0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вечер памяти архимандрита Тихона (Секретарева)

Ахилла

Главное Меню
  • Новости
  • Мысли
    • Колонка редактора
    • Блоги
    • Комментарии
    • Нам пишут
    • Вопросы и ответы
  • Истории
    • Культура
    • Религия
    • Проза
    • Общество
    • Мониторинг СМИ
  • Проекты
  • Авторы
  • Наши книги
  • Контакты
  • О нас
  • Поддержать
  • Главная
  • Новости
  • Снят с должности игумен Святогорского Успенского монастыря, который вырубил деревья рядом с могилой Пушкина

Церковная карьера

Отец Тихон (Георгий Шевкунов) родился в 1958 году в Москве в семье служащих. Он окончил ВГИК, после чего отправился послушником в Псково-Печерский монастырь. В 1991 году 33-летнего мужчину постригли в монахи в столичном Донском монастыре. Он принял имя Тихон в честь патриарха русской церкви в 1917-1925 гг.

РИА Новости / Алексей Никольский

В 1995 году Тихон становится игуменом возрожденного Сретенского мужского монастыря, с 2002 года – ректором Сретенской духовной семинарии. На рубеже веков Тихон не раз посещал Чечню, куда отвозил гуманитарную помощь. В 2011 году он вошел в Высший церковный совет РПЦ, в 2016 году возглавил патриарший совет по культуре.

«Богом зданные» пещеры

Подземный комплекс включает в себя ближние и дальние пещеры. Первые открыты для паломников постоянно. Чтобы попасть в дальние, нужно договариваться заранее.

В ближних пещерах захоронены основатели монастыря и те, кто стоял у его истоков. Протяженность галереи – 15 метров.

Дальние же располагаются на семи так называемых подземных улицах. Их общая длина – более 200 метров. Здесь находятся открытые захоронения более чем 10 тысяч усопших – как монахов, так и благочестивых паломников, защитников монастыря.

Здесь также захоронены потомки Модеста Мусоргского, Александра Пушкина, Михаила Кутузова.

К сожалению, в ближайшее время постоянный поток паломников в дальние пещеры может быть приостановлен. Постоянное присутствие живых людей провоцирует поднятие температуры в пещерах до +10-15 град. Идеальной же для нетленного сохранения тел считается температура около +5 град.

Святые пещеры

Ситуация в Среднеуральском женском монастыре «Спорительница хлебов» выходит из-под контроля церковных иерархов. Видимое пока спокойствие может быстро перерасти в конфликт. Почему в ситуацию не вмешиваются светские власти, каковы шансы на мирное урегулирование конфликта и из-за чего началось противостояние схимника Сергия и митрополита Кирилла – в материале «Нового Дня».

Накануне СМИ сообщили о захвате монастыря. Однако говорить о неком силовом конфликте, по крайней мере, на тот момент было нельзя. Как отмечает корреспондент «Нового Дня», побывавший в обители, еще вчера там было настолько спокойно, что человеку со стороны, не осведомленному о деталях происходящего, даже могло показаться, что Среднеуральский монастырь живет своей обычной жизнью. Никаких вооруженных казачьих патрулей обнаружить не удалось – трое или четверо мужчин в камуфляже стояли на самом въезде на территорию монастыря, у Серовской трассы, но на чужаков никакого внимания не обратили. Корреспонденты агентства также спокойно прошли к основным постройкам – лишь у надвратной церкви из будки вышел охранник, окинул взглядом посетителей и удалился к себе. Внутри все тихо – совершались литургии, проводились исповеди, монахини ходили по своим делам, вечером вели беседы на улице, на детской площадке играли подростки, живущие здесь же, на территории.

Впрочем, де факто захват все же есть. Среднеуральский женский монастырь является собственностью екатеринбургской епархии Русской православной церкви. Однако то, что происходит сейчас в обители, РПЦ не контролирует. Об этом говорит уход настоятельницы – если говорить мирским языком, главного управленца в монастыре, назначаемого Священным синодом. Игуменья Варвара и еще несколько монахинь несколько дней назад покинули обитель, не разделяя взглядов заштатного клирика Сергия, которого в епархии называют духовником монастыря (который, кстати, тоже назначается не самовольно, а правящим архиереем – по представлению настоятельницы). Сейчас игуменья и монахини находятся в Ново-Тихвинской обители в Екатеринбурге. Оттуда же в Среднеуральск был направлен протоиерей Георгий, которого, впрочем, оставшиеся в монастыре, то есть те, кто занял позицию Сергия, не приняли. Таким образом, действительно можно говорить о некой попытке рейдерства.

Эксперты говорят, что отказ Сергия покинуть монастырь – это уже принципиально новый уровень конфронтации схимника с епархией. И, несмотря на то, что представители последней пока сдержанно комментируют ситуацию, демонстрируя намерение максимально мирно решить конфликт, дело все же действительно может дойти до применения силы. «Может статься, что туда придут полицейские и возьмут его под арест, поскольку дело уже заводят по определенным статьям», – сказал РИА «Новости» директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора, религиовед Роман Силантьев.

Кстати, в понедельник, когда на место выезжал отец Георгий, назначенный митрополитом Кириллом на должность заместителем старшего священника Среднеуральского женского монастыря, сторонники Сергия сообщали, что у обители в числе противников назначенного клирика находился генерал, член общественного совета при Министерстве общественной безопасности Свердловской области Сергей Иванов. Он же, по словам активиста Всеволода Могучева, дал правовую оценку происходящему, заявив, что ничего противозаконного не происходит. Однако в МОБ «Новому Дню» сообщили другое. «Члены общественного совета не являются сотрудниками Министерства общественной безопасности Свердловской области, поэтому содержание их заявлений не может быть приравнено к официальной позиции ведомства. Просьб об участии в каких бы то ни было мероприятиях на территории Среднеуральского городского округа в адрес членов общественного совета со стороны министерства общественной безопасности не поступало», – сказали агентству в МОБе.

Источники «Нового Дня», знакомые с ситуацией, утверждают, что масштаб противостояния искусственно раздувается. «Подвели пару ребят под камеру, а настоящие казаки читают и диву даются», – прокомментировал представитель казачества в Свердловской области.

…перед бурей?

Что до самого Сергия, то он, несмотря на запрещение в служении, продолжает носить наперсный крест, совершать службы и, конечно, проповедовать. В одном из последних выступлений он заявил, что раскол в церкви и обществе вносит «епископат, который не встал на защиту веры, боясь лишиться кафедры». «Из дома матери Божьей я никуда не уйду. Совесть меня не обличает, на сердце спокойно. Им, то есть священноначалию, митрополиту Кириллу, придется брать монастырь штурмом», – заявил он в аудио, опубликованным Могучевым.

То, что Сергий провоцирует епархию на силовой конфликт, в котором та может остаться в проигрыше, не вызывает сомнений. Подобные истории уже происходили в Свердловской области в новейшей истории. Более 20 лет назад, в 1999-м, подобное происходило с епископом Никоном. Тогда группа священников написала жалобу в Священный синод. Клирики были недовольны действиями Никона, они обвинили его в содомии и даже нашли тех юношей из семинарии, с которыми он вступал в сексуальный контакт. Однако по началу синодальная комиссия из Москвы не стала прислушиваться к жалобам клириков – отцы Тихон и Авраам были выведены за штат, Фома и Геннадий – самые рьяные – запрещены в служении. «В итоге они свои храмы закрыли и никого из епархиального руководства не пускали. Так же, как и сейчас в Среднеуральском монастыре, с прихожанами заняли оборону. В итоге стало понятно, что у Церкви нет механизма, как выходить из такого конфликта, как это решать. А решать можно только переговорами и компромиссами», – рассказал «Новому Дню» непосредственный участник событий, попросивший сохранить инкогнито.

В итоге для Никона история закончилась плохо – в области даже проходили многолюдные крестные ходы, так что Москве пришлось менять решение. Комиссия синода во главе с отцом Александром принесла извинения группе бунтовщиков, сказав, что первое решение было неправильным, те, в свою очередь, покаялись, что вынесли сор из избы, обратившись в СМИ, а Никон был фактически сослан, на его место пришел Викентий. Он, кстати, рукоположил отца Сергия. По словам собеседника «Нового Дня», на сегодня у РПЦ по-прежнему нет никаких механизмов урегулирования конфликта. Силовые методы сыграют только на руку бунтовщикам. «У Сергия много сторонников, в него не миллионы – миллиарды вложены, причем не местными, а московскими, серьезными людьми, которые тоже, если начнется активная фаза, за него вступятся. Ситуация будет тупиковая – его оттуда не выкурить. Вы были на территории? Там есть все – сельхозугодья, жилье, производство, они даже в длительной осаде прокормить себя смогут», – сказал собеседник агентства.

Причем, по его словам, вмешательство светских властей, которые, в общем, пока заняли выжидательную позицию, может лишь усугубить ситуацию. Сейчас в отношении Сергия есть административные дела, одно из судебных заседаний назначено на следующую неделю. Также его проповедь признана экстремисткой – и если за первый эпизод следует только «административка», то за второй и последующие нарушителю грозит уголовное наказание. Судя по содержанию видеовыступлений Сергия, возбудить дело – вполне реально. Однако последствия такого решения могут быть непредсказуемы. «Будет протест, и протест серьезный, если начнутся подобные действия. Они [сторонники Сергия] будут специально обострять ситуацию до максимума, чтобы его еще и мучеником признать. Его сторонники, казаки – сбегутся за минуту. Они только того и ждут. Особенно на фоне всей ситуации в стране. Поэтому перспектив силового решения, по моему мнению, нет», – добавил собеседник «Нового Дня».

Из-за чего конфликт?

В православных группах в соцсетях ситуацию обсуждают горячо – сторонники Сергия и те, кто придерживается позиции митрополита Кирилла, называют происходящее не иначе как расколом. Причем обе стороны обвиняют в организации раскола оппонентов. У тех, кто на стороне епархии, больше логичных аргументов, у тех, кто на стороне Сергия, – больше пыла. Однако, как утверждают источники «Нового Дня», корень конфронтации кроется не в том, протирать или не протирать спиртом лжицу (ложечка для причастия, с которой верующие пьют разбавленное вино – символ крови Христа), хотя множество споров вертится именно вокруг подобных вопросов. Проблема может носить куда более мирской характер. Речь о деньгах.

Читать еще:  Недовольные муфтием Карелии мусульмане создадут свою исламскую общину

Среднеуральский женский монастырь был основан в 2005 году. Во многом стараниями Сергия, бывшего настоятеля мужского монастыря на Ганиной Яме, стал одним из самых процветающих. И, по некоторым данным, весьма доходных. «Нужно держать в уме, что деньги в монастырь жертвуют большие. И дают их именно Сергию», – сказал источник «Нового Дня».

Масштабы территории и стройки на его территории действительно поражают. Монастырь – это фактически автономия. Здесь есть огромное фермерское хозяйство со спецтехникой, повсюду стройматериалы, свидетельствующие о размахе работ, требующих существенного финансирования, ремесленные мастерские, школа, хоспис для тяжелобольных, даже свое кладбище, где покоятся не только монахи, но и те, кто нашел последний приют в обители.

Плюс три церкви и один строящийся двухпрестольный храм, а также постройки на территории, куда нет доступа рядовым паломникам. Возможно, причиной нынешнего конфликта стало нежелание отчислять положенные проценты в головную организацию. Однако для большинства тех, кто сейчас втянут в дискуссии по поводу происходящего в монастыре, – это конфликт канонов и санитарных правил.

Для справки

Несколько лет назад православная журналистка Раиса Ильина обращалась в областную прокуратуру, ГУ МВД России и министерство соцполитики Свердловской области с просьбой проверить деятельность отца Сергия. Журналистка рассказала, что сталкивалась с фактами нарушения уголовного, трудового, семейного, гражданского, конституционного законодательства со стороны представителей Среднеуральского женского монастыря. Ей удалось раздобыть информацию о домонашеском периоде жизни отца Сергия. «Этот человек, в миру – Николай Васильевич Романов (19.03.1955 г.р., родился в селе Криуши, Вознесенского района, Горьковской области) впервые был осужден на четыре года Пушкинским городским судом Московской области за хищение госимущества. Впоследствии также был осужден Московским областным судом на 13 лет за убийство и разбой, писала Ильина. Наказание отбывал в Свердловской области, в колонии № 13 Нижнего Тагила для бывших сотрудников силовых структур. Отбыл наказание в 1997 году. После освобождения начал строительство монастыря в Ганиной Яме.

Официально биографию отца Сергия в епархии не комментируют. «Отец Сергий (Романов) рукоположен Владыкой Викентием во иеромонаха 25 декабря 2001 года, пострижен в схиму в июле 2006 года в честь преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца, в 2009 году возведен в сан игумена. С 2011 года не является штатным клириком Екатеринбургской епархии», – это справка, которую предоставляют журналистам в епархии.

Однако, как указала в письме Ильина, Сергий «скрыл факт своего тяжелого уголовного прошлого, благодаря которому он, по канонам Православия, ни при каких допущениях не может быть священнослужителем, совершать таинства Православной Церкви». Отметим, что, по канонам церкви, совершивший в прошлом убийство может действительно стать монахом, принять схиму, но не может быть священником. В практике церковных судов есть примеры, когда священников лишали сана. Это одно из самых тяжелых наказаний – серьезнее него только отлучение от Церкви и предание анафеме. Примет ли во внимание этот факт епархиальный суд, который дал еще один шанс отцу Сергию, неизвестно.

Напомним, в минувший понедельник уже состоялось одно заседание. Сергий, временно запрещенный в служении и лишенный права носить наперсный крест, тем не менее, приехал на суд при этом атрибуте священничества, на вопросы судей по существу отвечать не стал, зачитал по бумажке обращение и удалился. Новое слушание назначено на 26 июня.

Екатеринбург, Екатерина Норсеева

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 85

Архимандрит Тихон

(Шевкунов).

«Несвятые святые»

и другие рассказы.

Один подвижник как-то сказал, что всякий православный христианин может поведать свое Евангелие, свою Радостную Весть о встрече с Богом. Конечно, никто не сравнивает такие свидетельства с книгами апостолов, своими глазами видевших Сына Божия, жившего на земле. И все же мы, хоть и немощные, грешные, но Его ученики, и нет на свете ничего более прекрасного, чем созерцание поразительных действий Промысла Спасителя о нашем мире.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

«Несвятые святые» и другие рассказы

Рекомендовано к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви

Открыто являясь тем, кто ищет Его всем сердцем, и скрываясь от тех, кто всем сердцем бежит от Него, Бог регулирует человеческое знание о Себе — Он дает знаки, видимые для ищущих Его и невидимые для равнодушных к Нему. Тем, кто хочет видеть, Он дает достаточно света; тем, кто видеть не хочет, Он дает достаточно тьмы.

Предисловие.

Как-то теплым сентябрьским вечером мы, совсем молодые тогда послушники Псково-Печерского монастыря, пробравшись по переходам и галереям на древние монастырские стены, уютно расположились высоко над садом и над полями. За разговором мы стали вспоминать, как каждый из нас оказался в обители. И чем дальше слушали друг друга, тем сильнее удивлялись.

Шел 1984 год. Нас было пятеро. Четверо росли в нецерковных семьях, да и у пятого, сына священника, представления о людях, которые уходят в монастырь, мало чем отличались от наших что ни на есть советских. Еще год назад все мы были убеждены, что в монастырь в наше время идут либо фанатики, либо безнадежно несостоявшиеся в жизни люди. Да! — и еще жертвы неразделенной любви.

Но, глядя друг на друга, мы видели совершенно иное. Самому юному из нас исполнилось восемнадцать лет, старшему — двадцать шесть. Все были здоровые, сильные, симпатичные молодые люди. Один блестяще окончил математический факультет университета, другой, несмотря на свой возраст, был известным в Ленинграде художником. Еще один основную часть жизни провел в Нью-Йорке, где работал его отец, и пришел в монастырь с третьего курса института. Самый юный — сын священника, талантливый резчик, только что завершил учебу в художественном училище. Я тоже недавно окончил сценарный факультет ВГИКа. В общем, мирская карьера каждого обещала стать самой завидной для таких юношей, какими мы были тогда.

Так почему же мы пришли в монастырь и всей душой желали остаться здесь навсегда? Мы хорошо знали ответ на этот вопрос. Потому, что каждому из нас открылся прекрасный, не сравнимый ни с чем мир. И этот мир оказался безмерно притягательнее, нежели тот, в котором мы к тому времени прожили свои недолгие и тоже по-своему очень счастливые годы. Об этом прекрасном мире, где живут по совершенно иным законам, чем в обычной жизни, мире, бесконечно светлом, полном любви и радостных открытий, надежды и счастья, испытаний, побед и обретения смысла поражений, а самое главное, — о могущественных явлениях силы и помощи Божией я хочу рассказать в этой книге.

Мне не было нужды что-либо придумывать — все, о чем вы здесь прочтете, происходило в жизни. Многие из тех, о ком будет рассказано, живы и поныне.

Начало.

Я крестился сразу после окончания института, в 1982 году. К тому времени мне исполнилось двадцать четыре года. Крещен ли я был в детстве, никто не знал. В те годы подобное случалось нередко: бабушки и тетушки часто крестили ребенка втайне от неверующих родителей. В таких случаях, совершая таинство, священник произносит: «Аще не крещен, крещается», то есть «если не крещен, крестится раб Божий такой-то».

К вере я, как и многие мои друзья, пришел в институте. Во ВГИКе было немало прекрасных преподавателей. Они давали нам серьезное гуманитарное образование, заставляли задумываться над главными вопросами жизни.

Обсуждая эти вечные вопросы, события прошлых веков, проблемы наших семидесятых-восьмидесятых годов — в аудиториях, общежитиях, в облюбованных студентами дешевых кафе и во время долгих ночных путешествий по старинным московским улочкам, мы пришли к твердому убеждению, что государство нас обманывает, навязывая не только свои грубые и нелепые трактовки истории и политики. Мы очень хорошо поняли, что по чьему-то могущественному указанию сделано все, чтобы отнять у нас даже возможность самим разобраться в вопросе о Боге и Церкви.

Эта тема была совершенно ясна разве что для нашего преподавателя по атеизму или, скажем, для моей школьной еще пионервожатой Марины. Она абсолютно уверенно давала ответы и на этот, и вообще на любые жизненные вопросы. Но постепенно мы с удивлением обнаружили, что все великие деятели мировой и русской истории, с которыми мы духовно познакомились во время учебы, кому мы доверяли, кого любили и уважали, — мыслили о Боге совершенно по-другому. Проще сказать, оказались людьми верующими. Достоевский, Кант, Пушкин, Толстой, Гете, Паскаль, Гегель, Лосев — всех не перечислишь. Не говоря уже об ученых — Ньютоне, Планке, Линнее, Менделееве. О них мы, в силу гуманитарного образования, знали меньше, но и здесь картина складывалась та же. Хотя, конечно, восприятие этими людьми Бога могло быть различным. Но, как бы то ни было, для большинства из них вопрос веры был самым главным, хотя и наиболее сложными в жизни.

А вот персонажи, не вызывавшие у нас никаких симпатий, с кем ассоциировалось все самое зловещее и отталкивающее в судьбе России и в мировой истории, — Маркс, Ленин, Троцкий, Гитлер, руководители нашего атеистического государства, разрушители-революционеры, — все, как один были атеистами. И тогда

Рецензии читателей

Желая приблизить архиерейское служение к духу Евангельского учения, главный герой книги совершает своего рода переворот в своей епархии. Он не зачитывает доклады, а проводит живые беседы со священниками, отказывается от архиерейских привилегий – кареты, швейцара. Он прост в обращении и принимает искреннее участие в жизни своих чад.

Книга написана на рубеже XIX–XX веков. В свое время она поддержала многих людей, помогла им обрести смысл жизни и утвердиться в вере. И сегодня, несмотря на внешнее различие эпох, она звучит не менее актуально.

Читать еще:  Как в Кремле: Рождественская епархиальная елка может стать доброй традицией Псковской митрополии

Радость моя, стяжи Духа Святого и вокруг тебя спасутся тысячи.

В сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие. Лишь бы только мы сами любили Его, Отца нашего Небесного, истинно, по-сыновнему. Господь равно слушает и монаха, и мирянина, простого христианина, лишь бы они были православные и любили Бога из глубины душ своих, и имели в Него веру хотя бы с горчишное зерно.

Сам Господь говорит: “Все возможно верующему!” Все, о чем бы вы ни попросили у Господа Бога, все восприимите, лишь бы только то было во славу Божию или на пользу ближнего.

Но если бы даже и для собственной вашей нужды или пользы вам что-либо было нужно, то и это даже все столь же скоро и благопослушливо Господь Бог изволит послать вам, только бы в том крайняя нужда и необходимость настояла. Ибо любит Господь любящих Его, благ, добр Господь ко всем и прошения боящихся и чтущих Его исполнит, и молитву их услышит.

Преподобный Серафим Саровский

Настоящий сборник посвящён одной из проблем современной церковной, научной и общественной жизни — «календарному вопросу». В сборник включены статьи, наиболее полно, с разных сторон раскрывающие проблему «нового» и «старого» стилей.

Сборник состоит из трех частей. Первая («Книга: Календарный вопрос») выпущена Сретенским монастырем, дале следует подборка православных интернет-СМИ, завершают сборник весьма подробные светские материалы, взятые на портале .

Книга иеромонаха Тихона «Архиерей» написана в начале XX века. Посвящена она сложным проблемам жизни церкви — тенденции формализма и окостенения, утраты живой веры в Христа людьми, называющими себя христианами.

В один из русских городов на Волге приезжает назначенный на местную кафедру архиерей, по мнению окружающих «человек оригинальный» и нестандартный — не любит торжественных встреч, ходит по городу пешком, расстраивается из-за обилия бумажных дел, отвлекающих епископа от прямых пастырских обязанностей. Он знакомится с положением дел в епархии и находит на приходах и в монастырях то же, что и везде — чинность, сытость, спокойствие, внешнее благочестие духовенства и прихожан. А город наполнен ночлежниками, пьяницами, больными и порочными людьми, нуждающимися в лекаре и пастыре — Христе.

Обладая апостольским даром, архиерей будит ото сна горожан, организует загородное общинное заселение для бывших ночлежников и пьяниц, возвращая их к образу и подобию Божию, увлекает за собой к Христу бывших скептиков-интеллигентов, вдохновляет пастырей на истинное неформальное служение Богу.

Сто лет прошло с момента написания этой книги, в ней хорошо ощутимы предреволюционные знамения и ответ на вопрос о причинах и истоках революции, но книга иеромонаха Тихона еще более актуальна в современности, когда Русская Церковь возрождается и пастыри ее выбирают путь, которым вести чад своих в Царствие Небесное.

В книгу «У Троицы окрыленные» вошли две из трех частей воспоминаний о Троице-Сергиевой Лавре в период ее послевоенного восстановления, с 1950 по 1960 год.

Автор воспоминаний — архимандрит Тихон (Агриков) — бывший преподаватель Московской Духовной Академии и насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Истинный православный подвижник, человек высокой духовной жизни, он пользовался любовью и уважением студентов Академии и духовных чад.

Книга имеет большое значение для сегодняшних христиан, поскольку в ней содержится духовный опыт современных нам подвижников благочестия.

Апостольство

В 1898 году епископ Тихон начал служение в Америке. Он был назначен епископом Алеутским и Аляскинским, а с 1900 года — епископом Алеутским и Северо-Американским.

Во время служения в Америке Владыка Тихон содействовал открытию новых храмов, освящал их, много проповедовал, открыл первую в США православную духовную семинарию и благословил постройку первого в Штатах православного монастыря с приютом для детей-сирот.

Стараниями святителя были продолжены и завершены переводы на английский язык молитвословов и богослужебных книг.

При Владыке Тихоне в Православие перешли некоторые американцы, и 32 общины униатов — русинов-грекокатоликов.

Среди местных жителей за святителем утвердилась слава как апостола Православия.

Какой сегодня церковный праздник: 18 октября 2020

По православному церковному календарю 18 октября отмечают день памяти Святых Харитины, Дионисия, Мамелхвы, Григория и других

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему они упоминаются в церковном календаре.

Харитина

По церковному календарю 18 октября поминают мученицу Харитину, пострадавшую за веру во время правления Диоклетиана (284 — 305).

Харитину, осиротевшую в детстве, воспитал как родную дочь благочестивый христианин Клавдий. Повзрослев, она превратилась в прекрасную, разумную, добрую девушку с горячей верой.

Любовь к Спасителю она несла и другим людям, многих обратив на путь спасения. За твердое исповедание христианской веры Харитину, во время преследования христиан, подвергли жестоким пыткам – она скончалась в 304-м.

Епископ Александрийский

По церковному календарю 18 октября поминают священномученика Дионисия, епископа Александрийского.

Дионисий был обращен в христианство в зрелом возрасте и стал учеником знаменитого учителя Церкви Оригеном (III). Со временем, он стал наставником Александрийской огласительной школы, а в епископы Александрии был поставлен в 247-м.

Во время преследования христиан при Декии (249–251) и Валериане (253–259) святитель укреплял паству в твердом исповедании истинной веры и приложил много усилий для защиты православия от лжеучений.

Святой претерпел много страданий, но просиял делами любви и благотворительности. Святитель, когда появилась чума в Александрии, призвал паству равным образом ухаживать за больными христианами и язычниками и хоронить умерших. Епископ Александрийский скончался в 264 или 265-м.

Мамелхва Персидская

По церковному календарю 18 октября поминают мученицу Мамелхву Персидскую, пострадавшую за веру в IV веке.

Мамелхва была жрицей языческой богини Артемиды, но сестра убедила ее принять крещение. Язычники побили жрицу камнями, когда увидели ее в белой крещальной одежде. Произошло это в 344-м.

Григорий Хандзтийский

По церковному календарю 18 октября поминают преподобного Григория Хандзтийского (Григола Хандзтели), основателя и архимандрита обителей Кларджети.

Происходил будущий Святой из знатного грузинского рода, который пользовался расположением царя Ашота Куропалата (786 — 826). Почувствовав в юности призвание к монашеской жизни, он объяснил матери свое вступление на путь подвижника и уход из дома тем, что так угодно Богу.

Преподобный всю жизнь провел в постоянных молитвах и трудах, воздержании, кротости, в слезах и глубочайшем смирении. Святого, заслужившего славу благочестивого в слезах и усердного служителя Христовой церкви, избрали игуменом Хандзтийского монастыря при царе Ашоте Куропалате.

Святой Григорий, отличаясь глубочайшим послушанием воле Божьей, именно в послушании видел смысл земной жизни, дарующей всей твари высшую благодатную свободу.

В основу уклада монастырской жизни преподобный положил послушание духовному отцу. Так он укреплял общежительные монастыри по всей Кларджети, а впоследствии, став архимандритом, — и по всей Грузии.

После иконоборческого собора в 815-м, православие в Византии сильно притеснялось, но грузинское монашество, духовно наставленное преподобным Григорием, отстаивало и утверждало чистоту православной веры, борясь одновременно с монофизитством.

Григорий Хандзтийский прибыв в 825-м в Константинополь, «поклонился Древу Жизни и всем святым мощам, обошел радостно все святые Богомолья» и привез с собой в Грузию «мощи святых, святые иконы и иные благословения во множестве».

Святой Григорий был сторонником сотрудничества государства и Церкви, равноправных и независимых по отношению друг к другу. Его взгляды содействовали упрочению автокефалии Грузинской Православной Церкви.

Преподобный Ефрем — епископ Ацкурский, духовный сын Григория Хандзтийского, по благословению Иерусалимского патриарха, установил мироосвящение в Грузии.

По преданию, Григорий Хандзтийский, последние месяцы жизни провел в уединенной келии, где удостоился благодатных видений. Монахи видели сияние, озарившее его келию, и были убеждены, что «Дух Божий», подобно Фаворскому Свету, осиял праведника. Скончался праведник в 861-м – ему было более 100 лет.

Именины

По церковному календарю, 18 октября именины отмечают Александра, Алексей, Григорий, Гавриил, Демьян, Денис, Евдоким, Иона, Иннокентий, Кузьма, Матвей, Макар, Петр, Тихон и Филипп.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Книги 5

О авторах

Александрова Т. Л., Суздальцева Т. В. сотрудницы митрополита Питирима.

Содержание книги.

Митрополит Питирим (Нечаев) прожил долгую жизнь и его воспоминания — это живая история Православной Церкви ХХ столетия, взгляд на церковную политику изнутри, портреты церковных и политических деятелей. Старшее поколение узнает много нового из жизни своих соотечественников, а младшее пройдет курс истории.
Митрополит Питирим — уникальная, разносторонне одаренная личность – еще с младенческого возраста задумал стать монахом, когда пришли арестовывать его отца: «Тогда, в четыре с половиной года, я твердо решил, что буду монахом». Рассказывая о жизни, взаимоотношениях людей в 30-50-е годы, Владыка сравнивает с сегодняшними. Очень простое повествование об известных уже исторических фактах сопровождается такими комментариями событий, которые не принято писать в учебниках. К патриарху Алексию I у владыки Питирима было особенное отношение. Вот из воспоминаний:
«Патриарх был удивительным человеком. До последних дней он сохранял ясный блеск глаз и твердость почерка». В этой книге вы найдете историю восстановления Лавры 1946 году. Владыка Питирим более 30 лет возглавлял работу Издательского отдела Московской патриархии. Издать Библию было еще его детской мечтой. Увлекательно в книге изложена история Иосифо-Волоцкого монастыря. Эрудиция владыки Питирима простиралась и на историю западной церкви, и на европейскую культуру, на экуменическое движение – все это в сборнике рассказов выдающегося церковного деятеля Русской православной церкви XX столетия.
Я сподобился быть в с.Спирово в церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в 2002 году,участвовал наряду с другими паломниками в богослужении и крестном ходе к Волоколамскому монастырю с иконой св.Николаю. Митрополит Питирим тогда проводил празничную службу и возглавил крестный ход. Когда пришли в монастырь ,посмотрел он на нас грешных, и видно было подумал:»Много собралось вас; но много званных, а мало избранных»».

Читать еще:  РПЦ празднует память святых жен-мироносиц

О авторе

Нина Александровна Павлова – советский и российский писатель и драматург. Родилась в 1939 году на Алтае в Славгороде. В Москве закончила факультет журналистики, работала в «Комсомольской правде», потом занималась драматургией, написав пьесы «Вагончик», «Пятое время года» и др. В 1988 году поселилась близ Оптиной пустыни. Пишет рассказы на христианские темы. Получила широкую известность как автор вышедшей в 2002 году книги «Пасха Красная» о трёх Оптинских новомучениках – иеромонахе Василии и иноках Ферапонте и Трофиме.

Содержание книги.

Многие люди,кто попал в церковь,могут рассказать свои истории —но не всем это дано. Это книга — записи реальных жизненных событий, которые происходили с автором и знакомыми ей людьми. Удивительно светлая и добрая книга рассказывает понятно и просто о законах бытия, Божьих законах, по которым мы живем. Калейдоскоп разных судеб, истории жизни таких разных людей. Удивительным вещам учит эта книга, вроде столь понятным и простым, но в то же время столь трудно достижимым: умению прощать, умению не осудить, стойкости, терпению, любви, пониманию, всему тому, чего так не хватает многим в нашей жизни. Книга полна большой любви к Богу, к людям, глубоких размышлений автора о судьбе, о справедливых закономерностях жизни, о сложном духовном пути веры. В книге писатель пишет о реальных событиях, свидетелем которых она была. Здесь и история восстановления Оптиной Пустыни, и упоминание о старцах, монахах, о людях заблудших, о простых мирянах, и о чуде Божием, которому всегда есть место в нашей жизни. Для меня особой находкой стали рассказы о чудесной помощи святых, о силе молитвы. Сердце переполняется ликованием и радостью от осознания того, что все это истинная правда. Если в вашей жизни настало время сомнений, неверия, отчаяния и безысходности, эта книга подарит вам второе дыхание, освежит восприятие жизни, поможет поверить в Божье провидение, даст новые силы для преодоления сложностей. Читая книгу нельзя не согласиться с автором в том, что все, происходящее в нашей жизни, закономерно и объяснимо, нужно просто уметь быть благодарным за доброе и делать правильные выводы, уметь покаяться в дурном. Низкий поклон автору за ту сердечность и теплоту, за глубину размышлений, за искренность и честность. Обязательно почитайте. Эта одна из тех книг, что читаются легко, дают пищу для глубоких размышлений, и постоянно хочется вернуться к полным глубокой жизненной мудрости строкам, перечитывая их вновь и вновь. Как например—к тем строкам,где пишется,что нельзя пытаться насильно обратить к вере близких людей.

О авторе

Наталья Владимировна Урусова происходила из знатного дворянского рода. Ее прадедом был известный по войне 1812 года казачий атаман генерал Платов.
История ее жизни (1874г — 1963г) — это история женщины героини.

Содержание книги.

Книга «Материнский плач Святой Руси», написанная в форме воспоминаний княгиней Натальей Владимировной Урусовой
это уникальное произведение благороднейшей русской женщины, ставшей жертвой коммунистического террора и беспощадного истребления элементарной справедливости . Наталия Владимировна обладала поэтическим талантом и все ее воспоминания читаются, как изящное произведение души озабоченной наглядной потерей общественного благородства и крестоношением материнских пыток когда ее дети были истреблены только из-за благородного их происхождения. Ее поэтическое чутье к жизни дало ей силу вытерпеть нравственные пытки и остаться до конца честным человеком, любящим Бога и видящим Божью Красоту.

Начиная с первых дней революции, она подметила фальшь в ведущем обществе и не примирилась с ней до последнего издыхания уже в старческих годах.
Принадлежа к высокосветскому обществу и обладая художественным чутьем, она понимала значение бунта против Бога и Красоты в революционном движении. Она даже имела подлинник Рембрандта, который погиб в Ярославском восстании. В книге Материнский плач святой Руси много потрясающих страниц, одна из них, описание чуда спасения от банды революционеров. Интересны ее встречи с выдающимися представителями Святой Руси того времени: Св. Кн. Елизавета Федоровна, Патриарх Тихон, старец Алексей Мечев, митрополит Iосиф Петроградский, игуменья Антонина из Алма-Аты и другие. Незабываемый молодой священник О. Владимир и его чудо от иконы Нерукотворный Спас. Хороши так же ее поэтические вдохновения, часть которых сохранилась и помещена на страницах этой книги.

Но главная тема, это ее материнский плач о своих детях, как о гибнущих чадах Святой Руси. Пример как любящей матери, так и досконально преданной принципам Святой Руси трогает душу читателя, если он сознательно проводит необходимое дело защиты православия в собственной душе. Тут кроется урок для подражания православным наших дней, которые испытывают такое же покушение на личную нравственность как и в ея время. Тут любовь матери к своим детям, желающей, им спастись от современного развращенного мирского разгула.
Двое сыновей погибли в 1937-ом за то, что были верующими людьми из благородного рода. Она переболела малярией в тяжелой форме, скиталась по чужим углам, спасала детей от голодной смерти, подрабатывая как могла, от болезни умерла дочь, вторая погибла на войне, остальные дети тоже не выжили…В 1941-м она эмигрировала заграницу, сообщив через соседку родным, что она погибла…чтобы родные из-за ее поступка не страдали.
Духовник княгини Урусовой Архиепископ. Аверкий высоко ценил эту стойкую личность и желал видеть ее воспоминания. Она не дозволяла опубликовывать их боясь, что текст будет изменен в угоду церковной политике, равнодушно относящейся к исповеднической стойкости. И только друг ее писательница Е. Ю. Концевич наконец-то настояла, чтобы эти воспоминания увидели свет. Она, кстати , хорошо зная княгиню, считала последнюю святой женщиной.

В этих мемуарах поражают некоторые вещи; они заставляют глубоко задуматься, вызывают слезы и боль, сострадание.
Эта женщина, мать семерых детей, княгиня, привыкшая к чистому белью и квартирам в 15 комнат, к прислуге и изобилию во всем, была выброшена на улицу революцией. Муж ее был слаб духом, пил, семье не помогал. Подло. А эта хрупкая маленькая женщина вынуждена была пройти крайнюю нищету, голод, унижения и много всего. При этом всем она не пала духом. Детей она любила без меры. И делала все, что могла делать «классово чуждая» княгиня в страшные советские времена, для того, чтобы вырастить, выкормить и воспитать своих детей.
В этом ей помогла искренняя вера в Бога. В ее воспоминаниях очень много именно духовных переживаний и ее свидетельств о чудесах Божьих в ее жизни. Такие книги, такое свидетельство вдохновляют быть сильным духом и никогда не отступать, какими бы ни были жуткими обстоятельства.
Как она смогла выдержать? Она обладала Тайной, которая дает силы выстоять в любых скорбях. Это — смирение и благородство. И верно, что для современных людей это сочетание недоступно.

О авторе

Автор-составитель Ерофеева Е.В.

Содержание книги.

Иерей Владимир Шикин (1947 — 2000), принявший монашеский постриг незадолго до своей кончины, служил в Серафимо-Дивеевском монастыре всего 6 лет, но сделал за это время столько, сколько иные не успеют и за 60… Тысячи душ согрел он любовию Христовой, привел к Церкви, обратил к покаянию. Он стал поистине духовным отцом для многих паломников, приезжавших в Дивеево.

Из воспоминаний благодарных ему людей составлена эта книга.

Иеромонах Владимир — Шикин Владимир Николаевич родился 25 июня 1947 года в селе Нижняя Ярославна Тамбовской области, в семье учителей. После окончания средней школы поступил в Воронежский монтажный техникум; по окончании его, после нескольких попыток — в Московский Государственный университет на факультет журналистики. В годы учебы увлекался изучением зарубежных и русских философов, дипломную работу писал по творчеству Ф.М. Достоевского.

По окончании университета являлся сотрудником газеты «Труд» и других периодических изданий, но через некоторое время бросил журналистскую работу и устроился работать дворником на московской улице Сретенка. Здесь в одном из домов, на первом этаже, в его маленькой комнатке собиралась одаренная творческая молодежь Москвы, и это время было расцветом его писательской деятельности, хотя рассказы и роман ложились «в стол». По метафоричности и образности языка его проза была близка стилю Андрея Платонова.

Постепенно он приходит к осознанию Православия как единственно возможного истинного вероисповедания. И уезжает от московской суеты на родину, где два года преподает в школе историю, литературу, русский язык. Затем тоска по общению с близкими по духу людьми дает о себе знать, и он возвращается в Москву.

Весной 1984 года он познакомился со своей будущей супругой, известной скрипачкой и преподавательницей Московской Консерватории Ириной Васильевой, в сентябре того же года они поженились. В 1985 году родился сын Арсений, в 1989 — дочь Лидия. В эти годы Владимир был внештатным сотрудником редакции «Советская Энциклопедия» и журнала «Природа и человек», писал статьи по экологии и на религиозные темы.

Весной 1992 года семья переезжает в Дивеево, Владимир трудится над восстановлением храма в селе Большое Череватово и готовится ко священству. 2 мая 1993 года в Свято-Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря его рукополагают во диаконы, а 31 октября 1993 года в Арзамасе, в кафедральном соборе — во священники.

Осенью 1999 года у отца Владимира обнаружили онкологическое заболевание; лечение и операция не принесли никакого результата. Состояние его все ухудшалось, и отец Владимир по благословению старцев принимает монашеский постриг 20 января 2000 года в храме Рождества Пресвятой Богородицы Серафимо- Дивеевского монастыря.
Утром 23 марта 2000 года в подмосковном военном госпитале иеромонах Владимир мирно отошел ко Господу.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector