0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Русская Православная Церковь

Содержание

Русская Православная Церковь

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Биография
  • Приветствия и обращения
  • Интервью
  • Послания
  • Проповеди
  • Программа «Слово пастыря»

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

В Неделю 19-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Преставился ко Господу митрополит Иоанникий (Кобзев)

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Александро-Невском скиту

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Накануне Рождества Алексий II обратился к православным

В рождественскую ночь небо окончательно прояснится, осадки прекратятся, а температура воздуха в городе упадет до –23…–25° (по области –24…–28°). Днем 7 января она поднимется лишь до –20…–22° (по области –19…–23°), вероятна небольшая облачность без осадков.

Похитители Рождества.

Заметные признаки охлаждения между гос. аппаратом и церковью, отношения между которыми развивались экстатически-комическим образом, появились уже в конце 2002 года.

В декабре 2002 года, когда в Москве проходил VII Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС), отсутствовали на этот раз не только обязательные ранее для подобных мероприятий Путин, Лужков но и сам патриарх Алексий-2.
Зато работа собора была освящена присутствием таких знаковых фигур, как Зюганов и Жириновский. Присутствие последнего, кстати, закономерно привело к тому, что 7-ой Съезд ВРНС закончился настолько неприятным скандалом, что практически все СМИ «предпочли» замять если уж не сам факт проходившего собора, то выступления некоторых господ, в том числе Жириновского. Последний, как явствовало из скудных сообщений, всё-таки просочившихся в прессу, открыто обвинил церковных иерархов в сотрудничестве с КГБ. Это было столь некстати, что из зала раздались «иуда! иуда!». Кричали, надо думать, апостолы, встретившие старого соратника.

Впрочем, россияне, готовившиеся к празднованию Рождества («католического» Рождества) и Нового Года практически не проявили интереса к этому странному мероприятию, непонятно почему названному Всемирным и Народным. (Действительно, собравшаяся номенклатура вряд ли могла быть названа Народом, а весомого представительства русских диаспор не было.)
А вот православное Рождество, судя по опросам РОМИР, для большинства россиян вряд ли является праздником. А если и является, то вовсе не таким уж религиозным, как может показаться из победных реляций православной прессы.

В остальном мире,к «православному Рождеству» ситуация с православием стала ещё плачевней. Если раньше, духовным центром рождественских празднеств был Вифлеем, то Рождество 2003 года православным пришлось праздновать на «святой земле», оккупированной «божьим народом».

(Запомнился один удручающий телерепортаж — редкие, совсем уж православные паломники с испуганными лицами пробирающиеся среди вооружённых евреев, и ныряющие в закопченную дыру, которая служит входом в храм «рождества Христова».)

Своеобразный рождественский подарок получили православные и в Греции.

Греческие гражданские власти на Святой Горе Афон начали процедуру насильственного выселения насельников монастыря Эсфигмену, сообщает корреспондент «Портала-Credo.Ru».

Константинопольский патриархат изгоняет монахов за отказ подчиняться Вселенскому Патриарху Варфоломею. Именно Вселенский патриархат вынудил греческое правительство содействовать изгнанию монахов. Как пишет греческая ежедневная газета «E Kathimerini», вся процедура незаконна, потому что гора Афон автономна и греческое правительство не может вмешиваться в ее внутренние дела. Полиция направила насельникам обители официальные предписания, обязывающие их покинуть занимаемые помещения к 28 января 2003 года. ист.

С Рождеством вас, братие!

Не остались без поздравлений и российские православные. В этом году президент отвлёкся от своего любимого занятия — катания на горных лыжах, чтобы посетить провинциальный уральский храм:

В Рождественский сочельник президент России Владимир Путин приехал в храм Владимирский иконы Божьей Матери в поселке Агаповка, где совершалось рождественское богослужение, сообщает ИТАР-ТАСС.

Рождественское богослужение вместе с протоиерем Борисом совершал настоятель храма в Агаповке.
За последние несколько лет в России было построено более одной тысячи новых храмов. Впервые Владимир Путин посещает храм, построенный всего два года назад, сообщает агентство.
Храм Владимирской иконы Божьей Матери находится в поселке Агаповка Челябинской области. Он строился с мая 1998 года по сентябрь 2000 года на искусственно возведенном холме.
8 сентября 2000 года храм был освящен митрополитом Челябинским и Златоустовским Иовом. Церковь построена на средства из дополнительных доходов районного бюджета, а также на пожертвования жителей, предприятий и предпринимателей.
Поселок Агаповка — административный центр Агаповского района, расположенного на слиянии двух рек — Урала и Сухой — в 10 км от города Магнитогорска. ист.

Пока президент катался на лыжах и крестился в храмах, до православного люда донеслось патриаршие поздравление.
Патриарх наряженный в соответствии с последним словом рождественского дендро-дизайна,произнёс рождественское поздравление, содержавшее неожиданно горькие ноты.

Из Рождественского послания Патриарха Московского и всея Руси Алексия II:
Страждут и несут тяготы миллионы наших соотечественников, множество детей скитаются беспризорниками по нашей земле; молодежь улавливается в сети различных чужеродных учений, развращается духовно и физически; распространяются наркомания и алкоголизм. Горько видеть все это.

В «рождественском послании», мажорном «по определению», такие строки выглядят весьма и весьма странно. Фактически, патриарх предъявляет прямые обвинения президенту и всем властным структурам в том, что они привели Россию к социальной катастрофе. «Тяготы, беспризорники, наркомания, алкоголизм». С Рождеством вас, товарищ!

Возможно, патриарх понимает, что 2003 – последний год его патриаршества. Тяжёлая болезнь, которую патриарху удалось приостановить только с помощью лучших «кремлёвских врачей» (а не молитв, как утверждалось некоторыми СМИ) или системный кризис православия будут тому причиной – не ясно. Но ясно одно руководство РПЦ ждёт серьёзных перемен. И всё же:

Патриарх Алексий II возглавил в главное рождественское богослужение.

6 января, около 22:00 в храме Христа Спасителя в Москве началось главное рождественское богослужение, которое возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Как передает «Интерфакс», на богослужении присутствуют около 5 тысяч москвичей. Среди официальных лиц, приехавших в храм — полпред президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко. Сообщает Мир религий

Судя по фотографии, приводимой изданием «Мир религий», дела у патриарха действительно «не очень». Фактически, патриарха трудно узнать с первого взгляда. Да и со второго тоже. Всё же, он нашёл в себе силы появиться на публике. Впервые, за последние два месяца.

Несколько позже «подтянулись» ещё два высших и без сомнения горячо любимых (за тяготы, алкоголизм, наркоманию, сектантство и беспризорничество – со слов патриарха, разумеется) православным народом высокопоставленных чиновника.

VIP-православные

Gazeta.Ru сообщает , что в 23:42 Касьянов и Волошин прибыли на службу в храм Христа Спасителя
В понедельник около 22:00 в храме Христа Спасителя началась главная рождественская служба, которую проводит патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. На богослужении присутствуют около 5 тысяч москвичей.
Около 23:15 на службу прибыли премьер-министр России Михаил Касьянов и руководитель кремлевской администрации Александр Волошин. После краткой беседы с предстоятелем Русской церкви они заняли свои места в VIP-ложе справа от алтаря.
На патриаршем богослужении также присутствуют вице-мэр правительства Москвы Валерий Шанцев и полпред президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко.
В сослужении своего ближайшего помощника епископа Истринского Арсения и других священников патриарх совершит повечерие, утреню и Божественную литургию. Происходящее в главном православном соборе страны транслируется по национальному телевидению и в интернете на официальных сайтах Русской православной церкви и храма Христа Спасителя.
Богослужение продлится около четырех часов — примерно до 01:00.// Интерфакс

«Ей-ей»! — как восклицает один из новозаветных апостолов. И хотя не совсем понятно, что он хочет выразить этим восклицанием, сейчас оно крайне уместно. Ведь именно таким чудным образом сейчас освещается «симфония церковной и государственной власти». Но, по порядку:

Прежде всего, восхищает масштаб православного времени – служба начавшаяся около 22.00 и кончившаяся примерно в 01.00, без сомнения, длится около 4-ёх часов. В связи с чем гражданин Волошин именуется «руководителем кремлёвской администрации». Заметьте, не «администрации президента» — это слишком «мелко», а таинственной «кремлёвской администрации». Впрочем, кто знает, может такая и существует.

Но это всё мелочи, шероховатости журналистского пера, так сказать. Гораздо более впечатляет фраза — «заняли свои места в VIP-ложе справа от алтаря». Прочитайте ещё разок, чтобы ощутить всю мощь «симфонии». Теперь, оказывается, в православных храмах есть VIP-ложи, причём непременно – справа от алтаря. VIP-ложа. Справа от алтаря. (Не поэтому ли христианство в России и называется право-славием?)
Приятно, наверное, чёрт подери, студёным рождественским вечером, благополучно миновав face-control (который в этом году в ХХС был необычайно суров) расположиться в VIP-ложе ХХС. Справа от altar… PR, маза фака.

Но оставим в покое эти гримасы православизации всей страны и не будем издеваться над убогими интерфаксовскими сообщениями.
В этом году VIP-ложа если и не пустовала, то выглядела не очень убедительно. Касьянов и Волошин богомольцы, конечно, известные, но… не основные.

Вот, как выглядела эта самая VIP-ложа в прошлом году. Заметьте – в этом году нет всех тех, кто занимал в этой ложе самые центральные места. Ни президента В. Путина с супругой Л. Путиной, ни мэра Москвы Ю. Лужкова, главного, кстати, храмостроителя, ни министра обороны Иванова, ни Матвиенко…
Без сомнения, атеисты всей России правильно трактуют и оценят этот поступок. Религия – личное дело каждого. Хочет Путин ходить в церковь – и пусть ходит. Вдали от телекамер, в обычный храм (правда построенный на бюджетные деньги, ну да ладно) где-то на Урале. Это, конечно, тоже можно назвать «тонким пиаром» — мол дескать, пока эти буратины тусуются в VIP-ложах, я скромно встречаю рождество, как и положено православному…

Тогда поздравляем с Рождеством путинских пиарщиков!

Наконец-то «допёрли», что в стране, где абсолютное большинство не ходит в церковь даже по «великим праздникам», политикам следует скромнее проявлять свои религиозные симпатии.

Президент Российской Федерации В.В.Путин поздравил православных христиан.

Президент Российской Федерации В.В.Путин поздравил православных христиан и последователей иных христианских конфессий с Рождеством Христовым. Текст обращения ниже приводится полностью:

«Сердечно поздравляю православных христиан и последователей иных христианских конфессий Российской Федерации с Рождеством Христовым!
Этот праздник неизменно несет в дома миллионов людей мир, любовь, добро и надежду. Он укрепляет основы нравственности нашего общества, поддерживает стремление российских граждан к единству и согласию. И огромное значение в утверждении высоких духовных ценностей имеет деятельность Русской Православной Церкви, религиозных организаций других традиционных для нашей страны христианских конфессий.
От всей души желаю православным христианам, всем кто сегодня отмечает праздник Рождества Христова, крепкого здоровья, радости, счастья и благополучия». ист

Читать еще:  Какая религия самая лучшая?

Отметим, в какую неприятную ситуацию попал президент. Получив от патриарха вместе с рождественским поздравлением очевидную «пощёчину», он вынужден подставить другую щёку,и продолжать воспевать ценности православия. Откуда такое христианское смирение? Неужели Владимир Владимирович действительно – христианин?

Как бы то ни было:

Show must go on.

Накануне Рождества столичные правоохранительные органы обещали взять под усиленную охрану все московские храмы, в которых будут совершаться богослужения, сообщает радиостанция «Эхо Москвы».

Вечером 6 января дополнительные милицейские наряды выставят возле храма Христа Спасителя, Елоховского собора, Донского и Новодевичьего монастырей, в музее-заповеднике «Коломенское», а также около всех церквей, где будет проходить праздничная служба и ожидается большое скопление прихожан. ист.

Кроме усиленных нарядов милиции, у церквей будут дежурить сотрудники милиции в штатском. ист.

Добавим, что не только «сотрудники милиции в штатском». Но и другие, хорошо знакомые всем россиянам «сотрудники в штатском». Например, сотрудники ФСБ. Вот такой вот забавный, можно сказать факт. Сотрудники той самой вечной спец. службы ГПУ-КГБ-ФСБ, которая, если верить православным источникам в своё время взрывала Храм Христа Спасителя, теперь его от кого-то охраняет.

Это, без всякого сомнения, большой прогресс в отношениях между Церковью и Государством.

Несмотря на уверение Газеты.Ру, что Рождество закончится собачьими бегами , Рождество закончилось печальней. Пока одни оттягивались на собачьих бегах и, покинув VIP ложи разговлялись в дорогих кабаках и и роскошных храмовых трапезных (как в ХХС – на 1200 человек), другие умирали от холода. Видимо, недостаточно горячо молились.

Шесть человек замерзли насмерть в Москве за минувшие сутки.

Об этом «Интерфаксу» сообщили сегодня в службе скорой и неотложной помощи столицы. По данным медиков, еще 25 человек были доставлены в медицинские учреждения Москвы с диагнозом «переохлаждение и обморожение». Таким образом, с начала октября в Москве от холода погибли 239 человек.

Сегодня Москва пережила самую холодную ночь за эту зиму. Столбик термометра в некоторых районах столицы опустился до 32-х градусов. А в Подмосковье зафиксирован абсолютный рекорд — минус 37.

Вот такое выдалось «холодное Рождество 2003 года».

© Димьян 2003. Все права принадлежат Димьяну Небедному. Распространение, копирование, публикация в СМИ, переписывание от руки и чтение вслух приветствуются по Закону.

Светлой памяти Патриарха Алексия II

Ирина Ивановна Иванова

25 февраля — день тезоименитства приснопамятного Патриарха Алексия II
Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II посвящается

Из личных воспоминаний
регента Спасо-Парголовского храма
Ивановой Ирины Ивановны
о Святейшем Патриархе Алексии


Из личного архива Ирины Ивановны с дарственной подписью Патриарха. 1990 г.
Первые дни после интронизации Святейшего.

Моя первая встреча с приснопамятным Святейшим Патриархом Алексием, а тогда еще митрополитом Таллиннским и Эстонским, состоялась в1985 году. В тот год я заканчивала регентское отделение, и несла послушание регента смешанного хора Духовных школ, на которое меня благословил ректор Академии архиепископ Кирилл, ныне Патриарх Московский и всея Руси. При владыке Кирилле у нас была дивная традиция на Светлой седмице ездить в паломничество по монастырям. Сейчас, слава Богу, такая традиция возродилась в наших школах благодаря нынешнему ректору архиепископу Амвросию.

Таким образом, на Светлой седмице 1985 года мы всем выпускным курсом поехали в Пюхтицкий женский монастырь. Посещение Пюхтиц всегда бывает особым, вызывает огромный духовный подъем. Особенно запомнилась нам матушка Варвара, которая очень тепло встречала всех, кто приезжал в монастырь.

Во время пребывания в монастыре мы пели за богослужением на левом клиросе, посетили музей монастыря, ходили на источник. В конце нашего паломничества нас пригласили в покои митрополита Алексия. Поначалу мы представляли себе, что митрополит — это особенная, неприкосновенная личность. Хотя мы и испытывали благоговейный трепет, однако, с радостью переступили порог архиерейских покоев, и увидели величественно-царскую фигуру митрополита Алексия – человека необыкновенной красоты: его глаза светились добротой, он удивительно улыбался. Когда он с нами поговорил, мы, конечно же, все влюбились в него. И, что знаменательно, соскучившись по нашему знаменитому юнкерскому «Нашему Владыке, многая лета…» (в 1984 году владыку Кирилла перевели на Смоленскую кафедру, а после него ректорами были священники), мы, посоветовавшись, спели митрополиту Алексию это многолетие. Он улыбнулся и сказал нам: «Если вы поете мне «Нашему Владыке, …» — значит, вы все приедете к нам в Таллиннскую епархию» (мы тогда заканчивали учебу в регентском классе и должны были ехать по распределению).

А через год он стал митрополитом Ленинградским. Мне по долгу службы часто приходилось бывать у митрополита Алексия в его кабинете. При этом необходимо заметить, что эти годы (с 1986 – 1990 г.г.) были удивительными.

На этот период пришлось празднование тысячелетия Крещения Руси, сопровождавшееся необычайным духовным подъемом. Однажды в беседе с митрополитом Алексием я вспомнила наш приезд в Пюхтицы и посмела дерзновенно ему напомнить: «Владыка, знаете, оказалось, что не мы к Вам, а Вы к нам приехали». Так что, как мы ему тогда пророчески напели «Нашему Владыке, многая лета…», так и получилось.

При близком общении с владыкой Алексием открывались особенные, удивительные черты его характера. Я вспоминаю как накануне торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси, владыка Алексий вызвал меня к себе в кабинет. Мы обсуждали участие смешанного хора Духовной Академии в торжествах, посвященных этой знаменательной дате. Он задал мне вопрос: «А у вас есть пластинки к 1000-летию Крещения Руси?». Я сказала, что их у меня, к сожалению, очень мало, всего лишь небольшая подборка. Он ответил: «Хорошо, я вам дам». То, что произошло после этого, в очередной раз потрясло меня. Все пластинки находились у Владыки в красивом шкафу на нижней полке. Вдруг он подходит к шкафу, спокойно становится на колени, открывает дверцы и начинает мне вынимать все пластинки, которые были сделаны к 1000-летию Крещения Руси: «А это у вас есть? А вот эту пластинку, пожалуйста, возьмите…». Я, конечно же, не могла стоять при виде стоящего на коленях митрополита. Я бухнулась на колени рядом с ним.

До сих пор, вспоминая этот эпизод, я испытываю тот же трепет и восторг, который я ощутила, когда стояла рядом с ним на коленях. Его присутствие, его общение преображало людей. Ты становился совсем другим, невольно вспоминаются слова псалмопевца Давида: «С праведником – праведным будешь». Я ощущала себя совсем другой. Во мне появлялось желание говорить так, как он говорил. А он говорил на особенном, дворянском языке, который редко можно было слышать в общении с людьми. Я чувствовала, что в моих словах нет той чистоты, которая звучала в устах владыки Алексия. Я следила за своей речью: что я должна говорить, как я должна это сказать, следила за интонацией. Мне хотелось подражать ему, отвечать ему также. Какой «тон» задавал своей особенной речью Владыка, в такой же «тональности» и мне хотелось разговаривать с ним.

Митрополит Алексий любил служить в нашем академическом храме. Однажды на первой седмице Великого поста Владыка читал канон преподобного Андрея Критского. Мужской и смешанный хор пели за богослужением попеременно все песни Канона. Я, конечно же, старалась вкладывать в пение смешанного хора все свои душевные силы, чтобы оно было в тон Владыке, молитвенным, красивым. И вдруг я от большого усердия пропустила один стих Канона. Хор запел «Слава…», а нужно было петь «Преподобне отче Андрее…». Я подумала про себя: «Боже мой, что я сделала». И, что вы думаете, Владыка Алексий спокойно пропустил этот тропарь и начал читать тропарь на «Слава…». Когда же служба закончилась, я не услышала ни одного слова упрека.


Поездка хора Академии с митрополитом Алексием
в Швейцарию в 1989 г.


Швейцария 1989 г.
После выступления хора Академии.

Владыка очень любил нам академический смешанный хор. Благодаря этой любви мы ездили заграницу. Первая наша поездка с митрополитом Алексием была в Швейцарию на Конференцию Европейских Церквей в 1989 г. Удивительная была поездка. Он умел открывать в людях самое хорошее, самое лучшее. Все его службы проходили на одном дыхании. У него было особое, небесное, величественное служение: его плавные неспешные движения, его торжественно радостное лицо, светлое и улыбающееся, его необыкновенно добрые глаза. Все его службы – это Торжество Православия. Особенно радостным для митрополита Алексия было попразднство Рождества Христова (святки). С особым детским трепетом он встречал нас студентов – колядовщиков и всегда щедро одаривал подарками, сколько бы раз на день мы к нему ни приходили.


Встреча Святейшего Патриарха Алексия
после его интронизации. 1990 г.


Приезд Патриарха в Духовную Академию.

В 1990 году митрополит Алексий становится Патриархом Московским. Для нас его избрание было, с одной стороны, радостью, а с другой – вызывало в нас некое чувство скорби: теперь он в Москве, так далеко, так «высоко», нам казалось, что теперь он недоступен. А на самом деле, по крайней мере, для меня, все оказалось совсем не так. Святейший Патриарх Алексий приглашал меня в Москву регентом в Богоявленский собор. Я не смогла, так как у меня на руках была старенькая больная мама. Посоветовавшись с моим духовником отцом Василием Лесняком, я осталась в Петербурге. В 1996 году моя мама отошла ко Господу, и мне очень захотелось увидеть Патриарха Алексия. Благодаря Николаю Державину, который был референтом Патриарха и много лет пел в составе праздничного смешанного хора Академии, будучи студентом Духовных школ, мне удалось попасть на прием к Святейшему Патриарху Алексию. Когда я вошла к нему в кабинет, он меня благословил и первое, что он у меня спросил, (а прошло уже шесть лет после интронизации Святейшего Патриарха): «Как ваша мама?». Меня его слова потрясли до глубины души, и из глаз полился поток слез. Я подумала: «Боже мой, у этого человека на плечах вся Русская Православная Церковь, весь Православный мир, и вдруг он меня спрашивает про маму, которую он никогда не видел и только лишь один раз слышал о том, что она болеет, и что я не могу оставить её». До сих пор со слезами на глазах я вспоминаю об этом. Удивительным человеком был Святейший Патриарх Алексий! Человек с огромным сердцем, в котором реально присутствовали «благодать Господа Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13: 13). Вечная память Святейшему Патриарху Московскому и вся Руси Алексию II.


Москва. Рабочий кабинет Патриарха Алексия. 1996 г.


Москва. Храм Христа Спасителя. 2000 г.

Протоиерей Анатолий Трохин
Прощание с Патриархом Алексием II

Как глубоко, как мирно Вы молились
Как благодатно Вы умели жить.
Две церкви навсегда соединились
Душою русской Господу служить.

А нынче: Вам вослед пылают свечи,
И над Москвой плывёт ковчегом храм,
И мы стоим, как у главы Предтечи,
Склоняемся к апостольским ногам.

Томится сердце горечью вопроса
О неслучайной череде утрат
И патриарший тихоновский посох
Столпом огня горит у Царских врат.

Алексий становится епископом

После Священного Синода, в августе 1961 года святейший патриарх становится епископом Таллинским и Эстонским. В то время церковь была не в лучшем положении из-за начавшихся хрущевских гонений. Молодой епископ в первые же дни столкнулся с проблемами.

Читать еще:  В Риге пройдет Молитвенная ночь для христианской молодежи

Власти собирались закрыть Пюхтицкий монастырь и более тридцати приходов. Тогда Алексей идет на хитрость – он организовывает посещение монастыря представителями немецкой евангелистской церкви.

Статьи о Пюхтицком монастыре появляются в немецких газетах, советское правительство не решается закрыть обитель. Затем епископ отстоял таллинский кафедральный собор.

И продолжал бороться с атеистически настроенной властью, сохраняя церковные приходы в целостности. В это же время Алексий занимает должность заместителя председателя в Отделе внешних церковных отношений.

24 июня 1964 года происходит возведение в сан архиепископа, а в декабре того же года назначение управляющим делами Московской епархии.

Накануне Рождества Алексий II обратился к православным

Опубликовано в Вторник, 6-го Января, 2009.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Алексий II
Рубрика: Моя газета > Развлечения > Праздники > Новый год > Рождественское послание Алексия II

Незадолго до кончины патриарх Алексий II подготовил рождественское послание, в котором призывал россиян жить по заповедям и стремиться к правде

В последнем рождественском обращении патриарха Московского и всея Руси Алексия II к пастве, которое он подготовил незадолго до своей кончины, предстоятель Русской православной церкви пожелал всем мира, здравия и успеха в добрых делах в наступающем Новом году.

«Не слишком ли часто мы живем по своей воле, забывая о воле Божией и Его заповедях, полагаемся лишь на человеческие силы, забывая о силе Божией? Не подменяем ли стремление к миру и правде греховной суетой, которая приводит лишь к разочаровывающей пустоте?» — такие вопросы ставил патриарх в своем послании.

При этом он призвал помнить, «что мир Христов побеждает вражду века сего, что, только стяжав этот мир в сердце своем, человек может устоять во всех житейских бурях и нести примирение с ближним и дальним, преображая жизнь верой, правдой, чистотой и любовью».

Патриарх Алексий II пожелал, чтобы мир Христов простирался и «на людей иных вер и убеждений, с которыми мы созидаем народную жизнь».

«В мире снова неспокойно. Во многих местах льется кровь, страдают люди. Но мы веруем, что Господь поможет нам, православным христианам, своим добрым примером и действием побудить народы к примирению, к мудрому и справедливому разрешению всех споров и разногласий», — говорится в послании патриарха.

В заключение рождественского послания Алексий II пожелал, чтобы исполнились слова святителя Иоанна Шанхайского, сказанные в 1938 году: «Блаженна ты, Земля Русская, очищаемая огнем страдания! Прошла ты воду крещения, проходишь ныне через огонь страдания, внидешь и ты в покой».

Митрополит Кирилл поздравил верующих с Рождеством Христовым

Москва. 6 января. ИНТЕРФАКС — Местоблюститель патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл поздравил православных верующих с праздником Рождества. «Мы.

В Британии разнообразят Рождественское меню

В Британии подают новое оригинальное блюдо – съедобный снег. Экстравагантная новинка включена в меню, специально составленное на период рождественских праздников.

Послание президента РФ прокомментировал Олег Кувшинников

Сегодня Президент России Владимир Путин выступил с ежегодным Посланием Федеральному Собранию. В Георгиевском зале Московского Кремля главную программную речь года.

У православных верующих – Рождественский сочельник

Русская православная церковь отмечает в понедельник, 6 января, Рождественский сочельник – канун Рождества Христова. Славить имя Христа будут верующие четырех.

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Чернигов – один из древнейших украинских городов. Немало святых угодников просияло здесь своими подвигами.

В XIV веке жил здесь боярин Фёдор Бяконт. Полагал он, что на государевой службе ему свой век вековать придётся и на кладбище родовом упокоиться. Однако по повелению великого князя Даниила Александровича он со своей семьёй переехал в Москву. Здесь и родился у него сын, которого при крещении нарекли Елевферием. Восприемником младенца от купели был сам великий князь Даниил.

Святитель Алексий, митрополит Московский, Киевский и всея Руси, чудотворец

А Детство и отрочество Елевферия были обычными для боярских детей. Трёхлетним мальчиком его посадили на коня, учили владеть мечом, луком, наставляли в грамоте и письме.

Излюбленным занятием Елевферия была охота. Целыми днями он пропадал в лесу с охотничьим луком и гончей собакой. Нравилось ему выследить лисицу или белку и, неслышно подкравшись, пустить в зверя острую стрелу.

Господь многим Своим избранникам уже в детстве предуказывает жизненный путь. Так было и с Елевферием. В двенадцать лет с ним приключилось чудесное происшествие.

В жаркий день, расставляя ловушки для птиц, он прилёг в тень куста орешника и задремал. В зыбкой дрёме грезились ему дивные сады, каких он не видывал в жизни. В садах сладко пели чудные птицы, которых можно было слушать бесконечно. И чей-то тихий голос сказал ему:

– Зачем, Алексий, напрасно трудишься? Оставь зверей и птиц. Я сделаю тебя ловцом человеков.

Проснувшись, мальчик вскочил на ноги, огляделся. Старого ловчего, обучавшего его охотничьим хитростям, рядом не было. «Кто это говорил со мной? – подумал отрок. – И почему он назвал меня Алексием?»

Однако с этого дня охота Елевферию стала не мила. Он забросил лук, стрелы и часто потом сожалел о погубленных им зверях и птицах, ведь он убивал их не для прокорма, как делают бедные крестьяне, а для забавы.

Полюбил Елевферий чтение божественных книг, молитву и решил стать монахом, чтобы служить Богу, а не своим прихотям. Боярин Бяконт мечтал, что сын пойдёт по его стопам, на службе у великого князя будет отмечен чинами, княжескими милостями. Однако, поразмыслив, перечить не стал и благословил сына быть монахом.

Монашеский путь

Игумен московского Богоявленского монастыря святой Стефан, брат Сергия Радонежского, постриг Елевферия в иноки с монашеским именем Алексий. Двадцать лет провёл Алексий в постах и молитвенных трудах. В святой обители под благодатным руководством мудрых старцев раскрылись многообразные дарования святого Алексия: молитвенность, красота устного и письменного слова, глубокий, всеобъемлющий ум.

Правивший в те годы Русской Церковью митрополит Феогност любил и почитал его и вскоре поставил епископом города Владимира. Когда же митрополит Феогност преставился ко Господу, то на Соборе русских епископов мнение о будущем возглавителе Церкви было одно: им должен быть епископ Алексий.

Русская Церковь тогда не была самостоятельной, в сан митрополита Алексия должен был возвести Константинопольский патриарх.

После нескольких дней путешествия по Чёрному морю взору святителя предстал Константинополь, или, как его называли на Руси, Царьград. Высокие крепостные стены опоясывали великий город, солнце отражалось в лазурных водах залива Золотой Рог. Всюду виднелись кресты храмов. Но выше всех храмов и зданий возносился над городом крест одного из чудес света – храма Святой Софии, величайшего храма православного мира.

Патриарх Константинопольский Филофей был наслышан об Алексии как о молитвеннике, человеке большого ума и сильного характера. После долгих бесед наедине, среди сановников императора и видных иерархов Царьграда,

Филофей сам убедился в этом и без колебаний в храме Святой Софии посвятил Алексия в сан митрополита.

Обратный путь через Чёрное море оказался трудным. Корабль владыки Алексия попал в страшную бурю. Только что ласково светило солнце, попутный ветер резво гнал корабль к родным берегам. Вдруг среди бела дня наступили зимние сумерки. Небо заволокли чёрные тучи, оглушительно загремел гром, в корабельных снастях грозно загудел штормовой ветер. Громадные пенистые валы швыряли большой корабль с борта на борт, как малый челнок. Четверо дюжих матросов что было сил держали рулевое весло. Если корабль потеряет управление, гибели не миновать. А волны уже перекатываются через палубу. Святитель Алексий в своей каюте-келье обратился с коленопреклоненной молитвой к Богу.

– Господи, – воззвал он, – не о себе молю, о несчастных, страждущих людях. Если погибнут они, сколько детей останется сиротами! Сохрани судно сие, утиши стихию.

Долго молился святитель. Раскаты грома становились всё реже, слабел ветер, в разрывах мрачного покрывала туч засинели кусочки неба. Буйные, пенистые гребни волн как будто кто-то пригладил мощной дланью. Наконец сильный порыв ветра совсем прогнал тучи, и засияло солнце. Все, кто был на корабле, собравшись на палубе, воспели хвалу Творцу, явившему Своё чудо.

Много сделал святитель Алексий для устроения Русской Православной Церкви. Он строил храмы, созидал новые монашеские обители и восстанавливал обветшавшие. В обителях он вводил общежительный устав, заботился о переписывании книг и написании икон. Владея греческим языком, он перевёл на русский язык Евангелие.

И Господь прославил Своего угодника, имя великого святителя стало известно далеко за пределами Русского государства. Даже язычники, не знающие Христа, почитали его как чудотворца.

Опора молодому князю Димитрию Иоанновичу

Неожиданно иные заботы, далёкие от управления Церковью, легли на плечи святителя. Русскую землю постигло горе: от болезни скончался великий князь Иоанн Иоаннович. Власть перешла к его сыну Димитрию. Девятилетний Димитрий был не по годам умён и рассудителен, но всё равно во многом ещё оставался ребёнком. Так помимо управления Церковью митрополит Алексий возложил на себя заботы и труды государственные. Нужно было отражать попытки соседних удельных князей, которые, воспользовавшись малолетством великого князя, пытались урвать кусок-другой земли от Московского княжества. После смерти хана Джанибека в Орде началась жестокая борьба за власть. Важно было следить за этой борьбой. В зависимости от того, кто захватит ханский трон в Орде, нужно было строить отношения с ней.

Митрополит Алексий был истинной опорой молодому князю Димитрию Иоанновичу. Зная, что Димитрию вскоре предстоит править самому, святитель Алексий воспитывал его.

В княжеской палате во время учёбы, на прогулках после богослужения, в свободную минуту святитель говорил великому князю, что мудрость правителя состоит не только в умении вести войско в бой. Важно уметь ладить с соседями, с иными государствами. Важно, чтобы в государстве всё творилось по справедливости, чтобы вдовы и сироты не были обижены, честные труженики были вознаграждены, а лихие люди – наказаны. Святитель приводил примеры мудрых правителей, таких, как князь Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский. Говорил и о нерадивых. Но самое важное, что должен беречь правитель, это мир и согласие. Междоусобицы князей, стремление во что бы то ни стало быть первыми приводили к бедам.

– Почему татары разбили княжеские дружины на Калке, на Сити? – вопрошал святитель молодого князя и сам отвечал: – Потому что не было среди князей дружбы, единства. Каждый думал о себе, о своей славе, а не о пользе Отечества. Татары разбили их порознь. Веник не сломаешь, как ты его ни гни через колено, а развяжи – и по прутику переломаешь весь. Твой дед Иван Данилович начал собирать русские земли, и ты следуй по его стопам. Тогда будет Русь сильна и необорима.

А «Семена, посеянные святителем в душу молодого князя, – отметил летописец, – позднее сторицей взошли на Куликовом поле, на котором объединённое русское войско разгромило войско хана Мамая».

Молодой князь подрастал, постепенно брал бразды правления Московским княжеством в свои руки. Затем стал править сам, но никогда не принимал важных решений не посоветовавшись с митрополитом Алексием, которого почитал как второго отца.

Святитель Алексий отошёл ко Господу 12 февраля 1378 года. Время своей кончины он предвидел; совершив Божественную литургию и причастившись Святых Таин, мирно простился с людьми и предал Господу свою душу. Тело его было погребено в созданном им храме Архистратига Михаила.

Читать еще:  Главные праздники древнекитайской религии

Спустя годы святые мощи его были обретены нетленными, даже ризы на нём были совершенно целы. Ныне мощи святителя почивают в Богоявленском Елоховском соборе Москвы. От них источаются многие исцеления и подаётся помощь всем, с верою припадающим к ним.

Митрополит Алексий является небесным покровителем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который по молитвам великого угодника Божия твёрдо ведёт корабль Русской Церкви через бури и нестроения нашего времени.

Постриг и осыпание наградами: Кураев рассказал о новом фаворите патриарха Кирилла

Как Алексий (Туриков) – субтильный юноша, обычный насельник монастыря за короткий срок стал личным секретарем Святейшего?

«Длинные пальчики Алеши… нежно прикасаются к руке патриарха»

Все чаще на разных церковных службах рядом с патриархом можно увидеть этого молодого человека с бородой. Его бы можно было принять за простого иеромонаха, каких много вокруг главы РПЦ, если бы не одно «но».

На это «но» первым обратил внимание Андрей Кураев.

– В условиях эпидемии и «самоизоляции» появились изменения в архиерейском протоколе: низшие клирики перестали целовать патриарху руки. Но и до этого считалось неприличным прикасаться своей рукой к руке архиерея, передавая или забирая у него что-то. Дикирь-трикирь, скажем, учат держать поставленными на ладонь, чтобы их рукоять оставалась неоскверненной и несогретой потом иподиаконской руки, – отметил он на своей странице в ЖЖ.

скриншот YouTube

Мы видим, что старый о. Владимир Диваков традиционно берет патриарха «под руку», – отметил Кураев, внимательно посмотрев видеозапись Божественной литургии, состоявшейся в Храме Христа Спасителя 16 августа 2020 года. – А вот юный профессиональный иподиакон архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Патриарха, прекрасно знающий протокол, тем не менее ласково так берет ладонь патриарха в свою по своей инициативе и держит так некоторое время. И такое неуставное прикосновение не вызывает и тени недоумения на Святейшем лике… ни иподиакона, ни диакона не прикасаются к коже патриарха. Это дозволено лишь Алексею. Тревожно за Святейшего: без предохранения все же заразиться можно. А он все же в «группе риска».

Кураев подчеркнул, что посмотрел и другие видеозаписи с участием Кирилла и Алексия, которые позволили ему сделать вывод: «Да, это уже обыкновение: тонкие длинные пальчики Алеши. нежно прикасаются к руке патриарха».

Кто же он такой – этот загадочный Алексий?

Не карьера, а чудо?

В открытых источниках нет никаких сведений об Алеше. В блогах пишут, что ему 36 лет. Но не исключено, что он еще моложе: просто борода прибавляет ему возраст.

Официальная биография юноши, которого патриарх в столь короткие сроки приблизил к себе, «начинается» с сообщения на сайте Московской патриархии от 7 апреля 2019 года. Именно в этот день патриарх «рукоположил иеродиакона Алексия (Турикова) в сан иеромонаха».

А 8 января 2020 года личный секретарь Кирилла и вовсе добился невиданных высот. «Иеромонах Алексий (Туриков), секретарь Патриарха Московского и всея Руси, к празднику Рождества Христова за усердное служение и ответственное выполнение обязанностей был возведен Святейшим Патриархом Кириллом в сан архимандрита», – говорится на сайте Московского патриархата.

Но и это еще не все подарки, которые послали Алексию небеса. Уже весной все тот же портал РПЦ сообщил новую радость: «Архимандрит Алексий (Туриков), насельник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, секретарь Патриарха Московского и всея Руси, в дополнение к несомому послушанию назначается настоятелем Патриаршего подворья при храме преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы» (Указ № У-02/32 от 12 марта 2020 года. – Прим. Sobesednik.ru).

Алексий // Фото: сайт Храма преподобной Ефросинии

«Он носит мобильный телефон патриарха и ведет его дневник»

За объяснением чудесного расположения патриарха к его новому фавориту мы обратились к Андрею Кураеву.

– Что вам известно об Алексии?

– Хороший, тихий. Сын известного московского священника.

Он не был моим студентом, поэтому я ничего не могу сказать о его интеллектуальных качествах. Но на меня он всегда производил самое доброе впечатление.

– Присвоение сана архимандрита столь молодому человеку не противоречит Положению о наградах РПЦ, подписанному самим же Кириллом?

– Естественно, противоречит. Но патриарх считает себя выше всего этого.

– За какие заслуги патриарх так выделяет его? Ведь за последний год Алексий сделал блестящую церковную карьеру.

– Его предшественником был нынешний митрополит Антоний (Севрюк), он 1984 года рождения. Он был личным секретарем Кирилла еще в последние годы патриаршества Алексия II. Насколько я знаю, Антоний долго сопротивлялся уговорам патриарха принять монашество, порывался жениться. Но патриарх его все-таки уломал на монашеский постриг и затем очень быстро сделал его епископом.

– Истории Алексия и Антония похожи?

– Думаю, во многом да. И постриг, и мгновенное осыпание наградами в некое утешение за эту решимость…

То есть, в каком-то смысле эти все мальчики повторяют путь самого Кирилла при Никодиме (Ротове): постриг, стремительное повышение по карьерной лестнице в качестве компенсации за это. Разумеется, имитация монашества, к реальному монашеству ни сам Кирилл, ни его креатуры не имеют ни малейшего отношения.

– В чем заключаются обязанности личного секретаря патриарха?

– Например, он должен держать при себе личный телефон патриарха. Сам патриарх не носит мобильный телефон. Очевидно, бережет свое здоровье. Или не хочет отвлекаться.

Личный секретарь заполняет дневник патриарха, то есть вписывает туда какие-то дела, которые должен совершить патриарх: встречи, звонки, службы и т.д.

– Какой, по-вашему, может быть дальнейшая судьба Алексия?

– Возьмем пример того же Антония: Кирилл, очевидно, пообещал ему скорую епископскую кафедру. Чтобы соблюсти формальности, Антоний должен был побыть где-то настоятелем. Антония отправили в Италию, и он стал настоятелем нашего посольского храма в Риме. И дальше уже последовала его архиерейская карьера.

Алексий уже стал настоятелем небольшого московского храма. Думаю, и в его случае со временем будет некий пас в сторону. Может быть, тоже за границу. А потом уже, соответственно, епископство.

Насаждение православной веры на Руси

Первыми святыми новопросвещенной Руси стали страстотерпцы братья Борис и Глеб. Они приняли мученическую кончину от рук своего брата, стремившегося к власти.

Киевский престол перешел к сыну Владимира – Ярославу. Он задался целью продолжить дело отца – укрепить православную веру на Руси. Он упрочил контакт с державами, имеющими богатый опыт в этой вере.

Ярослав распространял соответствующую литературу, вводил православные обычаи. С целью обучения он принимал христианских послов из разных стран.

Для того чтобы люди смогли читать православные книги, князь повелел везде улучшить обучение грамоте. Простые люди тоже смогли получить такую возможность. Он создал народную православную библиотеку, воскресные школы в разных местах Руси.

Сын Ярослава Святослав поклялся продолжить дело отца. Стали создаваться церковные митрополии. В крупных городах Руси появились епархии. Хотя сначала целый век Русь была под началом греческих митрополитов. А в начале одиннадцатого века князь сделал первым русским митрополитом Иллариона, мыслителя, философа и писателя.

В то время отмечался рост ученых, писателей, иконописцев. Появились первые летописи, самым известным автором такой книги стал монах Нестор. Византийские мастера строили храмы на Руси, расписывали их. Ярослав повелел выстроить в Киеве храм в честь святой Софии.

Структура традиционного святочного рассказа

Первоначально святочный рассказ формировался по принципу реализма — здесь не было места чудесам, фантазиям, мистике, сверхъестественному. Если какое-то чудо и было частью сюжета, то в конце оно объяснялось и оказывалось никаким не чудом. Зачастую авторы объясняли такой ход тем, что мистический флер Рождества берет начало в народных верованиях и обрядах, которые были популярны на заре христианства. Для такого построения сюжета была характерна структура «рассказ в рассказе» — так было удобнее всего разделить две реальности рассказа — ту, в которой существуют герои рассказа, и фэнтезийную, в которой творятся чудеса.

Еще одна характерная черта сюжета святочного рассказа — путь героя и изменения, которые происходят с ним за рождественскую ночь. В этом случае чудо выступает главным двигателем сюжета — благодаря ему герой оглядывается на свою жизнь и решает ее изменить. Но это побочный рассказ с элементом чуда, саму эту историю нам излагает рассказчик.

В рассказе Николая Лескова «Христос в гостях у мужика» рассказчиком выступает старый сибиряк, который верит в правдивость всего, что произошло с его приятелем Тимофеем Осиповичем. Наталья Старыгина приводит пример в своей аналитической статье:

Случается, что само чудо — это внутреннее повествование рассказчика или воспоминание о рождественской истории. Причем чудо — это обязательное условие этой легенды, тогда читатель будет воспринимать его как нечто, не относящееся к реальности рассказа. Это приводит к тому, что читатель сам ищет реалистичное объяснение чуду. Случается и так, что легенда с фигурирующим в ней чудом уступает место сну героя, как это происходит в рассказах «Неразменный рубль» Николая Лескова, «Ангелочек» Леонида Андреева, «Сон Макара» Владимира Короленко. Чудо может быть представлено как больное или слишком богатое воображение героя, например «Пугало» Лескова, «Мальчик у Христа на елке» Достоевского. А иногда чудо — это мистификация, как в рассказе «Художник и черт» Антона Чехова, а иногда — лишь удачное стечение обстоятельств, как, например, в рассказах Лескова «Жемчужное ожерелье» и «Старый гений». Порой вместо чуда герой сталкивается с людьми, которые готовы прийти на помощь в трудную минуту, ведь Рождество — время добра и сострадания. Чудо может и вовсе не быть частью святочного рассказа — писатели обращаются к реализму и предпочитают показывать эпизоды из жизни — например, рассказы «Перед печкой», «Неразлучники», «На большой дороге» Павла Засодимского.

Как правило, в святочном рассказе все события разворачиваются за одну рождественскую ночь, в течение которой герои меняют свою жизнь и свои принципы. Например, так происходит в рассказах Александра Чехова «Тришкина душа», «Нарушитель закона», «Тяжкий грех», «Звезда», «Ночной трезвон». Уже позже авторы стали более изобретательны в сюжетных конвенциях святочного рассказа. Например, в рассказе «Художник и черт» действие начинается за четыре дня до Рождества.

В святочном рассказе мы можем встретиться с героями, которые не знакомы друг с другом, но именно в рождественскую ночь их истории пересекаются, как в рассказе Александра Чехова «Сочельник в снежном заносе» и рассказе Николая Лескова «Отборное зерно». Рассказ Лескова «Обман» тоже начинается с такой структуры: «Под самое Рождество мы ехали на юг и, сидя в вагоне, рассуждали…»

Однако, как бы ни изменялась структура святочного рассказа, как бы ни менялись принципы построения сюжета, главным в жанре остается одно — нравственная и поучительная составляющая. В финале истории неизменно следует мораль — то, ради чего герои пережили все рождественские приключения, ради чего творились чудеса. Например, в рассказе «Зверь» Лескова (1883) проповедь священника растопила сердце сурового человека, изменила его отношение к жизни и к своим близким. Рассказ «Христос в гостях у мужика» (1881) завершается моралью автора:

К началу ХХ столетия вместе с общественно-политическими изменениями в стране происходит упадок жанра. Сама традиция Рождества постепенно упраздняется, и акцент в зимних праздниках смещается на Новый год, который, как по эстафете, принимает обычай наряжать елку, дарить подарки, верить в чудеса — и становится, в свою очередь, центральным сюжетом для целого ряда волшебных, теперь уже новогодних, произведений.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector