0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

1000-летие древнерусского монашества на Афоне

Россия и Афон: единение веры, молитвы и благочестия

Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Епархиальной конференции, посвященной празднованию 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне (Московская епархия Русской Православной Церкви, мужской монастырь Вознесенская Давидова пустынь, 12 апреля 2016 года)

Возлюбленные Преосвященные архипастыри, уважаемый Сергей Васильевич [1] , дорогой отец Сергий [2] , дорогие отцы, братья и сестры!

В этом году мы празднуем тысячелетие присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Дата эта скорее символическая, поскольку формально отсчитывается от подписания одного из святогорских греческих документов в феврале 1016 года игуменом русской обители Герасимом. Исходя из этого факта, несложно предположить, что наши соотечественники пребывали на Афоне и раньше. Например, основатель Киево-Печерской лавры – отец русского монашества – преподобный Антоний прибыл туда еще в период правления Крестителя Руси равноапостольного великого князя Владимира.

Начиная с празднования 1000-летия Крещения Руси и до нынешнего юбилея Церковь вновь и вновь обращается к благословенным страницам истории православия в нашей стране. И каждый раз мы убеждаемся в том, что именно оно является духоносным и спасительным основанием исторического бытия русского народа от древности и до сего дня.

Тема, которой посвящена наша конференция, очень многогранна и важна. Она касается многих сторон жизни Церкви, общества и государства на протяжении длительного периода времени. В юбилейный год над афонской темой много работают и церковные, и светские исследователи. Не осталась в стороне и Московская епархия, о чем свидетельствует нынешняя конференция. Кроме того, в последних номерах «Московских Епархиальных Ведомостей» были опубликованы статьи Жанны Александровны Курбатовой [3] . Используя государственные и церковные архивы, она рассмотрела вопрос о том, как Русская Православная Церковь и наши гражданские институты стремились в весьма критический и ответственный для истории Афона момент энергично содействовать улучшению положения там русских иноков, а также рассказала о жизненном опыте некоторых святогорцев в тот период.

Моя память хранит рассказ начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Никодима (Ротова). Направляясь в отпуск в 1957 году, он по дороге на Родину остановился в Греции и добился разрешения посетить Пантелеимонов монастырь. Представители греческой администрации пытались эмоционально повлиять на него, чтобы отговорить от поездки. Они предостерегали о возможных инцидентах, которые якобы могли иметь и фатальный исход. Никогда не забуду, как ответил будущий Владыка Никодим одному из них: «Для меня, как монаха, будет радостью умереть на Афоне». Посетив русскую обитель, он с печалью увидел, что она фактически вымирала, и впоследствии делал всё от него зависящее для возрождения монастыря. Затем и мне довелось иметь сходные переживания и соучаствовать в спасении Русского Афона.

История связей Афона с Русской Православной Церковью исключительно богата и поучительна. Раннее появление русских иноков на Святой Горе свидетельствует о стремлении наших соотечественников приобщиться к монашескому деланию в уделе Царицы Небесной. Первоначально они подвизались в посвященном Богородице скиту Ксилургу. По мнению историков, именно оттуда пришло на Русь сугубое почитание праздника Успения Божией Матери, что выразилось, в том числе, и в возведении многих величественных соборов в честь этого события. Впоследствии число русских монахов возросло. В 1169 году они получили в свое распоряжение также и монастырь великомученика Пантелеимона, где и пребывают до сего дня.

Одновременно развивалось русское паломничество на Афон. Само по себе являясь проявлением немалого мужества в условиях непрекращающихся войн и усобиц, оно способствовало тому, что на Русь попадали не только афонские предания, но и многочисленная житийная литература, творения святых отцов и церковные уставы. Можно назвать в качестве примера «Чин о пении двенадцати псалмов» или «Тактикон» преподобного Никона Черногорца. Важным для отечественного монашества событием стало то, что во время пребывания на Афоне преподобный Паисий (Величковский) составил русское «Добротолюбие».

Примечательной чертой русско-афонских связей было также и то, что святогорские постриженники отправлялись на Русь, привлекаемые подвигами наших подвижников. Так, одним из учеников преподобного Сергия стал грек – преподобный Сергий Нуромский, впоследствии подвизавшийся в вологодских лесах. Имели хождение на Афоне и произведения русской церковной письменности. Известно, что там получило распространение «Слово о законе и благодати» святителя Илариона Киевского.

Важной духовной нитью, связывающей Россию с Афоном, стало принесение в 1648 и 1656 годах списков чудотворной Иверской иконы Божией Матери, один из которых пребывает ныне в Новодевичьем монастыре. Этот образ не только стал символом престольного града Москвы, но и распространился по всему нашему Отечеству, будучи сугубо почитаемым православным народом.

Значима роль Афона в развитии церковной книжности на Руси. Со Святой Горы прибыл к нам преподобный Максим Грек, внесший большой вклад и в исправление книг, и в богословские дискуссии своего времени. В 1654 году по благословению Святейшего Патриарха Никона Афон посетил архидиакон Арсений Суханов, привезший оттуда в Россию почти пятьсот древних богословских и церковно-исторических рукописей, которые использовались в деле исправления церковных книг.

Трагические события в истории Византии, чья государственность прекратилась в 1453 году, сказались и на Афоне. Это были и притеснения со стороны униатов, и нападения каталанских разбойников, и, наконец, установление турецкого владычества. В этих условиях Русская Православная Церковь и Русское государство оказывали Афону и духовную, и материальную поддержку. В обращении к Московскому князю святогорцы именовали его своим «кормителем и ктитором». Нескончаемым потоком шла в монастыри русская денежная помощь. Некоторые обители имели подворья в Москве для сбора средств.

Приходя в Россию, афонские монахи приносили с собой в дар древние рукописи, фактически спасая их от гибели в условиях разрушавшихся от ветхости монастырских книгохранилищ. Примером может служить глаголическое Евангелие, подаренное насельниками болгарского монастыря Зограф императору Александру II. В результате в нашем Отечестве сформировалось богатейшее собрание памятников церковной письменности, которое впоследствии пополняли посещавшие Святую Гору многие выдающиеся российские ученые.

В XVIII веке в условиях длительных русско-турецких войн монастыри Афона пришли в упадок и запустение, касалось это в том числе и Пантелеимоновой обители. После долгого периода нестроений, она начала возрождаться только в середине XIX века при иеросхимонахе Иерониме (Соломенцеве) и архимандрите Макарии (Сушкине). Эти духоносные старцы способствовали небывалому расцвету русского монашества на Святой Горе и укреплению его связей с Отечеством. Немалую роль сыграла в этом деятельная помощь русских людей на Родине, стремившихся поддержать иноков-соотечественников своими пожертвованиями.

В начале ХХ века на Афоне помимо Пантелеимонова монастыря, имевшего 1800 насельников, было еще более семидесяти русских обителей. Многие из них, хотя и назывались скитами, фактически являлись полноценными монастырями. Это, прежде всего, относится к Андреевскому и Ильинскому скитам.

Многочисленные афонские подворья в России, широкомасштабная книгоиздательская деятельность представительства Пантелеимонова монастыря в Москве способствовали тому, что Россия и Афон пребывали в единении веры, молитвы и благочестия. До самых отдаленных уголков нашего Отечества доходили также иконы, написанные святогорскими изографами.

Однако приближались тяжелые времена.

В 1913 году в результате вызывающего до сего дня много обсуждений «спора об имени Божием» Святую Гору в тех или иных обстоятельствах покинули более 800 русских иноков. Последовавшая вскоре революция 1917 года почти полностью прервала связи между Россией и Афоном. Это имело результатом дальнейшее сокращение там числа наших соотечественников – к 1945 году до чуть более пятисот. Многие из них уже находились в преклонном возрасте, и с течением времени число их катастрофически быстро сокращалось. По окончании Второй мировой войны братия Пантелеимонова монастыря обратилась за помощью к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I. С тех пор Русская Православная Церковь, несмотря на трудности своего существования в условиях атеистической власти, стремилась оказывать содействие не только пополнению братии обители великомученика Пантелеимона, но и защищала интересы всего святогорского братства от внешних попыток ограничить его традиционное самоуправление. Многое было сделано и в сфере материальной поддержки нашей обители, сильно пострадавшей от пожаров.

С наступлением религиозной свободы в России и возрождением церковной жизни появилось много возможностей для дальнейшего укрепления связей между Отечеством и Пантелеимоновым монастырем. Нет более препятствий для пополнения братии. В обитель ежегодно прибывает множество паломников из России. В 2011 году был создан Международный фонд восстановления и сохранения культурного и духовного наследия Свято-Пантелеимонова монастыря, которым осуществляется реставрация храмов и зданий. Ведется широкая книгоиздательская деятельность: публикуются исторические исследования и повествования о жизни и трудах святогорской братии. С молитвенным благоговением встречают православные люди России святыни, приносимые из афонских монастырей.

В 2013 году Афон посетил Святейший Патриарх Кирилл. Говоря о значении монашеского делания насельников Святой Горы, он отметил: «Велика ответственность всех, кто несет здесь свое служение, в том числе и для поддержания единства всех Православных Церквей, чистоты Православия, монашеской жизни».

Как видно из сделанного мною весьма краткого обзора связей России с Афоном, они имеют весьма богатую историю, повествующую о взаимной поддержке в годы невзгод и испытаний, о духовном единстве в вере и благочестии. Можно сказать словами апостола, что мы «научены Богом любить друг друга» (1 Фес. 4:9).

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
    • Конференции и семинары
    • Рождественские чтения
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

1000-летию древнерусского монашества на Афоне была посвящена международная конференция в Киево-Печерской лавре

21 мая 2015 года Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий открыл в Киево-Печерской лавре III Международную конференцию «Афон и славянский народ».

Приветствуя участников мероприятия, посвященного 1000-летию древнерусского монашества на Святой Горе, Его Блаженство отметил: «Мы рады, что эта тема привлекла внимание такого большого количества исследователей из разных стран мира. Действительно, история афонского монашества, его влияние на становление православного аскетизма, вклад афонских подвижников в развитие национальных культур православных народов — все это требует внимательного изучения и осмысления».

Читать еще:  Музей КДАіС поповнився новими цінними експонатами

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий подчеркнул, что Афон сыграл важнейшую роль в истории славянских народов. «Достаточно вспомнить, что именно на Афоне принял монашество святой Савва Сербский, положивший начало автокефальной Сербской Церкви и коренным образом повлиявший на становление средневековой сербской государственности. Именно с книги афонского монаха преподобного Паисия Хилендарского началось в XVIII в. национально-освободительное движение в Болгарии. Именно с Афона принял Киево-Печерский монастырь традицию подвижничества, которую затем распространил по всей Древней Руси. Насельники Печерской обители сделали важнейший вклад не только в становление Православия на Руси, но и в развитие древнерусской литературы, изобразительного искусства, архитектуры, развитие исторической мысли. Именно на Афоне наш земляк — преподобный Паисий Величковский — положил начало возрождению «умного делания», которое вскоре обновило облик всего православного монашества», — сказал Блаженнейший Владыка.

По свидетельству Предстоятеля Украинской Православной Церкви, сегодня Святая Гора продолжает оставаться важнейшим духовным центром мирового Православия. Блаженнейший митрополит Онуфрий выразил уверенность, что начавшаяся конференция поможет глубже осознать благотворное влияние, которое оказали подвижники Святой Горы на становление и развитие славянских народов.

Как сообщает сайт Украинской Православной Церкви, в открытии конференции также приняли участие почетный Архиепископ Пражский и Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, наместник Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, епископ Обуховский Иона, епископ Ирпенский Климент, игумен Афонского монастыря Хиландар архимандрит Мефодий, директор Национального историко-культурного Киево-Печерского заповедника Любомир Михайлина, Чрезвычайный и Полномочный посол Греции в Украине Василис Пападопулос, народный депутат Украины Вадим Новинский, директор Международного института афонской наследия в Украине Сергей Шумило и другие.

1000-летие древнерусского монашества на Афоне

Тысяча лет Русского Афона: (духовный подвиг русского монашества)

Санкт-Петербургская духовная академия

Издание осуществлено при поддержке Константина Борисовича Уткина

Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р16-611-0465

Архимандрит Августин (Никитин) – кандидат богословия, доцент Санкт-Петербургской духовной академии.

Лора Александровна Герд — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии.

Особое, значимое место в истории России и духовности населяющих ее народов на протяжении многих веков занимала Святая Гора Афон. Именно она стала одним из главных центров распространения Православия на Руси в XI-XII вв., источником русского монашества. Сложно переоценить важность Святой Горы для становления русского православного и национального самосознания. В свою очередь, русское монашество на Афоне появилось уже вскоре после возникновения там «монашеского государства» и постепенно стало играть значительную, иногда ведущую роль. В 2016 г. торжественно отмечается 1000-летие русского монашества Святой Горы, в связи с чем изучение его истории приобретает особую актуальность.

Афон имеет особый статус во всем православном мире. По преданию, гористый полуостров, имеющий 80 км в длину и 16 км в ширину, был взят под свой омофор Божией Матерью, отчего его часто называют «земным уделом Богородицы». Афонский полуостров с 963 г., более тысячи лет, имеет статус «монашеской политейи» (государства). В настоящее время греческая конституция признает административную автономию расположенных здесь монастырей, а гражданский губернатор полуострова, назначаемый греческим правительством, не имеет права вмешиваться в их внутренние дела. Все афонские монастыри находятся в юрисдикции Вселенского Патриарха, вне зависимости от их национальной принадлежности.

Согласно уставу на Афоне имеется 20 Патриарших ставропигиальных монастырей, из них 17 греческих и три славянских, в том числе русский монастырь св. вмч. Пантелеймона (Руссик). Только эти 20 обителей имеют права собственности на Святой Горе. Помимо монастырей, на Афоне находятся 12 приписанных к ним перечисленных в уставе скитов (не считая заселенных к началу XX в. русскими насельниками скитов Старый Руссик и Новая Фиваида), а также около 200 келлий и 500 калив. Из упомянутых 12 скитов два были русскими – св. ап. Андрея Первозванного и св. прор. Илии.

Карта Афонского полуострова

Первые письменные исторические свидетельства пребывания русских насельников и паломников на Афоне относятся к XI в. В частности, акт Протата Святой Горы от февраля 1016 г. был подписан среди других иноков игуменом Герасимом, «монахом и пресвитером обители руса». Именно со Святой Горы на Русь пришли богословская ученость, переводы святоотеческого наследия на славянские языки, принципы устроения монашества и приемы церковного искусства. Так, утверждение монашеской традиции на Руси восходит к святогорцу Антонию Печерскому, основавшему в середине XI в. Киево-Печерскую лавру[1].

На протяжении всего Средневековья Афон являлся для Руси центром духовного притяжения. Именно ему Русь обязана основанному на любви к уединенной созерцательной жизни и аскетизму учению нестяжательства, которое перенес на русскую почву преподобный Нил Сорский в XV в. В начале XVI столетия из афонского монастыря Ватопед на Русь прибыл преподобный Максим Грек – крупнейший переводчик и полемист, внесший огромный вклад в развитие русской богословской мысли. Во всех источниках в это время в качестве русского упоминался Свято-Пантелеимоновский монастырь[2].

Однако затем русское присутствие на Афоне было почти полностью прервано в период османского владычества: в 1725 г. в Свято-Пантелеимоновском монастыре осталось только два русских монаха, а через 10 лет, после смерти последнего русского насельника, обитель была провозглашена греческой. В 1768 г. Свято-Пантелеимоновский монастырь разорился, был оставлен расколовшимся греческим братством и пришел в запустение. Кроме того, в XVII-XVIII вв. духовное влияние Афона в России несколько ослабло в связи с секуляризацией. Новый подъем монашества в конце XVIII столетия был связан с деятельностью преп. Паисия Величковского, усвоившего традиции афонских исихастов и «умной молитвы» и ставшего основоположником русского старчества. Именно преподобный Паисий, прибывший на Афон в 1746 г., через 11 лет, в 1757 г. основал русский Свято-Ильинский скит[3].

Восстановление же и значительный рост русского монашества на Святой Горе произошли в середине XIX в. В 1839 г. в Свято-Пантелеимоновский монастырь, в это время заселенный исключительно греками, пришла группа русских насельников во главе с иеросхимонахом Павлом. В 1849 г. русскими монахами Свято-Пантелеимоновского монастыря была выкуплена у монастыря Ватопед келлия Серай. Так был основан Свято-Андреевский скит, открытый 27 октября 1849 г. В 1867 г. в нем был построен собор св. ап. Андрея Первозванного, который стал самым большим православным храмом на Балканском полуострове. К этому времени число русских насельников в Свято-Пантелеимоновском монастыре составило несколько сот человек, и стараниями старца иеросхимонаха Иеронима (Соломенцева) он стал общим домом для всех происходивших из России святогорцев. В целом на протяжении XIX – начала XX в. русское присутствие на Афоне очень быстро росло[4]. В 1912 г. в Свято-Пантелеимоновском монастыре, двух больших скитах, 82 келлиях и 187 каливах проживало около пяти тысяч русских насельников, что составляло более половины афонских иноков. Ежегодно Святую Гору в начале XX в. посещало более 30 тысяч русских паломников.

Полный разрыв связей русских обителей Афона с Россией в результате революции 1917 г. и утверждения советской власти в стране завершился их трагическим вымиранием во второй половине XX в. В значительной степени поэтому истории русских обителей Святой Горы после 1917 г. не уделялось должного внимания. Между тем эта история также необычайно богата и интересна. Достаточно сказать, что в 1920-1940-е гг. на Афоне спасались такие известные русские подвижники благочестия и церковные деятели, как преподобный Силуан Афонский, иеросхимонах Феодосий Афонский (Харитонов), иеросхимонах Никон (Штрандман), архиепископ Василий (Кривошеин), епископ Кассиан (Безобразов), схиархимандрит Софроний (Сахаров) и многие другие.

В последние два десятилетие вновь существенно укрепились связи России со Святой Горой, началось возрождение русских обителей Афона. Поэтому так важно изучить их историю в прошлые века, опыт существования обителей и их насельников в такие тяжелые и переломные периоды, как, например, годы Первой и Второй мировых войн. Все это может способствовать возрождению бывших русских обителей Святой Горы и их прежних многовековых традиций.

При общем обилии литературы о Святой Горе специальных научных работ по истории русского афонского монашества относительно немного. Серьезное научное изучения темы началось в основном в 1990-е гг. современными российскими историками. Из важнейших работ по этой теме следует назвать книги и статьи российских исследователей М. Г. Талалая[5], П. Троицкого[6], Л. А. Герд[7], А. А. Кострюкова[8], А. В. Попова[9]. Значительный вклад в изучение истории Поместных Православных Церквей, в том числе Константинопольского Патриархата и пребывающего в его юрисдикции Афона, внес преподаватель Московской духовной академии К. Е. Скурат[10]. Важной работой является коллективный труд «Русские храмы и обители в Европе», составителями которого были петербургские ученые В. В. Антонов и А. В. Кобак[11]. Раздел этого труда, посвященный русским афонским обителям, написал М. Г. Талалай при небольшом участии В. В. Антонова. Существенным вкладом в изучение биографий русских святогорцев в XIX-XX вв. стало изданное Свято-Пантелеимоновским монастырем в 2012 г. коллективное исследование «Русский афонский отечник XIX-XX веков». Отдельные сюжеты избранной темы ранее уже освящались в работах одного из авторов нынешнего издания – М. В. Шкаровского[12]. Можно упомянуть и некоторые другие работы[13].

1000-летие древнерусского монашества на Афоне

Тысяча лет Русского Афона: (духовный подвиг русского монашества)

Санкт-Петербургская духовная академия

Издание осуществлено при поддержке Константина Борисовича Уткина

Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р16-611-0465

Архимандрит Августин (Никитин) – кандидат богословия, доцент Санкт-Петербургской духовной академии.

Лора Александровна Герд — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии.

Особое, значимое место в истории России и духовности населяющих ее народов на протяжении многих веков занимала Святая Гора Афон. Именно она стала одним из главных центров распространения Православия на Руси в XI-XII вв., источником русского монашества. Сложно переоценить важность Святой Горы для становления русского православного и национального самосознания. В свою очередь, русское монашество на Афоне появилось уже вскоре после возникновения там «монашеского государства» и постепенно стало играть значительную, иногда ведущую роль. В 2016 г. торжественно отмечается 1000-летие русского монашества Святой Горы, в связи с чем изучение его истории приобретает особую актуальность.

Афон имеет особый статус во всем православном мире. По преданию, гористый полуостров, имеющий 80 км в длину и 16 км в ширину, был взят под свой омофор Божией Матерью, отчего его часто называют «земным уделом Богородицы». Афонский полуостров с 963 г., более тысячи лет, имеет статус «монашеской политейи» (государства). В настоящее время греческая конституция признает административную автономию расположенных здесь монастырей, а гражданский губернатор полуострова, назначаемый греческим правительством, не имеет права вмешиваться в их внутренние дела. Все афонские монастыри находятся в юрисдикции Вселенского Патриарха, вне зависимости от их национальной принадлежности.

Согласно уставу на Афоне имеется 20 Патриарших ставропигиальных монастырей, из них 17 греческих и три славянских, в том числе русский монастырь св. вмч. Пантелеймона (Руссик). Только эти 20 обителей имеют права собственности на Святой Горе. Помимо монастырей, на Афоне находятся 12 приписанных к ним перечисленных в уставе скитов (не считая заселенных к началу XX в. русскими насельниками скитов Старый Руссик и Новая Фиваида), а также около 200 келлий и 500 калив. Из упомянутых 12 скитов два были русскими – св. ап. Андрея Первозванного и св. прор. Илии.

Читать еще:  Зачем нужны акафисты? Кто их придумал?

Карта Афонского полуострова

Первые письменные исторические свидетельства пребывания русских насельников и паломников на Афоне относятся к XI в. В частности, акт Протата Святой Горы от февраля 1016 г. был подписан среди других иноков игуменом Герасимом, «монахом и пресвитером обители руса». Именно со Святой Горы на Русь пришли богословская ученость, переводы святоотеческого наследия на славянские языки, принципы устроения монашества и приемы церковного искусства. Так, утверждение монашеской традиции на Руси восходит к святогорцу Антонию Печерскому, основавшему в середине XI в. Киево-Печерскую лавру[1].

На протяжении всего Средневековья Афон являлся для Руси центром духовного притяжения. Именно ему Русь обязана основанному на любви к уединенной созерцательной жизни и аскетизму учению нестяжательства, которое перенес на русскую почву преподобный Нил Сорский в XV в. В начале XVI столетия из афонского монастыря Ватопед на Русь прибыл преподобный Максим Грек – крупнейший переводчик и полемист, внесший огромный вклад в развитие русской богословской мысли. Во всех источниках в это время в качестве русского упоминался Свято-Пантелеимоновский монастырь[2].

Однако затем русское присутствие на Афоне было почти полностью прервано в период османского владычества: в 1725 г. в Свято-Пантелеимоновском монастыре осталось только два русских монаха, а через 10 лет, после смерти последнего русского насельника, обитель была провозглашена греческой. В 1768 г. Свято-Пантелеимоновский монастырь разорился, был оставлен расколовшимся греческим братством и пришел в запустение. Кроме того, в XVII-XVIII вв. духовное влияние Афона в России несколько ослабло в связи с секуляризацией. Новый подъем монашества в конце XVIII столетия был связан с деятельностью преп. Паисия Величковского, усвоившего традиции афонских исихастов и «умной молитвы» и ставшего основоположником русского старчества. Именно преподобный Паисий, прибывший на Афон в 1746 г., через 11 лет, в 1757 г. основал русский Свято-Ильинский скит[3].

Восстановление же и значительный рост русского монашества на Святой Горе произошли в середине XIX в. В 1839 г. в Свято-Пантелеимоновский монастырь, в это время заселенный исключительно греками, пришла группа русских насельников во главе с иеросхимонахом Павлом. В 1849 г. русскими монахами Свято-Пантелеимоновского монастыря была выкуплена у монастыря Ватопед келлия Серай. Так был основан Свято-Андреевский скит, открытый 27 октября 1849 г. В 1867 г. в нем был построен собор св. ап. Андрея Первозванного, который стал самым большим православным храмом на Балканском полуострове. К этому времени число русских насельников в Свято-Пантелеимоновском монастыре составило несколько сот человек, и стараниями старца иеросхимонаха Иеронима (Соломенцева) он стал общим домом для всех происходивших из России святогорцев. В целом на протяжении XIX – начала XX в. русское присутствие на Афоне очень быстро росло[4]. В 1912 г. в Свято-Пантелеимоновском монастыре, двух больших скитах, 82 келлиях и 187 каливах проживало около пяти тысяч русских насельников, что составляло более половины афонских иноков. Ежегодно Святую Гору в начале XX в. посещало более 30 тысяч русских паломников.

Полный разрыв связей русских обителей Афона с Россией в результате революции 1917 г. и утверждения советской власти в стране завершился их трагическим вымиранием во второй половине XX в. В значительной степени поэтому истории русских обителей Святой Горы после 1917 г. не уделялось должного внимания. Между тем эта история также необычайно богата и интересна. Достаточно сказать, что в 1920-1940-е гг. на Афоне спасались такие известные русские подвижники благочестия и церковные деятели, как преподобный Силуан Афонский, иеросхимонах Феодосий Афонский (Харитонов), иеросхимонах Никон (Штрандман), архиепископ Василий (Кривошеин), епископ Кассиан (Безобразов), схиархимандрит Софроний (Сахаров) и многие другие.

В последние два десятилетие вновь существенно укрепились связи России со Святой Горой, началось возрождение русских обителей Афона. Поэтому так важно изучить их историю в прошлые века, опыт существования обителей и их насельников в такие тяжелые и переломные периоды, как, например, годы Первой и Второй мировых войн. Все это может способствовать возрождению бывших русских обителей Святой Горы и их прежних многовековых традиций.

При общем обилии литературы о Святой Горе специальных научных работ по истории русского афонского монашества относительно немного. Серьезное научное изучения темы началось в основном в 1990-е гг. современными российскими историками. Из важнейших работ по этой теме следует назвать книги и статьи российских исследователей М. Г. Талалая[5], П. Троицкого[6], Л. А. Герд[7], А. А. Кострюкова[8], А. В. Попова[9]. Значительный вклад в изучение истории Поместных Православных Церквей, в том числе Константинопольского Патриархата и пребывающего в его юрисдикции Афона, внес преподаватель Московской духовной академии К. Е. Скурат[10]. Важной работой является коллективный труд «Русские храмы и обители в Европе», составителями которого были петербургские ученые В. В. Антонов и А. В. Кобак[11]. Раздел этого труда, посвященный русским афонским обителям, написал М. Г. Талалай при небольшом участии В. В. Антонова. Существенным вкладом в изучение биографий русских святогорцев в XIX-XX вв. стало изданное Свято-Пантелеимоновским монастырем в 2012 г. коллективное исследование «Русский афонский отечник XIX-XX веков». Отдельные сюжеты избранной темы ранее уже освящались в работах одного из авторов нынешнего издания – М. В. Шкаровского[12]. Можно упомянуть и некоторые другие работы[13].

1000-летие русского монашеского присутствия на Афоне: хроника юбилея

Посвященный 1000-летию Русского Афона мотопробег состоится в мае

Мотоциклисты России, Белоруссии, Украины и стран Восточной Европы совершат в мае мотопробег, конечным пунктом которого станет гора Афон в Греции, сообщил на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» председатель Федерации мототуризма России, член всероссийского мотоклуба «Ночные волки» Евгений Строгов.

«Пробег, посвященный 1000-летию русского монашества на горе Афон, стартует из Скопья (столица Б.Ю.Р.М.) 12 мая. Этот город мы выбрали неслучайно, так как в него будет удобно добираться группам из столиц балканских государств, а также России, Украины и Беларуси», — сказал Строгов.

Планируется, что в мотопаломничестве примут участие 120 человек, хотя, полагает он, «наверное будет больше». Из них примерно 30-50 человек отправятся непосредственно на Афон, а остальные посетят паломнические места Греции.

В Салониках отмечают 1000-летие русского монашества на Святой горе Афон

Русский центр в Салониках 10 февраля провёл тематическое мероприятие, посвящённое празднованию в этом году 1000-летия русского монашества на Святой горе Афон. Лекцию в центре прочитали доктор богословия теологического факультета Государственного университета им. Аристотеля И. Евангелу и заместитель Всегреческой ассоциации переводчиков Греции М. Милунович. В основе выступлений стало изложение материала уникального издательского проекта – 25-томной серии «Русский Афон ХIХ–ХХ веков», который реализуется афонским Свято-Пантелеимоновым монастырём при поддержке Международного фонда восстановления и сохранения культурного и духовного наследия Свято-Пантелеимонова монастыря.

Руководитель центра Н. Супоницкая перед широкой аудиторией поделилась впечатлениями о проведении выставки «Монах Ефрем. Встреча с Афоном» в Русском музее Санкт-Петербурга в декабре 2015 – январе 2016 гг., которая стала, по заключению экспертов и тёплым отзывам зрителей, вкладом в сокровищницу российского культурного наследия.

Соучредитель Русского центра А. Кинигопулос на встрече с руководством и членами спортивной Ассоциации ветеранов баскетбола в «Ремви» представил фрагменты документального фильма Эдуарда Салогаева «Оптина пустынь» и рассказал о своих личных воспоминаниях о посещении Калуги и Оптиной пустыни.

Руководство спортивной ассоциации в память о мероприятии подарило Русскому центру икону Божией Матери, выполненной греческим иконописцем А. Митропуло.

Влияние Афона на русскую духовную традицию обсудили в Курской духовной семинарии

Заседание круглого стола, посвященное 1000-летию русского присутствия на Афоне, состоялось 10 февраля в Курской духовной семинарии, — сообщает «Русский Афон». Тему встречи «Влияние Афона на русскую духовную традицию» обсуждали преподаватели и студенты духовной школы, насельники Свято-Преображенского скита Свято-Данилова монастыря и преподаватели курских вузов.

Модератором круглого стола выступил ректор семинарии архимандрит Симеон (Томачинский). Вначале отец Симеон поприветствовал всех участников заседания и напомнил о том, что первое письменное упоминание о русских иноках на Афоне относится к 1016 году, а родоначальник русского монашества, преподобный Антоний Киево-Печерский, принял постриг именно на Святой Горе.

Затем слово было передано насельнику Свято-Преображенского скита Свято-Данилова монастыря иеромонаху Пантелеимону (Королеву). Он поблагодарил за приглашение и подарил семинарии недавно изданную книгу «Новый Афонский патерик» о современных православных старцах, которую выпустила обитель.

Братия Свято-Преображенского скита живет и служит по афонскому уставу, а также активно занимается переводческой, исследовательской и издательской деятельностью.

Заведующая регентским отделением Марина Павловна Сидорова рассказала о певческой традиции афонских монахов и ее влиянии на русское церковное пение.

Рассматривая тему влияния Афона на русскую духовную традицию, участники круглого стола вспомнили известного духовника архимандрита Ипполита (Халина). Рассказал об отце Ипполите кандидат исторических наук Михаил Алексеевич Адамов.

В конце 1960-х годов, когда возникла угроза полного исчезновения русского монашества на Афоне, о. Ипполит вместе с другими ныне известными в России старцами, Илием (Ноздриным), Авелем (Македоновым) и другими, поехал на Святую Гору. Там он в течение 17 лет подвизался в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, в том числе четыре года представлял русское монашество в Священном Киноте, который управляет Святой Горой.

В 1991 году он вернулся в Россию и принял в управление Рыльский Свято-Николаевский монастырь Курской епархии, возрождению которого из руин посвятил последние 11 лет своей жизни. В Рыльском Николаевском монастыре архимандрит Ипполит стал известен как всероссийский старец, к нему съезжались за советом и благословением множество паломников со всей России.

Заседание продолжилось выступлением помощника ректора Курской семинарии по научной работе протоиерея Тигрия Хачатряна. Отец Тигрий рассказал удивительную историю о выдающемся русском благотворителе Иннокентии Михайловиче Серебрякове, который принял схиму на Святой Горе. На средства Иннокентия Михайловича был построен и украшен собор апостола Андрея Первозванного — «Кремль Востока» — самый крупный православный храм на Балканах и в Греции.

Подводя итоги работы круглого стола, отец Тигрий поблагодарил участников и пообещал, что подобные мероприятия будут проводиться в стенах духовной школы регулярно.

Классный час «1000-летие русского монашества на горе Афон»

Цель : Знакомство учащихся с русским монашеством на горе Афон, его историей и устройством.

Задачи урока:

Обучающая : узнать о географическом расположении горы Афон, выяснить исторические причины развития монашества на горе Афон, знакомство с основными храмами горы.

Развивающая : осознать, что духовное наследие способствует развитию внутреннего мира человека; развивать умения работать с информацией, иллюстративным материалом, умения монологического выступления.

Воспитывающая : усвоить уважительное отношение к духовному наследию народа, хранящегося в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Выступление учителя: Русский Афон является неразрывной и важной составляющей наследия Святой Горы как вселенской православной сокровищницы. На этой горе расположена монашеская республика.

Афон в течение многих столетий играл исключительно важную роль в развитии отечественной духовности и культуры, как в эпоху Киевской Руси, так и в последующие времена. Особенно важным было становление под воздействием Афона Киево-Печерского монастыря, который около 1000 лет назад стал своего рода «рассадником» и центром монашества, духовности, книжности, культуры и просветительства по всей Руси.

С тех пор влияние Святой Горы на духовное становление и развитие Руси играло решающую роль на протяжении всей ее тысячелетней истории. Собственно, именно Святая Гора Афон, ее наследие и традиции существенно повлияли на формирование мистико-аскетического облика самобытного русского православия, как и самой Святой Руси. Поэтому приобщиться к далеким и одновременно родным святыням Афона всегда было заветной мечтой для многих поколений русских православных людей

Читать еще:  Сербский епископ призвал бороться за кириллицу и чистоту языка

Первое письменное упоминание о русских иноках на Афоне относится к 1016 году, то есть мы отмечаем особенный юбилей – 1000-летие русского присутствия на Афоне. Трудно переоценить значение афонского монашества для всего мира, в том числе и для России. И сегодня мы с вами за нашим круглым столом разберем следующие вопросы: где находится столь известная гора? Какие были исторические предпосылки для формирования русского монашества на горе Афон? Ценность культурного наследия храмов горы. Первым предоставляем слово за нашим столом ученику-географу.

Афонский полуостров является крайней восточной оконечностью полуострова Халкидики. Его протяженность с северо-запада на юго-восток — около 60 км, ширина — от 7 до 19 км, площадь — 335,637 км². Рельеф полуострова постепенно повышается к юго-востоку и переходит в скалистую горную цепь, заканчивающуюся мраморной пирамидой горы Афон (высота — 2033 м).

Это полуостров, длиной около 70 километров, похож на клешню, если взглянуть на карту. Это клешня шириной километров десять и заканчивающаяся собственно горой. Так что мы говорим святая гора, но имеется в виду весь полуостров. Но есть еще и гора высотой 2000 метров. На ней стоит храм в честь Преображения Господня, и это считается общим всеафонским праздником. Раз в год на праздник Преображения идет паломничество наверх, за один день они не успевают, и масса паломников два дня забираются на этот шпиль, как афонцы говорят и празднуют там Преображение Господне. То есть служат там раз в год. Но церковь считается действующей.

Афон имеет сложный статус. Это неотъемлемая часть Греции и составляет особую провинцию — ном, по-гречески, не только со своим собственным укладом, но и со своим собственным законодательством. Есть собственное правительство еще с византийских и с турецких времен — называется оно протат. И это правительство регулирует все внутренние дела, отношения с внешним миром. И Афон поделен между 20 монастырями. Поэтому если говорить политическими терминами, то там нечто вроде феодализма. Каждый монастырь он по сути дела феодал — владеет своим одним участком земли, распряжается, совершает всевозможные сделки, которые, впрочем, потом визирует этот протат

Это гора, святая гора, это святое место окружено всевозможными легендами.

Когда появились монахи там — достоверно не известно. Но отсчитывают от условной даты конец 10 века. Афон праздновал свое 1000-летие в 1966 году, и вот в этот момент казалось, что Афон умирает. Там остались лишь глубокие старики, русское монашество почти вымерло, грузинские монахи тоже ушли с Афона. Это был пик афонского кризиса. Но потом постепенно, за последние 10, 15, 20 лет Афон все-таки стал возрождаться. Люди религиозные говорят, что это Божий промысел, точнее, воля Божьей матери. Есть немало преданий, связанных с Богородицей, о том, что она там бывала и что она предрекла, что там будет, светским языком говоря, монашеская республика. Поэтому один из эпитетов святой горы это — удел Божьей матери или сад Богородицы. Другое мнение, более практическое, что это место достаточно уединенное, гористое, и поэтому монахам во времена Византии было там спокойнее, удобнее спасаться от мира, укрываться от страстей, политических и других невзгод.

В 885 году император Василий I издал указ с официальным признанием того факта, что Афон принадлежит исключительно монахам. Пастухам и другим мирянам, которые раньше находились здесь беспрепятственно закрыли доступ на территорию полуострова. В конце 10 века император Алексей Комнин I распространил запрет на посещение Афона всем женщинам. В 1046 году император Константин IX Мономах официально закрепил за полуостровом название Святая Гора Афон, каковым оно остается до сих пор.

Выступление ученика-знатока монашества

История русского монашества на Афоне — это история русского монашества в целом. Потому что Россия всегда себя считала духовно связанной с Афоном, и самый первый русский монах — преподобный Антоний Киево-Печерский — он выходец с Афона, из Эсфигменского монастыря. Его очень чтят на Афоне, это сейчас греческий монастырь, там паломникам показывают пещеру, где 1000 лет тому назад подвизался Антоний, впоследствии основатель Киево-Печерского монастыря. Затем такие великие фигуры, которых мы считаем принадлежащими русской духовной культуре, как преподобный Максим Грек. Он тоже афонский монах. Многие святители, епископы — выходцы с Афона. И если уж мы будем говорить кратко и перейдем сразу к 20 веку, то один из самых великих святых 20 века, который необыкновенно чтим сейчас даже преимущественно в западной Европе, — это преподобный Селуан афонский, живший на Афоне в 30-х годах, духовные писания которого оказали глубокое впечатление на европейцев. Его ученики основали несколько монастырей в Европе, в том числе знаменитый монастырь в Эссексе. Что касается монастырей, то их было необыкновенное число, русских обителей. Монастырями именуется лишь 20 монастырей официально. Другие обители могут быть огромными, как Киево-Печерская Лавра. Но если они не получили этот статус, то они имеют другие названия. Русский монастырь самый известный — Пантелеймонов монастырь. Монастырь этот, по афонским меркам, достаточно молодой, и русские заселили его с начала 18 века. Там жили сначала греки и русские, затем русское братство возобладало и, начиная с конца 19 века, он стал по составу исключительно русским.

Русские на Афоне В настоящее время численность братии составляет около 50 человек. Русской Православной Церкви, ценой многолетних настойчивых усилий удалось предотвратить физическое вымирание Русского Афона. За последние годы наблюдается ряд позитивных изменений в жизни Русского монастыря. Восстановлены порядок и дисциплина, на средства жертвователей отремонтировано несколько монастырских корпусов, а также все монастырские храмы.

Выступление ученика-архитектора. Ученик демонстрирует фотографии основных монастырей Афона

Монастыри Афона — настоящие музеи византийских времен. Это величественные крепости, построенные прямо на каменистых горных уклонах, с толстыми неприступными стенами. На Афоне находятся 20 монастырей. Древнейший из них, Лавра, был основан в 963 году, а позднейший, Ставроникита, — в 1542 году. Первый русский монастырь на Святой горе основан во времена князя Владимира и назывался обителью Богородицы Ксилургу, а первое письменное упоминание о нем датируется февралем 1016 года. В монастырях до сегодняшнего дня сохранились уникальные собрания древних книг, обширные библиотеки, собрания драгоценной церковной утвари, бесценных древних фресок и мозаик. Здесь же хранятся наиболее важные христианские реликвии: пояс Пресвятой Богородицы, частицы Честнаго Древа Креста Господня, нетленные мощи святых, в том числе голова святого мученика Пантелеймона в русском монастыре. Главная же афонская святыня — Дары Волхвов, находящиеся в монастыре Святого Павла. Их тайно перенесли сюда из Константинополя после падения византийской столицы в 1453 году.

Итоги круглого стола

Учитель Святая Гора Афон Для православных всего мира — одно из главных святых мест, почитается как земной Удел Богородицы. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2016 году исполняется 1000 лет от первого письменного упоминания о существовании и деятельности на Святой Горе Афон древнерусского монастыря, через который осуществлялись духовные и культурные взаимосвязи между Русью и центром православного монашества и духовности на Афоне. Несмотря на все трудности, которые сегодня переживает наше Отечество, этот юбилей имеет очень важное значение. Ведь подлинное возрождение общества возможно только через обращение к собственному духовному наследию и первоистокам, где русское святогорское монашество всегда занимало одно из важнейих мест.

—> 1000-летие русского монашества на Афоне 18+ —>

В 2016 году исполняется ровно 1000 лет русскому монашеству на Афоне. В рамках празднования запланировано около 140 мероприятий: различные конференции, фотовыставки, вечера. Большое количество паломников посетят этот уникальный духовный исторический памятник, в связи с этим актуально вспомнить основные правила пребывания там.

Всем известно, что женщинам доступ на Святую Гору закрыт. Статья 186-я Устава Святой горы Афон («Трагос») гласит: «В соответствии с древним обычаем, запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Святой горы». То есть даже животным женского пола вход на полуостров закрыт. Для женщин предусмотрено уголовное наказание (закон принят в 2005 году) в виде 12 мес. лишения свободы за проникновение на территорию Афона! Почему женщин не пускают на Афон? В Византии вход во все мужские монастыри женщинам был строго запрещен. По преданию Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие и, попав в шторм, оказались у подножия горы Афон. Увидев такую неземную красоту, Матерь Божия попросила Господа сделать Св. Гору Ее земным уделом, и по Ее завету ни одна женщина не может ступить на землю Афона.

Факты о Св. Горе Афон

  • Высота 2033 м.
  • Это самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей
  • Население Афона: 1917 г. — 10500 чел., 1903 г. — 7432 чел., 2001 г. — 2262 чел.
  • На Афоне используется исключительно Юлианский календарь.

Но не стоит отчаиваться, для женщин предусмотрена специальная программа с пребыванием в Уранополисе 4 дня и посещением Кельи Богородицы.

Въезд на Афон разрешен мужчинам ЛЮБОГО вероисповедания, но для посещения понадобится специальная разрешающая виза — т.н. Диамонитирион. Выдается документ сроком на 4 дня, если вам необходимо задержаться на Афоне, продлить свое паломничество, Диамонитирион можно официально продлить в Карее. Так, вам следует сообщить о причине продления диамонитириона, о том, что желали бы посетить дополнительно монастыри и скиты, и назвать какие. Хотя, на практике, если в монастыре есть места для ночлега и немного паломников, вас никто не выгонит с просроченным Диамонитирионом.

  • Выдается на 4 дня и включает ночлег в любом монастыре
  • В Свято-Пантелеимонов монастырь требуется особое согласование
  • Диамонитирионы священников отличаются от диамонитирионов мирян
  • Для оформления необходимы данные вашего заграничного паспорта – копия 1 стр. или точная информация (Фамилия и Имя на английском языке, дата рождения, номер паспорта)
  • Диамонитирион рекомендуется заказывать заранее, за 3 месяца до планируемой
  • Многие турфирмы оформляют «срочный Диамонитирион» за 2-3 дня до поездки
  • Официально, въезд на Святую Гору, детям благословляется с 12 лет
  • При самостоятельном оформлении стоимость 25 евро

Жизнь монахов в афонских монастырях проходит в трудах и молитвах, она целиком посвящена служению Богу. Богослужения проводятся в строгом соответствии с уставом в утренние и вечерние часы. В свободное от молитв время монахи возделывают землю, ухаживают за домашними животными, пишут иконы, изучают писания святых отцов православной церкви. Пища афонских монахов чрезвычайно бедна и не отличается большим разнообразием. Обычно это хлеб, растительное масло, вино (уставом не запрещается), оливки, бобы и овощи. Рыба появляется на монашеских столах только в дни праздников, а мясо запрещено монастырским уставом.

Поведение паломников должно быть соответствующим, согласно правилам и распорядку дня монахов.

  • Как быстро выучить иностранный язык?
  • Карпениси — Заметки для будущих путешественников
  • Пелопоннес — Заметки для будущих
  • О французском хлебе
  • Мясной четверг («Цикнопемпти»): Где лучшее мясо в
  • Бестактность, которая поможет вам испортить
  • Вина, которые сочетаются с. осенью.
  • Топ-5 новых сериалов про космос
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector