0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое поклонный крест и для чего его ставят

Для начала стоит отметить, что стоящие вдоль дорог кресты имеют, помимо некоего сакрального значения, и свое название – Поклонные, и даже свои виды, в зависимости от целей, которые преследовали те, кто их воздвигал.

Традиция установки Поклонных крестов очень и очень древняя и уходит своими корнями к временам становления христианства на Руси. Считается, что одними из первых Поклонных крестов были те, которые воздвигали по приказу княгини Ольги на месте уничтоженных языческих идолов, перекрестках дорог и отдаленных деревнях в Псковских и Киевских землях.

Золотой стандарт ответственно устанавливает исторические размеры православного поклонного креста. Это руководство по его изготовлению и установке.

«Ранее кресты устанавливали по разным причинам: на въезде в деревню, обетные кресты в честь рождения первенца, охранные, перед строительством церкви. Смысл в том, что где считали нужным, там и ставили. Это и есть дар свободной воли, которую даёт Бог человеку. Есть навигационные кресты на побережье морей. Даже ставили межевые кресты для видимого определения границ. Сейчас большинство крестов устанавливают на въезде в город, селение и перед началом строительства храма. Также устанавливают кресты в памятных местах. В данном золотом стандарте приведен пример установки поклонного православного креста в сердце деревни на видном месте. Преимущества очевидны: из большинства домов видно крест. Безликая деревня, каких много, приобрела сокровище в сердце деревни. Будет на этом месте жизнь и благодать».

По своим функциям Поклонные кресты можно разделить на несколько, скажем так, видов:

Вот как раз кресты, воздвигнутые Ольгой, и есть миссионерские. Своего рода символ победы христианства над язычеством.

Навигационные (они же «приметные»).

Высота таких крестов достигала 14 метров, так как они служили ориентиром для путешественников, в том числе и моряков. Так что такая высота вполне оправдана, ведь приметить такой ориентир нужно было издалека.

Межевые или, как их еще называют – придорожные.

Были весьма популярны в дореволюционной России. Ставились такие кресты рядом с селениями, вдоль дорог (как раз их мы и видим чаще всего). Делалось это для того, чтобы путник по прибытии в город(или село-деревню и тому подобное)мог воздать молитву Всевышнему за окончание трудного пути. Так же такими Поклонными крестами обозначались границы крупных сельскохозяйственных угодий.

У таких крестов даже своя особая конструкция: крест венчался двускатной крышкой из двух дощечек. Нередко под «крышей» этой устанавливали киот с иконой и лампадкой. Такой крест назывался «голубец». Иногда такими крестами отмечались освобожденные от захватчиков селения и города. Места, в которых уже безопасно и жители могут возвращаться обратно.

Памятные (благодарственные, обетные).

Это, пожалуй, самый распространенный вид Поклонных крестов, по ним буквально можно читать историю Руси. Устанавливались в качестве благодарности Всевышнему (за удачный исход войны, рождение наследника и тому подобное). Иван Грозный и Петр Первый устанавливали такие кресты. Первый за рождение сына, второй – как благодарность за спасение в шторм.

Само слово «обетный», говорит нам о том, что воздвигался крест по «обету», то есть, обещанию, и нередко в отдаленных местах, укромных уголках (лесах, полях и т.п.). Но чаще всего, на перекрестках и вдоль дорог, где кресты было хорошо видно прохожим.

Ни для кого не секрет, что крест для православного человека – символ святости, чистоты. И силу он имеет немалую: охранят места, очищает их от скревны. Люди считали, что установив Поклонный крест при въезде в город, уберегут его жителей от болезней, разбойников и нечисти. Некоторые огорода отмечены аж с четырех сторон подобными символами.

. такой крест поставили «в одном из костромских лесов при дороге, на месте, где разбойники убили почтальона». Крест должен был обезопасить это место от «повторения на нем подобных несчастий».

Кресты – заместители церквей, храмов и часовен.

Такие кресты устанавливались на месте разрушенных(сгоревших) храмов и часовен, чтобы оставить верующим людям возможность воздать молитву в святом месте. Крест воздвигали именно в том месте, в котором когда-то стоял престол.

Иногда же, наоборот, сначала ставили крест, а потом на его месте воздвигали храм.

Такие кресты не всегда ставят в месте погребения человека, иногда Поминальный крест воздвигают на месте его гибели. В современном мире все чаще и чаще можно встретить такой крест: в месте, где произошел террористический акт, авто-или авиакатастрофа, и так далее.

Поклонный крест: казнить нельзя помиловать

Скандал в Лаишевском поселении вскрыл юридический казус, который ставит под угрозу общероссийскую традицию

Громкая история со спиливанием креста в Лаишевском районе местным депутатом неожиданно обозначила серьезную юридическую проблему. С удивлением мы обнаружили, что установка поклонных крестов, так широко распространенных на территории России, не имеет четкого правового основания. Опрошенные «Реальным временем» юристы затрудняются однозначно определить статус этого объекта. В итоге оказывается, что законных оснований нет ни для их установки, ни для их демонтажа.

Памятный знак, ориентир, символ «божественного присутствия»

«Авторство» сооружения под названием «поклонный крест» приписывают библейскому апостолу Андрею. Как и во всех других случаях, крест символизирует распятие Иисуса Христа, а холм в его основании — Голгофу. Их установка получила широкое распространение в первую очередь — в православии, в меньшей степени — в католицизме. Единого правила их установки, за исключением ориентировки по сторонам света, нет. Ставятся поклонные кресты, как правило, на открытых местах по случаю «избавления от напастей», на месте гибели христиан, на месте будущего или ранее разрушенного храма, на границах поселений и даже в качестве ориентира.

В России практика установки поклонных крестов стала вновь распространяться в 90-е, и в первую очередь их стали ставить на месте разрушенных храмов. Уже в 2000-х появилась традиция их установки на въезде в поселения. В Татарстане с большим количеством мусульман поклонные кресты такого рода ставят нечасто, но тем не менее в городах и селах, где проживают преимущественно православные, примеров таких много.

По словам Александра Верховского, директора информационно-аналитического центра «Сова» (занимается проблемами национализма и ксенофобии, взаимоотношений религии и общества), места для установки таких крестов могут быть любые, никакого сакрального смысла они не несут: «Это просто традиция. Человек едет по дороге, увидел крест — обратил внимание на божественное присутствие. Просто для напоминания людям».

В том случае, если поклонный крест ставят на частной территории, по мнению большинства опрошенных экспертов, никакого согласования для этого не требуется. Фото tsarselo.ru

Можно ставить на частной земле и на церковной

С юридической точки зрения все тоже неоднозначно. В том случае, если поклонный крест ставят на частной территории, по мнению большинства опрошенных экспертов, никакого согласования для этого не требуется. Верховский говорит, что не существует никаких особых процедур и правил по установке поклонного креста на своем собственном участке: «Крест — это ведь не строение, человек может поставить его на своей земле». Согласен с коллегой и Павел Тубальцев, партнер в компании «Татюринформ»: «Собственник участка на нем может ставить не только кресты, но и вообще что угодно».

Примерно такое же обоснование есть и для установки креста на церковной земле. Анна Зерницкая, руководитель практики юридического агентства ЮНЭКС, отмечает, что Федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в принципе регулирует и это: «В частности, в нем говорится, что религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). За счет собственных средств они могут создавать различные предметы культового или богослужебного назначения».

Читать еще:  Накануне Рождества Алексий II обратился к православным

Все гораздо сложнее, если речь идет о публичных пространствах. Павел Тубальцев, партнер в компании «Татюринформ», отмечает, что такое обстоятельство, как голосование жителей, в этой ситуации не имеет никакого значения в деле установки креста: «Голосование жителей в данном случае юридического значения не имеет, потому что подобные вопросы на сходе жителей не решаются. Это решается на уровне административных органов».

По словам Зерницкой, вопрос размещения подобных объектов на земельных участках, не принадлежащих религиозной организации, а принадлежащих, к примеру, государственным или муниципальным организациям, регулируется действующим гражданским законодательством: «Согласование установки религиозных символов осуществляется соответствующими уполномоченными органами, осуществляющими управление имуществом населенных пунктов или районов».

Сами по себе кресты никак не регламентируются законодательством и никакого статуса не имеют. Фото hersones.org

Опасный объект?

Однако вопрос возникает в том, как классифицировать этот объект. Тубальцев считает, что если крест никак не оформлен, то юридически он не является религиозным объектом, как, например, было в случае с Лаишевским крестом: «Этот крест как религиозный объект нигде не числится, это не храм, не религиозное учреждение, он не является объектом паломничества».

«Сами по себе кресты никак не регламентируются законодательством и никакого статуса не имеют», — дополняет Верховский.

Казанский адвокат Эмиль Гатауллин затрудняется ответить, как можно классифицировать поклонный крест с точки зрения закона, и считает, что, учитывая габариты таких сооружений, их вообще можно расценивать как объекты, представляющие опасность: «Наверное, этот крест можно рассматривать как сооружение, которое теоретически может представлять опасность, и следить за этим должны соответствующие структуры, ведущие надзор за строительством».

Неясность статуса поклонных крестов приводит к тому, что, как правило, их установку вообще ни с кем не согласуют. «Обычно даже на общественных территориях люди ставят поклонные кресты без согласования с властями, на это закрывают глаза: в конце концов, кому они мешают», — рассказывает Верховский.

Это делает положение поклонных крестов весьма шатким: местные власти в любой момент могут признать такой крест незаконно установленной конструкцией, даже если большинство жителей одобрит его установку.

В селении Октябрьском установили Поклонный крест

Поклонный крест поставили на месте предполагаемого возведения долгожданного Храма Воскресения Христова.

Поклонный крест поставили на месте предполагаемого возведения долгожданного Храма Воскресения Христова. Чин освящения Креста сегодня совершил архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид.

Напомним, около 20 лет жители селения обращались к епархии с просьбой построить храм, потому что село достаточно большое. Наконец-то вопрос решили. В январе прошлого года при содействии главы администрации Пригородного района Алана Гаглоева и депутата Госдумы Артура Таймазова участок под строительство был выделен.

Место возведения храма жители выбрали путем голосования. Сегодня они лично пришли на торжественный чин освящения Креста.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В селении Октябрьское Моздокского района построили современный ФАП

В рамках нацпроекта «Здравоохранение» в этом году в Северной Осетии построят и реконструируют 36 ФАПов.

Фельдшерско-акушерский пункт открыли в поселке Октябрьское

Теперь жителям поселка не надо выезжать в районный центр.

Жители Пригородного района соблюдают меры предосторожности в период распространения коронавируса

По словам фармацевтов, нехватки лекарственных препаратов нет.

В Октябрьском продолжается возведение Храма Воскресения Христова

Напомним, возводить его начали в октябре прошлого года. Это первый храм в этом населенном пункте.

В храме Воскресения Христова в Беслане завершают кровельные работы и роспись иконостаса

Жители Беслана надеются, что к 15-й годовщине в церкви пройдет первая служба.

Чемпионат и первенство РСО-Алания по всестилевому каратэ

С 28 февраля по 1 марта в спортивно-оздоровительном комплексе с. Октябрьское пройдут чемпионат и первенство РСО-Алания по всестилевому каратэ.

День финансово-экономической службы Вооружённых Сил

Международный день снежного барса

8 лет назад погиб лейтенант полиции, Герой РФ Заур Джибилов

День таможенника РФ

День рождения драматурга, прозаика, участника ВОВ Сергея Кайтова

Программа работы фонтана на площади Свободы на ближайшие дни

Готов отправиться в Аланию?

  • О нас
  • Новости компании
  • Лица компании
  • Реклама
  • Для СМИ
  • Вещание
  • Вакансии

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕЛЕКОМПАНИЯ «ОСЕТИЯ-ИРЫСТОН»

© Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования.

Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Трансляция эфира возможна исключительно при использовании плеера и системы онлайн-вещания национальной телекомпании рсо-алания «осетия-ирыстон».

ПОКЛОННЫЙ КРЕСТ

Поклонный крест в Бутове. Фото 2008 г.

Поклонный крест — большой крест установленный на земле вне здания предназначенный для молитвы и поклонения распятому на кресте Спасителю.

Поклонные кресты изготовляются из дерева, реже из камня или металла, обычно двух или более метров в высоту, могут украшаться резьбой и орнаментами. Неизменным остается их православное содержание и ориентация на восток. В подножье Креста часто укладывают камни так, чтобы получилось небольшое возвышение, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Господь Иисус Христос.

Традиция установления поклонных крестов имеет древние корни. Такие кресты вероятно были предшественниками часовен, особенно сродны они открытым часовням-столбам. Начало распространение Христианства на Руси часто связывают с установкой первого поклонного креста на Киевских горах — равноапостольной княгиней Ольгой или даже святым апостолом Андреем Первозванным.

Поклонные кресты ставятся в разных — чаще возвышенных — местах. Например, в случае переселения деревни — на старом месте и на том, которое хотят заселить; на границах; на перекрестках и вдоль дорог; на курганах. Поклонные кресты различают по причинам установки.

Обетные, памятные, благодарственные

Ставятся по обету (обещанию) в благодарность Господу о каком-либо памятном событии: избавлении от врагов, различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т. п. Например, недалеко от Переяславля-Залесского стоит часовня, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память рождения в 1557 году наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный.

Придорожные, межевые

Ставятся у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. Такими крестами отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) сельскохозяйственных угодий и даже государств. Придорожные кресты в русской традиции часто имели «крышу» из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри и назывались голубцами. В начале XXI века стало традицией освящать установкой креста опасные участки автодорог.

Поминальные

Ставятся на месте внезапной гибели христианина, часто их можно видеть вдоль дорог. На поминальном кресте помещают имя того, о чьем упокоении просят помолиться поставившие крест. Один из наиболее известных поминальных крестов установленных в России последних лет был воздвигнут на месте массовых расстрелов на Бутовском полигоне в 2007 году.

Приметные

Служили ориентиром для мореплавателей, поэтому достигали высоты 10-12 м. Они были распространены у поморов северной Руси. Приметный крест также стоит и на вершине Святой Горы Афон.

Заместители храма

Ставятся на месте утраченного храма или отмечают место, на котором закладывают камень в основание будущего храма. Известен например т. н. «Святославов крест» — Распятие с предстоящими — установленный при закладке Георгиевского собора в городе Юрьеве-Польском. Много таких крестов-заместителей появилось в эпоху возрождения Русского Православия после празднования 1000-летия Христианства на Руси в 1988 году.

В бурятском старообрядческом селе установили поклонный крест

15 августа 2018 года милостью Божией и усилиями прихожан Димитриевского храма на въезде в село Русскую Журавку установили поклонный крест.

Теперь необходимо благоустроить прилегающую территорию и освятить крест. Работы планируется закончить в сентябре месяце.

«Сердечно благодарю всех жертвователей, кто внёс посильную лепту в это благое дело», – настоятель храма св. вмч. Димитрия Солунского с. Русская Журавка игумен Симон (Камнев)

Фоторепортаж

Предыдущая новость

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…»

Следующая новость

Праздничное богослужение в Митрофановском храме Верхнего Мамона

Последние новости раздела

Воспитанники Платова казачьего кадетского корпуса побывали в Белогорском епархиальном монастыре

18 октября кадеты Матвея Платова казачьего кадетского корпуса с. Гороховка в количестве 15 человек совершили паломническую поездку в Воскресенский Белогорский.

В Лозовом отметили престольный праздник в день Покрова Божией Матери

13 октября в канун праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, благочинный Верхнемамонского церковного округа иерей Иаков Калинин в .

В Нижнем Мамоне была совершена установка купола и креста на новосозданную церковь

12 октября, по благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Воронежского и Лискинского, главы Воронежской митрополии, временно управ.

Сотрудники благочиния передали благотворительную помощь

12 октября руководитель женсовета благочиния матушка Анна Калинина и помощник благочинного по социальному служения Наталья Дергунова посетили с благотвор.

В Гороховке отметили престольный праздник

9 октября благочинный Верхнемамонского церковного округа иерей Иаков Калинин в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова с. Гороховка совер.

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

20 октября святая церковь празднует честь и память преподобного Сергия Послушливого, Киево-Печерского чудотворца.

В этот день своё тезоименитство празднует один из старейших клири.

18 октября кадеты Матвея Платова казачьего кадетского корпуса с. Гороховка в количестве 15 человек совершили паломническую поездку в Воскресенский Белогорский мужской епархиальный монастыр.

В Неделю 19-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Московских святителей — Петра, Феогноста, Алексия, Киприана, Фотия, Ионы, Геронтия, Иоасафа, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Фил.

16 октября в здании администрации Острогожского муниципального района состоялось расширенное заседание оперативного штаба по координации мероприятий по .

14 октября Православная Церковь отмечает великий праздник чудесного явления Покрова Пресвятой Богородицы. Благочинный Ольховатского церковного округа протоиерей Владимир Бирюков в Покровском хр.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, временно управляющий Россошанской епархией, Глава Воронежской митрополии, посетил с архипастырским визитом приход но.

13 октября в канун праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, благочинный Верхнемамонского церковного округа иерей Иаков Калинин в сослужении клириков благочиния.

На очередном занятии по прикладному творчеству воспитанники духовно-просветительского центра во имя святителя Тихона Задонского в Острогожске осваивали технику росписи стекл.

Под Навлей на родине деда писателя Лескова установят поклонный крест

В Навлинском районе на въезде в село Лески установят поклонный крест, сообщили в пресс-службе Брянской епархии.

С селянами и представителями Русского географического общества 23 марта встретился благочинный Навлинского церковного округа протоиерей Игорь Тараев. Священник подтвердил, что в Лесках в ближайшее время появится православный приход и поклонный крест.

Протоирей подарил жителям села икону Святых Царственных Страстотерпцев.

В селе Лески служил священником дед гениального русского писателя Николая Лескова.

Фото: Брянская епархия

Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.

21 октября 2020, Среда, 22:34

Брянские поисковики нашли сохранившийся в земле дот

На границе Брянской и Калужской областей поисковый отряд сделал уникальную находку. В лесу в земле нашли дот, сохранившийся со времен Великой Отечественной войны

21 октября 2020, Среда, 21:39

В Брянске возле школы № 60 запретили парковку автомобилей

В Советском районе Брянска на улице Костычева напротив школы № 60 будет запрещена парковка автомобилей

21 октября 2020, Среда, 21:00

Брянцев удивили противоречивые дорожные знаки возле Кургана

В Советском районе Брянска автомобилисты заметили противоречивые знаки возле остановки «Курган Бессмертия»

21 октября 2020, Среда, 20:10

В Почепе чиновников уличили в бездействии к нарушителю контракта

Прокуратура Почепского района Брянской области обратила внимание на срыв сроков сдачи строящихся в райцентре очистных сооружений. При этом, к подрядчику районные власти не предъявили претензий

21 октября 2020, Среда, 19:55

Из-за коронавируса в Брянской области продезинфицируют остановки и вокзалы

В Брянской области усилен контроль за соблюдением на предприятиях, в учреждениях, на транспорте профилактики новой коронавирусной инфекции

Современное состояние

Летом 2007 г. Бурятия стала организатором первой встречи старообрядцев мира “Путь Аввакума”, которая собрала около 3000 делегатов из 11 регионов России, 10 стран дальнего и ближнего зарубежья. В форуме приняли участие древлеправославные священники различных церквей и согласий, представители Русской Православной Церкви, более 100 ученых, занимающихся историей раскола в Православии. Форум призвал единоверцев создать международное общественное движение “Старообрядцы мира”.

Для сохранения и развития культуры, традиций и обычаев сторонников древлеправославия в Бурятии решено создать автономное учреждение “Центр культуры старообрядцев Забайкалья”. Учредителем центра выступило министерство культуры Бурятии. Центр начал работу с 1 января 2008 г.

Центр старообрядцев Бурятии намерен создать туристический комплекс “В гостях у семейских”, который будет возведен в рамках проекта “Большая байкальская тропа” возле памятника природы “Лев-гора” в Тарбагатайском районе. Основу комплекса составят старообрядческие дома, которые будут перевезены из деревень. Старинные дома будут отремонтированы и благоустроены для комфортного проживания туристов. В качестве развлечений для посетителей планируется организовать езду на лошадях, катание на санях, открыть сувенирные мастерские. В туристический маршрут включено посещение старообрядческой церкви, музея быта и культуры старообрядцев в селе Тарбагатай. Инвестиции в реализацию проекта будущего туркомплекса составят 250 млн. рублей.

Памятный крест изготовление

Испросив разрешение у батюшки Михаила, Артемов М.Н. отобрал дубовое бревно для основания будущего креста. Затем на пилораме выпилил из него брус длиной в 4 метра. Сам памятный крест делал столяр — Роенко С.И. Основные работы развернулись в субботу 20 августа 2016 года. До этого я взял благословение на установку поклонного 8-конечного креста у батюшки Михаила — благочинного нашего района.

Мы контролировали ход изготовления памятного креста. При нас он был размечен, сделаны пропилы и установлены три сосновые перекладины. На всех ребрах были сделаны фигурные фаски. Набор необходимых инструментов, мастерство Сергея и наше неуемное желание как можно скорее приступить к установке креста, позволило закончить всю работу по его сборке за 1,5 часа.

Памятный крест транспортировка и установка

Погрузив крест на телегу, с помощью конной тяги доставили его на место, где стояла разрушенная церковь. Точку для установки креста мы с Мишей выбрали еще в четверг 18 августа. Тогда же мы наняли колесный трактор с ковшом и сделали расчистку небольшого пятачка от бурьяна, обломков кирпичей, земляных куч.

Вообще место, где стояла церковь, в данное время представляет собой грустное зрелище. Заросли репьев, конопли, чертополоха и других крупных сорняков буквально стоят стеной. Тут же растет молодая поросль вяза, тополя, клёна и других пород деревьев. С трудом по памяти, остаткам фундамента и старым деревьям, я определил место стояния Поклонного Креста. На расчищенной площадке в тот же день мы выкопали глубокую яму для его установки.

Чудеса Тарбагатая

Анна Мамонтовна и Сергей Егорович Тушако, соседи священника, удивились, когда вода забила в алтаре строящейся церкви. Им-то пришлось копать глубокий колодец, и вода там стоит на глубине двенадцать метров!

Все прихожане старообрядческой тарбагатайской церкви говорят о том, что, когда на Ильинской горе восстановили крест, в Тарбагатае три дня лил дождь не переставая. И зимой стало выпадать много снега, а раньше весь снег выдувало ветром. До 1936 года на Ильинскую гору с иконами ходили крестным ходом молить о дожде. Когда крест разрушили, дождей стало меньше. Теперь опять все восстановилось

Отец Сергий показывает на свинцовую пулю, застрявшую в иконе. От другой пули остался след — глубокая вмятина. Отец Сергий говорит, что сейчас те, кто рушил церкви и стрелял в иконы, зовут его, чтобы он их исповедовал. Как бы ни грешил человек, умирать всем приходится. А тем, кто поднял руку на Бога, умирать страшнее всех

Священноиерей русской древлеправославной церкви в селе Тарбагатай отец Сергий освящает воду этим самым крестом — он достался ему от расстрелянного в 37-м году владыки Афанасия. После крещения мальчик, который сильно заикался, стал говорить чисто

В старообрядческой церкви, заново отстроенной в Забайкалье после семи десятилетий богоборчества, стали совершаться чудеса

Священник древлеправославной церкви села Тарбагатай отец Сергий Палей рассказал корреспонденту Пятницы о том, как на его глазах совершаются чудеса. После крещения заговорил без запинки четырехлетний мальчик, который сильно заикался до этого. Женщина, умершая от инсульта, после отпевания начала меняться на глазах. Когда искали воду для храма, она забила в алтарной части будущей церкви. Эти и многие другие чудеса отец Сергий объясняет тем, что после семи десятилетий надругательства над церковью простые люди снова стали возвращаться к христианской вере.

Как нашли крест

Старинное село Тарбагатай до тридцатых годов двадцатого века считалось центром Забайкальского старообрядчества. Здесь, в одном селе, действовали одновременно пять церквей, здесь же жил епископ старообрядческой древлеправославной церкви владыка Афанасий. Беда пришла к старообрядцам в тридцать шестом. Всех священников и епископа расстреляли, церкви разграбили и раскатали по бревнышку. Вокруг Тарбагатая на вершинах окрестных гор стояли поклонные кресты, которые срубили топором и сожгли. Прошло много лет. Отношение к церкви и вере сильно изменилось.

Первое чудо, которое произошло у всех на глазах, — чудесное обретение воды. Дело в том, что единственный в Тарбагатае храм решено было построить на возвышенности.

— У всех соседей вода находится на очень большой глубине, — рассказывает настоятель храма отец Сергий. — Где-то двенадцать-тринадцать метров глубина колодцев на высоком берегу реки Тарбагатайки. Мы приготовились к тому, что бурить надо будет очень глубоко. Решили пробурить скважину в алтарной части храма. И что же вы думаете? Не успели мы пройти первые метры, как вода вытолкнула на поверхность бурильную трубу! Прямо в алтаре у нас забила вода, и никакое бурение не понадобилось.

Немного времени спустя отец Сергий захотел восстановить поклонный крест в окрестностях Тарбагатая. Ему вызвались помочь четверо сотрудников туристической фирмы «Глобус» из Иркутска. Добровольцы приехали в Тарбагатай со всем необходимым инструментом. Подняли на гору доски, сколотили крест и стали искать место, где его установить.

— У горы Ильинской нет определенной вершины, — рассказывает отец Сергий. — Ее хребет очень пологий и длинный, несмотря на то что сама гора достаточно высокая. И вот я стал, глядя снизу в бинокль, искать примерную середину этой горы, где было бы лучше всего установить крест. Наконец нашел, как мне показалось, самое лучшее место (без инструментов и замеров, просто определил на глаз). Я сказал ребятам по сотовому: «Копайте здесь!» И они начали копать. Каково же было удивление иркутян, когда, откинув лопатами первые сантиметры земли, они наткнулись на высеченную в скале площадку. В ней было круглое отверстие, в котором, в свою очередь, были найдены полусгнившие останки прежнего креста. Это было то самое место, на котором стоял поклонный крест до 1936 года!

— Один из иркутян, некрещеный молодой мужчина, был так поражен, что, спустившись, попросил, чтобы я надел на него крест, — рассказывает отец Сергий. — Он видел, что точность была невероятная: пятьдесят сантиметров влево или вправо — и крест было бы не найти. Мужчина сказал: «Я не христианин, но вера ваша крепкая!»

Ребенок перестал заикаться

— Крестил я как-то четырехлетнего мальчика из соседнего села, — рассказывает старообрядческий батюшка. — Ребенок настолько сильно заикался, что выговорить чисто ни одного слова не мог.

Зато родные научили его материться. Как только скверное слово сказать — у него все получается, а другие слова нет. Он и в церкви не переставая матерился. Когда священник спросил, чья же была идея окрестить ребенка, родные честно признались, что это был бабушкин указ. Она сказала: «Берите ребенка и везите к батюшке. Надо крестить пацана, а то он у вас так и будет всю жизнь заикой!» Кончилось все это тем, что ребенка привезли на крещение. А обряд этот у старообрядцев довольно суровый: воду берут из колодца, студеную, не подогревают ее. И крестят, троекратно погружая в воду с головой.

— Я его три раза окунул в купель, он глаза на меня вытаращил с испугу, а я ему говорю: «Будешь еще материться, я тебя снова в холодную воду опущу!» Он головой замотал, что не будет, — вспоминает батюшка то крещение. И самое главное — мальчик с испугу все матерные слова забыл и заикаться перестал. Теперь его родители стали в церковь ходить. И когда приезжают, рассказывают, что он всем, кто матерится, ладошкой рот прикрывает и говорит: «Нельзя материться! Батюшка не велел!»

Преображение покойницы

Жила в соседнем селе Десятниково очень набожная женщина. Она часто ходила в церковь, не пропускала ни одной литургии и еще пекла у себя дома просвирки для храма — служила просвирней.

Однажды она поехала в Улан-Удэ, по дороге у нее случился инсульт. Пока привезли в больницу, пока в реанимацию — время прошло, и ничего сделать уже было невозможно. Женщина скончалась. Но перед смертью она попросила, чтобы ее обязательно отпел тарбагатайский батюшка. Потому что у них в селе церкви нет.

— Когда мы приехали ее отпевать, она лежала в гробу совершенно черная, — рассказывает матушка Валентина. — Такими обычно бывают покойники, умершие от инсульта. Видимо, кровь сворачивается под кожей, и поэтому они чернеют.

Обряд отпевания у староверов длится около пяти часов. Священник очень долго читает поминальные молитвы, крестит землю, в которой потом похоронят покойника, и вообще старается как можно тщательнее провести этот обряд. Так что люди, которые приезжают из города, удивляются тому, что так долго отпевают. В городе в некоторых церквах этот обряд длится не дольше пятнадцати минут, а то и меньше. В селе покойников, слава Богу, не так много, и батюшка никуда не торопится.

— Когда прошло приблизительно часа четыре, все вдруг стали замечать, что чернота отступает, — рассказывает матушка Валентина. — А к концу обряда кожа на лице и руках женщины стала белоснежная, как у молодой девушки, а на щеках заиграл румянец. Губы тоже стали очень яркими, как будто их накрасили. Родственник покойной, опоздавший на отпевание, увидел в гробу просвирню и изумился. «Зачем же вы ее так накрасили?» — спросил он, совершенно уверенный в том, что умершую от инсульта женщину загримировали, чтобы она была такой красивой. Когда он услышал, что никто ее не трогал, еще больше удивился.

— И еще интересно, — рассказывает отец Сергий, — когда я читал над ней Евангелие, она шевелила губами. По крайней мере, такое впечатление создавалось. Не я один, многие это видели.

Богохульцы наказаны

По словам староверов, чудеса, связанные с верой в Бога, происходили в Тарбагатае и окрестных селах и раньше. Именно тогда, когда в роковых тридцатых сверху поступило приказание уничтожить все церкви и расстрелять священников, среди местного населения нашлось немало желающих взяться за это «революционное» дело. В Большом Куналее, старинном старообрядческом селе, славившемся своим богатством и твердой верой, нашелся богоотступник, который вызвался открыть мастерскую по изготовлению мебели из. святых икон.

Из больших старинных образов Божьей Матери, святого Николая и Вседержителя делали двери, в свинарниках стелили полы, чтобы по ликам святых ходили свиньи, даже мостили тротуары, по которым, говорят, никто и не ходил. Люди проклинали этих вероотступников, и поэтому до наших дней никто из них не дожил. «Они умерли от человеческой ненависти», — рассказывают старожилы. Был случай на Пасху, когда с храма снимали кресты и скидывали с колокольни колокола. Мужик, напившись ради такого случая, шел и бахвалился перед народом:

— Что, видели, как я ваши колокола скинул? То-то! А то говорят: «Бог есть!» Вот ежели он есть, дак пусть и накажет меня! Что? Где он, Бог-то ваш? Нету?! — глумился мужик, посягнувший на святыню.

А через три дня он шел по улице и увидел, что его сын едет на колхозной полуторке. Он ему махнул, шофер остановился, и мужик лихо заскочил на подножку машины. Никто и не понял, что случилось в следующий момент. Машина настолько близко прошла от телеграфного столба, что раздавила мужика насмерть.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector