0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

МИХАИЛ I КИЕВСКИЙ

МИХАИЛ I КИЕВСКИЙ

Свт. Михаил Киевский. Фрагмент иконы «Собор святых Первосвятителей всея Руси» (монахиня Иулиания (Соколова), 1920-е — 1980-е гг.). Митрополичьи палаты Троице-Сергиевой лавры

Михаил I (+ 992/998), митрополит Киевский, святитель

Память 15 июня в день преставления, 30 сентября на перенесение мощей в 1730 году, в Соборе Киевских святых

filaretuos

Друзья и враги

Святитель Петр , митрополит Московский . Кому обязана Первопрестольная?

Следующим после Максима Предстоятелем Русской Церкви стал святитель Петр , митрополит Киевский, Московский чудотворец . С личностью этого святого Первоиерарха Русской Церкви связен очень важный этап в ее истории — начало Московского периода.

Святитель Петр был выходцем из Галицко-Волынской земли. Родился он в 13 веке от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Согласно житию святого, ещё до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность её сына.

Повествуют, что Пётр с малолетства был косноязычен и весьма непонятлив, но, благодаря чудесному явлению некоего святого мужа, отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом. У будущего святителя не было способности к наукам и в этом он очень похож на преподобного Сергия Радонежского .

В 12 лет юный Петр поступил в монастырь и выполнял самые тяжёлые монастырские послушания на равне со взрослыми монахами . К тому времени он успешно изучил книжные науки и знал наизусть всё Священное писание. Очень рано он принимает монашество в одном из монастырей на Волыни. Принимает сан священника. Позже основывает собственную обитель на реке Рать ( на границе нынешних Львовской и Волынской областей Украины ). От сюда и прозвание Петра — Ратский (или Ратенский, как принято его именовать на Западе Украины). Известно, что святой Петр был замечательным иконописцем . Во время поездки митрополита Максима в Константинополь, Предстоятель Русской Церкви посетил Волынь, где игумен Петр, по преданию, подарил ему написанную им икону Божий Матери, позже прославившуюся своими чудесами под именем «Петровской» .

Она дошла до нашего времени, и некоторые исследователи видят в ней стилистические особенности, близкие к западной готической живописи, что в принципе могло быть характерно для галицо-волынской школы как наиболее близкой к Западу и подверженной влиянию польских, чешских и немецких мастеров.

Родители дают деньги сыну для основания новой уединённой обители на берегу реки Рать. Но вскоре там собирается много иноков. Лишённый гордыни блаженный Петр не жаждет священнической славы, а хочет лишь предаваться иконописным трудам и молитвам в своём монастыре, где все его любят. Житие рассказывает, что « святой был добр, незлобив, считал себя последним из всех, поучал с кротостью, усердно подавал милостыню ».

Свт. Петр всегда очень жалел больных. На вопрос, можно ли больному человеку сидеть в храме, он, ни в чём не делавший себе послаблений, отвечал, что можно. Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о больных ногах!

Явившись для благословения к прибывшему в 1283 году из Константинополя для управления Русской Церковью греческому митрополиту Максиму, Петр дарит ему собственноручно написанную икону Пресвятой Богородицы и очаровывает владыку умом, смирением и талантом. В 1304 году митрополит Максим отходит ко Господу, и начинаются распри по поводу того, кто же станет главой Русской Церкви. На место первого русского митрополита при поддержке своего князя претендует Владимирский игумен Геронтий. А могущественный Галицко-Волынский князь Юрий считает, что митрополитом может стать только игумен Петр .

Геронтий, захватив написанную Петром икону, святительское облачение и пастырский жезл, срочно отплывает в Константинополь к патриарху Афанасию. Но пути ему нет, буря мотает его корабль, сама Богородица является в видении гордецу и объявляет, что править Русской Церковью будет её избранник Пётр, который написал её икону. Надо ли говорить, что после этого именно Петр в 1308 году становится митрополитом Киевским и Всея Руси .

В 1299 году святитель Пётр переносит главную кафедру Русской Церкви из Киева во Владимир.

Однако епископ Тверской Андрей вовсе не рад приезду свт. Петра во Владимир, где находится его кафедра. Он начинает распространять о праведнике Петре клеветнические наветы, да и владимирский князь строит против него всевозможные козни. Зато рады святителю другие города и княжества, которые он усердно посещает. И особенно — Московское.

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству. Повсюду сеял он доброе, вечное.

В 1312 году безстрашный подвижник сам отправился в Орду и получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства . И тут надо заметить, что хан Узбек в Орде был первым монголо-татарским ханом, кто официально принял ислам и казалось уже, что этот хан и на Руси теперь будет насаждать свою веру, ислам. Но не смотря на это, хан Узбек принял святителя Петра с честью и отпустил с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Московский князь Иоанн Калита (внук св. блг. князя Александра Невского и сын св. блг. князя Даниила ) становится духовным сыном митрополита Петра . Украшенный множеством добродетелей, внимательный к духовенству и нищему люду, он был прозван в народе «Калита» — денежный мешок. У князя действительно был внушительный кошель с деньгами, которые он щедро раздавал бедным.

Иван Калита предлагает свт. Петру официально перенести митрополичью кафедру в Москву. Митрополит соглашается, но ставит условием своего переезда построение в Москве каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы . И предрекает, что после этого князь и Москва будут прославлены вовеки. В ней будут жить знаменитые святые! Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

« Если ты », — сказал святитель великому князю, — « успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех других князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших ».

Князь Иван Калита послушался святителя Петра и заложил первый каменный храм в Москве, собор Успения Богородицы в Московском Кремле.

Но как бы не был святитель Пётр деятелен и добр , не обошлось без церковных расколов в его правление. Вначале Западная Галицкая Митрополия не была готова подчиняться Москве, но дело до раскола Русской Церкви в том случае не дошло. А вот Литва (будучи тогда ещё православной) не пошла за Москвой и создала свою Православную митрополию, из-за чего святитель Петр лишился своей духовной власти над Литвой, единство было вновь установлено только после смерти митрополита Петра.

Провидев близкую кончину, Святитель сам соорудил себе каменную гробницу в алтаре строящегося храма . И стал раздавать щедрую милостыню нищим, монастырям и духовенству. В последние дни своей жизни он завещает тысяцкому Вельяминову все оставшиеся у него средства — на строительство собора.

Очень мечтал святитель Петр сам освятить Успенский собор, но до окончания его страительства ему дожить не было суждено.

3 января 1326 года после вечерней службы свт. Петр воздел руки к небу и отошёл ко Господу. Хоронила и оплакивала святителя вся Москва. У гроба сразу же начали совершаться многочисленные исцеления, и спустя 13 лет состоялось его прославление в лике святых. Отныне у гроба свт. Петра князья целовали крест в знак верности Великому князю Московскому. Здесь избирались русские Первосвятители. Гроб святителя Петра стал главной святыней Русского государства .

Нетленные мощи святителя Петра уцелели не смотря даже на все набеги Тохтамыша, разорившего гробницу, в период нашествия поляков, похитивших серебряную раку, и затем при вторжении Наполеона, приказавшего вскрыть гробницу свт. в поисках драгоценностей. Ни татарам, ни французам, ни полякам, которые охотились за драгоценными металами, мощи русского православного святого были ненужны.

Ни одно значительное государственное начинание с 14 века не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра Московского.

Святитель Петр явился в видении русской царице Анастасии (в середине 16 века) и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью .

С тех пор стало традицией всем последующим главам Русской Церкви при посвящении символически вручать эту святыню . Посох означает пасторскую обязанность архиерея вести свою паству по пути спасения и не допускать заблуждений.

Патриарх Никон, решив сложить с себя патриаршие обязанности, тоже использовал посох Митрополита Петра как символ. Он демонстративно оставил его близ Царских врат и, взяв простую палку, покинул Успенский собор.

После того, как Пётр I отменил Патриаршество, ещё долгие годы москвичи продолжали чтить Патриаршее место, где всегда стоял посох. С возобновлением Патриаршества вернулась традиция вручать посох при интронизации. Он используется и в особо торжественных богослужениях.

1 февраля 2009 года во время интронизации (поставление в Патриархи), посох святого Петра символически был вручён и нынешнему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу.

Пососх Святого Петра, Патриарх Кирилл получил из рук Митрополита Киевского Владимира.

Так или иначе, но именно при князе Иване Калите и митрополитке Петре, Москва стала самым значимым городом на Руси.

Иван Калита подчинил Ростовское княжество, купил Углич, Галич и Белоозеро. А переезд в Москву святителя Петра для князя Иоанна стал главным его политическим успехом.

Начиная с Петра теперь все митрополиты Всея Руси жили в Москве. А это значит, что Московские князья получили в своей политике главу Русской Церкви в свои союзники. Это Москве дало возможность получить Великое Княжение и увеличиться в глазах князей Киева, Владимира, Новгорода.

У историков мнения довольно различные. Одни считают, что Москва своим величием «обязана» монголо-татарским ханам, а именно хану Узбеку который не без подкупа русского князя Иваны Калиты дал Москве первенство среди городов Русских.
Другие историки склонные считать , что Москву возвеличила географическая условность.
Третьи и вообще тут видят случайное совпадение.
Есть мнения и в пользу политической ловкости и дипломатической тактики князя Иваны Калиты.
Называются и другие причины, такие как отсутствие грозных врагов у Москвы того времени, сплачённость русской нации, сочувствие бояр и т.д.

Но очевидно и то, что усилению влияния Москвы на всю Русь, помогло православное духовенство, а в частности святитель Пётр Московский избрав Москву кафедрой митрополии Всея Руси и тем самым уже это делала Москву духовной столицей Российских Княжеств, а позднее и Российского государства. Но перенос кафедры митрополита Всея Руси не был бы возможен без разрешения хана Золотой Орды Узбека и толстого кошелька князя Иваны Калиты, которого благодаря его подаркам всегда были рады видеть в монголо-татарской Орде.

А святитель Пётр стал почитаться покровителем Москвы и всего русского духовенства.

Яко блудник и разбойник, и мытарь, вопию Тебе от сердца Христе: согрешил, прости меня Владыко, многие мои согрешения и избави меня от всякого гнева Твоего, молитвами святителя Петра, яко непрестанно Тебя величаю.
Приидите, соберитеся все народы Московские, ко гробу блаженного святителя Петра, и со слезами возопийте к Богу, избави Господи от бед людей Твоих, просим, и Тебя величаем во вся веки.
Очень о тебе радуется, святителю Петре, собственный град твой Москва, имея тебя своего помощника и заступника и ныне Владыко, не отходи своим духом от нас, молитву твори за нас Богу, да избавит нас от насилия безбожных врагов наших, а мы тебя всегда величаем.

Гроб святителя Петра в Успенском соборе и канонизация митрополита

Освящение Успенского собора произошло в августе 1327 года после смерти Петра, который покинул этот мир восьмью месяцами ранее. В храме для него соорудили каменный гроб, сделанный по просьбе митрополита еще при жизни святителя.

Русские люди глубоко почитали Петра, при котором Московское княжество возвысилось. В 1339 году святитель Феогност канонизировал своего предшественника. Русские князья приходили к гробу святого, чтобы поцеловать крест и присягнуть на верность московским князьям. Именем Петра утверждались государственные договоры. В то время у новгородцев было право избрания своего владыки. Когда же Новгород присоединился к Московскому княжеству, то его архиепископы утверждались на служение возле гроба святого Петра. Здесь же происходило избрание московских первосвятителей.

Преемник чудотворца

Преемником Петра стал новопризванный грек Фиогност. В конце 1327 года константинопольский патриарх Исайя назначил его Киевским митрополитом с постоянным местом служения в Москве.

В 1328 году Фиогност посетил северо-восточные русские земли, которым, по просьбам Галицких и литовских князей, была выделена отдельная митрополия. Но Фиогноста не устраивала скромная должность патриарха уездного городка. Он задался целью объединить северную и восточную Русь под одним православным крестом. Именно при нем стал окончательно возможным перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Дата предстоящего события была согласована с Константинополем. Фиогност задался целью превзойти все известные русские города и сделать Москву единым центром православного мира.

1 марта 1325 года Москва стала церковным центром Руси: князь московский Иван Калита убедил митрополита Петра перенести резиденцию из Владимира в Москву. Митрополит Пётр (вторая половина XIII века — 1326) — митрополит Киевский и всея Руси, первый из митрополитов Киевских, имевших (с 1325 года) постоянное местопребывание в Москве. Именуется Ратенским.

Цер­ков­но-го­судар­ствен­ная де­я­тель­ность митрополита Пет­ра да­ла ос­но­ва­ние совре­мен­ни­кам срав­ни­вать его со свя­ти­те­ля­ми Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким, Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом и Иоан­ном Зла­то­устом. Глав­ный по­двиг Пет­ра — борь­ба за един­ство Рус­ско­го го­су­дар­ства и бла­го­сло­ве­ние Моск­вы как со­би­ра­тель­ни­цы Рус­ской зем­ли.

Родился на Волыни во второй половине XIII века от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Согласно житию святого, ещё до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность её сына. Повествуют, что Пётр с малолетства был косноязычен и весьма непонятлив, но, благодаря чудесному явлению некоего святого мужа, «отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом». В 12 лет Пётр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания.

Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам. Его авторству принадлежит первая московская чудотворная икона, получившая название «Петровская». За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха.

После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Пётр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединённого места. На реке Рате он поставил келью и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во имя Спаса. Избранный игуменом, Пётр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил князь Галицкий Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Однажды обитель посетил митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Пётр принёс в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.

В 1299 году митрополит Максим окончательно оставил Киев и поселился во Владимире на Клязьме. Недовольный этим великий князь Галицкий Юрий Львович захотел иметь своего собственного митрополита. С этой целью он избрал Петра и отправил его в Константинополь для посвящения; но именно в это время умер митрополит Максим (1305), и патриарх Афанасий посвятил Петра не в митрополиты Галицкие, а всея Руси.

В то же время тверской князь Михаил Ярославич направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на кафедру Русской митрополии. Плывшему Чёрным морем Геронтию ночью во время бури явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Пётр, возведён будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились.

Патриарх Константинопольский Афанасий I с Синодом возвёл на Киевскую и всея Руси митрополию Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезённые Геронтием. По возвращении на Русь в 1308 году митрополит Пётр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он и переехал в 1309 году.

В это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Митрополит Пётр принял сторону последнего, вследствие чего возведено было на святителя обвинение перед Патриархом со стороны тверского епископа Андрея. Для суда над святителем Петром был созван в 1313 году собор в Переяславле, признавший обвинение Андрея клеветой.

Много трудностей испытал первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твёрдого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

Сей кроткий архипастырь умел быть и строгим. Он лишил епископского сана Измаила Сарского, без сомнения, за важное преступление относительно Церкви или Отечества, и предал анафеме одного опасного еретика, Сеита, обличённого им в богопротивном умствовании, но не хотевшего раскаяться.

В 1313 году, когда ханом сделался Узбек, первый из ханов принявший ислам, святитель Пётр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Когда после смерти князей Михаила Тверского и Юрия Московского князь Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским, святитель Пётр принял сторону последнего.

В 1325 году святитель Пётр по просьбе великого князя Ивана Калиты перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Пётр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

По желанию и совету святителя Петра Иван Калита заложил 4 августа 1326 года в Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения Пресвятой Богородицы. «Если ты», — сказал святитель великому князю, — «успокоишь старость мою и возведёшь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших». Святой митрополит желал видеть строительство оконченным, но церковь Успения была освящена лишь 4 августа 1327 года, после кончины святителя.

21 декабря 1326 года святитель Пётр умер. Тело его было погребено в стене Успенского собора в каменном гробу, который он сам приготовил.

Торжественный перенос

В середине 30-х годов 14 века активная работа Феогноста на посту митрополита принесла первые значимые результаты. Канонизация чудотворца Петра привлекла в Москву массу паломников и священнослужителей. Постоянная бурная религиозная деятельность не прошла незамеченной в константинопольском патриархате – влияние нового митрополита распространялось на все русские земли.

На самых высоких уровнях стал обсуждаться перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. 1326 год стал периодом принятия окончательного решения. Полное одобрение московских князей, к тому времени уже носивших титул «всея Руси», поддержка константинопольского патриарха и политика невмешательства Золотой Орды завершили дело. Перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву был закончен.

Церковная карьера

Отец Тихон (Георгий Шевкунов) родился в 1958 году в Москве в семье служащих. Он окончил ВГИК, после чего отправился послушником в Псково-Печерский монастырь. В 1991 году 33-летнего мужчину постригли в монахи в столичном Донском монастыре. Он принял имя Тихон в честь патриарха русской церкви в 1917-1925 гг.

РИА Новости / Алексей Никольский

В 1995 году Тихон становится игуменом возрожденного Сретенского мужского монастыря, с 2002 года – ректором Сретенской духовной семинарии. На рубеже веков Тихон не раз посещал Чечню, куда отвозил гуманитарную помощь. В 2011 году он вошел в Высший церковный совет РПЦ, в 2016 году возглавил патриарший совет по культуре.

Ещё публикации по теме

30 лет назад не стало А. Меня

40 дней со дня кончины архимандрита Германа (Чеснокова)

XV Меневские чтения пройдут 9-11 сентября: программа мероприятий

Роль женских обителей в православном мире не менее значительна, чем мужских. Их, конечно, меньше, однако все они впечатляют своей красотой.

Алексеевский женский монастырь

Основана пустынь была в 1358 г. и трижды меняла свое расположение. Сегодня она находится в Красном Селе, куда ее перевезли менее двух веков назад. Здесь она начала активно расширяться, параллельно открыв больницу и педагогическое училище.

Сегодня монастырский комплекс включает четыре церкви, жилые корпуса для насельниц, вспомогательные помещения. При лавре также функционирует общеобразовательная школа, где преподают старославянский язык и обучают вокалу. Адрес Алексеевской обители: 2-й Красносельский переулок, д. 5, станция метро «Красносельская».

Алексеевский женский монастырь

Богородице-Рождественский ставропигиальный монастырь

Основательницей пустыни считается княгиня Мария Серпуховская, которая заложила ее в 1386 г. Изначально монахинями принимали только вдов или близких родственниц погибших при Куликовской битве. Знаменитый храм Рождества Богородицы был возведен в 1505 г.

До прихода советской власти лавра вела активную духовную и социальную деятельность. При ней был открыт сиротский приют, а также функционировала воскресная школа. Сегодня реставрационные работы полностью завершены. Добраться сюда можно на метро (станция «Трубная») или машиной (улица Рождественская, 20).

Богородице-Рождественский ставропигиальный монастырь

Зачатьевская ставропигиальная женская обитель

Основана пустынь была в 1360 г., когда митрополит Алексий заложил деревянный храм во имя Зачатия прав. Анною Богородицы. Однако просуществовала обитель недолго – спустя два века ее уничтожил пожар. Сестры, оставшиеся без крова, вскоре основали Зачатьевскую лавру, которую сегодня может посетить любой желающий.

Среди верующих монастырь славится тем, что посетившие его вскоре становятся родителями. По приданию, помолившись здешним святыням, чета Годуновых родила долгожданную дочь.

Найти обитель можно по адресу: переулок Зачатьевский, 2 (станция метро «Кропоткинская»).

Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Пустынь датируется XV столетием и была заложена в честь рождения будущего царя Ивана IV, крещенного по имени святого Иоанна Предтечи. Пока знаменитая династия была при власти, монастырь расширялся и процветал. Сюда же высылали государственных преступников. Так, знаменитой «узницей» обители является известная княжна Тараканова.

После революции лавру закрыли, а насельниц выгнали. Возрождение ее началось только в конце ХХ столетия, когда она была передана РПЦ. Сегодня полюбоваться святыней можно по адресу: Малый Ивановский переулок, 2 (метро «Китай-город»).

Марфо-Мариинская обитель милосердия

Самый «молодой» монастырь, датируемый 1909 годом. Основательницей его была княгиня Елизавета Романова, которая за свои средства купила небольшую усадьбу. Позже здесь построили лазарет и домовую церковь. Основным направлением деятельности лавры была безвозмездная медицинская помощь неимущим.

Обитель функционировала вплоть до 1926 г. Сегодня у нее сохранился былой устав, а насельницы, как и прежде, могут легко уйти обратно в мир. Добраться до святыни можно на метро, доехав до станции «Третьяковская» (адрес: Большая Ордынка, 34).

Покровский женский монастырь

Изначально это была мужская пустынь, основанная царем Михаилом Федоровичем в память об отце, умершем на Покрова. Тот монастырский комплекс, который мы видим сегодня, окончательно сформировался в первые годы XIX века. Перепрофилировалась лавра уже к концу ХХ столетия, когда пал советский режим.

Май 1998 г. ознаменовался тем, что сюда привезли святые останки Матроны Московской, а в 2005 г. была открыта купель. Располагается обитель по адресу: улица Таганская, дом 58 (станция метро «Крестьянская застава»).

Покровский женский монастырь

Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь

Данная пустынь датируется 1524 г. и была заложена царем Василием III в честь взятия Смоленска. Монастырский комплекс, возводимый по канонам московского барокко, окончательно сформировался к началу XVII века.

Сегодня обитель известна своим Новодевичьим кладбищем, где похоронены знаменитые личности, а также шикарным озером и парком. Добраться до святыни можно на метро, выйдя на станции «Спортивная».

Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь

История русских православных монастырей полна печальных дат. Многие из обителей пали, однако те, что выстояли, являются достоянием нашей родины. Надеемся, что благодаря нашей статье вы сможете легко найти заинтересовавшую вас святыню.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Большевики по личному распоряжению В. И. Ленина вскрывали раку с мощами Святителя Алексия

Есть сведения о том, что большевики по личному распоряжению В. И. Ленина вскрывали раку с мощами Святителя Алексия. Через два года после революции верующие из Братства святителя Алексия обратились к председателю Совнаркома с просьбой отдать им мощи митрополита из Чудова монастыря:

«Молю святителя Алексия — этого святителя любви — чтобы он коснулся Вашего сердца, и Вы, исполнив нашу просьбу, сделаете 3 тысячи человек, членов нашего братства, бесконечно счастливыми»

— говорилось в обращении, написанном членом Братства, сотрудницей отдела здравоохранения Московского губернского совета депутатов Марией Ивановной Свет. На обращении имеется резолюция:

«Т. Курский! Прошу не разрешать вывоза, а назначить вскрытие без свидетелей. Ленин».

А еще через три года серебряную раку с мощами святителя вообще разобрали на части. Гроб со святыми останками митрополита Алексия Московского после разрушения Чудова монастыря перенесли в Архангельский собор Московского Кремля, а уже после Великой Отечественной войны — в Богоявленский собор в Елохове.

Мощи святителя Алексия пребывают там и сейчас — случайно или нет, но стоит храм как раз на дороге из Кремля, где находился Чудов монастырь, в Черкизово и Измайлово.

При жизни митрополит Алексий Московский был очень выдающейся личностью Москвы.

Читать еще:  Частицы мощей Великой княгини Елизаветы переданы из Иерусалима на Урал
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector