0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Альтернативный взгляд

Альтернативный взгляд

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 54

Огнедышащие драконы Византии
alternativehistory

Подписывайтесь на нас в социальных сетях:

  • Аномальные зоны
  • Болезни и мутации
  • Городские легенды
  • Древний человек
  • Загадочные существа
  • Загадки цивилизаций
  • Загадки планеты Земля
  • Загадки человека
  • Загадочные сооружения
  • Загробный мир
  • Круги на полях
  • Мамонты и динозавры
  • Мистика и тайны религий
  • НЛО и пришельцы
  • Параллельные миры
  • Полтергейст
  • Предсказания
  • Привидения
  • Путешествия во времени
  • Снежный человек
  • Чупакабра
  • Стихийные бедствия
  • Тайны истории
  • Тайны пирамид
  • Тайны космоса
  • Теории заговоров
  • Футуристика
  • Чудеса науки
  • Чудо-люди
  • Искусственный интеллект
  • Альтернативная история
  • Разное
  • Авторские статьи

  • Главная
  • Альтернативные новости
  • Загадки цивилизаций
  • Боги древнего Вавилона

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
. Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Вавилонский пантеон

Вавилонский пантеон может быть сведен к двум божественным триадам:

1) Великие Боги Ану, Бел, Эа (небо, земля и вода);
2) Звездные Боги Син, Шамаш и Иштар (Луна, Солнце и Венера).

Великие Боги

Его имя означает «небо», и, соответственно, он живет на самом высоком небе. Он Отец, покровитель и советник всех остальных богов, нечто вроде мудрого старца, который все знает и всем управляет.

Обычно его изображают с символами царской власти — со скипетром, с диадемой или короной на голове, с жезлом властителя в руках. Он носит тиару с рогами — символом величайшего могущества. В связи с этим можно напомнить о том большом значении, которое в шумерском, вавилонском, ассирийском символизме имеет Бык — как символ плодородия и мощи, соединяющий в себе небесное происхождение и земную силу.

Так как Ану — бог неба, звезды — это «воинство Ану». Он также правит Ануннаками — своими воинами, защищающими и совершающими благодеяния, которые поднимают людей к небу Ану.

В Шумере, в городе Ниппуре, это божество называли Энлилем. Он был Владыкой воздуха и правителем ураганов. Его особое оружие носило название Амару, что в переводе означает «потоп». Женской противоположностью Энлиля была Нинлиль. Но этот бог воздуха, воды и ветров, сметающих все на своем пути, утратил часть своих атрибутов, когда вавилоняне трансформировали его в Бела — владыку, взявшего на себя заботу обо всех областях земли.

Однако, как говорят мифы, однажды он хотел наказать человечество Великим потопом, но бог Эа отговорил его. В то же время Бел — великий защитник рода человеческого и, в этой своей ипостаси, освободил человечество от чудовищного дракона, который грозил уничтожить всех людей.

Бел живет на Восточной Горе и оттуда правит судьбами смертных. Все земные цари его представители.

По вавилонской версии мифа, его женской противоположностью является Нинхурсаг, или Белей, Владычица Горы. Она вскормила всех, кто потом стали царями людей.

Шумеры называли его Энки, Владыкой всей Земли, в том числе и вод. У вавилонян он также потерял часть своих атрибутов, и Эа стал «Домом Воды», но Воды пресной, или Апсу.

Это божество символизирует высшую мудрость. Эа помогает всем богам и дает им советы на их встречах. Он также покровительствует практической магии, и, как правило, он дает оракулы.

Кроткая мудрость Эа часто заставляет его приходить на помощь тем, кто страдает. Люди тоже находят великого союзника в его лице, ведь это он помог им избежать гибели во время Великого потопа.

Эа — покровитель всех работников и мастеров, особенно ювелиров и плотников. Поэтому его также называют богом-гончаром и почитают как создателя человека.

Обычно бог Эа жил в городе Эреду. Его женской противоположностью является Нинки, Дамкина или Дамгальнуна.

Завершая рассказ о триаде великих богов, упомянем также других.

Мардук — это старший сын Эа; его почитали в основном в Вавилоне, где по своему значению он превзошел даже богов Великой Триады. Ему начали поклоняться в ранний период существования Вавилонии как аграрному божеству, и одним из основных символов Мардука была мотыга. Но его авторитет очень сильно вырос, когда, согласно мифу о Сотворении, он осмелился сразиться с Тиамат и убил чудовище. В этом мифе он назван Белом-Мардуком, или Владыкой Мардуком.

Совершив этот подвиг, он стал верховным богом, и все божества признали за ним эту власть, даровали ее Мардуку вместе со всеми титулами и атрибутами. Он «Владыка жизни» — тот, кто все учреждает и всем управляет. Он также верховный владыка Ануннаков. В его власти находятся таблицы Судеб, по которым он определяет будущее смертных.

Мардук вернул Луне ее изначальное сияние, которое погасили злые духи, — это еще один из совершенных им подвигов.

В Вавилоне устраивались торжественные процессии в честь Мардука. Из храма Эсагилы процессия направлялась к святилищу, находившемуся вне города. Участвовавшие в шествии люди молились, пели; исполнялись магические церемонии, обряды очищения и жертвоприношения.

Когда Вавилон утратил свое господство, поднялась Ниневия, поклонявшаяся ассирийскому богу Ашшуру, который сначала отождествлялся с древним вавилонским богом Аншаром.

Имя Ашшур означает «бог, который делает добро», хотя его представляют как воинственное божество, покровительствующее воинам.

Он изображается как крылатый солнечный диск, едущий на быке или свободно парящий в воздухе.

Также он принял на себя функции бога плодородия, и в этой ипостаси символом его являлась коза, окруженная ветвями.

Супругой Ашшура была Иштар.

Звездные Боги

Это бог Луны, который в шумерском городе Уре получил имя Нанна, «светящийся».

Его изображали в образе старца с длинной голубой бородой, который пересекает ночное небо на своей светящейся ладье.

Армия злых духов с помощью Шамаша (Солнца), Иштар (Венеры) и Хадады (молнии) пыталась его затмить, чтобы ночью свет Сина не мешал им осуществлять их вероломные замыслы. Но за Сина заступился Мардук, которому удалось сорвать заговор и сохранить серебристый свет этого бога.

Будучи очень старым, Син стал прототипом бога-мудреца, и по этой же причине ему приписывали функции управления временем.

По некоторым версиям, Шамаш и Иштар — его дети, даже Нуску (огонь) также является его сыном. Супруга его — Нингаль, «великая госпожа».

Шамаш

Это Солнце, поднимающееся из-за Восточной горы, которую бдительно стерегут скорпионы; оттуда Шамаш начинает свое ежедневное путешествие в колеснице, которой правит его возничий. Это путешествие не прекращается и ночью, так как к утру следующего дня солнце должно достичь Восточной горы.

Его отличительное качество — мужество, которое на физическом плане превращается в отвагу, необходимую, чтобы прогнать мрак и зимний холод. Его солярная природа придает ему качества бога справедливости, и в этой ипостаси он предстает как судья, сидящий на троне, его атрибуты — жезл и перстень.

Подобно древнегреческому Аполлону, он также является богом предсказаний и солярных оракулов. Его супруга — Айя.

Иштар

Как персонификация Венеры она богиня утра и сумерек. Ее характеристики определены не полностью, так как в разные периоды и в разных областях ее почитали по-разному — как андрогинное божество в Шуше, как женское божество в Ассиро-Вавилонии, арабы почитали Иштар как мужское божество.

Однако ее основные характеристики мы можем попытаться обозначить: если речь идет об Иштар как о дочери Сина, бога Луны, то она — богиня-воительница; если об Иштар — дочери старого бога Ану, то она превращается в богиню любви. Как воительница Иштар является супругой Ашшура, ее обычно изображали с луком в руках, стоящей в колеснице, запряженной семью львами.

Она также сестра Эрешкигаль, богини Подземного мира.

В Уруке ее почитали в основном как богиню любви, хотя она никогда не теряла своего сильного, волевого характера. По правде говоря, любовь Иштар принесла больше вреда, чем добра, по крайней мере, смертным. Она была причиной смерти Таммуза, которого потом долго оплакивала и попыталась вызволить из Подземного мира, хотя не смогла исправить зла, ему причиненного.

Следует отметить интересную связь, которая позднее проявится в Греции через Афродиту и Ареса, в Риме через Венеру и Марса, — мы имеем в виду тесную связь между любовью и смертью, которую олицетворяет Иштар.

Много позднее у финикийцев Иштар станет Астартой.

Из других звездных божеств упомянем Нинурту, или Нингирсу (в Лагаше), которого отождествляют с созвездием Ориона.

В сущности, Нинурта был благодетельным богом и управлял паводком на реках. Со временем он превратился в бога-охотника и воина, чьим атрибутом был жезл с двумя змеями в форме буквы S с каждой стороны. Также его символом являлся орел с расправленными крыльями. Камни, посвященные ему, — лазурит и аметист.

Старовавилонский период

Источники сообщают, что Вавилон стал самостоятельным государственным центром в самом начале XIX в. до н. э., а его основателем стал аморейский вождь Суму-абум. Децентрализация Месопотамии помогла первому вавилонскому царю и его преемникам значительно увеличить площадь своего государства. Наибольших успехов достиг Хаммурапи (1793 — 1750 гг. до н. э.) Воспользовавшись благоприятной ситуацией, он захватил Ашшур, Элам, Эшнунну и другие области. В результате этого Вавилон стал центром крупного государства.

Захоронения в храме

Пантеон – не только храм, но и мавзолей. С эпохи Ренессанса здесь начали хоронить знаменитых людей: священников, музыкантов, скульпторов, даже святых. В Пантеоне погребены тела королей Умберто I и Эммануила II.

В храме – гробница знаменитого художника Рафаэля Санти. Рядом – могила невесты Марии Биббиены, с именем которой связана трагедия жизни художника. Свою невесту Рафаэль не любил и страстно желал связать жизнь с другой женщиной. Жених Марии откладывал свадьбу, и невеста умерла, так и не дождавшись замужества.

Получилось так, что Рафаэль умер вскоре после нее в 37 лет. На гробнице Рафаэля – статуя Мадонны и надпись: «Природа позаботилась о том, чтобы забрать его из жизни, поскольку боялась, что он превзойдет ее своим искусством».

Пантеон – воплощение элегантности и гармонии, много столетий сохраняет величественный вид, ежегодно привлекая сотни тысяч туристов мира. Сегодня Пантеон называют восьмым чудом античного мира. Микеланджело говорил, что Пантеон сотворили ангелы, а не люди. Пантеон – достопримечательность Рима, туристам во время службы вход запрещен.

aldanov

Слова, слова, слова.

Пантеоны богов древних египтян, хеттов и шумеров. 1. Начало.

Интересно сравнить размеры и структуры пантеонов соседних народов.

Египетский пантеон

Египет знал примерно 740 богов (источник — список богов в погребении Тутмоса III).

Общий пантеон образовывался объединением номовых пантеонов, потому в общем «списке» столь часта избыточность, когда одной сущности отвечают несколько богов,
Выделяют девятку главных богов в Древнем Египте , изначально возникшую в городе Гелиополис . По мере развития страны и мифологии список важнейших богов расширялся
до примерно 16 — 18, при этом часть номовых богов «сделала карьеру» и стала общими.

Гелиопольская девятка, эннеада:

  • Атум (Амон, Ра, Пта) — возникает из первоначального водяного Хаоса Нун
  • Шу — воздух
  • Тефнут — влага
  • Геб — земля
  • Нут — небо. Женское божество.
  • Осирис — бог загробного мира
  • Исида, Изис — богиня плодородия — к ней близка Хатхор (богиня любви и судьбы, неба, корова)
  • Сетх (Сет) — олицетворение грозы, молнии, природных стихий, владыка жизненной силы. Бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти ( животные символы свинья, осел)
  • Нефтида (Нефтис, Невтис) — богиня подземного мира, вторая сестра Осириса.

Шумеро-аккадский пантеон


Табличка из Фары со списком шумерских богов

Единство шумерской мифологии условно: каждый город-государство имел свой пантеон, собственную генеалогию важнейших богов и местные варианты мифов. То есть пантеон был тоже многосоставным, и была в нем избыточность и дублирование.
Ранний список богов из Фары, относимый к 26 в. до н.э. включал в себя 560 имен. Существует краткий список того же времени — 28 имен.

В общем-то он пантеон похож на египетский — есть свой творец, похожий на Хнума — Ан, есть его потомки, они являются главными, активными божествами.
.
Крамер в «Мифологии Шумера и Аккада» перечисляет этих богов:
«Бог воздуха Энлиль, бог воды Энки, богиня-мать Нинхурсаг (известна также под именами Нинмах и Нинту), бог южного ветра Нинурта, бог луны Нанна-Син, бог кочевников Марту, Иннанна (Иштар, вторая богиня-мать, но с несколько иными функциями, она еще богиня раздора, плотского вожделения и любви — СА) . Энлиль был наиболее важным божеством шумерского пантеона, «отцом богов», «царем неба и земли», «царем всех стран». Согласно мифу «Энлиль и сотворение мотыги», он был богом, который отделил небо от земли, взрастил из земли «семя полей», произвел на свет «все полезное», изобрел для возделывания земли и для строительных работ мотыгу и даровал ее «черноголовым» (т. е. шумерам или, возможно, человечеству в целом). Энлиль, как гласит миф «Лето и Зима», был богом, который сотворил все деревья и злаки, установил изобилие и процветание в «Стране» и назначил Зиму «земледельцем богов», ведающим животворной водой и всем, что произрастает на земле. Боги — даже и наиболее важные среди них — усердно стараются получить благословение Энлиля.

К сильнейшим богам относились также Мардук, ставший позже главным богом Вавилонии, бог чистого неба, Уту (Шамаш) – бог Солнца, блюститель справедливости, открывающий людям будущее в гаданиях и предсказаниях оракулов; бог-громовик Адду, приносящий грозовые тучи и ливневые дожди; бог чумы и болезней Эр, бог бури Ишкур. бог мудрости, покровитель писцового искусства Набу, бог умирающей и восрешающейся природы Думузи.

Главные боги были связаны также роственными отношениями.

Пантеон — самое загадочное из всех сооружений Древнего Рима. Когда, как и кем он был построен точно неизвестно. Предполагается, что строительство храма было закончено в 27 году до нашей эры под покровительством римского государственного деятеля Марко Випсанио Агриппы. После нескольких пожаров Пантеон сильно пострадал и в 124 году нашей эры при императоре Адриане был перестроен и приобрел современный вид.

Хотя новый храм сильно отличался от первоначального здания, император Адриан хотел воздать должное Агриппе и оставил на фасаде здания оригинальную надпись с бронзовыми буквами:

Латинская надпись «М.AGRIPPA.L.F.COS.TERTIVM.FECIT» дословно переводится как «Марко Агриппа, сын Луция, построил во время своего третьего консульства».

После падения Римской империи Пантеон был заброшен в течение нескольких столетий и только в 608 году византийский император Фока передал его папе римскому Бонифацию IV, который посвятил античное сооружение святой Марии и всем Мученикам. В период объединения Италии (1871—1894) Пантеон служил крепостью для королей.

Существует еще одна теория, согласно которой Пантеон построен в Средние века. Сторонники этой версии оспаривают почти 2000-й возраст храма, поскольку античное сооружение отлично сохранилось до наших дней, а ведь оно построено из кирпичей и бетона, эксплуатационный срок которых намного короче.

Легенды

Пантеон окутан удивительными историями и легендами. Одно поверье гласит, что сооружение было построено на том месте, с которого вознесся на небеса легендарный Ромул — основатель Рима. В другом поверье говорится, что окулюс, отверстие в куполе, был создан дьяволом, спасающимся от храма Бога. Еще одна легенда сообщает, что Кибела, древнегреческая божественность, почитаемая как Великая Мать богов, появилась во сне Агриппе, чтобы просить о строительстве храма.

Пантеон – архитектурный шедевр Рима

Римский Пантеон является революционным зданием в древнеримской архитектуре. Его особенность заключается в идеальных пропорциях: внутренний диаметр купола соответствует высоте храма, и в результате этого сооружение имеет сферическую форму. Создателем Пантеона считается сирийский архитектор и инженер Аполлодор из Дамаска.

Античный храм состоит из большой ротонды, накрытой полусферическим куполом, и 16 коринфских колонн, поддерживающих фронтон. Как и прежде, большая часть здания облицована мрамором, но за многолетнюю историю Пантеона коснулись изменения снаружи и в некоторых местах виднеется кирпичная кладка.

Как наиболее сохранившийся пример римской монументальной архитектуры, Пантеон оказал огромное влияние на западную архитектуру. Построено много знаменитых зданий, которые отражают структуру Пантеона с портиком и куполом: церковь Сан-Карло-аль-Корсо в Милане, базилика Сан-Франческо-ди-Паола в Неаполе, церковь Гран Мадре ди Дио в Турине, университет Томаса Джефферсона в Филадельфии, Государственная библиотека Виктории в Мельбурне и другие.

Купол Пантеона

На сегодняшний день полусферический купол римского Пантеона диаметром 43 метра является самым большим в мире куполом, построенным из бетона без арматуры. Для его строительства архитекторы использовали очень легкий раствор, но все равно купол получился очень тяжелым. Чтобы удержать такую огромную полусферу потребовалось увеличить толщину стен до 6 метров.

В центре купола находится окулюс — круглое отверстие диаметром 9 метров, так называемое око Пантеона. Воздух и свет внутрь храма попадают только через это отверстие, так как окон в здании нет. Когда идет дождь, в окулюс попадает вода, поэтому в полу предусмотрены специальные дренажные каналы, которые собирают воду.

Что внутри

Внутреннее убранство Пантеона не менее великолепное, чем снаружи, хотя за долгие века исчезло много статуй и позолоченных бронзовых украшений. С 15 века храм начали обогащать фресками. Самой известной из них является «Благовещение» Мелоццо да Форли.

В храме есть семь ниш, размещенных парными колоннами, которые первоначально служили для поклонения божествам, связанных с культом планет: Солнцу, Луне, Венере, Сатурну, Юпитеру, Меркурию и Марсу. Когда Пантеон освятили в христианскую базилику, эти ниши использовали для установки алтарей и гробниц известных людей.

Захоронения в Пантеоне

Начиная с эпохи Возрождения, Пантеон, как и все церкви, стал местом погребения выдающихся людей. Здесь покоятся священники, известные деятели культуры, и даже короли: Умберто I и Эммануил II. Особое место занимает гробница живописца Рафаэля Санти.

Полезная информация

Адрес: Piazza della Rotonda, 00186 Roma RM, Италия

Пантеон расположен в центре города, рядом находится вся туристическая инфраструктура итальянской столицы: различные кафе, рестораны, магазины, экскурсионные бюро, достопримечательности и отели Рима.

На площади перед Пантеоном находится еще одна достопримечательность — египетский обелиск, который был изготовлен в древнем Египте во времена правления фараона Рамзеса II в конце XIII века до нашей эры. По указу папы Клемента XI обелиск установили в уже существовавший фонтан перед Пантеоном в 1711 году.

Как добраться

Поскольку ближайшая станция метро Cavour находится в 2 км от Пантеона, удобнее добираться на автобусе.

На автобусе доехать до одной из следующих остановок:

  • Rinascimento — № 30, 70, 81, 87;
  • Argentina — № 30, 40, 46, 62, 64, 70, 81, 87;
  • Corso/Minghetti — № 62, 63, 83, 85.

Часы работы

  • с понедельника по субботу — с 9:00 до 19:30;
  • воскресенье — с 9:00 до 18:00;
  • праздничные дни — с 9:00 до 13:00.

Выходные дни: 25 декабря, 1 января и 1 мая.

Вход в Пантеон бесплатный.

Среди других бесплатных достопримечательностей Рима также стоит выделить мемориальный комплекс Витториано на площади Венеции, построенный в честь Виктора Эммануила II – первого короля объединенной Италии. На его территории находятся музеи и смотровая площадка.

  • В начало
  • В конец

Информация о произведении:

Год выпуска 2011

isbn 978-5-271-34684-2, 978-5-89173-478-4

на другом – стол для жертвоприношений. Подобную же планировку имели и святилища этого времени в Северном Междуречье.

Формирование и развитие вавилонского пантеона

Упадок Шумера приходится на вторую половину III тыс. до н. э. Шумерские города-государства постепенно слабели в ходе междоусобной борьбы и нападений кочевых семитических племен кутиев с севера и эламитов с востока. Слабостью Шумера воспользовался Саргон Древний, правитель Аккада – северной части Междуречья. Аккадцы первыми в мире создали постоянную армию, вооруженную, в отличие от шумеров, не только секирами и копьями, но и луками. Войска Саргона Древнего покорили Шумер. Однако власть аккадцев не была прочной и продолжительной.

В начале II тыс. до н. э. началось возвышение Вавилона, города, ставшего столицей государства, объединившего под своей властью большую часть Междуречья. И хотя объединение было непродолжительным, оно надолго сохранилось в памяти людей, а Вавилон остался главным культурным и религиозным центром Месопотамии. Вавилон был основан кочевниками-скотоводами, которых называли амореями – «западными», а его название происходит от аккадского слова бабилу, что означает «врата бога». Согласно легенде, город сначала был построен в небе, причем всего за один год. Только после этого бог Мардук построил руками народов, живущих вдоль Тигра и Евфрата, «земное подобие Вавилона», а в нем свой великолепный храм – знаменитую Вавилонскую башню.

Вавилон был расположен в центральной части Междуречья, там, где Тигр сближается с Евфратом. Здесь же проходили важнейшие торговые пути и крупнейшие оросительные системы Месопотамии. Все это способствовало возвышению Вавилона. Расцвет города пришелся на время правления Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Это был крупнейший политик и дипломат своего времени, выдающийся организатор и полководец. Ему удалось объединить под своей властью большинство семитических народов, населявших Междуречье. В историю же Хаммурапи вошел прежде всего как составитель одного из первых известных сборников законов, дошедших до наших дней. Двухметровый базальтовый столп с высеченными на нем законами был найден археологами в начале XX в.

Маска Саргона Древнего, царя Аккады

Образование при Хаммурапи обширной Вавилонской державы потребовало значительных изменений религиозной идеологии. При этом многие шумерские божества заняли важное место и в общевавилонском пантеоне, сохранив свои прежние имена. Но появился и ряд новых богов.

Иногда новые, семитические, имена давались старым шумерским богам, а некоторые из них долго сохраняли оба имени. Так, богиню любви и плодородия Минину стали называть Иштар (у ассирийцев – Истар, у западных семитов – Аштарт, Астарта), бог Ларсы Ушу, связанный с солнцем, получил название Шамаш – солнце (у евреев – Шемеш, у арабов – Шамс, у амореев и ассирийцев – Самсу, Самас). Бога Нингирсу переименовали в Нинурту. По своему происхождению эти и другие божества семитического пантеона были покровителями отдельных общин: Наннар – он же древний Сип – покровитель города Ура, Нинурта (прежний Нингирсу) – Лагаша.

Вершину вавилонского пантеона занимала великая божественная троица: Ану, Энлиль, или в более позднее время Бел, Эа. Это были боги всего, что находилось на небе, на земле и под землей. Ану, повелитель неба, взаимодействует с Белом, занимающим в триаде место владыки земли и действующих на земле сил природы, и оба они соединены с Эа, водным богом города Эриду, которому в триаде принадлежат все тайные подземные силы и который живет в безднах океана.

Кроме Ану, Бела и Эа существовала и другая великая триада: Сип, Шамаш и Иштар, или Сип, Шамаш и Рамман.

П. Брейгель. Вавилонская башня. 1563 г.

Син, бог луны, стоит всегда впереди солнца. Поэтому у семитических народов начало дня считалось с захода солнца. Син уже в очень древние времена признавался отцом Шамаша и Иштар. Уже упоминавшаяся надпись Гаудеа говорит о нем, что имя его никому не было открыто. В другом гимне из Ура сообщается, что Син не имеет над собой никакого судьи. Высокое его положение среди богов подчеркивается в том же гимне тем, что он именуется великим Ану, производителем богов, людей и всех живых существ. Прежде всего Син был богом растительного царства. По его слову произрастали растения и увеличивалось поголовье скота. Сина изображали в блестящей царской короне, похожей на двурогий серп луны. Жители Междуречья считали, что он приносит народам право, закон и справедливость.

Вавилонская башня. Реконструкция

Солнечный бог Шамаш в качестве сына Сипа занимал положение ниже последнего, но как древний бог света он был почитаем и любим богами и людьми. Он вместе с Сином считался покровителем земледельцев. Ни у какого другого божества нравственное значение не выступало так явственно, как у Шамаша. Он являлся судьей небесного и земного мира, ведь своим светом мог проникнуть сквозь любую темноту с высоты неба до самых глубин земли. Суд Шамаша был скорым и справедливым. Преступники, воры и

Древний Вавилон – город мифологических революций.

История государства Вавилонян хоть и не была продолжительной, однако, могла похвастаться огромнейшим количеством важнейших событий. Так за свое недолгое существование власть над миром людей сумела перейти из рук великого Ану, в руки бога Мардука. Вначале своего пути Мардук почитался как бог Солнца, покровитель злаковых культур. Также Древний Вавилон нарекал его богом утреннего солнца, и покровителем архитектуры. Согласно легендам, именно благодаря знаниям, дарованным Мардуком, древний Вавилон, архитектура города стали такими, какими они запечатлены на страницах истории.

Постепенное превращение из небольшого поселения в центр древнего мира, которое пережил Древний Вавилон, повлияло и на статус Мардука. На его плечи были окончательно взвалены ответственность за земную жизнь и за поведение богов местного олимпа. Так в обновленных сказаниях о сотворении мира именно Мардук становится божеством, создавшим вселенную из частей тела дракона Тиамат. А его деяниям приписывалось создание такого артефакта как вавилонский календарь. Преображения Мардука не коснулись лишь его происхождения. Он, как и раньше, считался сыном Эа, покровителя моря. Оно и понятно, древний Вавилон располагался таким образом, что утреннее Солнце вздымается из воды и опускается в воду на закате.

La vue Parisienne

« previous entry | next entry »
Apr. 20th, 2018 | 08:01 pm

Вавилонское царство достигло вершины своего могущества в VI веке до н.э. при Навуходоносоре II. Этот царь прославился как удачливый завоеватель, который покорил Иудею и взял Иерусалим, изгнал египтян из Малой Азии, успешно сражался с эламитами, населявшими территорию современного Ирана. Благодаря библейским легендам имя Навуходоносора стало синонимом безжалостного завоевателя, но для самой Вавилонии его правление было временем экономического расцвета и культурного возрождения после долгого трехвекового подчинения соседней Ассирии.


Вавилон. Фото: https://jrcasals.artstation.com/projects/25NVv

В период правления Навуходоноссора тысячелетний Вавилон превратился в крупнейший центр Древнего Востока с населением около двухсот тысяч человек. Город стал мощной крепостью, окруженной несколькими рядами стен. По велению царя было возведено множество новых сооружений; три из них стали поистине легендарными: висячие сады Семирамиды, зиккурат Э-темен-анки («Вавилонская башня») и ворота Иштар, с ведущей к ним дорогой процессий. Последний памятник дошел до нас если не в оригинале, то в виде, достаточно к нему близком, увидеть его можно в Пергамском музее Берлина.

Ворота Иштар, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин

История этого экспоната чрезвычайно интересна. Она связана с именем немецкого археолога Роберта Кольдевея (1855-1925), который долгое время мечтал подтвердить существование Вавилона Навуходоносора, известного по древним текстам. Эта его мечта осуществилась на рубеже XIX и XX веков.

Гертруда Белл. Роберт Кольдевей, 1914

Вот как пишет о Кольдевее К.Керам: «Он был необычным человеком, а по сравнению с коллегами по профессии — и необычным ученым. Любовь к археологии, к науке, которая выглядит в публикациях специалистов весьма скучной, не мешала ему наблюдать людей, изучать страну, все видеть, все подмечать, на все реагировать, не могла она в нем заглушить и бьющего через край юмора.» Мне кажется, эта характеристика хорошо дополняет приведенный выше фотопортрет ученого.

Поиски остатков города — дело жизни археолога, предмет его страстной веры в правильность догадок и расчетов, интуиции. При этом раскопки — это очень дорогостоящее мероприятие, часто производимое в труднодоступных местах и на территориях не всегда дружественных государств. В конце XIX века Месопотамия находилась в составе Османской империи. Турок мало заботили чуждые им памятники культуры, они разрешали и раскопки, и вывоз экспонатов, но только если им за это платили. Поэтому организация экспедиций требовала многочисленных переговоров и «продвижений» на всех уровнях, от самых высоких до самых низких, и в этом Кольдевей неизменно преуспевал.

Археолог начал работы в Вавилоне в марте 1899 года. В отличие от своих коллег Ботта и Лэйярда, искавших совершенно неизвестную в их время Ниневию, Кольдевей представлял себе историю Вавилона, знал и место, где были скрыты под землей развалины города. Поэтому он проводил раскопки достаточно целенаправленно и довольно быстро обнаружил две колоссальных параллельных стены (часть Дороги процессий), вдоль которых в метровых слоях щебня находились многочисленные обломки глазурованных рельефов.

На руинах Вавилона. Раскопки Кольдевея, ок. 1900 года

На небольшом участке стены длиной в восемь метров была найдена почти тысяча фрагментов. Так как по расчетам Кольдевея общая длина рельефов на стенах равнялась примерно тремстам метрам, он писал в одном из писем: «Я рассчитываю найти по меньшей мере 37 000 обломков. Неплохие перспективы после четырнадцати дней раскопок!».

На месте руин можно было понять только общие планы стен и башен ворот, которые замыкали дорогу, все остальное представляло собой осыпавшуюся кашу из кусков камней, кирпичей и керамики. Их просеивали и сортировали; куски кирпича с нанесенными на них рисунками упаковывали в пронумерованные по местам находок ящики, и отсылали в Берлин. И уже не отдельные обломки, а ящики исчислялись тысячами. Только представьте себе объем этой гигантской головоломки, многие кусочки которой наверняка отсутствовали, и вы поймете какой сложной была задача воссоздания вавилонских рельефов.

Бык с ворот Иштар, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин

На снимке ясно видны кусочки вавилонских кирпичей, пригнанные друг к другу во время реконструкции. А целые кирпичи без рисунка — это уже современные вставки, их можно отличить от оригинальных и по более ясному цвету.

Воссоздание двух стен дороги процессий и передней половины ворот Иштар и велось по натурным макетам, в новых залах Пергамского музея, специально построенных для этой цели.

Уменьшенный макет Дороги процессий и ворот Иштар. Пергамский музей, Берлин

Кольдевей принимал в реконструкции ворот активное участие, но завершена эта работа была уже после его смерти. Новые экспонаты музея представили публике в 1930 году.

Фрагмент Дороги процессий. Пергамский музей, Берлин

Мне захотелось представить, как могла бы выглядеть эта знаменитая дорога двадцать шесть веков назад, и я сделал ее фото-реконструкцию на основе снимков из Пергамского музея.

Вавилон. Дорога процессий и ворота богини Иштар. Фото-реконструкция (кликабельно).

Дорога была вымощена огромными каменными плитами, на нижней стороне каждой из которых высечена надпись: «Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Я вымостил каменными плитами из Шаду эту дорогу процессий к храму великого бога Мардука. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь».

Мардук был главным богом и покровителем Вавилона, именно ему были посвящены храмы, стоявшие у подножия и на вершине «Вавилонской башни». Священным животным и символом Мардука являлся сирруш — дракон, который имел голову змеи с раздвоенным языком на тонкой изогнутой шее, чешуйчатое тело, львиные передние и орлиные задние ноги и хвост с ядовитым жалом скорпиона.

Сирруш с ворот Иштар, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин

Также почитали в Вавилоне и Адада — бога бури, грома и ветра, воплощение созидательных и разрушительных сил природы. Его священным животным был бык (рельеф показан на фото перед макетом Дороги процессий), который традиционно олицетворял плодородие и силу, имел охранительное значение, символизировал ярость и неукротимость.

Сами ворота были посвящены богине Иштар, которая имела для вавилонян сразу несколько ипостасей: она была богиней плодородия, плотской любви, войны и распрей. Ее священным животным являлся лев, чье изображение было повторено по обеим сторонам Дороги процессий 120 раз. В вавилонском пантеоне Иштар была олицетворением планеты Венеры. Это одна из самых древних богинь человечества, почитавшаяся еще у шумеров (как Инанна), потом ее имя трансформировалось в Иштар (у аккадцев), Астарту (у финикийцев), Афродиту (у греков) и превратилось в Венеру у римлян.

Иштар-«Венера», Нововавилонское царство, IV в.до н.э. Лувр, Париж

В аккадской мифологии Иштар имела много любовников, но эта страсть была и её проклятием, и проклятием тех, кто становился её фаворитами: «Горе тому, кого Иштар почтила! Непостоянная богиня обращается с её случайными любовниками жестоко, и несчастные обычно дорого платят за оказанные им услуги.»

«Королева ночи» (Иштар?). Красочная реконструкция вавилонской статуэтки XVIII в.до н.э. из Британского музея.

Источник: https://www.ancient.eu/article/658/the-queen-of-the-night

За воротами Иштар начиналась дворцовая площадь. Дворец, который вечно неудовлетворенный Навуходоносор постоянно продолжал расширять, был настоящим чудом с богатейшими украшениями и многоцветными барельефами из глазурованного кирпича. Царь утверждал, что он построил его за пятнадцать суток и эта версия передавалась из поколения в поколение на протяжении столетий как абсолютно достоверная.

Фрагмент дворцовой стены, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин

Реконструкция входа в тронный зал дворца

Последний снимок взят мною из ролика, созданного в 2013 году сотрудниками канадского университета для Королевского музея Онтарио. Это своего рода «полет» над трехмерной моделью Вавилона, которая, на мой взгляд, дает самое лучшее представление о городе времен Навуходоносора.

Прежде чем дать ссылку на сам ролик, приведу посекундную привязку к показу главных сооружений и несколько комментариев.

0:25-0:35 — Дорога процессий и ворота Иштар

0:47-1:05 — Дворец Навуходоносора

1:13-1:35 — «Висячие сады Семирамиды»

Геродот причислил сады к чудесам света, но по современным меркам это было достаточно скромное сооружение. Навуходоносор взял в жены мидийскую царевну Амитис, выросшую в гористой и зеленой Мидии (ныне это Иран). Чтобы порадовать жену, скучавшую в пыльном и плоском Вавилоне, царь приказал развести на ступенчатых террасах сады, постоянно орошаемые подающейся снизу водой. Они и получили эпитет «висячих», по видимому из-за неточности в переводе с греческого. А в истории имя Амитис оказалось смешанным с именем ассирийской царицы Семирамиды, жившей на 200 лет раньше нее. Так и образовалось название садов, в котором два слова из трех не соответствуют тогдашней реальности.

1:50-2:05 — «Вавилонская башня»

Самым высоким сооружением Вавилона был зиккурат Э-темен-анки (Дом основания неба и земли), который Библия назвала Вавилонской башней. Он существовал по крайней мера с XVIII века до н.э., неоднократно разрушался завоевателями, но вновь и вновь восстанавливался вавилонянами. Последнюю реконструкцию начал отец Навуходоносора, а его сын добавил гордую надпись: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Э-темен-анки так, чтобы поспорить она могла с небом». Башня поднималась гигантскими террасами, поставленными друг на друга; чем выше, тем размер этажа был меньше. Ширина нижнего этажа составляла 90 метров, общая высота зиккурата также была равна 90 метрам. Около его основания располагался главный храм бога Мардука, где стояла его золотая статуя весом более 20 тонн. Сюда стекались тысячи людей для поклонения своему верховному божеству.

2:13-2:35 — Панорама города из святилища Мардука

Самый верхний этаж зиккурата был занят святилищем Мардука. Покрытый золотом и облицованный голубым глазурованным кирпичом, он был виден издалека и как бы приветствовал путников. В отличие от нижнего храма здесь не было статуй, и стояли лишь ложе и позолоченный стол. В это святилище народ не имел доступа, поскольку здесь появлялся сам Мардук, а обычный смертный не мог лицезреть его безнаказанно. Только одна избранная женщина проводила здесь ночь за ночью, готовая разделить ложе с богом.

Объемная реконструкция Вавилона выполненная для Королевского музея Онтарио, Канада

Долгие века в Месопотамии строили из кирпичей, высушенных на солнце, которые под воздействием ветра и времени довольно быстро разрушались. Поэтому от строений ранних эпох не осталось почти никаких следов, кроме полу-рассыпавшихся холмов. Навуходоносор стал применять при постройке настоящий кирпич, обожженный в печах. Но от его построек осталось почти так же мало, как от предшествующих, правда уже по другой причине: на протяжении столетий местное население смотрело на их развалины как на своего рода каменоломни и брало там крепкий кирпич для своих нужд. Многие селения и даже города в окрестностях бывшего Вавилона целиком выстроены из кирпичей, на которых стоит клеймо Навуходоносора. Можно сказать, он прочно вошел в историю.

Читать еще:  В субботу делегация Фонда Андрея Первозванного получит частицу Благодатного огня
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector