2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гуляем по Мцхете: вот, что «Столб Животворящий» делает

Мцхета — один из древнейших городов не только Грузии, но и вообще на планете — ей более 3000 лет. До V века н.э. она была столицей Иверии (современной Грузии). Но царь Вахтанг Горгасали перенес ее в Тбилиси. Грузия к тому времени уже была христианской страной (с 326 года), и тогдашняя власть патриарха сильно распространялась на политическую жизнь государства. Патриарх хотел завладеть троном Вахтанга и даже строил против него разные козни. Перенеся столицу, царь смог избежать влияния патриарха и тут же провел церковную реформу, поставив во главе церкви верного и угодного ему человека.

В христианском мире Мцхета занимает 2 место по значимости и количеству святынь — после Иерусалима. Об этом мы скажем чуть ниже, и для самих грузин это крайне важно, поскольку религиозность населения высока, как нигде в мире.

После V века Мцхета утратила столичный статус и стала уменьшаться в народонаселении и своем политическом влиянии. В XIX веке, то есть после вхождения Грузии в состав Российской империи, а также во времена СССР Мцхета стала почти что деревушкой. Дороги изобиловали ухабами, и на них нередко бегали свиньи. В середине 2000-х Грузия взяла курс на активное развитие туризма; многие города, включая Мцхету, были облагорожены. Сегодня мы видим мцехтские улочки и домики свеженькими и пригоженькими. Населения в городе по-прежнему немного, а туристов пруд пруди.

Легенды и история Светицховели

Самая первая легенда, которую можно связать с собором Светицховели датируется 33 годом нашей эры. Такая точность даты, безусловно, связана с распятием Христа.

Житель Грузии раввин Элиоз, узнав о суде над Христом, был отправлен своей матерью в Иерусалим. Его сестра Сидония попросила принести ей какую-нибудь память о Мессии. Элиозу удалось стать владельцем хитона, в который был одет Иисус. Этот хитон и принес своей сестре Элиос. Сидония прижала к груди святой артефакт, а после рассказа о распятии она скончалась.

Все попытки отделить хитон от Сидонии были безуспешны. Так ее и захоронили вместе с Ризой Христовой. На месте погребения Хитона вырос кедр.

Далее следует другая легенда непосредственно связанная с первой.

Со временем жители Мцхеты забыли о хитоне и Сидонии, но заметили, что больные (раненые) животные и птицы подходили к кедру и уходили оттуда здоровыми. Язычники стали почитать дерево, способное лечить. Святая Нино, оказавшись в Мцхете, попросила царя Мириана построить на месте захоронения Хитона христианский храм. Из кедра было вырублено семь столпов, которые послужили основанием деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и с него стало истекать миро. Его и назвали животворящий столп «Светицховели». Столп был сдвинут со своего места ангелом, и установлен над местом захоронения хитона. Вокруг него и был возведен первый храм, который позже несколько раз перестраивался. В центре храма Светицховели и сейчас стоит столп только вокруг него установлен каменный шатер украшенный фресками.

Современный кафедральный собор Светицховели был возведен в начале XI века (1010-1029 гг.). Основой храма послужила базилика, построенная в V веке царем Вахтангом Горгасалом. Идея перестроить базилику в купольный храм принадлежала католикосу Мелхиседеку в начале Золотой эпохи Грузии. Строительство было поручено архитектору Арсакидзе. Он увеличил по длине базилику и пристроил к ней остальные стены, создав поэму в камне, именуемую Светицховели. На храме имеется оттиск руки мастера, и надпись, благодаря которой известна фамилия зодчего. Следующая легенда, точнее, две версии сказа относительно десницы.

По одной из версий, мастеру отрубили руку, чтоб он больше никогда не построил ничего подобного. Другая версия легенды гласит о том, что молодому мастеру отрезали десницу по приказу царя, так как юношу взаимно полюбила девушка, на которую «положил глаз» сам царь.

О строительстве храма Светицховели имеется великолепный исторический роман Константина Гамсахурдии «Десница великого мастера».

Легенда о Хитоне Господня

По преданию, в I веке нашей эры раввин Элиоз, присутствовавший на распятии Спасителя, выкупил Хитон Господень у римских воинов. По прибытию в Мцхета он вручил святыню своей сестре — благочестивой Сидонии.

Когда Сидония, признававшая Иисуса Мессией, взяла святыню в руки, скончалась. Освободить Хитон из ее объятий не удалось и Сидонию похоронили вместе с ним. На могиле выросло большое дерево — для жителей Мцхета оно стало священным.

Святая Нино, крестительница Грузии, провидя особую благодатность этого дерева попросила царя Мириана срубить его, сделать из него четыре креста и установить их на вершинах гор по четырем сторонам грузинского государства, существовавшего на тот момент.

Когда древо спилили из оставшегося пня стало источаться целебное благодатное миро. Оно истекало до XVII века, до нашествия персидского завоевателя Шаха Абасса. Мироточащий пень древа, над которым возвели первую церковь в Грузии, освященную в честь двенадцати апостолов, стал называться Животворящий столп, по-грузински Светицховели.

История Светицховели

Следует отметить, что христианство в западной части современной Грузии – Колхидском царстве, распространилось гораздо раньше, чем в восточной благодаря греческому и римскому влиянию. В Колхиде, согласно церковной легенде, проповедовал сам апостол Андрей Первозванный, который в своих странствиях дошел с запада до Боржомского ущелья. Также по церковной легенде, в крепости Гонио, близ современного города Батуми, в сохранившейся до наших дней римской крепости, похоронен апостол Матфей.

В Картли же до IV века все еще почиталось язычество – на горе Багинети, которая расположена в окрестностях Мцхеты, народ поклонялся языческому идолу Армази, а священным религиозным городом был пещерный город Уплисцихе.

Считается, что именно на месте Светицховели была построена первая в Грузии церковь — деревянное сооружение с опорой из кедра, который чудесным образом стал «животворящим», испускающим свет столпом.

Построил церковь царь Мириан в IV веке по совету святой равноапостольной Нины, христианской просветительницы Грузии. К этому времени она уже несколько лет проповедовала христианство в языческой стране. Жила святая, согласно преданию, под ежевичным кустом – сейчас это место находится во дворе мцхетского монастыря Самтавро в центре Мцхета.

Сначала церковь планировалось построить на том месте, где жила проповедница, однако потом царь решил отдать под постройку свой сад, в котором рос и ставший легендой кедр. По легенде, именно под этим кедром был захоронен Хитон Христа, привезенный еврейскими паломниками из Иерусалима.

Читать еще:  Гадание в Месопотамии

Поэтому Грузинская Церковь считает, что в основании Светицховели до сих пор хранится эта великая святыня христианства. Изображение Хитона Господня изображено и на гербе грузинских царей.

Историки связывают крещение грузинского царя с политическими обстоятельствами — это означало, что Грузия окончательно и на многие века стала союзником христианского запада и частью зарождающейся христианской цивилизации.

В этот период в Римской империи, наследницей которой стала Византия, христианство только стало государственной религией.

Бронзовая статуя Константина Великого рядом с Йоркским собором, Северный Йоркшир, Англия

По преданию Грузинской Церкви, именно к императору Константину Великому в его новую столицу Константинополь были отправлены грузинские послы с просьбой прислать в Картлийское царство епископа, священников и все необходимое для крещения царя Мириана вместе с его народом.

Усыпальница царя Мариана и царицы Наны в храме Самтавро во Мцхета

Постройка нынешнего здания храма Светицховели во имя Двенадцати Апостолов началась в XI веке.

Согласно историческим сведениям, Светицховели — Патриарший собор, был построен в 1010-29 годах зодчим Арсукидзе. Его именем названа улица в городе Мцхета. Легенда о зодчем, которому отрубили руку, чтобы он не создал ничего более прекрасного, чем храм Светицховели, легла в основу известного романа Константина Гамсахурдиа «Десница великого мастера».

Изображение десницы архитектора есть и на одной из фасадных стен Светицховели.

Похожие на Светицховели соборы в это же время были построены в Кахетии — собор Алаверди и в Кутаиси — Храм Баграта. Сцетицховели подвергался разрушениям и был основательно реконструирован в XV –XVII веках.

Зодиакальный круг на фреске в Светицховели — большая редкость для христианского собора. Фото: Oleg Nomad/Flickr

Крещение Грузии

Получив благословение патриарха и матери, Нина отправилась в дорогу. По пути в Иверию святая Нина чудом избежала мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись её спутницы — царевна Рипсимия, её наставница Гаиания и 35 девушек, бежавших в Армению из Рима от гонений императора Диоклетиана (284–305).

Добралась Нина до Иверии в 319 году. Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.

Очень скоро Нина стала известной в окрестностях, оказывая помощь многим страждущим. Узнав о силе её молитв, люди стали приходить к ней. Многие из них уверовали в Бога и приняли крещение.

От тяжкого недуга святая Нина исцелила грузинскую царицу Нану, которая также приняла крещение и стала ревностной христианкой. Царь Мириан, несмотря на чудесное исцеление супруги, внимая язычникам, возненавидел святую Нину и даже хотел предать её смерти. Но однажды на охоте его застала гроза, и он ослеп от молнии. Царь дал обещание принять христианство, если его зрение возвратится. Святая Нина исцелила сторонника язычества, и Мириан вместе со своей свитой принял крещение.

Летописи повествуют, что святой Нине, по её молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели).

По прошествии нескольких лет, в 324 году, христианство окончательно утвердилось в Иверии. Через несколько лет Нина отправилась в Кахетию, где обратила в христианство царицу Софию.

Мцхета, Грузия

Обзор Мцхеты

Мцхета является самым священным городом для паломничества в Грузии, и объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мцхета находится всего в 20 км к северу от Тбилиси, в районе Мцхета-Мтианети. Город с населением около 8000 человек является одним из главных туристических направлений в Грузии.

Древняя история Мцхеты увлекательна и известна довольно подробно. Город был основан в V веке до нашей эры коренными племенами мешхинов, которые, как считается, первоначально эмигрировали из Анатолии (Турция). Легенда гласит, что город был назван в честь легендарного правителя Мцехотоса, сына первого царя Картли.

Мцхета считается центром языческого культа в дохристианские времена. В грузинской мифологии рассказывается об огромных монолитах Армази – верховного языческого бога, главы пантеона богов и других божеств. Одна легенда утверждает, что статуи Армази и Задена были разрушены молитвами Святой Нино.

Мцхета была столицей Иберии (Восточная Грузия) более 700 лет, пока король Дачи не объявил Тбилиси новой столицей. Христианство стало государственной религии Королевства Иберия в 337 году н.э. Мцхета тогда еще была столицей, и даже сегодня остается центром Грузинской православной церкви.

Мцхета расположена в широкой низменности на берегах рек Арагви и Кура, слияние которых придает воде насыщенный оранжевый оттенок. Окружающая территория полузасушливая с широкими склонами и холмами, окруженными горными хребтами. Окрестности города усеяны дачами и виллами. Мцхета стала одним из самых эксклюзивных пригородов Тбилиси. среди местных жителей она считается одним из лучшим мест, с завораживающей красотой и мягким климатом, которыми можно наслаждаться круглый год.

Достопримечательности Мцхеты

Храм Джвари

На холме, возвышающемся над Мцхетой, находится почитаемый монастырский храм Джвари, название которого переводится как «крест». По преданию, Джвари является местом, где святая Нино установила священный крест, чтобы символизировать принятие Грузией христианства в IV веке н.э. Предполагается, что это место использовалось еще в дохристианские времена, когда языческие культы собирались здесь для поклонения силам природы. Традиция «Натврис Хе» все еще происходит на ветреном склоне около Джвари, где прикрепляют ленты к Дереву Желаний в надежде, что их пожелания будут исполнены.

Храм Священного Креста, названный Большим Джвари, был построен около 600 г. н. э., и с тех пор он стал притягивать христианских паломников со всего региона. Джвари — одно из главных мест проведения грузинских церковных праздников.

Архитектура церкви представляет собой прямоугольное в основании здание, имеющее в центре ротонду с четырьмя нишевыми крыльями, что придает интерьеру форму креста. Внешнее оформление здания представлено рельефными скульптурами, созданными под греческим и персидским влиянием. В суровом интерьере преобладает деревянный крест. Редкие фрагменты древней мозаики все еще видны на внутренних стенах. В центре церкви установлен оригинальный фундамент, на котором когда-то был установлен Священный Крест Нино. Руины небольшого храма, известного как Малый Жвари, расположены рядом с главной церковью.

Собор Светицховели

Собор Светицховели — еще один знаменитый памятник христианской культуры в Грузии. Он был построен на месте разрушенной церкви Двенадцати Апостолов (IV век).

С возникновением этой церкви связано религиозное предание, связанное с принятием Грузией христианства. Предание повествует о жителе Мцхеты Элиозе, который, будучи в Иерусалиме, добыл Хитон Иисуса Христа. Сестра Элиоза – Сидония — умерла сразу же, прикоснувшись к хитону. Ее и похоронили, завернутой в него. Вскоре на могиле Сидонии выросло большое дерево — ливанский кедр. А когда царь Мириан решил соорудить храм на том месте, где захоронен Хитон Господен, кедр срубили. Из дерева вырезали семь колонн и стали устанавливать их в церкви. Шесть колонн было установлено, но седьмая не поддавалась, повиснув в воздухе. Крестительница Грузии Святая Нино молилась всю ночь, и тогда этот столб «без прикосновения руки людской» встал на свое место и…замироточил. Чудесное миро излечивало больных от тяжких недугов. Отсюда и пошло наименование храма – Светицховели, что в переводе с грузинского означает «Животворящий Столп». Этому Животворящему Столпу и Хитону Господню посвящен один из самых больших религиозных праздников Грузии — Мцхетоба-Светицховлоба. Отмечается два раза в год (13 июля и 14 октября).

Читать еще:  2. Поставление Никона на патриаршество

В XI веке католикос Грузии Мелхиседек начал строительство нового патриаршего храма на месте старой церкви. За всю долгую историю Светицховели не раз разрушали и реставрировали. Но в целом Свеицховели все же сохранил тот благородный облик, который придал ему в 1029 году зодчий Арсукидзе.

Светицховели – грандиозный собор крестово-купольного плана. От высокого крестообразного фасада симметрично с двух сторон отходят приделы, украшенные арочными рельефами. Фасады храма украшены каменной резьбой, характерной для грузинской архитектуры конца X — начала XI веков. Среди рельефов на стенах храма можно видеть фигуры летящих ангелов — фрагменты предыдущего храма. Во фрагментах фресок можно увидеть сцены из легенды о хитоне Господнем, связанной со строительством храма Светицховели. Под большой аркой располагается легендарный «Животворящий Столп».

Еще в средние века Мцхета являлась сердцем грузинской церкви. С тех пор, по традиции, и в наши дни все основные внутрицерковные обряды, в том числе интронизация Католикоса-Патриарха, проводятся в храме Светицховели.

Монастырь Самтавро

Также, в Мцхете находится действующий монастырь Самтавро, в котором похоронены правитель Мириан и его жена Нана, первыми принявшие крещение от святой Нино в 337 году.

Сам монастырь был построен в 1820 году. Но основой ему послужила небольшая древняя деревянная церковь IV в., построенная царем Мирианом. Ее купол и отдельные части храма были перестроены после землетрясения в XIII-XIV вв., тогда же сооружена алтарная преграда. В XV-XVI веках была сооружена трехъярусная колокольня. Фресковая роспись внутри комплекса датируется XVI-XVII веками.

В церковной ограде монастыря покоится старец Гавриил, один из самых почитаемых грузинских святых. Сюда неустанно тянутся толпы паломников и почитателей святого. В 1906 году в монастыре был установлен памятник Мириану и царице Нане.

Окрестности Мцхеты

Руины Бебрисцихе (крепость старца) — идеальный пункт для экскурсии на небольшом расстояние от монастыря Самтраво. Стены крепости живописны, и отсюда открывается один из лучших видов на Мцхету и долину реки Арагви.

Заброшенная крепость Армазцихе относится к III веку до нашей эры и первоначально была центром культового поклонения верховному богу Армази. Крепость расположена недалеко от Мцхеты, а неподалеку от нее находится акрополь I века до нашей эры.

Монастырь Шио-Мгвиме находится примерно в 10 км от Мцхеты на реке Мтквари. Этот монастырский комплекс был основан в VI веке ассирийским монахом-отшельником по имени Шио. Шио-Мгвиме быстро стал крупнейшим в Грузии монастырем с 2000 монахов.

Церковь Святого Иоанна Крестителя — это восьмиугольная купольная церковь, которая датируется около 570 годом н.э. В комплексе также есть базилика, названная в честь Богоматери, которая была построена по приказу знаменитого Давида Строителя в XII веке. Разрушенная вторжением Сефевидов в 1615 году, базилика была восстановлена через несколько десятилетий. Трапезная была добавлена в XVI веке. В нескольких метрах от нее находится свободно стоящая часовня XII века, в которой представлены фрески, посвященные Иоанну Крестителю.

Кухня Мцхеты

В Мцхете есть более 20 ресторанов, кафе и пивных баров, большинство из которых подают высококачественную грузинскую еду и напитки по удивительно доступным ценам. Многие из них располагают зонами и террасами на открытом воздухе, способными вместить большую компанию. В эти рестораны любят ходить как местные жители, так и гости из Тбилиси.
Ресторан «Салоби» — это подлинно грузинское гастрономическое заведение, которое славится своим лобио (бобовый суп).

Как добраться и путешествовать по Мцхете

Мцхета находится всего в 15 минутах езды от Тбилиси, поэтому такси — самый удобный способ добраться, но желательно заказать такси заранее и по самым доступным тарифам. Маршрутки отправляются в Мцхету со станции Дидубе несколько раз в день, но их график может меняться.
До большинства достопримечательностей Мцхеты можно легко дойти пешком. Прокат велосипедов предоставляется в центре города рядом с сувенирным базаром напротив главного собора. Такси дешево, но не так часто встречается на улице, как в Тбилиси.

Церковь в литературе и народных преданиях

Храм упоминается в произведении известного грузинского писателя Константина Гамсахурдия. Роман «Десница великого мастера» рассказывает о строительстве церкви, истории Грузии и распространении христианства в стране.

Легенда об имени храма

Раввин Элиоз, живший в этих краях в I веке, присутствовал при распятии Иисуса Христа. После казни он купил у воинов частицу одеяния (Хитона) Господа и приехал с ним в Грузию. Мужчина отдал святыню сестре Сидонии. Девушка прижала христову одежду к груди и упала мертвая. Ткань не смогли вырвать у нее из рук и захоронили вместе с Сидонией.

Через некоторое время на могиле в саду вырос кедр, обладающий целебными свойствами. Позже, когда царь Мириан ІІІ постановил построить здесь церковь, кедр срубили и сделали из него 7 столбов для храма. Пень же на месте дерева начал мироточить. Люди и сейчас верят, то Столп помогает изгнать болезни, поэтому его прозвали животворящим и часто приходят сюда с молитвами. Чудодейственному Столпу и священному Хитону Господню в Грузии посвящен один из самых важных христианских праздников страны. Празднуется он 2 раза в году: летом и осенью.

Легенда о зодчем

Зодчий храма Арсукидз был из семьи бедняков. Когда строительство собора Светицховели было закончено, мастеру отрубили руку. Говорят, его оклеветали завистники. Хотя другая версия гласит, что отрезать руку зодчему повелел царь, чтобы он не смог создать больше ничего похожего. На фасаде храма и сейчас есть рисунок, рассказывающий об этом событии и надпись, призывающая помянуть мастера.

История Маквловани

Для многих сторонников христианства фигура святой Нино имеет большое значение. С ее именем связывают крещение не только Грузии, но и Армении; религиозные сооружения, воздвигнутые в ее честь, есть как в упомянутых странах, так и в России, Казахстане, США и Франции. Но первые посвященные ей храмы появились именно в Мцхете.

Нино родилась примерно в 280 году н. э. на территории Каппадокии — причерноморской провинции Римской империи. Громадное государство находилось на грани распада, и пришедший к власти вскоре после рождения Нино император Диоклетиан делал все, чтобы это предотвратить. Главным средством стало неограниченное укрепление власти, в том числе — в духовной сфере. В новой религии монарх видел угрозу единству страны и сделал все, чтобы уничтожить христианскую веру. Именно при Диоклетиане в 303 году начались преследования сторонников христианства.

Читать еще:  Терракты церквей в Америке: почему правительство молчит?

Вместе с другими верующими Нино бежала на север, некоторое время пребывала в Армении, а затем отправилась дальше. По некоторым сведениям, Иберия интересовала девушку и ранее: наставница рассказала ей, что один из солдат, присутствовавших на казни Христа, получил по жребию его хитон. Поскольку он был иберийцем, то воспитательница предположила, что реликвию можно отыскать на его родине.

Появление в столице Иберии проповедницы из Каппадокии поначалу не привлекло внимания властей. Тем более что поселилась она за городской стеной, в доме царского садовника. Одинокое строение располагалось над глубоким оврагом, защищавшим Мцхету с севера. Но именно благодаря слуге о Нино узнала супруга царя Мириана Третьего Нана. По преданию Нино удалось исцелить страдавшую тяжким недугом женщину. Чудо изменило взгляды язычницы Наны на христианство.

Эта перемена, однако, вызывала неприятие у Мириана. Царь собирался изгнать и Нино, и супругу, если последняя не откажется от симпатии к новой религии. Но тут вновь вмешалось сверхъестественное. Предание гласит, что во время охоты, когда Мириан размышлял, как эффективнее наказать жену, свет вокруг него померк, все погрузилось во мрак. Напуганный глава государства обратился к языческим богам, но ничего не произошло. И тогда правитель иберийцев вознес молитву богу, о котором говорила Нино, и тьма рассеялась.

Красноречивость знака вынудила царя изменить точку зрения. В 324 году во времена его правления Грузия приняла христианство как официальную религию. Миссия святой Нино была исполнена, и она ушла проповедовать в другие земли Иберии.

Мириан же распорядился построить три первых церкви. Две появились на месте нынешнего Светицховели и Самтавро, а третью — небольшую часовню в честь святой Нино — возвели вблизи Самтавро, у зарослей ежевики. По преданию, именно тут, в собственноручно сооруженном шалаше, жила святая после того, как покинула домик садовника царя. Здесь же собирались горожане, чтобы послушать ее проповеди. На грузинском слово «ежевика» звучит как «маквали», отсюда возникло и название святого места — «Маквловани», что означает «ежевичник».

Среди историков нет единого мнения, были ли построены храмы при жизни Нино или после ее смерти, но большинство склоняется к первой точке зрения. Точная дата кончины святой неизвестна, самая ранняя — 335 год, 10 лет спустя после принятия Грузией христианства. Молодая религия нуждалась в подкреплении и едва ли бы выиграла борьбу у привычного местному населению язычества без основательного фундамента в виде культовых сооружений. Так что логичнее считать, что первые христианские церкви в Грузии, в том числе Маквловани в честь святой Нино, были построены еще при ее жизни.

Поскольку в 4 веке эта территория находилась за пределами города и не была защищена, церковь Самтавро и часовню святой Нино обнесли небольшой крепостной стеной. Однако в период нашествия арабов эти укрепления не помогли ни будущей обители, ни Мцхете — в 736 году бывшая столица была сожжена и разрушена. Из трех церквей частично уцелела лишь Маквловани.

Восстановление этой часовни, как и других культовых объектов в Грузии, началось на исходе Средних веков, после того, как последний из захватчиков полководец Тамерлан согласился подписать с грузинским царем мирный договор. Борьба страны за право существовать независимо перетекла в плоскость дипломатии, и для Грузии наступило время восстановления.

Просветительская деятельность

Нино вошла в Мцхету как странница. Никто ее там не знал, и она ни с кем не была знакома. Однако навстречу ей вышла жена царского садовника Анастасия, пригласила в дом, предложила угощение. Супруги были бездетны и очень обрадовались гостье, они попросили Нино оставаться в их доме, сколько она пожелает. Святая попросила садовника построить небольшой шалаш в саду, где она могла бы молиться. Сейчас на этом месте находится Самтаврский женский монастырь. Нино все дни проводила в молитвах перед крестом, врученным ей Богородицей. Силой своей веры святая творила чудеса исцеления. Анастасия стала первой, кто почувствовал действие молитвы Нино. Жена садовника исцелилась, и впоследствии в этой семье было много детей.

Слава о чудесах, творимых Нино, разнеслась по городу, и люди стали приходить к ней за советом и помощью. Многие еврейские женщины приняли христианство и проповедовали святую веру среди жителей города. Ревностным сторонником Христа стал и первосвященник карталинских евреев Авиафар. Он часто беседовал с царем Мирианом о новой вере и государь благосклонно слушал его. Все ближе становились времена, когда Грузия приняла христианство.

Как добраться до Некреси?

Приехать из Тбилиси можно на маршрутке. Есть два варианта — доехать до Кварели. Билет обойдется в 10 лари (3,76$). Микроавтобус отправляется ежедневно практически каждый час, начиная с 13,00. Утром первая маршрутка отъезжает в 9,45.

Можно добираться до Греми — стоимость проезда 10 лари (3,76$). С обоих пунктов ехать нужно только на такси — обойдется поездка в среднем 6-8 лари (2,22- 2,95$).

Если вы добираетесь из Батуми, нужно двигаться до Тбилиси на поезде. Билет в среднем обойдется 19 лари (это комфортабельный скоростной поезд), а затем пересесть на маршрутку до Кварели.

Монастырь Некреси — это очень красивое место, которое одухотворяет и заряжает особой энергией. Да и поездка туда станет настоящим приключением по самым захватывающим местам богатой и щедрой Кахетии.

Полезная информация для туриста:

Дата крещения [ править | править код ]

В летописях прямо указывается, что солнечное затмение, которое продлилось недолго, но стало поводом для Мириама III креститься, случилось в субботу 20 июля [47] . Однако историки спорят, в каком году это случилось. Грузинские и зарубежные учёные предположили, что событие могло произойти в один из следующих годов: 312, 317, 318, 320, 323, 325—328, 330—337. Общественность считает 337 год годом крещения Иверии, однако учёные называют 326 год [48] — это случилось в «третье воскресенье после Пасхи», согласно Иоанну-Зосиму, а именно 1 мая [49] , и эту дату отмечает Грузинская православная церковь [50] .

Крещение Иверии добавило интерес со стороны астрономов, которые предполагают, что событие на охоте произошло 6 мая 319 года, когда случилось полное солнечное затмение, видное со всей территории Восточной Грузии [51] . При дельте Т≈7500 и курсовом углу солнца (англ.) русск. 290° [52] царь Мириан и его свита могли видеть полное затмение, а горожане — нет [53] . Условия наблюдения для царя на горе Тхоти были схожи с условиями в Патагонии во время затмения 11 июля 2010 года [54] . При затмении 319 году наблюдатели на небольших высотах могли бы увидеть преимущественно тёмное небо, но при появлении солнца над горизонтом оно бы посветлело. На той высоте, где находился царь, могло наблюдаться полное солнечное затмение. Л. В. Моррисон и Ф. Ричард Стивенсон, пользуясь геофизической моделью дельты Т≈7450±180°, признают возможность такого сценария [55] , но проверить достоверность источников не предоставляется возможным [56] .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector