0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предложил конфету и долго принимал зачёт: Как связаны домогательства в МГУ и феминистки из США

Содержание

«Предложил конфету и долго принимал зачёт»: Как связаны домогательства в МГУ и феминистки из США

Полтора месяца либеральные СМИ активно обсуждают скандал с «домогательствами» преподавателей МГУ к студенткам. Под натиском позорных обвинений даже уволился один из лучших профессоров филологического факультета, своей вины при этом не признавший. Однако далеко не все МГУшники согласны с «жертвами» домогательств: они уличают прессу в искажении фактов и попытках нажиться на хайпе. Кто и зачем раздувает харассмент-скандал в МГУ?

Ровно месяц назад, 8 мая, на сайте студенческого журнала DOXA вышла статья о сексуальных домогательствах преподавателей филологического факультета МГУ к студенткам, якобы регулярно случающихся на факультете. «Авторка» текста (именно так она обозначила себя) Екатерина Заплетина, выпускница филфака, рассказала несколько таких историй, заменив в них имена преподавателей на эмоджи. Однако студенческая среда – как большая деревня, в анонимных сплетнях герои публикации довольно быстро узнали себя, и, так как многое оказалось искажено, справедливо возмутились.

Что же такого «откопала» авторка Заплетина?

До вас не домогались? Вы просто об этом не знаете!

Для начала она рассказала историю про экзамен на первом курсе со слов студентки и фем-активистки Маши Лобойко. Якобы профессор (как выяснилось позже, преподаватель кафедры русского языка Сергей Князев) долго не хотел ставить оценку первокурснице, та разнервничалась, и он предложил ей взять конфетку из кармана своих джинсов. Мол, это было сказано с явным сексуальным подтекстом. Но студентка, о которой шла речь в статье, вскоре публично опровергла факт «домогательств». По словам Анастасии Погарской (так её зовут), профессор просто предложил ей конфету безо всяких намёков.

Узнав об использовании своей личной истории, рассказанной в переписке тогдашней подруге, для обвинения в домогательствах профессора Князева, Анастасия назвала это «жестокостью» и «травлей» и даже записала соответствующее видеообращение.

Маша Лобойко не раз говорила о том, что она хочет мне помочь. Я скажу, как ты можешь мне помочь: ты можешь оставить меня в покое. Дайте мне спокойно спать по ночам без чувства вины за то, что мои слова, понятые неверно, могли испортить карьеру человеку. Я понимаю, что вам удобнее считать меня жертвой, но это не так. Несите ответственность за свои слова,

– говорится в нём.

Однако журнал DOXA удалять лживый фрагмент статьи не стал.

Далее «авторка» статьи пересказывает разговор с выпускницей филфака, которая сообщает, что романы Сергея Князева со студентками – известный на факультете факт, который даже послужил предметом шуток на ежегодном капустнике. Здесь, очевидно, нет криминала – ведь личные отношения взрослых людей в нашей стране, слава богу, законами не регламентируются. Не запрещены они и уставом МГУ – и эту политику вуза, согласно опросу группы «Подслушано в МГУ», разделяет большинство его учащихся и преподавателей.

Относительно профессора Князева упоминаются также истории, когда он звал студенток в бар, и те соглашались, после чего предлагал пойти к нему домой. А также о том, что он перед парами мог – о ужас! – решать со студентками задачки по фонетике под чашечку кофе. Всё это названо «авторкой» проявлением «системных домогательств».

Рассказывая о другом преподавателе, Заплетина пересказала свою личную переписку ещё с одной студенткой, сообщившей, что её этот преподаватель звал на дачу. Как выяснилось позже, у них когда-то был роман, и никакого принуждения или насилия в свой адрес девушка не переживала. Но «авторка» всё равно упомянула рассказ собеседницы в выгодном ей контексте, чем немало разозлила последнюю.

Но, оказывается, домогательство ещё нужно распознать – вот чем объясняет «авторка» статьи на DOXA то, что студентки отказываются массово уличать своих преподавателей в харассменте. «Проблема в том, что студентки сами не распознают домогательство и выгораживают преподавателей, которые этого не заслуживают», – цитирует она всё ту же фем-активистку Машу Лобойко.

В итоге один из преподавателей филологического факультета МГУ, профессор Сергей Князев, в чьей личной жизни с особым усердием покопалась «авторка» журнала DOXA, заявил в Facebook о своём увольнении по окончании семестра. Он признал, что отношения со студентами у него были, но это были добровольные отношения взрослых людей, а не домогательства или насилие.

В комментариях к посту профессора Князева зазвучали слова поддержки: и студенты, и преподаватели филфака называют его «одним из лучших», харизматичным педагогом, интересным собеседником, способным увлечь предметом. Пишут даже люди, учившиеся у Сергея Князева 10, 20 лет назад – и до сих пор его не забывшие. Никто из комментаторов не усомнился в добропорядочности этого человека. Более того, на портале Change.org даже была создана петиция в поддержку преподавателя с призывом к нему остаться на филфаке. Её подписали 333 человека.

Но вышло так, что домыслы всего ОДНОЙ выпускницы факультета, поддержанные студенческим журналом DOXA, породили множество сплетен в Сети и в конечном итоге опозорили и унизили педагога, доведя его до увольнения.

В своё оправдание Екатерина Заплетина заявила следующее:

Для нас, как и для большинства российских медиа, домогательства и сексуальные злоупотребления – это новая тема, правильной работе с которой мы все вместе учимся. После возникшей дискуссии мы пересмотрели свои стандарты работы с такими материалами и учтём это в будущем.

И ничего, что заслуженному педагогу испортили репутацию – мы же «учимся», а потому нужно понять и простить.

Откуда растут ноги

В этой истории есть один примечательный факт. «Авторка» Заплетина после своего выпуска из МГУ переехала из России в Чехию. И истории с «домогательствами» на родном факультете она почему-то начала собирать лишь после своего переезда.

Точно так же, как одна из её соратниц, Татьяна Маркова. Эта девушка – тоже выпускница филфака – когда-то глубоко оскорбилась, услышав от одного из преподавателей, что женщина должна рожать детей и варить борщи. Татьяна сочла это грубым сексизмом, но оставила при себе. Другой педагог уличал её в незнании материала, слишком долго принимал зачёты и ставил тройки. Это тоже было расценено девушкой как харассмент. И вот спустя более чем пять (!) лет выпускница филфака Татьяна, уже давно уехавшая в США и преподающая там в местном колледже, откопала свои обиды и тоже предала их огласке.

Интересное совпадение: про «харассмент в МГУ», под которым кроются и личные обиды, и факультетские сплетни, громче всего кричат из-за границы. Действительно, зачем проводить честное расследование, идти на факультет и общаться с реальными его студентами и преподавателями. Гораздо удобнее просто вспомнить (а может, и придумать) сплетни пятилетней давности, а для весомости добавить в текст несколько реплик своих подруг-феминисток, тоже когда-то учившихся в МГУ.

Напомним, никаких доказательств «харассмента» в тексте «авторки» Заплетиной, как и в тексте Марковой, приведено не было, да и сама она в пояснительной записке на сайте журнала DOXA заявила, что её статья «не задумывалась как собрание доказательств эротических похождений конкретных преподавателей филологического факультета МГУ». Но зато это собрание непроверенных сплетен, позорящих и студентов, и педагогов, стало основанием для того, чтобы требовать (!) от руководства МГУ запретить «романтическую связь» между преподавателями и студентами. И Минобрнауки даже обратило внимание на это требование, заявив, что харассмент в вузах недопустим.

Про «харассмент в МГУ», под которым кроются и личные обиды, и факультетские сплетни, громче всего кричат из-за границы. Фото: Konstantin Kokoshkin/Globallookpress

Но вернёмся к изначальному вопросу: откуда растут ноги? Две выпускницы филфака, предусмотрительно уехав за границу, очень удобно устроились: оттуда можно писать что угодно о ком угодно, и при этом абсолютно безнаказанно. Ведь в России их деятельность могла бы подпасть под статью 128.1 Уголовного кодекса – распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица, наказывается штрафом до 500 тысяч, а то и до 1 млн рублей. А так – полная свобода действий.

Но что из себя представляет журнал DOXA?

Себя он позиционирует как «студенческий журнал». Таковым он и являлся с 2017 года, когда был основан, до декабря 2019-го. Журнал функционировал на базе небезызвестной Высшей школы экономики – самого либерального российского вуза, подарившего стране такие прогрессивные идеи, как пенсионная реформа и ЕГЭ, а также методично осваивающего миллиарды бюджетных рублей, выделяемых на создание «стратегий развития» России.

Чем занимается DOXA? Конечно же, борьбой за всеобщее добро и справедливость. Причём зачастую выходящей за пределы не только ВШЭ, но и университетской среды в целом. На страницах журнала можно не только раскручивать тему харассмента, и лояльно быть названным при этом «авторкой», «редакторкой», «иллюстраторкой» и тому подобными издевательствами над русским языком, но и, например, возмущаться наличием в вузах курса «Культурно-религиозного наследия России» с православным уклоном (ведь это так авторитарно!). Ещё можно поддерживать террористов из запрещённой в России организации «Сеть», готовивших «коктейли Молотова» и насиловавших девушек, заражая их СПИДом. Также можно настаивать на отмене призыва в армию.

Читать еще:  Русская православная церковь собрала для погорельцев 50 миллионов рублей

В 2019 году журнал DOXA ко всему прочему начал активно поддерживать несогласованные акции оппозиции и студентов, осуждённых за драки с полицейскими. Тут уже не выдержала даже либеральная «Вышка»: руководство вуза лишило журнал статуса студенческой организации, что означало попросту лишение финансирования.

Так что теперь «прогрессивный» журнал функционирует как бы сам по себе. Но, судя по тому, что на его публикации реагирует аж само Минобрнауки, кому-то очень влиятельному этот проект по-прежнему нужен, и его по-прежнему финансируют.

Феминистская атака на МГУ и реформа факультетов

Примечательно, что за полторы недели до публикации скандальной заметки о харассменте в МГУ, раздутой до невероятных размеров оппозиционными СМИ, вроде стало известно о намерении руководства Московского университета объединить все его факультеты в 14-16 научных школ. В интервью ТАСС ректор МГУ Виктор Садовничий заявил о необходимости «повышать эффективность» вуза путём выделения «прорывных направлений». Ах, как это похоже на так называемую оптимизацию несчастной российской медицины, в результате которой «неэффективные» больницы позакрывали, оставив только эффективные. Особенно очевидным стал провал этой реформы в разгар пандемии COVID-19, когда банально стало не хватать врачей и коек. Теперь же нечто подобное планируется провернуть и в крупнейшем университете страны. Против такой реструктуризации высказались и академики РАН, и сами студенты, аспиранты и сотрудники Московского университета. Зато идею слияния факультетов поддержали в ВШЭ.

Спросите, как это связано с журналом DOXA и харассментом? Может быть, и не связано. Однако у многих причастных к вузу стали появляться вопросы: почему тема домогательств, якобы случившихся аж пять лет назад, всплыла только сейчас, и именно тогда, когда руководство МГУ стало готовить план слияния факультетов? А Минобрнауки так оперативно и услужливо отреагировало на письмо активистов из DOXA, заявив о неприемлемости харассмента. Ведь это – очень удобный способ убрать «лишних» преподавателей, тех, кто в будущем не впишется в «эффективную» структуру реформированного МГУ. Кто-то после обвинений в сексуальных домогательствах сам уволится, как Сергей Князев, а кого-то можно будет уволить в результате какой-нибудь проверки – с молчаливого одобрения руководства вуза и Минобрнауки.

Видимо, таким хотят сделать МГУ им. Ломоносова – реформированным, прогрессивным, фем-лояльным и толерантным. По сути, превратить его в некое подобие «Высшей школы экономики». Вот только об академической науке тогда столице, да и стране в целом, придётся забыть.

Не искушай святую!

Во время сессии число прихожан университетского храма всегда увеличивается. «Если пару-тройку билетов ты не смог дочитать, сморило, уснул, и как сможешь, потом помолишься, — святая обязательно поможет, чтобы именно эти билеты ты не вытащил. Но если все наоборот, ты выучил только два билета и имеешь наглость этим утруждать преподавателя, хоть 10 пудовых свечей поставь, ничего не будет», — говорит бывший настоятель Татьянинского храма, первый зампредседателя Учебного комитета РПЦ, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

«Формальной причиной, конечно, послужило основание университета 25 января — в день памяти святой мученицы Татьяны, и то, что проект университета граф Шувалов преподнес императрице в день именин своей матери, Татьяны. Но то, чтобы святая Татьяна стала покровительницей студенчества в веках и чтобы этот праздник получил такую популярность, — не могло произойти только из-за простой формальности», — считает архимандрит Симеон (Томачинский), проректор Курской духовной семинарии и многолетний прихожанин московского домового университетского храма.

Так, известно, что святая Татьяна была диакониссей — несла социальное служение в Церкви. А этот сан предполагает и духовное просветительство. Возможно, именно поэтому православные верующие считают святую покровительницей образования и наук.

Новая версия публикации и попытки ВЭБа убрать новость с других сайтов

Позже на сайте Forbes появился новый материал под заголовком «Дочь Шувалова поступила в МГУ на коммерческой основе» . В нем говорилось о договоре между Шуваловой и МГУ, который представитель ВЭБ.РФ предоставил изданию.

Также в новости есть примечание главного редактора Forbes Николая Мазурина. В нем говорится, что «в первой версии статьи о зачислении Анастасии Шуваловой в МГУ не было информации о подписании ей коммерческого контракта на платное обучение еще до того, как она появилась в списке абитуриентов, зачисленных на бюджетное отделение».

Из-за отсутствия данных о контракте у читателей «могла сложиться неверная трактовка и интерпретация событий», отметил Мазурин. «Мы выпустили материал, не дождавшись важных комментариев одной из сторон, в данном случае от членов семьи И.И. Шувалова», — объяснился главред.

По его словам, информация в первой статье формально была верной и обычно в таких случаях издание не удаляет материалы. Но в этой ситуации вынуждено «вследствие собственной ошибки удалить первый вариант статьи». Мазурин принес от имени редакции извинения читателям.

Позже выяснилось, что редакции «Дождя» и «Медиазоны» получили письма от пресс-службы ВЭБ.РФ с просьбой удалить новости о дочери Шувалова, опубликованные со ссылкой на Forbes. «Делать этого мы, конечно, не будем», — сказали в «Медиазоне». «Дождь» также не стал удалять материал.

Университет содержали меценаты и студенты по специальной подписке

Университет обходился казне дорого. При создании ему выделили десять тысяч рублей — на эти деньги можно было купить деревню с крепостными. На библиотеку императрица выделила дополнительно четыре тысячи рублей, а на приборы и учебное оборудование — еще тысячу.

Ежегодно университет спонсировали меценаты: они закупали книги, платили стипендии успешным студентам. Промышленник Акинфий Демидов передал университету шесть тысяч рублей и свою коллекцию минералов — она легла в основу университетского минералогического собрания. Профессора дарили свои личные библиотеки. В самые трудные времена средства собирали студенты. Они писали в частные дома: помещикам, купцам, иногда даже мелким чиновникам с просьбой высылать им денег на обучение. Эту процедуру называли «подпиской на студента». Вырученные деньги переходили в казну университета.

Почему христианство против

Христианство не о запретах, а о любви. Потому и заповеди христианства – не бессмысленные табу, а проявление любви Бога к человеку, некая «инструкция по технике безопасности». Это не только про грех, но и про психологию и её законы. Проще говоря: не стоит лезть в трансформаторную будку – будет больно и плохо.

Часто сожительство – это не свобода выбора. Это страх перед выбором. Страх ошибиться, страх взять ответственность за собственную жизнь, не говоря уже о жизни другого. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви», — слова из послания Иоанна Богослова довольно точно описывают это состояние.

Любой выбор – это всегда риск и акт веры. Будь то выбор продуктов в магазине, профессии или спутника жизни. Нельзя сказать наверняка, что тебе повезёт. Распадаются и зарегистрированные, и венчанные браки, и это всегда трагедия. Но и опыт. Христианство не запрещает человеку сделать новый осознанный выбор — в православии, например, допускается венчание до трёх раз. Церковь даже не понуждает венчаться в обязательном порядке – она признаёт зарегистрированный брак законным для христиан.

Разбежаться при первых трудностях и несогласиях, если «любовь прошла» — малодушно. Для христианина брак – это творчество и труд, а любовь – произведение искусства, которое нужно вместе созидать и оберегать. Потому обеты в храме или штамп в паспорте – это не забор, за который «нельзя» — это ограда «своей земли», на которой начинается созидание.

Какие сложились стереотипы?

Светская жизнь российских звёзд давно создала новые прозвища, которыми сейчас называют всех её участников. Например, такие как: звездная особа, «мажоры», дива и многие другие. Но такой термин, как светская львица считается индивидуальным понятием, но довольно-таки частым в употреблении. Для многих известных и богатых личностей такая характеристика стала чем-то вроде клише либо неофициального определения звёздной особы, которым их чаще называют, чем каким-либо другим прозвищем. Некоторые женщины считают, что быть светской дамой – это значит являться некой богемой в мире шоу-бизнеса.

В начале мая студентка истфака МГУ, а затем сразу несколько студенток филфака обвинили преподавателей вуза в домогательствах. Разгорелся скандал с увольнениями, угрозами девушкам и новыми обвинениями. «Мел» объясняет, с чего все началось, и разбирается, какие уроки мы можем вынести из этой истории.

Что произошло?

В начале марта студентка истфака МГУ Дарья Варакина собиралась взять академический отпуск. Обсудить это решение и свои дальнейшие планы она решила с заведующим кафедры этнологии Дмитрием Функом. Спустя два месяца после разговора Дарья публично рассказала, что преподаватель приставал к ней и делал неоднозначные намеки. Пост, разумеется, вызвал резонанс.

Девушка получила поддержку, в том числе от других студенток — и даже преподавателей факультета, которые также обвиняли профессора в неподобающем поведении. Но и типичных для таких ситуаций комментариев в духе «сама виновата» было не меньше. В сети вскоре появилось открытое письмо в защиту преподавателя МГУ, подписанное его студентами и коллегами. А сам Дмитрий Функ сообщил, что намерен защищать оскорбленные честь и достоинство в суде.

»…Я вошла в кабинет. Он обнял меня, поцеловал в щеку, затем в губы. Потом пошёл закрывать дверь на ключ. В этот момент моей защитной реакцией было делать вид, что все в порядке. Как в фильмах, когда герой/героиня понимают, что они находятся с преступником, и изо всех сил стараются не дать ему знать, что они все поняли.

Я пропускала мимо ушей отвратительные комментарии по типу «Я возьму тебя. Ха-ха, не в этом смысле» или «Да, раздевайся». Я говорила о том, о чем изначально планировала, притом что понимала всю бессмысленность. Меня спас стук в дверь. Функу это явно не понравилось, но он пошёл открывать дверь. Я воспользовалась этим, чтобы собраться, встать и, сказав, что у меня дела, выйти из кабинета».

Дарья Варакина, студентка исторического факультета МГУ

Читать еще:  В Тибете нашли древний индуистский священный храм

Несколько дней спустя к дискуссии подключились студентки филфака МГУ — в издании «Докса» появилась большая статья о сексизме и харассменте на факультете. А несколькими днями позже в той же «Доксе» опубликовали открытое письмо студентов, выпускников, аспирантов и преподавателей МГУ, которые требовали создать регламент для регулирования общения преподавателей и студентов, запрещающий не только харассмент, но и романтические связи между ними.

С точки зрения авторов письма, подобные связи стали «привычной практикой в стенах университета», но при этом они «ставят студентов в уязвимое положение»

А потом о своем увольнении сообщил профессор кафедры русского языка филфака МГУ Сергей Князев. В статье «Доксы» его имя не называлось, но многие узнали преподавателя по описаниям. Профессор признался в фейсбуке, что у него были добровольные отношения со студентками, но он «никогда не пользовался своим служебным положением ни в каких целях, в частности не использовал его для принуждения к чему бы то ни было».

Однако после всего случившегося считает «своё будущее пребывание в МГУ в нынешней роли невозможным».

»…Я хочу сказать, что отношения со студентами у меня были. Я всегда считал, что они были добровольными. Я сознательно никогда не пользовался своим служебным положением ни в каких целях, в частности не использовал его для принуждения к чему бы то ни было.

Моё твёрдое убеждение заключается в том, что нельзя сознательно причинять людям вред, и я всегда старался ему следовать. Мне очень, очень и очень жаль, если мои поступки всё же привели к тому, что кто-то от них пострадал. Я искренне сожалею и приношу свои извинения. В свете всего этого считаю своё будущее пребывание в МГУ в нынешней роли невозможным, но намерен завершить текущий семестр, чтобы не создавать никому сложностей».

Сергей Князев, профессор лингвистики

В открытом письме в поддержку Князева, которое опубликовали и подписали сотрудники и выпускники МГУ, российские филологи и лингвисты, помимо прочего прозвучала важная мысль: «В российской академической среде нет консенсуса в отношении того, допустимы или недопустимы романтические отношения между преподавателями и студентами при наличии осознанного взаимного согласия».

То есть если с харассментом все еще более или менее понятно (если факт домогательств доказан, едва ли найдутся те, кто будет это публично одобрять), то дискуссия о приемлемости романов студенток и преподавателей в российской академической среде только начинается.

Роман со студенткой — этично или нет?

Романтические и интимные связи между студентами и преподавателями официально запрещены в Принстонском, Гарвардском и Йельском университетах США, в Гринвичском университете, Роэхемптоне и Университетском колледже Лондона в Англии. Во многих других крупных вузах мира внутренние уставы предостерегают от отношений такого рода, хоть официально и не запрещают их. Причина всегда одна и та же: профилактика злоупотребления властью и конфликта интересов.

В самом МГУ существует этический кодекс, где оговариваются вопросы поведения преподавателей и студентов. Помимо прочего в нём сказано о неприемлемости политической агитации в стенах вуза, о курении только в отведенных для этого местах, о недопустимости дискриминации по расовому, национальному, половому признакам. Но не говорится ничего конкретного об отношениях «студент — преподаватель».

Почему роман педагога и ученика недопустим и невозможен

Собеседник «Мела», молодой преподаватель одного из факультетов МГУ, предполагает, что такие отношения в вузе — личный выбор каждого. И даже если ты подобное не одобряешь, заявлять о своем неодобрении открыто, критиковать коллег может быть небезопасным для будущей карьеры — именно поэтому этот наш источник предпочел остаться анонимным.

Мы поговорили с преподавателями других вузов и поняли — дело не только и не столько в МГУ. За счет того, что этот вопрос в российских вузах в целом никак не регулируется, выбор каждый делает сам. Исходя из сугубо личных обстоятельств и принципов.

Константин Цветков, преподаватель сопротивления материалов в МГСУ:

«Несмотря на то что наш вуз технический, девушек в МГСУ довольно много. Но никаких скандалов, слухов, связанных с романами студенток и наших преподавателей, я не помню. Может быть, поэтому в университете нет и каких-то инструкций или приказов, которые регулируют такие отношения. По крайней мере, мы как преподаватели ничего подобного никогда не подписывали.

Что касается меня, то я не могу представить себе отношения со студенткой, считаю такую связь довольно странной. Да, мне 40 лет, я практически половину своей жизни женат, у меня четверо детей, но дело даже не в этом.

Для меня студенты — это дети, отношение к ним скорее отеческое

Плюс любые отношения должны быть комфортными. И я не могу представить ситуацию, что моя девушка одновременно оказывается моей студенткой, сдает мне экзамены, отвечает на вопросы, я ее пытаюсь чему-то учить. Очевидно же, что в такой ситуации неловко будет всем — и преподавателю, и студентке, и ее однокурсникам, которые вынуждены это наблюдать. Поэтому, как мне кажется, преподавателям важно избегать подобных историй. Я лично даже на «ты» со студентами не общаюсь — это тоже помогает держать дистанцию».

Константин Максимюк, эксперт по коммуникациям, в прошлом —преподаватель МЭИ и НИУ ВШЭ:

«Я преподавал механику в МЭИ в 23 года и вел курс по SMM в ВШЭ 10 лет спустя. Был ли в вузах некий кодекс, регулирующий отношения студентов и преподавателей? Конечно, нет, что за абсурд? Как не было и кодекса про то, как дышать, что надевать, что есть…

Связей со студентками во время работы в вузах я не имел. В МЭИ мне это казалось неэтичным. Позже, в ВШЭ, отношение поменялось, но тогда я был женат и не считал это приемлемым. В целом же я за любые здоровые отношения.

Студентка и преподаватель, врач и пациент, начальник и подчиненный — если люди нравятся друг другу, зачем им мешать? Главное, чтобы все было по взаимному согласию.

По принуждению — это харассмент, за такое увольнять надо, это же еще и профнепригодность. Страсть необоюдна? Сдерживайтесь, товарищ преподаватель. Будьте прежде всего профессионалом».

Харассмент — это только домогательства? Как студенты могут защитить себя?

Понятие «харассмент» пришло к нам из судебной практики США. Несмотря на то что в России этим словом, как правило, обозначают сексуальные домогательства, смысл его гораздо шире. По сути, харассмент — это отношение к жертве как к человеку, который якобы хуже и заслуживает меньше уважения, потому что у него другой пол, статус, он другой расы и так далее. То есть это обязательно дискриминация по какому-либо признаку.

В США, как правило, подразумевается, что подобная дискриминация происходит в коллективах и не ограничивается отношениями мужчины и женщины. В российском законодательстве понятия «харассмент» не существует. Как не существует и отдельной статьи, с помощью которой студент мог бы защитить себя от разного рода нападок преподавателей.

Анна Фомина, юрист, правозащитник:

Неподобающее поведение преподавателей, дискриминационные высказывания в отношении студентов, которые многие воспринимают уже как должное, конечно, не норма.

Сколько раз многие студенты слышали в свой адрес слова: «идиоты», «безмозглые» и так далее? У нас это никак не преследуется, хотя в мировой практике такое поведение можно было бы расценить как харассмент — преподавательский статус не дает человеку никакого права унижать других. Как и не дает права делать намеки сексуального характера, например.

Чтобы защитить себя, в данном случае начинать нужно с разговора с агрессором. В любой подобной ситуации важно не молчать, а поговорить с человеком, как он себя ведет и чем это может быть чревато, дать понять, что, если подобное повторится еще раз, вы будете жаловаться.

Если вы действительно хотите бороться и довести дело до конца, важно записывать подобные разговоры на диктофон

Причем на записи обязательно должна звучать и ваша позиция: «Мне не нравится ваше поведение, я против того чтобы со мной так обращались, это меня унижает» и так далее. Дело в том, что иногда те, кто допускает неподобающее поведение, какие-то фривольности, намеки, даже не осознают, что делают что-то неправильное, оскорбительное. И простой, но серьезный разговор уже может разрешить ситуацию.

«Ну что, дебилка, облажалась?»: когда над тобой смеётся не только весь класс, но и учитель

Если разговор не дал результатов, нужно не бояться и вынести поведение преподавателя на обсуждение внутри вуза. То есть пойти с жалобами на кафедру, в деканат, к ректору. Желательно также фиксировать все разговоры с представителями вуза на диктофон. Если от вас отмахнутся, то уже с этими записями можно будет обратиться в суд.

Если все это не помогло, можно инициировать иски о возмещении морального вреда. Параллельно я бы советовала работать с психологом. Это нужно для того, чтобы хватило сил довести дело до конца, чтобы ни на каком этапе у вас не возникло мысли из серии «я сама виновата».

Могут ли романтические отношения студентки и преподавателя быть здоровыми?

В первую очередь, такие отношения не равные, а значит, они могут быть не совсем добровольными, могут происходить под давлением. Например, студентка может бояться, что её отказ преподавателю негативно отразится на обучении. Поэтому, начиная подобные романы, и та, и другая сторона должна отдавать себе отчет, действительно ли это искреннее чувство или вы (либо партнер) преследуете какие-то другие цели.

Если у людей изначально есть сложность с тем, чтобы выстраивать именно партнерские отношения, то есть отношения двух равных людей, двух автономных личностей, тогда в паре может случиться некий перекос — находящийся выше по статусу преподаватель будет подавлять студентку. Подобное также случается, если в паре кто-то сильно старше либо, например, один намного состоятельнее другого.

Если же есть впечатление, что это начало какого-то чувства, что все искренне и взаимно, все равно стоит заранее договориться о некоторых правилах, которые помогут заранее предупредить конфликты или неприятности.

Читать еще:  В Чечне широко отметят день рождения Пророка Мухаммеда

Такие отношения требуют дополнительного регулирования. Например, важно договориться не смешивать учебу и личную жизнь, то есть, условно, быть парой за порогом вуза, а внутри оставаться преподавателем и студенткой. Точно так же супруги, работая в одной организации, не смешивают офисную и личную жизнь или мама, работая завучем школы, принимает туда своих детей, но относится к ним точно так же, как ко всем остальным ученикам.

Если люди умеют это регулировать, умеют соблюдать границы, соблюдать эту вот этичность, то, даже если их отношения закончатся, это, скорее всего, не принесёт никому вреда.

Иллюстрация: Shutterstock (Lorelyn Medina)

filaretuos

Друзья и враги

18 октября. Собор Московских святителей

Празднование в один день в честь Всероссийских святителей Петра , Алексия и Ионы установлено святым патриархом Иовом 5 октября 1596 года . Впоследствии к сонму Московских первосвятителей стали добавляться имена их святых наследников. Святитель Филипп был причислен к ним в 1875 году по ходатайству митрополита Московского святителя Иннокентия , а святитель Ермоген — в 1913 году . Вплоть до конца XX века соборным празднованием Московских и всея России чудотворцев чтилась память этих пяти святителей. Затем в Собор были включены также имена семи других Московских святителей. Таким образом на 2013 год в Собор входили уже 12 святителей, а на сегодняшний день Православная Церковь прославляет 13 святителей Московских.

Это все русские первосвятители, которые управляли Церковью на Руси в разные времена, но все они имели един дух Христовой любви, готовые положить души за ближних. В самое тяжёлое для Церкви время, они сумели сохранить её среди волн бушующих житейских страстей.

Вспомним имена этих Московских святителей, которые являются небесными покровителями города Москвы и молитвенниками за Русь. Праздную их память в один день, Церковь воздаёт каждому из них равную часть прославления.

Пётр — смиренный и богомудрый первый святитель Московский. Возглавить русскую Церковь ему пришлось после Монгольского нашествия. Господь избрал Святого Митрополита Петра духовным вождём обнавлённой Руси. Святитель Пётр завещал себя похоронить в Успенском соборе Московского кремля и рака его мощей сделалась камнем и благословением великого дела — собирание русской земли.

Алексий — митрополит Святитель Алексий был продолжателем дела Святого митрополита Петра. Святитель Алексий был духовным отцом и воспитателем великого святого князя Димитрия Донского. Всю свою жизнь святитель Алексий отдвл на служение раздераемой междуусобными бранями Руси Этот святитель был другом самого святого преподобного Сергия игумена Радонежского. Святитель Алексий мужественно председательствовал за родную землю перед Ордынскими ханами. Имел духовное совершенство и государственную мудрость. Считается, что победа на Куликовом поле стала возможна неустанным трудам и молитвам святителя Алексия. Мощи его покоятся в Московском Елоховском соборе.

Иона — митрополит Иона начинал своё служение на кафедре предстоятеля Русской Церкви с канонизации святителя Алексия. Святитель Иона потерпел очень много скорбей и обличений от Константинопольского Патриархата, однако он стал первым предстоятелем Автокефальной Русской Церкви независимым от Константинополя. Его святые предшественники митрополиты Пётр и Алексий были митрополитами Руси но подчинялись Вселенскому Патриарху Константинополя и полностью зависили от греков. При Ионе русская Церковь получила самостоятельность.

Макарий — при святителе митрополите Макарии, Россия была единственной православной страной, над которой не тяготело иноземное иго. Макарий венчал на царство Ивана Грозного и это было первое в истории венчание на царство Московского государя и это на 1547 год был единственный в мире православный царь! Святитель созывал Соборы, канонизировал многих русских святых. Его правление послужило большим духовным подъёмом в русском обществе.

Филипп — в прошлом московский боярин принявший монашество и сменив боярские одежды на монашеские много лет подвизался в Соловецком монастыре и был там игуменом. Сам царь Иван Грозный вызвал его в Москву и по своей царской воли возвёл Филиппа в митрополиты Московские и Всея Руси. Но служение не было долгим. Святитель Филипп обличал Ивана Грозного в жестоком пролитии невинной крови русского народа и взывал к милосердию. За свою правоту против Ивана Грозного митрополит был умерщвлён Малютой Скуратовым.

Иов — первый Патриарх Русской Православной Церкви. Святитель Иов ежедневно совершал литургии. Знал на память и без книги читал сам на службах Евангелии, Апостол и Псалтирь. В годы правления Лжедмитрия сохранял истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Обращался с патриотическими воззваниями к русским воеводам, обличал разрушителей государственного порядка внесших смуту в Церковь.

Ермоген — это тот святитель, который будучи ещё священником, служил в Казани и при нём была обретена там Казанская икона Богородицы. Возглавлял Церковь в сане Патриарха в смутное для России время. Духоносный старец-Патриарх был настоящим ангелом хранителем истерзанной поляками Москвы. Именно он вдохновил из заточения в тюрьме ,Минина и Пожарского на народное ополчение. Мученическая кончина голодной смерти от поляков, увенчала достойную жизнь святителя Ермогена.

Филарет — святитель митрополит Филарет Дроздов, это дедушка телеведущего Николая Дроздого из передачи «В мире живтоных». Он стоял во главе перевода Библии на русский язык. Является составителем христианского катехизиса. Везде и во всём этот святитель отстаивал интересы Русской Церкви. При этом при необходимости за правду вступал в открытый конфликт с представителями светской императорской власти. Умер в 1867 году. Мощи святителя Филарета покоятся в Патриаршьем храме Христа Спасителя в Москве.

Иннокентий — очень милосердный и добрый святитель Москвы. Привлёк к себе любовь всего русского народа добротой, доступностью и простотой общения. Это был образ любвиобильного отца-пастыря.

Макарий — святитель Макарий Невский. Этот митрополит прославился как добрый восстановитель мира в афонских спорах об имени Божьим.

Тихон — ещё один святой Патриарх Московский. До патриаршество служил епископом в Ярославле, современной Польше, современной Литве, США. Народный молитвенник и старец Всея Руси. В его простоте была величественная святость В годы большевитских гонений и расколов, он сумел сохранить чистоту православия. Причину бедствий он видел в людских грехах и всегда призывал к покаянию и молитве. По одной из версий, был отравлен в больнице. Мощи святого покоятся в Донском монастыре Москвы.

Пётр — в своём управлении Русской Церковью святой митрополит Пётр шёл по пути своего наставника Патриарха Тихона. Твёрдо стоял за православие в годы безбожной большевитской власти. Бескомпромисно противостоял обновленческому расколу, чем вызвал крайнее недовольство Советской власти. В 1937 году Святитель Пётр был расстрелен.

Сегодня , 18 октября Церковь объединяет в один день память этих святых руководителей Русской Православной Церкви.

Житие

Святой Симеон Новый Богослов происходил из знатной провинциальной семьи, проживающей в Пафлагонии (Малая Азия). Родился в 949 году, в связи с чем часто называется современником равноапостольного князя Владимира. Отец прочил сыну светскую карьеру, но служба при императорском дворе не привлекала юношу. С ранних лет он чувствовал склонность к уединению и монашеской жизни. Он отучился на грамматических (средних) курсах, но отказался продолжать образование в риторике и философии. Большую часть его времени занимало чтение духовной литературы. Достигнув двадцатипятилетнего возраста, он покинул родной дом и отправился в Студийский монастырь, известный на всю округу своим строгим уставом.

Уход в монастырь

В монашеской обители юноша нашел духовного пастыря – Симеона Благоговейного, к которому прилепился всей душой. Монастырская братия искушалась, видя его глубочайшую привязанность к своему наставнику. Инокам казалось, что будущий святой слишком усерден в своем подвижничестве. Игумен Студийского монастыря был настолько недоволен поведением юноши, что изгнал его из обители.

Позже Симеона Нового Богослова не раз упрекнут в том, что он слишком усердно чтит память своего духовного отца…

Преподобный Симеон нашел приют в соседней Ксерокеркской обители во имя святого Маманта. Здесь в 980 году он принял иночество, а уже через три года был возведен в сан игумена.

Полезные материалы

За время своей двадцатипятилетней деятельности в должности настоятеля преподобный Симеон значительно наладил хозяйственно-административные дела монастыря, находящиеся в плачевном состоянии. Особенное внимание он уделил духовно-нравственной жизни обители. Строгие порядки, которые он завел, пришлись по вкусу не всем, и через какое-то время братия возроптала. Дело дошло даже до открытого бунта.

Собравшись в группу примерно в тридцать человек, монахи написали коллективную жалобу Константинопольскому патриарху Сисинию, но тот, разобрав дело, ходатайство о смещении настоятеля не удовлетворил. Зато сами смутьяны были наказаны изгнанием из обители. Как сообщается в житии преподобного Симеона, написанного его келейником Никитой Стифатом, настоятель принял живейшее участие в судьбе изгнанников и его стараниями пристыженные братья вернулись в монастырь.

Спустя десять лет после этого случая, примерно в 1005 году, преподобный Симеон и сам запросился на покой. Он передал управление монастырем своему преемнику – Арсению, продолжая жить при обители.

Изгнание из монастыря

Духовная практика, основанная на личном (как это утверждал сам преподобный Симеон) опыте богообщения и широкая проповедническая деятельность привлекли к богослову-философу пристальное внимание церковных властей. В конце концов, он был изгнан из Константинополя и, удалившись на берег Босфора, уединился в молитвенном доме святой Марины, при котором чуть позже основал монастырь.

Духовные последователи старца изо всех сил пытались обелить имя своего учителя в глазах высшего духовенства. По их ли уговорам, или из личных побуждений святой Симеон выслал Константинопольскому патриарху книжку своих сочинений. Содержание книги было исследовано на заседании Священного Синода и признано ортодоксальным, то есть полностью совпадающим с догматами и утверждениями православной Церкви. Излишний мистицизм решили списать на особенности характера старца. Преподобный Симеон был приглашен в столицу, где патриарх сделал ему предложение вернуться в родную обитель, но уже придерживаться более умеренных взглядов. Более того, даже посулил сан епископа. Святой отклонил предложение патриарха и предпочел доживать свой век в монастыре святой Марины. Здесь он написал значительную часть своих трудов – «Гимны», здесь же принял праведную кончину.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector