0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Русская Православная Церковь

Русская Православная Церковь

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Деятели Русской Православной Церкви
    • Епископат Русской Православной Церкви
    • Епископат Украинской Православной Церкви
    • Епископат Белорусской Православной Церкви
    • Епископат Латвийской Православной Церкви
    • Епископат Православной Церкви Молдовы
    • Епископат Русской Зарубежной Церкви
    • Епископат Эстонской Православной Церкви
    • Епископат Японской Православной Церкви
    • На покое
  • Деятели Поместных Церквей
  • Государственные и общественные деятели
  • Деятели иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

В Неделю 19-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Преставился ко Господу митрополит Иоанникий (Кобзев)

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Александро-Невском скиту

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Глава Пермской митрополии,

Родился 16 февраля 1949 года в городе Ровеньки Ворошиловоградской (ныне Луганской) области, в семье служащих.

Получив среднее образование, поступил в Славянский техникум железнодорожного транспорта, который окончил в 1968 году.

В 1972 году окончил Одесскую духовную семинарию и продолжил духовное образование в Ленинградской Духовной Академии.

В 1976 году по окончании ЛДА патриаршим стипендиатом со степенью кандидата богословия за сочинение «Миссионерские труды митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова), апостола Америки» был принят в аспирантуру при Московской Духовной Академии.

В 1976 году возглавил молодежную делегацию представителей духовных школ РПЦ, посетившую Финляндию, Болгарию и Святую Гору Афон.

5 января 1974 года Митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом был пострижен в монашество с именем Мефодий, в честь святого равноапостольного Мефодия.

7 января в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Ленинграда рукоположен во иеродиакона.

24 апреля того же года в храме святого апостола Филиппа в Новгороде митрополит Никодим рукоположил его во иеромонаха.

С 1976 года Одновременно с обучением в аспирантуре нес пастырское послушание в храме Московского Новодевичьего монастыря. Тогда же был зачислен в штат Отдела Внешних Церковных Сношений в качестве референта, а

4 апреля 1977 года решением Священного Синода был назначен заместителем председателя ОВЦС и возведен в сан архимандрита.

С сентября 1979 года служил в малом соборе Донского монастыря и в Московском храме Ризоположения Господня.

Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 24 апреля 1980 года архимандриту Мефодию (Немцову) определено быть епископом Иркутским и Читинским, временно управляющим Хабаровской епархией.

26 апреля наречен, а 27 апреля хиротонисан во епископа Иркутского и Читинского в Сергиевском Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры.

С 16 июля 1982 года — епископ Воронежский и Липецкий.

В 1985 — 1989 годах, помимо управления епархией, возглавлял финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии.

26 июля 1985 года возведен в сан архиепископа.

В 1986-1988 годах — член юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. На него была возложена подготовка и материальное обеспечение празднеств.

В 1988 году назначен председателем ответственной комиссии по реставрации и строительству Свято-Данилова монастыря в Москве. В апреле того же года за труды по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси возведен в сан митрополита.

В августе 1988 года возглавил делегацию Русской Православной Церкви по празднованию в США 1000-летия Крещения Руси.

В феврале 1990 года назначен руководителем делегации Московского патриархата православно-католической комиссии по урегулированию отношений православных и католиков восточного обряда в Западной Украине.

С 1997 года — член попечительского совета по изданию Православной энциклопедии. В этом же году патриархом Алексием назначен членом комиссии по подготовке и проведению юбилейных торжеств 2000-летия христианства и одновременно председателем историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви.

В 1998 году избран председателем Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), учредителями которого являются Российская Академия Наук, Правительство Москвы и Русская Православная Церковь.

С 2000 года состоит членом Совета по взаимодействию с общественными и религиозными организациями и объединениями при Президенте Российской Федерации.

В сентябре 2001 года был включен в состав Российского организационного комитета «Победа».

Возглавляет редакционный совет ежеквартального научного журнала Макарьевского фонда «Исторический вестник», является членом редколлегии ежегодного издания РАН «Религии мира».

С 7 мая 2003 года по 5 марта 2010 года — глава митрополичьего округа в Казахстане.

28 ноября 2003 года указом президента Республики Казахстан Назарбаева Н. А. включен в состав Национального Совета Республики.

23-24 октября 2003 года возглавил делегацию Русской Православной церкви на Съезде мировых и традиционно-национальных религий в Астане.

22 декабря 2003 года по решению Совета введен в состав Ассамблеи Народов Казахстана.

Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 марта 2010 года митрополиту Мефодию (Немцову) определено быть митрополитом Пермским и Соликамским.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2010 г. (журнал № 141) назначен ректором Пермской духовной семинарии.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 169) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троице-Стефанова мужского монастыря г. Перми и

Белогорского Николаевского мужского монастыря д. Белая Гора Пермского края.

Решением Священного Синода от 19 марта 2014 года (журнал № 9) Епархиальному архиерею Пермской епархии иметь титул «Пермский и Кунгурский». Главой Пермской митрополии назначить Преосвященного Пермского и Кунгурского Мефодия.

НАГРАДЫ:

Церковные
Государственные награды России
Государственные награды Казахстана

◈ Медаль «10-летие Конституции Республики Казахстан»;
◈ 15.12.2005 г. — Орден «Достык» («Дружба») II степени.

Служение в РПЦ в качестве священника

В первые годы после своей хиротонии митрополит Мефодий служил в Москве, в Новодевичьем монастыре. В это же время он начал свою церковную карьеру в Отделе Внешних Церковных Сношений, буквально за несколько месяцев пройдя путь от рядового референта до заместителя председателя отдела. Это довольно темная страница в биографии владыки Мефодия. После развала СССР было вскрыто много фактов сотрудничества священнослужителей с КГБ. В числе прочего выяснилось, что ОВЦС представлял собой агентурный центр спецслужб внутри РПЦ, и головокружительно быструю карьеру митрополит Мефодий сделал там не иначе, как с подачи руководства госбезопасности. В дальнейшем эти же силы повлияли на его избрание в епископы. Разумеется, после перестройки тот факт, что митрополит Мефодий был завербован в КГБ и имел в этой структуре офицерское звание, был замят. Такая же политика умолчания проводилась и в отношении всех других завербованных священнослужителей, которых было очень много. Часто на такой шаг иерархи решались, поскольку это было единственной возможностью получить священный сан или сохранить его за собой.
В дальнейшем митрополит Мефодий (Немцов) служит в чине архимандрита в различных храмах Москвы, пока в 1980 году не возводится в архиерейский сан.

Пермская епархия была создана в 1387 г. с центром в Усть-Выме. В 1492 году по повелению великого князя Иоанна III к епархии была присоединена Вологда с окрестностями.

С 1571 г. епархия именовалась Вологодской и Великопермской с центром в Вологде (с 1589 г. кафедральный центр епархии), а архиереи стали именоваться «Вологодскими и Великопермскими». Даже в XVI веке среди жителей епархии бытовали языческие обряды, что заставляло московские власти проводить осторожную религиозную политику. В “Никоновской летописи” о коми сообщается как о молящихся “идолам, солнцу, огню, воде, камению, древию, волам, козам, и кудесникам, и волхвам, и золотой бабе”. В “Житии Стефана Пермского” говорится о том, что предки коми “поклоняются идолам, жрут жертвиище, служат глухим кумарам, молятся издолбенным болваном, веруют в кудесы, и в волхование, и в чарование, и бесованье и в прочая прелести дьявольския”.

В уставной грамоте 1553 года по челобитной «пермичей» царь Иван Грозный разрешил жителям Перми Великой запрещенные местной церковью кануны (братчины) «обетные и родительские держать по старине» при условии извещения пермского наместника и уплаты ему пошлины с меда и пива. Также уставная грамота 1553 года разрешила пермским посадским людям без уведомления наместника ежегодно три специально указанные недели «питья варити и пити».

В составе епархии в XVI—XVII веках особым статусом обладал Чердынский Богословский монастырь. Эта обитель получила в 1580 году жалованную грамоту от Ивана Грозного, которая давала ему большую самостоятельность в хозяйственных и духовных делах.

5 (15) декабря 1657 года Соборным определением и повелением Патриарха Никона была учреждена Вятская епархия, начавшая свою деятельность в 1658 году с приездом в кафедральный город Хлынов первого епископа Александра, которому был дан титул «вятского и великопермского».

Позиции православии в этот период стремительно крепли.

Во второй половине XVII в. в Прикамье открыты новые монастыри (приведем список).

Ранее 1662 г. – Сылвенский мужской монастырь в честь Рождества Христова.

1675 г. – Шерьинская мужская пустынь в честь иконы «Одигитрия».

1683 г. – Соликамский Спасо-Преображенский женский монастырь.

1686 г. – Усть-Язвинский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

XVII век – Оханская мужская пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

XVII век – Оханская мужская пустынь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

1695 г. – Кунгурский женский монастырь в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы

1755 г. – Соликамский Лысьвенский мужской монастырь в честь Преображения Господня

Ранее 1764 г. – Чердынский женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Наряду с умножением числа монастырей росло число приходов. Таким образом возникли предпосылки для образования самостоятельной епархии.

Свято-Троицкий мужской монастырь. Соликамск, Пермский край

Большой Московский собор 1666—1667 годов принял решение учредить отдельную Пермскую епархию.

Во второй половине XVII века Пермские земли перешли в состав Великоустюжской епархии. 18 (29) ноября 1780 года императрица всероссийская Екатерина II, носившая, в том числе, и титул „княгини Пермской“, подписала именной указ о создании на основе Егошихинского завода губернского города Пермь, в качестве центра создаваемого Пермского наместничества. Указом императора Павла I от 12 (23) декабря 1796 года «О новом разделении государства на губернии» Пермское наместничество было преобразовано в Пермскую губернию с центром в городе Пермь.

16 (27) октября 1799 г. по указу императора Павла I образована самостоятельная Пермская епархия с центром в г. Перми. Резиденцией пермского епископа был определен древний Пыскорский монастырь (основанный Строгановыми в 1560 г.), переведенный в Пермь.

Читать еще:  Духовно-просветительский центр имени святителя Иннокентия появится в Иркутской области

Архиереи Пермские

Стефан I (1383 — 26 апреля 1396)

Исаакий (8 сентября 1397 — 22 марта 1416)

Герасим (после 1416 — 24 апреля 1441)

Питирим (1447 — 19 августа 1456)

Иона (1456 — 6 июня 1470/1471)

Филофей (8 ноября 1471 — 24 апреля 1501)

Никон (5 мая 1502—1508)

Стефан II (1508—1514)

Пимен (Ходыкин) (16 февраля 1520—1524)

Алексий (9 апреля 1525—1543)

Киприан (30 января 1547—1558)

Иоасаф I (1558—1570)

Варлаам I (1576—1584)

Антоний (11 октября 1585 — 26 октября 1587)

Иона (Думин) (июнь 1588—1603)

Иоасаф II (декабрь 1603 — упом. май 1609)

Корнилий (6 февраля 1620 — 17 марта 1625)

Нектарий Грек (май 1625 — 3 июня 1626)

Варлаам II (8 октября 1626 — январь 1645)

Маркелл (16 января 1645 — 22 марта 1663)

Арсений (Москвин) (16 октября — 26 ноября 1799)

Согласно Указу, епископом на новую кафедру был назначен Арсений (Москвин), епископ Воронежский и Черкасский, который так и не прибыл в Пермь, поскольку 26 ноября (7 декабря) 1799 года был вновь назначен епископом Воронежским и Черкасским. На Пермскую кафедру взошёл первый архиерей — епископ Иоанн (Островский) (1734 – 1802 г.). При нем был перестроен и освещен первый храм города – Петропавловский собор, открыты духовное училище и Пермская духовная семинария.

В 1798 г. был заложен кафедральный собор во имя Преображения Господня, в котором будет установлен старинный иконостас Пыскорского Преображенского храма. Колокольня Спасо-Преображенского собора строилась 8 лет, старинные колокола бывшего Пыскорского монастыря были подняты в 1831 г.

Семинария была открыта 11 ноября 1800 г., Пермским и екатеринбургским епископом в то время был Иоанн Островский. Духовное учебное учреждение содержалась за счет казны и пожертвований учреждений и частных лиц. При епископе Иустине (Вишневском) семинария переехала в др. помещение.

Для того были куплены у заводовладельцев Голицыных четыре деревянных дома. Для проведения испытаний семинаристов был построен «особливый» дом. В 1829 г. для семинарии было заложено новое каменное здание, построенное в 1831 г. (на углу ул. Кунгурской и Монастырской, ныне – Комсомольский пр. и ул. Орджоникидзе), построен каменный корпус для столовой, рассчитанный на 300 человек. При семинарии имелась больница на 40 кроватей.

Учебный план отличался многопредметностью – преподавали математику (алгебру, геометрию, тригонометрию), физику, механику, гражданскую и церковную историю, географию, рисование, красноречие, медицину, пение, богословские предметы, греческий, латинский, еврейский, немецкий, французский языки, с 1828 г. – татарский. В 1840-е гг. было введено преподавание сельского хозяйства.

Воспитанники семинарии являлись инициаторами, организаторами и активными участниками учреждения школ среди городского, заводского, сельского населения, одновременно были учителями в них. Многие из них занимались изучением истории Прикамья. В семинарии получили образование: медик, археолог, попечитель Западно-Сибирского учебного округа В. М. Флоринский, изобретатель радио А. С. Попов, математик И. М. Первушин, писатель-богослов Е. А. Попов и др.

Епископы Пермские и Екатерибургские

Иоанн (Островский) 05.02.1800 – 24.12.1801 гг.
Иустин (Вишневецкий) 20.01.1802 – 31.05.1823 гг.
Дионисий (Цветаев) 15.07.1823 – 21.04.1828 гг.
Мелетий (Леонтович) 21.04.1828 – 18.07.1831 гг.
Аркадий (Федоров) 08.08.1831 – 25.12.1833 гг.

Епископ Вассиан (Чудновский)

Епископы Пермские и Верхотурские

Аркадий (Федоров) 25.12.1833 – 29.03.1851 гг.
Неофит (Соснин) 29.03.1851 – 05.07.1868 гг.
Антоний (Смолин) 21.08.1868 – 09.09.1876 гг.
Вассиан (Чудновский) 09.09.1876 – 03.01.1883 гг.
Ефрем (Рязанов) 19.03.1883 – 29.01.1885 гг.

Епископ Палладий (Добронравов)

Епископы Пермские и Соликамские

Ефрем (Рязанов) 19.03.1883 – 29.01.1885 гг.
Владимир (Никольский) 27.01.1885 – 19.05.1888 гг.
Петр (Лосев) 07.05.1892 – 30.03.1902 гг.
Иоанн (Алексеев) 05.1902 – 1.01.1905 гг.
Никанор (Надеждин) 01.1905 – 21.12.1908 гг.
Палладий (Добронравов) 28.12.1908-16.08.1914 гг.
Андроник (Никольский) 18.08.1914 – 19.06.1918 гг.

Практически сразу же после учреждения архиерейской кафедры в Перми основывается Пермская духовная семинария 11 (23) ноября 1800 года, а при ней — трёхклассное Пермское духовное училище в 1818 году.

В начале XX века на территории Пермской епархии образовано несколько новых епархий (викариатств): Соликамская епархия (1916-1933), Кунгурское викариатство (1903-1935), Осинское (1924-1935) и Оханское (1923-1929).

В 1917 г. в Пермской епархии было 481 церковь, 800 часовен, 19 монастырей, 409 духовных учебных заведений, 11 богаделен.

Архимандрит Варлаам Белогорский

После 1917 г. почти все храмы, епархиальные учреждения и духовные училища Пермской епархии были закрыты. Многие священники и монахи подверглись арестам, издевательствам, мученической смерти. Так, были зверски убиты владыка Андроник, архиепископ Пермский и Кунгурский (Никольский, 1870-1918), Феофан, епископ Соликамский (Ильменский, 1867-1918), архимандрит Варлаам, настоятель Белогорского Свято-Николаевского монастыря (Коноплев, 1858-1918), братия и послушники монастыря.

В 1998-1999 гг. новомученики были канонизированы. Еще 55 новомучеников были прославлены на Архиерейском Юбилейном Соборе в 2000 г.

В 1930-1960-е гг. Пермская епархия либо временно управлялась из Свердловска, либо наоборот: Пермским архиереям подчинялись приходы соседних Екатеринбургской и даже Челябинской епархий.

Пермская епархия возрождается в 1990-е гг. Постепенно восстанавливается приходская жизнь, возвращаются старые и строятся новые храмы и монастыри, открываются учебные заведения. В настоящее время в Пермской епархии действует 5 мужских и 9 женских монастырей, в 12 благочиннических округах – более 170 действующих и строящихся храмов.

Открыты епархиальные учебные заведения: Духовная семинария, Регентская школа, Школа сестер милосердия, Православная классическая гимназия, Катехизаторские курсы; издается газета «Православная Пермь». Символом возрожденного православия в Пермском крае является памятник святителю Николаю Чудотворцу на Соборной площади Перми, установленный 11 июня 2008 года (скульптор В. М. Клыков (1939-2006).

19 марта 2014 года из состава Пермской епархии были выделены: Соликамская и Чусовская епархия, Кудымкарская и Верещагинская епархия. Решением Синода в пределах Пермского края образована Пермская митрополия.

Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский (Немцов Николай Федорович)

Родился 16 февраля 1949 г. в г. Ровеньки Ворошиловградской обл. Украины в семье служащего. В 1968 г. окончил Славянский техникум железнодорожного транспорта.

В 1972 г. окончил Одесскую духовную семинарию и поступил в Ленинградскую духовную академию.

5 января 1974 г. пострижен в монашество, 7 января рукоположен во иеродиакона, 24 апреля — во иеромонаха. Пастырское послушание нес в Успенском храме московского Новодевичьего монастыря.

В 1976 г. окончил ЛДА со степенью кандидата богословия, был принят в аспирантуру при Московской духовной академии. С 1976 г. исполнял послушание в ОВЦС.

4 апреля 1977 г. назначен заместителем председателя ОВЦС, возведен в сан архимандрита.

С сентября 1979 г. служил в Малом соборе Донского монастыря и в московском храме Ризоположения Господня.

27 апреля 1980 г. в Сергиевском Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры хиротонисан во епископа Иркутского и Читинского.

С 16 июля 1982 г. — епископ Воронежский и Липецкий. В 1985 г. назначен председателем Хозяйственного управления Московской Патриархии.

26 июля 1985 г. возведен в сан архиепископа.

В 1987 г. назначен председателем Комиссии по реставрации и строительству Данилова монастыря в Москве.

В апреле 1988 г. возведен в сан митрополита.

1 февраля 1990 г. назначен представителем Русской Православной Церкви в Православно-католической комиссии по урегулированию отношений православных и католиков восточного обряда на Западной Украине. В 2000-2003 гг. — председатель Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви, председатель Фонда по премиям памяти митр. Макария (Булгакова).

Решением Священного Синода от 7 мая 2003 г. возглавил новообразованный Митрополичий округ в Казахстане с титулом Астанайский и Алма-Атинский.

Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. (журнал № 5) освобожден от управления Астанайской и Алма-Атинской епархией и назначен управляющим Пермской епархией.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2010 г. (журнал № 141) назначен ректором Пермской духовной семинарии.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 169) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троице-Стефанова мужского монастыря г. Перми и Белогорского Николаевского мужского монастыря д. Белая Гора Пермского края.

Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. (журнал № 9) присвоен титул «Пермский и Кунгурский», назначен главой Пермской митрополии.

С марта 2014 г. по октябрь 2016 г. — временный управляющий Соликамской епархией.

Образование:

1972 г. — Одесская духовная семинария.

1976 г. — Ленинградская духовная академия (кандидат богословия).

Епархия: Пермская епархия (Правящий архиерей) Место работы: Пермская митрополия (Глава митрополии)

  • 2009 г. — орден свт. Алексия Московского II ст.;
  • 2010 г. — орден прп. Серафима Саровского I ст.;
  • 2014 г. — орден свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • 2019 г. — орден свт. Иннокентия Московского I ст.;
  • орден св. равноап. кн. Владимира I ст.;
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • награды Иерусалимской, Чешских земель и Словакии и Сербской Православных Церквей.

Память

  • 1869 – основание деревни Мефодиевка около Новороссийска
  • Памятник Кириллу и Мефодию у Каменного моста в Скопье, Македония.
  • Памятник Кириллу и Мефодию в Белграде, Сербия.
  • Памятник Кириллу и Мефодию в Ханты-Мансийске.
  • Монумент в честь Кирилла и Мефодия в Салониках, Греция. Изваяние в форме подарка было передано Греции Болгарской православной церковью.
  • Статуя в честь Кирилла и Мефодия перед зданием Национальной библиотеки Святых Кирилла и Мефодия в городе София, Болгария.
  • Базилика Вознесения Девы Марии и святых Кирилла и Мефодия в Велеграде, Чехия.
  • Монумент в честь Кирилла и Мефодия, установленный перед зданием Национального дворца культуры в городе София, Болгария.
  • Памятник Кириллу и Мефодию в Праге, Чехия.
  • Памятник Кириллу и Мефодию в Охриде, Македония.
  • Кирилл и Мефодий изображены на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
  • 1835 – поэма «Кирилло-Мефодиада», Ян Голлы
  • 1865 — «Кирилло-Мефодиевский сборник» (под редакцией Михаила Погодина)
  • 1984 — «Хазарский словарь», Милорад Павич
  • 1979 — «Солунские братья», Слав Караславов
  • 1983 — «Константин Философ»
  • 1989 — «Солунские братья»
  • 2013 — «Кирилл и Мефодий — Апостолы славян»

Епископ Мефодий (Кондратьев) о коронавирусе: Мы в храме заражаемся вечной жизнью, а не смертью

14 апреля 2020 Ахилла

«В этой напасти есть немало доброго, — сказал, покашливая, 5 апреля на проповеди в Свято-Троицком храме Каменска-Уральского (Свердловская область) епископ Каменский и Камышловский Мефодий (Кондратьев), — это доброе мы должны использовать. У нас есть время помолиться, почитать Священное Писание, потому что обычно не бывает этого времени. Есть время подумать о жизни, не суетиться, не бегать. Мы стараемся здесь, в храме, соблюдать меры предосторожности, которые бы помогали нам не заражать друг друга, хотя заражать пока, слава Богу, нечем — у нас в городе пока нет ни одного случая заболевания, поэтому паниковать — это было бы безумно.

Но самое главное — те меры предосторожности, которые Господа не оскорбляют. Мы стараемся такие меры соблюдать, чтобы Господа не огорчить, не перестараться в своем стремлении заразиться друг от друга. Вот мы боимся принять от другого человека болезнь. Мы приходим к Господу, который принял все наши болезни на себя, их перестрадал и дал нам жизнь. Вот Он не боялся заразиться нашими болезнями. Но Он воскрес, и эти болезни победил, и даже саму смерть победил. Поэтому в храм не приходить потому, что можно заразиться — это неправильно. Мы здесь в храме заражаемся вечной жизнью, а не смертью. Смертью мы заражаемся где-нибудь в основном помимо храма.

Давайте хранить благоразумие и все-таки в храм ходить. Был у меня такой грех — когда я работал на светской работе после института, не было у меня возможности ходить в храм. Я знал, чего мне нельзя кушать, чтобы не было обострения болезни, и вот чтобы в храм ходить на Страстной седмице, я специально это покушал, чтоб мне заболеть. Получил больничный, зато всю неделю провел в храме. (..)

Конечно, слова эти надо сказать не тем, кто пришел, а тем, кто не пришел. У нас в храме, к сожалению, слишком пусто. Можно стоять всем на безопасной дистанции, если хотите. Куда-нибудь в уголок встали — и никто вас не заразит, никто на вас не покашляет, не чихнет. Не о чем переживать.

Надо переживать о другом — не надо себя от Бога отлучать. Мы так либо иначе умрем. Днем раньше, днем позже. Надо не бояться. Господь принял смерть молодым человеком. (..) Бояться смерти надо не в храме. Здесь в храме как раз победа над смертью. И мы к этой победе над смертью здесь в храме приобщаемся. То есть когда наступала беда какая-нибудь — война, мор, — люди благоразумные приходили в храм.

Нужно благоразумие, но не нужно слишком бояться. Потому что в итоге нас все равно в храм принесут. Лучше прийти в храм своими ногами.

(..) Эта паника, которая стала распространяться, она даже ужасает. Если бы пришел сейчас на нашу землю враг — все бы разбежались по домам?

…Конечно, солдат на войне соблюдает все меры предосторожности, чтобы ему пуля в голову не попала. Но если надо идти в атаку — он в атаку идет. Если есть возможность идти в храм — надо в храм идти. Ну, попадет пуля — попадет, но мы в общем-то воины Христовы и должны свое это воинское звание доказывать. Ну, подстрелили кого-то — ну и что. Другой встал и пошел дальше. И Родина будет жива, и Церковь будет жива.

Давайте будем благоразумны, как бы не искушать внешних. Все, что можем делать, мы делаем, чтобы избежать заражения здесь в храме, стараемся. Но не будем доходить до малодушия и трусости. Если надо будет умирать за Родину — не надо бояться умереть, все равно умрем. Если надо будет пострадать за Христа — надо пострадать. Не напрашиваться, но бояться не надо.

…Давайте не будем разбегаться — как разбежались даже ученики, а стоять у креста.

…Пока нам никто в храм ходить не запретил, гонения на нас нету, поэтому будем все-таки храм посещать, молиться».

Из комментариев под видео на YouTube: «Владыка прав. Я, испугавшись этого коронавируса, перестал посещать литургию. С завтрашнего дня снова начну посещать службы и бабушке посоветую это посмотреть. Спаси вас Господи».

епископ Мефодий (Кондратьев) — один из главных деятелей РПЦ в антинаркотической работе.

Читать еще:  Баптистская церковь назаретян доказала свою причастность к изобретению вувузел

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

В Пермский край прибыл Епископ Мефодий

  • Музыка
    • Композиторы
    • Фестивали
  • Живопись
    • Художники
  • Литература
    • Писатели
    • Литературные чтения
    • Памятные места
    • Книжные автографы
  • Архитектура
    • Архитекторы
    • Памятники архитектуры Воркуты
    • Памятники архитектуры Вуктыльского района
    • Памятники архитектуры Ижемского района
    • Памятники архитектуры Инты
    • Памятники архитектуры Княжпогостского района
    • Памятники архитектуры Койгородского района
    • Памятники архитектуры Корткеросского района
    • Памятники архитектуры Печоры
    • Памятники архитектуры Прилузского района
    • Памятники архитектуры Сосногорского района
    • Памятники архитектуры Сыктывдинского района
    • Памятники архитектуры Сыктывкара
    • Памятники архитектуры Сысольского района
    • Памятники архитектуры Троицко-Печорского района
    • Памятники архитектуры Удорского района
    • Памятники архитектуры Усинского района
    • Памятники архитектуры Усть-Вымского района
    • Памятники архитектуры Усть-Куломского района
    • Памятники архитектуры Усть-Цилемского района
    • Памятники архитектуры Ухтинского района
  • Скульптура
    • Скульпторы
    • Скульптура. Воркута
    • Скульптура. Вуктыльский район
    • Скульптура. Ижемский район
    • Скульптура. Инта
    • Скульптура. Княжпогостский район
    • Скульптура. Койгородский район
    • Скульптура. Корткеросский район
    • Скульптура. Печора
    • Скульптура. Прилузский район
    • Скульптура. Сыктывкар
    • Скульптура. Сосногорск
    • Скульптура. Сыктывдинский район
    • Скульптура. Сысольский район
    • Скульптура. Троицко-Печорский район
    • Скульптура. Удорский район
    • Скульптура. Усинский район
    • Скульптура. Усть-Вымский район
    • Скульптура. Усть-Куломский район
    • Скульптура. Усть-Цилемский район
    • Скульптура. Ухтинский район
  • Ремесла
    • Мастера
    • Декоративно-прикладное творчество
    • Центры
  • Культура
    • Театры
    • Музеи
    • Национальная галерея Республики Коми
  • Творческие союзы
    • Союз Композиторов Республики Коми
    • Союз мастеров декоративно-прикладного искусства Республики Коми
    • Союз писателей Республики Коми
    • Союз театральных деятелей Республики Коми
    • КРО «Союз художников России»
    • КРО «Мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов»
    • Союз Архитекторов России
  • Фольклор
    • Народные праздники
    • Герои коми легенд и преданий
    • Сказки
  • О республике
    • Знакомство с Республикой
    • География
    • Растительный и животный мир
    • Государственные символы
    • ГУЛАГ в Коми
Городские округа
  • Сыктывкар
    • История
    • Город сегодня
    • Символика
    • Природа
    • Как добраться
    • ГУЛАГ
  • Воркута
    • История
    • Город сегодня
    • Символика
    • Как добраться
    • Туристические маршруты
    • Особо охраняемые природные территории
    • ГУЛАГ
  • Вуктыл
    • История
    • Район сегодня
    • Как добраться
    • Туристические маршруты
    • ГУЛАГ
  • Инта
    • История
    • Город сегодня
    • Символика
    • Как добраться
    • Туристические маршруты
    • Особо охраняемые природные территории
    • ГУЛАГ
  • Усинск
    • История
    • Город сегодня
    • Символика
    • Как добраться
    • Туристические маршруты
    • ГУЛАГ
  • Ухта
    • История
    • Город сегодня
    • Символика
    • Как добраться
    • Туристические маршруты
    • ГУЛАГ
Муниципальные районы
  • Ижемский
    • История
    • Район сегодня
    • Символика
    • Как добраться
    • Туристические маршруты
    • ГУЛАГ
  • Княжпогостский
    • История
    • Район сегодня
    • Символика
    • Как добраться
    • Туристические маршруты
    • ГУЛАГ
  • Койгородский
    • История
    • Район сегодня
    • Символика
    • Как добраться
    • Туристические маршруты
    • ГУЛАГ
  • Корткеросский
    • История
    • Район сегодня
    • Символика
    • Как добраться
    • Туристические маршруты
    • ГУЛАГ
  • Печора
    • История
    • Район сегодня
    • Символика
    • Как добраться
    • Туристические маршруты
    • ГУЛАГ
  • Прилузский
    • История
    • Район сегодня
    • Символика
    • Как добраться
    • Туристические маршруты
    • ГУЛАГ
  • Сосногорский
    • История
    • Район сегодня
    • Символика
    • Как добраться
    • Туристические маршруты
    • ГУЛАГ
  • Сыктывдинский
    • История
    • Район сегодня
    • Символика
    • Как добраться
    • Туристические маршруты
    • ГУЛАГ
  • Сысольский
    • История
    • Район сегодня
    • Символика
    • Как добраться
    • Туристические маршруты
    • ГУЛАГ
  • Троицко-Печорский
    • История
    • Район сегодня
    • Символика
    • Как добраться
    • Туристические маршруты
    • ГУЛАГ
  • Удорский
    • История
    • Район сегодня
    • Символика
    • Как добраться
    • Туристические маршруты
  • Усть-Вымский
    • История
    • Район сегодня
    • Символика
    • Как добраться
    • Туристические маршруты
    • ГУЛАГ
  • Усть-Куломский
    • История
    • Район сегодня
    • Символика
    • Как добраться
    • Туристические маршруты
    • ГУЛАГ
  • Усть-Цилемский
    • История
    • Район сегодня
    • Символика
    • Как добраться
    • Туристические маршруты
    • ГУЛАГ
  • Главная /
  • Фольклор /
  • Герои коми легенд и преданий

Пам (от «основать», «положить основу») – языческий жрец у коми-зырян и коми-пермяков.

Под именем Пама в «Житии святого Стефана. «, древнерусском памятнике агиографической литературы, выступает главный противник Стефана Пермского в его миссионерской деятельности в Коми крае, верховный жрец древних пермян.

Епифаний Премудрый, автор «Жития. «, говорит о Паме так: «. некий волхов, чародеевный старец, лукавый мечетник, нарочит кудесник, волхвам начальник, обавникам старейшина. его же древле перьмяне нехрещении чтяху паче всех прочих чаровник, наставника и учителя себе нарицающе его».

Слово Пам в значении «жрец» встречается в коми-зырянском песенном и сказочном фольклоре, где Пам является владельцем ножа, необходимого для заклания животного.

В коми-пермяцких легендах о Кудым-Оше, говорится, что его отец был Пам, который предстаёт скорее не как верховный жрец, а как военный вождь.

После смерти отца в одном из военных походов Памом избирается Кудым-Ош. Он возглавляет сородичей в дальних торговых походах, руководит обороной родового городища, но жрецом также не является.

В легенде «Степан Пермский и сотник Пам» , записанной Е. В. Ветошкиной от В. В. Шашевой в селе Усть-Вымь (1920 год) показан такой сюжет:

Когда в Усть-Вымь пришел Степан Пермский, Княжпогостский племенной вождь, сотник, не хотел принимать христианскую веру. И он требовал от Степана Пермского, чтобы он показал свою силу. И разожгли костер, и он сказал: «Если ты сумеешь перепрыгнуть через костер, состязаться со мной в беге и победишь, я приму христианскую веру». И вот Степан Пермский сразу перепрыгнул через огонь и победил в беге. И Пам сказал: «Ты победил, значит наши племена примут христианскую веру».

Образ Пама, несомненно, привлекал коми писателей и художников.

Иван Куратов написал драматическую поэму «Пама» (1859-1860-е годы). До наших дней дошло только начало (ок. 120 строк) и подстрочник «Монолог Памы» на русском языке (1868-1869 годы), коми оригинал которой также не сохранился.

Тем не менее по оставшимся частям можно судить о том, насколько разнятся в авторском изложении первоначальные образы преданий. «Пама» представляет собой авторскую версию легенды о верховном жреце пермян, в которой излагается как бы предыстория его трагической борьбы со Стефаном Пермским.

Творчество Каллистрата Фалалеевича Жакова (1866-1926) интересно тем, что в его художественных произведениях сочетаются правда и вымысел, реальные люди и выдуманные персонажи, а фольклорно-этнографические материалы перемежаются с авторской фантазией.

А. В. Мошев , коми-пермяцкий художник, проживавший в Республике Коми, известный станковой графикой, создал цикл иллюстраций коми-зырянских образов, в том числе Пама.

Послушать аудиокниги:

Каллистрат Жаков. «Жизнь Пама Бурморта». Читает И. И. Табаленкова 11

Каллистрат Жаков. «На Печоре». Читает Е. А. Выборова 11

Коми народная сказка на русском языке «Храп». Читает Е. А. Выборова 11

Коми народная сказка на коми языке «Храп». Читает Е. А. Логинова

Прочитать книги о Паме на сайте библиотеки:

Источники:

Войдöр: мифы, легенды, предания коми народа / [сост., вступ. ст. П. Ф. Лимеров]. – Сыктывкар: Кола, 2012. – 160 с. – Пер. загл.: Когда-то. Взять книгу в библиотеке

Жаков К. Ф. Под шум северного ветра: рассказы, очерки, сказки и предания / Каллистрат Жаков; [сост., вступ. ст. А. И. Туркин]. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1990. – 460, [1] с.: ил. Взять книгу в библиотеке

Журавлев, С. В. Повесть о Стефане Пермском, первом учителе зырян= Перымса медводдза Велöдысь, вежа Степан йылысь висьт / С. В. Журавлев; худож. Осипов В. Б.; пер. А. В. Ульянов. – Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1996. – 31 с. : ил. – На рус., коми яз. Прочитать в электронной библиотеке

Куратов И. А. Художественнöй произведениеяс. Первой том / ред. П. Г. Доронин, Д. Конюхов Сыктывкар: Коми Госиздат, 1939. – 824 л. б. Прочитать в электронной библиотеке

Из содерж.: Пама. С. 119-122.

Мифология Коми. – Москва — Сыктывкар: ДИК, 1999. – 480 с.: ил., карт. Взять книгу в библиотеке

Му пуксьöм: коми войтырлöн мифология / лöсьöдiс, коми кыв вылö вуджöдiс П. Ф. Лимеров; серпасалic А. В. Мошев. – Сыктывкар: Коми небöг лэдзанiн, 2005. – 622, [2] л. б.: серпас. – На коми, рус. яз. – Пер. загл.: Сотворение мира. Взять книгу в библиотеке

Северные сказки / в лит. обработке Павла Черкашина; ил. О. А. Мерцалова. — Екатеринбург : Уральский рабочий, 2015. — 127 с. Взять книгу в библиотеке

Читать еще:  Могущество маха-мантры

Иллюстрации из альбома:

Мошев А. В. Мифология народа Коми в графике А. В. Мошева = А. В. Мошевлöн графикаын коми войтырлöн мифология: [альбом] / А. В. Мошев; сост. О. К. Панкрушева. – Сыктывкар: Анбур, 2008. – 1 папка (43 отд. л.). Взять альбом в библиотеке

В альбом вошли 43 несброшюрованные цветные репродукции оригинальной графики художника. Под каждой репродукцией текст на русском и коми языках, представляющий миф, легенду или предание из сборника «Сотворение мира. Мифология народа коми»(Сыктывкар, 2005, авт.-сост. П. Ф. Лимеров).

Труды святых Кирилла и Мефодия

В 851 г. Константин (Кирилл) был отправлен императором с миссией к сарацинскому халифу. Через пять лет он возвратился и ушел в обитель, где настоятельствовал его брат. Там у братьев зародилась мысль о создании славянской азбуки. В 862 году в Константинополь прибыл посол из славянской страны с просьбой дать им человека, который научил бы их вере и грамоте. Тогда император решил, что кроме Кирилла и Мефодия никто этого сделать не сможет.

Братья отправились в эту страну, где в 863 году написали азбуку. Кирилл и Мефодий ревностно взялись за дело обучения и просвещения славян. Всего братья прожили в Моравии три года, подготовив жителей к принятию Святого Крещения.

Однако, Западная Церковь не одобрила их труды, считая, что Библия должна быть изучаема только на греческом, латинском и еврейском языках. Поэтому предположив, что братья – еретики, их вызвали в Рим. Вместе с тем, по дороге святые обратили в веру и обучили жителей еще одной славянской страны. А приехав в Рим, они привезли мощи св. Климента. В результате, Папа велел рукоположить их в иереев, а Мефодия затем и во епископа.

Кирилл и Мефодий

Два византийских монаха Кирилл и Мефодий создают кириллицу — азбуку славян.

СВЯТЫЕ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

Кирилл и Мефодий — святые, равноапостольные, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл родился около 827 г., умер 14 февраля 869 г. До принятия монашества в начале 869 г. носил имя Константин. Его старший брат Мефодий родился около 820 г., умер 6 апреля 885 г. Родом оба брата были из г. Фессалоники (Солунь), отец их был военачальником. В 863 г. Кирилл и Мефодий были направлены византийским императором в Моравию в целях проповеди христианства на славянском языке и оказания помощи моравскому князю Ростиславу в борьбе против немецких князей. Перед отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевел с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг: избранные чтения из Евангелия, апостольские послания. Псалтирь и др. В науке нет единого мнения по вопросу о том, какую азбуку создал Кирилл — глаголицу или кириллицу, однако первое предположение более вероятно. В 866 или 867 г. Кирилл и Мефодий по вызову римского папы Николая I направились в Рим, по дороге побывали в Блатенском княжестве в Паннонии, где также распространяли славянскую грамоту и вводили богослужение на славянском языке. После приезда в Рим Кирилл тяжело заболел и умер. Мефодий был посвящен в сан архиепископа Моравии и Паннонии и в 870 г. возвратился из Рима в Паннонию. В середине 884 г. Мефодий вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык. Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы. Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах их учениками, изгнанными из Моравии в 886 г. и перебравшимися в Болгарию.

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ — ПРОСВЕТИТЕЛИ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

В 863 году в Византию к императору Михаилу III прибыли послы из Великой Моравии от князя Ростислава с просьбой прислать к ним епископа и человека, который бы смог разъяснить христианскую веру на славянском языке. Моравский князь Ростислав стремился к независимости славянской церкви и с подобной просьбой уже обращался в Рим, но получил отказ. Михаил III и Фотий так же, как и в Риме, отнеслись к просьбе Ростислава формально и, отправив в Моравию миссионеров, не рукоположили ни одного из них в епископы. Таким образом, Константин, Мефодий и их приближенные могли вести лишь просветительскую деятельность, но не имели права сами рукополагать своих учеников в священнические и дьяконские саны. Эта миссия не могла увенчаться успехом и иметь большого значения, если бы Константин не привез мораванам в совершенстве разработанную и удобную для передачи славянской речи азбуку, а также перевод на славянский язык основных богослужебных книг. Безусловно, язык привезенных братьями переводов фонетически и морфологически отличался от живого разговорного языка, на котором говорили мораване, но язык богослужебных книг изначально был воспринят как письменный, книжный, сакральный, язык-образец. Он был значительно понятнее латыни, а некая непохожесть на язык, использующийся в быту, придавала ему величия.

Константин и Мефодий на богослужениях читали Евангелие по-славянски, и народ потянулся к братьям и к христианству. Константин и Мефодий усердно обучали учеников славянской азбуке, богослужению, продолжали переводческую деятельность. Церкви, где служба велась на латинском языке, пустели, римско-католическое священство теряло в Моравии влияние и доходы. Поскольку Константин был простым священником, а Мефодий — монахом, они не имели права сами ставить своих учеников на церковные должности. Чтобы решить проблему, братья должны были отправиться в Византию или Рим.

В Риме Константин передал мощи св. Климента только что рукоположенному папе Адриану II, поэтому тот принял Константина и Мефодия очень торжественно, с почетом, принял под свою опеку богослужение на славянском языке, распорядился положить славянские книги в одном из римских храмов и совершить над ними богослужение. Папа рукоположил Мефодия в священники, а его учеников — в пресвитеры и диаконы, а в послании князьям Ростиславу и Коцелу узаконивает славянский перевод Священного писания и отправление богослужения на славянском языке.

Почти два года братья провели в Риме. Одна из причин этого — все ухудшающееся здоровье Константина. В начале 869 года он принял схиму и новое монашеское имя Кирилл, а 14 февраля скончался. По распоряжению папы Адриана II, Кирилл был погребен в Риме, в храме св. Климента.

После смерти Кирилла папа Адриан рукоположил Мефодия в сан архиепископа Моравии и Паннонии. Вернувшись в Паннонию, Мефодий развернул кипучую деятельность по распространению славянского богослужения и письменности. Однако после смещения Ростислава у Мефодия не осталось сильной политической поддержки. В 871 году немецкие власти арестовали Мефодия и устроили над ним суд, обвиняя архиепископа в том, что он вторгся во владения баварского духовенства. Мефодий был заключен в монастырь в Швабии (Германия), где и провел два с половиной года. Лишь благодаря прямому вмешательству папы Иоанна VIII, сменившего скончавшегося Адриана II, в 873 году Мефодий был освобожден и восстановлен во всех правах, но славянское богослужение стало не основным, а лишь дополнительным: служба велась на латинском языке, а проповеди могли произноситься на славянском.

После смерти Мефодия противники славянского богослужения в Моравии активизировались, а само богослужение, державшееся на авторитете Мефодия, сначала притесняется, а затем полностью затухает. Часть учеников бежало на юг, часть была продана в Венеции в рабство, часть убита. Ближайших учеников Мефодия Горазда, Климента, Наума, Ангеллария и Лаврентия, заточив в железо, держали в темнице, а затем изгнали из страны. Сочинения и переводы Константина и Мефодия были уничтожены. Именно этим объясняется то, что до наших дней не сохранилось их произведений, хотя сведений об их творчестве достаточно много. В 890 году папа Стефан VI предал славянские книги и славянское богослужение анафеме, окончательно запретив его.

Дело, начатое Константином и Мефодием, было все-таки продолжено его учениками. Климент, Наум и Ангелларий поселились в Болгарии и явились основоположниками болгарской литературы. Православный князь Борис-Михаил, друг Мефодия, оказал поддержку его ученикам. Новый центр славянской письменности возникает в Охриде (территория современной Македонии). Однако Болгария находится под сильным культурным влиянием Византии, и один из учеников Константина (вероятнее всего, Климент) создает письменность, подобную греческому письму. Происходит это в конце IX — начале Х века, во время правления царя Симеона. Именно эта система получает название кириллицы в память о человеке, который впервые предпринял попытку создания азбуки, пригодной для записи славянской речи.

ВОПРОС О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СЛАВЯНСКИХ АЗБУК

Вопрос о самостоятельности славянских азбук вызван самим характером очертаний букв кириллицы и глаголицы, их источниками. Что же представляли собой славянские азбуки – новую письменную систему или лишь разновидность греко-византийского письма? При решении этого вопроса необходимо учитывать следующие факторы:

В истории письма не было ни одной буквенно-звуковой системы, которая бы возникла совершенно самостоятельно, без влияния предшествующих систем письма. Так, финикийское письмо возникло на базе древнеегипетского (правда, был изменен принцип письма), древнегреческое – на основе финикийского, латинское, славянское – на базе греческого, французское, немецкое – на базе латыни и т.д.

Следовательно, речь может идти лишь о степени самостоятельности системы письма. При этом гораздо важнее насколько точно видоизмененная и приспособленная исходная письменность соответствует звуковой системе языка, который она намерена обслуживать. Именно в этом отношении создатели славянской письменности проявили огромное филологическое чутье, глубокое понимание фонетики старославянского языка, а также большой графический вкус.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР

от 30 января 1991 г. N 568-1

О ДНЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Придавая важное значение культурному и историческому возрождению народов России и учитывая международную практику празднования дня славянских просветителей Кирилла и Мефодия, Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:

Объявить 24 мая Днем славянской письменности и культуры.

Верховного Совета РСФСР

В 863 году, 1150 лет назад, равноапостольные братья Кирилл и Мефодий начали свою Моравскую миссию по созданию нашей письменности. О ней говорится в главной русской летописи «Повести временных лет»: «И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своём языке».

И второй юбилей. В 1863 году, 150 лет назад, Российский Святейший Синод определил: в связи с празднованием тысячелетия Моравской миссии святых равноапостольных братьев установить ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая (24 по н.ст.).

В 1986 году по инициативе писателей, особенно покойного уже Виталия Маслова, сначала в Мурманске прошёл первый Праздник письменности, а на следующий год его широко отметили в Вологде. Наконец, 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении Дней славянской культуры и письменности. Читателям не надо напоминать, что 24 мая ещё и день тезоименитства Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Логически представляется, что единственный государственно-церковный праздник России имеет все основания приобрести не только общенациональное звучание, как в Болгарии, но и общеславянское значение.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector