0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иволгинский дацан

Иволгинский дацан

Центр духовной и культурной жизни Бурятии, архитектурный памятник, ключевая достопримечательность республики — все это об Иволгинском дацане. Дацан — буддистский храмовый комплекс, включающий в себя монастырь, университет, а также другие религиозные объекты.

Иволгинский дацан занимает почетное первое место среди буддистских храмов в России. Его полное название на тибетском языке звучит так: «Риво Гандан Геже Даши Чойнхорлин», что переводится как «Обитель Совершенного Колеса Учения, Горы, Приумножающей Добродетели Тушиты». Все гости дацана отмечают, что на территории храма чувствуется успокоение, радость и положительные эмоции. Кроме того, стоит побывать в Иволгинском дацане хотя бы потому, что его архитектура уникальна, она имеет большое значение для культуры России.

Немного истории

На рубеже XIV-XVвеков в тибетском буддизме зародилось течение гелуг. Его основоположником стал почитаемый многими буддистами Цонгхапа. Это учение стремительно распространялось по Центральной Азии, и к XVII веку, охватив Монголию, и достигло самой северной вершины – Бурятии.

Местные жители назвали основателя своей новой религии на местный манер – Зонхобо. Здесь его очень полюбили и даже сейчас ему отдают много почестей, а слава его не меньше, чем слава самого Будды.

Тогда население вело в основном кочевой образ жизни. С собой на вереницах тележек перевозили все – не только утварь, мебель и быстровозводимые дома-юрты, но и храмы-юрты, которые устанавливались по тому же принципу. Со временем люди начали оседать на местах, а с ними – их святилища.

Возникла необходимость воздвигать традиционные, стационарные храмы из дерева или камня. Постепенно на просторах возводились удивительные по своей форме буддистские храмы, слегка возвышавшиеся на холодных равнинах.

В 1741 году, только воцарившись на трон, Елизавета Петровна официально даровала буддизму статус одной из религий России, а к этому времени в одной только Бурятии уже насчитывалось одиннадцать дацанов и дуганов.

Это интересно! Дуган в «русском» буддизме – это буддистский храм, а дацан – монастырь и университет в одном ансамбле.

Позже тибетское учение стремительно развивалось за Байкалом, и перед революцией количество монастырей достигало 44. Некоторые источники, беря в расчет небольшие храмы, называют цифру в полторы сотни.

Это были настоящие центры просвещения. Здесь обучали философии, медицине, кулинарии, этике, биологии, изобразительному искусству, иконописи, скульптуре, чеканке. Более того, настоятели переводили зарубежные произведения, сами писали научные и художественные труды и печатали их тут же, в собственных типографиях.

Советская власть не обходила стороной религиозную жизнь людей и добралась до Бурят-Монгольской АССР – своей разрушительной силой она сравняла с землей многие дацаны. Однако после войны некоторые из них были восстановлены. Сейчас буддийская мысль процветает в Бурятии, а вздымающиеся к небу яркие крыши дуганов – визуальное тому подтверждение.

Восстановление дацана

В 1991 году Ацагат посетил Далай-лама XIV. Далай-лама освятил место будущего строительства дацана. В 1992 году дацан был восстановлен. Новое здание построено на другом месте, у склона горы Тамхитын даба. 6 ноября 1992 года была проведена первая служба.

При дацане в 1999 году был открыт дом-музей Агвана Доржиева. 1 марта 1999 года музею был придан статус республиканского государственного музея.

Дом-музей Агвана Доржиева Кузнецов, CC BY-SA 3.0

«Это то, что мне сейчас нужно»

Студент четвёртого курса Бэлигто Очиров приехал из села Загустай Селенгинского района. Парень признаётся, что за годы учёбы его жизнь изменилась, потому что благодаря изучению философии он стал мыслить шире и иначе смотреть на некоторые вещи.

— В дацан прийти мне посоветовали родственники, — вспоминает студент. – Я полтора месяца размышлял над этим, а потом всё-таки решил проверить себя и поступил. В итоге мне здесь понравилось, и я остался. Сложностей каких-либо у меня здесь нет. После учёбы планирую уехать к себе в деревню — у нас там есть Загустайский дацан.

Как рассказывает Бэлигто, в выходные дни у него достаточно времени, чтобы заняться личными делами, подготовиться к учёбе и съездить к родителям в Загустай.

Читать еще:  Пастор попросил прощение за свой терроризм в молодости

А вот 25-летний Рамиль к родителям ездит не часто. Парень приехал в дацан из Башкирии. Он признаётся, что родители поддержали его выбор и даже рады, что их сын изменился в лучшую сторону и остановился от скитаний по миру.

— Мне было интересно, почему люди интересуются религией. Я читал про христианство и ислам. В конце концов дошёл до буддизма, прочитал про четыре истины и понял, что мало вещей, которые нужно принимать на веру, всё нужно испытывать на личном опыте, — говорит Рамиль. — Мне это очень понравилось, потому что то, о чём я читал, на мне работает. Поэтому я и приехал сюда.

Студент ещё не определился, чем будет заниматься после учёбы. Но не исключает, что отправится в путешествие. Хотя, как он говорит, в Китае, Лаосе и Таиланде уже был и ничего интересного там не видел.

— Здесь для меня лучшее место. Это то, что мне сейчас нужно, — признался Рамиль. – Хотя тут всё не так, как изначально я себе представлял. Думал, что нужно постоянно учиться, но тут ещё и работать нужно – дрова колоть, воду носить, строить что-нибудь. Но чувствую я себя здесь комфортно, хотя поначалу было сложно. Первыми мыслями, когда я только приехал, были: «Неужели я теперь буду жить в деревне?». Всё-таки я двадцать лет в городе прожил. Потом почитал буддийскую литературу и понял, что нужно здесь жить, несмотря на любые условия.

Учёба парню даётся хорошо, хотя отличником он себя не называет. Просто какие-то вещи понимает легко, а какие-то — плохо.

Каких-либо интересных историй с Рамилем не происходило, но зато бывают интересные сновидения.

— Сны здесь снятся разные, необычные, каких у себя дома я никогда не видел, — рассказывает парень. – Они осознанные. Но просто так их не расскажешь, потому что они все в контексте буддизма.

Особая атмосфера дацана никого не оставляет равнодушным. Те, кто здесь побывал, как правило, хотят приехать сюда ещё раз. Ну а тем, кто здесь учится и познаёт все тайны буддизма, просто повезло. Наверное, это одно из немногих красивых мест нашей республики, где на равных с философскими познаниями мира человек просто наслаждается красотой жизни и природы.

Духовный промысел

Кроме лидера российских буддистов, в Иволгинском дацане проживают десятки лам. Внутри есть небольшие деревянные домики, в которых монахи принимают посетителей. На окнах висят объявления: «Астрология», «Лечение» и другие.

Марина стоит у входа в дом багши (учителя) Дымбрыла Дашибалданова. Она привела к нему сестру с племянником. На вопрос «Зачем?» отводит глаза, делая вид, что не слышит. Зато охотно рассказывает, к кому можно в случае чего обратиться: «В Бурятии многие приходят к ламам. По разным вопросам». Ламам обычно жертвуют столько, «сколько могут, они не просят определенную сумму».

Читать еще:  В Москве в Крещение будут организованы дежурства МЧС

По ее словам, ходят и к шаманам. Правда, среди них «много шарлатанов». «Моя знакомая побывала недавно у шамана. Так он сказал, что у ее мамы скоро будет онкология. Но пообещал помочь, за тридцать тысяч», — рассказывает Марина. Если не помог шаман, то обращаются еще к бабушкам. «Мы вообще тут избалованы — столько разных вариантов», — улыбается она.

Лама Дыбрыла Дашибалданов считает, что из-за этого у людей формируется потребительское отношение к вере: «Обычно как бывает: обращается к тебе человек, рассказывает о своей проблеме. И в ходе беседы проговаривается, что до этого побывал у бабки, у шамана, да еще и в православный храм забежал свечку поставить. У людей возникает путаница в голове».

Основная задача лам в этом случае — просвещать. «Лично я считаю, если человек обратился к ламе, то и должен впредь ходить к нему и слушать его советы — почитать мантры, например, и так далее. А не убегать к шаману. И наоборот — пошел однажды к шаману, то пусть только к нему и ходит. Мы не собираемся биться за паству, а просто хотим, чтобы у людей был порядок в голове и душе», — подчеркивает лама.

Как добраться до Иволгинского дацана?

Дацан находится в Иволгинском районе Республики Бурятия в селе Верхняя Иволга, что в 8 км от районного центра (посёлка Иволгинск) и в 35 км от Улан-Удэ. Поэтому если вы решили посетить Иволгинский дацан, то сначала необходимо добраться до столицы Бурятии, а оттуда уже держать путь в Верхнюю Иволгу. Здесь возможны два варианта.

Общественный транспорт

От Улан-Удэ до Иволгинска ходит рейсовый автобус № 130, который за 30–40 минут доставит вас до райцентра. От Иволгинска до села Верхняя Иволга можно добраться на маршрутном такси, которое там регулярно курсирует.

По большим буддийским праздникам автобус из Улан-Удэ ходит прямо до дацана.

Личный автомобиль

На машине из Улан-Удэ до Иволгинского дацана можно доехать по трассе А-340 (раньше она называлась А-165) — «Кяхтинский тракт». Дорога пролегает через Иволгинский, Селенгинский и Кяхтинский районы. Маршрут следования примерно такой: Улан-Удэ — Сужа — Нур-Селение — Нижняя Иволга — Иволгинск — Верхняя Иволга.

Буддийские храмы и монастыри

Буряты были кочевниками. Жили они, как и многие тюркские племена, в юртах. Поэтому изначально у них не было постоянных храмов. Дацаны располагались в юртах, обустроенных специальным образом, и «кочевали» вместе с ламами. Первый стационарный храм, Тамчанский дацан, был построен в конце XVI века. Монастыри делятся на несколько категорий:

  • Дуган – монастырский храм, название произошло от тибетского слова, означающего «зал собраний».
  • Дацан – у бурят означает «монастырь», а в Тибете так называли учебные факультеты при крупном монастыре.
  • Хурул – так называют все буддийские храмы калмыков и тувинцев. Название произошло от монгольского «хурал», что означает «собрание».

Интересна архитектура буддийских монастырей и храмов Бурятии, в которой прослеживаются 3 стиля:

  • Монгольский стиль — представлен строениями, напоминающими юрты и шатры. Первые храмы были передвижными и располагались во временных сооружениях. Стационарные храмы сначала строились в виде шести- или двенадцатиугольных зданий, а затем стали квадратными. Крыши выполнялись в форме, напоминающей верхушку шатра.
  • Тибетский стиль — характерен для ранних буддийских храмов. Архитектура представлена прямоугольными сооружениями с белыми стенами и плоской крышей. Храмы, выполненные в чисто тибетском стиле, встречаются нечасто.
  • Китайский стиль — предполагает роскошное убранство, одноэтажные постройки и двускатные крыши, выполненные из черепицы.
Читать еще:  Великий Пост начинается сегодня у православных христиан

Многие храмы построены в смешанном стиле, например, Агинский дацан.

Зандан-Жуу

по-бурятски Зандан-Жуу, Сандаловый Владыка — уникальная и очень древняя статуя, известная реликвия буддийского мира.
Эта скульптура Будды Шакьямуни высотой 2 метра 18 см выполнена из сандалового дерева, как гласит предание, около V века до н.э., по заказу раджи Уддияны.

Существует мнение, разделяемое большинством, что она — первая и единственная статуя, сделанная при жизни Будды.

В настоящее время Сандаловый Будда признан в России памятником культуры федерального значения.

Тело хамбо-ламы Итигэлова — объект поклонения для последователей буддизма

В дацане Иволгинска покоится тело умершего хамбо-ламы Итигэлова. Находится оно в одноименном дворце — дугане, реконструированном в конце 2000-х годов по старым фотоснимкам. Первоначально дуган возводился в 1906 году на территории дацана, расположенном в урочище Янгажин, и в его строительстве участвовал сам хамбо-лама. Однако в 1954 году обе постройки были уничтожены.

Почему же тело буддистского иерарха стало объектом поклонения для верующих и привлекает к себе внимание ученых со всего мира? Дело в том, что в 1927 году 75-летний Итигелов обратился с просьбой к монахам из Янгажина прочитать для него молитву, слова которой произносились только по случаю смерти. Просьба о прочтении «hуга Намши», или «Благопожелания умирающему» ввела иноков в полную растерянность.

Дворец Хамбо-ламы Итигэлова‎

Но когда Итигэлов, сан которого сравним с православным митрополитом, начал читать молитву самостоятельно, ламы все-таки поддержали его. По окончании молитвы лама не подавал признаков жизни, поэтому он, согласно завещанию, в позе лотоса был посажен в бумхан — саркофаг, сделанный из кедра, и похоронен в Эбилгэ – на территории нынешнего Иволгинска.

В 1955 г. монахи во главе с ламой Лубсан-Нимы Дармаевым подняли бумхан, как того требовал Итигэлов в своем завещании. Убедившись в отличной сохранности тела покойного, лама Дармаев провел над ним положенные обряды, переодел его и опять поместил в саркофаг. Спустя 18 лет над телом были проведены такие же манипуляции.

Храм Зеленой Тары‎

Осенью 2002 года другим ламой — Дамбой Аюшеевым и монахами дацана саркофаг был открыт вновь, теперь уже при участии криминалистов и других светских лиц. Удивительно, но и в третий раз тело Итигэлова не имело признаков гниения и высыхания. После проведения всех необходимых обрядов его перевезли в Иволгинский дацан и поместили в отдельный дворец. Так ламы исполнили перед усопшим свой долг.

В том же 2002 году эксперты взяли на изучение биологические материалы Итигэлова — ногти, волосы и кусочки эпидермиса. Проведя ряд исследований, ученые установили соответствие белковых фракций умершего фракциям живого человеческого организма. До сих пор ученые не могут найти объяснения этому феномену, а толпы паломников и туристов съезжаются в Иволгинский дацан, дабы лично поклониться сохранившемуся телу.

Современность

С 1946 года Агинский дацан был открыт заново, в нем действует 1 храм, живет около 20 лам.

Здесь действует Агинская Буддийская Академия. Ректором ее с 1998 являлся Бабу лама, Чимитдоржиев, Владимир Лхамаевич, известный просветитель, автор первого школьного учебника по основам буддизма для общеобразовательных школ.

Ламы дацана — высококвалифицированные специалисты, прошедшие длительное обучение в известных буддийских образовательных учреждениях традиции Гелуг в Монголии, Тибете и Индии. В штат дацана с 1993 года вошел тибетский лама и преподаватель тибетского языка в Агинской Буддийской Академии — досточтимый Дхондуп Калсанг, мастер Праджняпарамиты и Мадхьямики буддийской философии, с 2007 года он принял Российcкое гражданство.

С 2000 года возглавляет Агинский дацан XXI Ширээтэ (настоятель) дацана Гэбше Бадма Лама — Цыбиков, Бадма Дашигалсанович

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector