0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новости Екатеринбург

Ситуация в Среднеуральском женском монастыре «Спорительница хлебов» выходит из-под контроля церковных иерархов. Видимое пока спокойствие может быстро перерасти в конфликт. Почему в ситуацию не вмешиваются светские власти, каковы шансы на мирное урегулирование конфликта и из-за чего началось противостояние схимника Сергия и митрополита Кирилла – в материале «Нового Дня».

Накануне СМИ сообщили о захвате монастыря. Однако говорить о неком силовом конфликте, по крайней мере, на тот момент было нельзя. Как отмечает корреспондент «Нового Дня», побывавший в обители, еще вчера там было настолько спокойно, что человеку со стороны, не осведомленному о деталях происходящего, даже могло показаться, что Среднеуральский монастырь живет своей обычной жизнью. Никаких вооруженных казачьих патрулей обнаружить не удалось – трое или четверо мужчин в камуфляже стояли на самом въезде на территорию монастыря, у Серовской трассы, но на чужаков никакого внимания не обратили. Корреспонденты агентства также спокойно прошли к основным постройкам – лишь у надвратной церкви из будки вышел охранник, окинул взглядом посетителей и удалился к себе. Внутри все тихо – совершались литургии, проводились исповеди, монахини ходили по своим делам, вечером вели беседы на улице, на детской площадке играли подростки, живущие здесь же, на территории.

Впрочем, де факто захват все же есть. Среднеуральский женский монастырь является собственностью екатеринбургской епархии Русской православной церкви. Однако то, что происходит сейчас в обители, РПЦ не контролирует. Об этом говорит уход настоятельницы – если говорить мирским языком, главного управленца в монастыре, назначаемого Священным синодом. Игуменья Варвара и еще несколько монахинь несколько дней назад покинули обитель, не разделяя взглядов заштатного клирика Сергия, которого в епархии называют духовником монастыря (который, кстати, тоже назначается не самовольно, а правящим архиереем – по представлению настоятельницы). Сейчас игуменья и монахини находятся в Ново-Тихвинской обители в Екатеринбурге. Оттуда же в Среднеуральск был направлен протоиерей Георгий, которого, впрочем, оставшиеся в монастыре, то есть те, кто занял позицию Сергия, не приняли. Таким образом, действительно можно говорить о некой попытке рейдерства.

Эксперты говорят, что отказ Сергия покинуть монастырь – это уже принципиально новый уровень конфронтации схимника с епархией. И, несмотря на то, что представители последней пока сдержанно комментируют ситуацию, демонстрируя намерение максимально мирно решить конфликт, дело все же действительно может дойти до применения силы. «Может статься, что туда придут полицейские и возьмут его под арест, поскольку дело уже заводят по определенным статьям», – сказал РИА «Новости» директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора, религиовед Роман Силантьев.

Кстати, в понедельник, когда на место выезжал отец Георгий, назначенный митрополитом Кириллом на должность заместителем старшего священника Среднеуральского женского монастыря, сторонники Сергия сообщали, что у обители в числе противников назначенного клирика находился генерал, член общественного совета при Министерстве общественной безопасности Свердловской области Сергей Иванов. Он же, по словам активиста Всеволода Могучева, дал правовую оценку происходящему, заявив, что ничего противозаконного не происходит. Однако в МОБ «Новому Дню» сообщили другое. «Члены общественного совета не являются сотрудниками Министерства общественной безопасности Свердловской области, поэтому содержание их заявлений не может быть приравнено к официальной позиции ведомства. Просьб об участии в каких бы то ни было мероприятиях на территории Среднеуральского городского округа в адрес членов общественного совета со стороны министерства общественной безопасности не поступало», – сказали агентству в МОБе.

Источники «Нового Дня», знакомые с ситуацией, утверждают, что масштаб противостояния искусственно раздувается. «Подвели пару ребят под камеру, а настоящие казаки читают и диву даются», – прокомментировал представитель казачества в Свердловской области.

…перед бурей?

Что до самого Сергия, то он, несмотря на запрещение в служении, продолжает носить наперсный крест, совершать службы и, конечно, проповедовать. В одном из последних выступлений он заявил, что раскол в церкви и обществе вносит «епископат, который не встал на защиту веры, боясь лишиться кафедры». «Из дома матери Божьей я никуда не уйду. Совесть меня не обличает, на сердце спокойно. Им, то есть священноначалию, митрополиту Кириллу, придется брать монастырь штурмом», – заявил он в аудио, опубликованным Могучевым.

То, что Сергий провоцирует епархию на силовой конфликт, в котором та может остаться в проигрыше, не вызывает сомнений. Подобные истории уже происходили в Свердловской области в новейшей истории. Более 20 лет назад, в 1999-м, подобное происходило с епископом Никоном. Тогда группа священников написала жалобу в Священный синод. Клирики были недовольны действиями Никона, они обвинили его в содомии и даже нашли тех юношей из семинарии, с которыми он вступал в сексуальный контакт. Однако по началу синодальная комиссия из Москвы не стала прислушиваться к жалобам клириков – отцы Тихон и Авраам были выведены за штат, Фома и Геннадий – самые рьяные – запрещены в служении. «В итоге они свои храмы закрыли и никого из епархиального руководства не пускали. Так же, как и сейчас в Среднеуральском монастыре, с прихожанами заняли оборону. В итоге стало понятно, что у Церкви нет механизма, как выходить из такого конфликта, как это решать. А решать можно только переговорами и компромиссами», – рассказал «Новому Дню» непосредственный участник событий, попросивший сохранить инкогнито.

В итоге для Никона история закончилась плохо – в области даже проходили многолюдные крестные ходы, так что Москве пришлось менять решение. Комиссия синода во главе с отцом Александром принесла извинения группе бунтовщиков, сказав, что первое решение было неправильным, те, в свою очередь, покаялись, что вынесли сор из избы, обратившись в СМИ, а Никон был фактически сослан, на его место пришел Викентий. Он, кстати, рукоположил отца Сергия. По словам собеседника «Нового Дня», на сегодня у РПЦ по-прежнему нет никаких механизмов урегулирования конфликта. Силовые методы сыграют только на руку бунтовщикам. «У Сергия много сторонников, в него не миллионы – миллиарды вложены, причем не местными, а московскими, серьезными людьми, которые тоже, если начнется активная фаза, за него вступятся. Ситуация будет тупиковая – его оттуда не выкурить. Вы были на территории? Там есть все – сельхозугодья, жилье, производство, они даже в длительной осаде прокормить себя смогут», – сказал собеседник агентства.

Причем, по его словам, вмешательство светских властей, которые, в общем, пока заняли выжидательную позицию, может лишь усугубить ситуацию. Сейчас в отношении Сергия есть административные дела, одно из судебных заседаний назначено на следующую неделю. Также его проповедь признана экстремисткой – и если за первый эпизод следует только «административка», то за второй и последующие нарушителю грозит уголовное наказание. Судя по содержанию видеовыступлений Сергия, возбудить дело – вполне реально. Однако последствия такого решения могут быть непредсказуемы. «Будет протест, и протест серьезный, если начнутся подобные действия. Они [сторонники Сергия] будут специально обострять ситуацию до максимума, чтобы его еще и мучеником признать. Его сторонники, казаки – сбегутся за минуту. Они только того и ждут. Особенно на фоне всей ситуации в стране. Поэтому перспектив силового решения, по моему мнению, нет», – добавил собеседник «Нового Дня».

Из-за чего конфликт?

В православных группах в соцсетях ситуацию обсуждают горячо – сторонники Сергия и те, кто придерживается позиции митрополита Кирилла, называют происходящее не иначе как расколом. Причем обе стороны обвиняют в организации раскола оппонентов. У тех, кто на стороне епархии, больше логичных аргументов, у тех, кто на стороне Сергия, – больше пыла. Однако, как утверждают источники «Нового Дня», корень конфронтации кроется не в том, протирать или не протирать спиртом лжицу (ложечка для причастия, с которой верующие пьют разбавленное вино – символ крови Христа), хотя множество споров вертится именно вокруг подобных вопросов. Проблема может носить куда более мирской характер. Речь о деньгах.

Среднеуральский женский монастырь был основан в 2005 году. Во многом стараниями Сергия, бывшего настоятеля мужского монастыря на Ганиной Яме, стал одним из самых процветающих. И, по некоторым данным, весьма доходных. «Нужно держать в уме, что деньги в монастырь жертвуют большие. И дают их именно Сергию», – сказал источник «Нового Дня».

Читать еще:  Далай-ламе отказали в российской визе для поездки в Калмыкию

Масштабы территории и стройки на его территории действительно поражают. Монастырь – это фактически автономия. Здесь есть огромное фермерское хозяйство со спецтехникой, повсюду стройматериалы, свидетельствующие о размахе работ, требующих существенного финансирования, ремесленные мастерские, школа, хоспис для тяжелобольных, даже свое кладбище, где покоятся не только монахи, но и те, кто нашел последний приют в обители.

Плюс три церкви и один строящийся двухпрестольный храм, а также постройки на территории, куда нет доступа рядовым паломникам. Возможно, причиной нынешнего конфликта стало нежелание отчислять положенные проценты в головную организацию. Однако для большинства тех, кто сейчас втянут в дискуссии по поводу происходящего в монастыре, – это конфликт канонов и санитарных правил.

Для справки

Несколько лет назад православная журналистка Раиса Ильина обращалась в областную прокуратуру, ГУ МВД России и министерство соцполитики Свердловской области с просьбой проверить деятельность отца Сергия. Журналистка рассказала, что сталкивалась с фактами нарушения уголовного, трудового, семейного, гражданского, конституционного законодательства со стороны представителей Среднеуральского женского монастыря. Ей удалось раздобыть информацию о домонашеском периоде жизни отца Сергия. «Этот человек, в миру – Николай Васильевич Романов (19.03.1955 г.р., родился в селе Криуши, Вознесенского района, Горьковской области) впервые был осужден на четыре года Пушкинским городским судом Московской области за хищение госимущества. Впоследствии также был осужден Московским областным судом на 13 лет за убийство и разбой, писала Ильина. Наказание отбывал в Свердловской области, в колонии № 13 Нижнего Тагила для бывших сотрудников силовых структур. Отбыл наказание в 1997 году. После освобождения начал строительство монастыря в Ганиной Яме.

Официально биографию отца Сергия в епархии не комментируют. «Отец Сергий (Романов) рукоположен Владыкой Викентием во иеромонаха 25 декабря 2001 года, пострижен в схиму в июле 2006 года в честь преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца, в 2009 году возведен в сан игумена. С 2011 года не является штатным клириком Екатеринбургской епархии», – это справка, которую предоставляют журналистам в епархии.

Однако, как указала в письме Ильина, Сергий «скрыл факт своего тяжелого уголовного прошлого, благодаря которому он, по канонам Православия, ни при каких допущениях не может быть священнослужителем, совершать таинства Православной Церкви». Отметим, что, по канонам церкви, совершивший в прошлом убийство может действительно стать монахом, принять схиму, но не может быть священником. В практике церковных судов есть примеры, когда священников лишали сана. Это одно из самых тяжелых наказаний – серьезнее него только отлучение от Церкви и предание анафеме. Примет ли во внимание этот факт епархиальный суд, который дал еще один шанс отцу Сергию, неизвестно.

Напомним, в минувший понедельник уже состоялось одно заседание. Сергий, временно запрещенный в служении и лишенный права носить наперсный крест, тем не менее, приехал на суд при этом атрибуте священничества, на вопросы судей по существу отвечать не стал, зачитал по бумажке обращение и удалился. Новое слушание назначено на 26 июня.

Екатеринбург, Екатерина Норсеева

В числе тех, кто досрочно проголосовал в Алтайском крае, есть ряд известных политиков. В частности, одной из первых на барнаульский избирательный участок № 231 пришла депутат Госдумы, член президиума регионального политсовета «Единой России» Наталья Кувшинова.

Парламентарий подчеркнула, что голосование в первый день дает возможность исполнить гражданский долг и продолжить работу на своем избирательном округе в рамках региональной недели депутата Госдумы.

«Кроме того, у нас есть важная задача — посмотреть, как в крае исполняются те требования к организации голосования, которые анонсировала Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, как на участках соблюдают правила безопасности. Ко мне поступает очень много вопросов (в том числе и через социальные сети) от людей, которые готовы участвовать в общероссийском голосовании по одобрению поправки в Конституцию, но обеспокоены тем, будет ли эта процедура безопасной в сегодняшних условиях. Чтобы отвечать, основываясь на собственном опыте, а не ссылаться на публикации информационных агентств, я и пришла на участок для голосования. Чтобы увидеть, как там встречают людей, дают маску тем, у кого ее нет, обрабатывают пришедшим руки антисептиком, проверяют температуру, а затем рассказывать, что каждый может проголосовать, соблюдая все требования санитарной безопасности. Дорогие жители региона, не бойтесь голосовать, все требования безопасности соблюдены», — подчеркнула Кувшинова.

О безопасности

Долг гражданский выражается в том, что человек обязан содействовать реализации функций государства. Система безопасности – дело сложное, к сожалению, мы довольно много слышим о ее работе из СМИ, порой сталкиваемся сами.

Государственные структуры защищают своих граждан от опасности. Но всего они знать не могут. Долг гражданский активной личности состоит в том, чтобы проинформировать соответствующий орган о своих наблюдениях. Знаете, иной раз это называют доносом, хотя сам факт взаимодействия с теми структурами, которые о нас заботятся, таковым не является.

Это хорошо понимали ранее в приграничных населенных пунктах. А теперь вообще по всей территории нет безопасных зон. Связано это с глобальным развитием терроризма. В деревне, к примеру, увидели жители чужака. Понаблюдали за ним, дело естественное, ведет себя странно. Об этом и проинформировали правоохранителей. В селах жителей мало, каждый на виду. Этот поступок и есть пример того, как реализуется долг (гражданский). По сути, эти люди озаботились собственной безопасностью, но повели себя по закону, то есть не стали разбираться без правоохранителей.

Врачи сражаются за жизнь раненых

Дороги в районе поисков контролируются бойцами Росгвардии. В розыске опасного преступника задействованы значительные силы и средства.

Пресс-службе Управления Росгвардии по Нижегородской области сообщила: «Помимо прибывших на место бойцов СОБР и ОМОН в населённый пункт стягиваются дополнительные силы Росгвардии из числа военнослужащих и сотрудников спецподразделений. В том числе задействован авиационный отряд специального назначения Росгвардии. Беспилотные летательные аппараты с возможностью тепловизионной съёмки приступили к мониторингу зоны поиска». Местным жителям рекомендовано быть предельно осторожными и не покидать свои дома.

Известно, что к поискам присоединился и отец Даниила.

По данным на 6:00 13 октября, известно о трех погибших (все мужчины) и о трех раненых (две женщины и один мужчина).

Глава Минздрава области сообщил в Instagram:

1. Женщина. Крайне тяжелое состояние. Множественные огнестрельные ранения органов брюшной полости. Операция закончена. Работала бригада хирургов из нескольких больниц. Была массивная кровопотеря. Налажена гемотрансфузия. Кровотечение остановлено. Переведена в реанимацию.

2. Женщина. Тяжелое состояние. Огнестрельное ранение органов брюшной полости. Стабилизирована. Переведена в областную больницу им. Н. А. Семашко. Эвакуация завершилась без ухудшения. Пациентка доставлена в операционную. Операция закончена. Переведена в реанимацию.

3. Мужчина. Средней тяжести состояние. Огнестрельное ранение нижних конечностей. Стабилизирован. Маршрутизирован в областную больницу им. Н. А.Семашко. Транспортировка была без ухудшения. Операция закончилась. Переведён в палату.

Эвакуацию осуществляли бригады Центра медицины катастроф Нижегородской области.

Психологическая помощь оказана пострадавшим и родственникам погибших».

Безмолвие – исихазм

Обет безмолвия или исихазм, подразумевающий под собой отказ от выражения мысли при помощи речи, известен на Афоне со второй половины XIII века, когда преподобный Никифор Уединенник обосновал важность сердечной молитвы в работе «Слово о трезвении и хранении сердца».

Чтобы достигнуть высокой ступени созерцательной жизни молчальники старались держаться подальше от обителей, селясь в уединённых кельях и скитах. Проводя весь день в сосредоточенной Иисусовой молитве, подвижники умертвляли страсти, освобождались от осуждений и соблазнов, храня чистоту помыслов для спасения души.

На первый взгляд подвиг абсолютного безмолвия кажется не таким уж сложным, но на деле не многим удавалось сдержать обет до конца. Среди тех, кто не сдался перед трудностями, был схимонах Андрей (Путилин) за 34 года обета, не обменявшийся словом ни с одним человеком, кроме крайне редких бесед со своим духовником.

Такой крестовый поход наоборот получился – когда-то Европа завоевывала, а теперь все наоборот

Николай Щекин:
Пока идет предвыборный процесс в США, ряд стран пытается найти свое место. Глобальный мир не то чтобы разрушается, но сейчас каждая страна ищет, можно сказать, свое национальное «я», внутреннее «я». Это все проявляется. Такой крестовый поход наоборот получился – когда-то Европа завоевывала, а теперь все наоборот, только в других масштабах и в других технологиях, более сложных, наверное, и, может быть, даже более кровопролитных будет.

Читать еще:  Последний предновогодний молебен проходит в буддийских монастырях России

Пока предвыборная кампания идет. Если Трамп будет президентом, это будет одна картина. Тогда в Америке, скорее всего, будет возбуждено дело против Байдена, в Украине совершенно другая ситуация будет. Если Байден победит, тогда второй вариант будет. Есть такой вариант, что победы никто не признает, и это затянется. В это время Германия, Франция и особенно Турция постараются свою повестку дня, может быть, и повестку года, навязать другим странам. По большому счету, эта попытка произошла сегодня и с нами.

«Мужика занесло»

После этой речи митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл запретил схиигумена Сергия в служении. Ему запретили носить наперсный крест, совершать таинства и требы, возглавлять или сослужить во время литургии, изгонять бесов и постригать в монахи. Его отправили в затвор на территорию Иоанно-Богословского мужского скита, которую запретили покидать без письменного благословения митрополита.

В открытом письме митрополита говорилось, что он не раз беседовал со священником о его проповедях. «Вы давали мне обещание исправиться, но преступили данную мне клятву», — говорится в письме. Митрополит Кирилл предписал епархиальному суду рассмотреть деятельность схиигумена Сергия.

Сторонники проповедника просили митрополита о помиловании, писал портал 66.ru, но он им отказал. «Все его проповеди — это что мы [переживаем] цифровизацию. Но когда идет проклятие на весь христианский мир — это перебор», — передает издание слова митрополита. «Я его очень люблю, мы с ним очень дружили, но мужика занесло», — заключил он.

Несмотря на запрет на проповедование, в начале июня появилось новое видео «Кто готовит рабство в России», в котором схиигумен Сергий рассуждает о том, что президент Владимир Путин «подписал все документы, касающиеся идентификации личности, биометрии, добровольного согласия на обработку персональных данных».

«Почему в России создается концлагерь, фашистский концлагерь Сатаны? На Нюрнбергском процессе осуждено присвоение номеров как преступление против человечества», — заявил священник в видео, появившемся в группе «Православная Россия» во «ВКонтакте». Он призвал всех россиян писать в ФСБ, прокуратуру, полицию, Следственный комитет заявления о привлечении к ответственности Путина, а также премьер-министра Михаила Мишустина, мэра Москвы Сергея Собянина, депутатов, членов Совета Федерации и всех, кто якобы участвовал во внедрении цифровой идентификации граждан.

Схиигумен Сергий отказался исполнять наложенные на него ограничения. «Вам осталось только обратиться к врачам и отрезать мой язык. Вам придется выгонять нас из монастыря с полицией и Росгвардией», — заявил в конце прошлой недели в обращении к патриарху Кириллу отец Сергий. Заявление он делает на фоне портретов Иосифа Сталина, старца Кирилла Павлова и патриарха Алексия II. Самого патриарха Кирилла схиигумен предложил отправить в лепрозорий.

Раскол в екатеринбургской митрополии обострился после ситуации с постройкой храма Святой Екатерины, из-за которого год назад в городе были митинги, пишет Ura.ru со ссылкой на источник из окружения митрополита Екатеринбургского Кирилла. Сторонники схиигумена якобы были недовольны тем, как легко Церковь отказалась от строительства храма.

  • Собор и забор. Как в Екатеринбурге столкнулись защитники сквера и храма

«После этого у группы радикально верующих появился повод говорить о соглашательской позиции Церкви, призывать к более жесткому отстаиванию православных ценностей и места религии в жизни россиян», — сказал собеседник издания. По его словам, большее количество сторонников могло подтолкнуть схиигумена Сергия к более агрессивным действиям, в том числе отказу монастыря принимать настоятеля, назначенного митрополитом Кириллом.

Этюд о чувстве долга

Чувство долга, что это такое? Допустим, с чувством всё понятно – это способность человека ощущать, воспринимать, переживать. Что касается долга, то очевидно, что долг – это обязанность, это ограничение, которое человек налагает на себя сам или кто-то налагает на него: гражданский долг, воинский долг, семейный долг, профессиональный долг, долг чести и т.д. Но каждый из нас воспринимает это обязательство по-своему. Кто-то считает его добровольным, а кто-то — навязанным. Но ведь долг – это не только обязательство, но и, в первую очередь, ответственность. Ответственность нередко бывает связана с наказанием: если человек за что-то отвечает, он должен быть готов к наказанию, которое понесет, если не справится со своими обязанностями, и неважно, перед кем он отвечает – перед собой или перед другими людьми.

В каждом человеке чувство долга возникает с рождения благодаря людям, которые его окружают. Потом оно формируется в результате социальной деятельности, когда человек осознает свою связь с определенной социальной группой, а также с нацией и культурой. От того, с какой социальной группой человек себя отождествляет, зависит его конкретное поведение. Сформировавшись, это чувство говорит нам о том, каков наш долг перед другими. Особенностью чувства долга является превращение его из внешней необходимости во внутреннее побуждение, т.е. в добровольно принимаемую на себя обязанность, становящуюся внутренней потребностью личности.

Гражданский долг

Широко известны слова Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Что же это такое – быть гражданином? Само собой разумеется, гражданский долг заключается в первую очередь в соблюдении законов государства. К тому же когда-то нас учили, что участие в выборах, которые по существу являлись выборами без выбора, – это и есть основной гражданский долг каждого советского человека. Этим наш гражданский долг и исчерпывался – больше нас ничему не учили. Неужели это всё, к чему призывал нас Некрасов? Как мы знаем, поэт был всесторонне образованным человеком и примером для него была древнегреческая демократия. В частности, в древних Афинах человек, избегавший участия в общественной и политической жизни, назывался «идиотос». Его наказывали «атимией», что означало публичное бесчестие и лишение всех прав гражданского состояния. Он не имел права выступать в Народном собрании, занимать должности, служить в армии, участвовать в Олимпийских играх. Для древних греков политическая пассивность, в современном новоязе «пофигизм», – признак неполноценности.

Интересно отметить, что в европейском и в азиатском сознании понимание гражданского долга принципиально различается. В европейском понимании общество ответственно за власть. В азиатском понимании власть ответственна за общество в целом и за каждого человека по отдельности. При таком представлении гражданский долг есть всего-навсего долг подданного по отношению к власти. Этот долг, в первую очередь, заключается в проявлении лояльности, что в настоящее время с большим рвением демонстрируют, например, «турецкоподданные».

Воинский долг

Трудно сказать, как сейчас, а раньше в любом военкомате висел плакат: «Защита Отечества – священный долг каждого советского гражданина!» И с этим нельзя не согласиться. Если враг напал на твою Родину, то это – справедливая война, и тогда: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» Но если армия, выполняя преступный приказ, неспровоцированно вторгается на чужую территорию, то это уже не защита Отечества, это – Иностранный легион, а солдат – просто наемник, на которого не распространяются никакие военные конвенции. Здесь уместно привести малоизвестные строки Леонида Филатова о долге перед Родиной в мирное время:

Пред Родиной, конечно, неудобно.

Долги, конечно, надо отдавать.

Но почему она – в уплату долга –

С вас требует кого-то убивать?

Следовательно, есть определенное противоречие между воинским долгом и гражданской совестью. Воинский долг предполагает безусловное выполнение приказов, даже если они являются преступными. В качестве примера можно вспомнить войну в Афганистане, которую оправдывали «выполнением интернационального долга», придуманного продажными и лживыми пропагандистами. Ради чего погибли и были ранены десятки тысяч советских солдат? Эту преступную войну Советский Союз безуспешно вел в течение почти 10 лет и, в конце концов, поджав хвост, вывел свои войска из непокорившейся страны.

Профессиональный долг

У любого специалиста есть присущий его специальности профессиональный долг. Следует отметить, что профессиональный и служебный долг – это не одно и то же. Служебный долг – это нечто совершенно конкретное, присущее не профессии, а данному рабочему месту. При этом общим для всех профессий является то, что любой специалист должен добросовестно выполнять порученную ему работу. Вот лишь несколько частных примеров.

Профессиональный долг врача заключается в неразглашении врачебной тайны и в соблюдении клятвы Гиппократа или еще проще – в формуле «не навреди». Следует упомянуть, что современная медицинская этика допускает действия, принципиально несовместимые с клятвой Гиппократа, в частности, эвтаназию и аборты.

Читать еще:  Владимир Путин будет присутствовать на Рождественском Богослужении в Суздале

Профессиональный долг журналиста, как гласит соответствующая хартия, заключается в том, чтобы гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности. В этой простой и, казалось бы, однозначной формуле содержатся необъятные возможности для манипулирования информацией. Все события, происходящие на данном отрезке времени, отобразить невозможно, поэтому журналист выбирает те, которые ему представляются самыми важными. При этом он может «нечаянно упустить» то, что произошло в Кёльне и в ряде других городов Германии в предновогоднюю ночь 2015 года. Как известно, эти события только на второй, а то и на третий день попали на страницы газет и на экраны телевизоров. А еще можно одни события обобщить, а другие, наоборот, представить как несущественные частности. Следовательно, при выполнении профессионального долга у журналистов есть большой простор для «творчества». Поэтому их нередко называют представителями «второй древнейшей профессии».

Профессиональный долг судьи заключается в том, чтобы быть абсолютно беспристрастным и выносить решение на основании действующих законов. Недаром богиня правосудия Фемида изображается с повязкой на глазах, что символизирует ее беспристрастность. Казалось бы, чего проще: вот закон – следи в оба за его выполнением и чувствуй себя третьей властью. Однако жизнь гораздо сложнее любой схемы. Во-первых, нельзя игнорировать мнение руководства, от которого в большой степени зависит карьера судьи. Во-вторых, в ход идут деньги, порой очень большие деньги, а судья – тоже человек. Ну, а в-третьих, зачастую закон прописан так нечетко, что допускает существенные разночтения. Следовательно, требовать от судьи идеального исполнения профессионального долга – утопия.

Семейный долг

Вступая в брак, каждый человек добровольно берет на себя обязанность выполнять семейный долг. Этот долг предполагает в радости и в горе взаимную заботу супругов друг о друге, о детях и обо всех остальных членах семьи. Семейный долг – комплексное понятие. Одной из его важнейших составляющих является родительский долг, который заключается в воспитании ребенка и подготовке его к взрослой жизни. Некоторые родители ошибочно полагают, что, обеспечив ребенка материально, они выполнили свой родительский долг. Существует ли долг ребенка перед родителями? В этом вопросе психологи и социологи расходятся во мнениях. Некоторые считают, что, заботясь о своих детях, взрослый человек косвенно исполняет свой долг и перед родителями путем продолжения их рода. Однако забота о родителях, бабушках и дедушках – это, в первую очередь, признак нравственного и духовного развития индивидуума. Каждый человек хочет быть уверен в том, что любой член его семьи всегда готов оказать ему необходимую помощь и заботу.

Долг признательности у японцев

Всё, в том числе и чувство долга, хорошо в меру. Интересное и я бы сказал необычное отношение к долгу признательности или, что то же самое, к долгу благодарности существует у японцев. Это отношение очень красочно описано в книге Всеволода Овчинникова «Ветка сакуры». Японцы считают, что любая услуга требует взаимности и должна быть как-то вознаграждена. Поэтому они стараются избегать одолжений со стороны чужих людей. Стремление избегать случайных услуг или оказывать их производит ложное впечатление, что японцы – люди черствые и неотзывчивые. Сделать что-либо для незнакомца без его просьбы – значит поставить его в положение морального должника, то есть воспользоваться его затруднением в свою пользу. К такому абсурдному парадоксу приводит японское понятие о долге признательности.

Долг перед самим собой

Долг человека перед самим собой состоит в том, чтобы жить по совести, использовать свои таланты, реализовать свои способности и, не в последнюю очередь, заботиться о своем здоровье. Этот долг мы нарушаем чаще всего. Как известно, ничто так не укрепляет чувство долга, как невозможность уклониться от его исполнения. А в данном случае такая возможность имеется, потому что обязывающее «Я» и обязываемое «Я» совмещаются в одном лице. Каждый человек «без напряга» найдет уважительные причины, чтобы нарушить долг перед собой.

А в заключение хочу привести слова неизвестного моралиста: «Человека можно считать счастливым, если он делает то, что хочет, а хочет то, что должен».

Григорий Калихман (Дортмунд)

Не покидает ощущение, что списание долгов часто случается «очень вовремя».

Кубе простили миллиарды аккурат перед тем, как она взяла курс на дружбу с США; Ливии — незадолго до начала «арабской весны» и убийства М. Каддафи; Ираку — после того, как пророссийский режим там сменился прозападным. Не отходят ли геополитические расклады на второй план потому, что ключевую роль играют чьи-то корыстные интересы? Вспоминается арест в 2007 г. замминистра финансов С. Сторчака по обвинению в мошенничестве — дело было связано с алжирским долгом. Но в 2011 г. дело закрыли «за отсутствием события преступления», г-н Сторчак вернулся на работу.

1 февраля, президент РФ Владимир Путин подписал закон о списании части долга Монголии перед Россией. «Ратифицировать соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Монголии об урегулировании финансовых обязательств Монголии перед Российской Федерацией, подписанное в городе Москве 14 декабря 2010 года», — говорится в тексте закона. Согласно документу, Россия списывает 97,8% от просроченного госдолга страны в размере 174,2 миллиона долларов. Таким образом, Монголия погасит только 3,8 млн долларов долга. Списание задолженности призвано углубить развитие двустороннего сотрудничества в кредитно-финансовой и инвестиционной сфере, которое до недавнего времени усугубляла проблема неурегулированных финансовых обязательств.

«На мой взгляд, это абсолютно антигосударственная, преступная политика, которой нет оправдания! — возмутился в беседе с «АиФ» Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации. — Долги — это огромный инструмент влияния! Когда вы добровольно отказываетесь от влияния, данная страна, конечно, будет вам благодарна, но дальше подумает: отлично, а теперь мы будем обходиться без этих славных ребят.

Например, когда в начале 2000-х мы простили долг вполне обеспеченному Вьетнаму, нам потом пришлось расстаться с военной базой в Камрани. Потому что раньше за неё платили процентами с долга, а теперь пришлось платить наличными. Есть ли в подобных историях коррупционный мотив? Свечку никто не держал, но представить, что можно вот так просто простить долги и никто за это никого не отблагодарит «барашком в бумажке», довольно сложно. Не могу себе представить, чтобы люди в правительстве Медведева, которые принимают соответствующие решения, были настолько глупы или настолько честны.

Американцы, кстати, последний раз простили долг в 90-е годы — полякам. И то не весь, а только 50%. Потом они прощали долги разве что самым беднейшим странам Африки, причём сообща с другими мировыми державами. Наша же щедрость не имеет себе равных».

Дружба с Кубой растворилась вместе с 31,7 млрд долларов? Фидель Кастро и Никита Хрущев на трибуне Мавзолея В.И. Ленина. 1963 год. Фото: РИА Новости/ Анатолий Гаранин

Кстати

Справка

Последний раз депутаты Госдумы инициировали обсуждение вопросов урегулирования внешних заимствований наших зарубежных партнёров в 2010 году – речь шла о «царских долгах» Японии, США и Великобритании, о десятках миллиардов долларов. В 1914–1916 годах Россия собиралась закупить в Англии и Америке крупные партии оружия, но иностранцы-подрядчики потребовали 100-процентную предоплату. Золотом. Россия расплатилась сполна, и только тогда стало известно, что ни у США, ни у Великобритании не имелось возможности выполнить поставку оружия в срок. Нас попросту «развели на деньги». Грянула Февральская революция, затем Октябрьская, и о полученной предоплате в Лондоне позабыли, а Вашингтон так и не начал поставок вообще. Тем не менее 200 млн золотых рублей осели в Лондоне и столько же за океаном. В свою очередь, японцы категорически отказывались возвращать России так называемое золото Колчака, размещённое в хранилищах токийских банков. В 1992 году был создан Международный экспертный совет по зарубежному российскому золоту, недвижимости и царским долгам, а позже в Госдуме образовали комиссию во главе с депутатами Сироткиным и Масарским. Но деятельность этих структур так ни к чему и не привела. Впрочем, как и инициатива 2010 года. Золото нам никто не вернул. // Газета «Наша версия» №5 от 08.02.2016

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector