тело, Отец даёт нематериальную душу.

Различные теории происхождения человека

У разных народов сохранилось много самых разнообразных сказок о происхождении человека. В наиболее древних из них рассказывается, что первые люди свалились на Землю с Луны, что выросли они на деревьях, вылупились из яйца, снесенного какой-то чудесной птицей, и т. д. В более позднее время, с развитием ремесел, когда люди все больше и больше начинают выступать в качестве мастеров, творцов различных предметов, появляются легенды, в которых утверждается, что первые люди были сотворены какими-либо героями или богами: вырезаны из дерева, высечены из камня и т. п. У древних народов, умевших изготовлять гончарные изделия, возникло представление, что первые люди были сделаны богами из глины. Так, в древнем Египте верили, что бог, по имени Хнум, вылепил первого человека на гончарном круге.

Читать еще:  Христианство исповедуют 142 тысячи из 6 миллионов израильтян, в основном - арабы

Согласно древнегреческой легенде, бог Зевс, подобно гончару, вылепил людей из глины, а богиня Афина «одушевила» их, то есть оживила.

Греческий бог Зевс лепит из глины первых людей, а богиня Афина «одушевляет» их.

Вера, как дар свыше

В настоящее время сформулировано пять основных теорий происхождения религии. Теистическая теория утверждает, что человек, чувствуя свою незримую связь с Создателем, пытался установить контакт с высшими силами, что и послужило причиной появления тех или иных обрядов или культов. Сторонниками этой теории были немецкий философ Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775 — 1854 г.г.) и английский этнограф Эндрю Лэнг (1844 — 1912 г.г.).

Интересно то, что согласно исследованиям этнографов XIX века, почти каждое, самое неразвитое племя, имеет представление о Самом Главном Боге, о Едином Духе, что вполне укладывается в теорию пра-откровения. По- видимому, дикари являются хранителями древних религиозных понятий. Религиозные знания, видимо, привнесены извне — но кем? Не зверями же и птицами. Следовательно, уверены сторонники теории, Господь сам инспирировал религиозные знания.

Натуралистическая теория считает, что силы природы пугали людей и верования и культы следует рассматривать, как попытки человека задобрить или взять их под контроль. Одним словом, использовать себе во благо или хотя бы оградить себя от их воздействия. Основоположником теории считают древнегреческого философа Демокрита (460 — 370 г.г. до н.э).

Социологическая теория полагает, что религию создало само первобытное общество. Существовали правила или законы, обязательные для всех членов данного племени или общины. Эти нормы легли в основу религии, а вера в сверхъестественное возникла из духовных нужд человека. Главная функция религии — влияние общества на индивида. Основоположниками теории явились французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858 — 1917 г.г.) и немецкий социолог Максимилиан Карл Эмиль Вебер (1864 — 1920 г.г.).

Марксистская теория основана немецким философом и экономистом Карлом Марксом (1818 — 1883 г.г.) и немецким философом Фридрихом Энгельсом (1820 — 18954 г.г.). Суть их теории состоит в том, что религия создана господствующими классами для управления народом. Она переводит надежды и стремления к лучшей жизни в область потустороннего и сверхъестественного, призывая к покорности и подчинению, обещая воздаяние в ином мире. По мнению создателей, религия исчезнет, как только исчезнет социальная несправедливость.

Психоаналитическая теория говорит о том, что религия возникла в результате желания человека отгородиться от увеличения влияния коллектива на жизнь индивида. Автором является австрийский психолог, психиатр, невролог, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856 — 1939 г.г.). Согласно этой теории, религия является самым простым способом удовлетворения инфантильной потребности во всесильном отце — Отце небесном.

По мнению философии, причина появления религии кроется в противостоянии природной стихийности и упорядоченности общества, в стремлении упорядочить, гармонизировать внешний хаос, в появлении социума, подчиненного особым, внеприродным законам. Религия — явление не новое. Она существовала не только у давно изученных народов, но и у сравнительно недавно открытых. Еще древнегреческий философ Плутарх (46 — 120 г.г.) писал: «Посмотрите на лице земли: вы найдете города без укреплений, без науки, без чиноначалия; увидите людей без постоянных жилищ, не знающих употребления монет, не имеющих понятия об изящных искусствах; но вы не найдете ни одного человеческого общества без веры в божество, ни одного города, в котором бы не было бы никакого святилища. «

Смотрите так же:

  • Происхождение человека. Наука не стоит на месте и кропотливые исследования антропологов все больше приоткрывают завесу тайны. Найдено все-таки пресловутое переходное звено и гипотеза эволюции переходит в разряд теории.
  • Происхождение цивилизации. Цивилизация является одной из возможных стадий развития человеческого общества. Она возникает в определенных обстоятельствах места и времени, когда появляется необходимость консолидации общества.
  • Происхождение культуры. Возникновение и развитие культуры — процесс долгий и сложный, сопровождающий становление человеческого общества на протяжении всей истории. Его этапы взаимосвязаны и следуют, вырастая друг из друга .

Друзья! Мы потратили много сил на создание проекта. При копировании материала, пожалуйста, ставьте ссылку на оригинал!

Николаев А. И. Десять лекций о религии

§1. Различные подходы к объяснению сущности религии

Лекция 1. Лекция 2. Лекция 3. Лекция 4. Лекция 5. Лекция 6. Лекция 7. Лекция 8. Лекция 9. Лекция 10.

§1. Различные подходы к объяснению сущности религии

Говорить о причинах происхождения религии вне контекста разговора о ее сущности бессмысленно. Нельзя рассуждать о том, почему существует то или иное явление, если мы не понимаем, что оно из себя представляет. А как мы уже говорили в прошлом разделе, в научном сообществе нет не только единства взглядов на религию, но и хоть какой-то принципиальной близости. Теории противоречат друг другу, оспаривают друг друга, часто не имея веских аргументов и доказательств.

Теологическая концепция при объяснении религии исходит из признания ее сверхъестественного источника: Бога, Абсо­люта, Высшего Разума и т.д. По этой концепции, человеческие знания слишком малы и ограничены, чтобы описать Божий промысел. Известный психолог Виктор Франкл, склонный к религиозному восприятию мира, создал характерную метафору: когда врачи испытывают на обезьянах какое-то лекарство, то подопытная обезьяна не понимает смысла своих страданий. Но это не значит, что в ее страданиях нет смысла, он ей просто не доступен. Так же и человек может не понимать смысла происходящего, но, в отличие от животных, ему дана способность предполагать возможность смысла. Прислушаемся к логике Франкла: «Может ли обезьяна, которую используют для производства полиомиэлитной сыворотки и поэтому все время делают пункции, – может ли эта обезьяна понять смысл своих страданий. Все единодушно ответили – конечно, нет. С ее ограниченным интеллектом она никогда не сможет проникнуть в человеческий мир, т.е. единственный мир, в котором смысл страдания может быть понятен. Тогда я пошел дальше: «А что касается человека? Вы уверены, что мир человека – это высшая точка эволюции космоса. Разве нельзя представить себе, что есть еще другое измерение, мир выше человеческого; мир, в котором вопрос об окончательном смысле человеческого страдания найдет ответ?» Этот окончательный смысл несомненно находится вне ограниченных интеллектуальных способностей человека; поэтому в логотерапии мы говорим о сверхсмысле. От человека требуется вовсе не вытерпеть бессмысленность жизни, как учат некоторые экзистенциальные философы; а наоборот – смириться со своей неспособностью понять ее безусловную осмысленность в рациональных выражениях. Logos глубже логики».

Это простое и глубокое рассуждение никоим образом не доказывает существования Бога или высших миров, оно лишь заставляет задуматься. Франкл, несомненно, выстрадал свою теорию: он перенес ужасы немецких концлагерей, потерял почти всех родных, сам чудом остался жив. Поэтому вопрос о смысле человеческого страдания, о возможности принять жизнь, даже испытав все ее жестокие гримасы, был для него отнюдь не просто теоретическим. Однако, повторимся, подобные рассуждения обозначают проблему, но не решают ее.

Известный русский богослов В. В. Зеньковский писал, что всякой разумной деятельности предшествуют иррациональные «аксиомы». Одна из таких аксиом – «аксиома обращен­ности всех актов духа к абсолютной сфере». По его мнению, «за сферой проявления религиозной жизни» существует нечто Высшее, что создает во всем человечестве уже на самых низших ступенях куль­туры тягу к религиозной жизни. Задолго до Зеньковского выдающийся немецкий философ Иоганн Готлиб Фихте писал, что реальность Абсолюта может быть представлена человеку и негативно – как вечное стремление к недостижимому Абсолюту. Любопытно, кстати, что Фихте, пришедший в конце концов к идее Абсолюта и Божества как фундаментальных оснований бытия, в молодые годы был лишен кафедры за атеизм. Правда, субъективистский атеизм Фихте заметно отличался от того, что мы сегодня считаем научным атеизмом, но факт есть факт. Как говорится, пути Господни неисповедимы.

Ясно, что при всех различиях авторы признают главное: аксиоматическое наличие высшей сферы, по отношению к которой разум есть нечто второстепенное.

При этом отношения человеческого разума и мира высших смыслов трактуются в теологии по-разному. В одних концепциях они противопоставлены, в других (например, у Фомы Аквинского) гармонизированы. Фома Аквинский выдвинул принцип: истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония. В то же время приоритет божественной мудрости сомнений не вызывает. Из трех ступеней мудрости у Фомы (наука – богословие – Божественное откровение) науке отводится самая скромная роль.

Таким образом, возникновение и развитие религиозных форм отражает вечное стремление человека слиться с Абсолютом, Божеством.

Психологическая концепция . Ее сторонники пытаются обо­сно­вать происхождение религии процессами формирования человеческой психики. Чаще всего при этом вопрос о реальности Бога либо не поднимается, либо получает отрицательный ответ. Так, американский психолог и философ Уильям Джемс* видел в вере проекцию человеческих чувств. Религия, по Джемсу, полезна, так как человек находит в ней радость и утешение. Именно в этом ее ценность, а все религиозные надстройки (догматы, церковные институты и т.д.) вторичны и никакой истиной не обладают. Существование Бога Джемс не отрицал и не утверждал. Строго говоря, вопрос о Боге за границами человека был для него не актуален. Несмотря на то, что многие примеры из книги Джемса «Многообразие религиозного опыта» сегодня взяты на вооружение теологией, несмотря на то, что им блестяще описаны случаи, когда люди испытывали чувство присутствия иного, нельзя забывать об исходном тезисе Джемса, прописанном им на первых страницах: «Несомненно, что религиозная жизнь, поглощая всего человека, делает его эксцентричным и не похожим на всех. Я говорю не о вульгарном типе верующего, внешним образом придерживающегося религиозных обрядов своего народа, – все равно христианские, буддийские они, или магометанские. Его религия создана для него другими, передана ему традицией, ограничена твердо установленными формами и держится косностью привычки. Изучение этой религии, добытой из вторых рук, мало принесло бы нам пользы. Мы будем обращаться только к тем первоисточникам опыта, которые послужили первообразом для всех дальнейших внушенных чувств и подражательных действий. Такой опыт можно отыскать лишь у людей, для которых религия не простая житейская привычка, а скорее остро-лихорадочное душевное состояние».

Знаменитый психолог Зигмунд Фрейд находил природу веры в устройстве психики человека. Человек вечно находится в борьбе с самим собой: разумное и бессознательное в нем не могут примириться. Эта борьба, в основе которой – вполне «земные» инстинкты, порождает многочисленные символические акты и образы, в том числе – религию. Стремление вывести религию из психологических проблем отдельного человека характерно и для последователей Фрейда, не принявших откровенный биологизм его теории. Наиболее значимой фигурой в этом плане является основатель «гуманистического психоанализа» Эрих Фромм. Фромм считал, что религия объясняется «экзистенциальным конфлик­том», расколом между душой и телом.

Читать еще:  Боязнь свиного гриппа удерживает мусульман от хаджа

Тело человека есть часть природы, в то время как его разум возвышается над природой. С одной сторо­ны, человек не может жить, не пытаясь решить проблему раскола между душой и телом, с другой – он никогда не может обрести ее решение. На этой основе и рождается у человека потребность в религиозной вере. В этом смысле, пишет Фромм, «нет ни одного человека, у которого не было бы потребности в религии».

Итак, по мнению психологов, феномен религии определяется внутренними конфликтами человека, а развитие религиозных форм вписывается в общий вектор развития культуры.

Социально-материалистическая концепция. Сторонники концепции социального материализма, прежде всего марксизма, видели в религии в первую очередь социальный феномен. Классическое определение религии в этом ключе дал в «Анти-Дюринге» Фридрих Энгельс: «Всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». На ранних стадиях господствовавшими внешними силами были силы природы, со временем значительную роль начинают играть не осознанные человеком социальные отношения.

Таким образом, сторонники этого подхода видели религию порождением социума, фантастическим и вредным (с точки зрения современного состояния общества) отражением природных и социальных процессов.

Как видим, говорить о каких-либо общепризнанных представлениях о сущности и причинах происхождения религии не представляется возможным. Одни и те же факты будут интерпретированы по-разному в зависимости от позиции ученого. Наша задача – показать возможные точки зрения, а проблема выбора – исключительное право каждого человека.

Классификация религий

Все статьи сайтаРелигиоведениеКлассификация религий

По научным данным, возникновение религии связывается с возникновением ранней родовой общины, примерно 40 тыс. лет назад. За прошедшее время религия существенно изменилась, приобрела самые различные формы. Сегодня мы видим разнообразие религий, которые исповедуют разные люди и народы. Собственно, словом «религия» обозначается как соответствующая сфера жизни и сознания людей, которая имеет общие черты у любых народов, так и отдельные системы религиозных представлений и богослужений, отдельные вероисповедания. Для обозначения последних как синоним слова «религия» используется также термин «конфессия» (от лат. confessionalis — вероисповедательный) или «культ» (впрочем, последнее чаще означает лишь соответствующую сторону религиозной жизни).

С этой точки зрения нет и, возможно, не может быть некой единой религии, единого культа. Разнообразие жизни людей и народов в политической, экономической, культурной, бытовой и других сферах также касается, безусловно, духовности и религиозности. Это не противоречит тезису о единстве Бога — он действительно единственный, но, будучи трансцендентным и необъятным, он может осознаваться и представляться совершенно по-разному (в частности как более или менее правильно, так и совсем неправильно). Слова Христа своим ученикам о том, что «в доме Отца моего обителей много» (Иоанн. 14, 2), объясняются именно как допустимость различных путей, которыми могут идти разные люди и народы к Богу. Этим отмечается необходимость терпимости по отношению к другим конфессиям, хотя и совсем не исключена обязанность верующего человека доказывать свою уверенность в истине именно своей веры.Ученые создали несколько классификаций религий, в которых в той или иной степени учитываются как историческое развитие, так и содержание вероисповеданий.

Собрать исчерпывающую информацию обо всех религиях мира, которых ныне зафиксировано около 5 тыс., еще не удавалось никому, соответственно еще не было создано оптимальной и всеобъемлющей системы классификации религий. Религии разделяют на группы, беря за основу этнические признаки, время возникновения, уровень организации, государственный статус.

Одним из первый религии типологизировал Гегель, разработав всеобъемлющую, но слишком абстрактную схему создал Гегель.

Классификация религий по Гегелю:

  • естественные религии (включая непосредственно религию, религию меры, фантазии, добра и света, страдания, загадки);
  • религия духовной индивидуальности (возвышенного, красоты и ума);
  • абсолютную религию, которую он сам конструировал.

Три стадии истории религий по О. Конту:

  • фетишизм;
  • политеизм;
  • монотеизм.

Классификация религий по Дж. Леббоку:

  • атеизм;
  • фетишизм;
  • тотемизм;
  • шаманизм;
  • поклонение идолам;
  • поклонение богам как сверхъестественным создателям;
  • поклонения богам как благотворительным существам.

Рассмотренные выше принципы классификаций религий и множество других классификаций имеют определенный смысл и отражают подлинные черты исторического развития религий. Но этот процесс настолько сложен, что, вероятно, никогда не удастся создать всеобъемлющую и единственно правильную классификацию.

Поэтому остановимся на некоторых понятиях, которые, может и не претендуют на всеохватность содержания, но отражают некоторые важные внешние признаки различных вероисповеданий. Поскольку религии генетически были так или иначе связаны с этническими сообществами, целесообразно было бы их различать в связи с их этническим содержанием, или контекстом.

Классификация религий по этническому содержанию:

  • племенные культы;
  • национально-государственные религии;
  • мировые религии.

Племенные культы (или первобытные формы религии), по мнению многих ученых, предшествовали всем другим. Они до сих пор сохранились в традиционных верованиях народов и племен Африки, Азии, Америки. Как правило, считается, что эти религии еще не имеют Святого Писания, а также какого-то обобщенного (догматического) представления о Боге. Объектом поклонения является природа и ее явления, животные, материальные предметы. Преобладают культы предков и анимистические верования (т. е. вера в существование душ и духов), поэтому их называют еще анимистическими религиями. Впрочем, нужно заметить, что исследование племенных религий осложняется недоверчивым отношением их представителей к чужакам. В значительной степени племенная религиозность остается малоисследованной отраслью религиоведения.

Национально-государственные религии появляются с формированием народностей и классового общества и играют важнейшую роль при создании государственной организации. Они отличаются национальной ограниченностью, хотя в процессе исторического развития связь национальной религии с одной нацией и одним государством может быть потеряна. По уровню своего развития эти религии очень разные, но в целом преобладают антропоморфные, то есть такие, что представляют Бога похожим по виду на человека. Национально-государственные религии существовали в Древнем Египте, Месопотамии, Греции, Риме, Персии и других странах. Среди современных религий это, например, иудаизм, конфуцианство, синтоизм, индуизм.

Мировые религии появляются позже, они возникают на почве национально-государственных, отличаясь от них космополитизмом, то есть не связываются с отдельной нацией, и прозелитизмом (греч. Προοήλυτος, — новообращенный), то есть стремлением завербовать больше сторонников, — потому, как правило, ведут активную миссионерскую деятельность. Они характеризуются также достаточно развитой догматикой, культом. К мировым религиям принадлежат буддизм, христианство и ислам.

Классификация религий в зависимости от количества богов:

  • политеистические;
  • монотеистические;
  • генотеизм.

Религии также классифицируются в зависимости от того, сколько богов являются объектами поклонения. Политеистические религии исповедуют многобожие, то есть чествуют сразу несколько богов, имеют их пантеон (греч. Πάυθειου — храм всем богам). Монотеистические религии исповедуют единобожие. Существуют различные теории по поводу того, какой была первичная форма религии, но в дальнейшем историческом развитии политеизм предшествовал монотеизму. Переходной формой между ними является генотеизм, который признает существование многих богов, но среди них уважает только одного — защитника своего народа.

Различные формы религиозных представлений имеют общее название теизм (от греч. Θεός, — Бог). Теизму противостоит атеизм, то есть отрицание существования Бога. Атеистические взгляды существовали, вероятно, с давних времен. Но как массовое явление атеизм связан с процессом секуляризации (от лат. saecularis — мирской, светский), то есть высвобождения общественной жизни от влияния религии и церкви, и распространением рационалистического мировоззрения, начиная с эпохи Просвещения. Законченный вид атеизм приобрел в марксизме. Иногда атеизм рассматривают как некую форму религии. Действительно, он приближается к религии в своих попытках направить в определенном направлении веру человека, освоить эту веру — поскольку человек не может жить без веры, — и заменить религию в человеческой душе. Но на самом деле он является не религией, а лишь ее суррогатом, поскольку отвергает Бога, не имеет представления о ней и, наверное, не имеет и религиозного опыта.

Промежуточное место между теизмом и атеизмом занимают религиозно-философские учения деизма и пантеизма. Деизм (от лат. Deus — Бог) признает Бога первопричиной мира, но отрицает его дальнейшее вмешательство в явления природы и общественной жизни, то есть Бог как бы почил, создав мир. Пантеизм (греч. Παυ — все, θεός, — Бог) так или иначе отождествляет Бога с природой. Признавая Богом саму природу, пантеизм фактически растворяет Бога в природе и теряет некоторое представление именно о Боге. Исторически деизм и пантеизм были формами перехода от господства религиозного сознания к атеистическим идеологиям, хотя в духовном развитии отдельного человека этот процесс может происходить и в обратном направлении.

Классификация религий по уровню развития:

  • ранние верования — верования первобытной эпохи (анимизм, магия, тотемизм, культ предков);
  • политеистические религии — национальные религии (за исключением иудаизма и сикхизма);
  • монотеистические религии — христианство, ислам, буддизм (мировые религии), иудаизм и сикхизм (национальные религии);
  • синкретические религии — образовались в результате сращивания или слияния разных этнических и мировых религий: афрохристианские религии (церковь херувимов и серафимов и др.), исламо-христианские секты (абавиты, исмаилиты ответвленные), суддо-китайские секты (дзен-буддизм, хао-хао), иудео-христианские религии (мормоны);
  • новые религиозные течения, движения (нетрадиционные формы религий): церковь Муна (мунизм), церковь Антихриста, церковь Сатаны, церковь Сознания Кришны, йогизм, синтоизм с культом дзюдо и карате.

Религию можно рассматривать как систему, которая состоит из конкретных религий, религиозных течений, направлений, сект, которые занимают в ней определенные места.

При классификации религий руководствуются такими критериями:

1. Статистический (по количеству верующих и их проценту к численности населения).

2. Время возникновения:

  • религия, история развития которых исчисляется многими столетиями, — буддизм, христианство, ислам и др.;
  • «новые религиозные течений», которые возникали на протяжении новейшей истории или возникают в данный момент, — нетрадиционные религии (кришнаизм, бахаизм и др.);

3. Уровень организации:

  • жестко централизованные (христианство, буддизм);
  • нежестко централизованные (ислам);
  • самоупорядоченные (индуизм, даосизм, синтоизм);
  • децентрализованные.

4. Государственный статус:

  • государственные религии (ислам в странах Западной Азии, лютеранство — Северной Европы);
  • религии, статус которых не закреплен соответствующими государственными документами (конфуцианство и даосизм в Китае, Индуизм в Индии);
  • религии национальных меньшинств (иудаизм за границами Израиля, сикхизм, зороастризм).

5. Правовой статус:

  • религии, поддерживаемые государством (христианство, индуизм, ислам, синтоизм);
  • религии, которые государство не поддерживает и даже преследует (свидетели Иеговы, бахаизм в Иране);
  • религии, отношение к которым со стороны государства нейтральное (джайнизм в Индии).

6. Формы распространения:

  • континуальные (непрерывные, сплошные): ислам, христианство, буддизм;
  • дискретные (раздельные, прерывные): иудаизм, бахаизм, кришнаизм.

7. Этносоциальные критерии:

  • автохтонные (этнические) религии, которые стали частью этнического самосознания, этнической культуры (иудаизм, сикхизм, синтоизм, даосизм);
  • унифицированные, надэтнические религии (христианство, ислам, буддизм, новые религиозные движения).

Довольно распространена схема классификации, охватывающая все существующие религии, выделяя:

1. Ранние формы религии (родоплеменные): тотемизм, фетишизм, магия, анимизм, аниматизм, анимализм, шаманство, культ природы, культ предков, политеизм.

Читать еще:  Россиян будут учить византийскому пению

2. Национальные религии:

  • ранние национальные религии: религия Древнего Египта, религия народов Междуречья, религия Древней Индии (ведическая, брахманизм), древнегреческая религия, религия Древнего Рима, религия доколумбовой Америки и др;
  • поздние национальные религии: иудаизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, зороастризм.

3. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

4. Нетрадиционные религии, новые религиозные движения:

  • неохристианство (охватывает религиозные образования, которые пытаются приспособить традиционное христианство к особенностям времени): Богородская церковь, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), Новоапостольская церковь, Церковь Христа;
  • религии ориенталистского направления (ориентированные на культуру, духовность, религии народов Востока): Общество Сознания Кришны, последователи Саи Бабы, центры Шри Чинмоя, Ошоцентр, Всемирная чистая религия;
  • синтетические религии (объединяют в себе несколько религиозных систем): Большое Белое Братство, Церковь Единения, Всемирная вера Бахаи;
  • эзотерические объединения (основываются на вере в существование сверхъестественного мира): теософия, братство Грааля;
  • неоязычество: Родная вера, РУНвера, Собор Родной Веры;
  • сайентологические движения (ориентированные на объединение науки и практики психоанализа): дианетика, наука разума, христианская наука.
  • сатанизм.

Использованная литература:

1. Релігієзнавство: підручник для студентів вищих навчальних закладів / [Г. Є. Аляєв, О. В. Горбань, В. М. Мєшков та ін.; за заг. ред. проф. Г. Є. Аляєва]. — Полтава: ТОВ «АСМІ», 2012. — 228 с.

2. Лубський В. І. Історія релігій: підруч. [для студ. вищ. навч. закл.] / В. І. Лубський, М. В. Лубська — [2-ге вид.]. — К.: Центр учбової літератури, 2009. — 776 с.

Шаманизм

Шаманизм является практикой, которая включает в себя действия, достигающие изменения сознания для того, чтобы воспринимать и взаимодействовать с миром духов.

Шаман — тот, кто имеет доступ к миру добрых и злых духов. Шаман входит в состояние транса во время ритуала и практики прорицания и исцеления. Слово «шаман», вероятно, происходит от эвенкийского языка Северной Азии. Этот термин стал широко известным после того, как русские войска завоевали шаманское ханство Казани в 1552 году.

Термин «шаманизм» впервые применен западными антропологами для древней религии тюрков и монголов, а также соседних тунгусских и самодийских народов. Наблюдая и сравнивая больше религиозных традиций во всем мире, некоторые западные антропологи стали использовать термин в широком смысле, чтобы описать несвязанные магически — религиозные практики, обнаруженные в этнических религиях других частей Азии, Африки, Австралии и даже совершенно несвязанных частей Северной и Южной Америки, поскольку они полагали, что эти практики похожи друг на друга.

Шаманизм включает в себя предположение, что шаманы становятся посредниками или посланниками между человеческим миром и духовным. Там где распространено это явление, люди верят, что шаманы лечат болезни и исцеляют душу, что шаманы могут посещать другие миры (измерения). Шаман действует, прежде всего, в духовном мире, который влияет на мир человека. Восстановление баланса приводит к устранению недуга.

Восточные верования: буддизм, индуизм

Эти две практики тесно переплетаются друг с другом, несмотря на то, что развивались у разных народов. Начнем с индуизма — современное религиозное верование, зародившееся более 4000 лет назад. Суть его проста: есть физический мир, где обитает человек, и существует вечный мир, находящийся за рамками восприятия. Последний называется Вселенной, где обитают и боги, и духи, и души. Люди — ее часть, а наша энергия заточена в физическом теле. Когда человек умирает, душа освобождается, и она может выбрать себе путь: либо начать новую жизнь в любом физическом теле, либо покинуть нашу планету. Возможность перемещения дается лишь тем, кто прожил свою физическую жизнь правильно. При этом все плохие поступки оставляют след на карме, и в конечном итоге она покажет, заслужил ли человек перерождение или боги должны его покарать. В индуизме есть такие божества, как Вишну и его инкарнации (Кришна и Рама), Шива и Брахма.

Буддизм, как и индуизм, является мировым религиозным течением. Оба вероисповедания начали практиковаться еще в Древней Индии. Развитие буддизма началось с того, что один молодой человек решил отыскать истину и смысл бытия. Он бродил по земле, разговаривал с мудрецами и задавал им единственный вопрос. Он не просто путешествовал, но и активно медитировал и находился в размышлениях, практиковал йогу и искал просветления. Как гласят священные писания, он постиг его и стал проповедовать истину людям. Буддизм гласит, что если человек сможет отказаться от мирских благ и размышлять о бытие, то он научится контролировать собственное сознание. Медитация, йога, чтение мантр и погружение в себя позволяют развивать духовность, постигнув нирвану.

10 теорий о происхождении человека

Теория Дарвина о происхождении человека от обезьян

Признанной в настоящее время является лишь одна теория Дарвина о происхождении человека. Отнюдь, никто достоверно сказать, что мы произошли из обезьян, не может. Просто на это указывает больше фактов:

  • приматы больше всего похожи на людей с точки зрения анатомии;
  • Дарвин заметил схожесть в проявлении эмоций;
  • похожи мимика, жесты, движения;
  • мы похожи не только мозгом, зубами, кровью, но и психологией поведения.

Согласно его теории люди эволюционировали из обезьян, оставив далёких предков позади за чертой цивилизации. В настоящее время проводится колоссальное количество исследований. Кинематографисты уже выпустили фильм «Планета обезьян», в котором говорится о войне приматов с людьми. Наверное, пока этот вопрос не будет раскрыт, люди не перестанут издеваться над животными.

Акватическая теория о том, как появился человек

Наряду с теорией Дарвина стоит акватическая теория о происхождении человека. Она указывает на то, что люди вышли из морей. Какие факты на это указывают?

  1. 70-80% тела человека состоит из воды;
  2. Подводный мир не исследован;
  3. Около 90% океана не изучено;
  4. Дельфины схожи с людьми почти как обезьяны;

Действительно, дельфины знают около 14 000 сигналов. Они способны общаться, спасать людей. В истории не было ни одного случая нападения этого животного. Дельфины не относятся к рыбам, так как теплокровны, дышат кислородом. Больше интересного можете узнать из статьи «10 фактов о дельфинах» на нашем портале.

Теория Большого взрыва

Теория происхождения человека в результате Большого взрыва является достаточно сложной. Не будем вдаваться в научное объяснение всех цепочек взаимодействия атомов и молекул (хотя бы потому, что не понимаем). В общем, что-то пошло не так и взорвалось небесное тело, в результате которого молекулы и атомы начали двигаться настолько хаотично, что появились люди. Возможно, всё совсем не так или частично, но суть одна — данная теория вообще не объясняет, зачем мы появились. Если это стечение обстоятельств, то весьма сложно поверить, что настолько развитые и сложные организмы могли произойти в результате взрыва. Один волос состоит из колоссального количества атомов.

Гипотеза об НЛО

Многие считают, что мы не единственная раса во Вселенной. Вероятно создатели франшизы «Трансформеры» относятся к числу таких людей. В общем, есть гипотеза о происхождении человека от инопланетян. Кто-то думает, что нас привезли в пробирке и заселили Землю. Другие полагают, что мы дети НЛО. Третьи уверены, что нас эксплуатируют инопланетяне. Яко бы мы рабы, поэтому не знаем смысла жизни. Вероятно, таким образом, просто объясняют непонимание своей природы. Впрочем, сказка это или реальность судить не нам.

Как появился человек: мифы о Богах

Говоря о происхождении человека нельзя не упомянуть религию. Возможно, ответ хранится именно в библии. Спокон веков книга передаётся от стариков к наследникам. При этом у разных народов просматривается одна истина, призывающая ценить ближних, творить добро и не совершать грехи. А главное, нас создал Господь. Мы не призываем выбирать религию, не собираемся задевать чувство верующих. В данной статье лишь подчеркиваем, что одной из самых популярных теорий происхождения является вера в бога.

Легенда о древних цивилизациях

На мой взгляд, самая интересная теория происхождения человека. Гласит о том, что эволюция является не более чем «пылью в глазах» современного общества. На самом деле и до нас были цивилизации, развитые технологии. Просто мы их не понимаем, так как знания утерялись вместе с Апокалипсисом. Возможно, наши предшественники знали ответы, но что-то произошло. Как ещё объяснить тот факт, что пирамиды существуют на Земле огромное количество лет? При этом они устроены стык в стык. Даже нынешние технологии не позволяют создать такие сооружения. Не говоря уже о том, что внутри пирамид благоприятная атмосфера для развития растений. В них не водятся вирусы и микробы. Удивительно, не так ли?

Гипотеза о происхождении человека из Вселенной

Объяснить данную гипотезу довольно сложно. Вкратце говоря о том, как появился человек стоит выделить следующие предположения:

  • мысли материализуются;
  • наши мечты посылаются в центр Вселенной, после чего возвращаются в наш мир, материализуясь;
  • есть незримая энергия;
  • всё, что мы придумываем, существует, но в других реальностях.

Таким образом, эта гипотеза говорит о том, что все предыдущие теории реальны. То есть, каждый закон, предположение являются частичной правдой. При этом параллельные миры являются разными отрезками временной линии. Сложно, не так ли?

Теория о происхождении параллельных миров

Еще одна сложная теория. Согласно данной гипотезе есть несколько миров. Одни ученые указывают число 9, другие 3. Кто-то считает, что параллельных миров бесчисленное множество. Представьте, что есть машина времени. Сейчас вы читаете этот текст (зафиксировали картинку). Спустя некоторое время переместились в прошлое и отправились на прогулку. Как же быть с историей, когда вы читали текст? Согласно данной теории все временные отрезки фиксируются. Своим путешествием вы создали 2 истории. Одна из них в одном мире, вторая в другом.

В общем, ещё одна сложная теория, в которой всё же просматривается определённая логика.

Гипотеза: человек живёт в виртуальном мире

Пожалуй, самая современная теория о происхождении человека. Что, если мир является игрой? Ошо, Хайам, многие успешные люди говорили относиться к жизни, как к игре, спектаклю. Может быть, они хотели, чтобы мы воспринимали эти фразы буквально? Представьте, что все эмоции, наши выводы и взгляды являются заложенной программой. Тут вспоминается фильм «Матрица». Представьте, что всё в мире является вымыслом, игрой, в которой мы только выполняем свои задачи. В таком случае нет никакой судьбы. Всё это холодный расчёт создателей. Сложно в это поверить, но определённая суть просматривается.

Для чего появился человек: теория шаманов племени яки

Карлос Кастанеда долгое время учился у шамана по имени Дон Хуан Матос «Искусству сновидения». Согласно его теории, сон является неотъемлемой частью жизни. Он настолько же реален, как и наша реальность. Тут говорится и о параллельных мирах и материализации мыслей.

Суть в следующем. Создатель, центр вселенной или бог заложил программу. Наша задача учиться, изучать новое, открывать знания и создавать невиданное ранее. После смерти все наши знания вместе с памятью уходят творцу. В этом суть нашего существования. Вот для чего появился человек. Подробнее можете узнать, ознакомившись с произведениями Карлоса.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector