0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Религия в школе: Чем грозит нам ОПК

Религия в школе: Чем грозит нам ОПК?

С сентября 2012 года во всех школах страны начинается преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики». Одно из направлений нового курса — «Основы православной культуры». Вокруг этого предмета давно и прочно сформировался устойчивый круг вопросов. Где взять грамотных преподавателей? Не отобьет ли «принудиловка» интерес к предмету — то есть к Православию? Как говорить с десятилетним ребенком о нравственном выборе? Какой опыт в преподавании связанных с религией дисциплин есть в Европе? Мы постараемся найти ответы на самые часто задаваемые вопросы про ОПК в этой «Теме», которую открывает разговор с директором московской Православной Свято-Петровской гимназии священником Андреем Постернаком.

Модуль второй: Основы исламской культуры

Мусульмане — вторая по численности группа людей, проживающих в России, после православных христиан. Они исповедуют ислам и это часто пугает, так как прослеживается явная связь предмета с запрещённой в России религиозной организацией ИГИЛ. Однако многие считают, что изучение этого предмета в школе может как раз дать базовые знания ислама и предотвратить вовлечение детей в недружественные террористические организации.

На уроках ислама школьники изучают:

  • Коран — главный источник вероучений;
  • Сунны — второй источник мусульманского права и нравственности.

Ислам — одна из самых популярных религий в мире. Мусульмане есть в каждом регионе мира и продолжает активно развиваться, проникая в самые дальние уголки и приобретая всё больше последователей.
В России ислам появился ещё в 643 году на Северном Кавказе, а затем проник дальше, дойдя до Урала и Сибири.

Три случайные темы курса:

  1. Семья в исламе.
  2. Пророк Мухаммед — образец нравственного человека.
  3. Для чего построена и как устроена мечеть.

Есть возможность проведения выездных мероприятий:

  • посещение мечети;
  • посещение выставок и концертов соответствующей направленности;
  • участие в мусульманских праздниках, традиционных для России.

Швеция: Ненависть к шведам

Большинство читателей сразу подумали о школах Корана, в которых шведских детей учат отбарабанивать суры Корана и внушают им всякого рода недемократические представления, например, о неполноценности и подчиненном положении женщин. Но более или менее безумные христианские секты тоже используют частные школы, чтобы муштровать детей в антидемократическом духе.

Разумеется, таких элементов не должно быть в системе школьного образования в демократическом государстве. Но свобода веры и объединений подразумевает, что можно спокойно организовывать частное религиозное обучение вне школьных стен, такое, как воскресные школы в прежние времена, когда доминирующей конфессией было лютеранство.

Этим методом пользуется и крупнейшая религия современной Швеции — суеверие. Терапия кристаллов, телепатическая связь с пришельцами из космоса, асатру, барабаны троллей, карточные гадания, домовые на чердаке — все это свободно можно изучать вне школы. Вот одно из порождений свободы вероисповедания.

Но в школе любые религии должны быть строго запрещены по демократическим причинам — в том числе и третья по величине конфессия Швеции, то есть ислам.

Вы следите за моей мыслью? Ага, не все. А через пару логических шагов станет еще труднее. Если избавить школу от любых проявлений религии, то не будет места никаким религиозным манифестациям, включая головные платки для девочек и прогулы уроков плавания и гимнастики на том основании, что так повелел бог.

Шведские мусульмане расходятся во мнениях по поводу платков для девочек: одни считают, что никаких платков не надо, другие предлагают маленькую косынку, полудлинный платок или даже одеяние полной длины. В Коране нет четких предписаний на этот счет, так что верующие в замешательстве. Мусульмане должны сами решить. Это становится частью их свободы веры.

Во имя свободы религии в шведских школах нельзя разрешать головные платки на малолетних девочках. Это вопрос того же порядка, что и запрет на детские браки.

Нынешние дебаты не имеют отношения к взрослым женщинам, которые сами выбирают свой стиль поведения. Конечно, школьницам никто не запрещает носить платки по пути в школу и из школы, если они того хотят или если их к тому принуждают. Но только не в школе. В школе не должно быть религии и религиозных символов.

Это далеко не утопический проект реформы. Во Франции, стране, где мусульман в десять раз больше, чем в Швеции, полностью запрещены хиджабы, кипы и кафтаны.

Швеции следовало бы взять пример с Франции, чему есть ряд убедительных аргументов. Во-первых, школа должна быть демократичной. Помимо прочего, это означает, что женщины имеют одинаковые права и одинаковую ценность с мужчинами. А у девочек из мусульманской среды должно быть место, где их никто не заставляет демонстрировать подчинение.

Право девочек носить платок того или иного типа может вызвать ряд нежелательных последствий. Им придется разрешить не посещать уроки гимнастики и плавания, и требование разделять девочек и мальчиков ширмой уже не будет звучать неуместно. А новые пожелания в области религиозно обусловленной одежды и вовсе превратят школу в маскарад неравноправия. Вопреки изначальному намерению.

А что говорят «Шведские демократы»? Само собой, они тоже активно протестуют против платков на школьницах — по той же причине, по какой требуют больше свинины в школьном меню. Чаще всего их мотивация основана на ксенофобии и ненависти к исламу. Они тоже исходят из антидемократических соображений. И они не решаются требовать полного запрета на хиджабы лишь потому, что испытывают тактические опасения, что это закрепит на них клеймо расистов. Они прекрасно понимают, что за пока еще не получившей статус партийного курса ненавистью ко всему, что трактуется как «скрытая исламизация», лежит что угодно, только не забота о демократии и равноправии.

Читать еще:  Религиозные принципы жизни мормонов (амишей)

Так что пора с разных сторон выдвинуть требование о строго демократической шведской школе со свободой веры и свободой от веры. Это необходимо сделать, прежде чем «Шведские демократы» отравят проблему своей ненавистью к иностранцам. Было бы идеально, если бы Социал-демократическая партия хоть раз осмелилась выдвинуть инициативу. «Шведские демократы» остались бы далеко позади, и демократические школьные правила были бы введены без малейшего намека на расизм. Франция смогла, значит, и Швеция сможет.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Сообщений 1 страница 20 из 42

Поделиться1Среда, 9 июля, 2008г. 11:41:12

  • Автор: Гидыка
  • головоломка
  • Откуда: Khimki
  • Зарегистрирован : Четверг, 26 июня, 2008г.
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 6886
  • Уважение: +392
  • Позитив: +428
  • Пол: Женский
  • Возраст: 31 [1989-04-04]
  • Провел на форуме:
    1 месяц 6 дней
  • Последний визит:
    Пятница, 1 января, 2016г. 11:55:53

Вокруг нового предмета снова разгорелся спор.
На днях в Минобрнауки обсуждали введение в школах уроков религии. Проблему поднял Общественный совет, который недавно создали при министерстве.
Напомню, еще в начале учебного года сразу в нескольких регионах страны разгорелись скандалы. В Белгороде ввели в школах новый предмет — «Основы православной культуры». Похожие законы приняли в Ингушетии и Дагестане — там детишки тоже изучают культуру, но уже исламскую.
Религиозно-образовательные споры не утихали весь сентябрь. Правозащитники подавали в суд на местные власти, пустившие священнослужителей в школы. «Комсомолка» собирала за одним столом представителей конфессий, чиновников и педагогов, чтобы выяснить: нужны ли нам уроки религии? (См. в номере за 22 сентября 2006 г.) Проблему пытались решить и на самом высоком уровне. Министр образования и науки Андрей Фурсенко приказал проверить, насколько законны решения местных чиновников. Итак, что же изменилось сейчас, почти год спустя?

Обязать нельзя добровольно

Религиозные школьные предметы сейчас есть в каждом втором регионе России. Но не везде обязательны для посещения. Правда, есть и исключения.
Например, в той же Белгородской области «Основы православной культуры» (ОПК) — по-прежнему обязательный предмет, как физкультура или иностранный язык. ОПК ввели областным законом и отменять не собираются.
То же самое — в Ингушетии и Чечне. Там введена «История религии». Министр образования Чечни Хамзат Одаев объявил, что учить школьников будут выпускники местного исламского института. То есть, по сути, это уже занятия по законам шариата, а не простая культурология.
Главный довод у защитников ОПК: детей учат не религии, а истории и культуре своей страны. Так ли это? Директор Центра исследования религий РГГУ Николай ШАБУРОВ убежден, что нет:
— В неофициальных беседах они жалуются, что ввести Закон Божий мы не можем. Так и пускай это называется «Основами православной культуры». Учебные пособия и курсы ОПК, которые составят на местном уровне, наверняка будут провозглашать идеи превосходства одной религии над другой.
Что же важнее: знание своих традиций или свобода вероисповедания каждого гражданина, в том числе ребенка? Об этом и спорили до хрипоты члены Общественного совета при Минобрнауки.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ УЧЕНОГО

Директор Института всеобщей истории Российской академии наук Александр ЧУБАРЬЯН: Нужна культурология, а не Закон Божий
— Пока мы не готовы вводить религиозное образование в школах. Хотя бы потому, что у нас нет госстандарта, учебных планов, учебников, пособий и специалистов, которые могли бы преподавать. Сами учителя сегодня признаются, что не готовы вести такие уроки, ведь для этого нужна серьезная подготовка.
Это должен быть только культурологический предмет, а не религиозный. Поэтому я предлагаю ввести курс по истории всех мировых религий. Наш институт уже разработал учебник. Экземпляры разосланы по конфессиям. Больше всего замечаний было у Патриархии. Мы их по возможности учли. Также получили положительный отзыв от мусульман. Согласовали издание с католиками.
Москва уже готова апробировать новый курс в своих школах. Единственное пожелание: «История мировых религий» не должна вводиться повсеместно в обязательном порядке. Ее стоит хотя бы в течение года отработать в виде факультатива.

Учитель с 20-летним стажем, папа первоклассника, главный редактор радио «Эхо Москвы» Алексей ВЕНЕДИКТОВ: Неверных в класс не пустят?
— Уже в трех регионах основы религии введены в обязательном порядке. Мы что, хотим, чтобы 89 субъектов Федерации разбежались по разным конфессиям?! Чтобы родители забирали детей и переезжали туда, где смогут изучать свою религию? Как быть мусульманской семье, которая живет в Белгороде? С другой стороны, православные семьи просто будут выдавлены из Ингушетии, потому что их дети не смогут изучать православие.
А вы представляете, какое будет разделение детей внутри класса? «Это мои уроки — тебе на них нельзя» — так, что ли? Нечто подобное человечество уже проходило в своей истории — это называется апартеид. Раздельное обучение — то же самое.
Есть же опыт Татарстана, где основы ислама изучаются на факультативной основе, то есть добровольно. Может быть, их модель больше нам подходит?

Начальник отдела Минобрнауки Татьяна ПЕТРОВА:
— Комиссия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки выезжала в Белгородскую область. Проверили 10 школ. Вывод проверяющих таков: нарушений законодательства в сфере образования нет. Предмет преподают учителя с высшим педагогическим образованием, прошедшие специальную переподготовку в институте повышения квалификации. Все программы и учебно-методические пособия рекомендованы областным управлением образования. Предмет «Основы православной культуры» введен решением Законодательного собрания Белгородской области как региональный компонент государственного стандарта образования (то есть как обязательный предмет. — Ред.).

Зампредседателя Совета муфтиев России Марат МУРТАЗИН:
— Обязательным может быть только предмет, который дает знания обо всех религиях. Чтобы в современных школах детей не кормили свиными котлетами. В Европе школьники едят говядину — и все живы и здоровы. У каждого ученика должно быть право выбора.
А вот основы какой-то конкретной религии нужно давать только на факультативной основе, то есть по желанию родителей и учеников. Мы — многоконфессиональная страна. Нельзя говорить, что вот это, допустим, исключительно мусульманский регион, а вот это — чисто православный. Приходить в школу с ножом и резать душу ребенка недопустимо!

Читать еще:  13 декабря день памяти Святого апостола Андрея Первозванного

О. Амвросий, епископ Бронницкий:

— Мы против обязательного школьного курса обо всех религиях. Должен быть включен религиозный предмет по выбору: основы ислама, православия, иудаизма и т. д. Чтобы ребенок мог выбрать сам, какую религию ему изучать. Для атеистов тоже можно подобрать вариант: например, основы этики.
Нас обвиняют в том, что за «Основами православной культуры» скрывается Закон Божий. Это не так. Русская культура традиционно основана на православии. И мы настаиваем только на том, чтобы в школах изучалась именно общенациональная культура. Ведь визитная карточка России — это Кремлевский собор и собор Василия Блаженного, иконы Преподобного Андрея Рублева.

«Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

П. 1, Ст. 14 Конституции РФ.

«Госполитика в области образования основывается на принципе светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».

П. 4, Ст. 2 Федерального Закона «Об образовании».

Нужен ли урок религии в наших школах??

Прежде всего — не навредить

Сложно спорить с тем, как важно воспитать детей в понимании, что религиозный экстремизм — это прямая противоположность тому, чему учит любая религия. Но важно, чтобы в такой тонкой и интимной сфере воспитательные усилия не вызвали бы противоположный эффект, опасается член Межнационального консультативного совета при правительстве Москвы Хуршеда Хамракулова.

«Мы же все взрослые люди, и мы прекрасно понимаем, что когда сейчас в России говорят о противодействии религиозному экстремизму, то под этим по умолчанию понимается только одна религия, и это не христианство и не иудаизм. Я знаю, как часто на бытовом уровне дети впитывают как аксиому, что ислам — это синоним терроризма. И что школьникам — выходцам из мусульманских семей — порой приходится себя ощущать едва ли не изгоями в классах, где преобладают русские ребята», — рассказала она «Ридусу».

Проблема здесь в том, что если ребенок у себя в семье постоянно слышит от родителей, что мусульмане — это потенциальные террористы, то учителю будет очень сложно переломить в нем такое искаженное мировоззрение, вторит она главреду «Учительской газеты».

«Дело ведь в том, что детям абсолютно безразлично, кто какой национальности и религии. Дети по рождению, по природе толерантны! Нетерпимыми их делают сами же родители. Если вовремя эту обработку ребенка в духе нетерпимости не остановить — он, когда вырастет, станет легкой добычей тех подонков, которые прикрываются исламом для достижения своих преступных целей. Ведь почти никто из исламских экстремистов не читал Коран — они знают его в пересказе тех негодяев, которые используют этих молодых людей как пушечное мясо», — возмущается Хамракулова, этническая таджичка.

Поэтому курс основ исламской культуры может оказаться, пожалуй, самым важным из все предлагаемых вариантов, чтобы школьники — неважно, к какой конфессии относятся их родители — получили прививку от исламистской заразы, полагает она.

Противники ограничений ношения в школах и вузах религиозной одежды

Несмотря на то, что в большинстве регионов поддержали данную идею некоторые регионы высказывают свое несогласие с этим.

В марте 2017 года парламент Чечни принял поправки к закону, согласно которым учащимся позволяется носить одежду, которая отражает их религиозные убеждения. Этот факт необходимо будет учитывать руководству школ и вузов, когда они будут устанавливать требования к форме одежды.

Как сообщала «Газета.ру», комментируя поправки к закону, глава региона Рамзан Кадыров отметил тогда, что выбор в ношении хиджаба должен быть осознанным.

* Рамзан Кадыров поддержал ношение хиджаба.

Глава Чечни Рамзан Кадыров в международный день хиджаба рассказал, что знает много женщин, не носящих хиджаб, но являющихся эталоном «скромности и порядочности». Об этом он написал в своем телеграм-канале.

При этом он рассказал, что в его семье все женщины покрывают голову.

«Для мусульманок хиджаб — символ благочестия и добропорядочности. В моей семье все женщины носят хиджаб. Это был их выбор, никого насильно не принуждали. Ведь нельзя сегодня говорить о чести, скромности и порядочности, а завтра отвергать — это уже лицемерие. Поэтому выбор должен быть осознанным», — подчеркнул Кадыров.

Эксперт ООН не считает, что отмена уроков религии в школах Македонии ущемляет права верующих

Независимый эксперт ООН выразила недоумение в связи с бурной реакцией на недавнее решение Конституционного суда Македонии, постановившего ограничить преподавание религии в общеобразовательных школах, сообщает официальный сайт Сербской Православной Церкви.

Завершая пятидневный визит в страну, Специальный докладчик по свободе религии и вероисповеданий Асма Джахангир выступила с заявлением, в котором отметила, что, согласно Конституции Македонии, «религиозные общины и группы отделены от государства и равны перед законом».

«Я была поражена гневной реакцией некоторых религиозных лидеров и политиков на недавнее решение Конституционного суда, — сказала эксперт ООН. — Уважение к независимости судебных органов жизненно важно, особенно в случаях, когда принимаются решения по вопросам религии».

В ходе визита в Македонию госпожа Джахангир беседовала с рядом правительственных чиновников, общественных деятелей и представителей религиозных общин, которые выразили мнение, что две основные религиозные общины в стране обладают значительным политическим влиянием и размывают границу, отделяющую религию от государства.

Специальный докладчик ООН полагает, что решение Конституционного суда «никоим образом не посягает на право получать религиозное образование за пределами первичного школьного процесса». По ее словам, Комиссия по правам человека при ООН полагает допустимым преподавание в общеобразовательных школах таких предметов, как общая история религии или этика, если они преподаются в нейтральном и объективном ключе. Комиссия по правам человека считает также, что в общеобразовательных школах могут вводиться предметы религиозного содержания, при условии, что учащимся предоставлено право на освобождение от этих предметов либо альтернативные курсы, которые отвечают пожеланиям родителей или опекунов.

Читать еще:  Футболист Tebow рассказал, как важно молится

Помимо столицы бывшей югославской республики — города Скопье, госпожа Джахангир посетила города Тетово и Приле. По ее наблюдениям, Македония — мульэтничное, мультикультурное и мультирелигиозное общество, отличающееся в целом высоким уровнем толерантности. В то же время она выразила обеспокоенность в связи с сообщениями о фактах разжигания расовой и религиозной ненависти, массовых беспорядках, угрозах и крайних формах дискриминации в отношении представителей религиозных меньшинств. «Поступает информация, что их жалобы в местные органы власти не воспринимаются всерьез», — сообщила госпожа Джахангир.

По мнению эксперта ООН, свобода самовыражения должна уважаться даже в том случае, если его расценивают как оскорбительное, но разжигание религиозной ненависти, дискриминацию, пропаганду вражды и насилия следует запретить законодательно.

Несмотря на отмеченные причины для беспокойства, Специальный докладчик ООН оптимистично оценивает перспективы продолжающихся в Македонии дебатов о свободе вероисповедания и полагает, что они будут способствовать росту взаимопонимания и взаимного уважения между различными религиозными общинами, равно как и между отдельными гражданами, включая атеистов.

Специальный докладчик, которая работает в ООН в качестве независимого и неоплачиваемого сотрудника, представит итоги своих исследований и основные рекомендации в отчете, который поступит в Совет по правам человека в Женеве в 2010 году.

В апреле этого года решением Конституционного суда Македонии в школах страны было запрещено преподавание религии; отведенные на этот предмет часы предписано распределить между другими дисциплинами.

Как сообщает Regions.ru со ссылкой на «Двери БГ», когда в суде зачитывали это решение, все церковные колокола били в знак протеста, а водители такси и автобусов съехались к зданию суда и пять минут гудели клаксонами. Представители протестующих заявили, что хотят, чтобы их дети получали в школе основные сведения о вероучении.

Не признанная Поместными Православными Церквами Македонская Православная Церковь заявила, что не смирится с отменой предмета «Вероучение» и будет добиваться, чтобы в учебных программах были исправлены те погрешности, которые заставили суд принять это решение. В случае их устранения можно будет вновь добиваться преподавания религии в школах.

Позицию православных христиан разделяют и мусульмане. Представитель исламской общины подчеркнул: «Введение вероучения в школах было большой победой демократии».

Налог на религиозную принадлежность

Немецкие христианские церкви Германии находятся сейчас в большом волнении. Всё больше немцев официально выходят из этих религий. Для церкви этот вопрос является острым не только из духовных соображений. Скорее, из финансовых. Дело в том, что каждый верующий, то есть тот, кто официально указал свою веру в анкете, должен платить церковный налог. На общих доходах бюргера в нетто выражении это сказывается не особено сильно: 7-8% от подоходного налога, сумма получается небольшая, но зато регулярная. На эти деньги финансируются многие социальные направления, например, детские сады и дома для престарелых. А также верующим бесплатно предоставляют место на церковном кладбище. Чем меньше людей указывают свою религию, тем меньше денег получают церкви на эти нужды.

Однако, по воскресеньям около церквей всё ещё много народу. Мало кто посещает храмы каждое воскресенье, но время от времени на службы ходят почти все верующие. Особенно много людей приходят в церковь по большим религиозным праздникам, вроде пасхи или рождества.

Учебный процесс

4) Школьники сами выбирают предметы для изучения и могут от некоторых отказаться. Например, не изучать физику и биологию или другие предметы, которые им не пригодятся. При этом есть список обязательных предметов. Например, ученик должен изучить хотя бы один предмет из категории «химфизбио», не может отказаться от математики, изучения немецкого и второго иностранного языка.

5) В расписании много «окон» посреди учебного дня. Такой перерыв между уроками может составлять до четырёх-пяти часов. Как правило, свободное время ученики проводят в библиотеке.

6) Обо всех самостоятельных и контрольных работах учителя предупреждают класс заранее. Также сообщают о темах, которые будут включены.

7) Во многих школах нет информатики и литературы, но практически везде изучается астрономия, экономика, этика, религия и даже есть такой предмет, как театр и кино.

8) Уроки проходят в форме дискуссии.

9) Обсуждение отметок и решение спорных вопросов проходит один на один с учителем, а не при всём классе.

10) Для поступления важны последние три года школьного образования и финальные экзамены. Именно средний балл аттестата за этот период обучения является решающим для поступления в университет. В немецких вузах вступительные экзамены не обязательны.

11) Школьные уроки парные, также как в университете. Длятся 45 минут, но проходят подряд без перемены.

Права учителя

Учитель, согласно положениям Устава школы, есть следующие права:

  1. Абсолютно каждый школьный учитель вправе управлять школой в соответствии с Уставом.
  2. Преподаватель имеет право на уважение личности, личностных и профессиональных качеств.
  3. Педагог вправе получить защиту со стороны администрации школы в случае вмешательства родителей по вопросам, входящих в спектр его обязанностей.
  4. Учитель вправе на свое усмотрение выбирать учебные программы и учебники, соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту.
  5. Преподаватель вправе получить любую информацию, непосредственно касающуюся учебного процесса, со стороны школьной администрации.
  6. Учитель может выразить свою позицию по любому вопросу, касающемуся профессиональной деятельности.
  7. Педагог вправе принимать участие в школьных организациях, профессиональных конкурсах и так далее.
  8. Школьный учитель может совершенно бесплатно получать повышение квалификации раз в три года.
  9. Преподаватель вправе работать в нормальной обстановке: чистое рабочее место, хорошее освещение, необходимая температура воздуха в помещении и так далее.
  10. Педагог вправе рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector