1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мусульмане Карелии

Содержание

Мусульмане Карелии запись закреплена

Пророк Мухаммад( да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Возвращай вверенное тому, кто доверился тебе, и не предавай того, кто предал тебя!»
Хадис от Абу Дауда

Мусульмане Карелии запись закреплена

аль-Муаххир (ар. اَلْمُؤَخِّر [аль-Муах̮х̮ир] — «Отодвигающий») — одно из Имён Аллаха. В пере­воде на русский язык означает «Отодвигающий назад», «Отбрасывающий назад», «Отдаляю­щий».
Имя аль-Муаххир не упоминается в Коране, но встречается в сунне пророка Мухаммада ﷺ. Так, в хадисе, в котором Пророк ﷺ обратился к Господу со словами: «Ты — Выдвигающий впе­рёд, и Ты — Отодвигающий назад».
Показать полностью… Поэтому Имя аль-Муаххир для полноты смы­с­ла обычно упоминается наряду с вышеупомянутым Именем аль-Мукаддим (المقدم — «Вы­дви­гаю­щий вперёд»), имеющим противоположное значение.
Прекрасное имя Аллаха аль-Муаххир в означает:
Отодвигающий назад по Своему разумению и по Своей воле всех тех, кто должен быть ото­двинут назад;
Отодвигающий тех, кто не уверовал, Выдвигающий вперед достойных рабов Своих.
Отдаляющий от Себя всё недостойное;
Располагающий творения ближе и дальше, раньше и позже, как пожелает;
Определяющий для каждого творения его время и положение;
Выбирающий для каждого творения последовательность, время, его количественные и каче­ст­венные характеристики, в соответствии со Своим знанием и Своей волей
Последней мольбой, которую читал Пророк ﷺ после ташаххуда перед произнесением таслима, были слова: «О Аллах! Прости мне то, что я совершил прежде и что оставил на потом, что совершил тайно и что сделал явно, то, в чём я преступил границы, и то, о чём Ты ведаешь лучше меня. Ты — Выдвигающий вперёд, и Ты — Отбрасывающий назад. Нет божества, кроме Тебя!». Выдвигающий вперёд и Отбрасывающий назад — Имена, которые не используются для описания Аллаха по отдельности, но только в паре, потому что совершенство выражается в сочетании этих качеств. Всевышний — Тот, Кто выдвигает вперёд и от­бра­сы­ва­ет назад, кого пожелает, в соответствии с Его мудростью .

Мусульмане Карелии запись закреплена

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Господь, сказал:

«Однажды Пророку, да благословит его Господь и приветствует, сказали: “О Посланник Аллаха! Поистине, одна женщина выстаивает ночные молитвы, постится днём, раздаёт милостыню, но она причиняет вред соседям своим языком”. Пророк, да благословит его Господь и приветствует, сказал: “Нет в ней блага, она из числа обитателей Огня!” Ему сказали: “А другая совершает лишь обязательные молитвы и подает неимущим только сухое молоко, но никому не причиняет вред”. Он сказал: “Она из числа обитателей Рая!”»
аль-Бухари

Мусульмане Карелии запись закреплена

«Приобретение ризка (удела) дозволенным способом» — шейх Абдуль-Азиз Дятко

Мусульмане Карелии запись закреплена

Пророк Мухаммад ( да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Настоящий мусульманин — тот, от чьего языка и рук не страдают другие люди»
(Тирмизи, Насаи).

Мусульмане Карелии запись закреплена

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Не войдёт в Рай тот, чьи соседи не чувствуют себя в безопасности от его зла».
Муслим.

Мусульмане Карелии запись закреплена

Дорогие братья и сестры!

Послабление карантинных мер и открытие мечети для совершения пятничных молитв стало возможным, благодаря закупке рециркуляторов, бесконтактных термометров и антисептиков. Правда, деньги на приобретение всего необходимого были взяты в долг, так как собрать необходимую сумму во время мы не успели. Этот долг необходимо вернуть, как можно скорее.
Показать полностью…

Профилактика — дело полезное, но затратное. Поэтому мы очень расчитываем на ваше небезразличие и материальную помощь.
Деньги можно перевести по номеру карты 5336 6903 2087 6081 (на имя Гаджиева Асхабали Магомедовича)

Те, кто лично знают Асхабали, не переводите деньги по номеру телефона, а делайте это только по номеру карты!

Помните, любое дело, сделанное искренне ради Всевышнего на Его пути, никогда не останется без Его внимания и награды!

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Садака никак не уменьшает богатства!»
(Муслим 2588)

Мусульмане Карелии запись закреплена

аль-Муктади́р (ар. اَلْمُقْتَدِر [аль-Мук̣тадир] — «Могущественный») — одно из Имён Аллаха. В переводе на русский язык означает «Могущественный», «Всемогущий», «Могучий».
Синоним Имени аль-Кадир («Всемогущий»). Существуют другие Имена Аллаха, близкие по значению к аль-Муктадир — это аль-‘Азиз («Могущественный»), аль-Кадӣр («Всемогущий»), аль-Ка̄дир («Могучий», «Способный»), аль-Кавийй («Всесильный»), аль-Матин («Крепкий», «Несокруши­мый»).
Показать полностью… Эти великие Имена имеют похожий смысл, указывая на то, что Всевышний обладает совершенным Могуществом, великой Силой и безграничной Мощью [10:65; 11:66

Прекрасное имя Аллаха аль-Муктадир означает:
Обладатель мощи, у которого хватает силы абсолютно для всего;
Устраивающий дела для созданий наилучшим образом, так как никто этого не может;
Обладатель беспредельного Могущества (аль-Кудра), Которому ничто не может воспрепятствовать;
Действующий через установленные им причины, например через ангелов, хотя сами эти причины не имеют никакого влияния на вещи.

В Священном Коране сказано: Приведи им (притчу): «Жизнь земная подобна воде, которую Мы излили с неба, и растения земли впи­тали ее, а потом превратились в сухой сор, несомый ветром. Истинно, Аллах властен над всем сущим». [18:45].
В действительности обладателем власти и могущества во всей Вселенной является только лишь Всевышний Господь. Силу, могущество, власть, имения, земли, войска дает людям на земле тоже Аллах.
Он каждый день заставляет всходить солнце, сменяет ночью день и ночь оборачивает днём, удерживает планеты, которые перемещаются в космическом пространстве с огромной скоростью, на строго установленных для них орбитах,
держит под контролем неисчисляемое количество систем и законов во Вселенной, что ясно свидетельствует о Его беспредельной мощи.
Тогда как человек, теряя свое богатство или власть, тотчас же теряет и всю свою силу. Как только в теле человека иссякает энергия, он становится слабым и беспомощным. Это ли не ясное напоминание того, сколь зависим человек от внешних условий и милости Творца. Так Аллах по­ка­зы­вает Своим рабам, Кому принадлежит истинная сила.
Коран многократно напоминает нам о могуществе Творца над всем сущим во Вселенной
На совершенство могущества и власти Аллаха также указывает сотворение Им деяний рабов, их богоугодных поступков и грехов. Ал­лах сотворил не только рабов, но и их деяния. Таким образом, поступки и действия людей сотворены и предопределены Господом, но совершаются самими людьми. В Коране сказано: Аллах сотворил вас и то, что вы делаете. [37:96].
Ещё одним проявлением Его могущества является упомянутое в Коране обещание помогать праведникам и приближённым рабам (авлийа), несмотря на их малочисленность и слабую оснащённость, в борьбе с врагами, превосходящими их числом и умением [2:249]
Благодаря Своему могуществу и по милости Своей Аллах приготовил для обитателей Ада и Рая разные виды наказания и вечного удовольствия, которые не прервутся и не прекратятся.
Благодаря Своему могуществу Господь сотворил всё сущее, управляет Своими творениями, придаёт им соразмерность и совершенный облик, оживляет мёртвых и умерщвляет живых, а потом воскресит рабов для того, чтобы они получили воздаяние, вознаградит праведников за их благодеяния и покарает грешников за их прегрешения. Он изменяет состояние сердец и направляет их туда, куда пожелает [2:148; 36:82]

Читать еще:  Русская православная церковь отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери

Сколько будет стоить?

Марина Бедорфас «АиФ-Карелия»: В Петрозаводске началось строительство нового исламского культового центра. В нем есть потребность? И сколько он будет стоить?

Муфтий республики Карелия Абдуль-Азиз Дятко: Безусловно, у мусульман в Карелии есть потребность в своем отдельном большом помещении. У нас сейчас есть небольшой центр, но когда все желающие собираются там на праздники, многим приходится оставаться на улице. Мы просто все не помещаемся. Кроме того, центр находится в жилом районе. И мы можем создавать определенные неудобства для соседей. Хотя, хочу отметить, что они к нам относятся очень терпеливо. А новая мечеть будет построена на Вытегорском шоссе. Это отдаленное от жилых домов место, лесной массив. Мы сможем там собираться и никому не будем мешать. Идея строительства культового центра возникла давно. Этот вопрос начали обсуждать еще в 2008 году, когда была выделена земля. Но только сейчас у нас появилась возможность начать строительство. Проект по предварительным подсчетам будет стоить порядка 60 миллионов рублей. И это только пожертвования прихожан. Никакой государственной бюджетной дотации у нас нет.

Конфликт в общине российских мусульман. За что ряд исламских деятелей объявляют «неверными»

Борьба между консерваторами и реформаторами в исламской умме России. Официальное мусульманское руководство объявило ряд духовных деятелей сектантами. По этому поводу была издана фетва – правовое решение в исламе по определенному общественному вопросу. Так называемых сектантов обвинили в излишнем рационализме. Однако, у экспертов имеются вопросы к самой фетве. Есть подозрения в плагиате и ссылках на экстремистские ресурсы. Подробнее о взрывоопасной теме – в материале «ФедералПресс».

Новости о жизни российской мусульманской общины редко попадают под заголовки, где фигурируют слова «конфликт», «сектантство» и прочие. Исламская умма нашей страны всегда выглядела цельным конструктом, несмотря на то, что в разных регионах мусульмане следуют разным правовым школам – мазхабам. Но в прошлом месяце произошло событие, которое уже сегодня может поколебать эту целостность.

Новые сектанты в исламе?

Совет улемов Духовного управления мусульман РФ (ДУМ РФ) и Совета муфтиев России (СМР) издал так называемую фетву о коранитах. Поводом для ее появления на свет послужило публичное обращение нескольких десятков исламских деятелей к главе СМР Равилю Гайнутдину. Они по факту обвиняют нескольких известных исламских богословов России в сектантстве. Последних называют коранитами и приписывают им фактическое отрицание Сунны – другого священного писания мусульман. Среди персоналий можно выделить известного философа Тауфика Ибрагима, бывшего заместителя муфтия Татарстана Рустама Батрова и имама Сергиева-Посада Арслана Садриева. Вдаваться в богословские подробности мы не станем, ибо, не посвященный в тонкости ислама, читатель вряд ли разберет написанное без энциклопедии под боком. Но этих людей и тех, кто симпатизирует их взглядам по сути признали «неверными».

«К сожалению, в нашем обществе начали появляться люди, подвергающие сомнению значимость Сунны. Среди них оказались и имамы, которые доносят личное мнение до своих общин. Это подвигло совет улемов духовного управления мусульман России разработать соответствующее богословское заключение», – отмечает муфтий Москвы Ильдар Аляутднинов.

При этом, сами уличенные в «коранизме» деятели отрицают то, что им инкриминируют. Бывший заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров заявил «ФедералПресс», что обвинения в его адрес несостоятельны.

«Я никогда не отрицал Сунну. К так называемым коранитам я также не имею никакого отношения», – заявил Батров.

Сторона обвинения приписывает новоявленным «сектантам» не только отрицание Сунны, но рационалистический подход к религии. В письме Гайнутдину так и отмечается, что упомянутые лица проповедуют «так называемый «рационалистический» подход в понимании Досточтимого Корана». По мнению авторов письма, если нормы ислама будут соответствовать «времени и обстоятельствам», то это приведет к смутам и расколу. Переводя сказанное на светский язык, мы получаем классический конфликт консерваторов и реформаторов.

«Коротко говоря, нас обвиняют не только в рационализме, но и приверженности ценностям гуманизма», – отмечает Батров.

Лишь борьба за власть?

Но не только идеологические разногласия привели к скандалу, а текст самой фетвы. Выяснилось, что ее содержание неоригинально и на 50% состоит из работы арабского богослова 20 века, что может говорить о плагиате. Но это полбеды. В подтверждение постулатов фетвы ее авторы дают гиперссылки на три сайта. Один из них контролируется движением «Братьев мусульман», организацией, которая запрещена и признана террористической не территории России. При этом нет ссылок на решения совета улемов ханафисткого мазхаба. Последователей этого мазхаба больше всего на территории России. Те же татары преимущественно ханафиты. Очевидно, что после подобных шагов со стороны официального духовенства раскольнические и экстремистские настроения могут умножиться. А признание каких-либо лиц «неверными» может сподвигнуть молодые головы на опасные шаги.

Но теперь от духовного к материальному. Как сообщает источник «ФедералПресс», близкий к Совету муфтиев России, акцию по обличению новых «коранитов» инициировали несколько региональных муфтиев. Все просто – борьба за власть и независимость. Дело в том, что в конце прошлого года готовился съезд Совета муфтиев России, который должен был стать в некотором смысле поворотным. Глава Совета Равиль Гайнутдин планировал провести административную революцию и укрепить централизацию власти, так как сама организация – это довольно аморфная структура, члены которой самостоятельны. Верховенство Гайнутдина над ними формальное. Надвигающиеся изменения пришлись не всем по духу. Группа региональных муфтиев начала активно раскручивать тему «коранитов». Как сообщает источник «ФедералПресс», велись жесткие переговоры между Гайнутдином и остальными муфтиями. Идея последних видимо была такая – сказать, что Совет заполонили сектанты.

«Они, по сути, ультиматум Гайнутдину поставили: «Если хочешь загнать нас под свою крышу, тогда мы выходим из состава совета под предлогом борьбы с сектантами». Тема коранитов появилась за месяц до съезда», – отмечает наш собеседник.

Равиль Гайнутдин, фото: РИА Новости, Рамиль Ситдиков

Итогом этой акции стало то, что Гайнутдин пошел на компромисс. Членов Совета муфтиев не стали загонять под жесткое подчинение, но в то же время их лишили статуса сопредседателей. Они стали просто членами президиума. Муфтии отбились и сохранили свою независимость. А вот новые «неверные» остались.

Чем опасен конфликт?

По мнению некоторых мусульманских деятелей, муфтии, инициировавшие процесс против «коранитов», загоняют умму в средневековое мракобесие, перенося с точностью нормы тысячелетней давности в жизнь современных носителей ислама. Муфтии же в свою очередь считают, что их идеологические противники искажают смыслы священных писаний.

Среди обличителей рационалистического подхода в исламе много салафитов. Сегодня их называют по-разному – фундаменталисты или вахаббиты. Это мусульманские «пуритане», противники каких-либо нововведений. Именно салафиты в основном пополняют ряды ИГИЛ (организация запрещена на территории РФ). Еще в феврале прошлого года президент России Владимир Путин заявил, что в Сирии на стороне боевиков воевало 4 тысячи человек. Эксперты опасаются, что «реконкиста» консерваторов и фундаменталистов на территории России несет риски в распространении экстремистских учений.

Политологи также отмечают эту проблему. Северный Кавказ всегда считался регионом наиболее подверженным радикальным учениями. Однако, в последние годы эта тенденция начала активно распространяться и в других регионах России, в том числе в Татарстане. Политолог Аббас Галлямов считает, что мечетей, которые контролируют фундаменталисты, стало гораздо больше.

«В целом, Кавказ подвержен влиянию радикального ислама в гораздо большей степени, чем Поволжье. Однако, в последние годы ситуация на Волге тоже ухудшается, в первую очередь в Татарстане. Если в Башкирии власти смогли отстроить систему контроля за молодёжью, склонной к радикальному исламу, то в Татарстане она была слабее изначально, а после ухода Шаймиева вообще почти развалилась. Поэтому мечетей, контролируемых проповедниками, пропагандирующими «чистый» ислам, от которой до ваххабизма буквально один шаг, в Татарстане на порядок больше, чем в соседней Башкирии», – заявил Галлямов «ФедералПресс».

Читать еще:  Позиция пермского епископа в отношение толерантности многих повергла в недоумение

Фото на главной: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Отношение к новообращенным в царской России

В допетровской и в имперской Руси, если человек изъявлял желание перейти из православия в другую веру, на него накладывались уголовные санкции, а если кто-либо пытался обратить в другую веру православных, то санкции были еще более жесткими. Как было сказано в Соборном уложении от 1649 года, смертная казнь грозила тем, кто «какими-нибудь мерами насильством или обманом русского человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет».

Чтобы исключить для русских славян контакты с представителями иной веры, возле православных храмов было запрещено строительство мечетей, а кряшены или крещенные татары не могли проживать вместе с некрещенными. Все это не свидетельствует о том, что в то время не было русских мусульман, но число новообратившихся было небольшое, русские не афишировали переход в Ислам, о новобращенных мусульманах мы узнаем только из иностранных архивах.

После того, как начались русско-турецкие войны, стали известны случаи, когда Ислам принимали русские пленные, как на добровольной основе, так и в принудительном порядке. В описании жития святого, относящемся к восемнадцатому веку, упоминается случай, когда русский пленник был насильственно обращен в Ислам.

Также отражение подробного случая есть в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы», где описывается насильственное обращение русского пленника.

В тот же период времени был опубликован крымским татарином просветителем Исмаилом Гаспринским труд, которые назывался «Русское мусульманство. Мысли, заметки, наблюдения». В этом сочинении впервые появился в культуре термин «русские мусульмане», под которым подразумевались в основном те люди, которые представляют мусульманские народы, являющиеся подданными Российской Империи. Сейчас термин «русские мусульмане» включает в себя не только народы, которые проживают на территории России, но являются этническими русскими, то есть те группы людей славянских и русской национальности, которые имеют этнические корни и самостоятельно обратились в Ислам.

Краткая биография

Садик абд аль-Рахман Али аль-Гарьяни родился в 1942-м году близ ливийского города Гарьян. Учился будущий проповедник в университете Омара аль-Мухтара в Байде, затем в университете «Аль-Азхар» в Каире на факультете исламского права. С 1969 года Гарьяни занимает должность профессора в университете «Шариа» в Триполи. А в 1984-м получает степень доктора в Великобритании. С 2012 года является великим муфтием Ливии.

Гарьяни — противоречивая фигура. Некоторые называют его салафитом, но сами салафиты недолюбливают богослова за его резкие высказывания в их адрес. Так, Гарьяни неоднократно выступал против создания в Ливии халифата.

Влияние муфтия существенно возросло в 2011-м после свержения Муаммара Каддафи, в котором проповедник играл не последнюю роль. Он регулярно издавал фетвы, осуждающие Каддафи и его решения. А также призывающие к активным действиям «против диктатора».

В 2017 году Садик аль-Гарьяни был внесен в список разыскиваемых за терроризм по обвинению в связях с запрещенными группировками, спонсируемыми Катаром (это произошло на фоне дипломатического кризиса Катар — Саудовская Аравия). Соответствующее распоряжение выпустили Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ и Египет. В некоторых источниках Гарьяни упоминается, как «экс»-Верховный муфтий Ливии.

Кроме того, шейх включен в «Список Шугалея» — еще один террористический лист, который ранее предлагал создать глава «Фонда защиты национальных ценностей» Александр Малькевич.

К слову, за особую любовь к катарским властям и духовенству, Гарьяни даже прозвали «Муфтий Катара». Его называют главным идеологом «Братьев-мусульман» (запрещено в РФ) в Ливии и одним из важнейших духовных авторитетов среди членов групп «Ан-Наваси» и «Абу Салим». За ним также закрепилось прозвище «кровавый муфтий мятежа, терроризма». При этом премьер-министр Правительства национального согласия (ПНС) Файез Саррадж не оценил вклада шейха в дело «революции». И в 2017 году фонд Гарьяни был закрыт, а имущество конфисковано. Под давлением салафитов из триполитанского МВД шейх бежал в Турцию, где находится по сей день.

Официально объявлено о регистрации нового централизованного муфтията, получившего громкое название «Духовное собрание мусульман России». Во главе новорожденной религиозной организации встал широко известный в республике муфтий Москвы, Центрального региона и Чувашии Альбир Крганов. Данную новость эксперты встретили довольно настороженно. Они указывают на то, что российское мусульманство и без того раздроблено. А данный фактор лишь способствует проникновению в данную среду опасных идей экстремизма. За подтверждением этого очевидного вывода далеко ходить не надо. В Чувашии мусульманская община также расколота, а некоторые ее представители уже успели повоевать в Сирии на стороне боевиков.

И ислам подтверждает закон сохранения энергии: в стародавние времена первый татарский муфтият назывался «Оренбургским магометанским духовным собранием», теперь появилось вполне созвучное «Духовное собрание мусульман России». Также неудивительно, что возглавил его достопочтенный Альбир-хазрат. В свое время он фактически вывел Духовное управление мусульман Чувашии из подчинения ЦДУМ России, провозгласил себя муфтием Москвы и Центрального региона, поэтому создание подконтрольной федеральной структуры выглядит вполне логичным. Уже известно, что в новую религиозную организацию вошли некоторые мусульманские общины из Москвы, Чувашии и Томска. Наблюдатели предрекают, что в нее скоро вольются дружественные Крганову ДУМ Санкт-Петербурга и Ханты-Мансийского автономного округа.

Крганов: мы пойдем своим путем

«Не думаю, что правильно идти по пути разобщения, – заявил «Правде ПФО» депутат городского Собрания Ильяс Калмыков. – В Русской православной церкви есть своя вертикаль, существует непреложный авторитет Патриарха. А у нас этого, к сожалению, нет. Имеются несколько центров религиозного притяжения, их возглавляют различные лидеры. Очевидно, что они делят сферы влияния. А возможно, кто-то инспирирует раскол со стороны. Действует по принципу: разделяй и властвуй».

Калмыков: мусульманам не хватает вертикали духовной власти

Сам Альбир Крганов пока никак не комментирует последнее событие. Но он известен как весьма осторожный религиозный деятель, имеющий ощутимую поддержку в верхних эшелонах власти. «Крганов входит в Общественную палату России по президентской квоте, что уже красноречиво говорит о многом, – поделился с «Правдой ПФО» религиовед Андрей Берман. – И трудно себе представить, что он по собственной инициативе без всякого согласования пошел в атаку на устоявшиеся организационные структуры. Скорее всего, данный факт свидетельствует о том, что тот же ДУМ уже не справляется со своей миссией, не оказывает должного влияния на настроения молодых мусульман. А те не склонны идти за пастырями преклонного возраста, понятия не имеющими, что такое смартфон».

Берман: до небес без смартфона трудно дозвониться

Между тем, Альбир Крганов довольно жестко относится к раскольникам в исламской среде. Недавно на одном из форумов под бурные аплодисменты он предложил запретить в России мусульманские секты. «Конечно же, когда мы имеем по стране почти сто Духовных управлений мусульман, проблемы это только усугубляет. Если бы они еще были в хороших между собой отношениях, то к этому можно было бы отнестись нормально. Однако сейчас между ними наблюдаются постоянные конфликты, – заявлял известный исламовед Роман Силантьев. – Конечно, когда несколько человек зовут себя муфтиями Москвы или муфтиями Свердловской области, это очень разделяет прихожан, это ненормально. Бывает даже, что в одном селе есть мечети четырех юрисдикций, представители которых между собой совсем не дружат».

Аналогичная картина наблюдается и в Чувашии. Как писала «Правда ПФО», председатель ЦДУМ России Талгат Таджуддин в связи «с раскольнической деятельностью и утратой доверия» своим указом лишил Альбира Крганова духовного звания муфтий и всех постов. Однако он и его сподвижники данного решения не признали. А пока имамы выясняют отношения между собой, идеи экстремизма набирают силу. Вербовщики запрещенных в России террористических организаций находят новых бойцов и в Чувашии. А чего стоит жуткая история девушки из Чебоксар, которую месяц посвящали в рабыни на съемной квартире в Москве перед отправкой в Сирию.

Хайбуллов: религия с невежеством несовместимы

Финляндия: мусульмане включены в жизнь страны

Финляндская Республика — государство на севере Европы. Самоназвание – Суоми. Его северная часть находится за Северным полярным кругом.

Финляндия – страна обширных лесов и многочисленных озёр, ультрасовременных зданий и древних замков.

Она славится достижениями в области архитектуры и промышленного дизайна. Будучи одним из самых молодых государств Европы, Финляндия, тем не менее, накопила богатые культурные традиции.

Читать еще:  В Крыму открыли мечеть имени Кадырова

Ислам в Финляндии.

По некоторым данным в Финляндии в настоящее время проживает свыше 50 тысяч мусульман. По информации МИДа Финляндии, всего население этой страны 5,2 млн. человек, из них 85% лютеран и около 1% православных.

Финские татары.

Ислам в Финляндии был представлен финскими татарами в конце 19-го века. С конца 20-го века число мусульман в Финляндии резко возросло за счёт иммигрантов, прежде всего из стран Африки. Большинство финляндских мусульман живет в столичном регионе.

Финские татары прибыли в Финляндию в качестве купцов и солдат в конце 19-го века, когда страна ещё входила в состав Российской империи. Позднее к ним присоединились члены их семей.

Финская исламская ассоциация (фин. Suomen Islam-seurakunta) была основана в 1925 году.

Что касается татар, то их можно назвать коренным населением Финляндской Республики.

Татары-мусульмане не являются здесь эмигрантами, хотя и считается, что они приехали сюда 130 лет тому назад. С чем это связано и как объясняется? Дело в том, что в то время татары не приехали в другую страну, поскольку Финляндия была частью Российского государства — так что они просто из одной области переехали в другую область. История внесла свои коррективы, и вот уже много десятилетий татары живут Финляндии. Они являются, среди других народов, основателями независимой Финляндии.

В 1960 г. закончилось строительство здания Татарской мусульманской общины в столице страны Хельсинки. В этом здании есть и мечеть, и библиотека, и учебные классы, и административные офисы.

Финны-мусульмане.

Финское общество давно уже привыкло к такому явлению, как принятие Ислама финнами.

Есть случаи, когда финская супружеская пара принимает Ислам и впоследствии дети, рождённые в этом браке, тоже являются мусульманами. Сейчас это становится частым явлением.

Финны, как и множество людей на всей планете, в своём духовном поиске приходят к Исламу.

Принятию Ислама финнами способствуют разные факторы, в том числе и межнациональные браки, дружба и общение с мусульманами и т.д.

Рост числа мусульман в стране приводит к развитию разных форм общественных отношений, соответствующих исламским культурным традициям. Например, в бассейнах для мусульманок отводятся отдельные часы и они приходят плавать в специальных купальниках, закрывающих тело.

В родильных отделениях по требованию мусульманок предоставляют врачей-женщин.

Открываются магазины, где продается мясо и другие продукты «стандарта халяль».

В Финляндии издаётся исламская литература. Исламские газеты и журналы открывают новую жизнь с позиций мусульманской культуры. В них освещаются все популярные темы — «от моды до спорта». Такую исламскую просветительскую работу финансирует Мусульманский совет Финляндии и разные программы ЕС.

Мусульмане-эмигранты.

Массовая эмиграция мусульман из разных частей света в эту страну началась в 1990 году, когда большой поток беженцев пошёл из Сомали, где началась гражданская война.

Около 5 тысяч человек в Финляндии получили специальный статус, государство оказало им финансовую и юридическую помощь, выделило квартиры. Сегодня в Финляндии проживают свыше 11 тысяч сомалийцев, они представляют самую крупную мусульманскую общину в Финляндии. Теперь они уже частично интегрировались в новое для них общество и занимают различные социальные ниши: среди них есть и водители, и обслуживающий персонал, и торговцы, и т.д. — вплоть до учёных. Беженцы прибывают постоянно и в среднем каждый беженец запрашивает ПМЖ ещё для 4 членов семьи или родственников.

Обсуждается квартирный вопрос иммигрантов: ведь у муниципалитетов нет достаточно просторных квартир для расселения больших мусульманских семей.

Мечети Финляндии не такие, как везде.

В Хельсинки действует около 10 мечетей. В Финляндии мечети в основном не отдельно стоящие здания с минаретами, как это обычно принято. Мечети в Хельсинки — это достаточно большие молельные залы, в большинстве случаев арендованные.

Такая форма существования религиозного быта приемлема для финляндского общества, с одной стороны, и выгодна самим религиозным общинам, с другой. Отдельно стоящие мечети не смогут содержаться, поскольку для этого не будет хватать средств, собираемых прихожанами — особенно учитывая дороговизну жизни в Финляндии. При этом надо отметить, что у татарской общины здание с самого начала находится в собственности.

Исключением является отдельно стоящая мечеть в городе Йарвенпаа в 40 км от Хельсинки. Эта мечеть была построена татарами в 1944 г . и долгое время являлась самой северной мечетью в мире.

Молельные залы арендуют разные приезжие этнические группы мусульман в Финляндии, такие, как сомалийцы, арабы, персы, турки, боснийцы, албанцы, косовары, пакистанцы, тайцы и другие.

В Финляндии живут различные диаспоры мусульман и у них есть свои организации. В 2006 году стараниями и государства, и самих мусульман был создан Совет мусульман Финляндии, в который вошла 21 организация. Он важен для государства как некий единый орган, который представляет мусульман и с которым можно вести диалог.

Взаимоотношения мусульман с представителями других конфессий.

Характер взаимоотношений мусульман с другими конфессиями и отношение финнов к мусульманам — самые наилучшие. Именно такую оценку даёт имам татарской мусульманской общины Финляндии Рамиль-хазрат Беляев взаимоотношениям мусульман с христианами разных деноминаций Финляндии.

По его словам, в Финляндии регулярно проводятся круглые столы и другие межконфессиональные мероприятия.

Государство инициирует проведение многочисленных межконфессиональных мероприятий. Существует много организаций, которые занимаются ведением диалога между разными конфессиями. К примеру, когда Финляндия была председательствующей страной в Евросоюзе, в декабре 2006 года был проведён под эгидой ЕС форум «Диалог культур и религий», где приняли участие гости из исламских общин Европы и Азии. Такие совместные с христианами мероприятия вызывают огромный интерес, здесь ведётся бурное обсуждение актуальных проблем, и люди разных культур ближе познают другие религии, и в результате — больше понимают друг друга.

Религиозное образования в Финляндии.

Интересна система религиозного образования в Финляндии. Интересна она тем, что она одновременно и есть, и одновременно ее нет. В школах преподают ту религию, которую исповедуют большинство учеников в классе. Если в одном классе наберется как минимум три ученика другой религии, то их родители в праве требовать введения в школьную программу и уроков по их религии. Ученики, не исповедующие никаких религий, занимаются изучением философии. Решение об этом отдается на откуп их родителям.

Религия в Финляндии

По мнению многих жителей «Страны тысячи озер» религия в Финляндии важна в жизни каждого человека и страны в целом. Всего верующих более 76 %, а около 24 % населения не имеют религиозной принадлежности. За евангелическо-лютеранской и православной церквями официально закреплен статус государственных, в связи с этим, они получили право на сбор церковного налога.

Определить какая религия в Финляндии играет центральную роль в жизни общества не трудно. В настоящее время лютеранами себя считают около 85 % от общего числа жителей. Несмотря на это, законодательство страны гарантирует равные права всем гражданам, независимо от вероисповедания. И хотя государственная лютеранская церковь никогда не оказывала давления и не вмешивалась в деятельность других конфессий и религиозных течений, в центральных, западных и северных районах ее влияние во всех сферах жизни очень большое.

Жители Калмыкии также исповедуют ислам и другие религии

Какая вера у калмыцкого народа появилась в последнее время можно понять, изучив состояние дел в исламской общине республике, а также новые религиозные движения, появившиеся в республике.

До Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годах в Карелии имелось 2 мечети. В последние годы представители исламской общины активизировались: в 2000 году в республике был создан «Единый мусульманский центр», в 2004 году избран муфтий республики, через 3 года начало работу Духовное управление мусульман Калмыкии, входящее в Координационный совет мусульман Северный Кавказа.

В ведении Калмыцкого духовного управления мусульман в настоящее время состоят 4 организации, 6 религиозных групп.

Исламский молельный дом в Элисте. В 2014 году его подожгли неизвестные. Мечеть в Калмыкии до сих пор не построена. Фото: kavpolit.com

Что касается новых религиозных движений, то они в республике представлены «Обществом Сознания Кришны» (вайшнавы), «Общиной последователей веры Бахаи» и Армией спасения.

Кроме того, также имеется группа последователей учения Н.К. Рериха. Активно работают муниты. Местные правоохранительные органы несколько раз возбуждали уголовные дела против последователей новых религиозных движений по обвинению их в экстремизме.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector