1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О спасении добродетельных неверующих

Спасутся ли хорошие люди вне Церкви?

Действительно, спасутся ли хорошие люди вне Церкви? Я не берусь отвечать на этот вопрос быстро и односложно, потому что в нем есть одна проблема. Дело в том, что на самом деле, спрашивающий имеет в виду себя — и если Вы скажете «да», он тут же вздохнёт с облегчением. «Уж я-то точно хороший человек, и, наверное, со мной будет все в порядке. Так что каяться, веровать, приводить свою жизнь в порядок, жить церковной жизнью — это лишнее. Ну, я пошёл». Беда в том, что что надежда на то, что я спасусь, потому что я хороший человек, является полностью ложной. Ее нельзя никому подавать. Но изложим по порядку.

Что мы вообще имеем в виду, говоря о спасении? В голове у многих возникает картинка, согласно которой по итогам страшного суда одних пустят в особо благоустроенный санаторий, других отправят в лагерь особо строгого режима — и навсегда. Спастись — значит как-то отвертеться от лагеря и попасть в санаторий. Но реальная картина другая — Христос приходит спасти «людей Своих от грехов их (Матф.1:21)» Грех — это не что-то, что угрожает Вам снаружи — это то, что убивает Вас изнутри. Один известный рок-музыкант, наркоман со стажем, на краю гибели обратившийся к Богу, написал книгу о своем опыте с говорящим названием «Спаси меня от меня самого». Враги, которые нас губят во времени и в вечности — это мы сами. Бесы, конечно, стараются помочь нам в этом — но им было бы решительно не за что ухватиться, если бы мы не давали такой возможности. Это бросается в глаза, когда речь идёт о наркомане, и может не так бросаться в других случаях — но люди всегда являются своими худшими губителями, и Христос приходит спасти людей от того, во что они себя превратили.

Потому что запускать людей в санаторий бессмысленно — они его превратят в ад. Как люди во время, например, межнациональных конфликтов, превращают в ад землю — даже самую прекрасную и цветущую землю, с самыми вкусными фруктами и самым ласковым морем.

Что Бог делает с такими людьми по ту сторону смерти? А что можно с ними сделать? Он полагает предел, границу, которую они уже не могут пересечь, водворяет «Великую Пропасть», между спасёнными и погибшими, чтобы ад никогда не смог вторгнуться в рай. Его гнев — это Его любовь, когда она полагает предел неисцелимому злу.

Обычно это понятно, когда мы говорим о каких-то чрезвычайно злых и упорных во зле людях, которые отвергли все попытки их спасти — но мы-то, вроде, не таковы. Пустите нас в рай, мы там устроим, максимум, обычную советскую коммуналку. Но мелкий эгоизм и склочность, по которым мы устраиваем коммуналки, могут иметь только два вектора развития — или они совершенно искоренятся, как и любой грех, или сожрут нас целиком. Как раковая опухоль — или лечение убьёт ее, или она убьёт человека.

Собственно, вопрос «спасутся ли хорошие люди» не имеет смысла. Это все равно, что спрашивать, «выздоровеют ли здоровые люди». Нет, и им незачем. Спасение от греха, осуждения и порчи нужно грешникам, виновным и испорченным. Хорошим людям оно не нужно. С ними и так все в порядке. Христос не приходил к хорошим людям, Он приходил только к плохим. Совершенно незачем умирать за грехи безгрешных, даровать прощение невиновным и подавать благодатную помощь в борьбе с пороками непорочным. Если Вы — один из них, закройте эту страницу. Евангелие не имеет к Вам отношения и не может иметь, оно — про грешников. (Кстати, как Вы вообще оказались на этой ужасной планете? Авария звездолета?)

Беда в том, что люди ужасающе злые и испорченные, как бы уже водворившиеся в аду при жизни, как раз видят себя хорошими. Даже один из самых страшных массовых убийц в истории, Пол Пот, истребивший, по меньшей мере, четверть населения своей страны, сказал в одном интервью: «Моя совесть чиста. Да, мы совершали определённые ошибки, но они носили вынужденный характер. У нас не было иного выбора. Мы должны были защищать себя от вьетнамцев, которые хотели раздавить Кампучию». Брейвик, из недавних, тоже вот не считает себя плохим человеком. Обычные люди, не злодеи, могут тяготиться своими явно дурными делами и иметь более-менее осторожное мнение о своей хорошести. Святые ужасаются бездне своей греховности и изумляются величию милости Божией, которая им (даже им!)

Я не берусь судить о том, спасёт ли Христос вообще кого-нибудь вне Церкви — я не знаю, того, чего я не знаю. Я могу с определённостью сказать другое — если Вы полагаете себя тем хорошим человеком, который спасётся вне Церкви, Вы ошибаетесь самым ужасным образом. Мы с Вами — и я не менее Вас — нуждаемся в том, чтобы признать свой грех и свою отчаянную нужду, покориться Иисусу Христу, возложить на Него надежду, войти в Его Церковь. Тогда мы, бедные грешники, несомненно обретём вечное спасение.

Спасаются только христиане? Спасутся ли верующие других религий и атеисты?

В Библии много раз говорится, что весть о Христе будет возвещена всем народам.

Иисус призывал: “Идите, научите все народы” (Матф. 28:19)

И даже констатировал: “И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец” (Матф. 24:14)

В этих текстах мы видим фразы «всем народам» и «во всей вселенной» Также в Библии встречается фраза «в целом мире», например, в Матф. 26:13. То есть мы видим, что в планах Бога было изначально охватить вестью Евангелия всех людей.

Но тут же встают вопросы: будут ли спасены все те, кто услышал Евангелие? А будут ли спасенные среди тех, до кого свет Евангелия не дошел? Вспомните, например, время безбожного СССР или древний Китай… Бывают очень порядочные, добрые и честные люди среди неверующих в Бога людей или среди верующих других религий.

Вот на эти вопросы мы с Вами и попробуем ответить.

Некоторые христиане утверждают, что спасение существует только в рамках их христианской церкви. Верно ли такое утверждение?

Например, в 1302 г. папа Бонифаций VIII провозгласил: «Подчинение римскому первосвященнику является для человеческого существа совершенно необходимым условием спасения».

Однако мы не увидим ничего подобного в Библии. Из Священного Писания четко видно, что судиться будут члены Церкви Христа по делам, а не по принадлежности к какой-либо церкви.

Посмотрите, что говорил Иисус:

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф. 7:21-23)

Из слов Христа четко видно, что не все верующие в Него спасутся, а только те, кто исполнял волю Бога. А далее Он поясняет, что не спасутся делающие беззаконие, то есть те, кто не исполняет Закон Божий. Итак, Иисус критерием спасения называет соблюдение закона Божьего, а не принадлежность к определенному Божьему народу.

Вот еще слова Христа, обращенные непосредственно к церквям:

«И . уразумеют ВСЕ ЦЕРКВИ, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас ПО ДЕЛАМ ВАШИМ» (Откр. 2:23)

Теперь посмотрим на Павла, он, обращаясь к разным церквям: из Каринфа, Ефеса и Галатии, обличал их в разных грехах и заблуждениях и всем им он говорил, что спасение зависит от соответствия их жизни Божьему закону:

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9,10)

Здесь Павел перечислял нарушение заповедей Божьего закона, записанного Моисеем. Во втором послании Коринфской церкви, Павел также писал о связи дел христиан и Великого суда:

«Всем нам (христианам) должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10)

Христианам из Галатии Павел также перечислял заповеди из Божьего закона, связывая их соблюдение со спасением:

«Прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю (предупреждаю) вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют»(Гал. 5:19-21)

Христианам из Ефеса апостол Павел писал о том же:

«Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5)

Итак, мы видим в Библии четкие предупреждения как Христа так и апостолов, о том, что христиане, цинично нарушающие Божий закон, Царствия Божьего на наследуют. То есть мы никак не можем сказать, что спасение будет зависеть просто от посещения определенной церкви.

Есть другое утверждение: спасены могут быть только Христиане, а не другие верующие.

Я уже писал подобный материал по названием «Все ли христиане спасутся?». Здесь мы немного расширим эту тему.

Уверенность, что спасутся все христиане основана на нескольких текстах Библии. Вот один из них:

«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан.5:24)

Проблема в том, что люди часто невнимательно изучают Библию и плохо знают ее. Выше мы с Вами прочли множество текстов, которые показывают, что верующие также будут судимы и могут не войти в Царствие Божье. Неужели этот текст им противоречит? Нет не противоречит! Библия не может себе противоречить! Посмотрите что здесь написано: «слушающий слово Мое». В менталитете иудеев, слушать это значит слушаться. Об этом не раз говорил Иисус: Например, прочитаем Лук. 8:21:

«Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его»

В Нагорной проповеди, Иисус учил:

«Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; А всякий, кто слушает сии слова Мои и НЕ исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке» (Матф. 7:24,26)

О том же говорил апостол Иаков:

«Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак. 1:22)

То есть Иисус в Иоан.5:24 говорил о людях, которые не просто слушают, но исполняют Его слова – они на суд не приходят и переходят в вечную жизнь. А о чем были слова Иисуса? Иисус учил людей правильно исполнять Божий закон! Читайте об этом материал «Нагорная проповедь. Толкование. Иисус отменил заповеди закона Моисея?» А на какой суд верующие не приходят? Этот суд описан в конце 20 главы книги Откровения.

Вот еще один спорный текст.

«Он (Иисус) одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр.10:14)

О ком здесь речь? Разве все христиане совершенны? Внимание: там в конце стоит слово «освещаемых». Об освещаемых Павел писал более подробно в другом месте – послании Фессалоникийцам:

«Воля Божия есть ОСВЯЩЕНИЕ ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; … чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно» (1Фесс.4:3,6)

Вот опять мы видим закон. Павел с его соблюдением связывает освящение. То есть освещаемые – это не все, кто принял крещение, а христиане, которые стараются расти духовно, избавляться от грехов и жить по воле Божьей, желая соблюдать Его мудрый закон для своего же блага и для блага своих близких. О мудрых и актуальных заповедях Божьего закона читайте материал «Актуален ли Божий закон в наше время?»

Читать еще:  Православная традиция духовно-нравственного становления человека

Следующее распространенное утверждение: что все религии равны и все ведут к Богу и соответственно к спасению: индуизм, буддизм, ислам, иудаизм, язычество и христианство – все равны! Так ли это?

Но Иисус сказал однозначно:

«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14:6)

В Деяниях 4:12 мы читаем: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».

Это значит, что Иисус умер для всего человечества. И благодаря Ему человек имеет возможность быть ближе с Богом! Из этих текстов никак не следует равенство всех религий.

Сегодня мы видим, как искажаются религии вне христианства и даже внутри христианства, как черное называют белым, как поощряют убийства, как оправдывают гомосексуализм и гражданские браки, а некоторые религиозные течения прямо призывают к насилию и террору якобы во имя Бога.

Но ведь Библия учит обратному – по-человечески относится даже к врагам (см. Прит.25:21, Матф.5:44. Рим.12:20)! Значит, не все религиозные течения одинаковы.

А если не все религии одинаковы, как узнать какие верующие спасутся?

Этот вопрос я бы объединил с другим подобным вопросом. Спасутся ли атеисты, то есть те, кто совсем не верит в Бога и Высшую силу? Ведь атеисты – это тоже своеобразные верующие люди. Во-первых, они верят в теорию эволюции. И если учесть, сколько в этой теории откровенных противоречий и недостатков, то иначе как верой атеизм не назовешь. Мы верим в Бога, они верят, что нет Бога, а все великолепие и гармония были созданы волею случая. И у верующих и у атеистов нет четких научных доказательств. Но на стороне нас — верующих гораздо больше фактов и аргументов. Я это точно знаю, так как недавно написал книгу «Творение или эволюция?». И, во-вторых, любой атеист, когда попадает в очень опасную ситуацию, взывает к Богу. То есть внутри у каждого атеиста есть вера, просто они ее подавляют якобы логикой и некими знаниями.

Итак, спасутся ли верующие из других религий и неверующие атеисты?

Вспомните про все народы, о которых мы говорили вначале. А теперь давайте прочтем отрывки из книги Деяния апостолов:

Деян.17:26 От одной крови Он (Бог) произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, 27 дабы (чтобы) они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас

Здесь видно, что Бог создал ВСЕХ людей, чтобы они искали Его

Деян.14:16 Который (Бог) в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, 17 хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши

Здесь мы видим, что Бог заботиться о всех людях и всячески свидетельствует им о Себе

Деян.10:35 во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

А тут написано, что во всяком народе есть люди приятные Господу. А вот еще интересные слова Иисуса, обращенные к верующим Иудеям. Из них видно, что будут спасенные со всех уголков земли, и наоборот среди спасенных может не быть многих верующих, которые были уверены в своем спасении:

Лук. 13.28 увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. 29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

А теперь давайте исследуем утверждение апостола Павла в его послание к Римлянам во 2-й главе. Напомним, что в 1-й главе Павел писал о верующих и неверующих в Бога, то есть во 2-й главе Павел продолжает мысль, рассуждая о всех людях, как верующих, так и неверующих:

Рам. 2:1 Итак, неизвинителен ты, ВСЯКИЙ ЧЕЛОВЕК, судящий [другого], … 5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, 6 Который воздаст КАЖДОМУ по делам его: 7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; 8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде,- ярость и гнев.

Здесь мы видим, что всякий человек будет на Божьем праведном суде, где будут воздаяния КАЖДОМУ по его делам. Как видите, здесь мы опять видим что судится человек будет по его делам. Читаем дальше

9 Скорбь и теснота ВСЯКОЙ ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, делающего злое, во-первых, Иудея, [потом] (верующего) и Еллина (неверующего или язычника)! 10 Напротив, слава и честь и мир ВСЯКОМУ, делающему доброе, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину! 11 Ибо нет лицеприятия у Бога.

Иудеи – это верующие, а Еллины – эти греки, среди которых были язычники и философы атеисты. То есть, Павел утверждает, что всякому человеку, делающему злое, как верующему, так и неверующему, будет наказание. И наоборот, всякому человеку, как верующему, так и неверующему, будет награда. А в конце Павел поясняет, что Бог не лицеприятен, то есть Бог не дает любимчикам позволение безнаказанно грешить. Читаем далее

12 Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся

Здесь Павел поясняет, что неверующие или язычники, незнающие закон Божий, если согрешили (то есть нарушили Божьи заповеди) все равно погибнут, и соответственно, те, кто знает закон, если согрешили, то этим законом будут осуждены на погибель. То есть опять же нет разницы – за грех – следует осуждение! А далее Павел поясняет, что общий подход, касающийся наказания, относится и к награждению. Кстати, он о том же говорил в самом начале в 7 и 8 текстах. Читаем:

13 потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, 14 ибо (потому что) когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: 15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) 16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа.

Здесь Павел четко и однозначно говорит, что спасаются исполнители закона. К ним относятся и язычники и неверующие, если они живут по Божьему закону, прислушиваясь к голосу Духа Святого, который действует через их совесть. Павел прямо говорит, что они будут спасены в день суда. Прочитайте после 13 текста сразу 16 текст и увидите это. А 14 и 15 тексты лишь вносят пояснения.

Как мы видим Павел учил, что спасаются те, кто исполняет закон вне зависимости от того под законом он или нет, какой он веры или совсем неверующий.

Наверное, у некоторых может возникнуть вопрос: Если спасение есть в каждой церкви и даже вне религии, какая разница в какую церковь ходить или вообще не ходить на богослужения?

Ответ прост. Как мы цитировали выше многие тексты Библии, человек будет судиться по его делам! И конечно будучи рядом с Богом, стараясь жить по Его мудрым законам, человек меньше наделает ошибок. И соответственно ближе будет к спасению! Более того, чем ближе учение религии к Божьему учению, тем более счастливую и здоровую жизнь имеет человек.

Вот скажите, счастливы ли люди, их дети и родители, если верующие с позволения церкви вступают в гражданские браки, допускают разводы и гомосексуальные связи?

Вот скажите, у кого лучше здоровье, у верующих в церквях, где учат о вреде алкоголя, курения и нездорового питание, или в тех, где этому не учат?

На самом деле большое значение для человека имеет церковь, которую он посещает. От этого зависит качество его жизни. Причем это важно как для него, так и для его близких – родных, друзей, коллег, соседей и даже случайных знакомых.

О добродетельных неверующих

Вопрос о добродетельных неверующих ставят довольно часто — с двух сторон. С одной стороны, неверующие — которым кажется, что для христианства это должно быть проблемой. С другой — новообращенные верующие, которые остро переживают свое обращение «от тьмы к свету и от власти сатаны — к Богу» и которым, поэтому, кажется, что вообще ничего доброго за пределами Церкви быть не может. Впрочем, такое настроение в некоторых общинах поддерживается — мне доводилось читать о людях, которые ушли из своих религиозных групп (иногда — от веры в Бога вообще) потому, что им внушали, что кругом одни развратники и злодеи — что оказалось явно не так. Недавно я читал воспоминания одной женщины, выросшей в очень замкнутой секте. Ее доверие к учению секты подорвал пожар — когда ее семья осталась без дома, а соседи (не-сектанты) отнеслись к ним с большой добротой и оказали щедрую помощь. Как же так — думала она — это же навеки проклятые нечестивцы из царства сатаны.

Увы, сектантский взгляд на мир может проникать и в Церковь, когда человек считает своим религиозным долгом видеть кругом лишь грязь, нечестие и разврат, а к добродетелям иноверцев или неверующих относиться с глубокой подозрительностью — ведь подлинная добродетель бывает только у нас, право верующих. Психологически это понятно — человек, желающий подчеркнуть свою принадлежность к какой-то группе (футбольному клубу, нации, политической партии, и, увы, Церкви тоже) инстинктивно делает это, подчеркнуто отторгая другие группы — «мы» это вам не «они». Но вот богословски это неверно — потому что Священное Писание признает, что люди, не принадлежащие к народу Божию, могут проявлять добродетель и совершать подлинно хорошие, одобряемые Богом поступки.

Египетские повивальные бабки саботировали приказ фараона убивать новорожденных мальчиков (Исх.1:14-21), персидский царь Кир оказал многие благодеяния народу Божию, за что его Писание очень хвалит (напр. Исайя 44:28). В Новом Завете упоминаются сотник Юлий, римский офицер, поступавший с Апостолом Павлом «человеколюбиво» (Деян.27:1-3). Жители острова Мелит (Мальты) оказавшие потерпевшим кораблекрушение св. Апостолу Павлу и его спутникам «немалое человеколюбие» (Деян.28:1). Священнописатели признают добро в людях ( в том числе внешних) и благодарны за него.

Апостол Павел пишет о том, что все люди вообще наделены знанием нравственного закона: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2:14-15)»

Истина, добро и красота могут проявляться и вне пределов Церкви — потому, что весь этот мир есть Божий мир, и все люди являются Его творениями, несущими Его образ. Мы живем в падшем мире, но не в аду — и мы должны видеть подлинное благо везде, где оно себя проявляет, и быть за него благодарными, Богу и людям.

Однако, у по-настоящему хороших людей есть одно важное качество — они видят свои недостатки, грехи и упущения, и сокрушаются о них. Чем человек хуже, тем меньше он склонен это замечать — «а что, если и убил кого, так только по делу». Чем человек лучше — тем заметнее (и тем мучительнее) ему всякое пятнышко на совести. Когда мы прилагаем серьезные усилия к тому, чтобы соблюдать нравственный Закон, мы обнаруживаем, то не соблюдаем его так, как должно. У самых самых разных людей, принадлежащих к самым разным цивилизациям, присутствует сознание трагичности, падшести нашего существования; но также присутствует надежда и ожидание. Великий японский писатель Кэндзи Миядзава (Буддист) говорит о трагической смерти своей сестры:

Моя маленькая сестричка

Сегодня уже будет так далеко отсюда.

За окном идет мокрый снег, но все залито ясным светом.

Оплакивание греха, смерти и изуродованности нашего мира — вместе с надеждой на то, что последнее слово принадлежит не смерти — это то, что обще всем нам, людям; хотя некоторые из нас и подавляют это чувство. Пророк говорит о Христе как о «Желаемом всеми народами» (Агг.2:7), как о том, в Ком Бог дает ответ на все человеческие поиски и вопрошания — Том, кто приходит победить грех и смерть. Добродетель не может заменить Христа; но она ведет ко Христу. В книге Деяний Апостольских упоминается Сотник Корнилий. Он был на редкость хорошим человеком — добрым, щедрым, искренне религиозным, «муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским (Деян.10:22)» Офицер оккупационной армии, одобряемый всем оккупированным народом — поистине, неординарная личность! Как Писание оценивает его добродетель? Ничтожна ли она в глаза Бога? Нет; как говорит Корнилию Апостол Петр, «услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. (Деян.10:31)». Значит ли это, что Корнилий и так хорош и не нуждается в Спасителе? Как раз нет; Бог обратил внимание на его искренне желание жить по правде, и Он послал к нему Апостола Петра, чтобы проповедать ему Христа и преподать Святое Крещение.

Читать еще:  О грехе и покаянии (почему стул не наследует жизнь вечную?)

Добродетель вне Церкви существует — Бог ее видит и одобряет. Но эта добродетель — запрос, а не ответ, ожидание, а не осуществление.

О спасении добродетельных неверующих

Более того, здесь мы рискуем дать ответ, который создаст у собеседника ложное впечатление. Беда в том, что вопрос о спасении добродетельных нехристиан нередко означает на самом деле другой вопрос — нуждаюсь ли лично я в покаянии и вере, или я так проскочу, по категории “добродетельных нехристиан”? И отвечая на него “ну, мы не знаем, полагать пределы милости Божией не можем, Христос умер за весь человеческий род, так что может оные нехристиане и спасутся”, мы фактически даём ответ на другой вопрос — “нет, вы не нуждаетесь в покаянии и вере, вашему вечному спасению ничто не грозит”.

Поэтому мы можем ответить — нам нечего сказать о спасении людей, не слышавших Евангелия; нам даже нечего сказать о спасении тех или иных умерших — даже человек, умерший, по-видимому, в безбожии, мог покаяться перед самой смертью; нам не открыто, что происходит в сознании умирающего. Мы посланы сказать другое: Евангелие — вот послание, обращённое лично к вам, приглашение, которое вы можете принять или отклонить; и это послание не делает секрета из того, что, отказавшись войти в дверь, вы останетесь за дверью.

В Евангелии речь идёт всегда о вас лично, и это делает большую часть вопросов, задаваемых о спасении, просто не относящимися к делу. А спасётся ли, например, воин, отдавший жизнь, спасася детей от террористов, врач, самоотверженно ухаживающий за больными, воспитательница в детдоме, отдающая себя служению сиротам, если эти люди — неверующие? А что если человека отвратили от веры лицемерные христиане? А что если ему было известно недостаточно, чтобы принять решение? Эти вопросы отпадают, если речь идёт не о неком гипотетическом другом, а о вас лично. Вот, вам пришло приглашение на Царский пир, вам и решать, что с ним делать. В самом деле, подставьте на место гипотетического (или другого) человека самого себя. А что если я герой, положивший жизнь за других? — Очень хорошо, добро пожаловать на Пир, вы идёте или нет? А что если я в душе всегда стремился к истине? — Вот, Тот, Кто есть Путь, Истина и Жизнь, ожидает у вашей двери, хотите ли вы хотя бы выслушать Его? А что если меня отвратили от веры негодные христиане? — А как чужая негодность может помешать вам прийти на Пир, если вы сами этого хотите? А что если я живу в Африке и просто не слышал Евангелия? — Ну, это не про вас. А что если у меня слишком мало информации, чтобы решать? — За чем же дело стало, в наше время нетрудно узнать всё, что нужно.

Остаётся чистый выбор — вы либо отвергаете Евангелие, либо нет; возможен, конечно, несколько отложенный вариант — вы исследуете Апостольское Свидетельство, чтобы решить, поверить ему или нет, а потом делаете выбор. Но так или иначе вы принимаете осознанное решение — да или нет; Господь Иисус Христос не делает секрета из его последствий:

Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк 16:16).

О спасении добродетельных неверующих

Вопрос, который нам часто ставят — вопрос о спасении «добродетельных неверующих» распадается, на самом деле, на четыре разных вопроса, на которые мы должны ответить по-разному. Пока я рассмотю один из них. Первый вопрос — может ли человек вообще обрести спасение своим хорошим поведением? Но какое поведение считать хорошим, ведущим к вечному спасению? Люди могут сильно расходится во мнениях относительно того, что такое хорошо и что такое плохо. Известный проповедник атеизма Ричард Докинс обрушивается с яростными нападками на мать Терезу за то, что она выступала против абортов — с его точки зрения эта монахиня безнравственна, обрекая людей на бессмысленные тяготы во имя своих религиозных предрассудков. Является ли, например, он тем «нравственным неверующим» который попадет в рай? Если мы хотим сказать, что нравственные, достойные люди унаследуют жизнь вечную и без веры во Христа, то нам стоит ответить на вопрос — нравственные и достойные по каким критериям? Кто определяет Закон, который люди должны исполнить, чтобы обрести вечное спасение?
Это поднимает еще один вопрос — вопрос о природе реальности. Существует ли на самом деле вечное спасение и вечная погибель? Если все это вещи мечтательные, в лучшем случае символы какой-то психологической реальности, а на самом деле смерть есть прекращение всякого сознательного бытия, закопают — лопух вырастет, то мы можем обещать вечное спасение кому угодно — все равно он не явится с того света, чтобы упрекнуть нас в обмане. Он даже не сможет это обман обнаружить.
Но если мы признаем реальность бытия Божия, и реальность спасения — или его утраты — то именно Бог является тем Законодателем, который решает, что нравственно, а что нет. Чтобы войти на небеса, мы должны соотвествовать не стандартам тех или иных людей, а Его стандартам.
Десять заповедей начинаются с четырех, касающихся нашего отношения к Богу, и первая из них

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. (Исх.20:2,3)

человек, который не поклоняется Богу, уже нарушает первую заповедь. Его никак нельзя назвать «соблюдающим заповеди». «Соблюдающим правила человеческого общежития» — может быть; заповеди Божии — нет. Но с человеческим общежитием дело тоже обстоит неважно. Одно из самых пугающих мест в Евангелии — притча о Богаче и Лазаре. Напомню ее фрагмент:

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его (Лук.16:19-23)

О богаче не сказано, что он активно творил зло; он вполне мог приобрести богатсво законным путем — например, унаследовать; грех, который его погубил, состояил в недеянии — он пренебрег нуждой другого человека, которому мог помочь. Ничего особенно неожиданного в этом нет; даже гражданский закон рассматривает «оставление в опасности» как преступление. Мирская этика требует воздержания от активного причинения вреда; а что касается моих денег, то потрачу я их на блистательные пиршества или на медицинскую помощь для Лазаря — это мое дело, и тут я в своем праве. Евангелие говорит — нет, жестокосердие к нуждающимся сводит в ад. Я как-то говорил с одним человеком, который вспоминал как свой тяжкий грех то, что он однажды пообедал в ресторане; он потратил свои, честно заработанные деньги, но когда он их потратил, он вспомнил, что мог бы отдать их нуждающимся, которых он знал.
Да, (и в притче о страшном Суде Мф.25) Евангелие заставляет нас чуствовать себя крайне неуютно; еще более неуютно то, что есть люди, которые всерьез старались следовать Евангельской этике — мать Мария (Скобцова) например, или та же мать Тереза. Мы не следуем Евангельской этике — и не хотим это делать.
Если оценивать нашу нравственность с точки зрения Божьего закона, то мы нарушаем Закон как по отношению к Богу, так и по отношению к ближнему. Как и утверждает Писание, людей, соблюдающих закон, просто не существует. Вопрос «спасется ли неверующий человек, живущий по заповедям» снимается за неимением такого человека.

Осипов о спасении вне Церкви

» жмите сюда, если нет «прокрутки» в этом окне

Профессор теологии
Алексей Ильич Осипов

о «спасении вне Православия»
[спасении вне церкви]

«Христос — Спаситель всех человеков»
(1 Тим. 4,10)

Святой Исаак Сирин с полной уверенностью писал:

«Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многоо;бразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, сделает так, что тленное это облечётся в нетление, и падшего во ад восставит в славе. Есть воздаяние грешникам, и вместо праведного [справедливого и соответствующего] воздаяния воздаёт Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость – воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости – привести нас в бытие, когда мы не существовали» [Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. Сл. 90, с. 615. М. 1858].

Эти слова Преподобного из его знаменитых «Слов подвижнических», которые никогда и никем из святых Отцов Православной Церкви, в том числе и Русской, не были подвергнуты какому-либо сомнению или критике, конечно, поражают. Ещё бы: не праведник, а грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Более того, Христос падшего во ад восставит в славе, вместо праведного воздаяния … облекает их в совершенную славу нетления. Всеобщее воскресение, убеждён св. Исаак, упраздняет геенну: где геенна, которая могла бы опечалить нас, грешников, – восклицает он?

Святому Исааку Сирину, конечно же, повезло, что он живёт не в наше время. Крепко бы ему сегодня досталось вместе со святыми Иустином Мучеником, Григорием Нисским, Афанасием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, Ефремом Сириным, Амфилохием Иконийском, Епифанием Кипрским, Иоанном Дамаскиным, Максимом Исповедником, авторами многих стихир Октоиха и Миней и ещё многим за их убеждение о возможности спасения грешников и нехристиан – из еретиков бы им не выбраться.

Вопрос о спасении неправославных, иноверных, неверующих очень животрепещущий – он беспокоит множество людей, верующих и неверующих. Суть его проста:

— Что же? Спасаются одни православные, а из православных — только праведные, то есть капля в море человечества? А все прочие пойдут в муку вечную? Неужели Бог не знал, когда давал жизнь этим людям, что они изберут на земле зло и пойдут на вечные мучения? А вы говорите, что Он любовь. Какая же это любовь — хуже не придумаешь!

Послушаешь такие упрёки – и больно становится за то, что мы сами своей недогово;ренностью или, ещё хуже, формальным подходом к столь «больному» вопросу даём основание для подобных мыслей и выводов, отвращая тем самым людей от Христа.

Но как же, действительно, можно ответить на этот смущающий многих вопрос? Святые Отцы отвечают на него по-разному. Одни прямо утверждают, что спасение возможно только для членов Православной Церкви. Другие настаивают, что Христос – Спаситель всех человеков. Какой же ответ верен?

Православие говорит, что спасение стало возможным благодаря только Жертве Христовой! Оно указывает прав(ильн)ый путь жизни [заповеди и законы духовной жизни], точно обозначает цель его [обо;жение человека во Христе], даёт уникальные средства помощи [таинства]. Прочие мировоззрения, религии предлагают свои пути, средства и цели, которые не только во многом отличаются от православных, но часто и полностью дезориентируют человека.

Читать еще:  Нравственные проблемы церковной жизни

Однако ошибочность той или иной религии ещё не означает неминуемую гибель всех её членов. Жертва Христова принесена за весь мир. Господь сказал:

«И когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12; 32).

Апостол Иоанн Богослов пишет:

«Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2,2).

Поэтому конечная участь любого человека сокрыта от земного взора. Как верно говорит русская пословица, «чужая душа – потёмки», она всегда остаётся для нас тайной.

Посмотрите, как гневно осудил Господь многих правовернейших (= православнейших), по человеческим меркам, законников, богословов, архиереев, священников, видевших себя лучшими других людей, гордившихся своей праведностью, своей православностью, презиравших т.н. грешников. И, напротив, принял, оправдал и ввёл в райские обители откровенных грешников, осознавших свою греховность и принёсших искреннее покаяние.

Первым в рай вошёл явный злодей, разбойник, в несчастной вечной участи которого никто не сомневался — и вошёл потому, что уже на кресте, в последние минуты своей жизни осознал до глубины души всю мерзость своих деяний и покаялся! И если бы об этом не сообщил евангелист Лука, то разве пришла бы кому в голову мысль, что этот бандит спасётся?

Православная вера решительно исключает как равнодушие к истине, так и осуждение людей других убеждений. Как безумно пересекать бушующий океан на доске или вплавь, так же опасно, не ища истины, безрассудно убеждать себя в равнозначности всех религий. Только истина — надёжный корабль спасения. Но её обрете;ние невозможно без труда исканий и подвига нравственной жизни. Поэтому тех, кто по неизвестным нам причинам имеет другие убеждения, «не судите, да не судимы будете» (Мф. 7,1). А оказавшись на корабле, не гордитесь этой милостью Бога и не осуждайте других, а жалейте их от всей души, предоставляя любви Божьей и помня слова Апостола: «Внешних же судит Бог» (1 Кор. 5, 13). Мы не знаем, кто прежде спасётся. Только Церковь соборным разумом может сказать о том, кто погиб, а кто свят.

Вне Церкви нет спасения. Но что значит вне Церкви? Можно ли безусловно отождествлять канонические, то есть видимые, границы Церкви с Церковью-Телом Христовым? Какая, например, Церковь, Русская или Константинопольская, оставалась спасительной, когда с 23 февраля по 16 мая 1996 года между ними было прекращено евхаристическое общение [из-за юрисдикционной проблемы в Эстонии]? Ведь, Церковь без Евхаристии – не Церковь. Но Евхаристия одна, и прекращение евхаристического общения означало отрицание её у другой стороны. И, следовательно, все совершающие её там и все причащающиеся были вне Церкви и вне спасения в этот период? Канонически – да. Но так ли по существу? И таких случаев в истории христианства было немало. Всё, оказывается, не так просто, как может показаться на первый взгляд.

А каким путём и кто входит в Церковь? Только принявшие священнодействие Крещения в Православной Церкви? Как тогда оказались в ней ветхозаветные праведники и многие мученики за Христа, не имевшие возможности принять ни Крещения, ни Причащения? Эти факты заставляют совсем по иному смотреть на природу и границы Церкви.

Когда святые Отцы говорят, что спасение возможно только в лоне Православной Церкви, этим самым они не утверждают, что вхождение в неё возможно только через принятие таинства Крещения в земной жизни, и что все прочие — то есть подавляющее большинство человечества — погибнут. Сейчас на земном шаре свыше 6 миллиардов человек, православных же около 250 миллионов [а сколько из них действительных, а не номинальных лишь членов?], все прочие люди — или неправославные, или нехристиане. Можно ли утверждать, что все эти некрещёные в Православии миллиарды людей: настоящие, бывшие и последующие погибнут? Можно ли считать, что Господь дал жизнь всем неправославным для бесконечных мучений?

Невозможно в связи с этим не привести замечательные по силе любви и мысли слова святого Исаака Сирина:

«Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними [грешниками] здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там –такой человек думает невыразимо богохульно о Боге. Такой … клевещет на Него» [Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. М.: 1998. Беседа 39, §2].

«Не для того милосердный Владыка сотво­рил разумные существа, чтобы безжалостно подверг­нуть их нескончаемой скорби — тех, о ком Он знал прежде их создания во что они превратятся после сотворения, и которых Он всё-таки сотворил» [Св. Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. М.: 1998. Беседа 39, § 6].

А вот что пишут по этому вопросу другие святые Отцы.

Святитель Ириней Лионский:

«Христос пришёл не ради тех только, которые уверовали в Него, но для всех вообще людей, которые . желали видеть Христа и слышать Его голос. Поэтому всех таковых Он во втором пришествии Своём прежде воздвигнет . воскресит и поставит в Своё Царство» [Свт. Ириней Лионский. Творения. Кн.4. СПб.: 1900, с.381].

«Мы научены, – пишет святой Иустин Философ и Мученик, – что Христос есть перворождённый Бога, и мы выше объявили, что Он есть Слово, Которому причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно с Словом, суть христиане, хотя бы считались за безбожников: таковы между эллинами – Сократ и Гераклит и им подобные, а из варваров – Авраам, Анания, Азария и Мисаил, и Илия и многие другие» [Св. Иустин Философ. Соч. Апология 1, § 46. М. 1892 (переизд. 1995)].

В другом месте он говорит:

«Поскольку те, которые делали всеобщее, естественное и вечное добро, приятны Богу, то и они, подобно прежде их жившим праведникам Ною, Еноху, Иакову и другим, во время воскресения спасутся через Христа нашего вместе с теми, которые этого Христа признали Сыном Божьим» [Св. Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем, § 45].

А как оценить в свете этого вопроса библейскую историю о послании Богом пророка Ионы в языческую Ниневию с проповедью покаяния (Иона 1, 2)?

«И поверили ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» (Иона 3, 5). И Бог принял покаяние язычников: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона 4, 11).

Кто же крестил ниневийских язычников, насколько православной была их вера? Но Бог принял их покаяние и помиловал не просто же на миг земной жизни, но, без сомнения, и в вечности.

Святитель Григорий Богослов говорит:

«Как многие из нас бывают не от нас, потому что жизнь делает их чуждыми общему телу; так многие из не принадлежавших к нам бывают наши, поскольку добрыми нравами предваряют веру, и обладая самою вещью, не имеют только имени» христианина [Свт. Григорий Богослов. Твор. Т.1. Сл.18. СПб.1912. С. 264].

О том же писал и преп. Иоанн Дамаскин:

«Некоторые говорят, что Христос вывел из ада только веровавших, каковы суть отцы и пророки, судьи, а вместе с ними цари, местные начальники и некоторые другие из народа еврейского – немногочисленные и известные всем. Мы же на это ответим думающим так, что нет ничего незаслуженного, ничего чудесного и ничего странного в том, чтобы Христу спасти уверовавших, ибо Он остаётся только справедливым Судьёй, и всякий уверовавший в Него не погибнет. Так что и должно было им всем спастись и разрешиться от уз ада сошествием Бога и Владыки – что и произошло по Его Промыслу. Теми же, кто только по человеколюбию Божьему спаслись, были, как думаю, все, которые имели чистейшую жизнь и совершали всевозможные добрые дела, живя скромно, воздержно и целомудренно, но веры чистой и божественной не восприняли, потому что не были наставлены в ней и остались вовсе не наученными. Их-то Управитель и Владыка всех привлёк, уловил божественными сетями и убедил их уверовать в Него, воссияв им божественными лучами и показав им свет истинный» [Преп. Иоанн Дамаскин. О скончавшихся в вере (PG 95, 257 AC). Цит. по: игумен Иларион (Алфеев). Христос победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2001. С. 325].

Преп. Нектарий Оптинский считал даже, что

«простой индус, верящий во Всевышнего и исполняющий, как умеет, волю Его, — спасётся. Но тот, кто, зная о христианстве, идёт индусским путём, — нет» [Цит. по: Митрополит Вениамин (Федченков). Божьи люди (мои духовные встречи). М., 1997, с. 147].

Один из известных русских подвижников-исповедников 20-го века святитель Афанасий (Сахаров + 1962) писал:

«Для меня дороже всего православие. Я не могу его и сравнивать с каким-либо другим исповеданием, с какой-либо другой верой. Но я не дерзаю сказать, что все неправославные погибли безнадёжно. У Господа многая милость, и многое у Него избавление» [Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова). М. 2001. С.272].

Что означают слова апостола Петра:

«Бог нелицеприятен, но боящийся Его и поступающий по правде Его приятен Ему» (Деян. 10; 34-35),

или апостола Павла, что Христос

«Спаситель всех человеков, а наипаче [особенно, тем более] верных» (1 Тим. 4,10)?

«слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, иудею, потом и эллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2, 9-16).

Нет сомнения, что у обоих апостолов речь идёт о спасении не только христиан, но и всех людей, делающих доброе во всяком народе. Ибо нет лицеприятия у Бога.

Принципиальный ответ на вопрос о том, кто спасётся, даёт Сам Господь Иисус Христос:

«Всякий грех и хула, простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Челове­ческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в этом веке, ни в будущем» (Мф. 12,31-32).

Святые Отцы однозначно понимают эти слова. Например, свт. Иоанн Златоуст:

«Грех против Духа Св. преимущественно непростителен. Почему же? … Слова Христа имеют такое значение: пусть вы соблазняетесь Мною по плоти, в которую Я облёкся; но можете ли вы сказать и о Духе, что Его не знаем. Потому-то хула ваша и будет непростительна, и здесь и там понесёте за неё наказание…, что Дух Святой вам известен, а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину» [Свт. Иоанн Златоуст. Твор. Т. 7. СПб. 1911. С. 440-441].

В другом месте он подчёркивает:

«противящиеся истине сами подтверждают учение истины тем, что делают и говорят каждый день» [Свт. Иоанн Златоуст. Твор. Т. 9. СПб.1903. С. 509].

«В этом состоит хула на Духа Святого . когда кто делает неправое в то самое время, когда ум и совесть претят ему и не велят того делать» [Свт. Феофан (Говоров). Толкование первых восьми глав послания св. ап. Павла к Римлянам. М. 1890. С. 86].

Пророк Исаия говорит:

«Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!» (Ис. 5, 20).

То есть хула на Духа Святого — это гордость, ожесточение и сознательная борьба против истины, правды, совести. Вообще святые Отцы говорят:

«Нет греха непростительного – кроме греха нераскаянного» [Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сл. 2, с. 12. М. 1858].

Действительно, пока состояние гордыни господствует в человеке, он не способен к покаянию, следовательно, и к спасению. Все прочие грехи, даже отвержение Христа [«слово на Сына Человеческого»], если они совершаются по неведению, по человеческой слабости, по причине ложного воспитания и образования и проч., но не сопряжены с сознательным противлением правде и истине — простятся, поскольку ещё остаётся возможность покаяния, духовного изменения, исправления.

Одним словом, в этих словах Христовых заключена та мысль, что для всех, в том числе и для не принявших в земной жизни таинства Крещения, но не похуливших Духа Святого сохраняется возможность спасения, т. е. возможность стать членами Тела Христова – Церкви. Эта возможность обусловлена тем, что дар благодати таинства сообщает Господь, а не священнослужитель, совершающий лишь священнодействие таинства. Господь же сообщает этот дар достойным — «нищим духом» (Мф. 5,3). Так, Он даровал благодать Крещения благоразумному разбойнику, ветхозаветным праведникам и многим другим.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector