6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Псковский путеводитель Окунева

Содержание

Снетогорский монастырь на рисунке Николааса Витсена.

«Так мы ехали вдоль реки, мимо красивых часовенок и небольших монастырей. Один монастырь, который стоит там на высокой горе Снетная , я наскоро срисовал. Еще через полмили мы, сверх ожидания, вошли в город, ибо русские редко впускают чужих в Псков.»

Н.Витсен «Снетогорский монастырь близ Пскова»

Казалось бы зимнему времени создания рисунка противоречит буйная летняя растительность на переднем плане. Но вот, что пишет, опубликовавший рисунки Н.Витсена, историк Анатолий Кирпичников :

«Характерной особенностью являются растения, тщательно выписанные на переднем плане. Они типичны для голландской графики второй половины XVII века и выдают руку профессионала, который мог участвовать в доработке рисунков. Витсен знал некоторых своих соотечественников-художников, например, Яна Ливенса, которые могли помочь ему в усовершенствовании рисунков, в частности, заполнить их пустой передний план.»

Деревянные церкви (м.б. церковь и часовня) на переднем плане очень заманчиво приписать к стоявшему на левобережье Никольскому на Волку монастырю.

Инга Константиновна Лабутина локализует Никольский на Волку монастырь на левом берегу реки Великой против улицы Отрадной, которая находится в Овсище. С места где он находился как раз должны быть видны три церкви Снетогорского монастыря. Но Никольская церковь строится дважды в камне — в 1395 году и в 1483 году. Её разберут на КАМЕНЬ в 1817 году. Т.е. во времена Н.Витсена она должна быть каменной. А на рисунке мы видим деревянные строения.

На рисунке Н.Витсена церкви Снетогорского монастыря расположены в следующем порядке — слева Никольская церковь, в центре Рождественская церковь, справа Вознесенская церковь. Последняя находится сегодня в руинах.

Вот как выглядел Снетогорский монастырь до разрушения Вознесенской церкви, которая возвышалась над монастырем словно башня.

Снетогорский монастырь в 1871 году (Фотограф К.Кампрада)

Чтобы увидеть три монастырские церкви в таком порядке как у Н.Витсена нужно было находиться к востоку от монастыря.

Церкви Снетогорского монастыря и место на левом берегу, с которого церкви будут видны в порядке как Н.Витсена.

Отвесная скала с восточной стороны монастыря. Начало XXI века (Фотограф А.В.Окунев)

Отвесная скала с восточной стороны монастыря. Фотография начала XX века (Фотограф М.И.Герасимов)

В том месте, откуда видны три церкви в ряд, река течет с востока на запад. Но на рисунке Н.Витсена деревянные церкви западной стороной стоят к реке. А в реальности к реке должна выходить их северная сторона. В том месте, где левый берег поворачивает на юго-запад Рождественский собор будет уже заслонять собой Вознесенскую церковь.

Линия делит левый берег на две части. К северо-востоку от линии с левого берега можно увидеть три церкви, как они перечислены выше. К юго-западу от линии Рожественский собор будет заслонять собой Вознесенскую церковь.

Короткие тени от столбов забора на широте Пскова возможны только летом причём ближе к полудню. О том что на рисунке лето можно судить по отражению в воде всё тех же столбов. На обратном пути Н.Витсен прибыл в Псков 13 июня 1665 года, а отбыл из Пскова 15 июня 1665 года. Таким образом, у него было достаточно времени, чтобы сделать тщательный рисунок, который мы видим (а отнюдь не «наскоро срисованный» на морозе).
Попробуем соориентировать рисунок Н.Витсена в пространстве.

1. Нижние перекладины двух восьмиконечных крестов направлены в верхний правый угол рисунка. Это северное направление.
2. Эту ориентацию подтверждают — расположение двух деревянных строений на переднем плане и направление теней.

Направление теней на верхний правый угол рисунка и отражение столбов в воде.

3.Никольская и Вознесенская церковь стоят на местности строго по оси юг-север. Вознесенская церковь находится на севере. На рисунке Н.Витсена изображение этих церквей не совсем согласуется с предыдущим направлением. Если ориентировать рисунок по этим двум церквям север будет скорее справа и даже м.б. с небольшим отклонением к нижней части рисунка. Но в целом направление — вправо — совпадает.

Схематично все возможные ориентации и направление реки можно отобразить на 8 схемах.

Схемы возможной ориентации по сторонам света (показано оранжевым цветом) и направление реки (показано синим цветом)

Схемы с 5 по 8 отметаются довольно легко: направление сторон света противоречит полностью тому, которое мы определили выше. Схема 3 невозможна, так как невозможно направление реки с с/з на ю/в (или наоборот). Кроме того эта схема однозначно говорит о том, что на рисунке Витсена нельзя ориентироваться по взаиморасположению Никольской и Вознесенской церквей.

У схемы 1 направление реки совпадает с направлением на местности в той части, где Вознесенская церковь будет заслонена Рождественской. А направления сторон света полностью противоречат расположению церквей как Снетогорского монастыря, так и левобережных.

На схеме 4 направление реки с востока на запад соответствует направлению в той части на местности, откуда видны все три церкви Снетогороского монастыря в ряд, стороны света противоречат тому, что мы определили выше.

Наконец, на схеме 2 направления сторон света примерно соответствует направлениям, которые определены выше. Но река в этом случае должна иметь направление течения с севера на юг. Но на местности этого нет.

Однако, вернемся к взаиморасположению церквей Снетогорского монастыря на рисунке Н.Витсена. Визуально средняя церковь (Рождественская) на рисунке находится позади двух крайних. При этом Вознесенская (самая высокая) находится справа.

Фрагмент рисунка Н.Витсена. Средняя церковь стоит немного позади крайних.
Взаиморасположение церквей Снетогорского монастыря

Местом хранения рисунка указана Австрийская национальная библиотека. Анатолий Кирпичников писал: » Сердечно благодарю дирекцию Австрийской Национальной библиотеки, и особенно д-ра И. Вайхингера, за любезную присылку негативов и их каталожных данных.» Когда речь идет о негативах, то всегда существует опасность одной ошибки: а именно зеркального отражения первоначального изображения.

В качестве гипотезы можно зеркально отразить рисунок Н.Витсена.

Рисунок Н.Витсена — зеркальное отражение.

Увидеть три церкви Снетогорского монастыря в один ряд и в порядке, когда Вознесенская церковь находится слева можно с западной от монастыря стороны.

В этой новой ситуации можно вновь отобразить схематично все возможные ориентации и направление реки на 8 схемах.

Схемы возможной ориентации по сторонам света (показано оранжевым цветом) и направление реки (показано синим цветом)

На схемах 2,3,4,5,6 направление на север неприемлемо: по нижним перекладинам крестов, деревянным строениям на ближнем плане, по теням — север на зеркальной версии рисунка находится в верхнем левом углу (схема 8). Но теоретически можно предполагать, что север может находиться слева (схема 7) и вверху (схема 1).

Схема 7 невозможна, так как река западнее монастыря не имеет направление с/в-ю/з. К западу от монастыря река несет свои воды сперва на северо-запад, а затем поворачивает к северу.

Схема 1 нам не подходит, так как мы не можем полностью пренебречь тем, что и в зеркальной версии рисунка Вознесенская и Никольская церкви своим взаиморасположением всё-таки указывают на север. Пусть и не совсем верно, о чем было выше, но тем не менее север не может быть вверху рисунка.

Таким образом, единственно приемлемой версией становится схема 8, на которой река течет на север.

С западной стороны монастыря правый берег реки пологий. Рождественская церковь (средняя на рисунке) находится восточнее Никольской и Вознесенской. Если смотреть с запада, то Никольская церковь будет позади двух других. Деревянные культовые здания на левом берегу стоят восточной стороной к реке.

Как кажется зеркальная версия рисунка Николааса Витсена более точно отражает реалии.

Перспективные места где искать удельные монеты

До времён Ивана Грозного, впрочем, как при грозном, на Руси было много «шухера». Нашествие монголов, разорение сел и деревень местными князьями, народные восстания. В эти смутные времена, зажиточный народ старался прятать свое сокровище, да–бы не остаться без него, или еще хуже — лишится жизни. Они уходили далеко в леса, и там, строили себе новые жилища рядом с которым зарывали все ценности в землю.

Места выбирали действительно глухие, куда не пробраться на лошадях. Подальше от оживленных дорог и обязательно около воды. Вода — это добыча рыбы на пропитание и питьё. Иногда это место может быть оврагом, внизу которого протекает ручей. Такие места можно найти по спутниковым картам. Но не факт, что именно оно будет местом, где раньше жили люди. Но шанс на успех есть.

Овраги

Что бы найти удельные монеты, можно погулять с металлоискателем по обоим краям оврага. На глаз попытаться найти старую дорогу и поискать по ней. Возможно она приведет вас на место, где в средневековье жили люди.

Для того, чтобы определить в каком веке в данном месте были люди, копать необходимо все железные и цветные металлы. По старому железу легче всего определить время, когда тут находились люди. Кованые гвозди небольшого размера, длинной около 1 см. говорят о том, что тут проезжали на лошадях. Крупные кованые гвозди, размером от 5 см, могут намекать, что возможно тут было жилье или какое–то строение.

Также, стоит отметить, что на средневековых местах возможного поселения часто попадается крица. Это железная руда, которая плавилась в глиняных печах. Если вам попалось такое место, где очень много сигналов с оплавленными кусочками железа, походите во круг на расстоянии 300-500 метров возможно рядом было жилище.

Реки, ручьи, пересохшие озёра, являются наиболее предпочтительными местами, где селились люди. Места выбирали такие, где была защита с нескольких сторон. Например на русле реки — это когда река начинает резко менять направление и течёт по зигзагообразному.

Также и старицы, как и русла рек нужно проверять. В таких местах вода обычно со слабым течением. Поэтому, взаимодействие человека с рекой было комфортнее.

Некоторые старицы давно пересохшие и заросли лесом, в некоторых местах еще стоит вода, другие наполняются во время половодья или после сильных дождей. В любом случае, большинство стариц очень хорошо видно со спутника.

Читать еще:  В Царском Селе освящен храм Святой Екатерины и открыт Дом молодежи

Старицы

Урочище и пропавшие деревни

Иногда удельные монеты и чешуя попадаются на урочище. До того, как деревня расширилась в своих границах, а поздней пропала, в этом месте могли жить более древние люди. Очень многие современные дома стоят на местах, где стояли дома ранней постройки. Случались пожары, перестраивали дома, сносили старый дом и ставили на это место новый, и под ним, культурный слой может быть более старше чем вы знаете. Но поиск в таких местах будет очень трудным. Большое количество ненужного мусора не позволят вам комфортно проводить поиски с металлоискателем. Придется копать кучу ненужных сигналов, а это тяжелый труд.

Важный момент в поиске удельных монет и чешуи — это металлоискатель. У прибора должны быть 3 важных показателя. Глубина обнаружения цели, четкая дискриминация — это когда прибор различает цветной металл от черного, и быстрый отклик сигнала.

«У тверских — особенная гордость…»

Когда-то Тверь могла стать столицей Русского государства и даже современной России. «Национальная гордость великороссов» выразилась в тверской монете XV века, на которой отсутствуют «татарские» надписи. Русь обретала независимость.

Пуло времен Михаила Борисовича (правил в 1461–1485). Без точной датировки. Аверс: изображение птицы, идущей направо в линейном и пунктирном кругах. Реверс: 3 надписи, очерченные 2 линиями в линейном и пунктирном кругах. Интернет-аукцион RustyPennies, США. По каталогу № 160284. $125

Москва и Тверь — два центра притяжения разрозненных русских земель, терзаемых ордынским игом. Знамя борьбы за национальное освобождение подняла Тверь. Эстафету подхватила Москва. Хотя история не имеет сослагательного наклонения, ученые полагают, что при определенном стечении обстоятельств Тверь имела все шансы стать «сердцем земли Русской», т.е. столицей России.

Тверской излом

Многими городами была сильна и славна Русь, в то время как будущая Москва была безвестным селом Кучковым. Возвышение, не имевшего, казалось бы, исторических перспектив Московского княжества — один из парадоксов отечественной истории. Как же произошло это чудесное превращение захолустья в столицу одной шестой части суши, в «Третий Рим»?

На рубеже XIII–XIV веков сильные и наиболее выгодные позиции занимала Тверская земля, где после смерти Александра Невского великокняжеский престол занял его младший брат, князь Ярослав (1263–1272). Выгодное географическое положение в верховьях Волги, плодородные земли, трудолюбие народа способствовали процветанию края.

Московский же удел достался младшему сыну Александра Невс- кого — Даниилу. В самостоятельное княжество эта земля выделилась лишь в 1270-х годах и, казалось, не имела никаких шансов одолеть Тверь. Однако родоначальник династии московских князей Даниил сумел приобрести ряд земельных владений. В 1301 году он «отрезал» у Рязани Коломну, затем в 1302 году присоединил Переяславское княжество. Эти действия, а также расчетливость и бережливость князя несколько укрепили Москву. Постепенно «набирая очки», московские князья включаются в борьбу за владимирский великокняжеский престол, который давал формальное право верховенства над разрозненной Русью.

В начале XIV века наиболее реальными претендентами на великое Владимирское княжение становятся тверской и московский государи. Это уже второе поколение князей: Михаил Ярославич Тверской и Юрий Даниилович Московский. Сперва успех сопутствовал Михаилу Тверскому. «Богом поставленному и благочестивому сынови духовного нашего смирения Михаилу, великому князю всея Руси», «богом съхраненому и благочестивому держателю, великому князю Михаилу и честному самодержьцу рускага настолования», — так адресовали свои послания Михаилу Ярославовичу церковные иерархи. Тверь становится средоточием русского национального, духовного и культурного возрождения. Здесь крепнет идея свержения ненавистного ига. Тверь, вселяя надежду на избавление, притягивает взоры русских людей.

Пуло времен Ивана Ивановича (правил в 1485–1490). Без точной датировки. Аверс: дьявол с длинным хвостом и мечом в руке, стоящий перед неким существом, подобным дракону. Реверс: надпись в 4 строки, очерченные 3 линиями в круге. Интернет-аукционRusty Pennies, США. По каталогу № 160284. Аукцион Aurea Numismatika s.r.o., Прага, Чехия. По каталогу № 2003. $150

Однако исход борьбы зависел от умения расположить к себе главу Золотой Орды хана Узбека. В этом преуспел Юрий, сумевший очернить своего соперника в глазах хана. Михаил был убит в Орде, а сам Юрий вскоре пал от руки его сына.

В 1327 году Москва нанесла тверичам жестокий, коварный удар в спину. Тогда в Твери вспыхнуло восстание против баскака (ордынского сборщика дани) Чолхана. Ненавистного баскака убили. Последовал карательный поход Орды, в котором принял активное участие московский князь Иван Данилович, брат и преемник Юрия. Тверь была сожжена, а Тверская земля разорена. После этого великое княжение Владимирское окончательно перешло к московским князьям. Тверской погром имел и другое важное последствие: Золотая Орда отказалась от института баскаков, поручив сбор дани московским князьям. Утаивая часть собранного, Иван Данилович стал быстро обогащаться, получив прозвище Калита (то есть сума для денег, мешок). Калита и его преемники, благодаря накопленному в их руках богатству, постепенно расширили пределы и усилили мощь своих владений. Некоторые земли они покупали, другие захватывали путем военного вторжения. С точки зрения морали, «византийские» методы московских политиков оставляли желать лучшего. «Цель оправдывает средства», «политика и нравственность несовместимы…» Многие исторические деятели брали на вооружение эти принципы.

Соперница Москвы

Несмотря на возвышение Москвы, Тверь по-прежнему оказывала влияние на русские земли. Борьба между Москвой и Тверью продолжалась вплоть до конца XVвека. Монетная чеканка стала отражением амбиций двух сторон. И если Москва начала выпускать деньги в конце XIV века, то Тверь — в начале XV века, при великом князе Иване Михайловиче (1399–1425). Этот правитель чеканил свои монеты не только в Твери, но и в Городне. Чеканка монет как в столице, так и в удельных княжествах — особенность тверского монетного производства.

С 1425 по 1461 годы чеканку и в Твери и в удельных Городне и Кашине осуществлял великий князь Борис Александрович. Свои монеты выпускали также кашинские удельные князья Василий Михайлович (до 1426) и, предположительно, Иван Борисович, микулинский князь Федор Михайлович (до 1430) и дорогобужский князь Андрей Дмитриевич (1407–1437).

Тверь прекратила самостоятельную чеканку денег при великом князе Михаиле Борисовиче (1461–1486), после присоединения Тверской земли к Москве (1486). Однако местное денежное производство на этом не закончилось. В знак особого уважения к прежнему грозному сопернику победители разрешили продолжить чеканку на тверском денежном дворе.

Тверское медное пуло. XV в. Аверс: надпись «Пуло Твер». Реверс: изображение птицы, смотрящей влево. Аукцион Ancient CoinsCanada, Торонто. Торги 30 января. По каталогу № 18067. $46. Продано

От имени московских великих князей Ивана Ивановича и Василия III монета в Твери выпускалась приблизительно до 1534 года. В 1486 году, после бегства в Литву последнего тверского князя Михаила Борисовича, Иван III пожаловал Тверь своему сыну и соправителю Ивану Ивановичу.

Тверские удельные монеты

В 1399 году по завещанию великого князя Тверского Михаила Александровича Микулинское удельное княжество отошло его младшему сыну Федору Михайловичу. Затем владельцем стал его сын — Федор Федорович. Этот князь умер бездетным. Микулинское княжество как «выморочное» было присоединено к владениям великого князя Михаила Борисовича Тверского (1461–1485).

Микулинские монеты выпускались при обоих Федорах. В настоящее время известно 13 экземпляров серебряных монет Федора Михайловича. Три из них принадлежат Тверскому кладу, найденному в 1900 году. На лицевой стороне — изображение сидящей кошки, которая смотрит вправо. Круговая надпись : «ПЕЧАТЬ КНЯЖА ФЕДОРА». На оборотной стороне — петух с куницей; круговая надпись гласит: «ДЕНГА МИКУЛИНСКАЯ».

До нашего времени дошли 16 монет Федора Федоровича. Из них 4 экземпляра принадлежат уже известному нам Тверскому кладу 1900 года. На аверсе этих монет помещено изображение воина с копьем и луком, на реверсе — птица. Круговая легенда читается фрагментарно, иногда справа налево: «ПЕЧАТЬ КНЯЖА ФЕДОРА».

На микулинских монетах использовались тверские великокняжеские эмблемы и двуименные легенды, что говорит о вассальной зависимости удельного князя Федора Федоровича от великих князей Тверских: сперва — от Бориса Александровича, затем — от Михаила Борисовича.

Тверское медное пуло.XV в. Аверс: надпись «Пуло Твер». Реверс: изображение птицы, смотрящей влево. Аукцион Ancient CoinsCanada, Торонто. Торги 30 января. По каталогу № 18096. $48. Продано

Городенские удельные монеты чеканились от имени великих тверских князей, которые являлись совладельцами этой земли. Великий князь Иван Михайлович выпускал такую монету: на лицевой стороне — всадник с занесенным мечом, круговая надпись между линейными ободками гласит: «ПЕЧАТЬ КНЯЗЯ ВЕЛИКОГО ИВАН». На оборотной стороне — крылатый кентавр (китоврас?), держащий в руках копье или меч; круговая надпись между линейными ободками в продолжение лицевой гласит: «АМИХАИЛОВИЧА ГОРОДЕСК».

Подобное оформление наблюдается и у монет городенского князя (по «совместительству» великого тверского князя Александра Ивановича), чеканенных предположительно в первой четверти XV века. На лицевой стороне изображен всадник с занесенным мечом, круговая надпись между линейными ободками гласит: «ПЕЧАТЬ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРОВА». На обороте — птица с поднятыми крыльями и круговая надпись между линейными ободками: «ИВАНОВИЧА ГОРДЕНЬСК». А вот при великом князе Борисе Александровиче (1425–1461) оформление меняется. На лицевой стороне появляется человек с мечом в правой руке и копьем, опущенным острием вниз, — в левой. Круговая надпись между двумя линейными ободками гласит: «ДЕНГА ГОРОДЕНЬСКАЯ».

Кашинские монеты, принадлежащие князю Василию Михайловичу, содержат на лицевой стороне изображение всадника с птицей и круговой надписью между линейными ободками: «КНЯЗ ВАСИЛЯ МИХАИ». На обороте — такой же всадник, а под ногами лошади — змеиная голова. Есть монеты с изображением человека с мечом на лицевой стороне и всадника с птицей — на оборотной.

Под державой Москвы

После присоединения Твери к Московскому государству ее денежный двор продолжал работать еще несколько десятилетий. Здесь чеканили серебряные «денги», вес которых был приведен в соответствие с весом «московки», а также медные монеты — «пула». Первыми денежными знаками, выпущенными в Твери после падения независимости, были «денги» с изображением всадника с саблей на лицевой стороне. Чеканились они от имени «пожалованного Тверью» сына Ивана III Ивана Ивановича Молодого. Приблизительно в это же время появляются безымянные серебряные монеты веса «московки». Надпись «ДЕНГА ТВЕРСКАЯ» на оборотной стороне носит явно декларативный характер. Такая монета выпускалась недолго.

Тверское медное пуло. XV в. Аверс: надпись «Пуло Тверь». Реверс: изображение птицы, смотрящей влево. Аукцион Ancient CoinsCanada, Торонто.Торги 30 января. По каталогу № 18106. $30. Не продано

В 1486 году в Твери началась чеканка серебряных монет от имени Ивана III с многострочной легендой «КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ / ГОСУДАРЬ ВСЕЯ РУСИ», помещенной на обеих сторонах.

Около 1492 года в Твери начинается чеканка «маленьких» пул с изображением двуглавого орла на лицевой стороне. Их тип явно восходит к медным монетам Москвы и Новгорода, на которых аналогичное изображение появляется не позднее конца 80-х годов XV века.

В 1490-х годах осуществляется выпуск денег с изображением всадника с саблей и буквой «В» на лицевой стороне и шестилепесткового цветка — на обороте. Известны также безымянные деньги с надписью «ГОСПОДАРЬ ВСЕЯ РУСИ» на оборотной стороне, относящиеся, по-видимому, к тому же периоду. Об изготовлении этих монет Тверью говорит наличие штемпельных связей с «денгами», на оборотной стороне которых имеется монограмма из букв «Т» и «Ф» («Тферь»), появившаяся еще до 1500 года. Деньги с аналогичной монограммой, но уже с именем великого князя в круговой легенде, чеканятся в Твери в начале правления Василия III (1505–1533).

Читать еще:  Во французском Марселе решили построить гигантскую мечеть

Можно предположить, что и здесь Тверь соперничала с Москвой. Интересно изображение чеканщика монет, сидящего за верстаком и держащего в руках молот. На тверских монетах полностью отсутствуют татарские надписи. В весовом отношении монеты Твери и ее уделов изучены недостаточно. Однако можно заключить, что при Борисе Александровиче и Михаиле Борисовиче их норма составляла около 0,57–0,58 г, т.е. четыре тверские деньги по весу равнялись трем московским.

Монастыри Пскова и Псковской области

Самые известные святые места, женские и мужские православные обители. Список, фото с названиями и описанием!

1. Псково-Печерский монастырь

Находится в 50 км к западу от Пскова. Известен «пещерами», где покоятся мощи святых отцов. Обитель Псково-Печерского монастыря находится в овраге между двумя горами. История обители насчитывает более 500 лет. Этот монастырь является одной из самых важных святынь нашей страны. Он единственный не закрывался в годы советской власти. На территории обители много церквей, включая церковь Успения Божией матери (1473 год) – это самая древняя церковь монастыря.

Адрес: г. Печоры, ул. Международная, 5

2. Спасо-Елизаровский монастырь

Находится в 27 км от Пскова. Основан преподобным Евфросином. Время основания – 1447 год. Главный храм монастыря – белокаменный Собор Трех Святителей. С 2000 года начато его возрождение. Построены новый сестринский корпус и трапезная. В старом сестринском корпусе находится гостиница. Главные иконы монастыря: Цареградская икона Божией матери, а также икона Спас Елизаровский, почитаемая покровителем псковской земли.

Адрес: д. Елизарово

3. Снетогорский монастырь

Находится в 3,5 км от центра Пскова, на правом берегу реки Великой. Полное название – Снетогорский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы . Ему более 700 лет, это один из самых старых монастырей России. Открыт в 1993 году после реставрации как женский. Здесь проживает около 100 монахинь. В монастыре сохранились росписи сделанные в домонгольский период. В 2019 году внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Адрес: г. Псков, ул. Снятная гора, 1

4. Крыпецкий монастырь

Основан в XV веке преподобным Саввой Крыпецким. Полное название Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь. Он расположен в 25 км от Пскова. На территории монастыря расположен двухэтажный Собор Св. Евангелиста Иоанна Богослова XV века, построен игуменом Феоктистом. Наверху есть придел во имя св. Саввы Архиепископа Сербского, внизу придел Саввы Крыпецкого. Также монастырь известен святым источником Саввы Крыпецкого.

Адрес: д. Крипецкое-1

5. Мирожский монастырь

Занимает одно из центральных мест среди христианских ценностей Пскова. Находится на левом берегу реки Великой. Впервые упомянут в летописи в 1156 года. Славится сохранившимися фресками Спасо-Преображенского Собора, датируемыми домонгольским периодом, написанными византийскими мастерами. Сам собор относится к крестово-купольному типу храмов, построен из плинфы и камня, датируется XI веком.

Адрес: г. Псков, Мирожская набережная, 2

6. Святогорский монастырь

Мужской монастырь. Расположен в поселке Пушкинские горы. Основан в XVI веке по приказу Ивана IV Грозного. Славится чудотворной иконой Богородицы Одигитрия. Сохранился Успенский Собор 1569 года, в нем угадывается стиль псковской архитектурной школы XVI века. Также на территории монастыря находится колокольня 1821 года и братский корпус, датируемый 1820 годом. Святогорский монастырь стал местом упокоения для А. С. Пушкина.

Адрес: рп. Пушкинские Горы, ул. Пушкинская, 1

7. Никандрова пустынь

Находится примерно в 70 км от Пскова. Основателем считают св. Никандра. Монастырь датируется XVI веком. На его территории находятся белокаменная Церковь Благовещения с голубыми куполами, построенная и освещенная в 2005 году. Паломники стремятся посетить Святой источник Петра и Павла. Также здесь находится построенная в 2002 году церковь иконы Богоматери «Взыскания погибших» и деревянная церковь Царственных Новомучеников (2004-2007 гг.). В 2005 году построена часовня Александра Свирского, она располагается над источником во имя святого.

Адрес: д. Любовец

8. Творожковский монастырь

Женский монастырь. Находится в деревне Творожково, основан в 1862 году. Монастырь построен на высоком холме, с которого открывается вид на озеро Каменное. Его учредительница – Александра Филипповна фон Розе, выпускница Смольного института благородных девиц. В 1929 году монастырь закрыли. С 2000-х годов начато его возрождение. Восстановлен Свято-Троицкий храм. Напротив храма располагается гостиница, справа от него находится сестринский корпус. Также здесь находится деревянный храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Адрес: д. Творожково

9. Симанский монастырь

Женский монастырь. Находится в городе Остров на берегу реки Великой. В 50 км от Пскова. Основали монастырь выходцы из древнего дворянского рода Симанских, к этому роду принадлежал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I. С 2003 года начато возрождения монастыря. Построен деревянный храм Иоанна Кронштадского, а также храм Спаса Нерукотворного, храм Архангела Михаила. Воссозданы монастырские стены, построены две трапезные, новые корпуса, в одном из которых находится музей Патриарха Алексия I.

Адрес: г. Остров, ул. Малая Пионерская, 80

10. Спасо-Онуфриев скит (Мальский монастырь)

Находится в 18 км от Псково-Печерского монастыря, на берегу Мальского озера. Основан в 1471 году. Основал монастырь преподобный Онуфрий Мальский. Монастырь совсем небольшой по своим размерам. Монастырь несколько раз подвергался разорению и разрушению. Сохранились Пятиглавый Христорождественский собор, трапезная церковь, а также четырехгранная колокольня – шедевр псковской церковной архитектуры.

Новости

Древние церкви привлекают в Псковскую область не только тысячи паломников, но любителей архитектуры и искусства Древней Руси. В нашей подборке — 7 памятников архитектуры средневековья, дошедших до наших дней.


фото: Роман Дмитриев

1. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря – 1130–40-е годы

Спасо-Преображенский собор возведен по инициативе архиепископа Новгородского Нифонта. Для внутренней отделки храма были приглашены византийские мастера, которые расписали его стены фресками. Тип собора — византийский, не имеющий аналогов на Руси.

К настоящему времени фрески почти полностью восстановлены в первоначальном виде и представляют собой образец высочайшего качества исполнения, поражая любителей древности сочностью и живостью красок.

Сегодня монастырь является одним из важнейших памятников мировой культуры и объектом внимания международной организации ЮНЕСКО.

Собор открыт в сухую погоду.

Адрес: Псков, Мирожская набережная, д. 2

Записаться на экскурсию по фрескам: +7 (8112) 600-786

фото: Виктор Печенев

2. Собор Рождества Иоанна Предтечи (бывшего Иоанновского монастыря) – 1130–40-е годы

Уникальное место среди архитектурного наследия Пскова занимает Собор Рождества Иоанна Предтечи. Иоанновский монастырь был основан княгиней Ефросиньей Рогволдовной (теткой князя Довмонта).

Собор имеет шлемовидные главы, характерные для XII века, древние формы крестов на куполах. Известно, что собор был расписан фресками, но во время большого ремонта в XV веке обмазку вместе с живописью сбили со стен.

В соборе хранились драгоценные дары княжеских семей.

В нише западной стены храма в 1978 году был обнаружен тайник – около 70 предметов искусства Византии и средневековой Руси. Часть найденных святынь хранится в Псковском музее, в Третьяковской галерее и других музеях России.

Адрес: Псков, ул. Горького, 1
Часы работы: расписание богослужений на сайте
Телефон для справок: +7 (8112) 57-50-01
Сайт: www.krypetsy.ru

3. Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь – 1299 год

Основанный в XIII веке Снетогорский монастырь был традиционным местом пострижения в схиму псковских князей.

Уникальность Снетогорского монастыря его всемирно известные фрески храма Рождества Богородицы (1311 год). Псковские художники создали ансамбль живописи, выходящий за пределы мирожских образцов. И если мирожские фрески были расписаны греческими мастерами, то фрески Снетогорского монастыря — это самые древние из известных фрески псковской школы монументальной живописи. Они близки по духу образам Феофана Грека. В их основе лежит учение исихазма – созерцательной молитвы, отказа от многословия, тишины. До нас дошла большая часть подлинных фресок, которые доступны для просмотра по согласованию с настоятельницей монастыря.

Адрес: Псков, Снятная гора, 1
Сайт: snetogor.ru
Церковная лавка (запись на экскурсию): +7 (951) 754-41-03


фото: Катерина Кочкина

4. Церковь Петра и Павла с Буя — 1299 год (первое упоминание в летописи)

Древний памятник псковской архитектуры был построен в честь святых апостолов Петра и Павла на берегу реки Псковы в исторической части города, известной также как Средний город. Буй – двор за оградой возле храма, на котором могли быть захоронения. Ныне существующее здание храма было построено в 1373 году.

Рядом с церковью Петра и Павла в 1299 году благоверный князь Довмонт (Тимофей) одержал победу над немецкими рыцарями. По преданию, перед началом боя он помолился Святой Троице и апостолам Петру и Павлу.

Любопытно, что в начале XVIII века, Петр I, посещая Псков по военным делам неоднократно бывал на службах в Петропавловском храме и пел в нём на клиросе.

Адрес: Псков, ул. Карла Маркса, 2
Часы работы: ежедневно с 9.00 до 16.00


фото: Станислав Васильев

5. Церковь святителя Василия Великого (на Горке) – 1337 год

Основателем церкви является купец Кристофер Карел Доль, немец по происхождению, родоначальник известных псковских родов Яхонтовых, Свечиных, Левшиных. Горка, на которой живописно возвышается храм, в древности представляла островок посреди обширного болота. У самого подножия горки протекал ручей Зрачка (сейчас это улица Пушкина). В настоящее время это один из самых известных храмов Пскова с большим приходом, один из немногих храмов города, где службы совершаются каждый день.

При храме действует детская воскресная школа и проводятся занятия по церковному пению.

Адрес: Псков, Октябрьский проспект, д.5
Сайт: hramnagorke.ru
Часы работы: ежедневно с 8.00 до 19.00.


фото: Юлия Тарабарина

6. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелётово – 1461 год

Главное достояние церкви – фресковые росписи, которым в 2015 году исполнилось 550 лет. Церковь находилась на стыке дорог из Пскова в Новгород и Москву, поэтому имела политическое значение.

Исследователи называют мелетовские фрески образцом высшего взлета и расцвета псковской иконописной школы. Самая многосложная программа росписи жертвенников именно в Мелётовской церкви. Удивительны и приёмы письма – тончайшие цветовые и тоновые нюансы. Более 100 лет ученые изучают эту систему росписей, но многие сюжеты по-прежнему не прочтены.

Адрес храма: посёлок Мелетово, Псковский район
Часы работы: не действующий


фото: Юрий Каныгин

7. Церковь святого Георгия Победоносца, погост Камно – XV век

Церковь святого Георгия Победоносца построена в XV веке, однако есть предание, что он заложен гораздо раньше — князем Довмонтом в честь победы над ливонскими войсками в 1271 году. В летописях Камно часто упоминается как место постоянных столкновений или лагеря псковского войска: укрепление и погост были расположены у стыка дорог из Риги и Изборска.

В Никандровском приделе храма, в 1990-е годы Новгородская икона Богородицы «Знамение» заплакала кровавыми слезами. Местность вокруг погоста Камно богата источниками. С древних времен известны ключи «12 Апостолов», святого Георгия Победоносца, Пророка Илии и преподобного Никандра. По преданиям, преподобный Никандр, путешествуя по святым местам, любил молиться на камне, из-под которого вытекает источник. На этом месте сейчас стоит маленькая часовня.

Читать еще:  Баптистская церковь назаретян доказала свою причастность к изобретению вувузел

Прославился исцелениями источник святого Георгия Победоносца — здесь выстроена купальня. Источник освящён по чину Иорданской купели. Вода из источника помогает при различных болезнях суставов, ног, при телесных и духовных болезнях.

Печерский Монастырь

В России есть такие древние сооружения, глядя на которые захватывает дух лишь от осознания того, сколько пережили эти стены, какие исторические личности ходили по его коридорам и все предания оживают в образах, знакомых еще с детства и школы. Такой и Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. Его история начала свой отсчет уже более 530 лет назад. Именно здесь трагически погиб от меча царя Ивана Грозного игумен Корнилий, при котором монастырь пережил свой расцвет.

Считается, что монастырь был основан в 1473 году, со дня освящения его первого храма. Однако самые ранние упоминания об этом месте относятся к 1392 году. Тогда здесь не было никакого монастыря, но именно тут, у ручья Каменец, охотник Селиша услышал пения монахов-отшельников, приняв их за голоса ангелов.

Место для монастыря, а впоследствии и целой крепости, выбрано нестандартное. Вместо возвышенности, он располагается на дне глубокого оврага, однако это обстоятельство никак не отразилось на оборонительных качествах сооружения.

В шестнадцатом столетии при игумене Корнилии монастырь переживает свой расцвет. Здесь возводятся церкви и храмы, а вокруг монастыря строится внушительная стена с боевыми башнями. По преданию, игумен спросил разрешение на возведение стены у Ивана Грозного, когда царь приезжал в монастырь во время Ливонской войны. Монарх дал свое разрешение, но при условии, что стены уместятся на шкуре быка. Тогда Корнилий изрезал бычью шкуру на множество узких лоскутов и «очертил» ими монастырь, а по ним возвели стены. Возвращаясь с войны в Москву, царь снова приехал в монастырь и был поражен его стенами. Он решил, что Корнилий предал его и затеял измену. Разгневанный монарх, увидев игумена в воротах крепости, не раздумывая достал меч и ссек священнику голову. Мгновенно раскаявшись, он подхватил тело Корнилия и понес его на руках к церкви Успения. Эту тропу затем назвали «Кровавый путь» (в наши дни ее ежегодно выстилают цветочным ковром).

От тех далеких времен остались великолепные памятники: церковь Николы Вратаря (1565), Михайловский собор (1827), Звонница (1523), Благовещенская церковь (1540) с пристроенной к ней в 1870 году Сретенской церковью, ризница (XVII в.), пещерный Успенский собор (в середине XVIII века надстроенный еще одной, Покровской, церковью, и получивший общий с ней фасад в стиле барокко. До сих пор стоят легендарные каменные стены Тайловской, Верхних решеток, Тарарыгиной, Изборской, Благовещенской, Нижних решеток, Никольской, Петровской и Тюремной башен.

В монастыре хранится коляска, оставленная там Анной Иоанновной. Одна из легенд гласит, что коляску Анна Иоанновна была вынуждена бросить в монастыре после того, как спицу колеса обвила змея. Это считалось дурным знаком и ехать на коляске Ее Величество дальше отказалась.

Координаты: 57.81184600,27.61550900

50 рублей | Золото 1/4 унции | СПМД 2016

ПродаемЦена за унцию
нет в наличии
ПокупаемЦена за унцию
40 500161 914 продать
  • Характеристики
  • Описание монеты
  • Дополнительная информация
  • Золотая монета «Историко-архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря в Москве» или сокращенно Новодевичий монастырь в Москве выпущена в серии памятных монет «Россия во всемирном, культурном и природном наследии ЮНЕСКО».

    Номинальная стоимость 50 рублей.

    Проба золота 999.

    Качество чеканки: пруф.

    Монета имеет диаметр 22,6 и толщину 1,6 миллиметров.

    Чеканка: Санкт-Петербургский Монетный Двор (СПМД).

    Тираж: 1500 экземпляров.

    Номер в каталоге Банка России: 5216-0109.

    Купить монету Новодевичий монастырь в Москве 50 рублей из 7,78 грамма золота Вы можете, оформив заказ на этой странице с помощью кнопки «купить» либо по телефону +7 (499) 553-08-82. О способах оплаты и доставки можно узнать здесь здесь.

    На аверсе монеты Историко-архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря в Москве рельефно отчеканен Государственный герб РФ — двуглавый коронованный орел с символами самодержавия в лапах.

    Над ним по полуокружности идет надпись «Российская Федерация», оформленная в двойные ромбы по краям.

    В нижней части надпись располагается в три строки:

    • в первой — «Банк России»,
    • во второй — номинальная стоимость «50 РУБЛЕЙ»,
    • в третьей — «год выпуска 2016».

    Возле лап орла слева знаком Au обозначен металл и его проба.

    Под правой лапой знак монетного двора СПМД и обозначение веса чистого золота.

    Реверс монеты изображает вид чуть со стороны и сверху на архитектурный ансамбль Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря.

    В верхней части монеты можно видеть миниатюру из Лицевого летописного свода, которая рассказывает о возведении монастыря.

    Внизу отчеканена печать Василия III, фоном украшенная стилизованной под растительность виньеткой.

    Указом этого правителя было положено основание строительству ансамбля.

    По окружности идет надпись: Новодевичий монастырь в Москве.

    Монета оформлена выступающим золотым кантом с обеих сторон. Гурт рифленый.

    Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь был основан в начале ХVI века по указу великого князя владимирского и московского Василия III в честь возвращения Смоленска Руси из польско-литовского владычества. Главный храм обители — Смоленский собор, освященный во имя Смоленской иконы Божией Матери, является старейшим храмом монастыря. В интерьере собора сохранилась фресковая живопись ХVI века.

    Каменные стены и башни обители, называемой «Кремлем в миниатюре», возвели в конце XVI века во времена правления Бориса Годунова. В Смутное время монастырь подвергся разорению. Новый расцвет Новодевичьего монастыря начинается с приходом к власти династии Романовых.

    При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, был выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, а также два жилых корпуса для сестер царевны Софьи — Марии и Екатерины. Сама же царевна Софья после прихода к власти Петра I была пострижена в монахини в Новодевичьем монастыре под именем Сусанны.

    В 1812 году, после захвата монастыря, Наполеон разместил здесь свою батарею, а перед уходом приказал сжечь обитель. К счастью, сожжен Новодевичий монастырь не был. После ухода французов, монахини успели погасить огонь.

    Новодевичий монастырь — один из старейших и красивейших монастырей России, сохранил сложившийся в конце XVII века уникальный ансамбль зданий. Монастырь никогда не перестраивался и не реконструировался, благодаря чему пронес через века удивительную красоту своей архитектуры.

    Новодевичий монастырь находится под охраной ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего человечества. В настоящее время Новодевичий монастырь находится в совместном ведении Русской православной церкви и Государственного исторического музея.

    Новости рынка

    Известный консультант по вопросам управления Питер Друкер замечательно описал затруднительное положение, в которое попали центральные банки: невозможно управлять тем, что нельзя измерить. Так почему же мы так доверяем центробанкам? и стоит ли?

    В Германии в рамках одновременно двух нумизматических серий «Доступное золото», а также «Пьедфорт и Бриллиант», для руандийского казначейства выпущены коллекционные монеты из золота с вставкой из бриллианта, посвященные древнеримской богине удачи.

    Какие чешуйки продаются по 100 000 рублей?

    На аукционах в прошлом месяце были несколько интересных лотов. Расскажем о них подробнее. Сразу отметим, что в декабре-2018 публичных аукционов в Москве было довольно много – целых шесть. Как всегда, за баснословные суммы продавались редкие серебряные рубли.

    К примеру, редчайший портретный рубль Петра III 1762 года из коллекции легендарного нумизмата Леонида Содермана был продан за 62,5 миллиона рублей.

    Такие монеты, конечно, копателям в руки попадут вряд ли. Они чеканились по 1-2 экземпляра и бережно хранились, а позже передавались по наследству. Есть мизерный шанс, что некие нумизматы закапывали свои клады в попытках спасти их от разграбления, но для такой находки надо обладать фантастическим везением.

    Перейдем к мелочевке, которую как раз-таки откопать на просторах нашей необъятной родины вполне реально.

    Аукцион №55 от аукционного дома «Империя» прошел в начале декабря. Внимания заслуживает лот №20. Вот его описание: «Великий Новгород. Новый Торг (Торжок). Деньга 1420-е — 1445 гг. Денежный двор Нового Торга. Л.ст.: «Птица вправо с поднятыми крыльями». Об.ст: «Четырехстрочная легенда: «ПЕЧАТЬ НОВОТОРЬСКАЯ». Серебро, 0,39 гр. Состояние XF. Гайдуков П.Г., Малыгин П.Д. «Новоторжские монеты» («Нумизматика и эпиграфика». Т. XVIII. 2011. С.232-243.) — как № 12. К 2010 г. авторам каталога было известно лишь 20 новоторжских денег и они считали их одними из самых редких средневековых русских монет. Монета в прекрасной сохранности».

    Деньга была продана за 100 000 рублей.

    Далее, денга удельного княжества Малоярославецкое правления Ярослава Владимировича (1410-1426 гг.) состояния XF-(насыщенная патина) в ходе торгов поднялась в цене с 55 000 рублей и была продана за 95 000 рублей.

    Из других лотов отметим именную денгу Донского. «Великое княжество Московское. Дмитрий Донской (1359-1389 гг.). Именная денга, денежный двор г. Москвы. Л.ст.: «Петух вправо, вверху маленькое четвероногое животное, справа орнаментальная решетка в круговой легенде: «КНЯЗЕ ВЕЛИКИ ДМИТРИ». Об.ст.: «Арабская легенда с именем хана Тохтамыш». Серебро, 0,90 гр. Состояние VF-XF(насыщенная патина)». За нее просили 120-130 тысяч рублей.

    Ну и по цене более 70 тысяч рублей продавались чешуйки удельного княжества Серпуховского (двуименная денга Александр Иванович (1420-е гг.) и Василий Дмитриевич (1389-1425 гг.), а также денга удельного княжества Звенигородско-Галицкое (князь Юрий Дмитриевич (1389-1434 гг.).

    Так что, найдя чешуйку, не спешите расстраиваться, а лучше датируйте и атрибутируйте ее!

    Историческое значение

    Успешная оборона Пскова сыграла большую роль в истории России. Под Псковом Баторий потерпел самую крупную неудачу в войне с Россией. Псков стал бастионом, о который разбилась волна неприятельского нашествия [1] . Успех в обороне города был достигнут благодаря твёрдому и мудрому командованию Ивана Шуйского и высокому моральному духу гарнизона и жителей Пскова. Даже женщины и дети принимали активное участие в обороне. Кроме того, русское командование сумело определить заранее направление главного удара противника и подготовить город к обороне. В результате неудачи под Псковом Стефан Баторий был вынужден заключить мирный договор с Иваном IV. И хотя Россия теряла все свои завоевания в Ливонии, но сумела вернуть захваченные противником города Великие Луки, Заволочье, Невель, Холм, Себеж, Остров, Красный, Изборск, Гдов и все другие Псковские пригороды.

    Историк Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» так оценил значение победы у стен Пскова:

    В первый раз мы заключили мир столь безвыгодный, едва не бесчестный с Литвою и если удерживались ещё в своих древних пределах, не отдали и более: то честь принадлежит Пскову: он, как твёрдый оплот, сокрушил непобедимость Стефанову; взяв его, Баторий не удовольствовался бы Ливониею; не оставил бы за Россиею ни Смоленска, ни земли Северской; взял бы, может быть, и Новгород… То истина, что Псков или Шуйский спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится в нашей истории, доколе мы не утратим любви к отечеству и своего имени.

    Схожую оценку дал историк А. А. Михайлов [10] :

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector