1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Есть личность муфтия Гайнутдина»: быть ли в РФ единому центру управления исламом

«Есть личность муфтия Гайнутдина»: быть ли в РФ единому центру управления исламом?

Азат Ахунов о важных тектонических сдвигах в мусульманской умме страны и конце совета муфтиев России

На прошлой неделе в Москве состоялся очередной пленум духовного управления мусульман Российской Федерации, где было принято историческое решение о создании союза муфтиев ДУМ РФ. Известный казанский исламовед и автор «БИЗНЕС Online» Азат Ахунов считает этот шаг этапным, ведь предпринимается новая попытка управления исламом в стране через одну-единственную структуру с центром в Москве и во главе с Равилем хазратом Гайнутдином.

Равиль Гайнутдин получает право лишать должности любого регионального муфтия. Хотя нового лидера регионалы могут избрать по своему желанию, утверждает его на должности опять же Гайнутдин. Фото: «БИЗНЕС Online»

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЛЕГКАЯ ВСТРЯСКА

Недавно в мусульманской умме России произошли важные тектонические сдвиги. Впрочем, легкие потряхивания никогда и не прекращались, все к ним привыкли. Но все же встряски, подобные этой, бывают редко.

23 сентября в Москве состоялся очередной пленум духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ), где было принято историческое решение о создании союза муфтиев ДУМ РФ. Это решение и в самом деле этапное, поскольку в очередной раз предпринимается попытка создать единый центр управления исламом в России с ядром в Москве и во главе с Равилем хазратом Гайнутдином.

Хотя об этом не было сказано напрямую, все принятые на пленуме решения можно толковать именно так. В тот же день де-факто прекратил свою деятельность и совет муфтиев России (СМР), хотя юридически как централизованная религиозная организация во главе с Гайнутдином он еще действует. Данный демократический и координирующий орган был создан в далеком 1996 году в противовес центральному духовному управлению мусульман во главе с Талгатом Таджуддином. Тогда подразумевалось, что СМР начнут управлять равные по статусу муфтии-сопредседатели и никто из них не станет главным. Таким образом, раз и навсегда будет покончено с привычной авторитарной системой и унитаризмом. В состав СМР вошел ряд муфтиятов Центральной России, Поволжья и Приуралья, а также Кавказа. Гайнутдин, на тот момент муфтий ДУМ Европейской части России, являлся одним из равных. Но постепенно авторитаризм усиливался, а демократия, наоборот, улетучивалась.

Самой большой потерей для этой организации стал выход из юрисдикции Гайнутдина духовного управления Республики Татарстан с 1,5 тыс. мечетей. Это произошло в 2011 году при муфтии Ильдусе Фаизове. С тех пор между Москвой и Казанью как будто пробежала черная кошка. Отношения есть, но уже не такие теплые, как раньше.

Летом этого года из состава ДУМ РФ вышел ивановский муфтият во главе с Фяритом Ляпиным. В конце июня последний посетил Казань и встретился с муфтием РТ Камилем Самигуллиным. Лидер мусульман Ивановской области, в частности, сообщил о завершении регистрации нового устава ДУМ Ивановской области. Теперь ивановский муфтият ведет свою деятельность как самостоятельная централизованная религиозная организация, указал духовный деятель. Этот визит не остался незамеченным в Москве. В ДУМ РФ решили, что муфтий Татарстана «подстрекает» и «науськивает» региональные структуры на выход из организации Гайнутдина. «Почему-то Камилю Самигуллину нужно было об этом довести самой широкой общественности. Возможно, испытать при этом какое-то внутреннее удовольствие, насолить тем самым», — заявил тогда первый замглавы ДУМ РФ Дамир Мухетдинов, комментируя роль татарстанского муфтия в истории с выходом из состава ДУМ РФ муфтията Ивановской области.

Впрочем, Мухетдинов считает, что формально ничего не изменилось. «Что касается ДУМ Ивановской области, наша позиция неизменна, — заявил он на пленуме. — Ни в правовом, ни в духовном отношении эта организация не покинула состав ДУМ РФ, так как в действующей редакции устава, даже несмотря на то, что она была зарегистрирована с серьезными нарушениями, на первой странице значится печать духовного управления и факсимиле подпись муфтия, а текст устава гласит о духовном подчинении ДУМ Ивановской области духовному управлению мусульман Российской Федерации».

В ДУМ РФ решили, что муфтий Татарстана «подстрекает» и «науськивает» региональные структуры на выход из организации Гайнутдина (на фото муфтий РТ Камиль Самигуллин). Фото: «БИЗНЕС Online»

«СЕГОДНЯ ВЫ СИЛЬНЫ, САМОУВЕРЕННЫ, ВОКРУГ ВАС МНОЖЕСТВО СОГЛАШАТЕЛЕЙ»

Что касается самого пленума, то к основным решениям можно отнести следующие. Глава духовного управления мусульман РФ муфтий Гайнутдин объявил о создании совета муфтиев ДУМ РФ и призвал коллег войти в состав новой организации. «Мной издан приказ о формировании совета муфтиев духовного управления мусульман Российской Федерации — органа, который соберет наиболее авторитетных, опытных, мудрых муфтиев нашего Отечества, имеющих духовный стаж более 20 лет, со включением их в штат управления и предоставлением им рабочих мест в Московской соборной мечети», — заявил муфтий на пленуме ДУМ РФ. По словам Гайнутдина, «с 1 сентября 2020 года штатное расписания совета муфтиев России переформатировано, все его сотрудники переведены в штат духовного управления».

В ходе выступления муфтий раскритиковал тех, кто хочет сохранить «региональный статус». «Сегодня вы сильны, самоуверенны, вокруг вас множество соглашателей. А завтра по любой из огромного множества земных причин — и коронавирус тому подтверждение — вы даете слабину, а то, что вы в своем регионе строили годами и десятилетиями, начинают растаскивать самые различные группы, общества, течения. Единое духовное пространство региона может стремительно распасться до состояния полного хаоса и всеобщего противодействия друг другу», — заявил религиозный деятель.

Читать еще:  Муфтий Таджуддин публично отказывается от критики муфтия Гайнутдина

Лидер ДУМ РФ попытался объяснить собравшимся, что сами по себе они мало что значат. «Вы прекрасно знаете, как создаются, как укореняются в регионах духовные управления и можно ли этого достичь, опираясь только лишь на свой региональный ресурс. Скажу о другом. Есть личность — личность муфтия Гайнутдина. А есть духовное управление мусульман Российской Федерации — институт нашей духовной и религиозной субъектности, нашей духовной автономии», — сказал Гайнутдин в своем выступлении.

Пленум проигнорировал лидер духовного управления мусульман Азиатской части России, «аксакал» отечественного ислама Нафигулла Аширов (в центре). Фото: «БИЗНЕС Online»

ТАКЖЕ ПОД КОНТРОЛЬ МОСКВЫ УХОДИТ И ВСЯ НЕДВИЖИМОСТЬ

Пленум проигнорировали лидер духовного управления мусульман Азиатской части России, «аксакал» отечественного ислама Нафигулла Аширов и муфтий духовного управления Башкортостана Айнур Биргалин. Первый и не скрывает своего отношения к реформам в системе СМР. В недавнем интервью «БИЗНЕС Online» он прямо заявил, что «выбор формы и принципов взаимодействия должен исходить от самих духовных центров, а не навязываться извне. Духовные организации, как, впрочем, и люди, должны объединяться на основе духовной или идеологической близости».

Камень преткновения лежит в новом спущенном из Москвы типовом уставе. По новому закону Гайнутдин получает право лишать должности любого регионального муфтия. Хотя нового лидера регионалы могут избрать по своему желанию, утверждает его на должности опять же глава ДУМ РФ. Также под контроль Москвы уходит и вся недвижимость. Это объясняется тем, что большой, серьезной организации, такой как ДУМ РФ, легче ее контролировать и удержать в руках в случае каких-либо поползновений со стороны. Некоторые из подчиненных ДУМ РФ централизованных организаций, такие как, например, ДУМ Мордовии и ДУМ Ульяновской области, отказались подписывать этот устав. ДУМ РБ подумывает о выходе из состава совета муфтиев России, которого де-факто уже нет. Саратовский муфтий Мукаддас Бибарсов поначалу фрондировал, но в итоге принял и устав, и новые правила игры. На том же пленуме он оказался единственным, кто был избран в новый совет муфтиев ДУМ РФ. Ему же доверили провести джума-намаз в Московской соборной мечети и выступить с речью на пленуме.

Татарстан представлял лишь ректор Болгарской исламской академии Данияр Абдрахманов. Он рассказал о достижениях вуза. Фото: «БИЗНЕС Online»

БИА: «В СТРУКТУРЕ ДУМ РФ»

Согласно фотоотчету и списку выступающих, Татарстан здесь представлял лишь ректор Болгарской исламской академии (БИА) Данияр Абдрахманов. Он рассказал о достижениях вуза. Судя по докладу и прозвучавшим цифрам, не все так плохо в БИА, как кажется порой со стороны. По крайней мере, есть движение и желание привести академию к тому формату, который был запланирован изначально.

Кстати, в своем отчетном докладе Мухетдинов также упомянул Болгарскую академию, хотя и в довольно странном контексте. Он сказал, что БИА действует «в структуре ДУМ РФ» и «под особым вниманием первого заместителя руководителя президентской администрации Сергея Кириенко», последний, как известно, возглавил ее попечительский совет. Все это прозвучало с неким подтекстом. Да, в числе учредителей академии есть и ДУМ РФ, сам Абдрахманов избран членом его президиума, но относить этот вуз исключительно к структуре московского муфтията было бы не совсем корректно.

Что касается ДУМ РТ и Татарстана, то решение, принятое в Москве, никак не отразится на деятельности татарстанской религиозной организации. Проблемы раскола были преодолены здесь еще в 1998 году после объединительного съезда.

Непредсказуемые и несогласованные действия муфтия Галиуллина нанесли урон репутации республики, позиционировавшей себя всегда регионом, где не существует конфликтов между различными этносами и конфессиями. Фото из архива А. Ахунова

ДУМ РТ ЛИШЬ НАРАЩИВАЕТ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Напомним, что к концу 1990-х в Татарстане действовали две официальные религиозные структуры, претендовавшие на лидерство в духовной сфере. Это созданное в 1992 году ДУМ РТ (духовное управление мусульман в Республике Татарстан) во главе с Габдуллой Галиуллиным и ДУМТ (духовное управление мусульман Татарстана), руководителем которого в 1997 году был назначен Фарид Салман. Последняя структура возникла на базе главного мухтасибатского управления Татарстана в 1994 году и подчинялась ЦДУМ (центральному духовному управлению мусульман России и европейских стран СНГ) во главе с Таджуддином.

На тот момент оба управления контролировали приблизительно по 350 мусульманских приходов в республике, но реальные рычаги власти находились в руках лидера ДУМ РТ Галиуллина. Управление успело провести три съезда: два в 1992 году и один в 1995-м. Последний форум задумывался и был осуществлен как объединительный, но в реальности не привел к желаемому результату, а лишь усилил раскол.

Продолжавшееся противостояние между конкурирующими муфтиятами выплескивалось в виде скандалов на федеральном уровне. Непредсказуемые и несогласованные действия муфтия Галиуллина нанесли урон репутации республики, позиционировавшей себя всегда регионом, где не существует конфликтов между различными этносами и конфессиями. Таким образом, вполне понятное желание государственных структур работать с лояльным органом привело к тому, что на повестку дня был поставлен вопрос о новом лидере мусульман Татарстана, а также о едином республиканском муфтияте.

С момента объединительного съезда, когда структуру возглавил Гусман Исхаков, ДУМ РТ лишь наращивает свою деятельность, и присоединяться к кому-то татарстанскому муфтияту нет никакой необходимости.

Два года назад совместно с исламоведом Ренатом Беккиным мы провели интервью с рядом мусульманских лидеров Татарстана. Был задан вопрос и главе ДУМ РТ Камилю хазрату Самигуллину по поводу единого муфтията. Тогда он сказал, что, в принципе, единый центр управления — это неплохо. Должен быть порядок, единоначалие. В пример глава управления привел Свердловскую область, где действует пять муфтиятов (сейчас 6). Как решать проблемы мусульман в этом регионе? С кем работать властям, кто реальный лидер мусульман? В итоге, по мнению муфтия, мусульмане находятся в слабой позиции, в полном проигрыше.

И в самом деле, долгоиграющая история со строительством Соборной мечети в Екатеринбурге — яркий тому пример. На 100 тыс. мусульман в столице Урала полагается одна официальная мечеть и три молельные комнаты.

Читать еще:  РПЦ против восстановления советской символики, разобщающей народ

Первый муфтий Татарстана по линии ЦДУМ Габдельхамид Зинатуллин и муфтий Талгат Таджуддин. 1989 год. Фото из архива А. Ахунова

РАСКОЛ — ЭТО НЕ О МУСУЛЬМАНАХ

Что касается единого централизованного органа мусульман России, то, по мнению Самигуллина, проблема заключается не в чиновниках, а в самих мусульманах, которые не могут найти общий язык и объединиться. Каждый региональный духовный лидер считает себя круче другого, не хочет уступить дорогу. И в противовес этому можно привести мнение первого зампреда ДУМ РФ Мухетдинова. «Мы знаем: если бы не было вмешательства отдельных начальников и органов государственной власти, то мусульмане уже давно объединились бы», — заявил он в одном из своих недавних интервью.

Попытки создать единый муфтият для всех мусульман Советского Союза предпринимались еще при Иосифе Сталине, сразу после войны. Тогда от идеи было решено отказаться, поскольку власти посчитали, что это только усилит позиции советских мусульман. Множество шагов в этом направлении было сделано в постсоветский период, но безрезультатно. В научной литературе часто используется термин «раскол», но он явно навеян историей христианской церкви. В исламе нет единоначалия, по нынешним российским законам любые три мусульманские религиозные организации могут создать свой муфтият. Да и светские власти давно уже научились работать с отдельными муфтиятами. Если раньше и было желание создать единую общероссийскую унитарную структуру, то теперь об этом никто не говорит.

Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online»
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции

Главный муфтий России: биография

Жизнь любого человека состоит из важных вех и обычных событий. У одних она яркая и интересная, у других более спокойная. Судьбу шейха Равиля Гайнутдина нельзя назвать трудной, однако и обыденной она не является. Родившись в глухом селе, нынешний муфтий России ходил в обычную школу, играл с ребятами. Жизнь его перевернула бабушка. Именно она занималась его воспитанием. Пожилая женщина привила ребенку интерес и любовь к мусульманству. Он решил посвятить жизнь служению народу на религиозном поприще. Окончил исламское медресе и отправился по распределению в Казань.

История и традиции, влияние коронавируса

Ураза-байрам (Ид аль-Фитр) — это праздник окончания строгого поста, который стараются держать все последователи ислама в течение всего месяца Рамадан. Увы, из-за пандемии, вызванной коронавирусом, в этом году от традиций проводить в Рамадан совместные ночные трапезы (ифтары) последователям пророка Мухаммеда пришлось отказаться.

Ограничения из-за пандемии, вызванной коронавирусом, сохранятся и в праздник Ураза-байрам. О соблюдении режима самоизоляции российских мусульман попросил лично президент России Владимир Путин.

Остаться во время праздника Ураза-байрам дома призвал глава Чечни Рамзан Кадыров. С таким же обращением выступило руководство Дагестана и глава Совета муфтиев и Духовного управления мусульман России Равиль Гайнутдин. Глава российских мусульман рассказал, что Московская соборная мечеть в этот день будет закрыта для верующих. Службы пройдут только в присутствии духовенства. Как будет решаться проблема с традицией молиться на улице рядом с мечетью, как принято среди последователей ислама в России, не сообщается.

Известно, что в районе Московской соборной мечети на молитву в праздники собирается до двухсот тысяч верующих. Десятки тысяч последователей ислама молятся в парке у Соборной мечети Санкт-Петербурга. В эти дни в обеих столицах в районах массового сбора верующих обычно вводятся ограничения для транспорта. В этом году информации о таких ограничениях пока нет, вероятно, власти надеются на сознательность верующих.

Личная жизнь

Но что мы знаем о семье и увлечениях главы Чечни?

Еще в школьные годы Рамзан проникся чувствами к односельчанке Медни Айдамировой. Их история начиналась очень романтично: юноша часами стоял перед домом избранницы, надеясь на случайную встречу. Девушка долго игнорировала ухаживания, а когда, наконец, ответила взаимностью, Кадыров подарил ей букет редких горных эдельвейсов в знак бесконечной любви. Скромную свадьбу молодые сыграли в середине 90-х.

Мусульмане могут иметь четырех жен, однако Рамзан Ахматович ограничился одной, хотя преданная Медни отмечала: если муж захочет взять еще супругу, она это примет. «Я очень люблю свою жену, хоть у нас это не принято говорить. Я ее очень уважаю. Говорю это с гордостью, для публики, чтобы они знали, что любовь — это не вместе ходить в кино или ресторан, — подчеркивал Кадыров. — Если бы я не любил свою жену, я бы не разрешал ей рожать детей».

А наследников у пары появилось немало: четыре мальчика и шесть девочек, кроме того, в 2007-м Кадыров усыновил двоих сирот. Старшая дочь политика Айшат известна как глава модного дома Firdaws. В феврале она привезла в Париж коллекцию одежды «История Любви», вдохновением для которой стали те самые эдельвейсы, что когда-то папа преподнес ее маме. Совсем иные интересы были у Хутмат Кадыровой. С подросткового возраста она увлекалась фермерством, а к 17 годам начала поставлять рогатый скот на рынки и отдавать часть прибыли от хозяйства нуждающимся.

По наследству от отца детям передалась любовь к спорту, и их успехами на этом поприще родители могут гордиться. Так, в прошлом месяце Ахмад, Эли и Адам Кадыровы одержали победу в боксерском турнире Грозного. Сам Рамзан Ахматович регулярно тренируется в зале и пропагандирует в соцсетях здоровый образ жизни. К слову, даже два дня рождения политик встретил на турнирах клуба «Ахмат».

Вообще, праздники — это отдельная тема в отношении главы Чечни. 5 октября в республике отмечают и День Грозного, и дни рождения Кадырова. В 2011-м политик заранее объявил, что от собственного торжества в честь юбилея отказывается и презентов не принимает. Зато Рамзан Ахматович сделал подарок землякам, пригласив на общегородское мероприятие актеров Жана-Клода Ван Дамма и Хилари Суонк, а также знаменитую скрипачку Ванессу Мэй.

В 2017-м на 199-летие Грозного в городе сыграли 199 свадеб, праздничную программу вели Николай Басков и Игорь Верник, а почетными гостями торжества стали Валерия, Иосиф Пригожин, Тимати и Анастасия Решетова. Отметим, что теплые отношения с Кадыровым поддерживают многие звезды. Так, в 2018-м Ольга Бузова специально прилетела в Чечню, чтоб поздравить политика с днем рождения.

Читать еще:  Мусульманским паломникам придется доказывать, что они здоровы

Многие задаются вопросом, чем увлекается Кадыров, помимо спорта. Политик известен любовью к автомобилям, скаковым лошадям и экзотическим животным. Кроме того, Рамзан Ахматович занимается садоводством и не раз с гордостью демонстрировал богатый урожай с собственного огорода.

«Люблю заниматься земледелием и животноводством. И если бы не тяжелая работа на государственной службе и не расписанный по минутам график, был бы заядлым садоводом. Любовь к сельскому хозяйству мне привили предки», — отмечал Кадыров.

Отсутствие вредных привычек и регулярные занятия физкультурой обеспечили политику отменное здоровье. Однако в последнее время не обошлось без поводов для беспокойства: в мае распространились слухи о том, что Рамзан Кадыров госпитализирован с подозрением на коронавирус. Через несколько дней глава Чечни прокомментировал, что причин для волнения нет, и он абсолютно здоров. К радости последователей, политик продолжает активно участвовать в жизни республики.

По материалам « КП », « Коммерсант ».

Предпосылки деятельности Минина

Земщину на Руси установил Иван Грозный, заменив так называемое кормление (самовольное обложение населения наместниками и волостелями) государевым оброком. Выборный на сходе (обычно на год) «излюбленный» староста в первую очередь и отвечал за сбор налогов. Борясь с Боярской Думой, Грозный любил назначать своими наместниками простолюдинов, отличавшихся рвением в служении и абсолютной безжалостностью (наподобие милого его сердцу Малюты Скуратова).

Должность была с серьезными властными полномочиями, но общественная, без жалованья и сама по себе, в общем-то, мало приятная (включая выполнение фискальных функций, вызывавшее определенное отношение в массах). Помимо всего прочего – организация благоустройства, пожарный надзор, выгон народа на общинные работы, ходатайства по мирским делам и т.п.

Одним словом, должность хлопотная, особенно с учетом отсутствия жалованья. Пусть хотя и почетная, но лишь в той мере, в какой было отмерено — даже фамилии Кузьме сыну Минину, человеку посадскому, равно как и холопу, и крестьянину, все едино не полагалась. Потому Карамзин в своей Истории «для солидности» придумал ему фамилию и даже объявил «гражданином» (хотя в те времена, и даже во времена Карамзина, в России никакого гражданства не было, а существовало абсолютное подданство русскому царю — холопство).

Будучи человеком смышленым, жестким и изворотливым, Козьма выгодно использовал свою должность и весьма преуспел в обирании подвластных ему людей самыми жесткими методами.

Когда в Балахне, на родине К. Минина, купцы и промышленники недодали ему денег, Козьма возмутился: «Руки бы вам поотсекать! » — как пишут летописцы. После такого предупреждения, ранее неоднократно подтверждавшегося действием, купцы принесли более, чем просили.

Позднее, после взятия его ополчением Ярославля, Козьме Миничу даже удалось взять под стражу и обобрать ярославского земского старосту богатейшего купца Григория Никитникова. Были обобраны «до нитки» и другие ярославские толстосумы.

Вот этот весьма подходящий человек и был привлечен Гермогеном и князем Пожарским для сбора средств, организации и командования войском. Сам Пожарский был непригоден для командования по причине «сложения тщедушного и здоровья слабого». К тому же, случись неудача, и ответственность на князя не ложилась — Пожарский был человеком спокойным и рисковать не любил.

Порохова и Казахстан

Валерия часто делилась своим мнением по поводу религиозных вопросов в Казахстане. В 2011 году, когда в госучреждениях Казахстана закрыли молельные комнаты, она поддержала это решение. По её мнению, госслужащие, от действий которых зависят решения государственных проблем, не обязаны совершать дневной намаз, поэтому молельные комнаты в учреждениях не обязательны.

«Существует такое очень серьёзное понятие в исламе как «собирание молитвы». Это когда вы дневные молитвы пропускаете, а вечером делаете дополнительные», – говорила Валерия Порохова о норме Корана, предписывающей совершать обязательный намаз.

В другом своём интервью Порохова затрагивала проблему радикального салафизма на западе Казахстана. Она выступала с лекциями для сотрудников Генеральной прокуратуры РК по теме религиозного экстремизма.

«В России проповедников салафизма выселили, сказав: «Мы вам очень благодарны, вы внесли свой вклад и «Салям алейкум». И выслали их. И в Казахстане так следует сделать. Никаких церемоний. Зачем вам смута в рамках ваших границ?» – советовала Порохова казахстанцам в 2011 году.

В 2013 году, комментируя споры по поводу ношения паранджи или хиджабов в Казахстане, Порохова рекомендовала казахстанских женщинам не носить паранджу. По её словам, паранджа актуальна для женщин арабских стран, где она сохраняет кожу женщин от испепеляющего солнца и пыльных бурь. При этом Порохова была не против того, чтобы молодые мусульманки в России и Центральной Азии носили хиджабы. Сама Валерия любила носить шляпы, она говорила, что женщины, которые находятся в пожилом возрасте и долго состоят в браке, могут носить не платки, а другие головные уборы.

Прощание с Валерией Пороховой состоится в четверг, 5 сентября, в Соборной мечети Москвы после полуденной молитвы. После совершения джаназа-намаза Порохова будет похоронена на Хованском кладбище.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Кто может стать муфтием?

Муфтии – это высшие духовные служители, а значит, пробиться в их ряды довольно-таки сложно. Однако если верить законам ислама, то шанс есть у каждого истинного мусульманина. Но для этого нужно соответствовать нескольким требованиям.

  1. Прежде всего, избранник должен всем сердцем верить в силу Аллаха, а иначе он будет недостойным этого титула.
  2. Муфтий – это судья. Следовательно, он должен хорошо разбираться в тех законах и правовых нормах, что предписывает всем мусульманам Коран и Суна.
  3. Также будущий священнослужитель обязан быть честным, справедливым и неподкупным.

Также следует понимать, что первого встречного на эту должность не берут. Поэтому часто случается так, что нынешний заместитель муфтия становится новым судьей. Ведь он не только проходит практику у живого наставника, но и успевает заработать хорошую репутацию.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector