0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Православная Жизнь

Православная Жизнь

Есть прекрасная старинная традиция – под Рождество ставить в доме вертеп. Это модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри. Кто-то покупает его в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В Европе эта традиция никогда не прерывалась, ей уже много веков.

В России вертепы был популярны до революции. Но с 1917 года началась антирелигиозная пропаганда и первыми под удар попали традиции и обряды, связанные именно с Рождеством. Увы, многие из них были забыты на многие годы.

Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы. Идеологический прессинг ослабел, и у фольклористов появилась возможность открыто заняться изучением традиционной народной и религиозной культуры. Вертепы бывают разные. В тех, что устанавливают дома, чаще всего можно увидеть фигуры Младенца Христа, Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов, волхвов и животных. В храмах мастерят вертепы из еловых веток – своеобразный шатер. Его устанавливают над праздничной иконой Рождества, и все, кто подходит поклониться иконе, оказываются таким образом внутри рождественской пещеры. А в самых холодных регионах, например, в Якутии, на городских площадях и у церквей можно увидеть очень красивые вертепы изо льда.

Вертеп в переводе со старославянского — пещера. Как правило, так называют ту единственную пещеру, в которой родился Христос.

Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплятся шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли — кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором.

Этот Вертеп и стал первообразом для всех последующих, созданных искусством людей.

Прошло время, и вот из-под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую «инсталляцию» вертепа (по-итальянски — «презепе», «ясли»). С тех пор не только в Италии, но и во всей Европе и во многих странах мира существует традиция устанавливать вертепы в церквях и домах верующих. Образы Младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в реалии современных городов. Кстати, в итальянском Неаполе есть целая улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские.

В России, конечно же, имели место и презепе. Однако более популярны (особенно в XVIII—XIX вв.) были вертепы театральные — короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль. Публике показывали сцены из Священного Писания – рождественскую мистерию. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков — семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей.

Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Вплоть до конца столетия вертеп странствовал по городам и селам, вместе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с библейским сюжетом в светское народное представление. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку, которая открывалась… 15 июля!

Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского занялся восстановлением традиционного вертепа. Покровский обратился за помощью к известному исследователю кукольного театра режиссеру Виктору Новацкому. Фольклорист изучил белорусский, украинский и русский вертепы, тщательно исследовал вертепные ящики в Театре имени Сергея Образцова, в Бахрушинском музее. Собирая по крупицам элементы вертепной традиции, выявляя характерные особенности отдельных вертепов, Новацкий отреставрировал текст представления и «оживил» рождественских кукол. Его вариант действа стал образцом.



Кросна — А сьогодні тай син Божий народився

Anton Tarasov — Listen

В канун и в день Рождества Христова во всех православных храмах столицы пройдут праздничные богослужения; массовые народные гуляния ожидаются в парке «Киевская Русь», музее под открытым небом «Пирогово» и на казацком хуторе «Мамаева Слобода»; в «Диване» выступит представитель новой волны независимой инди сцены Антон Тарасов; в «Бабуине» состоится поэтический фестиваль Avant-Left.

ЧИТАЙТЕ РУБРИКУ «УИКЕНД В КИЕВЕ» КАЖДУЮ СУББОТУ И ВОСКРЕСЕНЬЕ > > >

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Праздничные богослужения в честь Дня Рождества Иисуса Христа пройдут в канун и в день Рождества Христова во всех православных храмах столицы.

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

Вечернее всеночное богослужение начнется в 17:00, 6 января, а сама рождественская литургия – в 2:00, 7 января.

Киево-Печерскую лавру и Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник ежегодно посещают около миллиона паломников и туристов со всех стран мира.

На официальном сайте Киево-Печерской Лавры в праздничные дни Рождества Христова будет осуществляться прямая Интернет-видеотрансляция богослужений из храма Преподобных Антония и Феодосия Печерских (Трапезного).

Адрес: ул. Лаврская, 25

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ИОНИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Ночное рождественское богослужение в Ионинском монастыре начнется 6 января в 23:00 и будет транслироваться в прямом эфире на «5 канале».

Свято-Троицкий Ионинский монастырь (Ионинский монастырь, Ионовский монастырь) – православный мужской монастырь в Киеве. На территории Ботанического сада им. Н. Н. Гришко НАН Украины находится главный храм, колокольня и келейные корпуса Ионинского монастыря. Основан в 60-е годы XIX века архимандритом Выдубицкого монастыря Ионой на землях княгини Е. А. Васильчиковой, вдовы киевского генерал-губернатора.

Адрес: ул. Тимирязевская, 1

ГОЛОСЕЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ

Свято-Покровский мужской монастырь, Голосеевская пустынь – скит Киево-Печерской Лавры, расположенный в лесу на южной окраине Киева также проведет Рождественское богослужение. Утренняя литургия начнется в 8:30, всенощное бдение – в 16:45.

Голосеевская пустынь- место монашеских подвигов киевских подвижников благочестия XVIII-XIX веков, а со второй половины XIX столетия – дача Киевских митрополитов. Основателем Голосеевской пустыни был, прославленный Церковью в лике святых, – Митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила, 1596-1647), церковный, политический и культурный деятель.

Адрес: ул. Полковника Затевахина, 14

РОЖДЕСТВО НА КРЕЩАТИКЕ

По случаю Рождества Христова 7 января 2013 в 14:00 на Крещатике начнется концертная программа «Христос родился! Славим его».

Атмосферу традиционной украинской коляды создаст академический украинский фольклорный этнографический ансамбль «Калина». Зрителей ждут: рождественский вертеп, колядки и другие забавы.

Как сообщал «Новый Регион», до 19 января 2013 года, на центральной улице столицы будет работать новогодне-рождественское село. На территории новогоднего городка разместится луна-парк с различными аттракционами и аллея украшенных ёлок от звезд шоу-бизнеса. В выходные и праздничные дни состоятся кукольные представления, выступления самодеятельных коллективов циркового искусства, мастер-классы по изготовлению новогодних и рождественских традиционных блюд. Кроме того, в Рождественском селе пройдут: украинский Фестиваль детских ансамблей, Фестиваль «Шоколада и сладостей», этно-фестиваль «Колядки» и Фестиваль вертепов.

Вертеп в Рождественском поселке на Крещатике

РОЖДЕСТВО В МАМАЕВОЙ СЛОБОДЕ И ЭТНОФЕСТИВАЛЬ СТРАНА ГРЁЗ

Казацкий хутор «Мамаева Слобода» приглашает всех желающих отпраздновать Сочельник, Рождество и Щедрый вечер (Старый Новый год). Гости смогут попробовать традиционные украинские блюда за праздничным семейным столом, застеленным чистым сеном, укрытым домотканой скатертью и вышитым полотенцем; отметить Рождество вместе с украинскими колядниками и рождественскими вертепами.

Сочельник, Богатая кутья – предрождественский день и вечер, большой праздник (6 января). В этот вечер традиционно готовят исключительно постные блюда.

7 и 8 января в «Мамаевой Слободе» пройдёт ежегодный этнофестиваль «Країна мрій» (Страна Грёз), организатором которого является украинский музыкант, общественный деятель и лидер группы «Вопли Видоплясова» Олег Скрипка.

С 10 утра начнутся народные гуляния: вкушение казацкого кулеша и печеного на вертеле стокилограммового кабана, а также дегустация традиционных хмельных напитков украинского казачества. Гостей ждут: ярмарка мастеров, праздничные развлечения для детей и взрослых, мастер-классы от народных умельцев, вертепы, пение у костров, катания на санях, Рождественская Шопка и большая концертная программа, с участием групп «Божичи», «Фолькнеры», «Кросна», «Иллария», «Весели вуйки», «Вопли Видоплясова», DJ O’Skrypka, детского коллектива «Райгородок» и других.

Вход: 20-50 грн

Адрес: ул. Донца, 2

РОЖДЕСТВО В ПАРКЕ КИЕВСКАЯ РУСЬ

5 и 6 января в парке «Киевская Русь» состоится театрализованная программа в исполнении актеров парка, славянские игры, хороводы, пройдёт турнир княжеских лучников и мастер-классы по стрельбе из лука, владению мечом, копьем, луком и арапником. Посетителей парка будут развлекать любимые персонажи древнеславянских сказок и былин.

Катание на санях в парке «Киевская Русь»

Парк открывается в 10:00, начало программы – в 13:00.

Вход: 40 грн., детям – бесплатно.

Добраться до «Киевской Руси» (с. Копачев, Обуховский р-н) можно на маршрутке от метро «Выдубичи»

НАРОДНЫЕ ГУЛЯНИЯ В ПИРОГОВО

Музей под открытым небом «Пирогово» приглашает отпраздновать Рождество с танцами, хороводами, колядками, щедривками и традиционной украинской кутьей.

Народные гуляния пройдут на главной «арене» музея – Певческом поле с мельницами.

В помещении церковно-приходской школы до 14 января пройдёт конкурс рождественских звезд, которые готовили дети со всей Украины. Здесь экспонируют уникальную коллекцию рождественской атрибутики, которая была подарена музею в 1992 году господином Шагалом.

Начало: в 10:00.

Вход: 30 грн., детям – бесплатно

Национальный музей народной архитектуры и быта «Пирогово» находится по адресу: с. Пирогово, ул. Краснознаменная, 1.

Тел.: (+380 44) 526-5765, 526-2416.

ПРАЗДНИЧНЫЙ РЕТРО-ПОЕЗД

Юго-Западная железная дорога в период с 5 по 7 января запустит специальный ретро-поезд по случаю праздников.

Читать еще:  Адвокат помогает разрешить споры при бракоразводном процессе

Поезд будет отправляться от станции Киев-Пассажирский в 14:31 и на протяжении почти двух часов ездить вокруг столицы. Пассажиров усадят в обычный вагон и вагон-ресторан.

Кроме того, все посетители ретро-поезда смогут увидеть выставку, посвященную истории подвижного состава, который находится на 14 пути станции Киев-Пассажирский.

ПОЭТИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ «AVANT-LEFT»

5 января книжная кофейня «Бабуин» приглашает на международный поэтический фестиваль «Avant-Left».

В киевских чтениях фестиваля принимают участие: Александр Кабанов; Олег Коцарев; Дмитрий Лазуткин; Анна Малигон; Александр Моцар; Сергей Прилуцкий и другие.

Начало: в 18:00

Книжная кофейня «Бабуин» находится по адресу: ул. Симона Петлюры, 10

Вход: свободный

КОНЦЕРТ ANTON TARASOV (INDIE MUSIC)

6 января фестиваль-ресторация «Диван» приглашает на концерт Антона Тарасова.

Anton Tarasov – Beautiful

Антон Тарасов – представитель новой волны независимой инди сцены. Его дебютная песня «Listen» вошла в компиляцию Uvarious Artists VOL.3 лейбла Ultra Vague Recordings и привлекала внимание многих ценителей интересной и современной музыки.

«Даже не буду начинать думать к какому стилю отнести музыку, которая получается. Послушайте, и решите сами что это для вас. Для меня же важно просто быть собой и выражать интересные идеи с интересными людьми», – Антон Тарасов

Начало: в 20:00

Вход: свободный

ВЫСТАВКА «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ УКРАИНА»

В музее гетьманства до 8 января с 10:00 до 17:00 проходит выставка «Рождественская Украина»

Архитектор-декоратор Оксана Ягодка и этнофлорист Светлана Вавилова представят на выставке Рождественские дидухи, украинские обереги, куклы-мотанки, елочные игрушки-лошадки и многое другое

Музей гетьманства находится по адресу: ул. Спасская 16 б

УКРАИНСКИЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ВЕРТЕПЫ

5-7 января Национальный заповедник «София Киевская» приглашает на выставку «Украинские Рождественские вертепы».

Гостям выставки покажут вертепы из фондовых коллекций Национального музея народной архитектуры и быта Украины, Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины, а также Рождественскую композицию из керамики и янтаря, созданную художниками-керамистами дизайн-студии Ассоциации «Украинский янтарный мир» Надеждой и Сергеем Казаками.

Национальный заповедник «София Киевская» находится по адресу: ул. Владимирская, 24

ФОТОПРОЕКТ «НОВОГОДНИЕ И РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПРАЗДНИКИ НА ГУЦУЛЬЩИНЕ»

5-6 января музей Ивана Гончара представит фотопроект, посвященный гуцульским традициям, праздникам и повседневной жизни.

Основу выставки составляют фотографии Геры Артемовой из документального проекта «Космач», над которым автор работал два года. Космач – село в Карпатах, в котором древние традиции живы и имеют большое влияние на настоящее.

Музей Ивана Гончара находится по адресу: ул. Ивана Мазепы (Январского восстания), 29

Кроме того, как сообщал «Новый Регион», до 27 января впервые в Киеве пройдёт выставка замороженных цветов; столичные кинотеатры покажут праздничную киноподборку; до 10 февраля галерея Цех представляет первый персональный проект ученика известного сценографа Данилы Лидера – Сергея Олексюка под названием «Пространство против плоскости»; до 30 января арт-пространство «Kvartira 57» представляет проект мальтийского фотографа Криса Микаллефа под названием «UNDRWTR»; до 3 февраля культурный фотографический центр PhotoCULT проводит цикл лекций для тех, кто изучает фотографию; до 6 января галерея Brucie Collections представляет ценителям художественной фотографии работы классика фотоискусства Билла Брандта; до 6 января PinchukArtCentre представляет персональную выставку известного художника Дэмиена Херста.

Смотрите также: все новости по теме «Уикенд в Киеве» > > >

По вопросам размещения анонсов обращайтесь: weekendinkiev(енотовидная собака)gmail.com

Киев, Антонина Журавская

Как происходит действо?

В основе вертепного представления лежит сюжет о приходе на землю Спасителя. Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться Пастух, три Волхва. Последние рассказывают о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они «не ходили к Ироду», не выдавали ему Христа (Ирод боится, что родившийся Царь отнимет у него власть). Разгневанный Ирод повелевает Воину «избить младенцев» в Вифлееме. К нему приходит Рахиль, умоляя не убивать ее чадо: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31:15, Мф. 2:18). Но Ирод глух к ее мольбам. Ангел утешает Рахиль. К Ироду же приходит Смерть, он просит у нее отсрочки, но Смерть зовет Черта, и тот утаскивает Ирода в преисподнюю.

Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.

Современный вертеп со множеством персонажей Неаполь. Фото Lalupa

Как пишет исследователь традиции вертепа Борис Голдовский, музыка в обоих действиях спектакля представления была не менее важна, чем текст. Она всегда давала очень точные характеристики героям и насыщала само представление праздником. Особенно популярны были канты, в которых соединялись народные песни и светские танцевальные мелодии.

Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества. И каким бы он ни был, статичным, механическим или даже живым, с участием актеров-людей, для зрителя он, прежде всего, — чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру.

Вертеп: как сделать кукол своими руками

Куклы, управляемые сверху с помощью прута, изготавливаются из любого удобного вам материала: ткани, дерева, бумаги и даже глины.

Размеры кукол диктуются, конечно же, размерами сцены, вертепного ящика. Но в любом случае мы рекомендуем делать их не более кисти руки и не менее длины пальца.

Тщательность проработки деталей куклы — лица, украшений одежды, рук, ног и прочего зависит от вашего желания и вкуса. Однако вертепная драма — зрелище символическое и допускает использование очень условных кукол — без ног, часто без рук, если руки не действуют в сцене, без деталей лица, достаточно лишь глаз, волос и бороды, которые могут быть приклеены, нарисованы, пришиты, но в целом лишь обозначены.

Прут, на который вы будете крепить куклу, должен быть для удобства работы достаточно длинным — по крайней мере, в локоть длиною. При вождении куклы удобнее, когда прут упирается в пол сцены, иначе вам трудно будет определить высоту, на которой находится кукла; а вверху прута сделайте ручку, чтобы кукла не вертелась в пальцах. На уровне плеч куклы желательно изготовить крестовину, тогда будет легче прикрепить куклу к пруту, и она в самый неподходящий момент не начнет вращаться вокруг него.

Прут можно изготовить из проволоки или дерева, крестовину — из палочки, хорошенько обмотав ее ниткой, смазанной клеем.

  1. Царь Ирод. Самая большая и нарядная кукла. По традиции, у Ирода съемная голова — она надевается на штырь, а когда ее «срубают», висит на красной нитке. Ирод должен по возможности иметь грозное выражение лица. Ноги и руки Ирода в пьесе не действуют и могут быть спрятаны под одеждой.
  2. Ангел. Его украшают серебряной и золотой бумагой. В руках он может иметь цветущую ветвь или колокольчик. Выходит трижды: в первой и последней сценах, во второй сцене сообщает Рахили о том, что ее дитя взято на небо.
  3. Три Царя, Волхвы. Куклы очень условные, все трое крепятся на одном пруте, драпируются различными тканями. Выходят либо единожды — вначале, либо дважды — вначале и в конце — на поклон Младенцу.
  4. Пастух. Кукла может изображать или очень молодого пастушка, или глубокого старика; пастух со своими овцами приходит на поклон к младенцу Христу. Овечки, обычно две — белая и черная, прикрепляются к пастуху.
  5. Рахиль с младенцем. Может быть одета в некий обобщенный женский наряд, иногда с элементами национального костюма. На Украине Рахиль иногда одевали в национальный украинский костюм. Рахиль — мать всех детей, погибших от рук злодеев. Она держит на руках младенца, которого из ее рук можно вынуть. Рахиль появляется лишь во второй сцене.
  6. Воин. Одна или две куклы. (Царь Ирод обращается к воинам во множественном числе, но если воин один — это вполне приемлемая театральная условность.) Воины — очень красочные куклы, здесь воображению можно дать волю: они могут быть в латах, как римские легионеры, в кафтанах, как опричники, и прочее, и прочее. Один из воинов должен обязательно держать в руках пику, которой он убивает младенца. Воины выходят дважды в одной и той же сцене — сначала на зов Ирода, затем, конвоируя Рахиль.
  7. Смерть. Обычно в виде скелета, иногда одетого в хламиду. Смерть держит в руках косу, которой отсекает Ироду голову. Если коса прикреплена к кукле неподвижно, то это движение — главное в сцене — выполняется всем телом. Смерть, резко наклонившись, бьет косою Ирода так, чтобы снять голову со штыря. Голова слетает и повисает на красной нитке. Смерть появляется в действе только один раз.
  8. Черт. Изображение черта часто встречается на иконах: ликом черен, с огненно-красной пастью. Черт выходит на сцену по зову Смерти и уносит тело Ирода в ад. «Уносит» условно — достаточно прижать кукол друг к другу. Сцена с Чертом может проходить на фоне декорации ада.

Примечание. Здесь приводится сокращенный вариант вертепной драмы, и состав кукол сведен к минимальному.

Александр Греф,
художественный руководитель бродячего
кукольного театра «Вертеп», Москва

На территории Софии Киевской появился рождественский вертеп

Композицию создала декоратор, преподаватель Академии искусства красоты Леся Максаева

Рождественский вертеп установили на территории Национального заповедника «София Киевская», сообщает заповедник в Facebook.

«На территории Национального заповедника «София Киевская» установили вертеп. Посетите, чтобы увидеть эту красоту своими глазами», — сказано в сообщении.

Композицию создала декоратор, преподаватель Академии искусства красоты Леся Максаева и ее команда.

Отметим, что на территории заповедника еще установили арт-елку, которую украсили более 100 украшениями ручной работы.

Напомним, в Киеве начали украшать главную елку страны. Новогоднее дерево украшают гирляндами и 1000 деревянных аутентичных игрушек.

  • © vsviti.com.ua
  • © vsviti.com.ua
  • © vsviti.com.ua
  • © vsviti.com.ua
  • © vsviti.com.ua
  • © vsviti.com.ua
  • © vsviti.com.ua
  • © vsviti.com.ua
  • © vsviti.com.ua
  • © vsviti.com.ua
  • © vsviti.com.ua
  • © vsviti.com.ua
  • © vsviti.com.ua
  • © vsviti.com.ua
  • Кабмин утвердил график выходных на новогодние праздники 0
  • В Раде предложили сделать 25 декабря выходным 0
  • Как дольше сохранить елку? 0
  • Новогодний стол обойдется украинцам почти в 1000 гривен 0

Самые громкие убийства 2016 года в Украине

«Лабутены», Джамала и Потап: 10 самых популярных клипов в Украине в 2016

Украинские медики: антибиотики — только по рецептам!

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «Издательский Дом УМХ». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «Издательский Дом УМХ» запрещено. При правомерном использовании материалов с данного ресурса, прямая гиперссылка на www.aif.ua обязательна.

Материалы с пометками ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, НОВОСТИ КОМПАНИЙ, БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ, ВАШ ВЫБОР, ЛЮДИ ДЕЛА, СМОТРИМ ЛУЧШЕЕ публикуются на коммерческой основе.

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.

Адрес редакции: 0408, Киев, ул.Кириловская, 104 телефон: (044) 205-43-04

Для путешествующих

С 5 января в Патриаршем музее церковного искусства в храме Христа Спасителя в Москве проходит выставка рождественских вертепов, созданных скульпторами-ремесленниками Трентино – Альто-Адидже (автономной области на севере Италии). Представлены 23 вертепа работы итальянских мастеров. Выставка продлится до 28 февраля. Вход в Патриарший музей свободный. Кто будет в Москве, особенно с детьми, – зайдите, не пожалеете.
_____________________________________________

Читать еще:  Буддисты Калмыкии надеются на пересмотр решения МИД РФ о Далай-ламе

1. Фиолетовый и желтый, синий и оранжевый – т.н. «дополнительные», то есть взаимодополняющие цвета.
2. Голдовский, Б. Школьная вертепная драма // История драматургии театра кукол. – М., 2007.
3. Франциск из Ассизи (Италия, 1182-1226) – основатель нищенствующего монашеского ордена, названного по его имени францисканским.
4. Фома Челанский. Первое житие св. Франциска (1228/1229).
5. Рождественский вертеп по-итальянски – «presepe» (презепе) или «presepio», т.е. «ясли».
6. Митрофанова, А. Традиции и история рождественского вертепа // Журнал «Фома». – №1(153) – январь 2016. – С.70
7. С 1935 г. в СССР вновь стали устраивать для детей общественные новогодние елки.
8. Митрофанова, А. Указ. соч. – С.70
9. Там же.
10. Голдовский, Б. Указ. соч.
11. Там же.
12. Митрофанова, А. Указ. соч. – С.71
13. Успенский, Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. – М.: Дар, 2008. – С. 9. Автор пишет: «Икона (Сына Божия) является свидетельством истинного, а не призрачного Его воплощения».

Первыми поклониться Христу в пещеру — пришли пастухи

Поэтому первыми поклониться пришли простые пастухи. За ними пришли простые мудрецы — волхвы.

Об этом событии узнали и персидские язычники, они увидели в небе яркую звезду, и поняли, что пророчество о Христе сбылось. Они пришли в Иерусалим и стали спрашивать, где же родившийся Царь Иудейский.

Известие это дошло и до царя Ирода, он сильно боялся лишиться своей власти. За это он даже убил своих детей и жену, потому стал подозревать их в заговоре. Ирод собрал книжников, которые знали Священное Писание и стал просить их искать то место, где родился Христос.

О рождении Христа узнали и персидские язычники, они увидели в небе яркую звезду, и поняли, что пророчество сбылось

Ирод послал волхвов в Вифлеем, чтобы они нашли младенца, чтобы ему поклониться. Но на самом деле, Ирод желал убить младенца. Волхвы нашли Спасителя и принесли ему свои дары: золото, ладан и смирну.

Это были не просто простые подарки, а символы, где золото — означало царское достоинство ребенка, ладан — употребляли для богослужений, смирна — символизировала будущее погребение Младенца.

Картина Рубенса «Поклонение волхвов». Волхвы пришли к иисусу с дарами

Но волхвы не вернулись обратно, потому что им явился Ангел и сказал о злом замысле царя Ирода. Ирод, не дождавшись волхвов, приказал убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и во всех его окрестностях.

Ангел заранее предупредил Иосифа о том, что готовиться убийство всех младенцев. Иосиф увел Деву Марию в Египет, вскоре Ирод умер, а святое семейство отправилось в Назарет, где и прошло детство Иисуса Христа.

Рождественские вертепы – история, традиции, музеи и выставки

Монреаль славится своими церквями. Среди них немало поражающих богатым убранством. Великолепие монреальской базилики Нотр-Дам привлекает тысячи туристов со всего мира. Но накануне Рождества и Нового года монреальские церкви становятся еще более нарядными. Их украшают гирлянды, венки из омелы и остролиста, букеты рождественской пуансеттии. И почти в каждой церкви мастерят презепио или вертепы. Вот об этом – наш сегодняшний рассказ.

Рождественский вертеп

Рождественский вертеп – это картина Рождества младенца Иисуса: маленькая пещера, в ней – хлев, там – три основные фигуры: сам Иисус, Дева Мария и Иосиф. Помимо них, часто присутствуют образы пастухов, волхвов, ангелов, а также животных: быков, ослов, коз и овец. Иногда добавляются детали окружающего ландшафта или городского пейзажа.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос.
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком.
Присмиревший белый козлик
На чело его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине.
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей. «

Будапешт, собор Св. Матьяша. Фото А. Барановой

Вертеп на Кафедральной площади в Вильнюсе. Фото В. Леонова

Вертепы в Италии

Италия – родина вертепов

Вертепы пришли к нам из Италии. Согласно традиции после 8 декабря, а точнее, после одного из главных католических церковных праздников, Дня непорочного зачатия Девы Марии, в домах, в церквях и на площадях начинают мастерить презепио (ит.) – скульптурные сценки, изображающие рождение Иисуса Христа.

Слово «рresepio» происходит от латинского praesepire (ограждать) или praesaepium (стойло, хлев, ясли). Сейчас более употребительно второе значение этого слова – «ясли» и «детская кроватка».

Кто не знает старинную римскую базилику Санта Мария Маджоре. Но мало кто знает что с VII века она была известна под другим названием «Sancta Maria ad Praesepe». Считается, что именно в ней хранятся фрагменты деревянных яслей, в которые Дева Мария положила маленького Иисуса Христа. В этой базилике сохранился и самый старый презепио, дошедший до наших дней. В 1280 году по заказу Папы Гонория IV он был высечен из мрамора скульптором Арнольфо ди Камбио.

А в Умбрии в городке Ассизи уверены, что возникновение вертепов связано со Святым Франциском Ассизским, который установил первые «ясли» в 1223 году в Греччо. По свидетельству, в том же году папа Гонорий III дал благословение на создание вертепов перед Рождеством. Через сто лет после Франциска Ассизского вертеп во время Рождественских праздников делали уже во всех итальянских церквях.

Даже короли мастерили вертепы – традиции и особенности

Постепенно в каждом итальянском городе возникали свои обычаи и особенности сооружения вертепов. Любопытно, что мастерили их даже сами короли! Так, в Неаполе в XVIII веке король Карл III Бурбон лично делал фигурки для вертепов, а придворные дамы их украшали. В его правление создание вертепов стало настоящей профессией. Особые мастера лепили персонажей из глины, воска или дерева. Глиняных потом обжигали. Художники расписывали статуэтки. Были даже портные, готовившие для них одежду с украшениями и вышивкой. Именно с тех пор возникла традиция одевать фигурки в праздничное облачение. Тогда же возникли «живые» вертепы. Богачи и аристократы, надевая особые костюмы, разыгрывали сцены Рождества.

До сих пор в Неаполе в лавках антиквариавта продают фигурки для домашнего вертепа. Здесь есть традиционные статуэтки ручной работы всех размеров и всех видов. Эти магазинчики открыты круглый год.

Современные мастера, занимающиеся созданием вертепов, старательно бьют рекорд за рекордом! Миниатюрные вертепы они каким-то образом помещают в старые лампочки, раковины мидий. Неаполитанский художник Альдо Карило, изготовил, пожалуй, самый маленький вертеп в мире: размером с булавочную головку.

Традиция рождественских вертепов в Болонье восходит к XVI веку. Здесь сохранился вертеп 1560 года, где фигурки высотой 60 см. На рождественских ярмарках в этом городе и сегодня продают множество всевозможных статуэток для вертепов. Но они отличаются от роскошно одетых неополитанских. Их делают из подручных материалов: глины, гипса, папье-марше, однако при этом искусно расписывают.

В Генуе уже с XVIII века стали изготавливать фигурки не только для церквей, но и для обычных жителей. Антон Мариа Маральяно – один из самых знаменитых мастеров вертепов того времени. Он создал до сих пор сохранившийся презепио, который можно увидеть в храме Santuario di Nostra Signora di Carbonara.

На Сицилии искусство рождественских вертепов испытало сильное влияние неаполитанской школы. Первые презепио появились в XV веке. Всем местным жителям известно имя мастера Андреа Манчино. Его работы до сих пор хранятся в церкви Сhiesa dell’Annunziata в Термини Имерезе. В первой половине XVII века на Сицилии стали делать движущиеся фигуры, вырезанные из дерева. В этот период появляются вертепы и за пределами церкви их персонажи становятся более реалистичными и богаче украшенными. Художники стали использовать для них такие драгоценные материалы, как золото, серебро, перламутр, слоновую кость и коралл.

Джузеппе Ваккаро Бонджованни
(Giuseppe Vaccaro Bongiovanni), 19 в.
Фото О. Поповой

На севере Италии в городке Лутаго (провинция Больцано) в музее Maranatha хранится самая большая в Европе коллекция вертепов. Здесь есть вертепы старинные и ультрасовременные, например, вертеп Swarovski. Есть вертеп, присланный из России. Есть зал с выставкой миниатюрных вертепов, рассказывающих о жизни Иисуса. Есть вертепы с деревянными фигурами в натуральную величину.

В Ватикане во время правления папы Пия ХII и Иоанна XXIII для вертепов создавались большие фигуры из дерева. Сейчас они хранятся в Музеях Ватикана. А вот на площади Св. Петра первый вертеп был установлен при папе Павле VI. Любопытно, что что полномасштабные деревянные фигуры для него были сделаны из того же дерева, что и скрипки Страдивари.

Живые вертепы

В наши дни сохранились и традиции «живых вертепов». Со времен Франциска Ассизского в больших городах и маленьких деревушках прихожане церквей, монахи, местные жители или профессиональные актеры разыгрывали небольшие сценки или представления на евангелтскую тематику в период с Рождества и до Богоявления.

Живые вертепы можно увидеть по всей Италии. Самый крупный в мире во Фрасасси. Несколько лет назад в его сценах участвовали 160 человек. С 1336 года рождествественское действо разыгрывают в Милане. Служители церкви Санта-Мария-делле-Грацие на лошадях следуют от одной церкви к другой, изображая волхвов, и приносят дары и подарки к импровизированному месту рождения Иисуса.

С 1972 года возобновилась традиция живых вертепов в Греччо. Все сцены и диалоги взяты из текстов Томмазо да Челлано, который занимался изучением биографии Святого Франческо. Здесь представляют шесть живых картин, живых сцен – получается великолепный исторический спектакль.

Невозможно рассказать о всех вертепах в итальянских городах. В каждом из них – свои традиции, свои изюминки.

Римская выставка – вертепы из сахара, пробок и кукурузных листьев.

Два года назад накануне Рождества в Риме на площади Народа (Piazza del Popolo) проходила международная выставка «100 вертепов». Там можно было увидеть вертеп, сделанный из 890 пробок, вертепы из сахара, кукурузных листьев, гипса, зубочисток, ткани, риса, сухого хлеба и даже страусиного яйца. В экспозиции представлены вертепы, выполненные из традиционных материалов профессиональными художниками из 14 регионов Италии и 16 зарубежных стран. Выставка «100 вертепов» проводится с 1976 года, а ее инициатором был журналист Манлио Меналья.

Оратория Сен-Жозеф в Монреале – музей вертепов со всего мира

Теперь мне хочется перенестись в Монреаль. Думаю, мало кто в Италии, на родине вертепов, знает, что за океаном, во французской Канаде, в Монреале, в крупнейшей базилике города Оратории Сен-Жозеф (Св. Иосифа) есть великолепный музей, где хранятся вертепы из многих стран мира. Каждый год в дни Рождества я посещаю ее с огромным удовольствием. Несколько лет назад была рада вдвойне: перуанцы прислали не только свой вертеп, но и прекрасные ярко раскрашенные колокольчики-вертепы. Несколько я привезла в подарок участникам «Колокольной галереи».

Читать еще:  В Иерусалиме произошло столкновение мусульман и арабов

В этом Музее выставлено более 300 экспонатов со всех континентов, из многих стран мира. Картина фантастическая! Что за умельцы, работающие с удивительной любовью и выдумкой. А материалы? Вертепы сделаны из дерева, металла, бронзы, камня, глины, фарфора, папье-маше. Здесь есть крупные сцены, есть миниатюрные – например, в кувшине.

Белорусский мастер все выполнил из соломки. Россия прислала традиционное яйцо с рождественской росписью. Украинцы –знаменитая резьба по дереву.

Африканцы сделали вертеп из знаменитого эбенового дерева. На выставке представлены картины, работы на дереве, на шелке, плетение. Вызывает улыбку вертеп, где все фигурки – пингвины: мама, папа, младенец, даже гости с дарами. По всей видимости, он прибыл из Антарктиды А из Австралии? Ну, конечно, там в качестве героев задействованы знаменитые австралийские животные: мишка коала, вомбат, утконос. А вместо ослов или верблюдов – страусы.

Рождественский вертеп. История его появления в России

В старину на Руси, накануне Рождества Христова, в Cочельник, повсеместно ходили по домам христославы, по-другому – славильщики. Радостно, с песнями и стихами, они славили рождение Спасителя. Нередко среди участников были и те, кто показывал вертеп. Что же такое вертеп и как он попал в Россию?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно обратиться к церковным зрелищам – мистериям, которые устраивались в средневековой Европе.

Из истории Западной церкви известен тот факт, что 25 декабря 360 года римский епископ Либерий, посвящая в монахини сестру Марцеллу, обратился к ней со словами: «Ты видишь, сколько собралось народа в день праздника Рождения твоего Христа». Отсюда видно, что именно в этот день уже в IV веке празднование Рождества Христова было признано на Западе как церковное установление.

Этот праздник совпадал с языческими празднествами, которые проводились ранее у греков, римлян и варварских народов Западной Европы. Церковь боролась против языческих обрядов, которые в те времена соблюдались наряду с новыми, христианскими. Для обращения народных обрядов в христианское празднество Церковь увеличила и время богослужений в эти дни, и торжественность их проведения.

Накануне праздника храмы, роскошно украшенные и освещенные тысячами свечей, были переполнены молящимися. Вся ночь проходила в совершении разных служб, при участии хора певчих и всех прихожан.

С XI века в Западной церкви становится известен обряд-мистерия «Поклонение пастырей». Нужно сказать, что слово «мистерия» указывает на таинство и, следовательно, на связь с богослужением.

Итак, на мраморном столике, возвышавшемся над главным престолом, устраивались ясли, в которых находилась статуя или изображение Девы Марии. Пять старших священников-каноников в церковном облачении с амиктами (льняными платками) на голове и с жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастырей у входа в алтарь. К ним подходил мальчик из хора, изображавший ангела, и возвещал пастырям рождение Спасителя, произнося евангельские строки.

Пастыри проходили в алтарь, а в это время дети-певчие, стоявшие в разных местах храма, представляли небесное ангельское воинство и пели: «Слава в вышних Богу…» Затем пастыри направлялись к яслям с пением гимнов в стихах.

Здесь их ожидали два каноника, условно представлявшие двух женщин, находившихся при Святой Деве. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» – «Мы ищем, – отвечали пастыри, – Спасителя Христа». Женщины (каноники) отдергивали завесу, которая скрывала статую Младенца Иисуса. Указывая на нее, они говорили: «Вот он – этот Младенец со своей Матерью».

Тогда пастыри преклонялись перед Ним и приветствовали Деву Марию гимном: «Будь благословенна, Царица Неба», а потом торжественной процессией возвращались в алтарь. При этом они пели: «Аллилуйя, аллилуйя! Воспойте же Его пришествие!» Затем следовал возглас священника, которым начиналась обедня.

Вот эта древняя мистерия и называлась «Вертепным действом». Как «вертеп» она была известна в Западной Украине, куда перешла из Польши, которая, в свою очередь, получила ее из Германии. В мюнхенской рукописи XIII века есть описание рождественского действа, исполнявшегося монахами.

Автор этой мистерии был, несомненно, лицом церковным – монахом и, может быть, одним из преподавателей в монастырской школе. Воспитанники таких школ обычно принимали участие в представлении мистерий, и не случайно, что эта рукопись была написана в Мюнхене, ведь «монах» по-немецки – «мюнх», и город рос когда-то вокруг монастырских стен…

Интересно, что Византия в этом отношении опередила Запад: здесь мистерии появились уже в V–VI веках, а в X–XI веках в церкви Святой Софии в Константинополе и других городах торжественно устраивались драматические представления.

Кукольные рождественские мистерии были известны в Европе с XVI века, и на протяжении веков формировались ее многочисленные разновидности: это касалось и архитектуры сцены, и текста представления. В Польше такие представления назывались «шопками», на Украине – «вертепами», в Белоруссии – «батлейками».

Вертеп как кукольный театр представлял собой переносной ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который состоял из одного или двух этажей. Чаще всего встречались двухэтажные вертепы.

В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней – интермедии, комические бытовые сценки. Это определяло и оформление частей вертепа. Верхняя часть («небо») обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры либо хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии, Иосифа, Богомладенца Христа и домашних животных.

Нижняя часть – «земля» или «дворец» – оклеивалась яркой цветной бумагой или фольгой, посредине на небольшом возвышении устраивался «трон», на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода. В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами – персонажами драм. Передвигать стержни с куклами можно было вдоль ящика, куклы могли поворачиваться во все стороны. Справа и слева каждой части были прорезаны «двери»: из одной куклы появлялись, в другой исчезали.

Кукол обычно вырезали из дерева, изредка лепили из глины, красили и наряжали в матерчатую или бумажную одежду и закрепляли на металлических или деревянных стержнях. Если в «шопках», «вертепах», «батлейках» использовались куклы на палке, то в бельгийских театрах применялись тяжелые марионетки на проволоке длиной до одного метра, а в провансальских вертепах куклы были наполовину механизированными: каждая из них имела собственный механизм, приводящий в движение конечности, а для движения в пространстве была необходима помощь аниматора.

В Центральной и Западной Европе были популярны мистерии стационарные – непереносные. Их показывали на сцене, унаследованной от барочного театра. Такая сцена имела просцениум, в глубине – задник-перспективу, иногда по бокам кулисы. А вот постоянные чешские и итальянские вертепы строились под крышей, но как бы в открытом пространстве, то есть в пространстве, не ограниченном сценической рамой. Сцена такой мистерии поднималась кверху несколькими планами, причем куклы могли действовать на каждом этаже.

Представление состояло из мистериальной драмы «Царь Ирод» и из бытовых сцен. Исследователь народного театра Н.Н. Виноградов в своей работе «Народная драма. История русской литературы» так описывал вертепное представление в России:

«Действие открывается благовестием о рождении Христа. Новорожденному идут поклониться и принести дары пастыри и три царя (волхвы – мудрецы Востока). Затем в нижнем ярусе происходит торжественный выход царя Ирода, который призывает воинов и велит им избить (убить) младенцев “сущих первенцев”. Воины уходят и возвращаются обратно, ведя с собою к Ироду Рахиль, которая не дает на смерть своего ребенка. Она со слезами, на коленях умоляет Ирода пощадить своего младенца, но царь неумолим и приказывает поднять малютку на копье. Рахиль с рыданиями мечется по сцене, проклиная Ирода. Воин выгоняет ее вон. Оставшись один, Ирод начинает помышлять о смерти и, желая избежать ее, окружает себя караулом. Раздается песнь, возвещающая приближение страшной гостьи, слышится страшный треск – и на сцене вырастает зловещий скелет с косою на плече – Смерть. Стража в ужасе бежит, а трепещущий Ирод начинает умолять о пощаде. Смерть вызывает к себе на помощь черта, являющегося с криком “гу-гу-гу!”. Узнав в чем дело, он велит сестре поднять косу и убить Ирода, которого затем и тащат в ад со словами:

О, проклятый Ироде,

за твоя превеликия злости

Поберу тя в преисподнюю бездну

Этим заканчивается первая серьезная часть вертепной драмы. Вторая часть состоит из неодинакового в различных местах количества сцен и диалогов, представляющих самостоятельную обработку сюжетов из народной жизни. Сцены эти часто совершенно не связаны одна с другою и могут следовать в произвольном порядке. Все действие в этих сценах заключается почти исключительно в том, что типы различных национальностей, полов и профессий дерутся или пляшут».

Постепенно первая часть представления сокращалась, а вторая, наоборот, расширялась. Действующими лицами сценок с бытовым содержанием были мужик, барин, франт, «новомодные барыни», солдат, священник, еврей-шинкарь, цыган и другие персонажи.

Когда вертепная драма разыгрывалась не только куклами, но и живыми любителями, тогда она носила название «живой вертеп».

Со временем вертепщики, то есть кукольники, становились профессиональными бродячими исполнителями. Обычно кукловод был владельцем и вертепа, и кукол. Во время представлений он, стоя за ящиком, приводил в движение кукол, водя их по прорезям в полу ярусов вертепного домика. При этом вертепщик произносил текст драмы, изменяя тембр голоса и интонации речи, чем создавал иллюзию, что представление играется несколькими актерами. Он помнил текст наизусть и мог его изменять в зависимости от условий выступления.

На Руси вертепный ящик часто напоминал не пещерку, а часовенку, олицетворяющую Церковь Христову. При хождении с таким вертепом дети распевали духовные песни или все вместе пели рождественский ирмос. Бывало, что вертепы никто не носил, а ставили их в середине храма, убирали цветами и хвойными ветками, внутрь ставили икону Рождества Христова. Очень радовались прихожане такому праздничному чуду.

И в наши дни эта традиция не забыта в церкви: во все дни Святок, до праздника Богоявления Христова, любой может зайти в храм и поклониться Богомладенцу Христу.

Тропарь Рождества Христова

Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови свет разума,/ в нем бо звездам служащии/ звездою учахуся/ Тебе кланятися, Солнцу Правды,/ и Тебе ведети с высоты Востока.// Господи, слава Тебе!

Кондак Рождества Христова

Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит,/ Ангели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездою путешествуют,/ нас бо ради родися// Отроча Младо, Превечный Бог.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию рождшагося/ от Безневестныя// и Пречистыя Девы Марии.

Рождественский вертеп возле Храма Святителя Николая у Соломенной Сторожки. Москва

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector