0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Митрополит Лавр приедет в Москву ориентировочно во второй половине марта

Ахилла

Главное Меню
  • Новости
  • Мысли
    • Колонка редактора
    • Блоги
    • Комментарии
    • Нам пишут
    • Вопросы и ответы
  • Истории
    • Культура
    • Религия
    • Проза
    • Общество
    • Мониторинг СМИ
  • Проекты
  • Авторы
  • Наши книги
  • Контакты
  • О нас
  • Поддержать
  • Главная
  • Новости
  • Митрополита Илариона (Алфеева) удивило беспечное отношение к санитарным нормам в Троице-Сергиевой лавре

Формирование нового православного центра

Знаменитый Иван Калита сделал Москву центром не только политической, но и религиозной жизни. До этого центром богослужения и постоянным местом жительства митрополита был Владимир на Клязьме. Течение времени и постоянное лавирование между строптивыми князьями, татарскими ставленниками и собственным мятежным людом снизили значение Владимира. Битва за статус центра русского православия разгорелась между Москвой и ее вечной соперницей — Тверью.

Скончался глава Русской православной церкви за границей – митрополит Лавр

В ночь на воскресенье, 16 марта, скончался глава Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр . Как сообщает сегодня, 17 марта, РИА Новости со ссылкой на представителя Архиерейского синода РПЦЗ Михаила Селехова , митрополит будет похоронен в Свято-Троицком монастыре в городе Джорданвилле (США).

Настоятелем этого монастыря митрополит Лавр был с 1976 года. Собеседник агентства отметил, что точная дата похорон митрополита пока не определена, но, вероятней всего, траурная церемония состоится в четверг.

» Сотни звонков сегодня обрушились, я сначала не мог поверить — думал, оппозиция пускает слухи. А позвонить отсюда не мог — здесь телефон односторонний. Попросил одну женщину, она с мобильным телефоном пошла звонить — через полчаса прибегает, вся запыхавшись и в слезах, сказала, что сегодня скончался митрополит Лавр. А владыка ко мне позже подошел и уже сказал, что в четверг или в пятницу, точно еще не решено, будут хоронить в Свято-Троицком монастыре «, — сказал Селехов .

В свою очередь секретарь представительства Московского патриархата в США Александр Абрамов сообщил РИА Новости, что выборы нового первоиерарха РПЦЗ будут назначены не ранее, чем после 40 дней с момента кончины митрополита Лавра.

» Видимо, по прошествии 40 дней будет созван собор РПЦЗ, который изберет нового Первоиерарха. Формально на эту должность может претендовать любой из епископов «, — сказал Абрамов .

Исполнение обязанностей главы РПЦЗ до избрания нового первоиерарха, как ожидается, на днях будет возложено на его первого заместителя митрополита — архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Иллариона.

Аналогичные сроки избрания нового первоиерарха РПЦЗ называют и в Московском патриархате. Как ожидается, его изберет Архиерейский синод РПЦЗ, который предположительно соберется на заседание после Пасхи (после 27 апреля), сообщил РИА Новости секретарь Московского патриархата по межправославным отношениям Николай Балашов.

Глава РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр скончался в ночь на воскресенье в скиту в Джорданвилле (США). В последнее время митрополит плохо себя чувствовал. 17 мая 2007 года он совместно с Патриархом Московским и всея Руси Алексием подписал Акт о каноническом общении — документ, положивший конец разделению Русской Церкви.

Акт о каноническом общении, приложение к нему и другие документы, связанные с долгожданным воссоединением Русской зарубежной церкви с Московским патриархатом, были разработаны встречными комиссиями, созданными в конце 2003 года.

Согласно Акту о каноническом общении, РПЦЗ «пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской православной церкви». Она «самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей полнотой Русской православной церкви».

Вместе с тем, с подписанием документа «вышестоящей инстанцией церковной власти» для РПЦЗ стали «Поместный и Архиерейский Собор Русской православной церкви». Первоиерарх Зарубежной церкви избирается ее Архиерейским Собором и утверждается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом РПЦ.

Как сказано в разъяснениях к акту, с вступлением его в силу РПЗЦ утрачивает свой «временный канонический статус, обусловленный существованием в России безбожной власти».

Отделение РПЦЗ от Церкви в Отечестве произошло в 20-е годы прошлого века вследствие революции, гражданской войны и богоборчества большевистского государства.

Восстановление церковного единства означает преодоление вражды и разобщенности русских людей, живущих в России, и потомков белоэмигрантов, вынужденно покинувших родину около 80 лет назад. Теперь духовенство и миряне Зарубежной церкви и Московского патриархата вместе совершают евхаристию (причастие) и другие церковные таинства. Находясь вдали от дома, верующие посещают храмы друг друга.

Русская зарубежная церковь насчитывает более десяти архиереев, около 300 приходов и 20 монастырей в разных частях света. Большая часть приходов расположена в Америке, Австралии, Германии, Франции и ряде других стран Западной Европы.

filaretuos

Друзья и враги

Митрополит Платон (Левшин). Его отношения с Церковью и государством

В прошлой теме мы рассмотрели интересные факты из жизни Московского митрополита Платона Левшина. Сегодня мы рассмотрим с серьёзной точки зрения, что этот человек сделал для Церкви и как к нему относились государственные деятели.

Митрополита Платона называли, «самым блестящим светилом иерархии Екатериновских времён». Простой сын дьячка из Подмосковья очень рано принявший монашество в возрасте чуть за 20 лет. Закончил Московскую Академию, преподавал риторику в Троицкой духовной семинарии. Вскоре стал профессором и ректором.

В то время Министр Народного Просвещения (Образования) России, граф И.И.Шувалов будущего митрополита хотел послать для иностранного образования учиться в Париж, но высшее духовенство России не хотело выпускать из России такого человека и не дало благословение.

Однажды в Троицкую Лавру приехала Императрица Екатерина Вторая. Ей очень понравилась проповедь молодого иеромонаха Платона. Но императрица была под большим впечатлением не только от слова священника, но и от высокой цветущей фигуры молодого мужчины.. Она лично решила познакомиться с ним и кокетливо спросила: «Зачем же Вы пошли в монахи?». Платон ответил: «Из-за великой любви к просвещению». Императрица решила увезти его в Петербург и сделать «придворным проповедником».

Екатерина Великая быстро позаботилась о всех благах для Платона. По её ходатайству Платон сразу стал архимандритом и настоятелем Свято-Троицкой Лавры, хоть жить ему приходилось при императрицы во дворце Петербурга и иметь высокое жалование. Официально Платон при имперском дворе числился законоучителем сына императрицы и наследника престола Павла Петровича, но на самом деле ему предстояла заниматься с невестой наследника принцессой Гессен-Дормштадской Вильгельминой, будущей православной цесаревной Натальей Алексеевной. Надо было её обучать вере православной.

Императрица держала Платона при себе. Где бы она не появлялась, ей нравилось щеголять тем, что при ней такой умный и образованный монах и православный священник. Платон владел немецким и немного французским, а так же в совершенстве знал латынь. А потому императрица имела великую гордость представить Платона Польскому Королю, Станиславу Понятовскому, а так же Королю Австрии, Иосифу Второму. Императрица даже просила Платона погулять с Королём Австрии по Москве и показать гостю город. Позже Король Австрии скажет, что больше всего с прогулке по Москве ему понравился. Платон.

В 1768 году Платону дают сан епископа, вводят в состав членов Священного Синода и назначают на кафедру города Тверь. Правда императрица очень часто отзывала его для дел в свой дворец.

Читать еще:  Кришнаиты выразили соболезнование правительству Москвы и семьям жертв теракта в метро

Однако такое увлечение молодым епископом не могло нравиться духовнику императрицы, протоиерею, Иоанну Памфилову. Этот священник из белого духовенства терпеть не мог епископов и монахов, открыто говоря, что им не место во дворце. Екатерина Великая слушала своего духовника и делала всё с его благословения, а потому и она всегда отдавала предпочтение женатым священникам, пока не повстречала монаха Платона. Для Иоанна Памфилова ни один епископ не был авторитетом, он знал, что его духовная дочь, императрица Екатерина Великая выше всяких церковных владык. Кроме того, Екатерина была Крёстной матерью его сына.

В 1775 году Священный Синод постановил епископу Платону быть епископом города Москвы. Владыка Платон испугался этого назначения. Он понимал, что теперь он должен будет стать начальником для духовника императрицы, который епископов не признаёт. Платон лично писал прошения и наследнику цесаревичу Павлу и его супруге, и князю Потёмкину и наконец самой императрицы Екатерине, чтобы они посодействовали отмене этого решения синода. На что императрица ответила :»Держись моего указа и всё будет хорошо!». Платон перечить не посмел.

Семь лет епископ Платон правил Московской кафедрой. Он очень заботился о духовенстве именно низов, о простых монахах и видел как протоиерей Иоанн Памфилов настраивает императрицу против монашества. Кроме того, до этого времени, ни кто не награждался из женатых священников митрой. Однако Иоанн Памфилов заметил императрицы, почему же каким-то невеждам архимандритам украшаться митрой можно, а культурному протоиерею нельзя. Императрица Екатерина практически приказала епископу Платону, наградить митрой её духовного отца. Так в 1786 году в Русской Церкви в митре появился первый священник белого духовенства. Им стал протоиерей Иоанн Памфилов, с тех пор таких протоиереев именуют митрофорными, однако ни в одной другой Восточной Православной Церкви женатых священников митрами не награждают.
Сам епископ Платон считал это уничижением митры. А протоиерея Иоанна назвал «Папа-Митрус» и стал называть «Папой женатого духовенства».

Этот случай подвиг епископа Платона просить императрицу освободить его от епископства и от проживания в Москве. Императрица ответила, что епископ может жить там где пожелает, но с кафедры Москвы не увольняется, а если нет сил эту кафедру содержать и окормлять духовно, то может себе выбрать помощника, Викарного епископа.

Чтобы как-то удержать Платона в Москве, императрица решила даровать Платону звание митрополита Московского и наградить его белым клобуком. Это был такой прыжок через ступень архиепископа. Однако митрофорный протоиерей и духовник императрицы Иоанн Памфилов не благословил императрицу на такой шаг.

В это дело вмешался наследник Павел Петрович, он стал требовать у матери императрицы сделать Платона митрополитом. Ведь наступал праздник апостолов Петра и Павла и День именин наследника, которому хотелось, чтобы эту литургию ему служил митрополит в белом клобуке, да и знал наследник, что этот день, это ещё и день рождения епископа Платона и для него был бы хороший подарок. Императрица не послушалась своего духовного отца и объяснила ему, что Платон ни чем не заслужил так долго ходить по Москве в епископах.

И вот в праздник апостолов Петра и Павла за одним престолом стоят протоиерей Иоанн и епископ Платон. Отец Иоанн поминает Платона Митрополитом. Платон смутился и шепнул: «Отец Иоанн, Вы ошиблись, я епископ». На что услышал ответ от протоиерея: «Мне так велено молиться». Митрополит Платон вышел из алтаря и поклонился императрицы.

Уже назавтра императрица наградила Платона ещё раз, теперь она подарила брильянтовый крест на клобук.

Каково же было реальное отношение императрицы к митрополиту, это можно узнать с её дневника. Там она пишет, что митрополит Платон в белом клобуке и брильянтовым крестом высмотрит «как павлин кременчугский» и делает запись, что этот митрополит «Блудлив как кошка, труслив как заяц«.

Митрополит Платон не мог не видеть отрицательных сторон для Церкви в правлении Екатерины Великой. Он пишет: «Всё кажется катиться к худшему. Не удивляюсь о жалком положении нашего духовенства, зная, что привлечены светские начала, отчего и проистекает всё зло, именно им вверена вся власть. Нас ни во что не ставят, и не только хотят подчинить себе, но уже считают подчинёнными. О Боже Благий. Уже нет ничего утешительного. Делами я завален. Иногда , прогуливаюсь, задумываюсь. Силы душевные и телесные оскудевают. Ни о чём больше не думаю, как о покое и увольнении».

Митрополит Платон при Екатерине Великой очень много сделал для Церкви. Он отменил такое наказание как «отдачу под начал». То есть, это наказание заключалось в том, чтобы священников унизить самой грязной работой на глазах детей и учащихся. например колоть дрова в школе, чистить туалеты, разносить пищу в столовой. » Платон это запретил указом. К тому же, митрополита Платона, когда он уже был священником и преподавателем семинарии, митрополит Московский того времени, приказал выпороть розгой за плохую работу при всех семинаристах. И хоть императрица уже в 1767 году отменила своим постановлением телесное наказание для священников, но Платон добился указа о запрете порки дьяконов. Кроме того, в архиерейских домах были настоящие тюрьмы и даже оковы для непослушных священников. Митрополит Платон добился у императрицы запрета на подобные наказания священников епископами.

В 1796 году на трон императора взошёл сын Екатерины Великой, 42 летний Павел Первый.

Именно Павел ещё до восшествия на трон считал митрополита Платона своим другом и делился с ним всеми скорьбями и радостями. Именно Павел уговорил митрополита остаться на Московской кафедре. Не известно, как митрополит Платон переживал кончину Екатерины Великой, но с приходом на трон Павла Петровича, митрополит Платон вдохновился некими надеждами на лучшее будущее для Русской Православной Церкви. Да и сам император Павел считал митрополита Платона своим духовником и сердечным другом.

Новый император сразу по просьбе митрополита поднял жалование для духовенства, передал приходам и монастырям земельные угодья отнятые ещё его отцом Петром Первым. Выросло число семинарий. Однако не забывал он и о женатом духовенстве. Продолжал награждать всё того же любимца усопшей матушки, отца Иоанна Памфилова, впервые Церковь по его ходатайству женатых священников награждала наперстными крестами и малиново-бархатными, а не фиолетовыми скуфьями. Случилось и нечто вообще «ужасное», новый император стал награждать духовенство государственными орденами.

Был орденом от императора награждён и митрополит Платон. Митрополит упал на колени перед императором и сказал: «Позволь мне умереть архиереем, а не кавалером!«

Но со временем император Павел Петрович стал склоняться к католицизму, что не могло уже нравиться митрополиту Платону.

Платон же наоборот вошёл в историю Церкви, как человек, который всех желал сплотить вокруг Православия. И он первый , кто уделил много сил для воссоединения староверов и православных после Никоновского раскола 1666 года. Митрополит Платон в 1801 году (за 11 лет до своей смерти) утверждает Единоверие.

Московские старообрядцы не один раз пробовали просить себе священника у Православной Церкви. Они обращались к митрополиту Платону и в Синод еще в 80-е годы XVIII века, но тогда московский архипастырь проявил необыкновенную осторожность: он усомнился в искренности просителей. Известно, что митрополит Платон раздраженно отреагировал на сообщение епископа Никифора (Феотоки) о рукоположении священника для старообрядцев и разрешении ему служить по старому обряду. Тогда он выступал за присоединение старообрядцев без всяких условий, иначе будет «хромание на оба колена». Он был против такого варианта. Его безпокоило то, как сохранить лицо, т.к. долгое время шла борьба с древнерусским церковным укладом. Позднее московские старообрядцы решили обратиться, минуя митрополита, прямо к высшей светской власти

Они просили даже самостоятельного епископа, который подчинялся бы не Святейшему Синоду, а государственной власти и имел бы при себе особое духовное правление.

Читать еще:  Современный друидизм

Единственное требование к ним — поминать императора за богослужением по установленной тогда форме, они отвергли, отказались поминать его во время Великого входа, потому что этого никогда не было при старых русских Патриархах. Через некоторое время старообрядцы вновь обратились с ходатайством. Теперь они соглашались на подчинение Святейшему Синоду и епархиальному архиерею, правда, с изъятием их из ведения духовной консистории.

Митрополит Платон решил осторожно выяснить мнение по этому поводу у архимандритов московских монастырей и московских благочинных. В своем большинстве они отрицательно отнеслись к ходатайству старообрядцев, в то же время невозможно было не реагировать на позицию высшей светской власти. Митрополит остановился на среднем варианте: пойти навстречу просителям, проявить снисхождение, разрешить им употреблять старые обряды в надежде, что они «со временем Богом просветятся и ни в чем в неразнствующее с Церковью приидут согласие». Т.е. он рассматривал единоверие как переходный этап к полному, ни в чем не отличимому слиянию с Православной Церковью. Такую позицию занимал ряд иерархов в то время. Таким образом, на том первоначальном этапе бытия единоверия, оно не воспринималось на равных. Отголоски такого представления нередко встречаются и сегодня. По правилам митрополита Платона единоверцы могли безпрепятственно причащаться в новообрядческих храмах, а новообрядцы в единоверческих только «в крайней нужде». Присоединяться к единоверию можно было только там, «где никто никогда дотоле в Церковь Православную не ходил и таинств ее не принимал». Платон был категорически против того, чтобы в учреждаемых единоверческих храмах служили бы беглые попы, т.е. те, кто перешел к старообрядцам из Греко-Российской Церкви.

Митрополит Платон ограничил общение православных с будущими единоверцами. То есть православному дозволялось у единоверческого священника причащаться лишь при крайней нужде, в смертном случае, если нельзя было найти священника православного. А вот единоверец мог причащаться у православного священника в любой ситуации.

О том, насколько важен был вопрос о единоверии для митрополита Платона, говорит тот факт, что священник Полубенский в 1807 году был возведен им в достоинство протопресвитера — очень редкая не только награда, но и должность для того времени. И этим была отмечена особая важность положения единоверческого священника не только в Москве, но и в Православной Церкви.

Митрополит тяжело переснес известие о вторжении в Россию армии Наполеона и уме р, узнав о его отс туплении, 11 (24) ноября 1812 г.

Путин обещал не вводить повторный карантин в России и будет ли карантин с 19 октября

С распространением Ковида были связаны ограничительные меры весной этого года во всём мире. В некоторых странах и сейчас закрывают производства. Президент Российской Федерации согласен, что нужно контролировать ситуацию, но высказывается против принятия жёстких мер. Он констатирует, что в РФ дела обстоят лучше благодаря эффективным решениям.

Центральный банк не предусматривает серьёзного ухудшения экономической ситуации, связанного со второй волной пандемии. Как подчеркнула Эльвира Набиуллина, риски не заложены в базовый сценарий. Это даёт надежду, что экономика избежит повторного удара.

Власти отрицают карантин с 19 октября в России.

Размер состояния Патриарха Кирилла на 2020 год

По оценке экспертов, митрополит в 2004 руководил активами стоимостью 1,5 миллиарда долларов. В 2005 в результате работы РПЦ активы увеличились до 5 миллиардов долларов. На 2020 год состояние Кирилла оценивается в несколько десятков миллиардов долларов. Тем не менее, Патриарх не считает себя богатым, подчеркивая, что все это имущество является собственностью церкви, а не его личными активами.

Кроме того, основной доход РПЦ, а также Патриарх, получают благодаря пожертвованиям прихожан, а это миллионы долларов. Ведь некоторые из верующих числятся в списке Форбс)) Помимо этого, организации ежегодно выделяется помощь от государства в размере около 370 миллионов рублей на благотворительные цели — реставрация церквей, помощь нуждающимся, покупка необходимой утвари и имущества. Учитывая все эти источники, точное состояние главы Русской православной церкви определить практически невозможно, но, по приблизительным оценкам, оно достигает 10 миллиардов долларов.

Война с французами

Во время Отечественной войны 1812 года, когда французские войска захватили Москву, многие подмосковные сёла опустошили и сожгли. Не обошло стороной разорение и село Лукино, где сгорели больше половины крестьянских домов и барский усадебный дом. Однако здание Спасо-Преображенского храма не пострадало. Несмотря на то что часть имущества разграбили французские мародёры, самое ценное было сохранено настоятелем церкви священником Иоанном Яковлевым, который закопал всё в землю.

Новый облик Переделкина, села Лукино и Спасо-Преображенской церкви связан с бароном Михаилом Львовичем Боде, после того как усадьба в 1853 году перешла в его владение. На его средства были построены в подольской подмосковной усадьбе Мещерское каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а также каменная часовня со склепом, где покоились усопшие родители Михаила Львовича. В 1867 году с разрешения митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) останки были перенесены в село Лукино во вновь построенный храм-крипт в честь святого Филиппа, недалеко от Спасо-Преображенской церкви.

Любовь к родной истории и культуре отразилась на всём жизненном укладе Михаила Львовича Боде и проявилась в идее создания в Переделкине усадебно-паркового ансамбля в «русском стиле», как памятника истории боярского рода Колычёвых (по линии матери). В течение многих лет барон тщательно собирал архивные источники, реликвии и предметы рода бояр Колычёвых, которые в дальнейшем вошли в уникальный родовой музей-архивохранилище, который был построен специально в дворцово-мемориальном ансамбле. Вплоть до кончины Михаила Львовича Боде, похороненного в фамильной усыпальнице в марте 1888 года, храм менялся внешне и внутренне: изменялась форма купола, пристраивались часовня и два крыльца, а центральный иконостас из одноярусного сменился на пятиярусный.

Во времена гражданской войны и революционных событий, несмотря на то что усадьба в селе Лукино, как и многие другие дворянские имения, сильно пострадала, храм оставался нетронутым и действующим.

Как патриарху Филарету удалось получить титул «Великий Государь» и возвести на престол своего сына

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Как сделал придворную карьеру «нулевой» Романов?

Фёдор Никитич Романов был двоюродным братом царя Фёдора, сына Ивана Грозного, и мог законно претендовать на престол. В 1586 году он был нижегородским наместником, в 1590 – воеводой в походе на Швецию, а в 1593-94 годах – псковским наместником.

Во время правления Фёдора Иоанновича Романов был дворовым воеводой и одним из трёх руководителей Ближней думы, а царь ему очень доверял. Но с приходом к власти Бориса Годунова ситуация изменилась не в пользу Фёдора Никитича.

За что Годунов отправил в монастырь Фёдора Никитича Романова

На Романовых был подан донос, в котором их обвиняли в умысле отравить царя. В кладовую Никитича подкинули мешки с кореньями, которые и были обнаружены в ходе обыска. За этим последовал арест Романовых вместе со всеми родственниками и их приятелями. Фёдора Никитича и его племянников подвергали пыткам. Мучили этих людей, пытаясь добиться от них признания и наговора на Романовых. Но никто из них не пошёл на это.

Фёдора Никитича, его супругу и родственников отправили по разным отдалённым городам в монастыри. Скорбные обстоятельства жизни монаха Филарета – опала и разлука с любимой семьёй помогли ему закалить характер, а твёрдая вера помогла удержаться и не быть сломленным.

Народ, выбравший Бориса Годунова на царство, скоро охладел к нему. За время пребывания при дворе в эпоху Ивана Грозного Годунов привык к интригам и не мог возвыситься до служения помазанника Божия. Атмосфера в обществе была отравлена ядом своекорыстия и наветничества. В Москву уже стали приходить вести о самозванце, именовавшим себя царевичем Димитрием, сыном Ивана Грозного. Вдруг приключившиеся засуха, голод и мор усугубили ситуацию. Наступает пора беззакония и разрухи, умножаются разбои. Слишком многие расценивали это как гнев Божий за неправды и несправедливые гонения бояр Романовых и их ближнего круга.

Читать еще:  Minfin. Com. Ua: Курс рубля будет в зависимости от темпов производства готовой продукции

После смерти Годунова Лжедмитрию I удалось воцариться на московский престол, и чтобы убедить народ в подлинности своего происхождения, он стал разыскивать свою мнимую родню, большинство из которой пострадало при Годунове. Из всего семейства Романовых в живых осталось только несколько человек. Филарета Романова вызвали в столицу и возвели в сан митрополита Ярославского и Ростовского. Филарет не обличал самозванца – он решил выждать удобного случая, чтобы изменить ситуацию в государстве.

Политические игры патриарха Филарета: поддержка Шуйского, Лжедмитрия II и польского короля

Когда появился второй самозванец, Филарет поддержал патриарха Гермогена в борьбе с ним, рассылая грамоты по городам, в которых призывает к верности к законно избранному царю – Василию Шуйскому, предостерегает от измены в вере. Хотя он мог сам претендовать на престол – по своему происхождению он был не меньше этого достоин, чем Василий Шуйский, а по любви народной многократно превосходил его.

Но не это заботило его. Отряды Тушинского вора – Лжедмитрия II, состоявшие из поляков, литовцев, русских казаков предательского сброда, вплотную придвинулись к Ростову. На своём пути они жгли, грабили и убивали мирное население. Такая же судьба ожидала и ростовчан. Ростовский митрополит Филарет наотрез отказался покинуть Ростов.

Когда тушинцы ворвались в город, он один вышел к озверевшей толпе со словами увещевания, надеясь найти в них остатки человечности. Это не подействовало. Митрополит Филарет остался живым, его избитого и униженного, босого, одетым в изодранные польские одежды повезли к самозванцу. Однако, там его встретили с почётом и нарекли патриархом. Самозванец решил так прельстить людей. Но Филарет не преклонился перед ним. За ним установили строгое наблюдение и запретили проповедовать. В Тушино было много православных, лишённых пасторской опеки – именно по этой причине Филарет остался там и не пытался бежать.

Вернувшись из тушинского плена, Романов по просьбе патриарха Гермогена берет на себя посольскую миссию – договариваться о том, кому после смерти Шуйского быть царём. Основная задача – затянуть переговоры с польским королём Сигизмундом III, чтобы, выиграв время, возвести на престол своего сына Михаила. В Речи Посполитой не оставляли надежд завладеть русским троном и убеждали московских бояр признать царём пятнадцатилетнего сына Сигизмунда III Владислава.

Тактика Филарета заключалась в убеждении королевича Владислава принять православие, прежде чем взойти на русский престол. Филарет максимально затягивал переговоры и под благовидными предлогами отказывался подписывать любые соглашения.

Как удалось патриарху Филарету, находясь в польском плену, возвести на престол своего сына Михаила

Целых полгода велась дипломатическая борьба за судьбу русского престола. Хитрость, фальшь, пустые обещания, угрозы присутствовали с польской стороны. В результате все члены русской делегации, в том числе и патриарх Филарет, были арестованы. Им предстояли долгие восемь лет ожидания и плена.

А тем временем в России патриарх Гермоген, Минин и Пожарский поднимают ополчение против поляков. Филарету Романову не суждено было принять участие в освобождении русских земель, ему предстояло в будущем заняться их возрождением. Пока он томился в заточении, в России созвали земский собор, который должен был решить, кому быть правителем России. Заключение в тюрьму не помешало Филарету координировать действия своих сторонников в России.

Результат не заставил себя долго ждать – в 1613 году партия Романовых добилась избрания Михаила на русский престол.

После пережитого в Смутное время народ русский отчётливо понимал, что только избрание настоящего по роду и ничем не запятнавшего себя царя поможет объединению разорённой и истерзанной страны. Умный, хорошо образованный, красивый, как и его отец, Михаил Фёдорович не участвовал ни в одной интриге вокруг престола и к власти не рвался. Бояр эта кандидатура тоже устраивала – молод (ему всего 16 лет), неопытен, они думали, что смогут им манипулировать.

Но молодой царь не стал марионеткой в руках враждующих боярских кланов, а начал реально управлять государством. Ему хватало мудрости не делать резких шагов, он хорошо понимал, что у него недостаточно для этого опыта и возможностей – страна досталась ему в ужасающем состоянии.

Михаилу Фёдоровичу удалось разбить войска самозванцев (трёхтысячное казачье войско Ивана Заруцкого, которое поддерживало сына Марии Мнишек и Лжедмитрия II), подписать со шведами Столбовский договор, заключить с поляками Деулинское перемирие. Условия последнего предусматривали возвращение на родину всех пленных, заключённых ещё во время Смуты. В числе таковых был и отец царя Михаила – патриарх Филарет.

Вопиющий случай: соправительство патриарха Филарета и Михаила Фёдоровича

После освобождения из плена и возвращения на родину Филарет стал патриархом Московским и всея Руси и соправителем своего сына, получив титул «Великий Государь». Ни о какой борьбе между сыном и отцом речь, конечно же, не шла – 23-летний Михаил безоговорочно признал первенство родителя. Семейная жизнь Михаила сложилась только со второй попытки, но благополучно. Он женился по любви и был счастлив в браке. Постепенно в государстве воцарились покой и равновесие.

Понимая необходимость возвращения забранных Польшей земель, Михаил Фёдорович провёл военную реформу. Но этого оказалось недостаточно, армию надо было ещё научить побеждать. Начатая с Польшей война не принесла существенных результатов. В 1634 году был заключён Поляновский мирный договор, который оставлял за Польшей все ранее завоёванные земли, кроме Серпейска. Россия должна была выплатить контрибуцию в размере 20000 рублей, но зато польский королевич обязан был оставить навсегда свои претензии на российский престол.

Внутренние государственные дела обстояли как нельзя лучше. В Россию охотно приезжали заморские предприниматели, налаживали различные производства и вкладывая в них свои средства. Приезжие образовывали целые поселения – слободы, со своей инфраструктурой. Наступила эпоха экономического благоденствия – ширилась торговля, развивались ремесла, вырос уровень жизни всех слоёв населения. Страна богатела и заново отстраивалась. Голод и разруха были далеко позади. Царь и патриарх заботились и о культурном возрождении страны, был восстановлен печатный двор и огромная царская библиотека. Российское государство приобретало в мире постоянно возрастающий авторитет.

При дворе Ивана Грозного были и другие влиятельные люди. Например, его личный лекарь, которого боялись даже самые лютые опричники.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Большевики по личному распоряжению В. И. Ленина вскрывали раку с мощами Святителя Алексия

Есть сведения о том, что большевики по личному распоряжению В. И. Ленина вскрывали раку с мощами Святителя Алексия. Через два года после революции верующие из Братства святителя Алексия обратились к председателю Совнаркома с просьбой отдать им мощи митрополита из Чудова монастыря:

«Молю святителя Алексия — этого святителя любви — чтобы он коснулся Вашего сердца, и Вы, исполнив нашу просьбу, сделаете 3 тысячи человек, членов нашего братства, бесконечно счастливыми»

— говорилось в обращении, написанном членом Братства, сотрудницей отдела здравоохранения Московского губернского совета депутатов Марией Ивановной Свет. На обращении имеется резолюция:

«Т. Курский! Прошу не разрешать вывоза, а назначить вскрытие без свидетелей. Ленин».

А еще через три года серебряную раку с мощами святителя вообще разобрали на части. Гроб со святыми останками митрополита Алексия Московского после разрушения Чудова монастыря перенесли в Архангельский собор Московского Кремля, а уже после Великой Отечественной войны — в Богоявленский собор в Елохове.

Мощи святителя Алексия пребывают там и сейчас — случайно или нет, но стоит храм как раз на дороге из Кремля, где находился Чудов монастырь, в Черкизово и Измайлово.

При жизни митрополит Алексий Московский был очень выдающейся личностью Москвы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector