0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новости Общество

На Украину прибыли экзархи Константинопольского патриархата. Они уже приступили к работе. Об этом сообщил патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии внеочередного заседания Священного Синода в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве.

По словам предстоятеля РПЦ происходящее на Украине можно сравнить со смутой 1920-х годов. В связи с этим он призвал следовать примеру патриарха Тихона, который сумел «мужественно и четко» отстоять церковный канон. «И мы сегодня должны следовать его линии», – заключил патриарх.

«Сегодня на повестке дня один вопрос, связанный с реализацией решения Константинопольского Патриархата о направлении на Украину так называемых экзархов. 8 сентября наш Синод уже сделал заявление в связи с принятием Константинопольским Синодом решения о направлении таких представителей, и сейчас мы имеем достоверную информацию о том, что они прибыли на Украину и приступили к работе», – сказал, открывая заседание, Святейший Патриарх Кирилл.

По состоянию здоровья на заседании не смог присутствовать Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Был организован сеанс видеосвязи, в ходе которого митрополит Онуфрий сообщил членам Синода о положении дел в связи с назначением на Украину иерархов Константинопольского Патриархата. «Действительно, оба так называемых экзарха Константинопольского Патриарха прибыли в Украину. Один назначен вести переговорный процесс со стороной так называемого патриарха Филарета, другой – со стороной «митрополита» Макария, главы «Украинской автокефальной православной церкви», – рассказал митрополит Онуфрий.

«Мы с ними не встречались и встречаться не намерены, потому что они сюда приехали без нашего благословения. Как представители канонической Церкви в Украине мы с ними общаться не будем, ну, а за тем, как развиваются события, будем следить», – добавил митрополит Онуфрий.

Как сообщает Московский патриархат, Польская православная церковь также подтвердила свою позицию, высказанную на Архиерейском Соборе 9 мая 2018 года. Для предоставления автокефалии УПЦ необходимо согласие всех поместных церквей, а поспешное решение может углубить раскол, предупредила ППЦ. Это следует из письма секретаря канцелярии ППЦ Ежи Дорошкевича, поступившем в РБК в ответ на запрос с просьбой выразить отношение к автокефалии УПЦ.

Со ссылкой на выдержки из протоколов заседаний Архиерейского Собора ППЦ от 9 мая 2018 года Ежи Дорошкевич пишет, что автокефалию предоставляет Мать-Церковь только после согласования с предстоятелями всех поместных церквей, а поспешные действия могут углубить раскол на Украине. «В настоящее время на Украине сложилась ситуация, о которой должны заботиться все поместные православные церкви», – говорится в письме.

Представитель ППЦ также подчеркнул, что «на Украине существует несколько раскольнических церквей, которые должны совершить покаяние и вернуться к канонам православной церкви. Только тогда начнется обсуждение вопроса о предоставлении автокефалии».

Как напоминает РИА «Новости», киевские власти пытаются добиться признания неканонических религиозных структур и создания на их основе единой поместной автокефальной церкви на Украине, вне рамок Украинской православной церкви.

Автокефалией называется статус поместной церкви, предполагающий ее административную независимость от других церквей.

На прошлой неделе Константинопольский патриархат сообщил, что «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии православной церкви на Украине» назначил экзархами в Киеве архиепископа Памфилийского Даниила из США и епископа Эдмонтонского Илариона из Канады.

РПЦ осудила это решение и выразила Константинополю протест. Отмечается, что назначение экзархов на Украину – грубейшее попрание церковных канонов, в соответствии с которыми епископам одной поместной церкви нельзя вмешиваться в дела другой.

Киев, Иван Гридин

Правила Вселенской церкви

По общим правилам мирового православия Синод может обладать судебной, законодательной, административной, надзирающей и распорядительной властью. Взаимодействие с государством производится через назначенное светским правительством лицо. Для эффективной работы Синода создаются следующие органы:

  1. Синодальная канцелярия.
  2. Духовно-учебный комитет.
  3. Управление Синодальных типографий.
  4. Канцелярия обер-прокурора.
  5. Духовно-училищный совет.
  6. Хозяйственное управление.

Разделяется РПЦ на епархии, пределы которых совпадают с границами областей государства. Постановления синода обязательны для священнослужителей и рекомендованы для прихожан. Для их принятия проводится специальное заседание Синода РПЦ (2 раза в год).

Синод РПЦ принял решение бороться за крепость семейной жизни будущих священников

5 апреля 2019 Ахилла

Из журналов прошедшего Синода РПЦ особо интересен журнал № 35. В нем сообщается о том, что Высший Церковный Совет 20 марта этого года обсуждал вопрос проблем в семьях священнослужителей, а также вопрос подготовки семинаристов к семейной жизни. На заседании ВЦС говорилось, что хоть и разводов в семьях священнослужителей намного меньше, чем в в светском обществе, но, как признал митрополит Иларион (Алфеев) в эфире передачи «Церковь и мир», разводы и второй брак являются основной причиной в РПЦ для лишения сана священнослужителей.

И вот на Синоде было решено:

Архиереям было предложено «обратить внимание» на проблему, быть осторожными в рукоположении тех, кто только что женился, а также беседовать с женой будущего священника:

«1. Обратить внимание епархиальных архиереев на важность оказания отеческого архипастырского внимания и духовной поддержки священнослужителям, особенно в первые годы после хиротонии последних.

2. В том, что касается рукоположения в священный сан семейных лиц:

а. Рекомендовать архипастырям проявлять особую осторожность при рукоположении ставленников, имеющих опыт семейной жизни менее года, а также ставленников, жены которых имеют непродолжительный опыт церковной жизни.

б. Считать полезным, чтобы и в тех епархиях, где такая практика еще не введена, епархиальный архиерей или назначенный им опытный священник прежде хиротонии ставленника в священный сан, проводил пастырскую подготовительную беседу с его женой».

Также Учебному комитету РПЦ было рекомендовано «озаботиться введением в учебный план семинарий факультативного курса, посвященного православному осмыслению семейной жизни, в том числе ее практических сторон».

Теперь семинаристы будут встречаться с «опытными священнослужителями из числа семейного духовенства», чтобы набираться уму-разуму, а семейным семинаристами будет позволено («желательно») проживать «за пределами семинарий вместе со своими семьями».

Также напоминается, что согласно определению Архиерейского Собора 2011 года хиротонии безбрачных «допустимо совершать не ранее достижения ими 30-летнего возраста», это же касается и постриженных в рясофор (т.е. еще не принявших монашества).

Напоминается и о том, что «согласно определениям Архиерейских Соборов 2000 года и 2017 года для пострижения в мантию лиц, не являющихся студентами духовных учебных заведений, а следовательно и для рукоположения их в священный сан, установлен минимальный возраст в 30 лет».

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

дальнейшее пребывание в евхаристическом общении

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 15 октября 2018 года в Минске, было принято Заявление Священного Синода в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви.

Читать еще:  Православная общественность России собирается строить на Кубе русский храм

Члены Священного Синода признали невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом.

В Заявлении, в частности, сказано: «Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими «епископами» и «клириками», посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, — все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами».

«Отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах», — указывается в документе.

Рубрики:Новости
Дела церковные

Процитировано 3 раз
Понравилось: 8 пользователям

Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда прокомментировал основные темы первого в 2019 году заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось 26 февраля 2019 года в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Священный Синод обсудил итоги празднования десятилетия Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года и интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. По словам председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, в принятом Священным Синодом постановлении отмечается участие в приуроченных к юбилею торжествах официальных делегаций Поместных Православных Церквей и подчеркнута значимость братского общения для укрепления единства Святого Православия.

«Члены Синода также выразили сыновнюю благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за многочисленные и разносторонние труды», — добавил представитель Церкви.

Святейший Патриарх Кирилл проинформировал собравшихся об итогах XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в период с 27 по 31 января текущего года (тема: «Молодежь: свобода и ответственность»). Члены Священного Синода одобрили Итоговый документ состоявшихся Чтений, а также определили сроки проведения следующих XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений. Они состоятся в период с 26 по 29 января будущего года.

Как отметил В.Р. Легойда, в ходе заседания обсуждались вопросы об организации управления в Патриаршем Экзархате Западной Европы и об учреждении епархий и организации управления в Патриаршем экзархате Юго-Восточной Азии. По итогам их рассмотрения Синод утвердил «Внутреннее Положение о Патриаршем Экзархате в Западной Европе» и «Внутреннее положение о Патриаршем Экзархате в Юго-Восточной Азии». «В составе Патриаршего Экзархата в Юго-Восточной Азии были образованы четыре епархии: Сингапурская, Корейская, Таиландская, Филиппинско-Вьетнамская». Правящим архиереем Сингапурской епархии определено быть митрополиту Сингапурскому и Юго-восточно-азиатскому Сергию, которому также было поручено и временное управление остальными тремя епархиями.

В рамках состоявшегося заседания члены Священного Синода рассмотрели и удовлетворили прошение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия об освобождении его от занимаемой им должности управляющего делами Московской Патриархии. Прошение было подано в связи со значительно возросшим за последнее время объемом работы по архипастырскому окормлению Санкт-Петербургской митрополии.

«Священный Синод постановил удовлетворить прошение, выразив сердечную благодарность митрополиту Варсонофию за понесенные в течение десяти лет архипастырские труды в Управлении делами Московской Патриархии», — сообщил В.Р. Легойда.

«Управляющим делами Московской Патриархии Синод назначил митрополита Тверского и Кашинского Савву, первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии, а на его место — епископа Воскресенского Дионисия, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси», — добавил он.

Глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ также отметил, что заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) был избран викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Зеленоградский». При этом обязанности в Управлении делами Московской Патриархии были за ним сохранены.

В.Р. Легойда также сообщил, что постановлением Священного Синода митрополит Рязанский и Михайловский Марк был освобожден от занимаемой должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархата с благодарностью за понесенные труды.

«Председателем Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархата назначен митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, с сохранением за ним обязанностей по архипастырскому окормлению Вологодской епархии», — подчеркнул он.

«Повторно рассматривая прошение о почислении на покой митрополита Орловского и Болховского Антония, поданное им в связи с достижением 75-летия, Священный Синод решил прошение удовлетворить, выразив сердечную благодарность митрополиту Антонию за многолетнее архипастырское служение в епархиях Русской Православной Церкви, которое отмечено многократным увеличением приходов и духовенства, строительством храмов, заботой о приходах и монастырях, плодотворным взаимодействием с региональными властями и общественными объединениями», — заявил В.Р. Легойда.

Митрополитом Орловским и Болховским, главой Орловской митрополии, определено быть митрополиту Мурманскому и Мончегорскому Симону, а митрополитом Мурманским и Мончегорским, главой Мурманской митрополии, — епископу Североморскому и Умбскому Митрофану, добавил представитель Церкви.

Кроме того, как сообщил В.Р. Легойда, Священный Синод принял постановление о замещении вакантной кафедры Бийской епархии (Алтайская митрополия). Преосвященным Бийским и Белокурихинским определено быть епископу Тарусскому Серафиму, викарию Калужской епархии.

«Касаясь вопроса о перемещении наместников ставропигиальных монастырей, Синод постановил освободить архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, викария Патриарха Московского и всея Руси от должности наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, выразив ему благодарность за многолетнее окормление святой обители и сохранив за ним обязанности викария Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Каширский» и председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству», — заявил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

«Наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры с титулом «Сергиево-Посадский» был назначен епископ Бронницкий Парамон, викарий Патриарха Московского и всея Руси, с освобождением его от должности наместника Донского монастыря г. Москвы, с выражением благодарности за понесенные труды», — добавил он. Наместником Донского монастыря с титулом «Бронницкий» назначен епископ Уржумский и Омутнинский Фома, освобожденный от управления Уржумской епархией.

Еще одним важным вопросом, рассматривавшимся на состоявшемся сегодня заседании, стал вопрос о положении Украинской Православной Церкви, сложившемся вследствие антиканонического вторжения Константинопольского Патриархата на ее каноническую территорию. «По итогам обсуждения Священным Синодом было принято отдельное заявление по настоящей теме», — подчеркнул В.Р. Легойда.

Глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ указал, что Синод утвердил текст молитвы перед принятием лекарства, а также тропарь, кондак и молитву преподобному Ионе Яшезерскому.

«Также, согласно действующему порядку, Священный Синод утвердил журналы Синода Среднеазиатского митрополичьего округа», — заключил В.Р. Легойда.

Краткая история синодального управления с 1721 по 1918 гг.

В первые годы правления большое влияние на решения Синода имел архиерей Феофан. Ни одна церковная книга не могла быть издана без его одобрения.

В конце концов, Елизавета все же взошла на престол. После этого из ссылок были возвращены все сосланные во времена Феофана священнослужители. Период ее царствования был одним из лучших для русского православного Синода. Однако патриаршество Императрица все же не восстановила. Более того, ею был назначен особенно нетерпимый обер-прокурор Я. Шаховский, слывший рьяным ревнителем дел государственных.

Во времена Петра III Священный Синод русской православной церкви был вынужден терпеть немецкое влияние, которое, однако, закончилось с восхождением на престол Екатерины II. Никаких особых нововведений эта царица в Синод не ввела. Единственное, что она сделала – закрыла коллегию экономии. Таким образом, Синод снова стал единым.

Читать еще:  Буддисты России накануне своего Нового года символически сжигают в кострах напасти

При Александре I обер-прокурором становится князь А. Н. Голицын, в молодости слывший покровителем разного рода мистических сект. Как человек практичный, он считался даже полезным Синоду, в особенности на первых порах. Видным церковным деятелем времен Николая I стал Филарет, возведенный императором в сан митрополита в 1826 году. С 1842 года этот священнослужитель принимал активнейшее участие в работе Синода.

В синодальный период (1721—1917)

По упразднении Петром I патриаршего управления Церковью, с 1721 вплоть до августа 1917 года учреждённый им Святейший Правительствующий Синод был высшим государственным органом церковно-административной власти Российской империи, заменявшим собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений (номинально существовал до 1 февраля 1918 года).

Согласно Основным Законам Российской империи, Синод определялся как «соборное, обладающее в русской православной церкви всеми видами высшей власти и состоящее в сношениях с заграничными православными церквами правительство, чрез которое действует в церковном управлении верховная самодержавная власть, его учредившая» [5] .

В таковом качестве был признан Восточными Патриархами и прочими автокефальными Церквами. Члены Святейшего Синода назначались императором; представителем императора в Святейшем Синоде был Обер-прокурор Святейшего Синода.

Учреждение и функции

16 октября 1700 скончался Патриарх Адриан. Царь Петр I назначил образованного малороссийского митрополита Рязанского Стефана (Яворского) Экзархом, то есть Блюстителем Патриаршего престола. Из его компетенции Петр изъял кадровые и административные вопросы. В 1701 был восстановлен упраздненный в 1667 Монастырский приказ, в ведение которого перешло управление всеми церковными вотчинами.

В 1718 Петр I высказал мнение, что «для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии»; Петр поручил Псковскому епископу Феофану Прокоповичу составить для будущей Коллегии устав, получивший название Духовный Регламент.

В течение 1720 проходило подписание Регламента архиереями и архимандритами степенных монастырей; последним, нехотя, поставил подпись Экзарх митрополит Стефан (Яворский).

25 января 1721 был издан Манифест об учреждении Духовной Коллегии. Президентом Синода стал Стефан Яворский. В том же году Петр I обратился Константинопольскому Патриарху Иеремии III с ходатайством о признании Восточными патриархами Святейшего Синода. В сентябре 1723 Константинопольский и Антиохийский патриархи особой Грамотой признали Святейший Синод своим «во Христе братом», обладающим равнопатриаршим достоинством.

14 февраля 1721 Духовная Коллегия, получившая название Святейшего Правительствующего Синода, была официально открыта.

До 1901 члены Синода и присутствующие в Синоде при вступлении в должность должны были приносить присягу, которая в, частности, гласила:

Исповѣдую же с клятвою крайняго Судію Духовныя сея Коллегіи быти Самаго Всероссійскаго Монарха Государя нашего всемилостивѣйшаго.

До 1 сентября 1742 Синод также был и епархиальной властью для бывшей Патриаршей области, переименованной в Синодальную.

В ведение Синода были переданы Патриаршие приказы: Духовный, Казённый и Дворцовый, переименованные в синодальные, Монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве — духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

Все учреждения Синода были закрыты в течение первых двух десятилетий его существования, кроме Синодальной канцелярии, московских Синодальной конторы и типографской конторы, которые просуществовали до 1917.

Обер-прокурор Синода

Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода — светский чиновник, назначавшийся Российским Императором (в 1917 году назначались Временным правительством) и являвшийся его представителем в Святейшем Синоде.

Состав

Первоначально, по «Духовному регламенту», Святейший Синод состоял из 11-и членов: президента, 2-х вице-президентов, 4-х советников и 4 ассессоров; в его состав входили архиереи, настоятели монастырей и лица белого духовенства.

С 1726 года президент Синода стал называться первенствующим членом, а проче — членами Святейшего Синода и просто присутствующими.

В позднейшее время номенклатурный состав Святейшего Синода многократно изменялся. В начале XX века член Синода было жалованным званием, удерживавшимся пожизненно даже в случае, если лицо не призывалось никогда для заседания в Синоде.

Последние годы

По смерти первенствующего члена Синода Антония (Вадковского) в 1912 году и назначения на Санкт-Петербургскую кафедру митрополита Владимира (Богоявленского) политическая ситуация вокруг Синода значительно обострилась, что было связано с вторжением Г. Распутина в дела церковного управления. В ноябре 1915 года Высочайшим рескриптом митрополит Владимир был переведён в Киев, хотя и с сохранением за ним звания первенствующего члена. Перемещение Владимира и назначение на его место митрополита Питирима (Окнова) было болезненно воспринято в церковной иерархии и в обществе, которое рассматривало митрополита Питирима как «распутинца». В результате, как писал князь Н. Д. Жевахов, «нарушался принцип неприкосновенности иерархов, и этого было достаточно для того, чтобы Синод очутился чуть ли не в авангарде той оппозиции к Престолу, какая использовала означенный акт для общих революционных целей, в результате чего оба иерарха, митрополиты Питирим и Макарий, были объявлены „распутинцами“» [6] .

Бывший членом Синода в предреволюционные годы протопресвитер Георгий Шавельский, находясь в эмиграции, так оценивал старейших членов Синода того времени и общую обстановку в нём: «Беспримерно убогий по своему составу митрополитет в известном отношении характеризовал состояние нашей иерархии предреволюционного времени. В Синоде царила тяжёлая атмосфера недоверия. Члены Синода боялись друг друга, и не без оснований: каждое слово, открыто сказанное в стенах Синода противниками Распутина, немедленно передавалось в Царское Село.» [7]

В конце 1915 года скандальный характер приобрело обсуждение в Синоде «варнавинского дела» [8] (см. Иоанн Тобольский#Тобольский скандал), вследствие которого в отставку с поста обер-прокурора был вынужден подать А.Д. Самарин. О ситуации в церковном управлении к концу царствования Николая II протопресвитер Шавельский писал: «В конце 1916 г. ставленники Распутина уже фактически держали в своих руках управление. Обер-прокурор Св. Синода Раев, его Товарищ Жевахов, Управляющий Канцелярией Св. Синода Гурьев и его помощник Мудролюбов были распутинцами. Эту же веру исповедовали митрополиты Питирим и Макарий. Целый ряд епископов епархиальных и викарных были клиентами Распутина.» [9]

1 марта 1916 года, по докладу обер-прокурора Синода Волжина, императору «благоугодно было Всемилостивейше повелеть, дабы на будущее время доклады Обер-Прокурора Его Императорскому Величеству по делам, касающимся внутреннего строя церковной жизни и существа церковного управления, совершались в присутствии первенствующего члена Св. Синода, в целях всестороннего канонического их освещения» [10] . Консервативная газета « Московскія Вѣдомости », называя Высочайшее повеление 1 марта «великим актом доверия», писала: «Из Петрограда сообщают, что в церковных кругах и в Синоде великий акт царского доверия переживается как светлый праздник, что А.Н. Волжин и митрополит Владимир получают отовсюду приветствия и выражения благодарности.» [11]

В апреле 1917 года, член Государственного Совета, член Совета Русского Собрания профессор-протоиерей Тимофей Буткевич писал в передовице официального издания Святейшего Синода « Церковный Вѣстникъ » о состоянии в высшем управлении Российской Церковью в последние годы царствования Николая II: « Особенно тяжело сказалось влияние Распутина на царя в жизни Православной церкви. И церковью управлял, собственно, Распутин. Он назначал обер-прокуроров Св. Синода из лиц, лизавших его руки. Своих единомышленников он возводил на митрополичьи (м.м. Питирим и Макарий) и архиепископские кафедры. » [12]

Читать еще:  7 мая в Храме Христа Спасителя поминают жертв терактов

После падения монархии, 14 апреля 1917 года Временное правительство издало постановление, освобождающее всех членов Синодов за исключением архиепископа Сергия (Страгородского), и о вызове новых членов на летнюю сессию [13] . Смысл роспуска состоял в удалении из Синода лиц, которые воспринимались тогда обществом как ставленники Распутина: Московского митрополита Макария (Невского) и Санкт-Петербургского Питирима (Окнова). Указ был зачитан Синоду Обер-прокурором В. Н. Львовым 15 апреля (ст. ст.); архиепископ Сергий (Страгородский) согласился войти в новый состав Синода, «хотя обещал братьям-епископам, что в новый состав Св. Синода, образованного Львовым, не пойдёт.» [14]

Определением Святейшего Синода от 29 апреля 1917 года за № 2579 [15] из делопроизводства Синода изымался ряд вопросов «на окончательное разрешение в епархиальные управления»: о снятии священного сана и монашества по прошениям, об учреждении новых приходов на местные средства, о расторжении браков по неспособности одного из супругов, о признании браков незаконными и недействительными, о расторжении браков по прелюбодеянию — при согласии обеих сторон, и ряд других, ранее бывших в компетенции Святейшего Синода. В тот же день Синод принял решение о сформировании Предсоборного совета для подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению на «Церковном Учредительном собрании»; основной задачей стала подготовка Всероссийского Поместного Собора.

25 июля 1917 В. Н. Львова на посту Обер-прокурора сменил А. В. Карташёв — последний, кто занимал должность Обер-прокурора Святейшего Синода.

5 августа 1917 было учреждено Министерство вероисповеданий во главе с Карташёвым; обер-прокуратура упразднялась.

Определения от имени Святейшего Синода публиковались вплоть до 18 января (ст. ст.) 1918 года [16] [17] .

С 1 (14) февраля 1918 года, согласно постановлению Собора от 31 января, полномочия Святейшего Синода перешли Святейшему Патриарху и коллегиальным органам — Священному Синоду и Высшему Церковному Совету. Ликвидирован де-юре [18] , как государственный орган, декретом Совета Народных Комиссаров от 20 января (по ст. ст.) 1918 года «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (Об отделении церкви от государства и школы от церкви [19] ).

Русская церковь без Томоса: по РПЦ нанесен тройной удар

Русская православная церковь не устает яростно критиковать создание независимой автокефальной церкви в Украине. Несмотря на получение Томоса, священники РПЦ обвиняют ПЦУ в “неканоничности” и “незаконности”. А Патриарх Кирилл и вовсе называет ПЦУ “раскольниками”.

Почему так реагирует Москва и законна ли сама Русская православная церковь — разбирался OBOZREVATEL.

РПЦ неканонична?

Русская православная церковь, хоть и получила номинальную автокефалию еще в 15 веке, но фактически с того времени живет без Томоса. Столетиями этот вопрос так или иначе поднимался в церковных кругах, но без особого резонанса.

Но в связи с событиями вокруг украинской автокефалии, а также разрыва евхаристического общения между Константинополем и Москвой, тема снова вышла на первый план. Фактически старт автокефалии РПЦ дала так называемая Флорентийская уния, принятая еще в середине 15 века.

Дело в том, что Папа Римский Евгений IV инициировал в 1448 году Собор, который должен был объединить католиков и православных. Там обсуждались главные противоречия среди християн, в том числе и главенство Папы Римского.

В Москве не признали собрание и решили самостоятельно избрать себе митрополита, назвали его “Митрополитом Московским и Всея Руси” и выбрали Иона. Оторванное от Константинополя правление продлилось до конца 16 века. Так, в 1588-1589 годах Вселенский Патриарх Иеремия II во время поездки в Москву был вынужден признать там автокефалию.

Смотрите видео по теме:

“Это был визит в Москву, в первую очередь для богослужения и знакомства с местными парафиями и мирянами. Царское правительство на месте задержало его с целью получить грамоту об автокефалии. Понятно, что процесс официального предоставления Томоса — это процесс коллегиальный, заседания Синода и все необходимые официальные тонкости. Тут человек едет по другим делам, а с него выбивают предоставление автокефалии для Москвы”, — пояснил историю процесса OBOZREVATEL митрополит Хмельницкий и Каменец-Подольский Антоний.

По словам митрополита, в Москве решили «надавить» на Патриарха, и через несколько месяцев вынужденной изоляции в Москве он пошел на уступки боярам. Официально же независимость РПЦ была подтверждена через несколько лет.

Так, в 1593 году в Константинополе Священный Синод признал автокефалию РПЦ. Правда, как рассказал OBOZREVATEL религиовед Игорь Козловский, Москва получила не Томос в нынешнем понимании, а специальную грамоту.

“У них нет Томоса, но есть грамота, выданная в свое время для признания их канонической церквой. В этой грамоте действительно есть положения, которые ограничивают их границы теми митрополиями и епархиями, действующими в то время в Московском царстве”, — пояснил религиовед.

Решение отделиться от Константинополя во многом было продиктовано геополитическими мотивами. Во-первых, в этот период страна вела активные боевые действия, в том числе участвовала в Ливонской войне, а также расширяла свои земли на восток. Собственная церковь во многом стала духовной и идеологической основой для жителей новых земель.

Во-вторых, правителям в Москве было важно укрепить в стране самодержавие, что и произошло как раз при правлении царя Ивана Грозного. Свой митрополит на престоле должен был усилить легитимность правящей верхушки в России.

Почему Москва недовольна Томосом для Украины?

Для Москвы независимая украинская церковь — большая проблема. Во-первых, до момента создания ПЦУ Русская православная церковь насчитывала по миру около 100 миллионов прихожан.

По данным исследования Центра Разумкова за апрель 2018 года, почти 13% опрошенных украинцев считают себя прихожанами УПЦ МП. Это около 4-5 миллионов человек. В стране также действуют около 12 тысяч приходов, это треть от всех приходов, аффилированных с РПЦ.

В случае массового перехода, Русская церковь будет стремительно терять мирян. Тем более отдельные приходы уже отдают предпочтение ПЦУ.

Во-вторых, это “идеологический удар” по РПЦ. Можно по-разному оценивать прямое влияние руководства Украины на процесс создания автокефалии — как предвыборный пиар или реальное желание объединить православие, но фактически в Украине родилась самостоятельная структура. К тому же — равноправная среди других церквей. Спустя время идея защиты “русского мира” и “православных россиян” среди кремлевских политиков может потерять актуальность.

«По мнению кукловодов и по мнению президента Украины, этот собор должен был объединить всех и создать единую для всей Украины православную церковь. А что получилось? А получилось то, что просто две раскольнические группировки объединились», — нервно прокомментировал украинскую автокефалию патриарх Кирилл.

Смотрите видео по теме:

В-третьих, позиция РПЦ как одного из возможных лидеров православия подорвана. Учитывая огромное количество прихожан, а также политическое и финансовое влияние, РПЦ и Россия в целом претендовали на лидерство в мире. Но после создания ПЦУ о статусе претендента речь не идет. А учитывая разрыв с Константинополем и прекращение евхаристического общения, можно говорить и об изоляции РПЦ.

В РПЦ призвали “не искать подводных камней” в кадровых перестановках

В Московском Патриархате призвали “не искать подводных камней” в кадровых перестановках в руководстве ключевых церковных “ведомств” – Управления делами Московской патриархии и Финансово-хозяйственного управления (ФХУ), отметив, что речь идет о плановой работе и ротации кадров. Об этом заявил РИА Новости пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков.

Источники: РИА Новости, РБК, Православие.ру

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector