1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Грех – болезнь или преступление?

ГРЕХ — что это. Болезнь или преступление

В христианском мире распространено заблуждение, вследствие которого грех рассматривается как преступление против закона и заповедей Божьих; Бог рассматривается как Судья, причем очень строгий, карающий, а человек — как преступник, который должен обязательно понести тяжелое наказание за свое преступление. Такое понимание греха характерно для католического и протестантского богословия. Но оно также распространено сегодня и среди немалой части православных верующих.

При таком понимании греха христианин, если он не совершает каких-либо тяжких проступков (в частности против десяти заповедей Моисея), не видит за собой других, более глубинных, скрытых в его душе грехов и страстей, а следовательно, не видит и необходимости в их исповедании. По этой причине католики исповедуются, как правило, не чаще, чем один раз в год, а протестанты не исповедуются вообще (т.к. считают свои грехи искупленными крестной смертью Спасителя). И те и другие, в случае, когда чувствуют за собой какую-либо, на их взгляд, небольшую провинность, практикуют не исповедь, а мысленное покаяние перед Богом. В целом же, католики, и особенно протестанты, склонны считать себя практически безгрешными, праведными.

Подобный опыт, мысленного покаяния взамен исповеди, начинают практиковать сегодня также и некоторые православные верующие, в частности те, которые не понимают истинного смысла греха и исповеди. Изредка даже находятся отдельные священники, которые потакают такой практике. Увы, подобная позиция является заблуждением и наносит большой вред душе человека.

Православное святоотеческое понимание греха

Православное богословие, основанное на Священном Предании, понимает грех совсем иначе. Для него грех – это НЕ преступление, а серьезное заболевание души; грешник – тяжело больной пациент, а Бог – любящий Врач.

Шестой Вселенский Собор прямо определяет грех, как болезнь души. А в литургической практике Православной Церкви такое понимание греха выражено в многочисленных молитвословиях, и самые известные из них – в чине Исповеди. Человеку, исповедующему свои грехи, говорится: «Внемли убо, понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши».

Склонность ко греху содержится в самой падшей природе человека, который унаследовал ее от своих первородителей, согрешивших в Раю. Природа человека после изгнания его из Рая изменилась: он стал подвержен законам материального мира, и низменное в нем стало довлеть над возвышенным. Через это низменное сатана получил власть над человеком. Человек стал гордым и себялюбивым, хитрым, коварным, лживым, лицемерным; в то же время – раздражительным, обидчивым и ревнивым, злым, жестоким, мстительным, гневливым, алчным, похотливым, сластолюбивым. И много других пороков появилось у него. В православной аскетике эти пороки именуются страстями.

Таким образом, православное богословие, в отличие от католико-протестантского, именует грех НЕ преступлением, а болезнью души. Поэтому, согласно православного вероучения, грешник нуждается не в наказании, а в лечении!

И Церковь предоставляет ему возможность такого лечения.

У святых отцов есть разделение греха на три категории. Это грех: первородный, родовой и личный. Первородный и родовой грех – это греховное поражение человеческой природы, унаследованное от первородителей и своих непосредственных предков. И только личный грех подразумевает персональную ответственность человека за содеянное.

Храм Владимирской иконы Божией Матери

с.Анат-Киняры

Грех — это болезнь души

Грех (греч. amartia — ошибка, промах, мимо цели) — повреждение человеческой природы, болезнь души.
Сегодня человек очень много слышит о грехе, но почти ничего о нём не знает. Современная массовая культура часто использует это слово не по назначению, и постепенно оно лишается истинного содержания. Грех сегодня подчас воспринимается как нечто запретное, но чрезвычайно привлекательное.
Однако Церковь из своего опыта знает, что грех — это смертельное заболевание. Шестой Вселенский собор прямо определяет грех как болезнь души.
Бог дал человеку свободу воли и никогда не отнимал её у него. Господь терпеливо ждёт, когда человеку надоест калечить себя грехами. Если мы видим разрушительность греха и обращаемся к Богу за помощью, Он с радостью исцеляет раны, которые мы наносим себе. Но даже Бог не может нас спасти вопреки нашей воле…

патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Поделиться:

  • Отправить ссылку в ВКонтакте (Opens in new window)
  • Click to share on Facebook (Opens in new window)
  • Больше
  • Нажмите, чтобы распечатать (Opens in new window)
  • Click to share on Pinterest (Opens in new window)
  • Поделитесь в Twitter (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Мой Мир (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Одноклассники (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Елицы (Opens in new window)

  • НОВОСТИ
  • ИНФОРМАЦИЯ
    • О ХРАМЕ
    • РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
  • СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ
  • ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА
    • ИНФОРМАЦИЯ
    • ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
    • СОБЫТИЯ
  • ФОТО
  • КОНТАКТЫ

Прп. Кириака отшельника (556).

Мчч. Дады, Гаведдая и Каздои (IV). Прп. Феофана Милостивого.

Сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского (1934).

Еф., 222 зач., II, 19 – III, 7.Лк., 18 зач., V, 12–16.Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Лк., 24 зач., VI, 17–23.

«Грех — смертельное заболевание»

С 3 по 5 июля в Москве проходил Всемирный
саммит религиозных лидеров. В ходе его состоялась встреча главного редактора
«Аргументов и фактов» Николая Зятькова с Патриархом Московским и всея Руси
Алексием II.

-Ваше Святейшество, каково значение для мировых
процессов завершающегося сегодня Всемирного саммита религиозных
лидеров?

— Нашу встречу я бы назвал весьма успешной. По уровню
участия она стала одной из самых представительных межрелигиозных конференций за
всю историю и самой представительной из когда-либо собиравшихся в Москве. В
процессе диалога мы смогли вместе выявить нашу общую волю к миру, к разрешению
конфликтов, к преодолению терроризма и экстремизма. Многие духовные лидеры
говорили на саммите о том, что в современном мире, переживающем нравственный
кризис, необходимо вернуться к нравственному просвещению и
воспитанию.

Полагаю, что это не менее важно, чем соблюдение прав и свобод
личности. Ведь без нравственного стержня человек не может использовать свою
свободу так, чтобы это пошло на благо ему самому и его ближним. Надеюсь, что
выводы саммита будут услышаны и властями разных государств, и их народами, а
главное — верующими разных религий, которых мы призываем к миру. Человек,
живущий с Богом, не бывает одинок

— Всё больше россиян приходят к
Богу, паства православная разрастается…Это отрадно! Но одновременно с этим
люди читают бездуховные книги, смотрят фильмы, играют в азартные игры,
пьянствуют… Как избежать соблазнов, как укрепить нравственные барьеры простому
человеку?

— Человек состоит из бессмертной души, которая
принадлежит миру духовному, и тела, относящегося к миру материальному. Когда
возникает разнонаправленность влечений души и тела, между ними происходит
конфликт. Удовлетворение физических потребностей наносит непоправимый ущерб
потребностям духовным.

Чтобы избежать этого, главенствующим началом в
человеке должна быть душа. Только раскрывая свои духовные силы, человек обретает
полноту жизни, находит истину, красоту и счастье. Это достигается исполнением
особого нравственного закона, который Творец вложил в человеческую природу. В
каждом человеке есть индикатор этого закона — совесть. Однако на неё могут
положительно или отрицательно влиять и культурная среда, и воспитание, и
образование, и общественные стандарты. Чтобы сохранить нормы нравственного
закона и оживотворить их высочайшими идеалами, Господь дал нам Священное Писание
и Свою Церковь.

Соблазны всегда будут присутствовать в мире, но мы можем
им противостоять. Человек, живущий с Богом, никогда не бывает одинок в борьбе с
искушениями. Господь присутствует в нашей жизни и реально помогает каждому, кто
сохраняет с Ним живую связь. Благодаря этому человек, несмотря ни на какие
трудности, остаётся способным развивать свои духовные качества, уподобляться
Богу и совершенствовать окружающий мир.

— Что такое грех в современном
понятии? Изменилось ли что-либо со времён жизни Иисуса Христа и
апостолов?

— Сегодня человек очень много слышит о грехе, но почти
ничего о нём не знает. Современная массовая культура часто использует это слово
не по назначению, и постепенно оно лишается истинного содержания. Грех сегодня
подчас воспринимается как нечто запретное, но чрезвычайно привлекательное, а
грешник, нарушая всё, что только можно нарушить, не только получает запретное
удовольствие, но зарабатывает репутацию смелого и независимого
человека.

Читать еще:  Как оторваться от наркотиков?

Однако Церковь из своего опыта знает, что грех — это
смертельное заболевание. Шестой Вселенский собор прямо определяет грех как
болезнь души. Всякая болезнь причиняет страдание и, если не лечиться, разрушает
человека и приводит к смерти.

Бог дал человеку свободу воли и никогда не
отнимал её у него. Господь терпеливо ждёт, когда человеку надоест калечить себя
грехами. Если мы видим разрушительность греха и обращаемся к Богу за помощью, Он
с радостью исцеляет раны, которые мы наносим себе. Но даже Бог не может нас
спасти вопреки нашей воле…

САМО ПО СЕБЕ БОГАТСТВО НЕ
ГРЕХОВНО

— Жить в согласии с религиозными догматами, не совершать грехов
в современном мире непросто. Вот, скажем, зарабатывать капитал, делать бизнес —
это всегда сопряжено с такими грехами, как обман, стяжательство. Как же человеку
всё же обрести истинную духовность, жить правильно?

— Не соглашусь с
утверждением, что бизнес непременно связан с грехом. Достаточно вспомнить о
святом Серафиме Вырицком, который занимался предпринимательством. В историю
России вошли имена меценатов — Бахрушиных, Рябушинских, Морозовых и других,
которые, обладая большими состояниями, прославились делами милосердия. Да и
сегодня многие люди, наделённые богатством, помогают
нуждающимся.

Полученную прибыль можно использовать по-разному. В
Евангелии есть притча о богатом человеке, собравшем хороший урожай, который
сказал сам себе: много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей,
веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому
же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для
себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12. 19-21).

Церковь учит, что само по
себе богатство не греховно, но только до тех пор, пока оно не мешает человеку
совершенствоваться и служить ближним. Когда же получение земных благ
превращается в самоцель, сопрягается с алчностью, с презрением к нуждам других,
а люди в погоне за богатством теряют человеческий облик, то такой настрой, без
сомнения, является греховным.

Напомню изречение святого Иоанна Златоуста:
не уделять из своего имущества есть также похищение. Христианин, имеющий
возможность помочь ближнему, не вправе пройти мимо человека, который терпит
нужду и не может сам заработать себе на хлеб. Ведь Слово Божие увещевает нас:
блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20. 35); берегитесь любостяжания, ибо
жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12. 15).

Конечно,
многое в экономической сфере зависит от общества и государства, от того, какие
условия созданы для предпринимательства, какие принимаются законы и как они
исполняются. Однако любой человеческий закон несовершенен, поэтому очень важен
нравственный климат в экономике. Искушения, соблазны всегда были в мире. Но мы
должны бороться с грехом, и неслучайно Священное

Писание уподобляет
христианскую жизнь воинскому служению (2 Кор. 10. 3; 2 Тим. 2.
3).

РАДУЙТЕСЬ С РАДУЮЩИМИСЯ И ПЛАЧЬТЕ С ПЛАЧУЩИМИ

— Сегодня
для некоторых людей принадлежность к Православной Церкви стала едва ли не
обязательным условием для успешной карьеры. Чиновники всех рангов регулярно
светятся перед камерами в храмах во время христианских праздников, с гордостью
рассказывают в интервью о своих духовниках. Но при этом раз за разом принимают
антинародные законы, кто-то крадёт, кто-то сквернословит в Думе. Как вы
относитесь к данной «моде»?

— Православие — это не следование
изменчивой моде, но сокровенная жизнь во Христе. При этом путь к Богу у каждого
свой. Нельзя быть заранее уверенным, что человек, называющий себя православным
лишь потому, что так делают окружающие, никогда в действительности не придёт к
настоящей духовной жизни.

Как правило, такой человек знает о вере очень
немного, нередко «из третьих уст». Но когда он, пусть даже поначалу
поверхностно, соприкасается с миром Православия , начинает посещать
богослужения, общаться с верующими людьми, участвовать в церковной жизни, он
получает возможность реальной духовной перемены.

Я знаю множество
примеров прихода к глубочайшей вере через, казалось бы, случайные и внешние
обстоятельства. Если же говорить о самой возможности узнать истинные намерения
человека, называющего себя православным , то такая возможность у нас есть.
Господь сказал: по плодам их узнаете их (Мф. 7. 20).

— В советское
время цели Церкви были ясны: пережить коммунистический тоталитаризм, успокоив и
обнадёжив тех, кто от веры не отвернулся. А что важно сейчас?


Церковь неотделима от своего народа. Мы стремимся исполнять апостольский завет:
радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим. 12. 15), а значит, помогать
людям переносить трудности, скорби и одновременно сорадоваться всему доброму,
что имеет место в нашей жизни. Во всякое время, при любом политическом строе у
Церкви одна цель — вечное спасение человека.

Государство и та часть
общества, которая не принадлежит к Церкви, могут содействовать либо
препятствовать этой миссии. При советской власти Русская православная церковь
была существенно ущемлена в правах. Когда система государственного атеизма ушла
в прошлое, перед нами встала задача возрождения церковной жизни во всём её
многообразии.

Сейчас, оглядываясь на последнее десятилетие прошлого
века, нельзя не воздать должное самоотверженной стойкости наших людей. В те годы
были восстановлены многие тысячи храмов, возобновлена жизнь многих сотен
монастырей.

Зримым воплощением духовного возрождения России явилось
воссоздание храма Христа Спасителя. Некоторые тогда порицали нас: не лучше было
бы раздать эти средства в детские дома, больницы и тюрьмы? На это я ответил: чем
больше у нас будет храмов, тем меньше понадобится тюрем.

Распад
исторически единого государства, экономические и социальные потрясения,
политическая нестабильность — всё это легло тяжким бременем на плечи народа.
Церковь, исполняя присущую ей миссию миротворчества, призывала к миру партии и
политиков, принимала участие в разрешении политического кризиса в 1993 году,
способствовала урегулированию межнациональных конфликтов. Понесённые в минувшем
столетии испытания дают о себе знать и сегодня: демографический кризис, крайнее
имущественное расслоение, пропаганда безнравственности — всё это вызывает
серьёзные опасения за наше будущее.

Обращаясь к читателям «Аргументов и
фактов», хочу всем вам, дорогие мои, напомнить самую важную заповедь Христа
Спасителя, заповедь о любви: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и
всею душею твоею и всем разумением твоим; …возлюби ближнего твоего, как самого
себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22. 37-40).
Любовь к Богу невозможна без любви к ближнему — к каждому, кто нуждается в нашей
заботе, нашем внимании, нашей помощи. Точно так же любовь к ближнему только
тогда приобретает подлинную высоту и силу, только тогда простирается в вечность,
если она связана с любовью к Богу.

Грех – болезнь или преступление?

МИНИ КУРС «ОРГАНИЧЕСКАЯ СВЯТОСТЬ»

ГРЕХ — ЭТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ ИЛИ БОЛЕЗНЬ?

Почему Бог часто не наказывает за грех? Потому что Он считает что грех это и есть наказание.

Десятки мест писаний из Нового Завета предупреждают верующих об опасности греха. Помимо далеко идущих последствий жизни под грехом, Бог показывает, что грех настолько силен, что человеку никогда не справится с грехом в одиночку.

Кто-то однажды сказал: “ мы грешники, не потому что мы грешим. Мы грешим потому что мы грешники”. Поэтому человек гарантированно обрекает себя на неудачу, решив одолеть грех, сосредоточившись на нем, ведь яблоко не может перестать быть яблоком, пока оно растет на яблоне.

Не вы решаете кем вы будете. Решает ваша природа. Люди не выбирают быть грешниками. Они рождаются ими. Греховная природа — это вирус смерти и греха, который распространяется со времен падшего Адама через каждого человека.

Писание ясно говорит, что какой бы вы ни были хороший, если вы еще в Адаме — вы мертвы во грехах по причине греховной природы: “. В Адаме все умирают…” (1 Кор. 15:22)

И если рассмотреть иллюстрацию того, что яблоня — это природа, а яблоки — это поступки. То иначе говоря, не вы рождаете греховную природу. Это греховная природа рождает вас. Яблоко не выбирает быть яблоком. Природа определяет поступки.

Читать еще:  Нравственные проблемы церковной жизни

И даже если яблоку не нравится быть яблоком, оно ничего с этим поделать не может. Оно не способно противостоять проблеме греха как природы. Да, яблоня может переодеться в другой фрукт, но ее природа не изменится.

И даже если человек живет внешне благочестивой жизнью, но если он рожден от Адама — он носитель греховной природы. И говоря на языке наших аллегорий, люди попадают в ад не за то, что у них яблоки, а за то, что они яблони.

Возникает вопрос . . .
А зачем тогда проповедовать мораль, если это не поможет избавится от греховной природы? 🙂

Правильно. С точки зрения Бога учение против греха не поможет людям. Конечно, наше общество так устроено, что грешник может благодаря своим хорошим поступкам существенно улучшить свою жизнь, вырасти по карьере, прожить намного дольше и тд. Я с этим не спорю.

Да, нам нужна мораль, как минимум для того, чтобы люди на земле не навредили друг другу и прожили как можно дольше, и за счет этого, больше людей придут ко спасению. Но проблема человечества не в отсутствии морали, а в том, что люди идут в ад будучи мертвы во грехах. Из-за греховной природы. (Еф. 2:3-5)

Греховная природа является источником греховных поступков. По другому это не работает. Внутри каждого грешника есть корень греха, и люди “гниют” изнутри наружу. Они могут применять мораль как косметику, но они не могут изменится внутри.

Если убить корень яблони, то яблоки вскоре засохнут и отпадут. Греховная природа — это существительное, а греховные поступки — это глагол. Силу греху глаголу дает грех существительное.

Человек, который бросил курить — он не перестал быть грешником. Он просто помог своей плоти прожить дольше, и возможно это даст ему больше времени для того, чтобы принять спасение. Но его греховная природа никуда не делась. Это просто и понятно. Я так надеюсь :).

Я знаю, что многие сейчас приткнуться, но да будет вам известно, что Бог не пришел для того, чтобы спасти людей от греховных поступков. Он пришел для того, чтобы спасти нас от греховной природы, и как следствие, уже от греховных поступков и всех остальных проблем, которые были последствиями жизни под гнетом греха.

Поймите, друзья, именно греховная природа является корнем, из которого растут все проблемы человечества: смерть, болезни, нужда, похоти, злоба и всевозможные грехи.

И для того, чтобы человечество себя не уничтожило, Бог установил институт власти, которая действует законом, и под страхом наказания, останавливает проявление греховной природы в виде различных преступлений, но конечно, закон не может устранить причину греха, но хоть как-то улучшает жизнь человека до времени, пока не пришел спаситель.

“Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование. “ ( Галатам 3:19)

Люди попадают в ад не из-за того, что у них яблоки, а потому они яблони. И закон может регулировать количество яблок, но он не может повлиять на то, что кто-то является яблоней.

Итак, факты:
— Каждый рожденный от Адама, мертв во грехах по причине греховной природы. (Еф. 2:3-5; 1 Кор. 15:22; Рим. 5: 12,14,19);

— Греховная природа — это “органическая” сущность, которая “плодоносит” грехами естественно и без усилий. Носителю греховной природы не нужно учится грешить или посещать школы греха, брать уроки зависти или гнева — это все для него очень легко и естественно.

И даже наоборот, ему приходится прилагать усилия, чтобы не быть таковым.

— Чтобы человечество себя не уничтожило из-за проявлений греховной природы, был дан закон и установлен институт власти, для того, чтобы люди контролировали свое поведение мотивируясь страхом наказания или возможностью награды ( Гал. 3:19; Рим. 13: 1-6; 1 Тим. 1:9);

— Носитель греховной природы не способен своими хорошими поступками отречься от своей природы. “То, что не в силах был сделать Закон, не способный перебороть нашу греховную природу. ” (Рим. 8:3) совр. перевод.

Зачем пришел Иисус?
Иисус Христос пришел на землю не для того, чтобы дать нам новый закон или новые правила (это мог сделать кто угодно), Он пришел для того, чтобы на Кресте убить нашу греховную природу, которая давала силу грехам поступкам.

Мистическим, непонятным для нас образом, Иисус поместил в Свое Тело нашу греховную природу, нашего ветхого человека, и распял его там.

Вот что говорит об этом факте писание:

“Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти…”
(Послание к Римлянам 8:3)

Тот же стих в современном переводе:
“То, что не в силах был сделать Закон, не способный перебороть нашу греховную природу, сделал Бог. Он послал Своего Сына в теле, подобном греховному человеческому телу, и осудил грех, сделав Его тело жертвой за наши грехи. “

Наш ветхий человек, наша греховная природа, была распята на Кресте и уничтожена:
“Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху. Ибо умерший освободился от греха.” (Рим.6:6-7)

“Мы знаем, что наша прежняя греховная природа была распята с Ним для того, чтобы освободить нашу жизнь из-под власти греха, и чтобы мы не были более рабами греху, ведь умерший освобожден от греха” (Рим. 6:6-7)

Наша греховная природа распята с Ним на Кресте. В послании к Римлянам около 40 раз используется слово “грех” в качестве существительного, а не глагола. Когда говорится, что мы умерли для греха, то имеется в виду не грех как глагол (поступки), а грех как существительное, как природа. То, что давало силу греху глаголу. Итак друзья, грех как яблоня мертв. И вы вместе с ним.

Грех – болезнь или преступление?

Оригинал взят у tyhomir в Что такое грех на самом деле?

1. Распространенное заблуждение о грехе и исповеди

В христианском мире распространено заблуждение, вследствие которого грех рассматривается как преступление против закона и заповедей Божьих; Бог рассматривается как Судья , причем очень строгий, карающий , а человек, как преступник , который должен обязательно понести тяжелое наказание за свое преступление. Такое понимание греха характерно для католического и протестантского богословия. Но оно также распространено сегодня и среди немалой части православных верующих.

При таком понимании греха христианин, если он не совершает каких-либо тяжких проступков (в частности против десяти заповедей Моисея) не видит за собой других, более глубинных, скрытых в его душе грехов и страстей, а следовательно, не видит и необходимости в исповедании их.

Отсюда исповедь католиков нередко очень отличается от исповеди православных, а протестанты не исповедуются вообще (т.к. считают свои грехи искупленными крестной смертью Спасителя).

И те и другие, в случае, когда чувствуют за собой какую-то, на их взгляд, небольшую провинность, практикуют не исповедь, а мысленное покаяние перед Богом. В целом же, протестанты склонны считать себя практически безгрешными, праведными; нередко так считают и католики.

Подобный опыт мысленного покаяния взамен исповеди (или редкой исповеди), начинают практиковать сегодня также и некоторые православные верующие, в частности те, которые не понимают истинного смысла греха и исповеди. Изредка даже некоторые священники поддерживают такую практику. Увы, подобная позиция является заблуждением и наносит колоссальный вред душе человека, отдаляя ее от спасения.

2. Православное святоотеческое понимание греха

Православное богословие, основанное на Священном Предании, понимает грех совсем иначе. Для него грех – это НЕ преступление, не безнравственный поступок, грех — это серьезное, смертельное заболевание души ; грешник – тяжело больной пациент, а Бог – любящий Врач

Склонность ко греху содержится в самой падшей природе человека, который унаследовал ее от своих первородителей, согрешивших в Раю. Природа человека после изгнания его из Рая изменилась: он стал подвержен законам материального мира, и низменное в нем стало довлеть над возвышенным. Через это низменное сатана получил власть над человеком. Человек стал гордым и себялюбивым, хитрым, коварным, лживым, лицемерным; в то же время – раздражительным, обидчивым и ревнивым, злым, жестоким, мстительным, гневливым, алчным, похотливым, сластолюбивым. И много других пороков появилось у него. В православной аскетике эти пороки именуются страстями.

Шестой Вселенский Собор прямо определяет грех, как болезнь души. А в литургической практике Православной Церкви такое понимание греха выражено в многочисленных молитвословиях, и самые известные из них – в чине Исповеди. Человеку, исповедующему свои грехи, говорится: «Внемли убо, понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши».

Читать еще:  Ну, и какие у меня грехи?

Таким образом, православное богословие, в отличие от католико-протестантского, именует грех НЕ преступлением, а болезнью души. Поэтому, согласно православного вероучения, грешник нуждается не в наказании, а в лечении!

И Церковь предоставляет ему возможность такого лечения.

У святых отцов есть разделение греха на три категории: грех первородный, родовой и личный. Первородный и родовой грех – это греховное поражение человеческой природы, унаследованное от превородителей и своих непосредственных предков. И только личный грех подразумевает персональную ответственность человека за содеянное

Использованы материалы статьи К.Гиппа «Грех – это болезнь или преступление?»

ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРЕХА И БОЛЕЗНИ В МЕДИЦИНЕ

Корытько Е. С.

Во все времена, начиная с античных, многие мыслители, а затем и ученые, большое внимание уделяли вопросу о болезнях. Не обошли этот вопрос и мыслители-богословы такие, как врач с мировым именем и архиепископ святитель Лука (Войно-Ясенецкий), святой Феофан Затворник, свт. Игнатий Брянчанинов, преп. Иоанн Лествичник и мн. др. Сущность их богословского мышления сводится к следующему.

Болезни бывают как наказание, как вразумление, как испытание терпения и веры. Но все они имеют в своем основании наши грехи, начиная с греха первородного. Опыт свидетельствует о том, что грех и страсти разрушают здравие души и тела, а победа над страстями доставляет спокойствие душе и здоровье телу.

За тысячи лет до научных разработок Библия просто и ясно показала связь греха и болезни. «Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель» (Пс. 139); «Кроткое сердцежизнь для тела, а зависть-гниль для костей» (Притч. 14); «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притч. 17); «Венец премудрости — страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие» (Сир. м1;18) и т. д.

В XX в. болезнь стала пониматься узко, обычно только как телесное страдание, а в старину, говорят, доктор встречал больного вопросом: «Давно ли причащались?» — и не приступал к лечению пока больной не исповедуется и не причаститься. Постараемся проанализировать взаимоотношения греховных страстей с происходящими от них соматическими и психическими недугами. Начнем с чревоугодия. В понятие этого греха включается злоупотребление и излишества в питании (переедание, нарушение постов, пьянство, лакомство), курение и вообще любое неумеренное услаждение плоти. Священное Писание неоднократно предупреждает о пагубности чревоугодия. «Немногим довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не страдает одышкой на своем ложе. Здоровый сон бывает при умеренности желудка…Страдание бессонницею и холера, и резь в животе, — подчеркивает Премудрый, — бывают у человека ненасытного» (Сир. 31).

Очевидный факт, что этот грех является одной из причин ожирения, желудочно-кишечных заболеваний, обменных нарушений в суставах, болезней сердечно-сосудистой системы, алкоголизма, болезней органов дыхания и т. д. По данным статистики, средняя продолжительность жизни людей с ожирением снижается приблизительно на 7 лет.

С чревоугодием органично связан грех любодеяния. Кожно-венерические заболевания, СПИД, бесплодие, импотенция, сопровождающиеся нервно-психическими нарушениями в большинстве случаев проистекают от половых извращений и сексуальной распущенности. Такие люди губят и телa и дyши, причем, и свои и чужие. Грех любодеяния влечет за собой грех детоубийства во чреве. Его последствия — различные осложнения абортов, бесплодие, воспалительные заболевания половой системы и т. п.

Тяжко уродует образ Божий в человеке и вредит здоровью грех сребролюбия. Библейский пример сребролюбца — Иуда Искариот; классические литературные примеры — гоголевский Плюшкин, бальзаковский Гобсек. Архиепископ Иннокентий Херсонский рисует образ сребролюбца, снедаемого злобой из-за богатства ближнего. Бледность лица, могильный оттенок очей и уст, безжалостное сердце доказывают, что извращен весь порядок душевных и телесных сил. Подлинно, «бдительность над богатством изнуряет тело, и забота о нем отгоняет сон» (Сир. 31).

Поведение одержимого сребролюбием зависит от многих причин социального характера и проявляется в разных формах асоциального поведения (воровство, вымогательство, рэкет, взяточничество и пр.). У таких людей часто развиваются различные нервно-психические расстройства (неврозы, депрессии, психозы). Все это красноречиво свидетельствует, что сребролюбцы подобно другим грешникам духовно больные люди.

Одним из самых пагубных для здоровья грехов является гнев. Современные шведские и американские исследователи независимо друг от друга показали, что гневливые и властолюбивые люди, если они в силу объективных обстоятельств не выражают в полной мере свои страсти, склонны к развитию гипертонической болезни. Также способствуют резким скачкам давления не находящие выхода агрессивные черты личности (подавленная враждебность, злопамятность, затаенная и непрощенная обида и др.).

Видно недаром сказано в Библии: «Ревность и гнев сокращают дни, а забота прежде времени приводит старость» (Сир. 30).

В той же главе Премудрости находится и другое замечательное наставление по поводу еще одного греха: «Не предавайся печали душою твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца — жизнь человека, и радость мужа — долгоденствие… утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет» (Сир. 30). Печаль и уныние сопровождаются леностью, праздностью, маловерием, сомнениями в Боге, празднословием. Клинически печаль и уныние вырисовываются как астения, различные формы депрессии (апатия, тоска, тревога) и т. д.

Депрессия снижает иммунитет. Она, подобно курению и алкоголизму, повышает уязвимость к онкологическим заболеваниям, провоцирует язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, нервно-психические расстройства. Апостол Павел различает «печаль ради Бога» и «печаль мирскую». Первая производит покаяние ко спасению, а вторая — смерть (2 Кор.7; 10).

Наряду с мирской печалью и унынием, катастрофически неблагоприятно отражаются на здоровье тщеславие и особенно гордыня. Их проявления: властолюбие, эгоизм, чрезмерное самомнение, презрение и уничижение людей, неверие и хула на Бога.

За шестьсот лет до Р. Х. жил богатейший и весьма знаменитый царь Вавилонский Навуходоносор. Он славился своими воинскими победами, колоссальной властью и великолепными постройками (например, одно из семи чудес света — так называемые висячие сады Семирамиды). Исторический факт — на всех кирпичах, сохранившихся в каменных развалинах, читается единственная надпись «Навуходоносор, царь Вавилонский». Книга пророка Даниила повествует о том, как он не переставая восхищался своим величием. Бог покарал гор-деца. В течение 7 лет в припадках безумия царь считал себя волом. Воистину, прав преподобный Иоанн Лествичник: «Наказание гордому — его падение, а признак оставленности его Богом — есть умоисступление» [3].

Тщеславие и гордыня — факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний, в первую очередь, — ишемической болезни сердца, гипертонии, а также нервно-психических заболеваний. Стенокардия, инфаркт — типичный результат стрессов; неумения адекватно, «без сцен», без вспышек гнева и злости, ущемленного самолюбия и честолюбивых амбиций реагировать на окружающих и самого себя. Люди, по-христиански благожелательно относящиеся к своим близким, при прочих равных условиях меньше подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям.

Таким образом, мы видим, многие болезни имеют среди своих причин неправильный (по богословской терминологии — греховный) образ жизни. Но сама по себе болезнь — не грех, а его следствие. Врач, имея правильное понимание о духовных корнях болезни, не вправе порицать и осуждать больного человека. Духу христианского отношения врача к страждущим людям учат многие святые отцы Православия. Они советуют, когда кого-нибудь увидим в страдании и недуге, не лукаво объяснять себе причину его болезни, но принять с простотой и бескорыстной любовью и постараться уврачевать, как самого себя. Православная медицина основывается на милосердии, человеколюбии и христолюбии. Она сочетается с умением грамотно применять медицинские знания, а также учитывать влияние Промысла Божия на здоровье и болезнь.

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело / Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Симферополь. 2005.

Зорин, К. В. Хочешь ли быть здоров? Православие и врачевание / К. В. Зорин. М.: Русский хронограф. 2000.

Священник Валентин Жохов. Христианское отношение к болезням и врачеванию / Священник Валентин Жохов. М.: Даниловский благовестник. 1997.

Священник Сергий Филимонов. Церковь, больница, больной / Священник Сергий Филимонов. М.: об-во свт. Василия Великого. 2001.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector