0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, ский ХМАО-Югра Тюменская обл

10 декабря (27 ноября по старому стилю) Церковь вспоминает Зна́мение Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде во время осады его суздальским войском. Иконы Богородицы «Знамение» появились на Руси в XI — XII веках и являются одними из наиболее почитаемых богородичных икон. Называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

Есть день в году, как хвост у зайца, куцый
По зимней поминаемый поре,
Когда Царица воздевает руце,
Владычица Небесная — горе.

Не разглядеть сквозь наших душ оконце,
Что катятся слезинки по лицу.
Готовая родить земное солнце,
К Небесному обращена Отцу.

А за плечом всё непроглядней ночка,
Всё глуше мировая чернота…
Рождает Богородица сыночка
Для жертвы, для распятья, для Креста.

Но с нами Бог! Великий, Всемогущий!
Он на щите, и мы с Ним — со щитом!
Пусть вражьи стрелы сыплются всё гуще —
Они нам станут славою потом.

Об этом-то на Знаменья иконе
Для глаз записан красками рассказ.
И кто пред ней в молитвенном поклоне —
За тех Ее моление сейчас.

История праздника

В XII веке обострился конфликт между Новгородом и Суздальским князем Андреем Боголюбским. Вот как говорит об этом летопись:

Двиняне не хотяху дати дани Новгороду, но предавшеся Великому Князю Андрею Юрьевичу, в Суздале тогда державствующу. Новгородцы отправили на Двину отряд требовать законной дани. То слышав Андрей, посла на них полк свой, который Новгородцы разбили на Беле озере.

Союзниками Андрея Боголюбского, по слову летописи, было 72 князя: смоленский, рязанский, муромский, полоцкий, переяславский и другие. Во главе войск заболевший Андрей поставил своего сына, Мстислава. В феврале 1170 года суздальцы с союзниками подошли к Новгороду, грабя и разрушая села, захватывая жителей в плен. Переговоры о мире были безуспешны, началась осада. Суздальцы были настолько уверены в победе, что заранее разделили для грабежа новгородские улицы.

Защищали Новгород посадник Якун (Ияков) и молодой князь Роман Мстиславич. Новгородцы, видя бесчисленных врагов, могли надеяться только на Божию помощь. Днем и ночью во всех храмах жители города возносили молитвы ко Господу и Пресвятой Богородице, прося о помощи и заступлении. Архиепископ Иоанн непрестанно молился несколько дней и на третью ночь услышал Божие повеление взять икону Богородицы, находившуюся в храме на Ильинской улице, и нести ее на городские стены.

Наутро духовенство и народ направились крестным ходом в указанный храм. Архиепископ Иоанн взял икону Богородицы, понес на городские стены и поставил напротив нападавших, но суздальцы не только не смягчились, а усилили приступ. Тучи стрел полетели на новгородцев, и одна стрела попала в лик Богородицы. Внезапно икона отвернулась от неприятеля, и новгородцы увидели, что из глаз Богородицы текут слезы! В тот же момент суздальцев охватил ужас, они в помрачении стали поражать друг друга. Новгородцы, воодушевленные знамением от иконы Богородицы, вышли из города и разбили врагов. Многих взяли в плен, а спасшиеся бегством гибли от холода, голода и болезней в разоренных ими же новгородских землях.

После чудесного избавления Новгорода от многочисленного неприятеля архиепископ Иоанн установил праздник Зна́мения Пресвятой Богородицы. Загадочным образом праздник был перенесен с 25 февраля, дня победы новгородцев над суздальцами, на 27 ноября. По одной из версий, это произошло потому, что 25 февраля приходится на дни Великого поста. По другой — дата 27 ноября была выбрана потому, что в этот день были именины Якуна (Иякова) — новгородского посадника, защитника города.

Чудотворную икону вернули в Спасо-Преображенский храм на Ильиной улице, где она и находилась прежде. В 1356 году для нее построили собор Зна́мения Пресвятой Богородицы. В советские годы икона находилась в Новгородском музее-заповеднике. В 1980-е годы специалисты проводили ее реставрацию и обнаружили на доске следы от наконечников стрел, одна из ран находится над левым глазом Богородицы. Образ много раз поновляли. В 1527 году митрополит Макарий реставрировал его и украсил окладом. В настоящее время от изображения XII века остались лишь несколько крупиц краски и фигуры апостола Петра и мученицы Наталии на обороте (икона двусторонняя). Лик Богородицы специалисты датируют XVI веком. В настоящее время икона находится в Новгородском Софийском соборе.

Весьма почитаемы православными христианами являются и списки святого образа, которые не менее чудотворны. Списки получили свои названия по месту явления чудес иконы «Знамение»:

Алабацкая – после написания списка был исцелен от паралича некий Ефремий, а после помещения образа в храм получили исцеление от него еще многие прихожане.

  • Курская-Коренная – этот список связывают с самим Серафимом Саровским; прославился образ по всей Америке и Европе своими чудесами.
  • Царскосельская – список был помещен в золотой оклад и украшен драгоценными камнями по указу императрицы Елизаветы; многие исцелились от чумы и холеры по молитвам к святому образу.
  • Албазинская «Слово плоть бысть» — назван список в честь крепости на Амуре Албазин; помог образ в битвах с захватчиками крепости, а затем, при перенесении в Благовещенск, не давал прорваться врагам в течение 19 дней до полного их отступления.
  • Серафимо-Понетаевская – этот список назван в честь женской обители, где проявлял много чудес.

Сибирская святыня

Среди икон Божией Матери многие называются по месту, где были явлены или написаны: Казанская, Тихвинская, Владимирская… Конечно, в городах, откуда эти образы происходят, и почитают их особенно глубоко. Так чтут в Сибири и образ Божией Матери «Знамение-Абалацкая».

Правда, находится она далеко от Сибири и даже от России. Во время гражданской войны ее вывезли вместе с детским приютом, устроенным белогвардейцами на Восточном фронте. Чудотворный образ сопровождал изгнанных с Родины сирот во всех их скитаниях: сначала в Китае, где после революции образовалась большая русская диаспора, потом — в Австралии, куда массово переселялись белые эмигранты после того, как в Пекине к власти пришли коммунисты. Там, в Австралии, икона «Знамение-Абалацкая» хранится до сих пор. Она осталась в православном храме в одном из предместий Сиднея. Скорее всего, потомки сибиряков есть и среди прихожан этой церкви. Ведь в Китай и Австралию от революции бежали в основном из восточных регионов России.

Началась история этой иконы так же во время массовых переселений. Только переселялись все не из Сибири, а, наоборот, в Сибирь — после ее присоединения к России. Началась с настоящего чуда, в которое сначала даже трудно было поверить.

В Тюменской области, недалеко от Тобольска, и сейчас еще существует село Абалак. Его название связывают с именем татарского хана Абалака. После присоединения Сибири к Российскому государству Тобольск довольно долго был ее центром — административным, духовным, экономическим. Поэтому и русское население здесь росло быстро — так же, как и в окрестных селах. А если православные переселялись на новое место, значит, возводили храмы, устраивали в только что обжитых местах церковную жизнь. В Абалаке появилась церковь в честь Знамения Божией Матери.

Сельский храм

В 30-е годы 17 века жила в этих краях женщина по имени Мария. Овдовев, она переселилась на абалцкое кладбище, где жила очень скромно, уединенно и тихо, вдали от людей и житейской суеты. А надо сказать, что Преображенский храм в это время был уже довольно старым и обветшал. И вот однажды с Марией случилось нечто удивительное: во сне она увидела икону Божией Матери «Знамение», но в каком-то необычном, незнакомом еще виде: справа от Богородицы был изображен святитель Николай, а слева — преподобная Мария Египетская. Женщина слышала голос, требующий построить в Абалаке новый, Знаменский храм, в котором отделить приделы святителя Николая и преподобной Марии Египетской.

Но мало ли мы видим снов? Разве можно верить каждому и сразу же начинать действовать так, как приснилось? Как и всякий разумный христианин, Мария не сразу поверила своему видению. Да к тому же и стеснялась заявить о нем, потому что была женщиной тихой и кроткой. Но удивительное видение повторилось четыре раза. Так что сомнений в его истинности не оставалось. Теперь вдова могла быть уверенной, что это не просто сон и не искушение, и что от нее требуется немедленно сообщить об этом остальным. Архиепископом Тобольским и всея Сибири в это время был Нектарий, ныне прославленный Церковью в чине святителей. Ему Мария рассказала о своих видениях в первую очередь. Но и он не стал принимать решение сразу, а сначала созвал на собрание жителей города — самых уважаемых и знатных. Они еще раз расспросили вдову о том, что она видела, и тогда строительство нового храма было начато.

Итак, в Абалаке начали строить новую церковь в честь Знамения Божией Матери. Икону для этого храма захотел пожертвовать местный крестьянин по имени Евфимий. Он заказал Знаменский образ тобольскому иконописцу протодиакону Матвею, славившемуся своим мастерством.

Пока протодиакон Матвей работал над иконой, произошло еще одно чудо. Дело в том, что Евфимий уже долгое время был парализован и не имел возможности двигаться. Но по мере того, как продвигалась работа над образом, Евфимию становилось все лучше и лучше. Он молился каждый день, и каждый день чувствовал себя все сильнее и здоровее. Когда икона была завершена, недавно еще совсем обездвиженный Евфимий уже был в состоянии сам принести ее для освящения в тобольский собор.

Читать еще:  Синод учредил новый праздник День православной книги

Святыня с почестями была доставлена в Абалак. Евфимий выздоровел, а весть о новой чудотворной иконе быстро разнеслась не только по Сибири, но и по всей России. С тех пор прошло несколько веков. Центром Сибири, которым когда-то был Тобольск, теперь с полным правом называется Новосибирск. А чудотворному образу поклоняются в далекой Австралии. Хотя многочисленные копии «Знамения-Абалацкой», в том числе известные и почитаемые, остались в Сибири. А в новой «столице» — Новосибирске — есть и освященный в ее честь храм.

По сей день, верующие христиане приходят с молитвами просить Заступницу о помощи:

  • найти мир и покой, примирить враждующих;
  • избавиться от междоусобных войн;
  • исцелить заболевания (особенно глаз);
  • при стихийных бедствиях, пожарах;
  • просить защиту от преступников и воровства, при нападении неприятелей;
  • избавлении от завистников и злоумышленников.

Чистая, от всей души искренняя молитва к образу Пречистой Богородицы поможет сохранить мир в доме, семье и во всем мире. Такими словами обращаются к чудотворному лику «Знамение»:

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу прав ославную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Иконография


Новгородская икона Божией Матери «Знамение» представляет собой погрудное изображение Пресвятой Богородицы, молитвенно подъемлющей Свои руки. На груди Ее на фоне круглой сферы — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. В левой руке Христос держит свиток — символ учения. На полях иконы представлены – святые Георгий, Иаков Перский, отшельники Петр Афонский и Онуфрий (или Макарий Египетский).

Иконографический тип Богоматери с воздетыми руками и юным Христом в медальоне на груди относится к числу самых первых Ее иконописных образов и восходит к древнему прославленному образу Влахернского храма в Константинополе – Богоматери Влахернитиссы. Другие греческие названия этого иконографического типа — Богоматерь «Эпискепсис», «Платитера» — «ширшая небес», «Мегали Панагия», именуемая на Руси «Великой Панагией» или «Орантой». «Богоматерь Знамение» является сокращённым вариантом представленной в полный рост «Великой Панагии», её особенность – поясное изображение Богоматери.

Древний византийский тип Богоматери с воздетыми руками и изображением Предвечного Младенца в круге на груди имеет примеры в раннехристианском искусстве. Например, в усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

На Руси иконы Божией Матери, представляющие собой данный иконографический тип, появились в XI — XII веках, и стали называться «Знамение» после чуда от Новгородского образа, который, кстати сказать, был самым ранним примером этого иконографического типа среди икон. Эти образы могли существенно отличаться от их новгородского прототипа. Так, в ярославской иконе Оранты «Великая Панагия» (около 1224 г., ГТГ) Богородица представлена в полный рост, а под ее ногами написан коврик-орлец , не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа.

На другой древней иконе начала XIII века из Ярославля – «Богоматерь Воплощение», в отличие от новгородского «Знамения», Младенец благословляет двумя распростёртыми руками. От близкого по характеру «Знамения» «Богоматерь Воплощение» отличает отсутствие медальона вокруг полуфигуры Младенца Христа. Эти иконографические особенности двух древних типов сохранялись во всех иконах-списках, а также в изображениях на предметах церковной утвари и в лицевом шитье.

Образ Богоматери с воздетыми руками и Спасом Эммануилом на груди часто помещались на створках артосных панагий, а также в главной апсиде алтаря, что указывает на символическую связь образа с таинством Евхаристии (на Руси – изображение Богоматери в апсиде церкви Спаса на Нередице 1199 года).

Иконографический тип Божией Матери «Знамение» соотносился с темой чудесного предзнаменования Воплощения Христа, которое описано в пророчестве Исайи (Ис. 7.14): «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил», цитируется в Евангелиях (Мф. I:23, Лк. I:31) и гимнографии («И чрево Твое бысть пространнейшее небес» — так величается Богородица в Акафисте). В цитируемых словах открывается тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек.

Иконография «Знамения» отражала также и традицию влахернского чудотворного образа, который источавшего агиасму, святую воду. В свою очередь, мраморная икона Влахерн была связана с культом ризы Богоматери, поскольку находилась в непосредственной близости от реликвария с ризой. Именно перед этой мраморной иконой император совершал омовение после поклонения священной ризе Богородицы.

Мотив почитания ризы Богоматери во Влахернах отражен в одном новгородском обычае, зафиксированном в XVII в.: ежегодно 2 июля, в день положения ризы Богоматери во Влахернах, совершалось шествие с чудотворной иконой «Знамения» к церкви Покрова Богоматери в Зверином монастыре[1].

На оборотной стороне иконы «Знамение» изображены двое святых, простирающие в молении руки перед благословляющим Христом, представленным в сегменте неба. Маргинальные изображения – это святые мученицы Екатерина (слева) и Евдокия (справа), Климент папа Римский и свт. Николай Мирликийский. В центре, над Христом, — Этимасия, «Престол уготованный».

Долгое время считалось, что молящиеся святые – это апостол Петр и мученица Наталия, написанные в честь возможных заказчиков иконы. Такая интерпретация изображений известна со второй половины XVI в.: именно так названы святые на копии чудотворной иконы, находившейся в церкви св. Никиты на Молоткове в Новгороде. Однако предположенное отождествление, как это хорошо доказала Э.С. Смирнова в своей статье[2], представляется маловероятным.

Св. Иоаким и Анна

На обороте новгородской иконы, наиболее вероятно, изображены Иоаким и Анна, родители Девы Марии, в молитве перед Спасителем о даровании им чада. В византийском искусстве XI-XII вв. образы святых Богоотцов встречаются чрезвычайно часто и наиболее характерно расположение их фигур вблизи тех или иных изображений Богородицы (мозаики Неа Мони, 1042-1056 гг., мозаики церкви Успения в Никее, 1065-1067 гг., базилика Рождества Христова в Вифлееме, ок. 1169 г., и др.).

Сквозная идея, объединяющая обе композиции новгородской иконы, имеет два смысловых слоя, которые можно условно назвать «историческим» и «евхаристическим»[3]. То есть, с одной стороны, образы Иоакима и Анны напоминают о реальных исторических людях, даровавших миру Богородицу, но также их присутствие в иконе осмысливается как персонификация всего человеческого рода, чающего спасения. Святые Богоотцы являются одновременно и дарующими залог Спасения, и приемлющими его благодать.

Перед молитвой можно зажечь свечу, лампаду. Далее следует совершить земной или поясной поклон, перекреститься. Затем можно обратиться к Богородице своими словами, или/и словами церковных молитв. Из церковных молитв перед образом, по мере возможности и желания, можно читать:

  • отдельные молитвы Богородице перед образом Ее Знамение;
  • канон Богородице перед образом Ее Знамение;
  • акафист Богородице перед иконой Знамение;
  • величание – краткая молитва, прославляющая Матерь Божию и чудотворную святыню.

Молитвословие завершается крестным знамением и поклоном. Следует также учитывать, что Знамение имеет множество вариантов (Абалацкая, Курская Коренная, Царскосельская и др.), многие из которых почитаются чудотворные. Таким иконам написаны отдельные каноны и акафисты, тексты которых можно приобрести в церковной лавке, либо найти через интернет. Но если под рукой нет канона или акафиста для конкретного варианта чудотворной иконы, можно просто читать общий канон или акафист иконе «Знамение».

Наконец, перед святыней можно читать любой канон или акафист Пресвятой Богородице, который нравится, ближе душе, даже если он написан не для данного образа.

Чудотворения иконы

Свою славу образ Знамения дополнил чудесами, произошедшими в 17-м веке. В 1611 году Новгород претерпевал нашествие шведов. Они грабили дома горожан, разоряли церкви. Подойдя к Знаменскому собору, шведы не смогли войти внутрь — невидимая стена преграждала им путь.

Лука Плавильщиков, мастер по работе с серебром, в 1636 году задумал обворовать церковь Знамения. Он притаился в храме на ночь, похитил кружечный сбор, богослужебные сосуды и подошел к чудотворной иконе, чтобы снять украшения и ризу с образа Богоматери. Невидимой рукой он был отброшен на пол и впал в беспамятство. Когда к вору вернулся рассудок, он и рассказал о происшедшем.

Фильм про икону Божией Матери «Знамение»

Читать еще:  Главный раввин России надеется, что антисемиты в Думу не попадут

В чем помогает икона «Знамение» Пресвятой Богородицы

Со времен чуда, явленного иконой Богоматери «Знамение» в Новгороде, она стала считаться заступницей от вражеских нашествий. Но и помимо того она прославилась многими чудесами в храмах, где были ее списки.

Молитва перед ней помогает в избавлении от междоусобных распрей, стихийных бедствий, эпидемий, пожаров, а также в примирении враждующих. По молитве происходит исцеление недугов, особенно связанных с поражением глаз и слепотой.

Помогает она и в защите от воровства, козней злоумышленников и завистников. Молятся ей также о сохранении мира в семье.

чудотворная Николо-Березовская икона святителя Николая: история и Формирование традиций почитания

Копия Николо-Беорезовской иконы свт.НИколая Мирликийского

Почитание чудотворной Николо-Березовской иконы неразрывно связано с традициями почитания святителя Николая Мирликийского в Русской Православной Церкви. Уже в X веке над могилой киевского воеводы Аскольда святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь в честь святителя Николая[1]. В конце XI века установлен праздник в честь перенесения мощей в г.Бари и составлен текст богослужения[2]. На Руси появляется большое количество икон святителя, многие из которых становятся чудотворными. В Поволжье и на Урале во второй половине XVIвека распространяется почитание чудотворной Великорецкой иконы святителя Николая, которая была обретена еще 1383 году[3].

В Уфимской епархии почитание святителя Николая началось с чудесного явления Николо-Березовской иконы и обращало внимание еще первых исследователей. Так П.И.Рычков[4] в середине XVIIIвека замечает, что местные народы, отличающиеся упорным язычеством, чтут чудотворца Николая. Например, у мордвы его образ присутствует в каждом доме, а в храм жертвуют воск и свечи. Марийцы имеют свою молитву “Тряхтон, Вахтон, Николай Милостивой…”[5]. Кроме этих народов святитель известен удмуртам, чувашам, башкирам и татарам, которые величали его «Божиим Святым»[6].

Чтимая копия Николо-березовская икона свт.Николая Мирликийского с житиями. Уфа 2000.

Однако изученность традиций почитания чудотворной иконы довольно низкая. Первые сведения были выявлены в середине XIXвека благодаря церковно-историческим исследованиям проректора Уфимской семинариикандидатом богословских наук Л.С.Суходольским (1826-1882 гг.)[7]. Другим церковным историком И.Е.Златоверховниковым (1854-1920 гг.) эти сведения существенно дополнены[8]. Отдельные данные собраны священниками: в 1883 году прот.П.Желателевым[9], в 1900 году священником церкви с.Николо-Березовки Н.Красновым[10], и в 1915 году священником Вятской епархии И.Шестак[11]. Обобщение представлено в 2005 году Н.П.Зиминой в составе Башкирской Энциклопедии[12]. Нами история почитания чудотворной иконы затрагивалась в некоторых работах по Советскому периоду[13]. Кроме церковных историков, Николо-Березовская икона привлекла внимание светских исследователей: Р.Г. Игнатьева[14], и современных ученых О.В.Васильевой и М.И.Роднова[15]. Также интересна работа мецената и горячего почитателя святителя Николая – В.Г.Тетерева[16].

Однако анализ влияния почитания чудотворной иконы на религиозную и общественную жизнь затрагивался только в работе Суходольского. Автор, изучив предания местного населения, приходские архивы и историографию своего времени отмечает ключевую роль почитания чудотворной иконы в процессе распространения христианства в Уфимской епархии. Лев Степанович считает начало распространение христиан в этом крае возможным только после покорения Казани с момента, когда царь Иван Грозный пожаловал обширные земли по рекам Каме, Сылве и Чусовой боярину Григорию Аникеевичу Строганову грамотой от 1558 года. При этом Суходольский отмечает, что “В Москве от простого солдата до Царя и Митрополита все смотрели на брань сию, как на брань веры с суеверием и неверием”. Поэтому для первых русских поселенцев направляемых из Перми, Вычегды и Верхней Камы в пределы Башкирии важнейшим обстоятельством было особенное “знамение благоволения Божия, открывшееся в явлении чудотворной иконы свт.Николая на берегу р.Камы”[17].

худ.прот.Сергеев В.П. 2010 г.

Переходя к описательной части, отметим, что в каждой работе предание несколько отличается друг от друга. Поэтому целесообразно обобщение всех эпизодов выявленных исследователями: Явление чудотворной иконы произошло в 1560 году. Торговый караван Строгановых спускался по реке Каме и внезапно струги остановились. Приказчику было откровение о чудотворной иконе, которую купцы действительно нашли в дупле березы при устье реки Биря-су впадающей в Каму. На этом месте в память о чудесном явлении была построена часовня. Икону увезли Строгановым, а от них икона перешла к царю Иоанну Васильевичу Грозному, который торжественно встретил святыню и посвятил ей один из Московских храмов – ныне известный как церковь Николы Заяицкого. Однако через 2 года царь заболел ногами, и ему дважды являлся грозный чудотворец Николай, требуя возвращения иконы на место явления. Поэтому царь, украсив святыню драгоценной ризой, вручил красно-белое знамя с четырехконечным крестом с одной стороны и, со знаком святителя “С.Ч.Н” с другой. Иоанн Грозный лично провожал святыню из Москвы на место ее явления.

К сожалению, риза, знамя и сама икона ныне утрачены, однако остается актуальной проблема точности идентификации чудотворной иконы для возобновления ее поисков. Исследователи указывают разные размеры: по высоте в пределах 33-35 см., а по ширине 26-29 см. Икона написана на доске толщиной около 4 см. неизвестной породы с красноватым оттенком. Икона имеет ковчег и написана на левкасе, который положен на паволоку из тонкого белого холста. Сзади икона оклеена зеленым холстом и обложена бархатом, а края укреплены серебряной рамкой. Царская риза изготовлена из серебра весом 140 золотников. В отличие от Великорецкой иконы на Николо-Березовской иконе оплечное изображение святителя без благословляющей десницы, евангелия и без митры. Надпись располагается над плечами и исполнена на греческом языке, которая переводится как “Святый Николае”. Живопись от времени стала темной со значительными утратами и никогда не обновлялась. Лик святителя отличается «нерусским» восточным характером[18]. Фотографии оригинала не обнаружены.

Первое направление традиций почитания связаны с украшением иконы. Начиная с царя Иоанна Грозного, икона украшается серебряно-позлащенной ризой. Во многих храмах свидетельством почитания становятся так называемые “точные копии” чудотворной, которые также украшались серебряными ризами[19]. Порой на ризе имеется митра[20]. По примеру Великорецкой иконы Николо-Березовская была вставлена в другую икону – “деяния”, представляющую собой иконописное изображение важнейших событий из жития святителя Николая[21].

Второе направление почитания связано со строительством храмов и монастырей явленной иконе. Кроме уже известного посвящения Московского храма и возведения часовни уже в 1569 году на месте явления Строгановы построили церковь “во имя великаго Чудотворца Николы новой клетицей”. В 1596 году двух верстах от Ново-Никольской слободы иеромонахом Ионой Прокофьевым из Пошехонья и монахом Арсением из Мезенца была воздвигнута часовня, вокруг которой был вскоре построен монастырь в честь Преображения Господня и св. Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев приписанный Савино-Сторожевскому монастырю владеющим окрестными землями. Монастырь сожжен в Сеитовский бунт 1676 года, а возобновлен в 1900 году как миссионерское подворье Уфимского Успенского монастыря[22].

Наиболее яркой формой почитания святыни стали крестные походы с иконой. Эта традиция была воспринята из Вятской епархии, в состав которой некоторое время причислялась Уфимская провинция. В конце XVIIIвека Пугачевское восстание значительно всколыхнуло прежние религиозно-общественные процессы. Защитники городов Уфы, Елабуги, Мензелинска связывали свое спасение с помощью чудотворных икон. В память об этом начинает совершаться крестный ход с чудотворной иконой Спаса Нерукотворного из Елабуги в г.Уфу[23]. Тогда же жители г.Сарапула связывая свое спасение с помощью Николо-Березовской иконы постановили совершать 7 июля (ст.ст.) ежегодный крестный ход[24].

Дальнейшее развитие протекало равномерно и отражало растущую известность святыни. Уже вскоре икону стали носить по окрестным селам, жи­тели которых считали день приноса великим праздником. Встреча иконы и об­ход домов сопровождался непрестанным звоном во все колокола, молебны шли день и ночь. В горо­дах во встрече участвовал военный гарнизон, сопровождавший икону па­радом, а оркестр исполнял гимн: «Коль славен наш Господь в Сионе …»[25].

Великорецкая икона свят.Николая, ставшая образцом почитания чудотворной Николо-Березовской иконы.

В связи с образованием отдельной Уфимской епархии крестный ход с чудотворной Елабужской иконой вскоре прекратился. И поэтому, жители Уфы в 1854 году добились разрешения Священного Синода проводить крестный ход с Николо-Березовской иконой из села в г.Уфу. Встреча в Уфе становится центральным торжеством во всем почитании святыни. Из Воскре­сенского кафедрального собора к часовне Божией Матери для встречи Нико­ло-Березовского образа святителя Николая Чудотворца направлялся объединенный крестный ход всех церквей города Уфы, который возглавлял сам Преосвященный[26]. Для этой встречи износились только три чтимые иконы: Уфимско-Богородская, Иоанна-Предтечи и Александра Невского[27]. Затем крестный ход с иконой возвращался к собору, на площади которого начиналось всенощное бде­ние[28].

В течение месяца святой образ переносился по храмам и домам. На Духов день крестный ход с этой святыней направлялся из кафедрального собора в церковь Сошествия Святого Духа при архиерейском доме. Тогда же в Крестовой церкви Архиерейского дома владыка со­вершал чин освящения антиминсов, для чего образ пере­носился в Архиерейский дом[29]. Уфа прощалась с Николо-Березовской иконой в неделю Всех Святых. Каждый уфимский храм собирал прихожан около кафедрального собора, и общий крестный ход провожал святыню до Николаевской часовни[30].

В 1880-х годах крестный ход уже состоял из трех частей: Уфимское направление продолжалось в период с 9 мая (ст.ст) до середины августа посещая г.Уфу и г.Бирск с уездами; Сарапульское направление было перенесено на осень; Местное направление — совершалось зимой, но 6 декабря (ст.ст.) икона собирала паломников дома в Николо-Березовке[31].

В начале XXвека походы с иконой увеличились и были распределены в году на пять частей[32]:

Северное направление в январе-феврале икона была в ходу по северной части Уфимской епархии, где стара­лись посетить те деревни, в которые не успевала попасть Богородско-Уфим­ская икона;

Уфимское направление расширилось за счет западных окраин епархии, поэтому начиналось раньше в марте и продолжалось в июне[33];

Сарапульское направление вновь переведено на лето — 6-ого июля (ст.ст.) для иконы и паломников город Са­рапул высылал на два парохода, один из которых украшали разноцветными фла­гами для чудотворного образа;

Епархиальное направление проходило в сен­тябре-ноябре, поход совершался по Мензелинскому, Бирскому, Уфимскому, Стерлитамакскому и Белебеевскому уездам, минуя го­рода Уфу и Бирск. Очевидно, это требовалось для восполнения недостатков летнего посещения, которое це­ликом уходило для удовлетворения нужд городских жителей.

Читать еще:  Учёные: верующие чаще выигрывают в игровые автоматы Вулкан

Местное направление сократилось до одного декабря, но икона все-таки посещала окрестные села[34].

В среднем по каждому направлению крестный ход преодолевал расстояние 1000 км., что в году составляет не менее 5 тыс. км.

Кроме этого в особенных случаях, как например при закладке камня нового храма в Миссионерском монастыре при с.Николо-Березовке чудотворную икону на время доставляли из похода не смотря на значительные труд­ности такого переезда[35].

В заключение отметим, что традиции почитания Николо-Березовской иконы явились продолжением общего почитания свт.Николая Мирликийского. Основываясь на аналогичных традициях, в Уфимской епархии они получают расширенное содержание, большее распространение и становятся ключевым явлением религиозно-общественной жизни Уфимской губернии, оказывая влияние не только на православное население, но и на мусульман и язычников.

[1] Петрушко В. И. История Русской Церкви с древнейших времен до установления патриаршества. Изд. 2-е.М.: 2007. С. 11.

[2] Святой Николай чудотворец. Современные чудеса. М., СПб.: 2003. С. 164.

[3] Повести о Великорецкой иконе Святителя Николая // Тр.ВУАК. 1905. Вып. IV, отд. II.– С.49-50.

[4] Первый в России член-корреспондент Академии наук.

[5] Рычков П.И. Топография Оренбургская. Ч.1. СПб.: 1762. С. 181-182.

[6] Уфимские епархиальные ведомости (УЕВ) 1898 г. №4. С. 147.

[7] Половцев А.А. Русский Биографический словарь. т. 26. С. 194.

[8] Златоверховников И. Г. Уфимская епархия. Географический, Этнографи­ческий, Административно-исторический и статистический очерк. Уфа: 1899. С. 139.

[9] Желателев П. прот. Монастыри Уфимской епархии //Справочная книжка Уфимской губернии. Уфа, 1883. С. 37.

[10] Уфимские епархиальные ведомости 1900 г. №20. С. 713-715.

[11] Шестак И., свящ. Альбом для изучения Церковной истории Пермско-Камского края. Изд. 107. М.: 1915 г. б.паг.

[12] Зимина Н.П. Березовская икона Святителя Николая Мирликийского // Башкирская энциклопедия. Т.1. Уфа, 2005. С.443.

[13] Сергеев В.П. Крестные ходы в Уфимской епархии в первые годы совет­ской власти // материалы XIX ЕЖБК ПСТГУ. Т. 1. М.: 2009. С. 288-294.; Открытое почитание святынь в Уфимской епархии в условиях репрессий 30-х годов. //Проблемы истории, филологии, культуры. №1(31) 2011. Магнитогорск: 2011. С.126-135.

[14] Игнатьев Р.Г. Праздники в г.Уфе. Памятники доисторических древностей Уфимской губернии. Краткое известие о бывших монастырях в Уфимской губернии// Справочная книжка Уфимской губернии. Уфа, 1883.

[15] Роднов М.И., Васильева О.В., История Николо-Березовки. Уфа, 1997 г.

[16] Тетерев В. Г. Сторона моя, сторонушка. Уфа, «Слово», 1997.

[17] Суходольский Л.С. Взгляд на первые следы Христианской веры в пределах Оренбургского края // Оренбургксие Губернские ведомости 1858 г. № 21. С.64.

[18] Архив НА УНЦ РАН. Ф. 39. Оп. 1. Д. 58. С. 30-32

[19] Архив НА УНЦ РАН. Ф. 23. Оп. 1. Д. 9. С. 201.

[20] Шестак И., свящ. Указ. Соч.

[21] Игнатьев Р.Г. Праздники в г.Уфе. Указ.соч. С.2-3.

[22] УЕВ 1903 г. №20. С. 1398-1399.

[23] Игнатьев Р.Г. Праздники в г.Уфе. Указ.соч… С. 17.

[24] Адрес календарь Уфимской губернии. 1899 год. Уфа, 1899. С. 18.

[25] Архив НА УНЦ РАН. Ф. 39. Оп. 1. Д. 58. С. 34.

[26] Справочная книжка Уфимской губернии 1883 года — Уфа: 1883. С. III.

[27] Гурвич Н. А. Календарь местный // Памятная книжка Уфимской губернии на 1883 год. Уфа: 1883. С. 2.

[28] УЕВ 1914 г. №11. С. 210.

[29] УЕВ 1914 г. №10. С. 217.

[30] УЕВ 1882 г. №9. С. 19.

[31] Игнатьев Р.Г. Праздники в г.Уфе. Указ. Соч. С. 2.

[32] Златоверховников И. Г. Уфимская епархия… С. 169.

Значение и молитвы

Известно, что в 1352 году сотни людей во время эпидемии чумы чудесным образом исцелились. А позже были зафиксированы случаи излечения от тяжелых психических недугов и слепоты. Этому, по мнению духовников, благоволила икона «Знамение Пресвятой Богородицы», в чем помогает она и сегодня.

Также к образу приходят люди, которые желают мира в семье или стране, хотят найти пропавших без вести родных. Однако священнослужители убеждены, о чем бы ни попросил верующий, при искренности и чистоте помыслов обязательно поможет Пресвятая Богородица. Значение ее еще с зарождения христианства на земле было огромным. В Евангелии описывается множество случаев, когда она помогала нуждающимся и болеющим людям, обращая их в веру.

Также значимым является вопрос о том, как молиться Пресвятой Богородице. Существует немало строк, написанных специально для обращения к ней. Так, есть и прошение к иконе «Знамение». Однако, по мнению все тех же духовников, с каким бы текстом ни обращался человек к образу, на первом месте всегда будет его внутренняя вера.

Верхнетагильскую чудотворную икону «Знамение» доставили в ИК-46

Екатеринбург, 27 июля, «Православная газета». В минувшую среду в исправительную колонию № 46 (г. Невьянск) ГУФСИН России по Свердловской области настоятель храма во имя святого Великого князя Владимира отец Георгий доставил чудотворную икону «Знамение» Верхнетагильская. Поскольку событие в учреждении происходит не впервые, в колонии ее ждали. Участники мероприятия прошли крестным ходом по территории колонии, а затем совершили торжественный молебен — у фонтана напротив храма, чтобы в богослужении смогли поучаствовать и приложиться к святому образу как можно больше осужденных. Благодаря поддержке начальника ИК-46 подполковника внутренней службы Сергея Макарихина, а также протоиерею отцу Георгию, подобные мероприятия стали для православной общины колонии доброй традицией. А для осужденных — возможностью прикоснуться к чуду и не потерять надежду на лучшее.

Справка:
История Верхнетагильской чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» полна загадок. Кем и где была написан этот святой образ, неизвестно, зато известно следующее: во время основания горных заводов на Урале сюда в большом количестве из России шли люди — устраиваться на заводы. Несколько бурлаков на дороге, ведущей к Невьянскому заводу, увидели скит монахов, где и остались. А потом они разграбили и разорили скит и ушли, забрав с собою икону «Знамение». А прибыв в Невьянск, решили поставить святой образ на заводскую башню. Чуть позже икона была перенесена в церковь. В 18 веке один из жителей Невьянска Савва Медведев приобрел эту икону и затем перенес ее в Верхний Тагил (в 1753 году там построили церковь). В 1876 году икону «Знамение» перенесли еще раз — во вновь отстроенный Знаменский храм. В нем она и пребывает до сих пор. Крестные ходы с чудотворным образом в Невьянском округе возобновлены и совершаются здесь в течении всего лета.

ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

  • Епархия
    • Митрополит
    • Новости
    • Структура
    • Храмы
    • Святые
    • История
  • Телеканал
    • Эфир
    • Новости
    • Программы
    • О телеканале
    • Контакты
    • Форум
  • Радио
    • Программа передач
    • Аудиоархив
    • О радиостанции
    • Частоты
    • Контакты
  • Газета
    • Новости
    • Номера
    • Фоторепортажи
    • О газете
    • Контакты
  • Журнал
    • Номера
    • Фоторепортажи
    • О журнале
    • Контакты
  • Типография
    • Продукция и услуги
    • О типографии
    • Контакты
  • Семинария
    • Учебный процесс
    • Абитуриентам
    • Контакты
    • Библиотека

Богослужение. Тропарь и кондак празднику Зна́мение Пресвятой Богородицы 10 декабря 2019

Богослужебные тексты праздника Зна́мения Пресвятой Богородицы так говорят о событиях 1170 года:

Стрело́ю стрели́вших неразу́мне, о́бразу Твоему́ Пречи́стая, богора́нною стрело́ю тех уязви́, не то́кмо сердца́, но и душа́. И исто́чник честны́я ико́ны Твоея́ тем неутеши́мыи плачь наведе́. Нам же лю́дем Твои́м ра́дость ве́лию сотвори́ ико́на Твоя́ Пречи́стая Ма́ти Сло́ва. Ея́ же ра́ди спаси́ душа́ на́ша

(Неразумно стрелявших в Твой образ, Пречистая, Ты ранила Божией стрелою, не только сердца их, но и души. И Твоя икона, которой мы воздаем почести, стала для них источником неутешимого плача. Нам же, Твоим людям, радость великую сотворила Твоя икона, Пречистая Мати Слова Божия (Христа). Ради нее спаси души наши).

Тропарь, глас 4:

Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Тем же молим Тя: мир граду Твоему даруй, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4:

Честнаго образа Твоего зна́мение, празднующе людие Твои, Богородительнице, им же дивную победу на сопротивных граду Твоему даровала еси, верою взываем: радуися Дево христианом похвало.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение» Новгородская

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́дуразвернуть

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение» Новгородская

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия. Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector