0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В РПЦ не боятся заражения коронавирусом: храмы не закроют

В РПЦ не боятся заражения коронавирусом: храмы не закроют

На фоне усилий властей по недопущению развития эпидемии COVID-19 лидеры общин основных традиционных религий России, за исключением РПЦ, объявили о прекращении коллективных молитв.

К гражданам России обратились и президент, и главы регионов за помощью в преодолении эпидемиологического кризиса, предложив вполне адекватные и выполнимые меры по ограничению контактов между людьми.

И физик, и клирик. Тайны биографии главы РПЦ патриарха Кирилла

Кем был глава РПЦ до того, как занял патриарший престол

В этом году исполнилось 10 лет, как Патриарх Кирилл руководит Русской православной церковью. Что скрывает биография святейшего?

Патриарх Кирилл (Владимир Гундяев) родился в Ленинграде в 1946 году.

Родные брат и сестра также пошли по церковной линии, став преподавателями богословских дисциплин.

Глава РПЦ живет в резиденции в Серебряном Бору (элитный поселок рядом с центром Москвы), а лето проводит в резиденции в Дивноморском на Черном море.

Внук и сын опальных священников

В своем юбилейном интервью Патриарх Кирилл признался: «Никогда не просил Бога сделать меня Патриархом».

Но быть священником он мечтал с раннего детства.

– Я всегда хотел быть священником, не помню того времени, когда бы я не хотел быть священником, – признался Патриарх в автобиографии. – Вскоре после того, как я научился ходить и говорить, я потребовал, чтобы у меня было свое облачение. Одна монахиня, алтарница в храме Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в Ленинграде (это первый храм, где служил мой отец), сшила мне из части старого протодиаконского ораря епитрахиль, а мама сделала палицу. Какую-то ткань я использовал в качестве фелони – и «служил». Жили мы тогда очень бедно: помимо совсем маленькой комнатки, где находились книги отца и его письменный стол, у нас была одна 19-метровая жилая комната на Васильевском острове (на пять человек семьи). В этой 19-метровой комнате и прошло мое детство, там я и «служил».

Вероятно, на необычный выбор советского ребенка повлияло окружение: и дед, и отец Володи Гундяева (мирское имя Кирилла) были священниками. Дед очень серьезно пострадал от светских властей: 47 тюрем и 7 ссылок почти за 30 лет заключения, большая часть которых прошла на Соловках. Три года за политическую нелояльность получил и отец будущего Патриарха.

Глава РПЦ рассказывал, что в детстве чуть не погиб от затяжной пневмонии. А помогло выкарабкаться ему, как он считает, обращение к чудотворцу Иоанну Кронштадтскому, портрет которого висел у Гундяевых дома.

В 6 лет родители взяли маленького Володю в поездку в Псково-Печерский монастырь к старцу Симеону, почитаемому среди верующих. Симеон, по воспоминаниям, был чудесный добрый старик, что, возможно, тоже укрепило будущего Патриарха в выборе религиозного пути.

Семинарист

Несмотря на серьезный религиозный бэкграунд семьи, Владимир Гундяев мог пойти и по светской дороге. После 8-го класса он ушел из дома и поступил в геологическую экспедицию, чтобы как-то жить – его семья еле сводила концы с концами и все время была в долгах.

Володя работал и учился в вечерней школе. После ее окончания даже серьезно думал стать физиком, а не клириком – хотел поступить на физический факультет Ленинградского университета. Отговорил его митрополит Никодим (Ротов), который тогда возглавлял Ленинградскую кафедру. Встречу организовал старший брат Владимира Гундяева, Николай, который уже учился в семинарии.

– Выслушав меня, он сказал: «Знаешь, Володя, ученых в нашей стране очень много. Если их поставить друг за другом, то цепочка дотянется до Москвы, а вот священников мало. Кроме того, неизвестно, удастся ли нам принять тебя в семинарию после института. Так что поступай-ка ты сразу в семинарию», – описывал потом беседу с Никодимом сам Кирилл.

Он послушал совета и не прогадал. В 60–70-е годы был разгул атеизма и царство точных наук. Молодежь в религию не шла. И любой способный семинарист легко мог сделать очень успешную карьеру.

По заграницам

Кирилла называют любимцем самого влиятельного православного иерарха советских времен – митрополита Никодима (Ротова). Он постриг Владимира Гундяева в монахи и дал ему церковное имя, под которым сейчас его знает весь мир – Кирилл. Никодим же, еще будучи главой Отдела внешних церковных сношений, и направил перспективного молодого священника представлять церковь за границей.

Кирилл возглавил представительство Московского патриархата в Женеве. Выезжал на церковные мероприятия в Чехию, Болгарию, Румынию, Югославию, Кению, Грецию, Италию, США, Канаду, Германию. Говорят, что именно «западный» период жизни наложил отпечаток на пристрастия Кирилла к отнюдь не аскетичным увлечениям: горными лыжами, яхтенными прогулками, дорогими часами и элитной недвижимостью. А в любимой Швейцарии он со временем приобрел себе виллу.

Агент?

Завидный карьерный рост Патриарха связывают с его дружбой с властями. Осевший в США священник Виктор Потапов впервые опубликовал данные, что Кирилл был завербован КГБ и сотрудничал под псевдонимом «Михайлов».

В 1991 году в Верховном Совете РФ даже была создана «комиссия Якунина – Пономарева» для расследования связей КГБ и РПЦ.

– Это было первое, а может, и единственное большое парламентское расследование – по перевороту ГКЧП, в рамках которого наши эксперты впервые попали в архивы 5-го «идеологического» управления КГБ, – рассказал нам экс-депутат и правозащитник Лев Пономарев. – Ельцин его ликвидировал, а архивы открыл. Тогда же мы стали исследовать материалы о связях РПЦ с чекистами. Но поработать нам удалось не больше месяца, потом нас выдавили оттуда. У меня осталось четкое понимание, что связи РПЦ и КГБ реальны, а основные иерархи были агентами, в том числе и Патриарх Алексий, и нынешний – Кирилл. Мы с Глебом Якуниным тогда написали письмо Патриарху с предложением покаяться или хотя бы принести извинения. Мало ли, какие у них могли быть обстоятельства непреодолимой силы – возможно, это было необходимо, чтобы сохранить церковь и себя. Но ответ пришел в такой форме: Глеба Якунина предали анафеме и лишили сана, а комиссию распустили. Я, как увидел Патриарха в коридорах Верховного Совета, понял, что конец нашему расследованию.

Еще меньше проработала аналогичная комиссия внутри РПЦ.

– В советские времена никто не мог стать архиереем, если на это не давал согласие КГБ, – признался в 2012 году журналистам украинский иерарх Филарет, которого также все эти годы пытались уличить в сотрудничестве с органами под псевдонимом «Антонов». – Поэтому утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой. Был связан, как и все. Например, архиерей не имел права назначить священника на приход без согласия КГБ.

Мимикрировавший оппозиционер

В 1974 году Кирилл вернулся в СССР на хорошую должность – второго человека в «сердце» церкви – Отделе внешних церковных сношений и параллельно возглавил Ленинградскую духовную академию и семинарию. Но привезенные из-за границы «западные веяния» чуть было не сыграли с будущим Патриархом роковую шутку.

Читать еще:  В Хельсинки была украдена икона Богородицы

В 1984 году молодого перспективного священника Кирилла вдруг ссылают в Смоленскую епархию. Как Патриарх позже сам признавался в узком кругу, он попал под опалу из-за того, что не проголосовал против резолюции ЦК Всемирного совета церквей, осудившей ввод советских войск в Афганистан. Причем Кирилл опасный документ и не поддержал, а всего лишь «воздержался». Но и этого оказалось достаточно, чтобы позже некоторые журналисты назвали этот поступок «подвигом».

В 2009 году Кирилл возглавил Всемирный русский народный собор, который поначалу был даже оппозиционен к власти. Но уже во второй половине 90-х годов политическая ситуация изменилась, и высокопоставленный священник стал тем Кириллом, которого мы знаем сегодня.

Материал вышел в издании «Собеседник+» №04-2019 под заголовком «И физик, и клирик».

Епископат боится «расцерковления» — что люди уйдут со своими кошельками

Хуже всего ситуация, которую мы видим сегодня в московской епархии. Патриарх не запретил ходить в храмы. Они открыты. Я в прошлое воскресенье пошел в церковь. Думал, увижу лишь священников, служащих в пустом помещении под гулкими сводами. Так ничего подобного — одних причащающихся человек сто было! Патриарх выдавил из себя, что просит воздержаться от посещения храмов, но закрыть-то их для верующих он так и не приказал! А значит, переложил ответственность на самих прихожан, которым веками внушали, что нет на свете ничего важнее посещения храма…

Многие идут в церковь, потому что считают своим долгом доказать свою твердость в вере, пусть даже ценой болезни. Мне кажется, это не очень правильная установка. Сам патриарх служил на Благовещение в пустом храме — без прихожан. У него даже в алтаре стоит бактерицидный рециркулятор воздуха, видимо, для дезинфекции. Получается, что предстоятель о своей безопасности заботится. И правильно делает. Но почему же другим не сказать: «И вы себя так же ведите!»?

К сожалению, наше церковное корпоративно-сословное самомнение приводит к тому, что мы себя считаем главными в мире, центром земли. Это наше мнение о нас же прикрывается словами о том, что Бог должен быть главнее всего. Например, патриаршая проповедь на Благовещение опять обличала ересь гуманизма, ставящую человека в центр всего. Звучит красиво, но на самом деле, это, конечно, манипуляция. Бог, разумеется, неизменен, а вот человеческие представления о нём, а точнее, о том, что я должен делать ради Бога и от Его имени, менялись на протяжении веков, иногда довольно радикально. Должен ли я убивать еретиков во имя Бога или нет? Обязан ли два часа посвящать чтению книг с молитвами или же в это время я могу принести больному соседу еды? Кстати, в одной древней монашеской книге старца спросили: «Есть у нас один монах-постник, который вкушает пищу лишь три раза в неделю. А есть другой монах, который особо не постится, но все свободное от служб время проводит в лечебнице, ухаживая за больными. Скажи, чей подвиг выше?» И старец сказал: «Если бы тот постник повесил себя за ноздри к потолку своей кельи — и тогда бы его подвиг и близок не был бы к подвигу того, кто ухаживает за больными».

Очень печально, что в этой ситуации церковь как институт делает эгоистически-корпоративный выбор. Из наших церковных риторов очень долго выдавливали простые слова: «Если ты в разгар эпидемии остался дома и не пошел в храм, то это не есть признак твоей трусости или маловерия. Это проявление твоей жертвенности». Ну покажите же, что вы не корпоративный бизнес-проект, существующий для элитных акционеров, собирающий им на резиденции и яхты. Покажите, что ваша вера делает вас более чувствительными и отзывчивыми.

Британский писатель и христианский деятель Гилберт Честертон, автор знаменитой детективной серии про отца Брауна, говорил: современный мир полон христианских добродетелей, которые сошли с ума. Милосердие, сострадание, терпимость — все эти добродетели последние триста лет возвещались устами врагов церкви — либералов, масонов, антиклерикалов. Именно они выступали агентами прогресса. Например, убеждали общество отказаться от пыток, смягчить условия тюремного содержания, отказаться от рабства, даровать женщинам нормальные человеческие права. А церковь каждый раз этому сопротивлялась. Имея такой бэкграунд, неужели вы не можете пусть не защищать людей, но хотя бы их чему-то такому учить? Католики пытаются это делать. Недавно в Германии был случай: архиепископ в Баварии потратил на свою резиденцию миллион евро. Ему пришлось уйти в отставку.

Синод православной Элладской церкви недавно постановил: все епископы и клирики отдадут месячную зарплату в фонд помощи больным СOVID-19. Это символический жест. 50 епископов отдадут на борьбу с пандемией по тысяче евро — с точки зрения финансов это ни о чем. Но это добрый жест. А у нас-то не то что ничего своего епископы не отдают, но еще и со скрипом снижают свои будущие доходы. Например, во время такого кризиса необходимо снять все налоги с приходов. Но пока это сделали только митрополит Псковский Тихон (Шевкунов) и епископ Орский Ириней (Тафуня) — объявили о том, что не будут взимать епархиальные взносы. Патриарх такого распоряжения не дает и не обещает финансово поддержать свой клир.

Двое испугавшихся

Оперативное сопровождение дела Александра Пичугина осуществляет нижегородское УФСБ, следствие вел отдел по особо важным делам местного СК. Доказательства, которые собрало следствие: экспертиза поста и показания двух свидетелей, заявивших на допросах, что пост в «Сорокином хвосте» их напугал.

Один из «испугавшихся» в материалах дела скрывается под псевдонимом Иванов Иван Иванович. Из текста его допроса следует, что он знаком с Пичугиным по нижегородской журналистской среде. Второй — Илья Савинов, бывший активист нижегородского отделения Общероссийского народного фронта.

Савинов известен тем, что ранее писал заявления в правоохранительные органы на местных оппозиционеров — координатора отделения «Партии перемен» Юрия Шапошникова и главреда местного издания Koza Press Ирину Славину. По данным базы «Спарк», Илья Савинов — гендиректор ООО «Русская усадьба». Фирма занимается сельским хозяйством, разведением овец и коз. Бенефициаром «Русской усадьбы» является некий Андрей Игоревич Миронов, получающий от нижегородской администрации заказы на оформление города к праздникам.

«Буду откровенен. Посмотрел ваше издание, его информационная политика не позволит вам осветить объективно данную ситуацию ввиду заведомой ангажированности. Поэтому до вступления решения суда в законную силу свои комментарии по делу считаю недопустимыми. Желаю успехов!» — сказал Илья Савинов ОВД-Инфо.

Дело Пичугина ведет адвокат Центра защиты прав СМИ Тумас Мисакян. Он отметил в разговоре с ОВД-Инфо, что это дело стоит рассматривать как преследование его клиента за журналистскую деятельность.

«Я [в посте] не упомянул никакую организацию вообще. Мне коллеги говорили потом: а что же ты фотку столпотворения в Дивеевском монастыре не опубликовал вместе с постом? Что-то меня остановило: подумал, что тут могут попытаться раскрутить неуважение чувств верующих. 207.1 УК предусматривает ограничение, а не лишение свободы — это очень странный вид наказания. Из реальных — штраф или исправительные работы», — говорит Пичугин.

Статья 207.1 УК была принята накануне пандемии, к середине июня 2020 года по этой статье возбудили 33 уголовных дела и велось 9 доследственных проверок, писала международная правозащитная группа «Агора» в своем докладе. При этом 17 случаев уголовного преследования связаны с высказываниями активистов, журналистов, блогеров и депутатов. Вскоре после возбуждения уголовного дела нижегородские журналисты опубликовали обращение в поддержку своего коллеги.

«Суд уже близится к финалу. Заслушаны свидетельства со всех сторон, и сейчас, прежде чем перейти к допросу меня как подсудимого, мы настояли на том, чтобы суд назначил дополнительную экспертизу моего текста», — говорит Пичугин.

Читать еще:  Автоматические ворота

Редактор: Михаил Шубин

Руководство РПЦ сформулировало новую тактику работы с общественным мнением о церкви. На Архиерейском соборе принят документ «Отношение РПЦ к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес церкви», который призван «оградить РПЦ от нападок в интернете и СМИ». Православные богохульники будут призваны к покаянию или отлучены от церкви. Реакции на светскую критику запланированы от запрета верующим на пользование «провинившимся» СМИ или блогом и пикетирования «несогласных», до уголовного преследования за «разжигание религиозной вражды».

В Московском патриархате не скрывают, что речь идет прежде всего о нападках в СМИ и интернете. По словам главы пресс-службы московского патриархата протоиерея Владимира Вигилянского, «в последнее время усилились агрессивные нападки на церковь, и церковь решила высказать свою позицию по этому делу». «Документ направлен не только во внешний мир, но и во внутрицерковную среду. Сами священнослужители позволяют себе в интернете высказывать мысли, далекие от приличия», – цитирует Вигилянского «Коммерсант».

Документ дает определение богохульству: «оскорбительное или непочтительное действие, слово или намерение в отношении Бога или святыни. ». «Особым случаем является намеренное богохульство или клевета как провокация, призванная опорочить христианское вероучение или принести вред церкви. В случае публичной клеветы на церковь правовой защите должно подлежать достоинство церкви как неотделимое от совокупного, коллективного достоинства всех ее членов».

Владимир Вигилянские пояснил, что РПЦ намерена отделять «клевету» от «критики»: «Когда на одной из радиостанций рассказывают, что иерархи РПЦ часто посещают Италию, чтобы пошить там себе облачения и обувь у мастеров, которые обслуживают папу римского, – это клевета, которая не имеет под собой никаких фактов. Или как назвать действие одной из газет, которая вырвала из контекста мои слова, что якобы архиерейский собор дал право иерархам баллотироваться в выборные органы власти, хотя речь шла совсем о другом?».

Напомним, что, один из принятых последним собором РПЦ документов регламентирует политическую активность священнослужителей. Священникам по-прежнему запрещено участвовать в выборах. Однако впервые церковь ввела возможность исключения из правила, причем в весьма неопределенных формулировках: «Исключения из этого правила могут делаться только в том случае, когда избрание иерархов или духовенства в законодательный (представительный) орган власти вызвано необходимостью противостоять силам, в том числе иноконфессиональным и раскольническим», – говорится в документе, принятом Архиерейским собором. В таких исключительных случаях священники могут пойти на выборы и по партийным спискам, не имея при этом права на непосредственное вступление в партию.

«Церковь может разрешить священникам в этой стране корректно озвучить в парламенте позицию РПЦ. Но только в том случае, что кто-то открыто назвал Русскую православную церковь своим политическим врагом. Поэтому к современной ситуации в России это не имеет никакого отношения», – так пояснил позицию РПЦ диакон Андрей Кураев.

«Церковь этим документом хочет уберечь себя от критики, выдавая ее за клевету. Этой своеобразной цензурой она невольно вырабатывает страх писать на религиозные темы», приводит «Ъ» мнение директора Института религии и права Романа Лункина.

«Богохульство и клевета всегда считались грехом с точки зрения христианина, а клевета всегда считалась преступлением и с точки зрения государственного права», – возразил профессор Московской духовной академии Андрей Кураев.

Противостоять нападкам церковь планирует разными способами. Если в клевете уличен православный, церковь призовет его к покаянию. Крайней мерой воздействия на богохульников будет отлучение от церковного общения. Что касается СМИ, церковь может предпринять попытку переговоров с руководством органа «с целью выяснения позиции», потребует опровергнуть «сведения, не соответствующие действительности и порочащие честь и достоинство церкви и ее представителей». Если не удастся достигнуть примирения, будет прекращено сотрудничество с изданием и рекомендовано членам церкви не пользоваться данным СМИ. Также представители церкви могут потребовать возбудить уголовное дело по факту разжигания религиозной вражды. Отдельно оговаривается, что РПЦ готова поддержать верующих, которые решили бойкотировать или пикетировать издание.

«Церковь традиционно ассоциируется с молитвой, а не с прямой политической деятельностью. Как крупнейшая общественная организация, она, конечно, может устраивать пикеты, но это не украсит ее, а скорее повредит ее имиджу», – заметил на это «Комсомольской правде» политолог Дмитрий Орлов.

Впрочем, глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов, наоборот, уверен, что православные могут и должны устраивать пикеты: «Конечно, это обоюдоострое оружие, но почему мы должны разоружаться?».

Ссылка по теме:

РПЦ разрешила священникам участвовать в выборах / Патриарх призвал сопротивляться «антиклерикальному законодательству» >>>

Москва, Алексей Усов

Дело Максима Марцинкевича («Тесак»)

Максим Марцинкевич — общественный деятель и шоумен правого неонацистского толка, также известен как сооснователь и идейный вдохновитель общественного движения «Реструкт», знаменитого проектом «Оккупай-педофиляй».

Что ни говори, а Максим «Тесак»- рекордсмен среди видеоблогеров, имевших когда-либо проблемы с законом (совсем не то что нынешние “гангстеры”). В связи с этим, мы расскажем о его нарушениях закона в более сжатой форме.

В первый раз против Марцинкевича было возбуждено уголовное дело за сорванный под националистическими лозунгами коллоквиум в клубе Билингва. Во второй — осужден на три года в 2009 году за ролик расистского содержания, квалифицированный судом как разжигающий межнациональную рознь.

После освобождения Максим написал книгу “Реструкт” об уголовных преследованиях и жизни в тюрьме. Выйдя на свободу, московский скинхед завел видеоблог на Youtube и жил за счет средств, получаемых от участников шоу “Оккупай-педофиляй” и семинаров о жизни в тюрьме, похудении, бодиблидинге и даже рекламы финансовых пирамид.

В конце 2013 года Тесак записал несколько видеороликов, также признанных содержащими экстремистские материалы, за что на него было возбуждено новое уголовное дело — однако, в этот раз блогер сбежал через Белоруссию на Кубу, откуда продолжил публиковать тематические видеоматериалы. Его задержали в январе 2014 года и выдворили из страны на родину за несоблюдение миграционного режима, а в Москве предъявили обвинение и осудили на 2 года и 10 месяцев заключения. Согласно этому, Марцинкевич должен был выйти на свободу в ноябре 2016 — однако, став фигурантом нового уголовного дела о нападении на торговцев запрещенными курительными смесями в рамках движения “Оккупай-наркофиляй”, суд продлил его арест до апреля 2017 года.

На этом обзор Epicstars громких судебных разбирательств с видеоблогерами подходит к концу, но вы можете познакомиться с другими материалами по теме видеоблогинга (например, обзором сайтов для раскрутки Youtube) на нашем блоге!

Ну и, конечно — приглашаем всех владельцев каналов на Youtube зарегистрироваться и получить доступ к куче реальных и абсолютно легальных рекламных заданий от брендов, магазинов и других рекламодателей!

Дорогие авто

В миру митрополит Варсонофий – Анатолий Владимирович Судаков. На его имя (совпадает также дата рождения) в базе ГИБДД зарегистрирован внедорожник Volvo XC90. Цена такого автомобиля в базовой комплектации начинается от 4 млн руб.

Приобрел его иерарх в 2017-м – спустя пять лет после призыва Кирилла к нестяжательству.

Госномер у Варсонофия, кстати, не петербургский, а московский. И правила дорожного движения он часто нарушает также в столице.

4 января, к примеру, прокатился с превышением скорости по Берниковской набережной, а накануне Нового года проехал по полосе для общественного транспорта на проспекте Мира.

Нарушает ПДД (но при этом вовремя оплачивает все штрафы) и председатель отдела внешних церковных связей Григорий Алфеев, более известный как митрополит Иларион.

Это весьма влиятельный в РПЦ человек, одно время его даже называли в числе возможных преемников Кирилла. В собственности у Алфеева есть как минимум два Mercedes-Benz: S 350D 4МАТIС (7 млн руб.) и G63 АМG (16 млн руб.).

Читать еще:  Почти все монеты с изображением Снетогорского монастыря раскупили псковичи

3. Целеполагание и мотивация

3.1. Основной целью присутствия духовенства в сфере видеоблогинга является христианское свидетельство. Следовательно, подцелями ведения видеоблога священнослужителей могут быть разнообразные просветительские лекции, огласительные беседы, катехизация, апологетика и т.д. Важен здесь и творческий подход, из которого могут родиться интересные неклассические форматы.

В этом отношении видеоблогинг можно рассматривать как прямое продолжение пастырской деятельности священника, учитывая, что, в этом случае, границы приходской общины значительно расширяются. Пастырь получает определенный кредит доверия от своих подписчиков, которые в какой-то мере становятся его виртуальными прихожанами.

3.2. Стоит особо отметить возможность деформации мотивов священнослужителей, ведущих каналы на популярных видеохостингах. В разной степени видеоблогер в священном сане получает определенную психологическую власть над подписчиками, что может трансформироваться в эгоцентризм, иллюзию непогрешимости и даже гуруизм, именуемый в церковной традиции любоначалием. Этот феномен, получивший в современном церковном обиходе наименование «младостарчество», был осужден определением Священного Синода от 28 декабря 1998 года, в котором указано, что задача пастыря: «вести людей к Богу, а не группировать прихожан вокруг самих себя».

На этой базе способно сформироваться и тщеславие, которое выражается в погоне за рейтингом и привлечении внимания к своей персоне, что может подтолкнуть автора к манипулятивным практикам, провоцирующих широкую аудиторию на эмоции и проявление активности на канале (хайп, кликбейт, троллинг и т.д.). В этом ряду можно обозначить и человекоугодничество, которое для видеоблогера заключается в страстном желании понравиться своим подписчикам, а значит может вынудить автора впасть в нечестность и даже лукавство.

Монетизация видеоблога зачастую является для священника-энтузиаста способом окупить расходы на развитие канала, покупку аппаратуры и программного обеспечения, а также возможность дополнительного заработка, что не является греховным явлением, поскольку «трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:10). Но это не должно превратиться в самоцель, поскольку полная коммерциализация проекта исказит первоначальную мотивацию автора, что может отвратить от священнослужителя часть аудитории, и приведет его к страсти сребролюбия. С этим и другими негативными явлениями, описанными выше, клирики-видеоблогеры призваны бороться посредством усилий воли, искренних молитв и систематическим принятием церковных таинств.

Читайте также по теме:

Три группы

По мнению эксперта в Московской патриархии, с которым побеседовала «Новая», сейчас в высшем церковном руководстве оформились три новых «группы интересов», они же — «группы влияния».

«АДМИНИСТРАТИВНАЯ» ГРУППА, ИЛИ ГРУППА «ДВУХ САВВ»

Пожалуй, самой весомой из них становится группа «двух Савв», которую условно назовем «административной». Ее возглавляет 39-летний Тверской митрополит Савва (Михеев), ставший в этом году управляющим делами (говоря светским языком — премьер-министром) Московской патриархии. Подобно более молодому патриаршему фавориту Антонию (Севрюку), он также сделал головокружительную и несколько загадочную карьеру, подлинные причины которой остаются в тени (подобные вещи очень любит расследовать о. Андрей Кураев). В 2014-м стал первым заместителем тогдашнего управделами митрополита Варсонофия, а в прошлом году возглавил Тверскую митрополию.

Говорят, на сентябрьском Синоде патриарх намерен поднять его еще выше, сместив впавшего в немилость Варсонофия еще и с Санкт-Петербургской кафедры.

Вторым Саввой в «административной» группе является заместитель первого, 41-летний епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), переехавший около 10 лет назад в Россию из Франции, где он родился в семье русских эмигрантов, по личному приглашению Кирилла. Долгие годы он тянул на себе всю «черную работу» управления делами — разбирал конфликты, инспектировал епархии — и только в этом году стал архиереем.

Владимир Легойда. Фото: РИА Новости

К этой группе примыкает глава Информационного отдела патриархии Владимир Легойда. Возможно, именно из среды этой группы патриарх Кирилл готовит себе преемника.

«АКАДЕМИЧЕСКАЯ» ГРУППА

Вторую группу можно условно назвать «академической». В нее входят ректор Московской духовной академии архиепископ Амвросий (Ермаков), в прошлом году переехавший из Петербурга в Москву, и уже упоминавшийся глава Учебного комитета о. Максим Козлов. Именно они попытались «съесть» Сретенскую семинарию, а также добились отставки неподконтрольного им ректора Санкт-Петербургской академии епископа Серафима (Амельченкова), просидевшего в своем кресле всего год.

Елена Гундяева, вице-ректор Санкт-Петербургской духовной академии и родная сестра патриарха Кирилла. Фото: сайт Ставропольской духовной семинарии

Силу «академической» группы связывают с наличием у нее негласного покровителя в лице вице-ректора Санкт-Петербургской духовной академии Елены Гундяевой — родной сестры патриарха. Именно с нею не смог найти общий язык в городе на Неве епископ Серафим.

«ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ» ГРУППА

Наконец, третью группу условно назовем «внешнеполитической» — ее составляют председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Иларион (Алфеев) и кадровые церковные дипломаты из Отдела. Иларион — единственный «тяжеловес» из первой команды патриарха, который пока не лишился своей должности. Относительную прочность его позиций связывают с поддержкой «профильными» подразделениями администрации президента РФ, поскольку услуги ОВЦС критически важны на украинском и ближневосточном направлениях, на постсоветском пространстве и в отношениях с Ватиканом.

В первые годы нынешнего патриаршества Иларион даже считался преемником патриарха, но постепенно надоел своему шефу, который все чаще стал позволять себе повышать голос на «министра иностранных дел».

Говорят, особо эпичной была сцена на борту самолета, летевшего из Стамбула, где Вселенский патриарх Варфоломей укорил патриарха Кирилла за деструктивную роль Илариона в межцерковных отношениях. Слухи о неизбежной отставке Илариона и замене его, например, патриаршим фаворитом Антонием (Севрюком) упорно циркулируют уже более года. Но пока Илариону хватает своих аппаратных возможностей удерживать должность. Однако как преемника патриарха эксперты его уже не рассматривают.

Провинциальные архиереи, число которых в РПЦ уже превысило 400, при нынешнем патриархе практически лишены возможности участвовать в большой церковной политике, однако с увлечением следят за соотношением московских групп влияния. Кто-то делает ставку на «духовника президента» митрополита Тихона (Шевкунова), сосланного в Псков, а кто-то видит будущим патриархом Московским Киевского митрополита Онуфрия (Березовского), чей образ монаха-аскета близок простому церковному народу. Разумеется, в нынешней политической обстановке все эти чаяния и прогнозы хранятся глубоко под спудом.

Активизация политических процессов в России помогает тем зачаткам гражданского общества, которые образовались в РПЦ, осознать свои интересы и заявить о себе. Именно церковное гражданское общество сумело отстоять Сретенскую семинарию, пригласить — без всякой санкции патриархии и Кремля — папу римского в Москву с частным визитом, укрыло в храме протестующих у мэрии 27 июля.

Поскольку внутренняя «вертикаль» в РПЦ жестче кремлевской, то в церковное гражданское общество вовлекаются не только миряне и рядовые священники, но и епископат. Его главное требование — прекратить бесконечные, ничем не обоснованные и прямо запрещенные канонами перемещения архиереев с кафедры на кафедру. Главное требование рядового духовенства — прекратить бесконечные поборы церковного начальства, которые вымывают из приходов все легальные доходы и вынуждают полностью «уходить в тень». А главное требование мирян — соборность, когда церковь не делится на «профессионалов» и обслуживаемых ими за денежку «клиентов» — потребителей «ритуальных услуг», но когда все ее члены, независимо от сана и должности, разделяют ответственность за церковь и участвуют в принятии решений.

Трудами патриарха Кирилла репутация Московской патриархии опустилась очень низко — в массовом восприятии церковь уже почти неотличима от режима и разделяет ответственность за все его пороки и ужасы. Может быть, присоединение к нынешнему протесту — последний шанс на историческую реабилитацию для «здоровых сил» в РПЦ.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector