0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Омела белая

Содержание

Омела белая. Секреты друидов и современность.

С древних времён народе сохраняются и передаются предания о растениях с теми или иными свойствами. Некоторые из них считаются колдовскими, а некоторые — целебными.

К таким относится удивительная вечнозелёная омела, живописный кустарник, живущий в кронах других деревьев. Летом её трудно заметить среди листвы. Зато зимой, осенью и ранней весной странный зелёный шар на голом дереве так и бросается в глаза.

Друиды

Поделиться13rd Mar 2011 17:25:42

  • Автор: Thistle Witch
  • Сновидец [VIP аккаунт]
  • Зарегистрирован : 1st Dec 2010
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 13702
  • Уважение: +8554
  • Позитив: +8651
  • Пол: Женский
  • Награды:
    Мисс Имболк
  • Провел на форуме:
    11 месяцев 25 дней
  • Последний визит:
    Сегодня 19:17:33
  • Награды:

Поделиться218th Mar 2011 18:04:48

  • Автор: Aknela
  • Практик
  • Зарегистрирован : 27th Dec 2010
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 756
  • Уважение: +522
  • Позитив: +256
  • Провел на форуме:
    2 месяца 11 дней
  • Последний визит:
    23rd Jan 2017 19:41:26
  • Награды:

Магия Друидов

Друиды поклонялись деревьям, и их магия во многом была построена на использовании растительных сил. Так, существовал особый ритуал срезания с дуба выросшей на нём омелы, из которой затем варили особый эликсир, способный излечить многие болезни. В своих священных рощах друиды изучали свойства растений и, главное, способы приобретения власти над духами деревьев. По легендам, друиды умели заставлять деревья двигаться и часто превращали их в воинов, толпы которых обрушивались на врагов.

Друиды владели магией всех четырёх стихий. Их знаменитый колдовской «огонь из рябины» обладал свойством предсказывать победу или поражение, а также вообще предсказывать будущее по направлению пламени. Сложенные особым образом друидские костры порождали волны неугасимого огня, обращавшего в бегство целые армии. Друиды могли силой заклинаний разрушать холмы и скалы, вызывать туман, сильный ветер и даже бурю. Они могли по своему желанию заставить забить новые источники воды и осушить реки и озёра.

Одним из инструментов правосудия служил особый магический металл друидов. Когда его клали на руку подозреваемого, он обжигал виновного и не причинял никакого вреда невиновному.

Хотя друидская магия в основном построена на ритуалах, одним из основных даров друидов была «магия слова». Они сочиняли заклинания в виде стихов, где использовали тайные имена и символы стихий и предметов, заставляя природу подчиняться своей воле. Магическая Речь была почти всесильным оружием, сила и воздействие которого зависела от количества и порядка Священных Рун или букв древнего алфавита, имеющих магическую силу и тайный смысл. Друид мог также предсказать своё или чужое будущее, прочтя «песнь озарения». Дотронувшись большим пальцем до «зуба мудрости», он быстро сочинял и читал вслух четверостишие-заклинание, открывавшее ему предопределённое Судьбой.

Друидизм исчез только в X-XI веках нашей эры, многие его традиции были забыты, но в наше время многие стараются их возродить. В некоторых странах появились друидские ордена, где изучают древние рукописи и легенды.

В магии друидов особое место занимает душевное и физическое спокойствие. В таком состоянии друиды просматривали прошлое и будущее и вообще все, к чему они прикасались. Начиналось овладении такими практиками с помощью специального дыхания, а сама подготовка к такой практике длилась годами.
Прежде всего следовало освоить дыхательную практику. Под дыхательной практикой подразумевалось «слушание» собственного сердца и начинающие закрывали глаза, расслаблялись и учились достигать дыхания, при котором 3 удара пульса приходились на вдох и три удара пульса приходились на выдох.

Так дышать они старались около часа без перерыва и ежедневные тренировки дыхания приводили к тому, что постепенно ритм дыхания становился медленным и в обыденной жизни.

Второй этап тренировки заключался в дыхании, при котором на 4 удара пульса приходился один вдох и на 4 удара удара пульса – один выдох. Это уже было «дыхание прозрения». В таком состоянии и при таком ритме дыхания друид брал в руку любой предмет и мог рассказать где, когда и что с этим предметом происходило. Они брали за руку человека и рассказывали о его прошлом и будущем. Но ритм такого дыхания должен был соблюдаться в течение часа и не меньше. Чем больше времени друид дышал в таком ритме и чем больше такой ритм дыхания становился для него обычным, тем большим даром прозрения он обладал. Причем чем более неподвижным был предмет исследования, тем больший эффект достигался. Считать информацию с бегущей воды, живого огня, животного было гораздо сложнее и требовались годы тренировки.

Лишь некоторые из друидов осваивали «дыхание смерти» , когда на 5 ударов сердца приходился вдох и на 5 ударов сердца выдох. Друиды приводили своих учеников на кладбища, где те ложились на могилы, входили в состояние «дыхания смерти» и просматривали жизнь умершего человека. Этот же метод они использовали и тогда, когда определенную информацию мог знать лишь умерший человек.

Именно в таком состоянии друиды разговаривали с деревьями и слышали голоса богов, у которых они испрашивали совета и те говорили им как надлежит поступить в том или ином случае. Наиболее сильным «говорящим» эффектом обладали деревья растущие в местах силы и они должны были быть достаточно старыми, древними. И еще одна особенность такого дерева – отверстие в стволе. Наиболее опытные друиды помещали в отверстие дерева два маленьких плоских камня и вырезали на дереве «свои» знаки. Однажды положенные камни должны касаться друг друга и больше их никогда нельзя трогать. «Свой» знак представляет вас и только вас и дерево будет знать своего хозяина. Друиды делали подношения своим деревьям в виде вина, меда или зажигали рядом с деревом благовония. Современные друиды используют для этих целей удобрения, ведь старые деревья в современном мире уже нуждаются в подпитке.

В магии друидов особое место было посвящено «пробуждению» деревьев. Сначала друид выбирал дерево, потом в отверстие опускал камни, затем он в течение долгого времени проводил ритуал «пробуждения». Ритуал состоял в следующем: друид подходил к дереву, касался его рукой и произносил обращение. В современной России и современной Англии это обращение звучит по разному, но любой друид может составить свое обращение. Произносить обращение английских друидов в приморской тайге бессмысленно, дерево чувствует последовательность звуков, которая принадлежит только тому архетипу, который сложился в данном регионе. Студенты Дальневосточной академии истории, психологии и парапсихологии используют при обращении симбиоз бохайского и славянского вызывания. При исследованиях установленно, что может применяться и формулировка в виде «Услышь меня…», «Обрати внимание на меня…» и т.п.

Затем следует ритуал вызывания . На коре дерева рисуется его знак. В Англии знаки деревьев носят название «Знаков ОГАМА». В Росии – «Знаки ИРИЯ». Знаки ИРИЯ передаются только внутри магической славянской традиции и никогда публиковаться не будут, но для студентов ДВАИПП, специализирующихся на славянской магии и друидической магии, Знаки ИРИЯ являются обязательными для изучения. Вызвать духа любого дерева, хотя для этого потребуется неизмеримо больше времени чем при использовании Знаков ИРИЯ, можно нарисовав на дереве вертикальную черту или руну «ИИСА». При рисовании знаков необходимо произнести триединое имя дерева, то есть его современное название, более древнее и самое древнее. Опять-таки таких знаний никто публиковать не будет, но человек, который хочет освоить ритуал друидов, может произнести современное название дерева, но пр этом ударение нужно делать в трех разных местах или при трех различных интонациях. Например: «бЕрёза», «берЁза», «берёзА». Для дуба вы трех разных ударений не придумаете, но можете произнести «дуб», «ду-у-б», «ду-у-у-у-уб». Конечно, изучать магию друидов гораздо легче и эффективнее у учителя, но так как сегодня в Приморье магию друидов преподают только в ДВАИПП, а не все наши читатели могут обучаться в этом высшем учебном заведении, то они могут попробовать вариант с ударением или разной протяжностью при произншении названии дерева.

И в заключение делается благословение. Снимается рука с дерева, делается шаг назад и необходимо трижды сильно постучать по стволу.

Производя такой ритуал множество раз, вы в итоге разбудите дерево и оно начнет с вами общаться. Почему сегодня магия друидов популиризуется? Почему мы даем рекомендации с помощью которых даже не друид, а любой читатель сможет разбудить дерево? Почему запретные прежде ритуалы можно найти даже в газете? Друиды считают, что пришло время пробуждения планеты. Если люди разбудят хотя бы несколько деревьев в Приморье, то те, в свою очередь, будут искать общения с другими пробудившимися деревьями. Если достаточное количество людей разбудят по всему миру достаточное количество деревьев, то их объединенное сознание охватит всю планету – тогда уже деревья смогут оказывать влияние на человеческое сознание и пробуждать в нем способности к яснознанию, ясновидению, телепатии… Люди станут более разумными, что защитит деревья от уничтожения и поможет людям стать равными богам.

Но вернемся к магии друидов. Вы разбудили дерево. Друид выбирает необходимое время, так как общение с одними деревьями удается лучше днем, а с другими – ночью. Например, с березой, дубом, ольхой, лучше общаться днем. С ивой, яблоней, виноградом, тополем, лучше общаться ночью. Сформулируйте свой вопрос, приблизьтесь к вашему дереву и зажгите благовоние, которое будет служить подношением. После этого коснитесь дерева и громко произнесите вопрос, касающийся того, что вас интересует. Сначала дерево будет отвечать вам очень легким стуком положенных в отверстие или дупло камней. Да – 1 удар, нет – 2 удара, 3 – неизвестно. Вы можете спросить у дерева все, что угодно, но никогда не приводите к дереву кого-нибудь другого. Магия друидов – магия одиночек. Ваше дерево служит только вам и вопросы должны касаться только вас. Спрашивать для других нельзя, иначе дерево перестанет общаться с вами.

Особое место в магии друидов отводится посоху.
Если в классической магии вы используете жезл, то для друидов посох является символом мага. Друид сам определяет из какого дерева будет его посох. Дерево должно ему нравиться. Посох должен быть вырезан из палки, которая устроит его по весу. Он сам решает, наносить ли ему символы на посох или он будет чистым. Прежде чем срезать палку, вы должны быть уверены, что это то, что вам надо. Прежде чем срезать палку, вы должны объяснить дереву, для чего вы это делаете. Вы должны также спросить у него разрешения. Прежде чем срубить палку, вы должны сделать подношение (мед, вино или благовоние). Вы должны долго объяснять дереву для чего вы это делаете и вы должны быть убеждены, что будете следовать магии друидов. Если вы не собираетесь ей заниматься, то вырезать посох не следует. Поговорить с деревом вы сможете и без посоха, разбудить его и узнавать ответы на вопросы, вы также сможете и без посоха. Но отрезав палку, ее нужно обработать сразу же. Обдерите кору и придайте ей с помощью ножа и наждачной бумаги тот вид, который вам необходим. Когда она высохнет вы можете нанести на нее лак или покрасить краской. Друиды дают всегда имя своему посоху. В вершину посоха можно вставить ручку.

Читать еще:  Американский депутат наживался на верующих

Магия друидов

Друиды поклонялись деревьям, и их магия во многом была построена на использовании растительных сил. Так, существовал особый ритуал срезания с дуба выросшей на нём омелы, из которой затем варили особый эликсир, способный излечить многие болезни. В своих священных рощах друиды изучали свойства растений и, главное, способы приобретения власти над духами деревьев. По легендам, друиды умели заставлять деревья двигаться и часто превращали их в воинов, толпы которых обрушивались на врагов.

Друиды владели магией всех четырёх стихий. Их знаменитый колдовской «огонь из рябины» обладал свойством предсказывать победу или поражение, а также вообще предсказывать будущее по направлению пламени. Сложенные особым образом друидские костры порождали волны неугасимого огня, обращавшего в бегство целые армии. Друиды могли силой заклинаний разрушать холмы и скалы, вызывать туман, сильный ветер и даже бурю. Они могли по своему желанию заставить забить новые источники воды и осушить реки и озёра.

Одним из инструментов правосудия служил особый магический металл друидов. Когда его клали на руку подозреваемого, он обжигал виновного и не причинял никакого вреда невиновному.

Хотя друидская магия в основном построена на ритуалах, одним из основных даров друидов была «магия слова». Они сочиняли заклинания в виде стихов, где использовали тайные имена и символы стихий и предметов, заставляя природу подчиняться своей воле. Магическая Речь была почти всесильным оружием, сила и воздействие которого зависела от количества и порядка Священных Рун или букв древнего алфавита, имеющих магическую силу и тайный смысл. Друид мог также предсказать своё или чужое будущее, прочтя «песнь озарения». Дотронувшись большим пальцем до «зуба мудрости», он быстро сочинял и читал вслух четверостишие-заклинание, открывавшее ему предопределённое Судьбой.

Друидизм исчез только в X-XI веках нашей эры, многие его традиции были забыты, но в наше время многие стараются их возродить. В некоторых странах появились друидские ордена, где изучают древние рукописи и легенды.

В магии друидов особое место занимает душевное и физическое спокойствие. В таком состоянии друиды просматривали прошлое и будущее и вообще все, к чему они прикасались. Начиналось овладении такими практиками с помощью специального дыхания, а сама подготовка к такой практике длилась годами.

Посох друида

Рекламное видео:

Особое место в магии друидов отводится посоху. Если в классической магии вы используете жезл, то для друидов посох является символом мага. Друид сам определяет из какого дерева будет его посох. Дерево должно ему нравиться. Посох должен быть вырезан из палки, которая устроит его по весу. Он сам решает, наносить ли ему символы на посох или он будет чистым. Прежде чем срезать палку, вы должны быть уверены, что это то, что вам надо. Прежде чем срезать палку, вы должны объяснить дереву, для чего вы это делаете. Вы должны также спросить у него разрешения. Прежде чем срубить палку, вы должны сделать подношение (мед, вино или благовоние). Вы должны долго объяснять дереву для чего вы это делаете и вы должны быть убеждены, что будете следовать магии друидов. Если вы не собираетесь ей заниматься, то вырезать посох не следует. Поговорить с деревом вы сможете и без посоха, разбудить его и узнавать ответы на вопросы, вы также сможете и без посоха. Друиды дают всегда имя своему посоху. В вершину посоха можно вставить ручку.

СМИ ПОН

Новости СМИ ПОН

Подлинная история советского «ограбления века». Дело братьев Калачян

В 1977 году в Армении произошло крупнейшее в истории СССР ограбление Госбанка.

Об ограблении денежных хранилищ Госбанка не думали даже матёрые уголовники. И тем не менее в 1977 году случилось немыслимое — злоумышленники покусились на святая святых советской финансовой системы.

Операция «Архив». Как Советский Союз окончательно избавился от Гитлера

На рубеже 1980–1990-х годов, когда в Восточной Европе произошло обрушение просоветских режимов, а Западная Германия поглотила Восточную, произошло резкое усиление позиций неонацистов.

На фоне ниспровержения социализма крайне правые силы пытались добиться хотя бы частичной реабилитации нацизма.

Непобедимая страна. 15 интересных фактов о Советском Союзе

30 декабря 1922 года на Первом Всесоюзном съезде Советов было утверждено образование Союза Советских Социалистических республик. Советский Союз занимал территорию площадью 22 400 000 квадратных километров, являясь самой большой страной на планете, имел самую протяжённую границу в мире (свыше 60 000 километров) и граничил с 14 государствами.

Великая душа. Жизнь и принципы Махатмы Ганди

Мохандас Карамчанд Ганди родился 2 октября 1869 года в индийском городе Порбандар в состоятельной семье из варны вайшьев. Маленький Мохандас, или Мохан, меньше всего напоминал философа, мыслителя и политика, идеи которого перевернут мир.

Продукт гуманизма. Как сердобольный дантист придумал «электрический стул»

6 августа 1890 года человечество вписало новую страницу в свою историю. Научно-технический прогресс добрался и до такого специфического рода деятельности, как исполнение смертных приговоров. В Соединённых Штатах Америки была проведена первая смертная казнь на «электрическом стуле».

Придуманный из гуманных соображений «электрический стул» оказался одним из самых жестоких способов смертной казни.

  • СТАТЬИ
  • Традиции и новшества
  • Уроки истории
  • Главная /
  • Символы /
  • Омела

Омела. Применение и символизм

Омела имеет разные национальные названия: у французов – трава распятия, у англичан – птичий клей и панацея, у русских – дубовые ягоды.

Омела – вечнозеленое растение, которое укореняется высоко в ветвях старых деревьев. У нее тонкие веточки, узкие листочки, желтовато-белые или желтовато-оранжевые ягодки с одним семечком. Омела, питаясь и беря влагу из-под коры того дерева, где она поселилась, разрастается кустиком в форме шара. В качестве места жительства, наиболее любимые омелой деревья – это яблони, тополя, березы и рябины, дубы и реже некоторые хвойные. Когда все живое готовиться к зиме, листья с деревьев опадают, начинает цвести омела. Зеленые шарики хорошо заметны среди голых крон, а к концу зимы появляются ягоды, и продержаться они могут в течение всего года. Семена омелы клейкие, что и позволяет им прилипать к древесине, а затем пускать под кору корешок. Благодаря именно необычности цветения и распространения, омелу считают символом возрождения, бессмертия, плодородия и богатства.

Легенды и поверья об омеле

С древних времен омела была окружена загадочными и мистическими рассказами и легендами.

В культуре древних кельтов омела считалась золотой ветвью Древа жизни. Родилась она, по преданию, от удара молнии в дерево дуба, а все, что было связано с дубом, считалось божественным. Омела же была предметом суеверного почитания. Она не имела видимых корней, и появлялась как бы ниоткуда.

Омела, выросшая на дубе, обладала, по мнению друидов, особой ценностью. Для торжественного снятия такой редкости устраивался целый ритуал – торжественная церемония при большом скоплении народа. Это происходило на шестой день лунного месяца. Подготовив все для жертвоприношения, к дереву приводили двух белоснежных быков, которые были впервые запряжены в ярмо. Одетый в белые одежды жрец забирался на дерево, срезам омелу золотым серпом (это было очень важным условием, орудия их других металлов – железа или стали – категорически не годились; считалось, что в этом случае омела лишится своих волшебных свойств) и собирал ее в свой плащ. После приведенных животных приносили в жертву богам. А приготовленный из такой омелы напиток обретал магические свойства.

И ни в коем случае омела не должна была коснуться земли, т.к. жрецы считали ее чем-то божественным, а прикоснувшись к земле, растение также лишалось своей небесной силы. Друиды верили, что омела оберегала человека от колдовства, могла исцелять любые болезни и была символом исцеления и развития духа. Напиток из омелы помогал заживлять раны, и вообще был наделен многочисленными целебными свойствами.

Позднее нашла омела применение и в качестве оберегов и талисманов для успешной охоты и повышения урожая, зачатия детей и исполнения желаний, а также приворотные зелья.

В христианской традиции, как и у кельтов, был и существует сейчас обычай добывания омелы к Рождественским праздникам. Ветвь омелы подвешивали в доме и поцелуи под ней обещали союз влюбленных сделать долгим и плодотворным. Эта традиция пришла из древнескандинавской мифологии. Есть другое мнение, что это древнеримский обычай из свадебных церемоний в период сатурнианских зимних праздников. Церковь пыталась запретить использование омелы, искореняя таким образом язычество, но это не дало желаемых результатов. И в наши дни в Европе на Рождество с удовольствием покупают омелу, которая помогает сохранить в доме достаток и здоровье, и влюбленные целуются под ней, укрепляя свою любовь.

Необычные свойства омелы

В Швейцарии думали, что омела на деревьях появляется, прилетая на острие молнии, и называли ее «громовой метлой». Сгоревшая в камине, она должна была защищать дом от ударов молнии.

В Богемии этому удивительному растению приписывали возможность разыскивать клады и открывать самые затейливые замки. В Австрии использовали омелу для избавления от кошмарных сновидений. Для этого достаточно было положить веточку у порога. В Швеции для защиты людей и животных от троллей, омелу пучками развешивали близко к потолку домов и мест содержания домашнего скота. Негры изготовляли из омелы талисманы, считая, что они предохранят их от возможных ран в военных сражениях.

В «Энеиде» описывается, как Эней по совету Сивиллы разыскивает и добывает «золотую» ветвь. Он приносит ее в жертву для проникновения в подземное царство и свидания со своим отцом. А жрецы святилища Дианы должны были убить своего предшественника, чтобы занять его место стража, символизируя царя леса.

Сама же омела, будучи символом жизни и света, неожиданно становится орудием смерти в мифах о Бальдре, боге света и растительности в германских и скандинавских мифах. Из-за злокозненного заговора, она превратилась в копье в руках слепого бога Хеда, которое и убило Бальдра. Это символизирует возможный переход от жизни у смерти при помощи священной омелы. Соотнося жизнь и смерть, был обычай срезать омелу в дни солнцестояний. Срезанные в другое время ветви омелы считались опасными.

Омелу традиционно можно отнести к символу свободы от запретов и ограничений, потому что она – ни дерево, ни кустарник, т.е. ни одно, ни другое. Именно поэтому ее выбрали своим символом жители штата Оклахомы, впервые используя растение в этом смысле.

Читать еще:  Игровые автоматы Резидент и другие интересные слоты в казино Вулкан

Целебные свойства омелы

Право назваться универсальным противоядием – одно из самых старинных известных свойств, которыми обладает омела. Применение ее оправдано при эпилепсии, при этом омела должна была непременно быть правильно добытой. Вплоть до XVIII века Англичане и голландцы применяли омелу против приступов этой болезни – по рецептам известнейших врачей изготовлялось лекарство на основе высушенных ягод омелы, особым образом перетертых с вином.

Хорошим средством была омела от различных ран и язв, достаточно было больному приложить лист омелы к больному месту или пожевать кусочек растения. Стоит при этом помнить, что свои свойства омела может изменять в зависимости от своего «хозяина», дерева, на котором омела росла. Несомненно, из омелы можно было приготовить и яд, если поставить такую цель перед собой.

В швейцарском кантоне Аару, растение, добытое по правилам друидов, полагали универсальным средством от детских болезней. Название, пошедшее из языка друидов – «всецелитель» — прочно закрепилось за омелой в разговорной речи жителей Шотландии, Уэлься, Бретани и Ирландии.

При плохом самочувствии, головокружении и упадке сил пьют чай, заваренный из омелы. Сегодня омела белая официально признана растением лекарственным. В лабораторных условиях установлено, что в листьях омелы содержаться различные смолистые вещества, органические кислоты, жирные масла, спирты, каротин, аскорбиновая кислота и много чего еще. Препараты на омеловой основе обладают успокаивающим эффектом, способствуют улучшению сердечной деятельности. Официальная медицина нашла растению следующее применение: омела использует для понижения артериального давления, при лечении почечных заболеваний.

Помимо прочего, омела используется для лечения не только людей, но и животных. Старинные знания друидов о растениях не пропали полностью, поэтому в современных ветеринарных препаратах омелу используют со сходными целями: для остановки кровотечений, при родах и для понижения давления.

Срезание священной омелы друидами

— А вам никогда не бывает страшно? — спросила Алиса.
— Вы здесь совсем
одни, и никто вас не охраняет…

— Как это «одни»? — сказала Роза. — А дуб на что?

«И дуб когда-то был крошкой, колыбелью ему служил маленький желудь… Больше, великолепнее его не было дерева во всем лесу. Вершина его высоко возносилась над всеми деревьями и была видна с моря издалека, служила приметой для моряков… В ветвях дуба гнездились лесные голуби, куковала кукушка, а осенью, когда листья его казались выкованными из меди, на ветви присаживались и другие перелетные птицы…» — так описывает это дерево Ганс Христиан Андерсен в своей сказке «Последний сон старого дуба».

И это очень показательный отрывок, ибо в нем представлена практически вся гамма символических значений и смыслов, которые приобрел этот лесной гигант за историю своего существования на земле, а именно долголетие, происхождение великого из малого, великолепие и мощь, священное значимое место, покровительство и прибежище, слава и даже жертва. Приглядимся же к ним повнимательнее, и рассмотрим во всех подробностях.

Происхождение и этимология названия

Индоевропейский корень слова «дуб» тождественен корню слова «дерево».

Святость дуба

У многих народов дуб посвящался богам: Зевс у греков, Юпитер у римлян, Тор у германцев, Перкунас у литовцев, Дубобог у японцев, Прове у балтийских славян. А в Ромове древние пруссы окропляли священный дуб кровью жертвенных животных и поклонялись в его образе сразу трем богам.

У литовцев и германцев дуб подчас заменял храм, ибо в его дуплах могли укрыться до сотни человек.

Жители Палестины хоронят под дубами своих пророков и святых. Так же поступают и суфии, которые к тому же украшают их ветви лоскутками одежды.

В Англии очень долго считалось, что срубить дуб — это роковой грех, хотя все остальные деревья можно было заготовлять без ограничений. Он использовался только для священных костров. Дуб считался деревом, которое может исцелять и предсказывать.

С введением же христианства началось повсеместное уничтожение дубов как главного предмета языческих культов.

И лишь в эпоху Возрождения снова входят в обиход эмблемы, связанные с дубом. Хотя иногда дубовый лист можно видеть и в готических орнаментах.

И до сих пор живо предание по которому у скептика который усомнился в святости дуба и отрубил его ветвь отсохла рука.

Дуб — символ долголетия и мощи

Повсеместно дуб считается символом долголетия и мощи. И это неудивительно. Ведь дубы известны с древнейших геологических эпох. Эти деревья современники мамонтов и других вымерших животных. Они могут жить до 2,5 тысяч лет, а зрелость дуба наступает только в 150 лет. Дубы вырастают до 30 метров в высоту и до 25 метров в окружности. До 18 века дубы возрастом несколько сотен лет считались в Северной и Восточной Европе обычным делом.

Символика дуба в Древнем Египте

Согласно «Книге Мертвых» дуб соответствует пятому часу ночного пути солнечной барки Ра.

Символика дуба у кельтов

Кельты как и германцы почитали дубы на которых росла омела. Под дубом они приносили человеческие жертвы.

Символика дуба у друидов

Само название друиды вероятно происходит от слова «dru» — дуб.

В гороскопе друидов дубу посвящено 21 марта — день весеннего равноденствия. Кроме того, друиды поедали желуди накануне предсказаний. В дубовых рощах они совершали свои богослужения.

К наиболее священным из обрядов друидов относился обряд срезания с дуба ветви омелы, которая считалась панацеей от всех болезней и несчастий. Его производили в полнолуние. Друид в белых одеждах приносил в жертву дубу двух белых быков, закалывая их в сени дерева. Затем специальным золотым серпом срезалась с дуба ветвь омелы.

Символика дуба у славян

Само слово дуб в славянских языках означает «дуплистое дерево» и долгое время слова дуб и дерево считались синонимами. Более того, дуб признавался как главное, настоящее дерево.

Дуб на Руси считался также символом защиты и обороны и именно из дуба были сложены стены Московского кремля при Иване Калите.

Символика дуба в античности

В Древней Греции дуб был посвящен Зевсу Громовержцу. Возможно, это пошло оттого, что по наблюдениям в дуб чаще всего попадала молния (это вошло даже в поговорки).

Греки считали, что через шелест листьев дуба Додоны Зевс передавал свою волю. Ветвями дуба украшались его храмы и, возможно, отсюда берет свое начало использование дуба как символа мужества, доблести, силы и мощи.

Знаменитая палица Геракла была сделана из дуба.

Римляне посвящали дуб Юпитеру. На острове Неми они почитали управляемую лесным царем дубовую рощу.

Кроме того, в античности дуб считался местом обитания особых нимф — дриад (от греч. drys — дуб).

Дубовый венок у древнеиталийских правителей считался символом сановного достоинства.

Дуб в христианской символике

В Ветхом Завете под сенью мамврийского дуба Аврааму явился Господь (при императоре Костантине на этом месте была построена базилика). Возможно поэтому, в мистериях Бог-отец часто выступал под именем или в форме дуба. Священными дубами окружена могила Авеля на утесе реки Авале в Ливанских горах. Под дубом же Иаков закопал всех идолов Сехема. Иисус Навин воздвиг под дубом камень для клятвы. В Офре ангел Господень явился под дубом Гедеону. Кормилица Ребекки была захоронена под дубом, названным потом «дубом плача». Авимилеха поставили в цари у дуба. Под дубом же был похоронен Саул.

Позже дуб, или точнее падуб (Каменный дуб) стал считаться одним из тех деревьев, из которых по преданию был сделан крест Господень. Колючий падуб — это еще и символ тернового венца. По легенде, когда деревья услышали, что Христа должны распять, они договорились между собой что не позволят использовать в этих целях свою древесину и, когда их коснулся топор дровосеков, распались на тысячу кусков. И только падуб остался цел. Так это дерево вошло в культуру как символ почитания Христа, а так же как символ страстей Господних. В этом значении его можно видеть на изображениях Св. Иеронима (размышляющего о страстях Господних) и Св. Иоанна (провозгласившего Христа агнцем Божьим и предсказавшего таким образом его жертву). Упавший же ствол дуба, попираемый ногой Св. Бонифация — аллегория обращения язычников.

Символика дуба в астрологии

В астрологии дуб соответствует зодиакальному знаку Льва.

Дуб как алхимический символ

В алхимии дуб — терии, полый внутри дуб, означает бочку, специальный сосуд для брожения и очищения элементов. Согласно «Фигурам Авраама Еврея» — это знак плавильного горна.

Дуб в военной символике

Дубовая ветвь, дубовый венок или гирлянды используются в военной униформе как эмблемы доблести и силы.

Во времена нацистов дубовые листья использовались в качестве наградных, почетных и орденских атрибутов.

Дуб в геральдике

В русской геральдике дубовая ветвь применятся с конца 19 века. 24 июля 1882 года она была внесена в большой государственный герб в качестве левой стороны венка, тогда как правую ветвь составляла лавровая ветвь.

В советской геральдике дубовая ветвь и лист применялись как эмблематические изображения на медалях, орденах, значках, памятниках воинской доблести и монетах выпуска 1922-1991 годов.

Дубовые листы внесены в соединенную эмблему военной организации стран Варшавского договора.

В Германии дубовый лист использовался в качестве эмблемы начиная со средневековья и вплоть до новейшего времени. Трактовался он классически — как эмблема доблести, причем не только военной, но и трудовой.

Цветовая гамма в геральдических изображениях дуба

Цвет желудей — зеленый, золотой, коричневый, красный или пурпурный.

Цвет листьев — зеленый, серебряный или золотой.

(Подробнее о значениях конкретных цветов см. в разделе «Символика цвета»)

Приметы и гадания связанные с дубом

Если листья дуба скручиваются — то это к засухе (Уэльс).

Найдешь червя в желуде — к бедности, а паука — к болезни (Англия).

Взять два желудя, назвать именами влюбленных и опустить в тазик с водой. Если, плавая, они сойдутся — это к свадьбе (Англия).

Чтобы снять головную боль — вбей гвоздь в ветку дуба (Корнуолл).

В день летнего солнцестояния надо молча потереть рукой кусочек дуба и он будет исцелять все твои болезни.

В России при помощи дуба заговаривали зубную боль, детские болезни и горловые.

Листьям дуба приписывалась способность заколдовывать и усмирять львов.

Дубовая зола считалась предохраняющей от хлебной ржавчины.

Греческие заклинатели верили, что при помощи дубовой ветви можно вызвать дождь.

Дубовый столб в навозной куче применялся для отпугивания змей.

Комплекс отрицательных значений

Чем больше в армии дубов, тем крепче наша оборона.

Если начальник постоянно растекается мыслью по древу, то он наверняка — дуб.
Кора головного мозга ему досталась от дуба.
Стоят столы дубовые, сидят дубы здоровые.
Что ни начальник — дуб, что ни подчиненный — пень, что ни бумага — липа.
Не часто видишь людей, лезущих на дуб, а вот с дуба рухнувших — сплошь и рядом.
Каким же надо быть дубом, чтобы дать себя ободрать как липку?

Жизнь, как у желудя: висишь, качаешься, не знаешь когда упадешь, не знаешь какая тебя свинья съест, а кругом дубы, дубы.

Каждая свинья должна построить хлев, вырастить поросёнка и посадить дуб…

Откуда же столь богатый комплекс отрицательный значений, символов и ассоциаций у столь благородного дерева?

Читать еще:  Муфтии России довольны итогами конференции, прошедшей в Вашингтоне

Как справедливо отмечает в своей статье Иветта Красногорская, возможно в таких ситуациях люди отталкиваются от все тех же переросших в метафоры, по своей сути положительных значений, таких как «непробиваемый» и «непреклонный».

Прочие значения

Дуб с желудями — эмблема зрелости, полной силы.

Дуб без желудей — эмблема юной доблести.

В немецких карточных играх желудь используется как знак масти.

Желудь является символом мужского полового органа и используется в этом значении как амулет.

У Вальтера Скотта вырванный дуб на щите Айвенго означал потерю наследства.

Хотелось бы отметить, что эмблема дубового листа — это воистину вневременной, внеклассовый и подлинно международный символ, тесно связанный с понятиями мужества, доблести и чести.

Однако даже он не избежал участи «превратного» толкования и неуместного использования.

Так Вильям Похлебкин описывает в своей книге удивительный случай, когда в 1986 году при восстановлении Дома-музея Ермоловой на Тверсоком бульваре в Москве портрет актрисы был помещен в венок из дубовых листьев вместо лавровых. Оправдывалось это тем, что поскольку Ермолова русская актриса, то и венок может быть из любого русского дерева…

Как справедливо заметил автор, если бы такой подход утвердился в области точных наук, то нас ожидал бы хаос, но «в области гуманитарных наук мы часто оказываемся нечувствительными к проявлениям неграмотности» (В.В. Похлебкин. Словарь международной символики и эмблематики).

Завершая же разговор об одном из самых великолепных символов в человеческой культуре, я снова обращусь к сказке Андерсена:

«Вершина дуба качалась в порыве тоскливого томления, смотрела вниз… И вот сквозь облака проглянули зеленые верхушки леса! Дуб увидал под собой другие деревья…кусты и травы тоже. «Нет, до чего же хорошо, просто не верится! — ликовал старый дуб. — Они все тут со мной, и малые и большие! Ни один не забыт! Возможно ли такое блаженство?» «На небесах все возможно!» — прозвучало в ответ» (Г.Х. Андерсен. Сказки и истории).

Так это дерево становится символом центра мира, его сакральной осью, к которой привязаны, и за которой тянутся все прочие живые существа во вселенной, прообразом отца, оберегающего, ведущего за собой и возводящего на новый уровень космического совершенства проводника.

ОМЕЛА: Божий дар или наказание Господне

Нет омелы — нет и счастья.
(валлийская поговорка)

У этого растения много выразительных названий, вроде, ведьмино или вихорево гнездо, птичий клей, птичьи орешки, дубовые ягодки.

У этого растения много выразительных названий, вроде, ведьмино или вихорево гнездо, птичий клей, птичьи орешки, дубовые ягодки. Многим людям в разных краях почудилось что-то сверхъестественное в растении, которое растёт, цветёт и приносит плоды, не пуская корней в землю. Им привиделось, что оно свалилось прямо с неба, и они связали его с силами прорицания, приписали ему энергию деторождения, здоровья, любви и защиты. Другие, не менее замечательные, возможно более земные, считают омелу наказанием, рассуждая, что не может быть положительным растение, которое только берёт у других, угнетая их, ничего не отдавая взамен.

Абсолютное большинство из примерно ста видов омелы прозябает в Африке, некоторые в субтропических и просто тёплых регионах Евразии. И лишь одна омела белая (Viscum album) давно и неспешно приближается к нашим садам. О ней мы будем говорить потому, что она представляет собой некоторую угрозу, таит в себе несметное количество тайн, имеет ягоды белого цвета, от них и название.

Странная картина получается. В русском языке слова «имела», затем «омела», «имельник» и «омельник» (т. е. «птицелов») существуют с XI века, а само растение толком никому и не ведомо. Наслышаны мы о ней, разве что благодаря кельтским кудесникам — друидам. А всё потому, что омела надолго застряла на дальних подступах к средней полосе, южнее и западнее. И только в последние десятилетия стала гораздо активнее. Если на Украине, например, прежде омелу можно было изредка заметить зимой, то сейчас её гнёзд так много, что и летом они повсюду бросаются в глаза. Стала обычной омела и в чернозёмных областях России, не говоря уже о Северном Кавказе. Вероятно, вскоре и в Нечерноземье она перестанет быть редкостью. Так что к встрече с ней нужно бы подготовиться.

Мы имеем дело с вечнозелёным растением, паразитирующим на лиственных и хвойных деревьях, преимущественно с мягкой и толстой корой. У него шаровидная форма (диаметром от 20 до 120 см), веточки вильчато ветвящиеся утолщены в узлах. Листья зелёные, удлинённо-обратнояйцевидные, супротивные. Цветки скучены в конечном соцветии. Плоды — сочные ложные ягоды с одним или несколькими семенами, погружёнными в клейкую массу. Цветёт омела в апреле, опыляется насекомыми или ветром, плоды созревают в августе — сентябре. Любопытно, что цветение её, как правило, совпадает по времени с цветением растения-хозяина.

Разберёмся теперь, как умудряется омела «оседлать и эксплуатировать» ни в чём неповинные растения. Распространению её способствуют в основном птицы, которые, наевшись клейких ягод, очищают свои клювы о ветки. Как только семя оказывается на дереве, оно выпускает корешок, который внедряется в его кору. В древесину острые отростки омелы проникнуть не могут, но ежегодно снаружи нарастают свежие древесные слои. Они обволакивают со всех сторон отростки, погружают их в себя. Первые годы снаружи почти ничего незаметно и только затем возникает стебель с листьями, веточки, наконец, зелёный кустик. Тот участок ветви, где поселилась омела, вздувается, потому что она отбирает из глубин дерева слишком много питательных веществ. Избыток их вызывает в месте прикрепления омелы неестественно быстрый рост древесины. Надо сказать, что сама омела, селящаяся на вершинах деревьев, добросовестно вырабатывает сахара и другие вещества, но ничего не отдаёт растению, т. е. она лишь полупаразит. При сильном развитии омелы к находящимся выше неё веткам дерева питательные вещества и вода почти не поступают и они усыхают. Бывает, на дереве поселяется несколько десятков растений омелы, тогда вред от неё огромный. Бороться с омелою непросто, если убрать её саму, то она тут же буйно отрастёт, значит, срезать надо всю ветку дерева.

А вот далёкие наши и не наши предки последнюю часть разговора ни понять, ни принять не смогли бы. Они считали омелу неуязвимой, не боящейся ни огня, ни полымя. Думали, что пока она остаётся на дереве, его нельзя ни сразить, ни поранить. Их, незамутнённый наукой взгляд, замечал, что дубовые листья периодически опадают, тогда как растущая на нём омела всегда зелена. Наблюдая зимой её свежую зелень, они усматривали в ней знамение того, что жизнь священного растения дуба не пресеклась, а как бы продолжилась. Потому сломать омелу, было равноценно желанию погубить само дерево.

Необходимость заполучить омелу, тем не менее, существовала и по иным причинам. Дело в том, что ей приписывались необычные лечебные свойства, способность оберегать от ран и болезней, пожаров и прочих напастей, заставлять сады обильно плодоносить. Особую силу имела омела, произраставшая на дубе. При срезке проявлялось много изобретательности. Те же друиды, например, обставляли это так: они обращаются к дубу как всеобщему исцелителю с приветствием и приводят двух белых быков, затем жрец в белом одеянии взбирается на дерево и, срезав омелу золотым серпом, кладёт её на кусок белой ткани. Ещё два века назад, как пишет в «Золотой ветви» Дж. Фрэзер, жители Уэльса и швейцарского кантона Аарау сбивали омелу стрелой или камнем, а, чтобы она не потеряла своей силы, поймать её нужно было левой рукой. Галлы и скандинавы собирали омелу ночью накануне дня святого Иоанна, когда луна находится в апогее. И сегодня ветки омелы вешают как оберег, используют как рождественское украшение. Добывание омелы в канун Рождества и поныне является ритуалом, сходным с друидским. Эти обычаи и обряды Фрэзер связывает и с известным скандинавским мифом о Бальдере, «самом прекрасном и славном из богов», который был убит стрелой из омелы, изготовленной «отцом всех бед» Локи. Пока омела оставалась на дереве, бог был бессмертен. Когда же враг овладел тайной, он сорвал омелу с дуба, убив тем самым бога.

Не так давно в Киеве в ботаническом саду Академии наук Украины мы говорили о природе, реальных и мифических достоинствах, причинах возросшей агрессивности омелы с доктором биологии Юрием Александровичем Клименко. Был солнечный апрельский день, почки на деревьях только раскрылись, а омела уже была в полном цвету, её кругом было много и до неё было рукой подать. Приговор, вынесенный учёным, прозвучал так: «Что ж, омела это и символ жизни, как утверждают мифы, и золотая ветвь, добытая Энеем, если верить Вергилию. Если по форме, то омела и паразит только наполовину, ибо сама занимается фотосинтезом. И всеисцеляющим средством она является. И в её ажурных ветках с кожистыми листьями, желтовато-зелёными цветками и снежно-белыми ягодами без труда можно найти загадочную красоту. Но для меня она, как тот «полуподлец» из пушкинской эпиграммы, стала с некоторых пор паразитом «полным наконец». Её агрессивное распространение я рассматриваю не столько в связи с глобальным потеплением, сколько с падением уровня садовой культуры». В ответ мы хотели было сказать, что если одно ведьмино гнездо, точнее один омеловый шарик оживит зимой крону старого осокоря, то это может даже лучше. и ещё что-то. Но вовремя спохватились, и договорились, что подходящих мест для омелы немало: и над входом в дом, и над камином, и среди рождественских украшений, вот только в нашем саду ей места быть не должно.

Традиции, дошедшие до наших дней

Удивительно, но некоторые современные праздники, а также выполняемые нами по привычке действия являются продолжением обрядов древних друидов. Например, праздник Самайн – день, когда над землей кружат сверхъестественные силы – считается предшественником отмечаемого в наши дни Хеллоуина.

Обычай целоваться под омелой в Рождество уходит своими корнями к празднованию друидами дня бога Юла. Пасхальные символы в культуре некоторых стран – крашеные яйца и «пасхальный кролик» – объясняются традиционными чествованиями богини Истары (ее тотемом, означающим плодородие, был кролик, яйца же служили символом новой жизни).

Традиция награждать золотыми и серебряными звездами наиболее сообразительных учеников тоже считается одним из дошедших до наших дней следов кельтской культуры. Даже привычка стучать по дереву, чтоб не спугнуть удачу, вполне возможно, является отголоском почитания друидами деревьев.

Магические силы омелы

С древних времён омелу сопровождают самые разные суеверия и приметы.

В Скандинавии омела была символом мира и гостеприимства. Дом, украшенный снаружи ветками омелы, говорил о гостеприимности его хозяев. Путники находили в нём приют и отдых от дальней дороги.

Если под деревом, приютившем на себе омелу, встречались кровные враги, им приходилось забыть о своей вражде и мирно общаться друг с другом, отложив на время свою неприязнь.

Но вот германо-скандинавские боги по другому относились к растению. Коварный и хитрый бог Локки убил веткой омелы бога весны и возрождения по имени Бальдра.

Простолюдины защищали ветками вечнозелёной омелы свои дома от грома и молнии, колдунов и злых духов, чёрной магии.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector