1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Христианское вероучение в документах

Христианское вероучение в документах

Христианское вероучение в документах запись закреплена

Дорогие друзья! Теперь вы можете нас поддержать и помочь проекту. Мы будем признательны за любую сумму, присланную вами.

Номер Яндекс-кошелька 410017354338475

С уважением и благодарностью,
руководство группы.

Спасибо Михаилу Рослякову»> Патриарший храм Святого Мира — Агиа Эйрене. Место проведения I Константинопольского
(II Вселенского) Собора.

Курс «История Христианской Церкви» (ВШ «Вертоград»)

Полный комплект по курсу Истории Христианской Церкви известного учебного пособия разработки воскресной школы «Вертоград».

Сведения

Этот курс расчитан на учащихся в возрасте 12-13 лет. Это уже не младшие школьники, безоговорочно доверяющие всей информации, получаемой от родителей и учителей, многое из узнаваемого они подвергают сомнению. Насколько правдиво все то, что написано в Евангелии? Лучшим доказательством истинности новозаветных событий является их продолжение во времени, не прекращающееся и по сей день. Как говорил мудрый учитель апостола Павла Гамалиил, «если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить» (Деян. 5:38,39). История распространения христианства явилась великолепным доказательством того, что «это предприятие было не от человеков, но от Самого Бога». Вот почему, по мнению авторов курса, необходимо продолжение новозаветной истории курсом церковной истории. И особенно необходимо такое продолжение именно в указанном возрасте переоценки всего услышанного когда-то.

Комплект включает в себя рабочую тетрадь для учащихся, конспект учителя, сборник тестов, а также сопроводительные материалы.

Смотреть ученическую тетрадь

Смотреть конспект учителя

Год появления 2010

Страна происхождения РФ

Составитель Захарова Л.А.

Данные для воскресной школы

Возраст Средний школьный

Целевая аудитория Воцерковленная (воскресная школа)

Дисциплина История Христианской Церкви

Данные имеющегося файла

Состав комплекта Рабочая тетрадь для учащихся, конспект учителя, книга с тематическими тестами, описание курса

Формат Архив rar с документами формата pdf и doc

Размер 19,1 МБ

Оставлять комментарии могут только участники Воскрески

В основе жизни православного человека лежит соблюдение базовых моральных, этических и религиозных принципов. Они перечислены в ветхозаветной книге Исход:

1. Я Господь, Бог твой , Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно ; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою , чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

7. Не прелюбодействуй.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего ; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Моисей приносит 10 заповедей

Ряд заповедей нуждаются в пояснениях, и рядом комментаторов понимаются по-своему. Например:

  • кто такой кумир — авторитет или идол?
  • не убивать вообще никого или только людей?
  • работать нельзя именно по субботам или главное выделять время для Бога?

Лучший выход здесь — прислушаться к голосу сердца, а не доверяться чужому мнению, поскольку перед Богом каждый отвечает сам за свои поступки.

Познание Творца мира

Важно отметить, что этот принцип отвергает идею природного начала мира и провозглашает его сверхприродным. Если боги античного мира являлись частью природы, то христианский Бог стоит вне её и над ней. В богословии для выражения этого понятия используется термин «трансцендентный Бог». В данном случае из природы изымается всякое активное творческое начало и полностью передаётся Богу. Он вечен, неизменен, является источником всего сущего в мире и ни от кого не зависит.

Несмотря на то что христианский Бог непознаваем, он тем не менее открывает человеку то, что тот способен вместить в своём сознании. Происходит это через тексты Священного Писания, толкование которых является основной задачей богопознания. Основные принципы средневекового мировоззрения строились на том, что всё сотворённое Богом хорошо и совершенно, как совершенен сам Творец. Отсюда вытекало следствие ― зло не создано Богом и не является сущностью, а лишь принимает его образ. Следовательно, миром правит добро, и это вселяло надежду на торжество добра, делая христианство оптимистичным по своей сути.

История Христианской Церкви. Программа для воскресной школы

Основная ступень воскресной школы. 6 класс (12-13 лет)

Скачать образец Рабочей Тетради «История Христианской Церкви» (избранные уроки)

Учебно-тематический план

1. Книга Деяний. Обращение Савла.
2. Чудеса, совершенные Петром.
3. Начало крещения язычников. Апостольский Собор в Иерусалиме.
4. 1 Миссионерское путешествие Павла.
5. 2 Миссионерское путешествие Павла.
6. 3 Миссионерское путешествие Павла.
7. Павел в Риме.
8. Апостольские Послания. Соборные послание Иакова, Петра, Иоанна.
9. Послания апостола Павла. Павел о любви в 1Кор 13:1-7 О пастырских посланиях. Наставления мужам и женам.
10. Откровение Иоанна. «Се, стою у двери и стучу. » «Новое небо и новая земля».
11. Успение Божией Матери.
12. Всеобщее гонение на христиан. Нерон, Диоклетиан. Разрушение Иерусалима.
13. Прекращение гонений. Воздвижение Креста Господня. Константин Великий.
14. Новые враги христианства. Юлиан Отступник.
15. 1 Вселенский Собор. Святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский.
16. 2 Вселенский Собор. Григорий Богослов. Василий Великий.
17. Христианская Церковь в 4 веке. Иоанн Златоуст.
18. Церковь в 7 веке. Страдания от Хозроя. Магометане.
19. Иконоборчество. 7 Вселенский Собор. Иоанн Дамаскин.
20. Просвещение славян. Святые Кирилл и Мефодий.
21. Крещение Руси.
22. Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона.
23. Мученики в Орде. Михаил и Феодор Черниговские. Роман Рязанский.
24. Преподобный Андрей Рублев.
25. История иконы. Иконография Спасителя.
26. Рассказ о своем святом. Самостоятельная работа.

Пояснительная записка

К этому курсу подходят учащиеся в возрасте 12-13 лет. Это уже не младшие школьники, безоговорочно доверяющие всей информации от родителей и учителей, многое из узнаваемого они подвергают сомнению. Насколько правдиво все то, что написано в Евангелии? Лучшим доказательством истинности новозаветных событий является их продолжение во времени, не прекращающееся и по сей день. Как говорил мудрый учитель апостола Павла Гамалиил, «если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить» (Деян. 5:38,39). История распространения христианства явилась великолепным доказательством того, что «это предприятие было не от человеков, но от Самого Бога». Вот почему, на наш взгляд, необходимо продолжение новозаветной истории курсом церковной истории. И особенно необходимо именно в этом возрасте переоценки всего услышанного когда-то.

Первый урок этого курса мы посвящаем знакомству с книгой «Деяний Апостольских», говорим об ее авторе, о содержании. Надо сказать, что в конце предыдущего курса Новозаветной истории мы уже обращались к этой книге, когда читали о событиях Пятидесятницы, жизни первых христиан и первых гонениях от иудеев (мученичестве перводиакона Стефана). Курс этого года начинается с истории обращения Савла — будущего первоверховного апостола. В семь уроков, посвященных «деяниям апостольских» выбраны основные моменты: Апостольский Собор в Иерусалиме, Миссионерские путешествия Павла. Основная задача курса совпадает с главной целью самой книги Деяний — нарисовать картину, «как Церковь Христова, утвердившись среди иудеев в Палестине, согласно предсказанию Самого Господа, при упорном неверии главной массы иудейского народа, перешла потом в мир языческий и постепенно распространилась в Малой Азии и южной Европе». [1]

Апостольские послания конечно сложны для восприятия 12-13-летними школьниками, но совсем исключить их из курса мы посчитали невозможным. Один урок мы посвящаем самому понятию «послания апостольские» и соборным посланиям, и один урок — посланиям Павловым. Рабочие Листы этих двух уроков представляют собой оформленные в виде свитков бланки с пустыми строчками и ссылками на отрывок, который мы предлагаем законспектировать.

Важно, чтобы эти цитаты были небольшие, но запоминающиеся.

Из посланий Иоанна — цитаты о том, что «Бог есть любовь»:

  • 1Ин 4:9 «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него»
  • 1Ин 4:16 «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».
  • 1Ин 4:20 «. не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»

Из посланий Иакова:

  • о терпеливом перенесении искушений (Иак 1:12),
  • о подтверждении веры делами (Иак 2:14-24),
  • о необходимости молиться всегда (Иак 5:13).

Из посланий Петра — призыв христиан к святости на том основании, что они «искуплены драгоценною Кровию Христа, как непорочного Агнца» (1 Пет 1:19)

Из посланий Павла помимо непременных цитат о любви, мы посчитали необходимым дать юношеству наставления в благочестии от самого апостола, тем более что наши пожелания воспитанникам полностью совпадают с апостольскими. Мы, также как и апостол, желаем, чтобы наши юноши «произносили молитвы, воздевая чистые руки без гнева и сомнения»; а наши девицы «в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию». (1Тим 2:8-10)

Читать еще:  Христианские лидеры Индии протестуют против "возвращения" христиан в индуизм

Апостольскими посланиями заканчивается непосредственное знакомство со Священным Писанием, дальнейшие уроки истории христианства позволят учащимся прикоснуться к богатейшей сокровищнице Церковного Предания. Это опять же актуально в наше нелегкое время, когда многочисленные протестантские конфессии, провозглашая принцип «Только Писание» и неизбежно создавая при этом свое предание, обвиняют православных в отрыве от Библии.

На наш взгляд, подросткам следует быть готовым к тому, что какой-нибудь проповедник пожелает посеять сомнение в их юных душах заявлением о том, что, допустим, сведений об успении Божьей Матери в Библии нет. Этот вопрос не смутит их, если они будут знать, что жизнь Церкви, основанной Господом нашим Иисусом Христом, не ограничена рамками Библии, хотя, несомненно, продолжается строго в духе Священного Писания и отсекает от себя все, несоответствующее этому духу. Понятия «Писание» и «Предание» уже рассматривались в начале курса Нового Завета, и учащиеся знают, что основания для двунадесятых богородичных праздников Церковь находит в Священном Предании. Курс Церковной истории расширяет знакомство с Преданием. Несколько уроков посвящено истории гонений, жития святых мучеников — тоже часть Церковного Предания.

Следующий большой пласт Предания — история Вселенских Соборов. Мы посчитали бессмысленным давать 12-13-летним детям для запоминания даты Соборов и догматические вопросы, обсуждаемые на них. Мы обозначаем общую причину созыва Соборов — появление у Церкви внутренних врагов — еретиков, сменивших врагов внешних — язычников. А разговор о каждом конкретном Соборе решили связать с наиболее яркой личностью участника Собора. I Вселенский Собор — это знакомство со святителями Николаем Мирликийским и Спиридоном Тримифунтским; II Вселенский Собор — Григорием Богословом и Василием Великим, VII Вселенский Собор — Иоанном Дамаскиным. Рабочие Листы этих уроков представляют собой краткие конспекты жития этих основоположников христианского вероучения, поделенные на абзацы. Учащимся предлагается озаглавить каждый абзац и таким образом выделить основные моменты жизни святого.

Пять уроков посвящены истории Русской Церкви. Неотъемлемыми являются темы «Просвещение славян святыми Кириллом и Мефодием», «Крещение Руси». Помимо них нами включены в курс: одна тема, знакомящая старшеклассником с памятником древнерусской письменности — «Словом о Законе и благодати митрополита Илариона», одна тема, посвященная иконописи Андрея Рублева и одна тема, посвященная нашим соотечественникам, пострадавшим за веру в Орде. Последний урок Церковной истории посвящен христианскому искусству — истории иконы.

В завершении курса мы предлагаем учащимся написать рассказ о своем святом покровителе, обратить внимание на то, в какой момент церковной истории он совершал свое христианское житие, каким именно опытом богообщения он пополнил сокровищницу жизни Церкви в Духе Святом.

Адрес храма: 142290 г.Пущино Московской обл. ул. Михайловский спуск д.1-2 тел +74967731641

Проезд из Москвы: от ст. метро «Южная» авт. № 359 «Москва — Пущино» или с Курского вокзала до ст. «Серпухов», далее авт. № 26 до г. Пущино

Благочиние

  • Cтатьи о христианстве и не только
  • Вера

Отче! Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.
(Ин. 17,17)

Происхождение догматов

В апостольские времена словом «догмат» обозначалось вообще все христианское учение — догматическое и нравственное, но с развитием богословской мысли этот термин стал пониматься более конкретно.

В IV веке святитель Кирилл Иерусалимский пишет «Катехизические поучения», где раскрывает истины Символа веры, а также учение о главных церковных таинствах. В это же время святитель Григорий Нисский создает «Большое огласительное слово» – важный опыт системного догматического изложения.

В V веке блаженный Феодорит Кирский пишет «Сокращение (сокращенное изложение) Божественных догматов».

На Западе, приблизительно тогда же, блаженный Августин составляет «Руководство для Лаврентия», напоминающее катехизис.

Но, несомненно, лучшим произведением I тысячелетия, где глубоко и точно раскрыто христианское вероучение, заслуженно считается трактат преподобного Иоанна Дамаскина «Источник знания», и конкретно, третья часть этой книги – «Точное изложение православной веры».

С IV века восточные отцы Церкви стали именовать «догматами» не все содержащиеся в Откровении истины, а лишь относящиеся к области веры. Так, святитель Григорий Нисский разделяет содержание собственного учения на «нравственную часть и на точные догматы».

Греческое слово «догма» с ударением на первом слоге, женского рода вошло в русский язык и в просторечии имеет отрицательный оттенок чего-то застывшего и безжизненного (так же как и слово «догматический»).

Слово «догмат» мужского рода с ударением на втором слоге восходит к славянским богослужебным текстам:

«Яко царское украшение Церкви, Василия вси восхвалим, догматов сокровище нескудеемо»; «Празднует днесь Церковь честное торжество учителей триех, ибо тии утвердиша Церковь божественными своими догматы»

Догмат — слово греческое; оно означает непреложную истину, принимаемую на веру и общеобязательную для христиан (от греч. dogma – «закон», «правило», «постановление»).

С течением времени в догматических системах Востока и Запада этим словом стали обозначать, как правило, только те вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских Соборах и получили соборные определения или формулировки.

Догматы — это решения Вселенских Соборов по различным вопросам веры. Догматы, по большей части, называются определениями, потому что они проводят границу между истиной и заблуждением, между болезнью и здравием. Они являются достоянием всей Церкви как выработанные ее соборным разумом.

Догматические определения выражают откровенную истину, определяют жизнь Церкви. Следовательно, с одной стороны, они являются выражением Откровения, а с другой — служат целительным средством, ведущим человека к общению с Богом, к цели нашего существования.

Догматы — богооткровенные истины, содержащие учение о Боге и Его Домостроительстве, которые Церковь определяет и исповедует, как неизменные и непререкаемые положения православной веры. Характерными чертами догматов являются их вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность.

Опыт Церкви

Опыт Церкви шире и полнее догматических определений. Догматизировано только самое необходимое и существенно важное для спасения. Остается еще немало таинственного и нераскрытого в Священном Писании. Это обуславливает существование богословских мнений. Мы их встречаем в творениях отцов Церкви и в богословских сочинениях. Богословское мнение должно заключать в себе истину, как минимум, непротиворечащую Откровению.

Богословское мнение не является общецерковным учением, подобно догмату, но является личным суждением того или иного богослова.

Христианство не ограничивается нравственным учением. Евангелие не является одним из сборников моралистических предписаний. Мораль, даже самая высокая, сама по себе не дает сил для исполнения ее требований. Лишь при содействии благодати Христовой человек может стать поистине нравственным человеком, который творит добро «чисто» «. Без Меня не можете делать ничего», — говорит Спаситель (Ин. 15, 5).

Догматические определения Православной Церкви приняты на Семи Вселенских соборах, отражены в Никео-Константинопольском Символе веры и обладают непреложным авторитетом.

Под догматами ныне понимаются вероучительные истины, которые обсуждались и утверждались на Вселенских Соборах.

Догматические соборные определения Православия обозначаются греческим словом «орос» (oros). В буквальном смысле оно означает «предел», «границу».

Используя догматы, Церковь определяет человеческий ум в истинном Богопознании и ограничивает его от возможных ошибок.

Наличие строгого и отчетливого вероисповедного сознания — характерная черта и преимущество Православия. Эта особенность церковного учения восходит уже ко временам апостольской проповеди. Именно апостолам принадлежит первое употребление слова «догмат» в значении вероучительного определения. «Проходя же по городам, они передавали верным соблюдать определения (греч. — ta dogmata), постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме»,- свидетельствует св. Евангелист Лука (Деян. 16:4). У апостола Павла в посланиях к Колоссянам (Кол. 2:14) и Ефесянам (Еф. 2:15) слово «догмат» употребляется в значении христианского учения во всей полноте.

Принятие догматов не означает введения новых истин. Догматы всегда раскрывают изначальное, единое и целостное учение Церкви применительно к новым вопросам и обстоятельствам.

Православные догматы

По словам св. Максима Исповедника Божественные догматы Православия могут быть сведены к двум основным. «Предел Православия есть чисто ведать два догмата веры, – Троицу и Двоицу»,- указывает св. Григорий Синаит. Почитание неслиянной и нераздельной Пресвятой Троицы, единого Бога в трех Лицах, в Котором Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как в целом учат святые Отцы, есть якорь христианского упования. Почитание Троицы необходимо связывается с почитанием Двоицы, то есть исповеданием Сына Божия Иисуса Христа в едином Лице, двух естествах и волях, божественной и человеческой, неслиянно и нераздельно соединенных.

«Сказанное об этом в Евангелии слово можно разуметь так, — учит св. Григорий Синаит. — Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога в трех ипостасях, и посланного Тобою Иисуса Христа в двух естествах и хотениях (Ин. 17, 3)».

Так как предметом догматики являются вечные догматические истины Святого Откровения, свидетельствующего о Боге в Самом Себе и о Боге в Его отношении к миру и человеку, то она соответственно делится на две части, каждая из которых имеет свои подразделы.

Первая часть рассматривает Бога в Самом Себе, вторая — в Его отношении к миру и человеку. Согласно этому, в первую часть входят догматы о бытии Бога, о качестве и степени богопознания, о Божием существе и Его свойствах, о единстве Божия существа и о Святой Троице.

Вторую часть составляют догматы о Боге как Творце мира, о Боге как Промыслителе, о Боге как Спасителе, о Боге как Освятителе и о Боге как Судии.

Основные догматы православия следующие:

  • Догмат о Пресвятой Троице
  • Догмат о грехопадении
  • Догмат об Искуплении человечества от греха
  • Догмат о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа
  • Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа
  • Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа
  • Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде
  • Догмат о единстве, соборности Церкви и преемственности в ней учения и священства
  • Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни
  • Догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа. Принят на IV Вселенском Соборе в — Халкидоне
  • Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе. Принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе
  • Догмат об иконопочитании. Принят на VII Вселенском Соборе в Никее

Отношение человеческого разума к догматам как вечным Христовым истинам определено отношением Самого Господа Иисуса к человеческому разуму в его греховной cущности.

Исходя из опыта Церкви, святоотеческого учения можно говорить, что догматы, лежащие в основании христианской нравственности, представляют единственно верный критерий оценки поступков и поведения разумной и свободной личности

Читать еще:  Участники пресс-конференции в Домжуре осудили нагнетание страстей вокруг кришнаитов

Чего вообще требует от каждого человека Господь Иисус Христос как условия следования за Ним?

Только одного: отвержения себя и взятия своего креста. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24; ср.: Мк. 8, 34; Лк. 14, 26–27; Ин. 12, 24–26).

Отвергнуться себя- значит отказаться от своей греховной личности, от своего «я». Человек достигает этого, если личным подвигом веры во Христа распинает в себе и вокруг себя грех и всё греховное; если умирает для греха и смерти, дабы ожить для безгрешного и бессмертного Господа нашего Иисуса Христа (см.: Кол. 3, 3–8; Рим. 6, 6. 10–13; Гал. 2, 19; 6, 14).
Библиография

starmidgard

«Выбирая Богов – мы выбираем судьбу»

Итак, каким образом церковь уничтожала языческое наследие?

В первую очередь, все церкви строили на бывших капищах, замещая старую веру христианством. Люди были привычны ходить на это место, и само то, что церковь стоит, и ничего с ней не происходит было для них показателем силы христиан.
В древнем мире люди верили, что божество само может себя защитить. Когда они видели мирно стоящую церковь, видели, как обошлись с идолами, и что после этого ничего не произошло, они поневоле начинали сомневаться.

Следующим моментом было уничтожение волхвов и жрецов. Волхвов отлавливали и казнили. В любом случае, христианская церковь являлась организацией, которая просто подавила попытки самоорганизации у волхвов в основном насильственным путём, опираясь на дружину.

Князь Глеб зарубает волхва топором. Летописец плохо представлял одежды волхва.

Но победить язычество было нереально, так как вера была продолжением традиций и быта. Поэтому церковники стали не запрещать быт, а просто накладывать свою веру на традиционный уклад. Подстраивали календарь под праздники, делали пояснения и подмены святых. По сути, говоря, нынешняя РПЦ — гремучая смесь традиционных верований подстроенных под христианство и самого христианства.

Так многие святые стали выполнять функции, которые до этого выполняли боги. К примеру, стали почитать святого Власия. В Новгороде поставили церковь Власия на месте капища Велесу. Мне не кажется странным созвучие имён. Пророк Илья стал заменять Перуна, Параскева Пятница заменять Макошь. Богородица обзавелась атрибутами Лады, к примеру, «волшебным» поясом. Таким хитрым извращением идей старой веры, христианство затягивало людей в свои сети.

Вышивка с Мокошью слева, Деревянная святая Параскева Пятница 16 века справа.

Ещё церковь стала активно плодить святых. Стали появляться «героические» жития святых, которые создавали «эффект присутствия» христианства на руси. Многие святые были просто созданы из существовавших в то время людей: Борис, Глеб, Владимир, различные попы. Позже христиане сделали святыми и различных представителей язычества. Сравните философа Гипатию Александрийскую и святую Екатерину Александрийскую (только в случае Екатерины добавили больше мучений), подобных примеров еще много.

Кроме того, стали повсеместно использовать иконы, которым оказывали почести, жгли свечки вместо огненного жертвоприношения, и складывали требы подобно до этого к идолам. Так со временем иконы переняли функции идолов и кумиров. Сейчас молятся каждой иконе отдельно, отдельной молитвой и с разными целями.

Да и толковые, образованные священнослужители действовали «ради дела», а не ради личной славы. Они советовались между собой и предпринимали различные хитрости, что отражено в письмах епископов того времени.

Детей из лучших родов отдавали учиться грамоте, где естественно преподавался и закон божий неокрепшим мозгам.

Кроме того, дружина в то время была чем-то вроде поп-идолов. Молодёжь хотела им соответствовать и поэтому тоже шла в христианство.

А завоевания христианских князей, постепенно распространяли христианство и на другие племена. Несогласных просто убивали.

Подобная схема навязывания веры была отработана ранее на других народах. Поэтому она была комплексно применена в отношении Руси.

Причины ослабления Старой Веры на Руси.

Их много, но я постараюсь привести основные с моей точки зрения.

Мы не будем рассматривать магические воздействия, чтобы не влезать в дебри. Несомненно они были и требуют отдельной статьи.

Я специально повторил многим известные истины, чтобы обсудить причины, по которым язычество того времени не смогло бороться с христианством.

Когда праславяне «путешествовали» — у них была одна общая вера. Не было особых различий между родами. Все верили в Рода и Богов. Но, когда племена стали вести оседлый образ жизни у них стали появляться различия в пантеонах, увлечения культами отдельных богов, которые разделяли их между собой. И ослабили старую веру.
С появлением центров и государства, процесс обращается вспять, и…
Тут приходит христианство.

Итак, системные причины, по которым вера предков не смогла противостоять христианству:

Первая причина — недостаток носителей информации и правильной подачи. В данном случае носителями являются не только тексты, но и священнослужители. Дело в том, что традиция передавалась в большинстве своём устно, как у индусов. Жрецы в большинстве были местные, обычно это были старейшины в деревнях или в городах. Кроме этого были жрецы, которые путешествовали по селениям (волхвы). Путешествующие жрецы гадали, проводили различные обряды и распространяли информацию. Естественно, когда волхв уходил, всё возвращалось на круги своя. Новости и идеи распространялись медленно. С другой стороны в городах происходило взаимопроникновение культур и идей. И часто, в городах и в глухих деревнях были разные мысли. Новые идеи не могли распространиться на деревни, т.к. не хватало возможностей. Так получалась неразбериха. Единственным критерием распространения идеи был авторитет человека. Христиане первым делом уничтожили волхвов и капища, чем прервали обучение и распространение информации.

Вторая причина — отсутствие организации у представителей старой веры. В более древние времена не было необходимости в сложной организации, в связи с тем, что вера была частью и продолжением культуры и быта нашего народа. Кроме того у каждого племени были свои служители и свой взгляд на божественное. А ещё сказывается появление расслоения общества на сословия и его последствия. Устанавливаются семьи купцов, появляется дружина профессиональных воинов, деревни ремесленников. И в связи с этим появляются местечковые увлечения богами покровителями.
Но когда у славян появляются центры вроде Киева и Новгорода, появляются обширные связи между племенами и с соседними народами посредством торговли. Подходит такое время, когда становится необходима организация, но она не успевает быть создана.

Третья причина — понятия о свободе у славян, которые позволяли другим право на свою веру. Так люди морщились, но мирились с христианами. Так современные христиане морщатся, но мирятся с мусульманами. Так тихой сапой, идея христианства на Руси захватывала новые и новые умы вплоть до крещения.

Это лишь часть причин, которые оказали влияние на проникновение христианской церкви на Русь. Я считаю их основными.

Как обычно, я не просто так поднял тему. Хочу провести сравнение с нашим временем.

Что мы имеем сейчас? Примерно то, что и тогда. Даже князя «Владимир» звать.

Разобщённые группы по всей России. Общины — у каждой свой пантеон и набор идей. Нет ни центра, нет и достойных личностей, чтобы за ними могли все объединиться. Всё это распугивает людей и мешает объединению больше, чем различные политические взгляды. Взгляды можно хоть обосновать, а непонятные догматы — нет.

В общем, не хватает славянских богословов, которые могли бы разъяснить вопросы и организовать идею на должном уровне. Древние идеи родной веры более чем современны. Они как плодородное поле, на котором из идей-семян может взрасти наше величие. Важно не дать ему зарасти сорняками с чужеродных грядок.

Не хватает организации. Имея организацию можно было бы общими усилиями решать многие вопросы, организовывать мероприятия, освещать свою деятельность в прессе. Вполне можно сделать, что-то вроде синтоизма, чтобы обеспечить общинам разные пантеоны. Или же всех привести к одному знаменателю. Или.. Но это тоже отдельный разговор.

А что касается учений, которые есть, в большинстве своём они являются «франкенштейнами религий мира» и не проходят проверку мировоззрения человека старой веры. А лидеры этих учений, только популяризаторы, но никак не вожди. Ими движут различные причины от материальных, до психических. Но никак не стремление к объединению. Они устоялись в своих взглядах, и не способны допустить, что в чём-то ошиблись. Ведь они изначально заявили, что их взгляд — единственно верный.

С нашей стороны мы можем лишь собирать крохи информации из всей охапки различных идей, что высыпали на нас «новые волхвы». Будем блюсти мудрость предков — здравомыслие. И избегать ошибок прошлого. Глядишь, что-то и получится
Для большинства людей того времени христианство сводилось к умению креститься и знанию символа веры. Спросите у знакомых христиан символ веры, для смеху.

Многие люди предпочли притвориться христианами. Они и внесли старые идеи в новую веру.

Христианство в искусстве

Христианство – наиболее часто изображаемая религия в искусстве. Ей посвящены тысячи книг, фильмов, скульптур, картин. Самой известной частью в искусстве являются православные иконы. Католичество изображает апостолов и святых в виде статуй и картин. Во многих храмах по всему миру можно увидеть фрески, расписанные всеми красками. Собор святого Петра в Риме является самым распространенным образцом католичества – в нем собраны многие шедевры культуры и искусства христианства, созданные именитыми мастерами. В России почитаются иконы, созданные рукой художников-иконописцев, например, Андрея Рублева.

Данная религия наиболее распространена в европейских странах. С течением времени она претерпела изменения, но суть осталась та же – поклонение Богу, Богоматери, Святому духу. В некоторых странах влияние католической церкви до сих пор довольно сильно – к ним можно отнести Италию, Испанию, Португалию. В других оно потеряло свою значимость и уступило место протестантству и другим ответвлениям – это скандинавские страны, Великобритания (как не вспомнить короля Генриха VIII, который, не получив развод от Папы Римского, разорвал отношения с Ватиканом и установил новую религию – англиканство), Нидерланды, Германия. Православие также довольно распространено – в России, Сербии, Греции, Болгарии, Румынии. Когда-то на территории Европы происходили ожесточенные бои за верховенство той или иной церкви, теперь каждый может придерживаться той религии, которая ему нравится и отвечает его духу.

Русская Православная Церковь разрабатывает квест по мотивам христианского вероучения

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и .

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе.

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об.

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi.

Основа веры:

  • Христианство
  • История Христианства
  • История течений
  • Признанные Святые
  • О святынях
  • Новости

Авторизация

Партнеры

Христианское богословие

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до.

Христианство

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св.

Христианское богословие (учение о Боге, теология) — это система обоснования и защиты христианского учения о Боге, его сущности, качествах, признаках и свойствах, комплекс доказательств божественности и истинности христианской догматики, нравственности, установлений и правил жизни для верующих и духовенства. Она включает доказательства боговдохновенности Священного писания и божественной сущности церкви, а также ряд практических дисциплин, связанных с проведением богослужения и проповедческой деятельности.

Основы христианского богословия закладывались в начале новой эры в борьбе с многочисленными еретическими учениями в самом христианстве и враждебной христианству мудростью язычников . Первоначально оно было апологетическим, доказывающим преимущества новой веры, изобличающим ереси и излагающим основы христианского учения. После вселенских соборов, сформулировавших основные догматы христианства, богословие наряду с апологетикой и борьбой с ересями занималось раскрытием содержания христианского учения и его обоснованием. Виднейшим среди теологов того времени был Августин Блаженный, выдвинувший онтологическое доказательство бытия Бога (само понятие всесовершенного существа необходимо включает признак существования), детально разработавший учение о божественной благодати и о божественном предопределении.

Для всего средневековья было характерно абсолютное господство христианской теологии, в соответствие с которым приводилось содержание всех прочих областей знания и человеческой деятельности. Трудами виднейших представителей церкви были разработаны целые богословские системы, отличающиеся самым изощренным анализом теологических тонкостей. Официальным идеологом католической церкви был признан Фома Аквинский (13 в.), учение которого и сегодня является обязательным предметом во всех католических учебных заведениях. Он выдвинул пять доказательств бытия Бога: 1) все движущиеся вещи должны иметь первотолчок, источником коего может быть только Бог; 2) все явления имеют причину, что обусловлено наличием первопричины, которая и есть Бог; 3) всё случайно происходящее обусловлено лежащей в его основе необходимостью, которая и есть Бог; 4) всё бытие в мире представляет собой различные степени совершенства, что предполагает наличие абсолютно совершенного существа, которое и есть Бог; 5) наличие в мире целесообразности свидетельствует о наличии обусловливающей эту целесообразность силы, которая и есть Бог.

Богословие требовало, чтобы все данные познания, зарождающейся науки не противоречили, а подтверждали истины богословия, а философия была объявлена её служанкой . В области общественной жизни богословие защищала и обосновывала идею неизменности существующего порядка и богоустановленность поддерживающей его власти.

При этом христианское богословие в связи с происходившим разделением церквей никогда не было единым целым. Тем не менее, имеется некое общее содержание в различных христианских богословских системах, включающих набор дисциплин, которые излагают различные стороны вероучения и культа. Каждая такая система состоит из основного богословия, догматического богословия, нравственного богословия, аскетического богословии, экзегетики, литургики, пастырского богословия, гомилетики, патрологии, сравнительного богословия, церковного права и др.

Основное богословие, или христианская апологетика, излагает наиболее общие вопросы догматики, нравственности, происхождения и сущности религии, отношения богословия к религии, науке, философии. Этим она выполняет функцию введения в систему богословия.

Догматическое богословие считается важнейшим разделом теологии, в котором доказывается богоустановленность и истинность основных положений христианской веры, так называемых догматов. При этом сами догматы считаются вечными и неизменными спасительными истинами, данными людям Богом на все времена. Однако именно здесь проходит разграничение между различными конфессиями христианства. Православная церковь признает только догматы, установленные на первых двух вселенских соборах. Католическая же прибавляет к ним и принятые на поместных соборах положения — о нисхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына, о чистилище, о главенстве и непогрешимости Римских пап, о непорочности зачатия и о телесном вознесении Девы Марии, которые православие считает страшной ересью. Протестантские церкви, разделяя христианский символ веры, принятый на первых двух соборах, отвергает многие догматы католицизма и выдвигает собственные — о спасении одной только верой, о всеобщем священничестве и об абсолютном авторитете Священного писания.

Общим символом веры для христианских церквей являются догматы о Боге и его сущности, об отношении его к миру и человеку, о греховности человека, о необходимости спасения, об искупительной жертве Христа, его смерти и воскресении, о рае и аде, о втором пришествии и Страшном суде. Первый догмат гласит о непостижимости Бога для человеческого разума, но не для веры, далее следует догмат о единстве Бога и отсутствии всяких других богов наряду с ним. Затем следует догмат о его сущности — Бог есть дух вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный .

Главнейшим общехристианским догматом считается догмат о троице, о том, что Бог един и в то же время троичен — Бог-отец, Бог-сын и Бог-Дух Святой.

Всем таинствам — крещению, миропомазанию, причащению, покаянию, елеосвящению, священству и браку — православная и католическая церкви придают значение догматов. Протестантизм признает только два таинства —

крещение и причащение, причём, рассматривает их не как таинства, а как обряды.

Каждый их христианских догматов обосновывается многообразной системой аргументов схоластического толка, то есть ссылками на Ветхий и Новый завет и их боговдохновенность , на священное предание , на учения отцов церкви . В то же время утверждается, что природа догматов такова, что они недоступны постижению разумом, а только верой, что делает их недоступными для всякой критики.

Нравственное (практическое) богословие стремится раскрыть суть христианской нравственности, её необходимость для обретения спасения, преимущество перед другими системами морали и её универсальное значение. Оно учит, как должен жить и поступать человек в земной жизни, чтобы затем достичь вечного блаженства. В основном оно состоит из двух частей — общего учения о природе и существе нравственных явлений и процессов и выяснении обязанностей человека и правил его поведения.

При всем различии христианских конфессий во всех случаях нравственное богословие исходит из сверхъестественного происхождения и содержания морали, которое определяется Богом и заложено в человеке как врождённая потребность в виде нравственного закона. Религиозные принципы и нормы нравственности объявляются вечными и неизменными. При этом христианство оставляет человеку свободу воли: возможность поступать в соответствии с нравственным законом или вопреки ему. Вследствие первородного грехопадения человек оказывается больше склонным именно к последним действиям, и только с помощью Бога может совершать благие дела. Так как все люди созданы им одинаковыми, то и данный им нравственный закон (в Ветхом завете в основном в форме запретов, а в Новом — также и в положительной форме) является общим для всех — верующих и неверующих. Поэтому Бог будет судить всех по одним законам, а значит, верующие находятся в лучшем положении, ибо они способны познавать нравственный закон и обретать божественную благодать, необходимую для его исполнения, чего лишены безбожники и язычники.

Трудным в этой связи выглядит проблема наличия в мире зла и страданий, которая всегда выставлялась всеми противниками религиозной нравственности и ставила под сомнение всеблагость и всемогущество Творца. В реальной жизни зачастую добродетельные верующие страдают и живут в лишениях, тогда как люди порочные процветают. Это противоречие разрешается в том смысле, что страдания и лишения объявляются необходимым условием покаяния и спасения, а значит, являются неким благом, в то время как благополучие грешников является мнимым, ибо влечёт расплату в будущей жизни.

Аскетическое (подвижническое) богословие трактует вопросы об особом служении Богу самоотречением и пренебрежением к земной жизни, борьбой с грехами и упражнением духа в добродетели.

Экзегетикой называется раздел богословия, занимающийся толкованием библейских текстов, разъяснением и толкование трудных мест , которыми она изобилует. Главной задачей объявляется обоснование божественного происхождения и абсолютного значения Священного писания, автором которого является сам Бог, давший его людям посредством божественного откровения через пророков или ангелов. Вследствие этого Священное писание является боговдохновенным произведением, обладающим абсолютной истинностью, что ставит задачу буквального или символического понимания его текстов.

Литургика рассматривает и доказывает необходимость и обязательность богослужений как важнейшего средства общения человека с Богом. Главное место в христианском богослужении принадлежит литургии — в православии называемой обедней, а в католицизме и протестантизме — мессой. Литургика обосновывает необходимость составных частей богослужения — молитв, песнопений, чтения Библии, церковных проповедей и поучений, а также совершения таинств.

Пастырское богословие посвящено обснованию богоустановленности пастырского служения и его необходимости в деле спасения. Там рассматриваются основные качества священнослужителя, необходимые ему, чтобы быть образцом твердой веры и нравственных добродетелей, и формулируется кодекс поведения священнослужителя как духовного наставника людей.

Под гомилетикой подразумевается раздел богословия, рассматривающий вопросы теории и практики проповедческой деятельности, способы повышения её эффективности при помощи совершенствования ораторской подготовки и использования приемов риторики.

Патрология — раздел богословия, занимающийся изложением содержания основных поучений отцов и учителей церкви, канонизированных ею. В отличие от православия и католицизма активно используют их творения для пропаганды и распространения своего учения, зачастую обходя наличие в них разногласий и противоречий. Протестантские церкви не считают эти творения проявлением божественного откровения, а рассматривают как выражение собственных точек зрения христианских писателей по поводу вероучения.

Сравнительное богословие ставит задачу опровержения тех или иных догматических представлений, принятых другой христианской конфессией и не согласующиеся с подобными представлениями данной христианской церкви. Православная церковь доказывает несостоятельность католического учения о филиокве, непогрешимости папы, телесном вознесении богородицы на небо, одновременно стараясь доказать несостоятельность отрицания протестантизмом большинства таинств и обрядов. Католическая церковь также защищает непогрешимость собственного вероучения, однако полемика между этими церквами носит частный характер и не направлена друг против друга в целом, как это обстоит с протестантизмом.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector