0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сериал Школа: 69 против 0

Содержание

Сериал Школа: 69 против 0

Сегодня завершается показ сериала «Школа». Позади — 69 серий, недели ожесточенных споров и попыток осмысления, комментарии и интервью от Патриарха до министра образования. Авторы фильма просили досмотреть сериал до конца, чтобы понять их замысел. Приняв участие в дискуссии, я честно отсмотрела весь сериал без пропусков и прочитала множество обсуждений каждой серии на самых популярных сайтах. Теперь – самое время для обдумывания и обсуждения.

Точки над прошедшими i

Сериал показал нам кризис 15-летней Ани Носовой, запертой дедом на домашнем обучении, потом с колоссальным протестом вышедшей в школу в образе девочки-эмо, неразделенную любовь и обманутую дружбу, самоубийство. Примерная девочка взаперти в первой серии и похороны — в последней. В событиях жизни ее одноклассников нам показали все остальные варианты подростковых конфликтов и трудностей. Во многом, это фильм о самом режиссере — о Германике, которая после такого же домашнего обучения вышла в школу на пару недель и в ужасе сбежала оттуда. «Это ее боль, комплексы человека, который высказывается по поводу своего школьного опыта,» — поведала в одном интервью Александра Ребенок, исполнительница роли учительницы Натальи Николаевны. Это ее точки над i, своего рода месть своей школе, тем, кто ее не понял. «Я должна была не от нее защищаться, а ее защищать»

Сериал противоречив. Кажется, понял замысел режиссера, а может быть это не замысел, а просто прикрытие прагматики?

Кризисный котел

Все споры о сериале — о том — правда ли «Школа» или нет. «Да, точно наша школа, словно у нас снимали», — говорили одни. «Нет, у нас такого никогда не было, вообще такого не встречали ни разу» — уверяли другие.

Школа – это и правда, и неправда. Сериал – это антология всех кризисных ситуаций, в которых оказывается подросток-школьник. «Школа» правдива, потому что один из этих кризисов обязательно в жизни школьника да происходит. Не взятка — так одноклассники поиздеваются. «Школа» неправдива, потому что это обобщение: в столь предельной концентрации и вправду проблемы встречаются редко, здесь — все смешалось в кипящем котле одного девятого класса.

Самоубийство
Смерть матери
Развод родителей
Влюбленность в учителя
Взятка учителю
Наркомания
Начало половой жизни
Националистические группировки
Расовый конфликт
Предательство
Измена
Издевательства одноклассников
Кража
Смерть и предательство
Несчастная любовь
Изнасилование
Непонимание с родителями
Непонимание с учителями
Займ денег
Заработок
БАДы
итд.

Эти ситуации доводятся до логического конца и, скорее всего, этот путь намного более действенный, чем показ фальшиво-положительных (а по-другому пока не научились снимать) примеров поведения и глянцевых школьников с Рублевки. Хочешь, чтобы по тебе паровой каток жизни проехал – давай в омут с головой, вперед!

Школьник, влюбившись в учительницу, стал искать ее внимания, добился дополнительных занятий у себя дома, и сам не заметил, как, по сути, свел молодую Наталью Николаевну со своим отцом. Семья распалась.

Другой перебрал спиртного – и, проспавшись, обнаружил по всему лицу чудовищные раны.

Лучшие друзья по модной националистической группировке избили до полусмерти: «Это война, Вадя, настоящая война!»

Хотела сопернице подсунуть «сюрприз»-дымовуху, а обожглась случайно взявшая коробку одноклассница, которой маленькая разбойница мстить вовсе и не собирались.

Снялась в полуобнаженном виде, фотографии подбросили деду — инсульт.

А с другой стороны, не окажут ли эти действия эффект обратный? Проводились ли исследования о действенности разных типов приемов воздействия, изучали ли подростковую психологию авторы фильма (немного комично звучит). Ведь эти ситуации могут стать моделями поведения, если не образцом, то нормой. Обычно подросток тонко испытывает реакцию окружающих: сделал так – ну, отругают или нет? Это уже ЧЕРТА или еще нет? В сериале ясно видно, что сколько ни старайся переступить ЧЕРТУ, огромный коллектив уважаемых взрослых не в силах ничего с тобой сделать. Навязчиво показанное прочно усваивается, а вот научить дурным примером, увы, нельзя. Ведь как упорно просится сорваться с языка «Ну, короче блин, такая фигня, блин» после 50 серии (это, наверное, самая употребительная конструкция в фильме), так и закрепляется определенный типа поведения и взаимоотношений с окружающими.

Поматросил и бросил

Часть школьников на протяжении сериала теряет невинность. Это вообще – любимая тема Германики еще с фильма «Все умрут, а я останусь». Развивается тема строго в одном ключе – за болью и унижением следует пренебрежение возлюбленного: на следующий день после того, как она доверилась ему, он не желает и видеть ее, отмахиваясь, как от навязчивой мухи.

Это, безусловно, предмет отдельного разговора – в «Школе» скрыто и явно эротического немало. Германика подняла важную и почти не обсуждаемую сегодня тему: редко подростку удалось избежать контакта с современной эротизированной массовой культурой — сохранить душевную и физическую чистоту сегодня можно только при колоссальной по силе мощности противостояния окружающему навязчивому миру. Во всей продукции для современного подростка эротизма и половых отношений с избытком: в любом журнале, в любом фильме. При этом есть только одна модель представления этих отношений – как высшего и непреходящего счастья и гармонии. В западных фильмах проводится мысль о том, что вступать в эти отношения надо только по любви, в отечественных журналах навязчиво повторяется «Тебе уже 15, а ты еще не…?». Толкаемые именно этим вопросом герои Германики бросаются в омут с головой во взрослую жизнь, где оказывается, что про ответственность и последствия им ничего не рассказали. Не рассказали так, чтобы они услышали. Не знала Ира Шишкова, что Леха, став самым-самым важным и единственным для нее человеком, почти перестанет с ней здороваться на следующее утро. Не учла Оля Будилова, что беременность может наступить вот так, с одного раза. Не задумывался Миша Дятлов, что не сможет просто так перестать теперь общаться с Людой.

С другой стороны, сериал нельзя не отнести к жанру подростковой эротики. Не зря в связи со «Школой» постоянно вспоминали об опыте работы Германики в качестве порно-оператора (который, кстати, она считает практически очень ценным в своем творческом развитии). Сериал откровенно сильно балансирует на грани с порнографией, причем (!), с порнографией детской — ведь наши герои — несовершеннолетние. Сдвинуть камеру на пару миллиметров в сторону (или выше — ниже) или задержать кадр на секунду дольше — и от она — искомая порнография. Было ли целью режиссера действительно привлечь внимание к проблеме и предупредить об опасности или наоборот — под видом предостережения набрать себе рейтинга и популярности? Все интимные моменты показаны так щедро и детально, что даже анонимно обсуждающие сериал подростки не могли удержаться от ехидных замечаний, о том, что только тема похода в туалет раскрыта недостаточно полно.

В результате получился фильм, который вполне заслужил бы маркировку Rated в американском рейтинге допустимого просмотра из-за «используемого в фильме языка, темы насилия, секса и изображения употребления наркотиков». Дневного и вечернего прайм-тайма сериалу было бы не видать.

Все несчастны, а я осталась?

Кажется, что главная же мысль сериала, его крик отчаяния – не изменился со времен «Доживем до понедельника». Изменилась страна, пришли новые поколения, а безысходность непонимания осталась той же главной проблемой подростка. Его не понимают учителя, которым неинтересно, что действительно происходит в жизни подростка. Тем, кому интересно, не удается подобрать верных слов. Единственная – физичка Наталья Николаевна – периодически может поговорить по душам – за это ее беззаветно любит класс. Только, по большому счету, ей больше всех все равно, что происходит в душах учеников, и она почти без сомнений разбивает семью ученика, который доверял ей больше всех. Подростка не слышат родители, общаясь с ними или по созданной каменной модели или словно пытаясь, поднявшись на цыпочках, заглянуть за высокую стену отчуждения, которая возникла, как будто случайно и только сегодня. Школа — это сериал о том, что все несчастны.Мы не знаем, как найти ключик к сердцу повзрослевшего ребенка, ученика, студента. Мы не знаем, как оградить их от наших ошибок. Они не знают, где искать ответы на опросы современного мира. Они не знают, как поступать в сложной ситуации: умом, может быть, и знают, сердцем – только учатся. Отцы и дети, мы, разучившись любить, ходим в темноте.

Это — главный вывод сериала — на родительском собрании в предпоследней серии родителям повторяют, что они должны быть друзьями своим детям, быть рядом, сопереживать и сочувствовать. Но уж очень натянуто это звучит. Нельзя сказать, что никто не любит этих подростков. Беззаветно любят Аню Носову бабушка с дедом, готов с нее сдувать пылинки симпатичный Миша Дятлов, Арсений Иванович — химик — так и вообще носится с ней как с собственной дочерью — ведет задушевные беседы, провожает из школы, помогает с уроками, очень хочет дружить с ней отличница Вера. Отец Миши Дятлова — вообще верх понимания, дружбы и участия, он деликатен, он надежная опора, поддержка и достаточно мудрый воспитатель, в его доме и сердце находится место для всех друзей сына. А Миша Дятлов все равно всем недоволен, угрюм, шантажирует и почти доводит до самоубийства двоих человек.

Читать еще:  Советский Союз перешел на григорианский календарь (1918)

Главная мысль Германики в том, что мы не умеем показать подростку его путь в этом мире. Сами полностью потеряв вкус к жизни, к природе, к книгам, к настоящему, мы не можем передать его детям. Мой прадед, окончив семь классов школы, обладал такой любовью к книгам, что умудрялся в глухом уральском селе Илеке добывать произведения Жюля Верна, и привил любовь к этим книгам своим детям. Он слышал природу, он видел красоту, и до конца жизни он остался заразительным примером для своих детей.

Уходим!

Просвета, надежды, маяка не появилось. Узнав новость о гибели одноклассницы, ребята, виноватые в этом во многом, уже отпускают шуточки по поводу трагедии. Никто не задумался, ничего не изменилось, жизнь пошла обычным чередом. Ты, дорогой школьник, параллелен абсолютно всем, ты умрешь, а они останутся. Просвета не видит сама Германика, изливавшая полгода на нас свою боль, пустоту и отчаяние.

Валерия Гай Германика на съемках «Школы»

Но вот эта главная проблема сериала — парадоксально — в самом сериале, в факте его съемки и показа. Сама «Школа» не дала своей аудитории ничего созидательного, высокого, что увлекло бы современного подростка. Талантливо показанные пороки ставят логичные вопросы – а как же жить дальше, а что делать? И у авторов нет никакого ответа, тупик это, ребята, говорят они. 69 серий абсолютного дна и несчастья, показанные талантливо, правдиво, остро, а когда дело доходит до развяки, оказывается что никакого ответа, 69 против нуля. Пара формальных фраз и — финальной сценой — напившаяся с ученицей учительница радостно выкрикивает песню «Мумий Тролля» «Уходим!». Больше о кино о подростках Германика снимать не собирается, заявила она в одном из интервью, — мол, дальше-ка разбирайтесь сам.Вот он — радостный манифест Германики — мы вам чего-то такое показали, а вы уж разбирайтесь сами, мы, прославившись, УХОДИМ! Этот сериал — еще одно проявления нашего полного равнодушия и наплевательства на подростков — ведь это такая же отписка, как и деньги, которыми родители заменяют личное общение с детьми. Мы поставили галочку, запустили в конце три морализаторские сентенции, кстати обращенные к родителям, выпендрились в финальной сцене — и гуд бай, нас ждут новые непокоренные высоты.

«- Иногда нужно испугаться очень сильно, испугаться, чтобы что-то переосмыслить. — Иногда страх корректирует наше поведение: страх потерять работу, страх заболеть, многие люди бросают курить, злоупотреблять алкоголем, когда знают, что есть опасный диагноз», — отметил Святейший Патриарх Кирилл, говоря о сериале.

Начавшись интригующе, сериал закончился страшно. Счет Германики — 69 серий мрака против нуля. Мы испугались.

Председатель Учкома РПЦ о семинариях и тьюторах, которые научат будущих пастырей не слушать лукавых критиков Церкви

2 декабря 2018 Ахилла

Председатель Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов дал интервью порталу «Пастырь», в котором рассказал о современной ситуации с духовным образованием.

По словам отца Максима, в последние 5-6 лет все семинарии приняли к реализации единый учебный план: «Это должно привести к тому, что выпускник любой семинарии получит базовые знания, соответствующие некоему общему стандарту; знания, которые (употреблю такое выражение) соответствуют вызовам эпохи».

Все семинарии имеют сейчас государственное лицензирование, и с помощью Учебного комитета идет работа по получению семинариями госаккредитации.

Образовательный уровень в семинариях будет повышаться: «Уровень магистратур должен быть соответствующим — как минимум не ниже, чем в государственных учебных заведениях». Такие же высокие требования теперь предлагаются и к кандидатам богословия — «ничуть не ниже, а по некоторым параметрам и выше, чем требования к кандидатам гуманитарных наук».

Председатель Учебного комитета ставит и себе высокую планку ожиданий: «Главная цель, которую я для себя внутренне ставлю — это добиться того, чтобы лучшие наши академии и семинарии заняли места в числе первых двух-трех десятков лучших российских вузов».

По мнению отца Максима, каждый преподаватель в семинарии имеет право на «соответствующее вознаграждение за труд», а священники не должны привлекаться к преподаванию «в качестве бесплатной рабочей силы».

Подход к духовному образованию должен меняться: «Мы уже не дыры должны затыкать, лишь бы кого-то послать на лавинообразно открываемые приходы, а готовить квалифицированные и духовно зрелые кадры духовенства для работы с нашими современниками — с тем обществом, которое уже несколько по-другому относится к Церкви, чем в начале 90-х годов».

А лучше всего духовно зрелые кадры готовятся при очном обучении в семинарии, считает Козлов: «Да, семинария должна воспитывать. У нас есть такие понятия, как послушание, совместные молитвы, участие в богослужении. Кроме того, само проживание большинства семинаристов стационарно на протяжении четырех-пяти лет — это тоже воспитание. Я очень положительно отношусь к тому, что большинство наших семинаристов-очников получают образование в закрытом учебном заведении, где приобретают опыт некоторого стеснения себя ради других людей, ради дисциплины и обязанностей, которых у большинства приходящих сейчас молодых людей нет. И только здесь они могут себя проверить, способны ли вообще ограничить себя, приучить к дисциплине, без чего хорошим священником никогда не стать — без этой готовности жить не ради себя, а ради Церкви и ради людей, которые в Церкви Божией тебе встретятся, которым ты обязан будешь быть слугой».

В воспитании будущих слуг общества ныне могут помочь индивидуальные наставники — тьюторы: «Не могу сказать, что сейчас найдены однозначные решения этого вопроса, но одним из путей видится развитие уже существующей институции индивидуальных наставников — по-другому „тьюторов“. Тьюторы не являются членами администрации и помощниками инспектора, то есть теми людьми, которые могу наказать или сообщить о проступке по инстанции, они — посредничающее звено между администрацией и студентом, как бы старшие товарищи. Это человек, который помогает в учебе, в научной деятельности, даже просто в личном общении; человек, который сам несколько лет назад прошел путь, по которому ты сейчас идешь, и который может тебя от чего-то предостеречь, где-то правильно направить, помочь сэкономить силы и не набить шишек там, где, возможно, можно и голову разбить… И сейчас мы нащупываем этот путь, который, мне кажется, будет одним из путей развития воспитательной системы».

Эти тьюторы должны теперь будут вместо дежпомов (или вместе с ними) помочь воспитать правильный тип будущего священнослужителя: «Семинария должна готовить, в первую очередь, достойного священнослужителя: человека, который вышел бы из стен духовной школы с желанием служить Церкви, а не себя в ней устраивать; который не подался бы при первых же сложностях с архиереем на сторону далече к лукавым критикам».

Отец Максим уверен, что Церкви есть, что ответить лукавым критикам, которые наезжают на Церковь: «Мне кажется, наши семинаристы в курсе всей той информации, которая дается нынешними околоцерковными критиками. Иной раз даже слишком в курсе. Другое дело, что мы, конечно, не должны закрывать глаза и делать вид, что определенного рода информационно-отрицательная среда отсутствует, и не замечать, что она концентрируется вокруг определенного рода сайтов или блогов. Но не думаю, что сегодняшний выпускник ожидает, что после выпуска из семинарии его ждут благоустроенная квартира, зарплата выше средней и служение в кафедральном соборе. Это разве что чей-то субъективный взгляд.

Но скажу одно: не нужно бояться и делать вид, что нет критиков Церкви, потому что у нас есть ответы на эту критику.

А если кто-то свои личные проблемы психологически компенсируют за счет наездов (другого слова тут не употребишь) на священноначалие или на церковную действительность, то это геростратова слава.

Реальные болевые точки мы должны уметь проговаривать и не бояться вопросов со стороны наших семинаристов. Как мне кажется, сейчас и нет ситуации закрытости — да и как она возможна в нынешнем обществе с его информационной средой и со смартфоном в руке каждого студента? Студенты же не живут пять лет в какой-то изоляции, не зная того, что в мире происходит».

Насчет получения будущим пастырем второго, светского образования отец Максим высказывается осторожно: вроде могут быть «разные пути», но в целом он бы не рекомендовал: «Светский вуз, в котором больше развлекательного общения, чем обучения (а таких вузов сейчас сколько угодно) — не лучшая подготовка для будущего пастыря; можно даже и канонические препятствия заработать, которые помешают им стать.

…При этом, мне кажется, после получения семинарского образования не стоит постфактум начинать получение высшего светского образования. В ряде случаев, например, преподавателям духовных школ, возможно, имеет смысл поступать в светскую магистратуру или аспирантуру. Но такая очередность — сначала духовная школа, а потом светская — не видится мне полезной».

Итак, согласно словам председателя Учебного комитета РПЦ, вскоре на приходы Святой Руси прибудут новые полки высокообразованных, не нуждающихся в светском образовании молодых священников, воспитанных в стенах семинарий тьюторами, которые личным примером и наставничеством помогут дать ответ всяким «лукавым критикам» и научат будущих пастырей быть «слугами» Церкви, не мечтающими ни о высокой зарплате, ни о кафедральных соборах, зато верно служащими архиерею и сочиняющими кандидатские диссертации высочайшего духовного уровня.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Новости Партнеров

Новости

  • Народные новости
  • Фото
  • Видео
  • Новости Кемерова
  • Новости Новокузнецка
  • Новости Кузбасса
  • ДТП в Кемерове

Мы в соцсетях

  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники
  • Youtube
  • Instagram
  • Viber
Читать еще:  Пасху в России отметят и мусульмане

Реклама

  • Медиакит
  • Рекламная сетка страницы
  • pr@vse42.ru
  • +7 (3842) 75-55-55

Редакция

  • Выходные данные
  • news@vse42.ru
  • +7 (3842) 76-79-79

Все права на материалы, опубликованные на сайте VSE42.RU, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Использование материалов, опубликованных на сайте VSE42.RU, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован, при полном соблюдении требований Правил использования материалов. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал VSE42.RU, до или после цитируемого блока.

О проекте VSE42.RU

VSE42.RU — Новости Кемерова, Кузбасса, России и мира — это информация о событиях, происходящих в городах Кемеровской области (Кемерово, Новокузнецк, Белово, Ленинск-Кузнецкий и др.) плюс выборка самых важных и интересных мировых и российских новостей.

Новости сайта дублируются в социальных сетях. К каждой новости можно добавить комментарий.

В разделе «Фоторепортажи», мы размещаем интересные фотографии, а также видеоролики со всего света. Раздел «Комментарии» — мнения известных людей по актуальным вопросам. Особый взгляд на факты и события в разделе «В цифрах». Мы проводим еженедельные «Опросы» среди наших читателей.

Удобная навигация, ежедневное обновление информации, ссылки на фото и видеорепортажи.

Новости в Кемерово и в Кузбассе — наш главный приоритет.

Адрес: 650000, Кемеровская Область, г.Кемерово, ул.Кузбасская 33а, 2 этаж
Техническая поддержка: support@vse42.ru

На каких специальностях лучше учиться

Система православного образования в России разветвлена и имеет ряд уровней:

  • внешкольное (семья, литература, церковные детские сады, радио и телевидение, посещение храмов);
  • начальное (воскресные школы, кружки, общественные богослужения, паломничества, крестные ходы);
  • среднее (духовные училища, гимназии, колледжи, лицеи, пастырские или богословские курсы при вузах).

Учиться на священника можно в высших духовных заведениях: семинариях (квалификация «бакалавр»), академиях и университетах (магистры и аспиранты). В современных духовных семинариях будущие священники проходят обучение по таким основным направлениям:

  • подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания;
  • теология.

Требования к абитуриентам семинарий отличаются от стандартных критериев, которым должны соответствовать поступающие в обычные вузы. В духовные высшие учебные заведения принимаются только крещенные православные мужчины в возрасте от 18 до 35 лет, имеющие аттестат об окончании средней школы или диплом колледжа (университета) и воцерковленные. Они должны быть холосты или женаты первым браком.

К стандартному набору документов (заявление, паспорт, аттестат или диплом, военный билет, страховой полис) добавляются заверенные архиереями рекомендации местных священников. Абитуриенты могут предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и обществознанию или написать изложение и пройти тестирование по этим предметам непосредственно в учебном заведении. Кроме того, придется сдать тест по Закону Божьему и пройти устное собеседование. Иногда проводится экзамен по церковнославянскому языку и церковному пению. На заочное обучение принимают без экзаменов и без ограничения по возрасту по рекомендации епархиального архиерея.

Длительность обучения в семинарии составляет 4 года, в некоторых заведениях учащегося принимают на первый курс только после освоения годичной подготовительной программы. В магистратуре учатся 2 года, после чего пишут магистерскую диссертацию. Аспиранты обучаются 3 года в духовных академиях и получают кандидатскую степень, защитив научный труд.

«Вопиющих стереотипов у меня нет»

Ольга Юркова, журналист, журнал «Країна», Киев:

«На УПЦ, все-таки, сильно влияет Россия. У УПЦ КП — четко проукраинская позиция в вопросах конфликта Украины с Россией. В УПЦ чаще проводят службы и проповеди на русском языке. УПЦ нетерпима к другим конфессиям (не знаю, так ли это на самом деле, но стереотип такой есть). Я же, все-таки, прихожанка УПЦ, поэтому совсем уж вопиющих стереотипов у меня нет».

В РПЦ призвали “не искать подводных камней” в кадровых перестановках

В Московском Патриархате призвали “не искать подводных камней” в кадровых перестановках в руководстве ключевых церковных “ведомств” – Управления делами Московской патриархии и Финансово-хозяйственного управления (ФХУ), отметив, что речь идет о плановой работе и ротации кадров. Об этом заявил РИА Новости пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков.

Источники: РИА Новости, РБК, Православие.ру

Отзывы и реакция на сериал

Кинокритики, пресса

Кинокритик Роман Волобуев положительно оценил актёров сериала и крупные планы. Также Волобуев отметил важность того факта, что подобный авторский проект был показан широкой аудитории на Первом канале . В 2012 году в интервью на радио Эхо Москвы Роман Волобуев похвалил исполнительниц главных ролей Валентину Лукащук, Анну Шепелеву, Александру Ребенок .

Музыкальный критик Артемий Троицкий в своём отзыве сказал, что он «поклонник сериала „Школа“», и что «Школа» — это лучшее, что было создано на государственных телеканалах за всё постсоветское время. Он также назвал сериал «островком правдивости и достоверности» среди «океана фальши и лукавства» Первого канала .

Переводчик Дмитрий Пучков (Goblin) сказал, что телесериал отлично сделан и, что он «резко отличается от продукции подобного рода на нашем ТВ». Пучков отмечает, что создатели сериала знают свой предмет и владеют ремеслом .

По мнению кинокритика Василия Корецкого, сценарию сериала не хватает энергичности и изобретательности . Кинорежиссёр и сценарист Марина Разбежкина отметила операторскую работу в сериале, которая «только усиливает достоверность зрелища» .

По мнению медиаидеолога Марины Леско, в сериале нет агрессии и распущенности, в которых его обвиняют . Журнал Interview написал, что сериал «Школа» сделан от противного, где дружбу, например, «можно увидеть только в ссоре» .

Официальные лица

Владимир Путин во время посещения Чувашского государственного университета в День студента заявил, что сериал показывает точку зрения авторов и что проблемы, поднятые в сериале, сейчас актуальны .

Вскоре после начала показа сериала на заседании правительства Москвы глава департамента образования Москвы Ольга Ларионова выступила против показа на Первом канале сериала «Школа» .

Также против показа сериала выступили заместитель министра культуры Пензенской области Кирилл Застрожный , депутаты Ульяновска , Волгограда , депутаты Рязанской областной думы, члены заседания Общественного совета при Законодательном собрании Краснодарского края по этике и нравственности, Министерство образования и науки Амурской области .

Опрос в группе ВК Культура 2000-х ❗

Андрей Фурсенко, министр образования и науки Российской Федерации сказал, что показанное в сериале — это «полуправда», и что «не вся наша школа такая» .

Фильм подвергли критике некоторые депутаты Государственной думы РФ, в числе которых Тамара Плетнёва и Ирина Яровая. Депутат Владислав Юрчик на пленарном заседании Госдумы назвал «Школу» «спланированной диверсией против наших детей и молодёжи». Кроме того, негативно о сериале отозвался губернатор Омской области Леонид Полежаев .

Глава Рособразования Николай Булаев после просмотра второй серии «Школы» назвал увиденное «своеобразной концентрацией негатива» и выразил мнение, что начинать говорить о школе в Год учителя показом данного сериала на Первом канале неправильно.

Религиозные деятели

Официальные представители РПЦ МП дали оценку сериалу. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что в гротескной форме этот сериал «показал нам, что происходит с нашими детьми и молодёжью», и отметил в связи с этим важность преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики .

Протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что в сериале отсутствует моральная оценка происходящего в фильме. Глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда заявил, что любое художественное произведение не может быть талантливым, если оно «является всего лишь зеркалом» .

Общественность

Заслуженный учитель России, член Общественной палаты РФ, директор московского Центра образования № 548 Ефим Рачевский назвал сериал «абсолютной чернухой про учителей» и сказал, что после просмотра ему «не захотелось быть учителем» .

Против показа сериала выступили директора школ Саратова , учителя Камчатки , Кубани и Урала .

Победитель конкурса «Учитель года—2007», преподаватель математики московской школы № 2030 Анна Мехед в интервью РИА Новости сказала, что после просмотра второй серии «Школы» получила «только отрицательные эмоции» .

1991 год

Отдел начал работу в помещениях Высоко-Петровского монастыря, тогда еще занятого светскими организациями, и в прилегающих к нему зданиях в условиях финансовой необеспеченности, недостатка образованных педагогов из священников и мирян, отсутствия самой концепции развития православного образования.

Одним из первых сотрудников Отдела стал протоиерей Глеб Каледа, прослуживший здесь до своей кончины 1 ноября 1994 года.

1992 год

Впервые было заключено соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью в лице ОРОиК и Министерством образования Российской Федерации.

Состоялась первая педагогическая конференция, организованная Отделом.

Был издан первый сборник примерных программ для воскресных школ «Закон и заповеди Божии».

Учрежден Российский православный институт святого Иоанна Богослова, ректором которого стал игумен Иоанн (Экономцев), бывший тогда председателем Отдела.

1993 год

Патриархом Алексием II издан указ о создании при епархиальных управлениях отделов по религиозному образованию и катехизации.

Заключено соглашение о сотрудничестве между Синодальным отделом и Департаментом образования г. Москвы.

Организованы I Международные Рождественские образовательные чтения.

При отделе создан Центр сщмч. Иринея Лионского по противодействию тоталитарным сектам.

Издана Концепция православного дошкольного образования.

1994 год

Священным Синодом принято решение о создании при епархиальных управлениях отделов по религиозному образованию и катехизации.

Епархии начинают заключать соглашения о сотрудничестве с местными органами образования и с областными администрациями.

Международные Рождественские образовательные чтения впервые возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви.

При Отделе создан методический кабинет для оказания методической помощи и курирования деятельности православных гимназий.

К Архиерейскому Собору организована Межъeпархиальная образовательная выставка с целью обмена опытом в деле религиозного просвещения.

Совместно с Министерством образования РФ в стенах Московской духовной академии проведено первое совещание ректоров трех московских высших учебных православных заведений с ректорами педагогических вузов России.

В Москве действуют 80 воскресных школ, 21 православная гимназия.

Архиерейским Собором в его определении «О задачах Русской Православной Церкви в сфере религиозного образования» сформулирована стратегия развития религиозного образования Церкви на ближайшие десятилетия.

1995 год

При Отделе функционируют семинары для законоучителей и преподавателей по различным предметам (русского и церковнославянского языков, истории, естественнонаучных дисциплин).

1996 год

При методической поддержке ОРОиК в государственных школах Курской области распоряжением губернатора введено преподавание предмета «Основы православной культуры».

Для консолидации православных педагогов при поддержке Отдела во многих епархиях Русской Православной Церкви прошли научно-практические конференции и образовательные чтения, организованные епархиальными управлениями совместно с местными областными администрациями и образовательными учреждениями.

Читать еще:  Православная общественность России собирается строить на Кубе русский храм

1997 год

Архиерейский Собор в своих итоговых документах одобрил деятельность Отдела религиозного образования и катехизации, отметив важность православного образования и воспитания в государственных школах, высших учебных заведениях, техникумах и детских садах в рамках соблюдения принципа добровольности.

Создан Совет директоров православных образовательных учреждений общего и дополнительного образования.

Начали работу катехизаторские курсы во имя сщмч. Фаддея Тверского для подготовки и переподготовки церковных педагогов и учителей Закона Божия для воскресных школ Москвы и Московской области, а также преподавателей по предмету «Основы православной культуры». Среди преподавателей курсов — протоиерей Александр Геронимус, протоиерей Лев Шихляров, протоиерей Владислав Свешников, профессор В.Л. Махнач и другие известные ученые и богословы.

В Нижнем Новгороде состоялся I Всероссийский съезд катехизаторов.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II Российским детским фондом при участии сотрудников ОРОиК начато издание православного журнала для детей и юношества «Божий мир».

1998 год

Начало издания Информационного вестника ОРОиК.

1999 год

Заключение договора о сотрудничестве между Министерством образования РФ и Русской Православной Церковью.

Создание Координационного совета по взаимодействию Министерства образования РФ и Московского Патриархата.

Священным Синодом утверждено разработанное Отделом Положение о епархиальном отделе религиозного образования и катехизации.

Указом патриарха Алексия II утверждены разработанные ОРОиК Положения о церковно-приходской воскресной школе и об аттестации учителей закона Божия для епархии г. Москвы.

Проведена первая ежегодная Московская конференция «Проблемы воскресных школ».

2000 год

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял ряд документов, в которых уделено большое внимание религиозному образованию. Отмечена важность создания при каждом монастыре и приходе различных образовательных структур, прежде всего воскресных школ. В определениях Собора подчеркивается необходимость утверждения права верующих детей и их родителей на получение общедоступного религиозного образования, воспитания, получаемого в православной семье.

На Соборе приняты Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, где подчеркнуто, что Церковь полагает полезным и необходимым проведение уроков христианского вероучения в светских школах по желанию детей или их родителей, а также в высших учебных заведениях. В этих целях Церковь также создает православные общеобразовательные учебные заведения.

При Отделе создана Аттестационная комиссия работников православного образования.

2001 год

Синодальным отделом издан первый номер журнала «Православное образование».

2002 год

Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московского Патриархата принят Обязательный минимум по учебному предмету «Основы православной культуры».

Издано письмо Министерства образования РФ органам управления образованием субъектов РФ «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура».

2003 год

При Отделе создан Научно-методический экспертный совет по православному образованию, целью которого является рецензирование учебно-методической литературы по Закону Божию и Православной культуре.

Совместно с Московской епархиальной комиссией по церковному просвещению и воскресным школам проведен пастырский семинар «Проблемы воскресных школ».

2004 год

В Рождественских чтениях 2004 года, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Российских, приняло участие около 12 тысяч человек.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в своих определениях отметил необходимость улучшения работы в области религиозного образования.

Создан сайт Отдела — www.prokimen.ru.

Впервые организован и проведен Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира».

2006 год

С 1 сентября 2006 года предмет «Основы православной культуры» преподавался в 15 регионах России в рамках регионального компонента образования (в 11 184 общеобразовательных школах России).

В Центральном федеральном округе впервые проводится конкурс «За нравственный подвиг учителя».

2007 год

При содействии Отдела Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ подготовлено и направлено в регионы «Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ и централизованной религиозной организации епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».

На общероссийской конференции «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся» принята разработанная при участии Отдела Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура».

Конкурс «За нравственный подвиг учителя» становится Всероссийским.

На XV юбилейных Международных Рождественских образовательных чтениях многим сотрудникам Отдела вручены награды Русской Православной Церкви.

Концепция курса «Духовно-нравственная культура» (в дальнейшем — «Основы религиозных культур и светской этики») направлена в Российскую академию образования для использования при разработке новых стандартов.

2009 год

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 года председателем Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви назначен епископ Зарайский Меркурий (Иванов) (журнал № 18).

При Отделе организована Комиссия по вопросам духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе.

Распоряжением патриарха Кирилла епископ Меркурий введен в состав редакционного совета по написанию учебника «Основы православной культуры» для средней школы.

Епископ Меркурий введен в состав Совета Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам.

2 августа Президент России направил поручение Правительству РФ о подготовке введения (в 2010 году в 18 субъектах РФ, а с 2012 года — во всех субъектах РФ) в общеобразовательных учреждениях предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

29 октября распоряжением Правительства России создан Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

Отдел принимает участие в организации и проведении II Всероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры.

Начал работу новый официальный сайт Отдела: http://www.otdelro.ru .

2010 год

31 марта в школах 19 субъектов Российской Федерации начинается апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», одним из компонентов которого является предмет «Основы православной культуры». К концу 2010 года в апробации участвует уже 21 регион.

На Рождественских чтениях впервые в отдельное направление выделена тема «Катехизация и Таинства Церкви».

По благословению патриарха Кирилла начата работа по созданию полного реестра православных образовательных учреждений для мирян.

При Отделе создана Комиссия по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях.

Начинается выпуск телевизионной программы «Православное образование» (транслируется на канале «СОЮЗ» и местных телекомпаниях; с декабря 2010 года — на официальном видеоканале Русской Православной Церкви на видеохостинге Youtube).

Разработан проект документа «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви».

В Комиссию Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения переданы разработанные в Отделе проекты Положения и Стандарта программы подготовки работников сферы катехизации.

2011 год

Международные Рождественские образовательные чтения впервые состоялись в новом формате. Их позитивное значение и важность поднятых тем отмечены на заседании Священного Синода.

На прошедших в 2011 году XIX Международных Рождественских образовательных чтениях патриарх Московский и всея Руси Кирилл определил основной вектор работы Отдела на предстоящий год. Этот год станет «годом стандартизации» — будет продолжаться работа по разработке стандартов не только для детских садов и школ, но и для воскресных школ, катехизаторских курсов.

2015 год

22 октября 2015 года была утверждена новая редакция устава отдела [1]

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Иеродиакон и архидиакон

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется «архидиакон».

Иеромона́х

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Игумен (игуменья)

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Архимандри́т

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Епи́скоп (надзирающий)

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Митрополит

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Патриарх

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector