0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Винтовка Мосина и купол 19,45 метра: символы главного храма Вооруженных сил России

Содержание

Винтовка Мосина и купол 19,45 метра: символы главного храма Вооруженных сил России

22 июня в подмосковной Кубинке открылся для прихожан главный храм Вооруженных сил России. На богослужении в соборе в День памяти и скорби присутствовал президент России Владимир Путин. Храм создан в честь Воскресения Христова, посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и подвигам русского народа за всю историю войн.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Иконы и реликвии

Главная икона храма «Спас Нерукотворный»

Спас Нерукотворный с давних времен покровительствует русскому воинству. Раньше он изображался на знаменах русского воинства, а его образ помещался над вратами крепостей. Воины всегда видели в нем своего покровителя, а мирные жители — защитника и спасителя.

Икона написана по старинным технологиям на деревянных досках из орудийного лафета 8-фунтовой чугунной пушки 1710 года, поднятой со дна Невы. С тыльной стороны доски скреплены цевьем автоматической винтовки Токарева образца. На прикладе одной из них указан 1944 год и сохранилось приемочное клеймо «стрела в звезде» Ижевского механического завода.

Икона «Господь Вседержитель»

Икона написана в Ярославле, в начале XIX века. Об этом свидетельствует колорит иконы и характерные кусты, встречающиеся в поздних произведениях Поволжья. Вероятно, первоначально икона находилась в местном ряду иконостаса, справа от царских врат. Известно большое количество примеров размещения ростовых икон Христа в иконографическом типе «Спас Смоленский» в составе местного чина, особенно в Новое время.

Икона «Господь Вседержитель» — центральный образ Христа. Она встречается в нескольких композициях — по плечи, по пояс и торжественно, как на представленной иконе — во весь рост. Господь изображается анфас, он повернут к молящимся. Правой рукой он благословляет людей, а в левой держит книгу. Книга — символ Христа. Верующие обращаются к иконе с благодарностью Господу или в поисках утешения.

Икона «Тихвинская икона Божией Матери»

Икона написана в начале XIX века в Центральной России. Она является списком с чудотворного Тихвинского образа, который почитался в русской армии и на флоте. Богородице-Успенский монастырь обязан своим спасением от нашествия шведов в 1613 году именно этой иконе. О чудесах образа упоминается и во время Отечественной войны 1812 года.

Иконописец декорировал образ миниатюрными деталями: россыпью золотых звезд на мафории и тунике Приснодевы, жемчужной обнизью, цветными каменьями и бахромой на кайме, мелким орнаментом на подкладе плаща.

Икона «Архангел Михаил, попирающий дьявола»

Икона написана в середине XIX века (с антикварной реставрацией конца XX в.) в регионе Ветка в Беларуси или в месте, связанным с ним.

Архангел Михаил — самый почитаемый ангел из небесного воинства. Архангел неоднократно упоминается в Священном писании — в христианском искусстве его представляют в воинском одеянии, с копьем или мечом в руке. На иконе он пронзает копьем диавола — длиннохвостого оскалившегося змия. Вероятно, образ располагался в храме и являлся южной алтарной дверью.

Икона «Чудо Георгия о змие»

Великомученик Георгий — один из трех наиболее почитаемых в православном мире святых воинов, наряду со святыми Димитрием Солунским и Феодором Стратилатом. Сюжет «Чудо Георгия о змие» очень рано оформился в самостоятельную иконографию.

Согласно житию, это чудо — одно из посмертных деяний Георгия. Святой спас дочь правителя Бейрута от дракона, пожиравшего людей. В русской средневековой иконописи змий изображался как воплощение сил зла. В религиозной живописи синодального периода художники часто следовали за текстом жития, воспроизводя выжженные солнцем ливанские пейзажи, город и спасенную царевну. Примером такой трактовки «Чуда Георгия о змие» является представленная икона. Образ написан около 1913 года В.Л. Герасимовым в Вятском уезде Вологодской губернии.

Читать еще:  Русская духовная семинария во Франции готовит православное возрождение

Икона «Чудо Димитрия Солунского о царе Калояне»

Икона написана во второй половине XVIII века на Русском Севере. Великомученик Димитрий Солунский — один из трех наиболее почитаемых в православном мире святых воинов, наряду со святыми Георгием Победоносцем и Феодором Стратилатом.

Литературной основой сюжета стал эпизод из жития св. Димитрия. Согласно нему, в начале XIII века нашествие на Фессалоники совершил болгарский царь Калоян. Тогда жители города увидели явление Димитрия Солунского, скачущего на коне с копьем в руках, которым он пронзил царя. Иконографическая схема памятника напоминает сцену «Чуда Георгия о змие» с аналогичным изображением воина-триумфатора, под ногами которого — поверженный враг.

Икона «Архистратиг Михаил, грозных сил воевода»

Архистратиг Михаил — это и небесный посланник, возвещающий о скорой кончине мира, и стражник Царствия Небесного, и воин-защитник всех христиан от сатаны, и одновременно — карающая грешников грозная сила. Святой архистратиг, предводитель небесного воинства, изображен скачущим на огненном крылатом коне, с распростертыми крыльями.

Атрибуты архангела — радуга, книга в левой руке и копье, увенчанное крестом, в правой. Это оружие направлено на воду, в которой от удара вспыхивает огонь, испепеляющий города.

Возникновение иконографии Архангела Михаила как воеводы на коне относится ко времени правления Иоанна Грозного. Икона написана в конце XVIII века на Русском Севере.

Мы в контакте

  • 22 октября 2020 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»

22 октября. И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым

22 октября 2020 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)

Читаем Апостол. 22 октября

22 октября 2020 г. «Церковный календарь» (Санкт-Петербург)

22 октября. Преподобные Андроник и жена его Афанасия

21 октября 2020 г. «Союз онлайн»

ЧЕТВЕРТЬ ЧАСА. ПАМЯТИ о.ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

21 октября 2020 г. Прогноз погоды

Погода 22 октября 2020

Главный храм Вооруженных сил ВС РФ внутри

Нижний ярус посвящен раннему христианству, поэтому его стены и своды украшены гжельской росписью и выполненными вручную мозаиками из стеклянной смальты, изображающими ангелов и сцены из жития Иисуса, Девы Марии, апостолов и святых. В работе использовалось сусальное золото, ослепительно сверкающее под лучами, струящимися из оригинальных светильников и паникадило. Нижний храм освящен во имя крестителя Руси — святого князя Владимира. В одном из помещений, украшенных керамической мозаикой, находится крестильная купель, выполненная по христианским традициям.

Главный алтарь верхнего храма венчает сияющая на фоне темного неба рельефная фигура возносящегося над древним Иерусалимом Иисуса Христа. Иконостас и иконы выполнены из меди и украшены эмалями наподобие икон, «участвовавших» в военных кампаниях. Напротив, над западным входом в храм, изображена Богоматерь с младенцем на руках, ассоциирующаяся с женским образом общеизвестного плаката военных лет «Родина-мать зовет!». На боковых стенах — мозаики и росписи, где можно увидеть доблестных князей, воинов-победителей, ангелов и святых.

Одной из особенностей собора является самое большое мозаичное изображение лика Спаса Нерукотворного и огромная площадь мозаик, занимающих около 4 тыс. кв. м. Часть из них представляет сцены из военной истории России и знаковые события ВОВ. Другие особенности заключаются в использовании зеленого цвета при отделке фасадов и внутренних поверхностей, что подчеркивает «военную» тематику, а также несвойственных для православных церквей красочных витражных сводов. Последние украшены 40 воинскими орденами разных исторических эпох, в том числе орденом Победы.

Мозаика

В апреле 2020 г. появилась информация, вызвавшая волну возмущений среди общественности. Резкая критика коснулась двух мозаичных полотен — «Парад Победы» и «Присоединение Крыма». На первом красовался портрет Сталина, а на втором были изображены первые лица государства, имевшие отношение к произошедшему событию. Дебаты закончились частичной заменой мозаичных полотен и переносом снятых фрагментов, причисленных к историческим артефактам, в соседний музей.

Святыни

Издревле русское воинство имело небесных защитников, а сегодня они покровительствуют разным родам российских войск. Имена этих святых известны каждому христианину — Георгий Победоносец, архангелы Михаил и Гавриил, Илия Пророк, Андрей Первозванный, Николай Чудотворец, Феодор Ушаков, великомученица Варвара, Серафим Саровский и Сергий Радонежский, Иоанн Кронштадтский, Иосиф Володский, князья Александр Невский, Дмитрий Донской и Даниил Московский, страстотерпцы Борис и Глеб.

Главной иконой храма ВС РФ является «Спас Нерукотворный», образ которого с давних времен устанавливали над вратами военных крепостей и размещали на флагах. Храмовая икона была написана на деревянной основе, составленной из фрагментов лафета чугунной пушки времен Полтавской битвы, поднятой со дна реки Невы. Икона была освящена 28 апреля 2019 г. и до установки в храме побывала в 45 городах и воинских частях. В сопровождающем икону ларце хранятся частицы мощей святых покровителей воинства.

Читать еще:  Великий пост продлится до 4 апреля

Другие почитаемые иконы:

  • Господь Вседержитель;
  • список XIX в. с чудотворного образа Тихвинской Богоматери;
  • Архангел Михаил, попирающий дьявола;
  • Чудо Георгия о змие;
  • Чудо Димитрия Солунского о царе Калояне;
  • Архистратиг Михаил, грозных сил воевода.

С внешней стороны восточной апсиды установлена икона-складень Воскресения Христова, которую церемониально открывают каждую субботу в 17:00 и по большим праздникам. В обычные дни можно увидеть только лик Иисуса над створками и барельефы усмиряющих льва и змия архангелов Гавриила и Михаила.

Сотрудники ГУФСИН поучаствовали в Литургии в честь главной иконы Вооруженных сил РФ «Спас Нерукотворный»

Екатеринбург, 30 августа, «Православная газета». Вчера в Храме-Памятнике на Крови города Екатеринбурга сотрудники аппарата ГУФСИН России по Свердловской области, ИК-2, ИК-10, СИЗО-1 и СИЗО-5, Базы материально-технического и военного снабжения, Центра инженерно-технического обеспечения и вооружения и Уголовно-исполнительной инспекции ГУФСИН приняли участие в Божественной литургии, совершенной в честь главной иконы Вооруженных сил РФ «Спас Нерукотворный». Богослужение возглавил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Кроме сотрудников ГУФСИН России по Свердловской области на Литургии присутствовали военнослужащие Екатеринбургского гарнизона и члены их семей, а также сотрудники МЧС, Росгвардии и МВД.

Главная икона возводимого в Москве Главного храма Вооруженных Сил Российской Федерации — образ «Спас Нерукотворный» посещает воинские части и храмы по всей стране с апреля текущего года. Ее путь начался в городе-герое Севастополе, а завершится в Москве в Главном храме Вооруженных Сил в 75-ю годовщину Великой Победы. По воздуху, воде и земле святыня в течение года преодолеет более 57 тысяч километров, посетит более 120 городов, более 150 храмов, более 300 соединениях и воинских частей. Образ «Спас Нерукотворный» изображался на знаменах русского воинства, размещался над вратами крепостей. Воины всегда видели в нем своего покровителя, а мирные жители – защитника и спасителя. ГУФСИН России по Свердловской области тесно сотрудничает с Русской Православной церковью. На территории многих учреждений УИС Среднего Урала действуют православные храмы, священнослужители регулярно посещают их, совершают богослужения, проводят беседы с сотрудниками и осужденными.

Пресс-служба ГУФСИН России по Свердловской области.

ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

  • Епархия
    • Митрополит
    • Новости
    • Структура
    • Храмы
    • Святые
    • История
  • Телеканал
    • Эфир
    • Новости
    • Программы
    • О телеканале
    • Контакты
    • Форум
  • Радио
    • Программа передач
    • Аудиоархив
    • О радиостанции
    • Частоты
    • Контакты
  • Газета
    • Новости
    • Номера
    • Фоторепортажи
    • О газете
    • Контакты
  • Журнал
    • Номера
    • Фоторепортажи
    • О журнале
    • Контакты
  • Типография
    • Продукция и услуги
    • О типографии
    • Контакты
  • Семинария
    • Учебный процесс
    • Абитуриентам
    • Контакты
    • Библиотека

Значение иконы Спас Нерукотворный

Эта чудотворная икона во всех видах ее исполнения (образ на холсте, отпечаток на керамике) отличается своими особенностями и имеет много обычаев, которые с ними связаны. Образ Спаса Нерукотворного имеет существенное значение для иконографии. Именно с написания этого образа рекомендуют начинать свою индивидуальную работу иконописцам, которые только начинают проявлять себя в этом деле.

Рассматривая описание иконы Спаса Нерукотворного, нужно обратить внимание на нимб окружающий голову Спасителя, который изображен в виде правильного замкнутого круга, внутри которого расположен крест. Каждая особенность: волосы Иисуса, основной ее фон (на всех старых холстах иконописцы оставляли фон чистым), выражают ее суть, наделяют ее особенным смыслом. По мнению многих, образ, который был создан без использования красок и кисти, является настоящей фотографией Христа и на ней запечатлено его лицо.

С момента прибытия иконы Спаса Нерукотворного из Константинополя, она стала занимать важную роль в мире православия. Случилось это в 1355-м году. Иконы данного типа существовали на Руси уже в XI веке, но только начиная со второй половины XIV века все, что связано со «Спасом Нерукотворным» приравнивается к уровню государственного культа и широко распространяется повсеместно.

Тем не менее, есть икона Спас Нерукотворный 12 века, которая также называется новгородской, но создана была в Москве в Успенском соборе. Этот образ является двусторонним. Отдельно следует отметить икону Симона Ушакова, которая создана в 17 века и Спас Нерукотворный написан тут более художественно и менее канонично.

Читать еще:  Убийство священика раскрыто по горячим следам

С 14 века начинается строительство храмов, изображение наносится на русские военные знамена во время самых важных для Руси битв, таких как: Куликовская и Первая Мировая война.

«Спас Нерукотворный» – является иконой, которая имеет большое значение в православном мире. Она символизирует собой православие как крест и распятие, несет в себе такой же смысл.

Что нельзя делать 29 августа

Как в любой православный праздник, строго запрещены ссоры, споры, конфликты, скандалы. Особо порицается сквернословие. Богородица, Успение которой отмечается накануне, может осердиться и наслать на сквернослова болезни и даже немоту или безумие.

В этот день на Руси кормящим женщинам запрещали отнимать ребенка от груди, чтобы не огорчить Богородицу. Завершать грудное вскармливание рекомендовалось позже, когда станет прохладнее.

Нельзя жадничать, если попросили поделиться хлебом или собранными орехами, иначе, по примете, впереди будет голодная зима.

  • Икона Спас Нерукотворный входит в программу обучения иконописцев и становится их первой самостоятельной работой;
  • Образ Спас Нерукотворный изображает Христа с нимбом замкнутого типа в знак гармонии и наполненности мирового устройства;
  • Лик Спасителя изображается практически полностью симметричным в знак совершенства всего, что создает Господь;
  • Лик Спасителя на иконе Спас Нерукотворный свободен от эмоций и человеческий страстей. Он спокоен и чист, прекрасен Божественной красотой;
  • На иконе изображен только лик Спасителя, это символизирует главенство души над телом.

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же,/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Кре́ст,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Те́м благода́рственно вопие́м Ти́:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся́, Спа́се на́ш, прише́дый спасти́ ми́р.

Кондак, глас тот же (Подобен: В молитвах:)

Неизрече́ннаго и Боже́ственнаго Твоего́ к челове́ком смотре́ния,/ неопи́санное Сло́во О́тчее,/ и о́браз непи́санный, и богопи́санный победи́телен,/ ве́дуще нело́жнаго Твоего́ воплоще́ния,// почитаем, того лобызающе. http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2115.html

Ин кондак, еллинский, глас тот же [1]

Богоза́рнаго Твоего́ Зра́ка подо́бие,/ живонача́льныя мо́лнии облиста́ющее,/ от Еде́са прия́хом,/ я́ко носи́ло вся́каго дая́ния./ Ты́ бо о́браз Сво́й вообрази́вый,/ к Первоо́бразу то́й возве́л еси́,// Еди́н сый Многоми́лостивый.

Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стаго лица́ [2] Твоего́// пресла́вное воображе́ние [3].

Ино величание

Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́, / и чти́м о́браз Тво́й святы́й,/ и́мже на́с спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.

Тексты

Для верующих, желающих обращаться к иконе с просьбами о помощи по всем правилам, будут представлены тексты молитв и тропарь. Их можно читать как наизусть, так и по бумажке, в распечатанном виде.

Молитва

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков. Аминь.

Го́споди Ще́дре и Ми́лостиве, Долготерпели́ве и Многоми́лостиве, внуши́ моли́тву на́шу и вонми́ гла́су моле́ния на́шего, сотвори́ с на́ми зна́мение во бла́го, наста́ви нас на путь Твой, е́же ходи́ти во и́стине Твое́й, возвесели́ сердца́ на́ша, во е́же боя́тися И́мене Твоего́ свята́го. Зане́ ве́лий еси́ Ты и творя́й чудеса́, Ты еси́ Бог еди́н, и несть подо́бен Тебе́ в бозе́х, Го́споди, си́лен в ми́лости и благ в кре́пости, во е́же помога́ти и утеша́ти и спаса́ти вся упова́ющия на И́мя свято́е Твое́. Ами́нь.

Тропарь

Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же:/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector