0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Милли Фирка

Наглядное представление о религиозных общинах России может дать новая интерактивная карта

Пользователи Рунета, интересующиеся проблемами религий в нашей стране, получили возможность изучить географию распространения религиозных организаций и общин. Дан старт интерактивному проекту «Интерактивная карта всех религиозных общин России» и одновременно выпущен в свет на бумажном носителе «Атлас исламского сообщества России». О проблемах картографии и статистики религиозных организаций нашей страны корреспондент «НГР» Андрей Мельников побеседовал с автором обоих проектов доцентом Московского государственного лингвистического университета Романом Силантьевым.

– Роман Анатольевич, для кого предназначена интерактивная карта религиозных организаций России?

– Карта предназначена широкому кругу пользователей Интернета, и прежде всего специалистам и духовным лидерам, которым теперь станут более понятными масштабы многих явлений. Когда есть визуализация, информацию проще воспринимать. Да и обычному человеку она может пригодиться, когда он, например, захочет узнать, какой храм или дом молитвы расположен поблизости от его места жительства, как выстроить маршрут паломничества к святым местам. Эта карта со временем будет интегрирована в систему спутниковой навигации GPS и позволит выстраивать автоматические маршруты до храмов, мечетей и синагог, монастырей и дацанов. Судя по тому, что тысячи людей уже зашли на сайт карты, она будет интересна многим.

– Почему не указаны точные адреса религиозных организаций?

– Мы указываем местоположение с точностью до улицы, поскольку с точностью до дома обозначить расположение той или иной организации не всегда просто. Многие религиозные организации располагаются не в специальных культовых зданиях, а в каких-то других помещениях или просто на частных квартирах. Кроме того, далеко не все религиозные организации дают свое согласие на указание точного адреса. Впоследствии мы дадим точные адреса тех общин, которые дадут на это разрешение и где это будет возможно технически.

– Иногда небольшие общины бывает трудно найти, даже когда известна не только улица, но и дом. Они могут арендовать офисы или частные квартиры в многоэтажных жилых зданиях. Может быть, имело бы смысл указывать телефон общины?

– И в этом случае, боюсь, не все организации будут рады, если мы выложим в открытый доступ такую информацию. Случается, в их регистрационных данных указаны домашние телефоны. Не уверен, что, предав эти данные огласке, мы окажем им добрую услугу. Необходимо их согласие, но это технически невозможно, потому что таких организаций сотни тысяч. В любом случае карта будет дополняться. Пока на нее нанесено порядка 80% объектов. Будем ее в еженедельном режиме пополнять и исправлять, если обнаружатся ошибки. Много еще белых пятен. Пока нет сведений по Чечне и Чукотке. Просто эти регионы не предоставили сведения. В месяц предполагаем наносить на карту приблизительно 300–400 новых общин. В ближайшее время и эта работа, надеюсь, будет завершена. А на Чукотку и в Чечню придется ехать и проводить полевые исследования. Также в дальнейшем мы планируем выстраивать сравнительные таблицы по регионам, графики и предоставлять пользователям карты иную аналитическую и сравнительную информацию.

– Интернет дает возможность размещать так называемые гиперссылки. В дальнейшем предполагается прибегать к этой возможности при разработке карты?

– Да, эта возможность рассматривается и обсуждается. Мы планируем снабдить карту гиперлинками, по которым можно будет попасть на сайт той или иной организации, если таковой, конечно, существует.

– Чем карта религиозных общин отличается от карты распространения религий на территории России?

– В отличие от нашей эти карты не имеют такого мелкого масштаба. На них отмечены не отдельные населенные пункты, а ареалы. Допустим, 50 православных общин обводят одним цветом, и на этом фоне могут даваться значки других общин. Речь там не идет о том, чтобы отметить отдельные монастыри и храмы. Во-первых, эти карты отличает низкая детализация, а во-вторых, невозможно определить местоположение и название отдельных общин. А на нашей карте это есть. Кстати, такая функция позволит посчитать, например, количество действующих Никольских или Троицких храмов. Такие данные могут быть интересны многим. В честь каких святых или событий священной истории больше всего храмов в России.

– Предполагается ли в дальнейшем указывать численность той или иной общины?

– К сожалению, это принципиально невозможно. Большинство храмов не ведут статистики своих прихожан. РПЦ совершенно точно не ведет такого учета. Некоторые протестантские общины подсчитывают количество своих прихожан, но их доля в общей картине слишком ничтожна.

– В карте отмечены общины, принадлежащие к четырем так называемым традиционным для России религиям: православию, исламу, буддизму и иудаизму. Отсутствие на карте иных религиозных организаций – это принципиальный момент или только лишь свидетельство того, что работа над картой будет продолжена?

Читать еще:  Фестиваль Дивали в Австралии

– И то и другое. Видимо, впереди у нас работа над указанием общин католиков и некоторых протестантских деноминаций. Я не уверен, что есть смысл выкладывать в свободном доступе данные по новым религиозным движениям, делая им тем самым неплохую рекламу. Проблемы есть и со старообрядцами, потому что они выражают обеспокоенность попытками их картографировать. Их часто грабят. Нельзя давать наводку на места скопления старинных икон и богослужебных книг. Они нанесены на карту, но недоступны для широкого доступа.

– Можно ли по количеству религиозных организаций и общин, зарегистрированных официально, получить представление о развитии той или иной религии в стране, уровне религиозности населения?

– Можно более-менее точно посчитать размер общин. У мусульман в среднем это 4000 человек. У протестантов – 50–70 человек. Исходя из этих усредненных данных и помножив их на количество общин, можно, например, сделать вывод, что протестантов в России около миллиона человек, а не два и не три, как они утверждают. Невелика у нас численность католиков: от 50 до 100 тысяч, и уж во всяком случае, не миллион, как раньше считалось.

Можно сделать выводы и о тенденциях в религиозной картине страны. Когда-то общин РПЦ было менее половины от общего количества религиозных общин в стране, а сейчас стало 55%. И доля эта продолжает расти. А вот доля новых религиозных движений, наоборот, уменьшилась. Многие из них демонстрируют признаки деградации.

– Но насколько количество организаций отражает реальную картину численности или тенденций развития той или иной религии? Какая-нибудь экзотическая религия может в большом количестве зарегистрировать свои организации по всей стране, тем самым искусственно создавая ложное впечатление о популярности своего вероучения. В то же время другие движения принципиально предпочитают существовать в подполье…

– Не очень точно отражает. Например, по числу зарегистрированных религиозных организаций протестанты значительно превосходят мусульман. А по численности верующих мусульман примерно в 15 раз больше, чем протестантов. Доля православных значительно превышает 55% – доли зарегистрированных общин РПЦ. Кроме того, надо учитывать, что религиозные организации с дурной славой или откровенно экстремистской направленности крайне редко имеют юридическое лицо, а некоторые не регистрируются принципиально. Конечно, на нашей карте ни сатанистов, ни «Таблиги джамаат», ни «Хизб-ут-Тахрир» найти невозможно. Мы сделали еще одну карту, не размещенную в открытом доступе, где обозначили места их наибольшего скопления и активности, но там, конечно, ни названия общин, ни адресов уже нет. Выявить, где собираются террористы, силами ученых невозможно. Этим должны заниматься спецслужбы. Число таких экстремистов разной направленности по России исчисляется десятками тысяч.

Кроме того, такая работа предполагает полевые исследования, что не всегда возможно. Мне удалось объехать все регионы России, где присутствуют мусульманские общины, и выявить незарегистрированные общины. Существуют, наоборот, зарегистрированные общины, но не действующие реально. Например, в Калининградской области зарегистрировано семь мусульманских общин, а реально действует только одна. Тем не менее мы их все нанесли на карту, хотя в «Атласе исламского сообщества России» уточнили этот факт.

Создание подобных карт – многолетний и практически непрерывный процесс. Информация актуализируется постоянно. Есть некое стремление к идеалу, но, как всякий идеал, он недостижим и в картографии.

Андрей МЕЛЬНИКОВ

Религиозный состав

Согласно опросу, который был проведен в 2012 году относительно религии и того, к какой религиозной организации в современной России относят себя граждане, были получены следующие ответы:

  • К православным – 41%.
  • К верующим, которые не идентифицирует себя с определенной религиозной принадлежностью – 25%.
  • К атеистам – 13%.
  • Мусульман насчитывалось на тот временной этап – 4,7%.
  • Христиан – 4,1%.
  • Мусульман суннитов – 1,7%.
  • Православным вне определенной церкви – 1,5%.
  • Язычников – 1,2%.
  • Буддистов – 0,5.
  • Староверов – 0,5%.
  • К мусульманам-шиитам отнесли себя 0,5% опрошенных.
  • Католики – 0,5%.
  • Иудаисты – 1,5%.
  • Индуистов оказалось около 0,5%
  • К пятидесятникам себя отнесли 0,5%.

Отзывы [ править | править код ]

Кандидат филологических наук, доцент кафедры политических и общественных коммуникаций Школы медиакоммуникаций РАНХиГС и журналист Ксения Лученко указывает, что «Интерфакс-Религия» «долгие годы был самым оперативным, как бы независимым и при этом аффилированным лично с Чаплиным источником информации о церковных делах». Лученко также обращает внимание на то, что мнение любого представителя РПЦ, в том числе простого священника, диакона или архиерея, в заголовке новости портала обычно преподносилось как мнение всей РПЦ («В РПЦ считают…» или «РПЦ раскритиковала…») [5] .

Положительные [ править | править код ]

С удовольствием вспоминаю, как в 2004 году нашими совместными усилиями при поддержке Межрелигиозного совета России был создан портал «Интерфакс-Религия», который стал одним из крупнейших информационных ресурсов, посвящённых новостям и аналитике в религиозной сфере. За это время он стал надёжным ориентиром для тех, кто ищет правдивые сведения о событиях в жизни Русской православной церкви и других традиционных общин.

«Интерфакс-Религия» — надёжный источник фактов и объективных комментариев.

Не могу не отметить прекрасную работу новостной службы «Интерфакс-Религии», ставшей за годы своего существования одним из самых авторитетных в мире источников информации о жизни верующих людей в России, в том числе о нашей общине. Ваша работа очень нужна людям в России и за её пределами. Вы выполняете свой журналистский долг на самом высоком профессиональном уровне.

Ваше просветительское служение позволяет миллионам людей быть в курсе событий. От имени многопредставительной паствы ЦДУМ России поздравляем ИА «Интерфакс» с 25-летним юбилеем и «Интерфакс-Религия» с 10-летием профессиональной деятельности, а также искренне благодарим за своевременное освещение новостей, в частности, работы ЦДУМ России.

Критические [ править | править код ]

На сайте «Интерфакс-Религия» предвзятое отношение к исламу и недостоверная информация во многих случаях. Нередко случалось, что изложенная информация на этом сайте не соответствовала действительности на 100 процентов. О каком освещении событий в мусульманской общине они говорят? Нет этого. Когда к делу приступают неспециалисты, а тем более в средствах массовой информации, получается однобокая либо недостоверная информация. Я полагаю, что это непрофессионализм, люди некомпетентны во многих вопросах религии, особенно в том, что касается ислама.

Я не склонен преувеличивать масштабы исламофобии, но то, что этот сайт перенасыщен негативной информацией об определённого рода исламских движениях, дрязгах и т. д., безусловно, создаёт негативный образ мусульманской общины. Чтобы положить этому конец, необходимо создать мощную информационную завесу, больше публиковать позитивных материалов.

Религиовед, социолог религии, публицист и журналист Роман Лункин в публикации на сайте Славянского правового центра обвиняет портал в нарушении журналистской этики, хулиганстве. Лункин называет портал «пропатриархийным», «православной направленности», и заявляет, что портал является агентом идеологического влияния «Союза православных граждан» в лице его основателя Кирилла Фролова. [13] .

Читать еще:  Самый известный в мире проповедник умер в 99 летнем возрасте

Биография

В 1999 году закончил кафедру экономической и социальной географии России Географического факультета МГУ и поступил в аспирантуру Института этнологии и антропологии РАН

С июля 2001 года по декабрь 2005 года — исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России.

В июне 2003 года в Институте этнологии и антропологии РАН защитил кандидатскую диссертацию по истории по теме «Этносоциальные, политические и религиозные аспекты раскола исламского сообщества России».

С марта 2004 года по 2006 год — секретарь-координатор Межрелигиозного совета СНГ. В это же время — сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского патриархата.

В 2005 году была выпущена книга Романа Силантьева «Новейшая история исламского сообщества России», вокруг которой разгорелись бурные дебаты. Книга получила, как положительные отзывы со стороны представителей духовенства и общественности православия, ислама и иудаизма, а также учёных, в том числе и от Шейх-уль-ислама и Верховного муфтия Центрального духовного управления мусульман России Талгата Таджуддина, так и отрицательные со стороны Совета муфтиев России. После этого Силантьев покинул Межрелигиозный совет России и был освобожден от занимаемых должностей по собственному желанию.

Идеологическая база скинхедских группировок (3/4)

  • Понравилось 3
  • Не понравилось 0
  • Не по теме
  • Не работает

С 2006 года является исполнительным директором программ Всемирного русского народного собора

В 2008 году выпустил энциклопедию «Ислам в современной России», которая получила высокие оценки, как со стороны мусульманского сообщества, так учёных-исламоведов — Ефима Резвана, Виталия Наумкина,Максуда Садикова и Тауфика Ибрагима

С 2008 года — доцент кафедры мировой культуры Институт международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета.

С 2009 года — заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ.

В апреле 2010 года создал и возглавил Центр географии религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества.

Республика Карелия — один из бывших духовных центров беспоповщины

Карелия — это один из бывших духовных центров старообрядничества (беспоповщины) в России. Это религиозное движение оформилось на территории республики в последней четверти XVII в.

Дело в том, что во время Соловецкого восстания, а именно осады Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря в 1668-1676 годах, покинувшие его монахи стали распространять старообрядческие идеи на Севере России и в Поморье.

В результате к концу XVII века Карелия и, в первую очередь Заонежье, превратилась в центр беспоповщины.

Соборный приговор соловецких иноков о неприятии новопечатных книг. Староверии (беспоповщина) стало распространятся в Карелии после поражения Соловецкого восстания. Фото: upload.wikimedia.org

Во времена советской власти в 20-х годах XX века все старообрядческие храмы в Карелии были закрыты (за исключением отдельных часовен, молелен и скитов, находившихся в труднодоступных местах и уничтоженных позднее).

Возрождение старообрядчества в регионе началось в 1997 году, когда в поселке Повенец Медвежьегорского р-на была зарегистрирована община Древлеправославной поморской церкви «Выгорецкая обитель».

В наст. время в К. регулярно совершают паломничество старообрядцы из Москвы, С.-Петербурга, Н. Новгорода, Новгорода, Прибалтики, Белоруссии. Общее число старообрядцев в Карелии не превышает ста человек.

Акция религиозных общин

Представители религиозных общин России проведут масштабную гуманитарную акцию в помощь жителям Сирии и Ливана.

Читать еще:  Саудовская Аравия предлагает паломникам новую обрядовую одежду

Предыдущие записи

Следующие записи

Поддержи ТБН

Популярные темы:

Подпишись

Время духовной революции!
21 октября, 2020

Как не распространять ложь?
21 октября, 2020

Можно ли оскорбить Святого Духа?
21 октября, 2020

Игры детей в грязи полезны
21 октября, 2020

Библейский семинар с пастором Ок Су Паком
22 мая, 2020

Конференция «Общение Христианских Лидеров» с пастором Ок Су Паком!
5 июня, 2020

Благодаря Вифлеему – каждый день Рождество, а каждое сердце – ясли
20 декабря, 2018

Как позвонить Трампу?
31 мая, 2017

Время духовной революции!
21 октября, 2020

Как не распространять ложь?
21 октября, 2020

Можно ли оскорбить Святого Духа?
21 октября, 2020

Игры детей в грязи полезны
21 октября, 2020

Поиск по сайту

Миссия Телевидения Без Насилия – служить людям! Многие годы мы осуществляем социальные и благотворительные проекты. И также мы молимся о наших зрителях с лучшими мировыми служителями, которые высвобождают Слово для духовного подкрепления нашей аудитории по всему лицу земли. Телеканал взаимодействует и молится с сотнями церквей и служений из разных стран мира, благодаря чему люди получают также сверхъестественное прикосновение Святого Духа! Мы уделяем много времени общению и развитию интерактивной связи со зрителями через прямые эфиры телеканала, а также прямые трансляции важнейших христианских событий со всего мира. Присоединяйтесь к нам!

Значимые события [ править ]

  • В октябре 2009 года в московском районе Медведково произошло жестокое избиение внештатного корреспондента «Интерфакс-Религии» Ольги Гумановой, расследовавшей ситуацию вокруг приюта при Боголюбском монастыре во Владимирской области, откуда сбежали несколько воспитанниц, и получавшей угрозы. Девушка не была ограблена, несмотря на наличие при себе денег, золотых украшений и мобильного телефона [6] .
  • В декабре 2010 года сайт «Интерфакс-Религия» подвергся ночной DDoS-атаке и отключился, но позже его работа была восстановлена [7] .
  • В октябре 2014 года «Интерфакс-Религия» попал в «чёрный список» из 50 сайтов, запрещённых Службой связи при правительстве Таджикистана, и несколько раз блокировался и разблокировался местными интернет-провайдерами и сотовыми операторами. По мнению правозащитников, это было связано с акциями оппозиции [8] .

Новости [ править ]

Портал содержит новости о религиозной жизни в России и за рубежом в свободном доступе в полнотекстовых версиях на русском и английском языках. Также предусмотрен бесплатный доступ к архиву религиозных новостей «Интерфакса» с 1989 года. Наиболее важные новости портала публикуются на основной ленте агентства и включаются в его платную рассылку, распространяемую на аудиторию около 20 тыс. подписчиков в разных странах мира [1] .

Новостную ленту можно настраивать индивидуально, автоматически отбирая материалы по типу, теме и географическому охвату — например, только о православии на Украине или только об исламе в Башкирии [1] .

Пропорции [ править ]

Доля новостей о той или иной религиозной организации в общем новостном потоке должна соответствовать численности её приверженцев и влиянию в обществе — таков декларируемый редакцией портала принцип его работы. Все новости портала делятся на потоки по рубрикам следующим образом [1] :

  • Православие
  • Ислам
  • Иудаизм
  • Буддизм
  • Католичество и протестантизм
  • Национальные религии
  • Новые религиозные движения
  • Атеизм и секуляризм
  • Диалог

Остальное [ править ]

На сайте представлены эксклюзивные интервью и аналитика, а также результаты тематического мониторинга центральных, региональных и религиозных печатных и электронных СМИ, включая интернет-ресурсы, теле- и радиопередачи, посвящённые религиозной жизни [1] .

Кроме того, ведётся специальная рубрика «Памятные даты», где указываются крупнейшие религиозные праздники и основные биографические вехи ведущих духовных лидеров России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Есть и «Справочные материалы», в том числе биографии значимых персон, статистические данные по конфессиям и др [1] .

В декабре 2009 года стартовал совместный проект портала «Интерфакс-Религия» и Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) — еженедельно обновляемая интерактивная карта 25 тыс. религиозных общин России, их точных названий, местоположения и др. сведениях, классифицированных по 12 категориям [5] .

Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире

Белокаменный Успенский собор возвел в 1160 году великий князь Андрей Боголюбский. Купола покрыли позолоченными медными листами с молитвенными надписями, а само здание украсили фресками.

В 1185 году после пожара храм перестроил князь Всеволод Большое Гнездо. Он добавил боковые галереи, и старое сооружение оказалось внутри нового. Стены первоначального собора частично разобрали, оставили только опоры сводов.

В XIII веке собор пережил еще один пожар — его сожгли монголо-татары. Храм вновь восстановили, но расписывали значительно позже, в начале XV века. Для этого сюда приезжали Андрей Рублев и Даниил Черный.

На протяжении всей истории храм несколько раз обновляли и достраивали. Барочный иконостас, который в соборе можно увидеть сегодня, установили при реставрации в XVIII веке, тогда же появилась и четырехярусная колокольня. Большую часть рублевских фресок закрыли штукатуркой. До наших дней сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» на западной стене и часть фресок в алтарной.

В наши дни собор входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector