0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рассказ православного татарина

Как появились татары-христиане? Почему они начали исчезать?

Вопрос вопросов, на самом деле. Но речь пойдет не о тех представителях татарского народа, которые приняли православие в наше время. Их немало, но все они, рано или поздно, вольются в состав русских.

Хочется поговорить о тех татарах, что стали христианами в древности, но сохранили свой менталитет и самосознание. Таких немало и называются они кряшены. Значение слова лежит на поверхности – «крещеные».

Люди этой национальности или субэтноса, кому как больше нравится, чаще всего считают, что они являются осколком населения Древней Булгарии. Якобы, часть булгар еще в давние времена приняла крещение и сохранило свою веру до наших дней. Версия закономерная, но она не вызывает доверия сразу по нескольким причинам.

Во-первых, на начальном этапе существования Булгарии там действительно имело определенное распространение сразу несколько религий. Это государство было торговым, а потому купцы привозили из дальних стран не только редкие товары, но и идеологию. Кто-то мог принять христианство, обратить свою семью, а дальше могла возникнуть целая община.

Проблема состоит в том, что после принятия ислама в качестве государственной религии, часть булгар отделилась от своих сородичей и ушла на северо-запад. Их потомки стали родоначальниками современного чувашского народа. Который до вхождения в состав России был языческим, если что. Остальные остались на месте и перешли в ислам, пусть и не без некоторой политической борьбы.

— говорят по-татарски — что не удивительно;

— называют бога Аллахом — что странно для предположительно никогда не исповедовавших ислам людей;

— имеют ряд погребальных обычаев, сходных с татарскими мусульманскими — чего не могло быть, если бы в давние времена они перешли сразу из язычества в христианство.

Так что, наиболее вероятной является вторая версия, которая предполагает, что предки кряшен отказались от ислама в пользу православия после завоевания Казанского ханства в середине 16-о века. Было ли это добровольно или принудительно – другой вопрос, но доказательств этой теории куча.

Во многих кряшенских деревнях есть старые клaдбищa с мoгилaми первых поселенцев, которым местные жители отдают дань почтения до сих пор. Там отчетливо видно, что зaхoрoнeния сделаны по мусульманским обычаям. Да к тому же, эти люди носят стопроцентно исламские имена.

Опять же, некоторые старики все еще помнят предания давних времен, в которых говорится, что их предки были мусульманами. Сейчас эта память почти утрачена, но еще в советские годы ученые-этнографы подробно исследовали историю кряшен и пришли к выводу, что христианство для них – вторая по очереди мировая религия.

Кстати, когда репрессивная политика первых царей по отношению к татарам ушла в прошлое, и наступила эпоха веротерпимости, по идее, должна была возникнуть возможность вернуться в старую веру. Но обратных обращений не было – в России тех времен существовали суровые наказания для отпавших от православия.

Поэтому кряшены со временем обособились от остальных татар, но сохранили при этом некоторые архаические особенности общего языка и донесли часть древних обычаев до наших дней. Сейчас этот малый народ медленно растворяется среди более многочисленных татар-мусульман, с которыми у них единый язык, и русских, с которыми у них единая вера.

Выпуск 62 — Рассказ православного татарина

Выпуск 62 — Рассказ православного татарина

Просмотров: 60

Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.

Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

Вопрос-ответ

последние вопросы

Татьяна 2018-09-28 21:15:00

Здравствуйте! Подскажите у нас в городе есть воскресная школа для взрослых?

Бог в Помощь! Да, у нас в городе есть воскресная школа для взрослых. Задать вопросы и узнать расписание занятий можно здесь:

Календарь:

Икона дня:
Святые дня:
Евангельские чтения дня:

Новости:

  • 18.07.2021

Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис.

Топ-7 главных СОБОРОВ Православной Церкви второго тысячелетия | Сергей Фёдоров и Алек.

Житие Пресвятой Богородицы: Прообразы Богородицы в Ветхом Завете, Введение во храм; о.

БОЙТЕСЬ РАЗДЕЛЕНИЯ И РАСКОЛА В ЦЕРКВИ! Бойтесь отпасть от Матери-Церкви, только он.

Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис.

Делать или не делать? Обо всем по порядку / Иерей Георгий Максимов / куда делось прош.

Введение в деструктологию / Роман Cилантьев / Курс лекций по деструктологии / Фонд .

Деструктивные религиозные секты / Роман Cилантьев / Курс лекций по деструктологии / Ф.

Психокульты и нерелигиозные секты / Роман Cилантьев / Курс лекций по деструктологии /.

Вербовка и удержание членов деструктивных организаций / Роман Cилантьев / Курс лекций.

Магические услуги / Роман Cилантьев / Курс лекций по деструктологии / Фонд Взаимодейс.

Суицидальные образования и деструктивные субкультуры / Роман Cилантьев / Курс лекций .

Медицинские аспекты деятельности деструктивных образований / Галина Хизриева / Курс л.

Экономические аспекты деятельности деструктивных религиозных организаций / Анна Корол.

ТАТАРИН

– Можно верить в Бога, а нужно Богу верить. Верь Богу, и Он всё управит. Тот слезы утирает: – Так ведь я татарин… – Ну и что? Знаешь, сколько татар стало православными святыми, великими подвижниками!

ТАТАРИН. Рассказ Мирослав Бакулин

У нас в России все народы давно перепутались, как сеть у рыбака, которая внутри хаоса складок лежит правильными ровными квадратами и нужно ее только смочить и перебрать, чтобы засияла она своими ряжами. Чтобы быть уже не ловцами рыб. И русские, и татары, и коми, и зыряне, и ханты, и манси, и немцы, и якуты – все давно стали русскими. Все говорят по-русски, все делают одинаково, но каждый как-то с приподвыпертом, то есть не до конца все просто. Ну и для смеха определяют: этот татарин, а этот русский.

Иду я как-то утром по улице, жмурюсь от солнца весеннего и плачу от радости. Тут подходит ко мне седобородый старичок, взял строго за руку и говорит:

– Отчего у нас в стране татары за мусульман считаются? Ислам-то сюда позже Православия пришел. А до того все были кругом язычники. Ты скажи знакомым газетчикам, чтобы они про то, что много святых татар в истории России было, написали.

Я поклонился ему: – Обязательно скажу.

А сам и думаю: чего такого сказать? И вспомнил. Был у меня один знакомый сварщик – очень верующий паренек Тимур. А в церкви его все звали Тимофеем. Духовником у него был очень хороший многодетный протоиерей. И вот видит он пламенную веру Тимура и говорит ему:

«Так ведь я татарин…» – говорит Тимур. «Ну и что? – отвечает батюшка. – Знаешь, сколько татар стало православными святыми!»

– Хочешь быть священником?

А тот, видимо, мечтал, но думал: куда ему, татарину… Так что даже заплакал на исповеди-то.

Батюшка ему говорит:– Кто пресвитером быть желает – доброго желает. Если хочешь, поезжай в семинарию учиться, я тебе и рекомендацию напишу.

– Так ведь я не мальчик, и жены у меня нет.

– Можно верить в Бога, а нужно Богу верить. Верь Богу, и Он всё управит.

Тот слезы утирает:

– Так ведь я татарин…

– Ну и что? Знаешь, сколько татар стало православными святыми, великими подвижниками! Да вот возьми хоть преподобного Петра – он был племянником хана Ордынского, но, слушая проповедь епископа Кирилла Ростовского, потом сбежал с ним в Россию и сделался великим русским преподобным. Почитай о великих страдальцах за Христа святых Петре и Стефане Казанских. И про преподобного Серапиона, который был простым татарином Сурсасом, а стал игуменом Кожеезерского монастыря, схимником и учителем многих святых, которые просвещали потом Россию верой православной. Узнай про святого Авраамия Болгарского, купца из Волжской Булгарии, который своим милосердием заслужил просвещение верой. Он принял крещение и продолжал торговать, проповедуя Христа, за что получил мученическую кончину и прославился великими чудесами. Это еще до монголов было. Ну, про преподобного Пафнутия Боровского ты знаешь. Он был сыном татарского рода начальника, принявшего христианство. Сам будущий преподобный в 12 лет стал монахом. Долгие и праведные труды привели к нему множество учеников, и он один из столпов Русской Церкви. Вспомни и мученицу Платониду, которая в юности убежала из дому, когда ее хотели выдать замуж не по любви. Она нашла приют в монастыре, приняла постриг и подвизалась в лесу. Родня хотела погубить ее, считая вероотступницей, но ее охранял медведь. Озверевшие родственники все равно убили сначала медведя, а потом и святую мученицу. Узнай и о священномученике Мисаиле, который с юности принял крещение и стал монахом, да таким ревностным, что патриарх Никон сделал его архиепископом Рязанским и Муромским. Русские в этой епархии были безграмотны, пьянствовали и устраивали беспорядки, а мордва и татары оставались язычниками. Архиепископ Мисаил много потрудился над своею паствою, просвещая и вразумляя их. Несмотря на многочисленные угрозы, он лично крестил четыре с половиной тысячи мордвинцев и татар. В одной из поездок по епархии на него напали, и он принял мученическую кончину. А ты говоришь: «татарин»! Господь любит татар, как и все остальные народы.

Читать еще:  Схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби)

Батюшка улыбнулся: – А может быть, даже больше.

И вот на Пасху отец Тимофей решил вспомнить, как пели «Христос воскресе» на разных языках…

Оставил Тимур свою работу, поступил в семинарию. Нашел себе хорошую жену в регентском классе. Владыка его рукоположил в диаконы, потом в священники и отправил «пару из молитвенника и клироса» в дальнюю большую деревню, где стоял древний пустующий храм. Батюшка храм подлатал, нашел кое-какую утварь да одеяния и стал себе служить. Деревенские потянулись на службы, но упорно среди них слух ходил, что «священник не настоящий, потому что татарин». Особенно так ворчали те, которых батюшка от рюмочки отлучить хотел. Так прошло три года. И вот на Пасху отец Тимофей решил вспомнить, как пели «Христос воскресе» на разных языках, показывая торжество Православия во всех народах. И запел по-гречески: «Христос анести! – Алифос анести!»

Как загудели старушки:– И так на непонятном церковном языке служит, а тут и вовсе по-татарски запел!

И написали недовольные активисты письмо архиерею, что, мол, батюшка по-татарски службу ведет. Приехал архиерей, выслушал все их жалобы и говорит:– Вижу, что не доросла еще ваша община до своего пастыря. Поэтому заберу его в столичный город, пусть там народ просвещает. А на вас за доносы – епитимья: не будет теперь у вас священника еще три года.

Уехал владыка. Селяне одумались, взмолились:– Батюшка отец Тимофей, не оставляй нас сирыми! Как же мы без службы и Причастия жить будем? Кто же детушек крестить будет, венчать молодых, старых отпевать?

– Не знаю, – говорит отец Тимофей, – а только мы, священники, – солдаты нашего владыки: слушаемся его и ничесоже не можем глаголати вопреки.

– Вот, – сказал один мужичок другому, – в конце опять не по-нашему заговорил…

Православные татары

Статья предоставлена оргкомитетом научной конференции «Современное кряшеноведение: состояние, перспективы» (печатается с некоторыми сокращениями)

Почти все знают, что многие татары исповедуют Православие. Однако, не многие знакомы с историей православного Христианства среди татарского народа, с обычаями и традициями православных татар, с основами православной веры, а также с нынешними позициями Православия среди татарской нации.

Как известно, основные предки татар — это кыпчаки, вернее сказать, три потока кыпчакского движения — куманы (можары), заволжские татары (новые болгары), мангыты (ногаи). Куманы — западные кыпчаки и кыпчакизированные нетюркские племена (угро-финские, славяно-балтские), расселившиеся от Волги до Днепра и далее, от реки Кума (Кубань) и Кавказских гор до реки Москвы и далее. Заволжские татары — кыпчакские и кыпчакизированные некыпчакские племена (чувашские, угро-финские, возможно славяно-балтские), расселившиеся ниже реки Камы до Каспия, от реки Волги до реки Урала (Яика). Мангыты — кыпчакские племена, расселившиеся от реки Урал далее на восток и юго-восток. Именно эти три потока сошлись в государстве Золотая Орда, которое они и создали, получив общее название — татары или нугаи (так иногда до сих пор называют в Средней Азии современных татар). История Православия среди всех предков татар берет свое начало с апостольской проповеди, когда святые апостолы, следуя словам Христа: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». (Мк. 16: 15, 16), «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 18-20)», и движимые Духом Святым, шли и проповедовали Христа во всех народах.
Известно, что святые апостолы успешно действовали в Прикаспии и в Средней Азии. Особенно успешной в Прикаспии была миссия в V-VI вв., когда предки татар, и вместе с ними многие кавказские народы входили в Православные Церкви Зихии и Алании. Также многие жители Средней Азии издревле приняли Христианство или в истинном — Православном виде (центр его находился в Мерве), или в виде несторианства. Иными словами, все предки татар до VII-IX вв. были частично язычниками, а частично — христианами. Лишь потом появились группы мусульман, да и то, только среди заволжских татар, в то время как среди куманов и мангытов ситуация была прежней — либо христиане, либо язычники, о чем есть многочисленные свидетельства. Но и среди заволжских татар (новых болгар) были православные общины, характерный пример — святой мученик Авраамий Болгарский. Как известно, в Золотой Орде была относительная веротерпимость до правления Узбек-хана. Есть свидетельства, что в этот период многие татары исповедовали Православие, например, об этом свидетельствуют письма Константинопольского Патриарха. До самого распада Золотой Орды православных татар окормляла Сарайская Епархия, хотя после правления хана Узбека исповедовать Христа, не опасаясь за свою жизнь и жизнь своих близких, татарам было не просто. Казалось, что все татары стали мусульманами, но факты существования групп православных татар, предки которых не имели никакого отношения к мусульманам, говорят нам об обратном. Такие группы встречаются не только среди татар-кряшен, но и среди других татарских общностей. Например, среди крещеных татар Рязанской и Тамбовской губерний (православных касимовских татар) есть интересная группа — бордаковские татары. Документы фиксируют полное отсутствие следов мусульманской культуры среди бордаковских татар. С другой стороны, многие татары, рождаясь в исламской среде, принимали и принимают Православие, эта традиция имеет свою более чем тысячелетнюю историю, начиная со времен святого мученика Авраамия Болгарского. Кроме мученика Авраамия Болгарского есть святые татары и потомки татар, также прославленные в лике святых. Это и святой преподобный Петр Ордынский, и святые мученики Стефан и Петр Казанские, и святой Серапион Кожеозерский, и святой Пафнутий Боровской, и другие. Особого разговора требует история православного Христианства среди татар после распада Золотой Орды и образования татарских государств.

Наличие больших общин православных татар, сохранивших Христианство во время страшных атеистических гонений, свидетельствует о том, что православные татары приняли Евангелие не под нажимом царского правительства, ибо, начиная с 1905 года, никто не мешал православным татарам возвратиться к языческому или к исламскому образу жизни, а по зову сердца, познавшего Истину — Христа.

Когда мы говорим «православные татары», мы подразумеваем сразу и тех, кто христианин от рождения, и тех, кто в сознательном возрасте принял Христа, в этом же значении употребляется словосочетание «крещеные татары». Однако, иногда словосочетание «крещеные татары» употребляется применительно к некоторым татарским этническим общностям. Это общности, большинство представителей которых исповедует Православие — кряшены, нагайбаки, обрусевшие православные касимовские татары (крещеные татары Рязанской и Тамбовской губерний, рязанские татары) и чулымские татары. Про чулымских татар следует отметить, что часть их говорит на татарском языке, а часть на хакасском.

Так как татарская культура чрезвычайно многообразна, состоит из многих субкультур, то нельзя, говоря об общетатарской культуре, подразумевать только одну из них, например, казанско-татарскую, а нужно учитывать все татарское культурное пространство. Значит, говоря об обычаях и традициях православных татар, как христиан от рождения, так и тех, кто принял Христа в сознательном возрасте, мы будем учитывать все это пространство.

Читать еще:  «Меня терзали идеологическими вопросами, выразили сожаления, что с моими взглядами, я учился на физтехе»

Традиции и обычаи православных татар можно подразделить на собственно православно-христианские и народные, не противоречащие Христианству, органично вписавшиеся в православно-татарскую культуру.

Православные татары отмечают все церковные праздники, величайшим из которых является Воскресение Господа нашего Иисуса Христа — Пасха Кён (Оло Кён, Бяйрямнен Бяйряме, Кызыл йомырка Бяйрям). Далее идут великие двунадесятые праздники и воскресные дни: Ходай Иисус Христоснын тыуыуы (Раштуа бяйрям, Раштыва бяйрям, Роштва) — Рождество Христово; Ходайыбыз Иисус Христоснын Чумылыуы (Качману) — Крещение Господа (Богоявление); Ходай Иисус Христосны карышы алыу — Встреча Господа (Сретение); Ходай Иисус Христоснын Иерусалимга кереуе (Бермянчек, Вирбя бяйрям, Вирмя бяйрям) — Вход Господа в Иерусалим; Изге Кыз Марияга арыу хабяр айтелеу — Возвещение архангелом Джабраилом Пресвятой Богородице Деве Марии воплощения от нее Бога Слова (Благовещение); Иисус Христоснын кюккя кютярелеуе — Вознесение Господа; Троицын кён (Тройсын, Трисун, Жапрак бяйрям) — день Пресвятой Троицы (День сошествия Духа Святого на святых апостолов); Ходай Иисус Христоснын жактырылыуы (Спас) — Преображение Господа; Алланы Тыудырган изге Кыз Мариянын дёньядян кючеуе — Успение Пресвятой Богородицы; Изге Кыз Мариянын тыуган кёне — Рождество Пресвятой Богородицы; Ходайнын кадерле Качын кютяреу — Воздвижение Креста Господа; Алла Анасы изге Кыз Мариянын келяу ойоня кереуе — введение во Храм Пресвятой Богородицы.

Воскресение кён (Якшямбе) — каждый воскресный день празднуется Воскресение Господа Иисуса Христа.

После великих двунадесятых праздников и воскресных дней идут другие церковные праздники, среди них: Христоснын киселеуе — Обрезание Господа, Ходай алдыннан килеуче Иоанн пагамбярнен тыуыуы — Рождество пророка Иоанна Крестителя Предтечи Господа; Изге Апостоллар Петр белян Павел (Питрау) — Святые апостолы Петр и Павел; Чумылдырыучы пагамбяр Иоаннын башы киселеу — Усекновение (отсечение) головы святого пророка Иоанна Крестителя; Алла Анасынын бёркяб тороуы (Пыкрау) — Покров Пресвятой Богородицы и другие праздники.

Празднуется период святок — дни между Рождеством Христовым и Крещением Господним, татарское название святок — Нардуган (Рождение Света). Во время празднования Питрау проходят широкие народные гуляния, особенно в сельской местности. Многие православные татары празднуют Сабантуй.

Что касается имен — то здесь царит многообразие и творчество. У православного татарина бывает сразу несколько имен. Первое имя — имя, данное человеку в Святом Крещении, соответствующее имени какого-либо святого. Например, это может быть святой Димитрий, святой Роман, или же святой Омир, святой Ахмед, святой Азат, святой Абу — есть такие православные святые. Второе имя — имя по паспорту, оно может соответствовать первому имени, а может и не соответствовать. Например, человек может получить при Крещении имя Роман, по паспорту быть Рустамом. Третье имя — имя, данное в Крещении, произносимое по-особому.

Например, Серафим — Сарапый; Степан — Чтапан, Чтепи; Петр — Петтер, Питрей, Питук; Иоанн — Имаш, Ибаш, Ибуш, Ибан, Иван; Даниил — Даниял; Павел — Павал; Екатерина — Кятерня, Кятюк; Анастасия — Начтук, Начти, Начта, Нычтый; Варвара — Барый, Барук, Барбара, Баруш; Анатолий — Натоль, Туля; Семен — Симун; Григорий — Гёргери; Георгий — Гюрги; Василий — Бячли; Александр — Искандер, Сандыр; Афанасий — Апанас, Пунька и т.п.

Можно встретить православного татарина с именем по паспорту Марат, в Крещении — Димитрий, а в кряшенской деревне его будут звать Метрей, Метук или Метрах. А можно встретить православного татарина с именем по паспорту Ахмет, в Крещении Ахмед, и звать его везде будут тоже Ахмет.

Также разнообразны фамилии и отчества православных татар. Если только начать их перечисление, то в одном ряду окажутся такие фамилии как: Давлекамов, Абдурахманов, Ахмадуллин, Исламов, Амиров, Губайдулин, Ибушев, Иванов, Емельянов, Сахабутдинов, Сафронов, Сахаров, Степанов, Харитонов, Павлов, Тимофеев, Назаров, Сауков, Халдеев, Куланчаков, Тургенев, Кастров, Ширинский, Бухаров, Янышев, Кудашев, Казанцев, Карбышев, Минин, Урусов, Юсупов, Бикжанов, Макаров, Глухов, Родионов, Михайлов, Евстафьев, Ефимов, Артемьев, Ахметов, Кутдюсов, Сабиров, Киреев, Дунаев, Григорьев и т. д..

Поэтому, встретив Иванова Ивана Ивановича, будьте готовы к тому, что он — настоящий татарин, и, встретив татарина Рината Гумяровича Исламова, будьте готовы к тому, что он — искренне верующий православный христианин.

Что же объединяет представителей татарских этнических общностей, носящих столь разные имена, отчества и фамилии? Нас объединяет Христос — Алла Улы. Нас объединяет Православие.

За последнее время позиции Православия среди татарской нации еще более окрепли. Это проявляется в увеличении числа татар, принявших Православие в сознательном возрасте; в увеличении числа приходов, где богослужение проводится на татарском языке; в увеличении числа татарских православных общин; в активности кряшенских и нагайбакских культурных организаций; в издательской деятельности; в увеличении числа сайтов в Интернете.

В Москве, например, действует татарская православно-христианская община, проходят молебны на татарском и славянском языках, проводятся занятия по изучению Библии (Изге Китаб, Изге Княгя, Алла Княгясе). Конечно, этот краткий рассказ не может Вам дать полное представление о православных татарах, но мы надеемся, что, во-первых, кто-то заполнит пробел знаний в этом вопросе, а во-вторых, что этот рассказ возбудит интерес к православным татарам и к Христианству.

Христианство в тюркско-татарском мире не прерывалось со времён Золотой Орды

26 января 2017 , 17:28

Православные татары Москвы и их гости выразили удовлетворение начавшимся процессом самоидентификации православных татароязычных общностей (кряшен, крещёных татар, крещён, нагайбаков) и других этнических групп и отдельных лиц, относящих себя к православным татарам.

Об этом говорит регулярное проведение богослужений на татарском языке, а также состоявшеяся панихида по крещёным ханам Великой Булгарии, тюркских государственных образований, Великой Татарской (Монгольской) Империи, Золотой Орды, татарских ханств, орд, княжеств, улусов и высказали твёрдое намерение продолжать их поминовение как крещёных, преставившихся в «надежде Воскресения и Жизни Вечныя». С докладами по данной проблематике выступили протоиерей Максим Обухов, иеромонах Иннокентий Кильдеев, иерей Василий Мухаметшин, иерей Алексей Юсупов, иерей Иоанн Давлекамов.

Татарская православная идентичность ведёт своё начало от апостольской проповеди и её развития среди народов – предков татар и других родственных народов, в том числе племён Великой Булгарии, Дешт-и-Кипчака (впоследствии Улуса Джучи, Золотой Орды), Кереитского Ханства. Докладчики подчёркивали, что с тех пор Христианство в тюркско-татарском мире не прерывалось и молитвы Триединому Богу возносились на языках предков татар и других тюркоязычных народов сотни лет.

На сегодняшний день Православие широко представлено в тюркоязычном мире и Богом прославлен сонм святых тюркского и татарского происхождения, хотя судьба тюркоязычных народов сложилась иначе, чем других. Православные татары высказались о том, что являются частью общероссийской политической нации (русской цивилизации), но не отрываются от своих корней и не противопоставляют себя татарам-мусульманам, но всеми силами стараются сохранить язык, культуру, традиции в этническом многообразии нашей земной Родины. Участники секции Рождественских чтений также заявили, что необходимо продолжать национальное, культурное, церковное развитие татарского народа. Поддержали все усилия по возрождению молитвенного и литургического татарского языка и призвали православных татар не отказываться от своей национальной идентичности и сохранять свою культуру.

Об этом с докладом высший эксперт «Византийского клуба», видный православный политолог, культуролог, политик Кирилл Фролов, потомок прославленного в лике святых расстрелянного в 1918 году вместе с царской семьёй повара святых царственных мучеников и потомок чингисида крымского и касимовского татарского хана-князя, православного политолога Петра Мультатули.

Участники конференции выразили глубокую благодарность священноначалию Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и администрации республик Татарстан и других регионов России за признание, понимание и поддержку. Подчеркнули необходимость продолжения развития татарского языка и его диалектов как языка молитвы, сохранение татарско-кряшенско-нагайбакской культуры, развитие и продвижение, как в Богослужебной практике, так и в быту татарско-кряшенско-нагайбакских и других православных традиций и искусства, в чём выразили надежду на поддержку соотечественников.

Православные татары призвали к взаимной поддержке и объединению и взаимодействию с православными тюркоязычными народами (гагаузами, чувашами, якутами и др.), а также к диалогу с тюркским миром в целом. Кроме того, участники конференции подчеркнули необходимость более тщательного изучения истории Православия среди тюркоязычных народов и их предков, в том числе изучение и систематизацию сведений о святых и подвижниках благочестия, известных миссионерах.

Православные татары обратили особое внимание на возможность широкого использования родных языков, разных диалектов, многоязычия, местных и национальных обрядовых особенностей в богослужении и в быту, развитие татарского православного искусства, такого как христианский шамаиль, возможность использования родных имён при крещении, не внесённых в святцы. Наименование крещаемых по святцам есть российская традиция благочестия, но не церковный канон, обязательный к применению, если крещаемый хочет сохранить имя на национальном языке, а выбрать небесного покровителя по своему желанию, что соответствует общепринятой практике в других православных странах.

Читать еще:  Вячеслав Бутусов: «Обращение к Богу нужно выстрадать»

Одним из способов достижения этой цели православные татары считают введение факультативных курсов для семинаристов, владеющих татарским языком, а также встраивание этнокультурного компонента в систему подготовки священнослужителей.

Также православные татары обратились к священноначалию Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и руководству Республики Татарстан с просьбой поспособствовать и оказать всяческое содействие в возвращении и передаче Русской Православной Церкви исторического здания Казанской центральной крещёно-татарской школы, основанной в 1864 году великими просветителями татар Николаем Ильминским и отцом Василием Тимофеевым. Данное строение дорого сердцу каждого православного татарина как память о духовных предшественниках. В его стенах необходимо возобновить христианское просвещение представителей татароговорящих и тюркоговорящих общностей. Возрождённая Казанская центральная крещёно-татарская школа может функционировать в системе православной гимназии с этнокультурным компонентом с интернатом для детей из сельской местности, малообеспеченных детей или детей-сирот.

Православные татары, также попросили священноначалие Русской Православной Церкви рассмотреть вопрос о возможности и подготовке к канонизации в лике святых особо почитаемых православными татарами лиц: хана Сартака (по некоторым данным отравлен по приказу дяди – хана Бёрке за исповедование Христианства), Фатимы-Султан-Бинем-Сеитовны касимовской ханши (по слухам сразу на момент смерти задушена ночью собственными придворными за намерение принять Православие), Николая Ильминского и отца Василия Тимофеева (великие просветители татар), основателя Московской татарской православно-христианской общины отца Даниила Сысоева (убит за Веру Христову), Евгения Родионова (убит за отказ снять крест) и некоторых других.

Также в работе конференции приняли участие представители кряшенских организаций, много лет добивающиеся кряшенам статуса отдельного народа, они выступили с докладами о том, что кряшены Татарстана находятся в бедственном положении, с ними у других участников конференции – со сторонниками единства татарского народа, завязалась жаркая дискусия. Стороны сошлись на действительно бедственном положении кряшен Татарстана и необходимости их воцерковления.

На конференции были представлены заслуживающие особого внимания доклады сына известного мусульманского проповедника Валиахмета Садура известного православного татарского проповедника Давида Амира Садура об отношении православных христиан, особенно татарской их части, к «пророку ислама» — Мохаммеду. Также вызвал искренний интерес доклад отца Алексия Юсупова о миссии среди китайцев, как один из примеров для миссии среди татар.

Одним из главных моментов конференции было объявление о создании и регистрации православно-татарской церковной общины в Москве как церковной структуры с татарским языком и особенностями православного Богослужения.

Юлия ЖАНДАРОВА

Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события — Яндекс Новости

Кряшены между исламом и христианством

На кряшенских иконах Богородица изображается в национальном платье. На руках у нее Алла Улы, что в переводе с татарского значит Сын Божий.
Кряшенская икона «Богоматерь с младенцем»

Они обращаются к Богу как мусульмане – «Алла» и отмечают татарский праздник Сабантуй. Они говорят и пишут по-татарски. Они веками живут среди татар-мусульман, но они православные.

Себя они именуют «керэшен» – кряшены, и большинство их живут в Татарстане. Как правило, кряшен называют «крещеными татарами» – «чукынган» или «тере», что на татарском имеет несколько пренебрежительный оттенок – вроде «выкресты». При этом многие считают их теми татарами, которых принудили перейти из ислама в христианство в XVI веке, после победы Ивана Грозного над Казанским ханством. На это кряшены очень обижаются и повторяют, что мусульманами никогда не были и добровольно приняли христианство еще во времена Волжской Булгарии, будучи тюркским языческим народом.

Так или иначе, в регионе сложилась во многом своеобразная ситуация – люди с общими корнями, одной письменностью и языком столетиями живут бок о бок, разнясь только своей верой. Однако это различие и становится главным.

В середине XIX века православный миссионер Николай Ильминский создал для кряшен алфавит на основе кириллицы, для того чтобы они не «отатарились» и могли учиться в своих, а не исламских школах и лучше понимали православное богослужение. С тех пор началось возрождение и фиксирование кряшенских традиций, а кряшенским алфавитом позже стали пользоваться все татары.

На заре советской власти, в переписях 20-х годов, кряшены считались отдельным народом. Они учились в своих школах, выпускали книги, участвовали в богослужениях. Отмечали православные праздники, но не забывали и про народные татарские. Однако позже, начав претендовать на национально-культурную автономию, они лишились и своего прежнего статуса: в результате сталинской политики кряшенам поменяли паспорта и записали татарами. Прибавим к этому закрытие церквей, притеснение малых народностей. В таких условиях кряшенам оказалось нелегко сохранить свою самобытность.

Изменения начались со времен перестройки: вот уже почти 20 лет в Татарстане снова совершаются богослужения на кряшенском языке, а в 1996 году священник Павел Павлов стал настоятелем казанского кряшенского прихода – Тихвинской церкви. Некогда одна из известнейших в Казани, церковь в советское время, как водится, была приспособлена под склад, общежитие и мастерскую. Перед отцом Павлом она предстала облезлыми стенами и ликами святых с выколотыми глазами на сводах┘ Много лет приходская община восстанавливала церковь, работы ведутся и сейчас.

На всю страну о кряшенах заговорили перед переписью 2002 года. Главным вопросом было: считать кряшен отдельным народом или нет? Незадолго до переписи они приняли декларацию о своем самоопределении. С татарской стороны, в свою очередь, зазвучали протесты, чтобы те не разделяли единый народ, а записывались татарами и не портили им статистику по республике. Окажись татары в меньшинстве в своем регионе, руководству намного сложнее было бы продолжать многолетнюю борьбу за автономию республики. Поэтому так много было агитации и споров. Позднее говорили о разных нарушениях во время переписи. Так или иначе, кряшены все-таки получили право заявить о себе, и их насчитали 24 с половиной тысячи. Сами они называют цифру в 300 тысяч.

Сейчас кряшены стремятся сохранить свое название, передать детям свои традиции и религию. Три года назад на кряшенский язык был впервые полностью переведен Новый Завет, а недавно издан Молитвослов. Возрождение дается непросто – кряшенские села без государственной поддержки постепенно приходят в упадок, а в городах кряшены по большей части ассимилируются.

Впрочем, стоит отметить, что все больше молодых людей не скрывают того, что они кряшены. Заполняя анкеты на своих страницах в интернете, они пишут «кряшен» чаще всего в графе «религия». Почему? Ведь, казалось бы, они православные? Скорее всего в этом – их стремление обозначить именно свое религиозное своеобразие, осознать свое место в таком пестром окружении, где часто говорят, что они «ни рыба ни мясо» или «ушли от мусульман, но не пришли к христианам».

Естественно, таких разногласий избежать не удается. Большинство татар идентифицирует себя как мусульмане. Поэтому в попытках Татарстана обособиться, получить самостоятельность православные кряшены часто оказываются не у дел. За 20 лет им удалось добиться создания только одного крупного культурного центра, а приходов по республике не больше десяти.

Если кряшены Татарстана прежде всего заняты процессом своего самоопределения, то столичных волнуют и вопросы другого рода. Московская община православных татар немногочисленна. Она действует при храме Святого апостола Фомы, неподалеку от станции метро «Кантемировская». Настоятель храма священник Даниил Сысоев известен своей активной миссионерской деятельностью. Сейчас при храме создается миссионерский центр для всех диаспор, прежде всего азиатских. Цель вполне благородная – показать, что в православии нет национальных и этнических границ. Однако некоторые методы отца Даниила, например резкие высказывания в адрес мусульман, даже у православного духовенства вызывают подчас неоднозначную реакцию.

В московской общине есть и кряшены, и представители других татарских этнических общностей, в том числе бывшие мусульмане. И в отличие от казанских кряшенских служб, здесь многие разуваются и совершают омовение, а участвовать в богослужении можно сидя на ковре.

Фактический глава и чтец общины Евгений Бухаров не видит в этом никакого отхода от православия. Это «национальные элементы». Хотя в них скорее видится влияние совсем другой – исламской – религиозной традиции.

По словам Бухарова, кряшены могут служить своего рода связующим звеном между православными и татарами-мусульманами, поэтому кряшен можно успешно привлекать к миссионерству в мусульманской среде. В свою очередь, со стороны Духовного управления мусульман Татарстана раздаются призывы к возвращению «насильно крещенных» татар в ислам.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector